Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ'

СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИАНАЛЬНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завгородняя А.Д.

В этой статье дан теоритический анализ семьи, детско-родительских отношений, эмоциональной сферы подростков. Проведено исследования на тему связи детско-родительских отношений с особенностями эмоциональной сферы подростков. Эмпирическим путем доказано: связь детско-родительских отношений с эмоциональной сферой подростков, дан анализ разных типов семьи и их связь с эмоциональной сферой подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Завгородняя А.Д. студент 3 курса факультет Психологии НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В этой статье дан теоритический анализ семьи, детско-родителъских отношений, эмоциональной сферы подростков. Проведено исследования на тему связи детско-родителъских отношений с особенностями эмоциональной сферы подростков. Эмпирическим путем доказано: связь детско-родительских отношений с эмоциональной сферой подростков, дан анализ разных типов семьи и их связь с эмоциональной сферой подростков.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, эмоцианальная сфера подростков.

В современное время происходит ряд неблагоприятных тенденций, а именно: супружеские и детско-родительские. Неблагополучие системы семейного воспитания на данный момент есть распространенным симптомом расстройства семейного стиля воспитания такие как:

1. Возрастание случаев жестокого обращения с детьми.

2. Противоречивость воспитания.

3. Полная безнадзорность, недостаток опеки и контроля за поведением детей.

Одной из актуальных социальных проблем в настоящее время есть увеличение числа разводов, а также одно из самым трудных событий жизни и стрессогенности. Итогом распада семьи становится, существование не полной семьи, наиболее встречавшегося материнского типа. В большинстве случаев в этих семьях наблюдается ролевая перегрузка матери и, снижение эффективности воспитания.

Психологическими проблемами развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье[4].

Сжатие и обнищание общения в семье, недостаточность эмоционального тепла и принятия, низкие знания родителей о настоящих потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье приводят к трудностям в развитии детей.

В связи свыше сказанным, мы ставим целью данной работы: изучение связи типа семейных отношений с эмоциональной сферой личности подростка.

Мы предполагаем, что тип семейного воспитания имеет связь сформированием эмоциональной сферы личности ребенка, а именно:

эмоциональной устойчивостью, чувствительностью и тревожностью.

Мы рассматриваем детско-родительские отношения, а так же связь типа семейных отношений и эмоциональной сферыподростков.

1. Проведем теоритический анализ семейных отношений в зарубежной и отечественной психологии, рассмотреть типологию семьи.

2. Установим психологические особенности детско-родительский отношений в подростковом периоде.

3. Провем эмпирическое исследование, а именно на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях разного типа и влияние данных отношений на эмоциональную сферу подростка.

Анализ и рассмотрение различных теоретических источников и подходов к определению детско-родительских отношений дает возможность заключить:

• Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла.

• Критериями типологии семьи есть ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; особенности распределения ролей, профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений [5].

• В зависимости от состава семьи выделяют: нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

• Детско-родительские отношения составляют одну из самых важных подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться какнепрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностямиребенка и родителя отношения [6].

• Плохими тенденциями развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте в настоящее время есть: снижение уровня позитивного интереса со стороны матери; возрастные показатели враждебности со стороны отца; высокая степень

• Благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью, как ребенка, так и родителя.

У благоприятных семей по взаимодействию детско-родительских отношений имеют особенности: высокий уровень вербализации, направленность на партнерские отношения, равные отношения между родителями и детьми, высокий уровень эмоционального контакта родителей с подростками.

У условно благополучных семей по взаимодействию детско -родительских отношений имеют следующее особенности: средней уровень эмоционального контакта с детьми, гиперопека, вмешательство в мир ребенка, устремленность к исключению внесемейных влияний.

Условно неблагополучные семьи по взаимодействию детско-

родительскихотношений имеют особенности: низкий уровень вербализации, высокий уровень раздражительности, вспыльчивости и агрессии, излишняя строгость, низкий уровень партнерских отношений, избегания контакта с ребенком.

Подростки из благополучных семей характеризуются высокой эмоциональной устойчивостью, высоким уровням чувствительности, средним уровнем тревожности. Подростки из условно благополучных семей свойственно средней уровень эмоциональной устойчивости и импульсивности,средним уровнем тревожности. Подростки из условно неблагополучных семей характеризуются замкнутостью, эмоциональной неустойчивостью, высокой импульсивностью, высоким уровнем тревожности, высоким уровням конформизма.

Семьи I и II, а именно благоприятные и условно благоприятные характеризуются средним уровням детско-родительских отношений и семьи III типа - условно неблагополучные, в большей степени характеризуются неблагоприятными детско-родительскими отношениями.

Анализ результатов второго этапа позволяют сделать вывод, что подростки благополучных семей свойственно эмоциональнаяустойчивость, высокой чувствительностью и средним уровням тревожности.Подростки из условно благополучных семей характеризуются средним уровень эмоциональной устойчивости и импульсивности, средним уровнем тревожности. Подростки из условно неблагополучных семей в большей мере свойственно эмоциональная неустойчивость, высокаяимпульсивность, высокий уровень тревожности, высокий уровень конформизма и комформизма.

Статистически подтверждено наше предположение о связи типа семейныхотношений с эмоциональной сферой личности подростков.

Использованные источники:

1. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис.- СПб., 2008.

2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. СПб., 2007.

3. Варга, А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга.- Самара, 1997.

4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова.- М., 2007.

5. Лидерс, А. Г. Семья как психологическая система / А. Г. Лидерс.- М.: Обнинск, 2004.

6. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева.- М., 1999.

7. Селезнева Г.Н. Тревожность у подростков оставшихся без попечения родителей / Селезнева Г.Н., Саенко Д.М. / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. С. 90-92.

8. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.- СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.