DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-3-389-400
EDN: UIYLLM
Святой Бенедикт Нурсийский и значение его миссионерского опыта для Православной Церкви
Г.В. Борсуковская
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University
Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia
e-mail: galinab1@yandex.ru
Ключевые слова: миссионерская деятельность, св. Бенедикт, средневековая Европа, Орден Бенедиктинцев, монашество, монастырский устав, труд, культура, просветительская деятельность, Православная Церковь.
Key words: missionary activity, St. Benedict, medieval Europe, the Benedictine Order, monasticism, monastic charter, labor, culture, educational activities, Orthodox Church.
Резюме: В статье рассматривается миссионерская деятельность св. Бенедикта Нурсийского, жившего в Италии, в VI в. Р.Х., называемого «отцом западного монашества». Исследуются истоки и основания созданного им монастырского Устава, ставшего духовной основой для просветительской деятельности многих монашеских братств Европы. Оценивается значение этого опыта для РПЦ.
Abstract: The article examines the missionary activity of St. Benedict of Nursia, who lived in Italy in the VI c., called the "father of Western monasticism". The origins and foundations of the monastic Charter created by him, which became the spiritual basis for the educational activities of many monastic fraternities in Europe, are investigated. The significance of this experience for the Russian Orthodox Church is evaluated.
[Borsukovskaya G.V. Saint Benedict of Nursia and the significance of his missionary experience for the Orthodox Church]
Бенедикт Нурсийский - кто он?
Темой данной статьи является деятельность св. Бенедикта Нурсийского. Он жил в Италии, в первой половине VI в. по Рождеству Христову, родился в городе Нурсия, потому и называют его Бенедиктом Нурсийским. Интересен этот человек прежде всего опытом своей миссионерской деятельности, весьма успешной, хоть и пришлось начинать её практически с нуля. Основанное им сообщество монахов-бенедиктинцев с ходом времени превратилось в исторически первый монашеский орден - Орден Бенедиктинцев (лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB). «Братья, которые живут согласно уставу Бенедикта (лат. - fratres qui secundum Benedicti regulam vivunt), с конца XIII в. стали именоваться «орденом св. Бенедикта»» (Православная энциклопедия, 1998-2020).
Св. Бенедикт известен созданием монастыря Монте-Кассино, по примеру которого позднее возникло множество подобных ему бенедиктинских монастырей. Для Монте-Кассино св. Бенедикт написал монастырский Устав, «сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества» (Брокгауз и Ефрон, 1890-1907). А в 1893 г. папа Лев XIII оформил сообщество бенедиктинских монастырей в конфедерацию с аббатом-примасом, представляющим интересы Ордена в Ватикане и на международном уровне (Православная энциклопедия, 1998-2020). Эти факты показывают, как велико влияние, оказанное св. Бенедиктом на развитие монашеского движения, насколько важную страницу в истории Христианской Церкви представляет собой его деятельность. Не случайно Адальбер де Вогюе, автор одной из книг о Бенедикте Нурсийском, называет его «отцом западного монашества» (Адальбер де Вогюе, 1995). Но самым существенным аспектом деятельности св. Бенедикта является то, что основанное им сообщество монахов всегда направляло свою активность на общественную пользу. Девизом св. Бенедикта были слова «Молись и работай» (лат. - Ora et labora) и в соответствии с этим девизом строило свою жизнь Бенедиктинское братство, всю историю своего существования трудившееся для просвещения всех слоёв населения.
Историческая ситуация, в которой довелось жить и действовать Бенедикту Нурсийскому, была крайне сложной - завоеванная варварами западная часть Римской империи катастрофически теряла культурный облик, погружаясь во мрак безнравственности. Вернуть народ к христианским ценностям было тогда поистине великой задачей, решению которой бенедиктинцы посвящали все свои силы. И, надо отметить, они справлялись с ней столь успешно, что даже язычники из числа завоевателей начали пополнять их ряды, становясь монахами. Так бенедиктинцы трудятся уже почти полторы тысячи лет, вплоть до сего дня. Их миссионерский опыт, конечно же, заслуживает самого внимательного изучения.
Этот опыт тем более интересен для Русской Православной Церкви, что относится к истории ещё не разделённой Христианской Церкви, а Бенедикт Нурсийский является святым как Католической, так и Православной Церкви. Надо сказать, что в дореволюционной России было немало церквей, освященных в память святых неразделённой Церкви. Сегодня же большинство православных не знают тех, кто совершал свой христианский подвиг на Западе, хоть их имена и включены в святцы, и жития святых первого тысячелетия являются темой мало раскрытой, что обедняет наше знание церковной истории и предания.
Обращаться к опыту св. Бенедикта полезно всем верующим, но особенно - современным миссионерам, поскольку этот опыт показывает спасительную силу христианской миссии, которая может быть явлена даже в условиях, казалось бы, безнадёжных. Этому опыту посвящена данная работа, в которой внимание уделяется, прежде всего, духовным основам миссионерской деятельности св. Бенедикта, а также источникам, из которых он черпал знания и вдохновение для своей плодотворной миссии; здесь обозначаются основные вехи его жизни и приводятся некоторые оценки миссионерской деятельности св. Бенедикта и его последователей из Ордена его имени.
Написано о св. Бенедикте немало, но основные свидетельства о его жизни происходят из одного единственного документа - Второй Книги «Диалогов» Папы Григория Великого, называемого в православной традиции свт. Григорием Двоесловом (540-604), который жил в одном веке с Бенедиктом, был его учеником и последователем. На основе «Диалогов» написано немало трудов. Назовём здесь некоторые из тех, к которым обращаемся в данном исследовании: прежде всего это книга французского автора Адальбера де Вогюе - «Святой Бенедикт, человек Божий»; также книга архимандрита Августина (Никитина) «Преподобный Венедикт Нурсийский», изданная к 1500-летнему юбилею святого; «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского (Туптало); и некоторые другие.
Причины и предпосылки самоорганизации монашеских сообществ
Источниками, к которым св. Бенедикт обращался для формирования возглавляемого им монашеского сообщества, были труды христианских подвижников Востока, основанные на идеях аскетики и непосредственном опыте применения этих идей. Именно они предпослали развитие монашества в восточной части Римской империи, а стараниями св. Бенедикта монашество получило своё оформление на европейском западе. Обратимся к истории появления этих первых монашеских общин, опыт которых стал предпосылкой и основой для развития монашеского движения во всей Христианской Церкви.
История возникновения монашества восходит к апостольским временам. Оно зародилось на христианском Востоке, имея перед собой примеры св. Иоанна Крестителя и других подвижников аскезы. Вначале монашество существовало в форме отшельничества и пустынничества, недаром ведь слово «монах» происходит от слова «monos» (греч. - «один»). Во времена раннего христианства наиболее известными примерами ухода в пустыню ради общения с Богом были жития преподобных Антония Великого и Павла Фивейского. Со временем многие христиане начали присоединяться к таким монахам и строить себе жилища вблизи их келий, чтобы научиться у них правилам благочестивой жизни. Так возникало общежительное, или, говоря по-гречески - киновийное (греч. - κοινός - общий, βιός - жизнь) монашество.
На удаление от соблазнов грешного мира верующих вдохновляли, прежде всего, явленные в Евангелии слова Спасителя, обращённые к богатому юноше: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Лк 18:22; Мф 19:21). Образцом для многих сделалось «Житие Антония», написанное Афанасием Александрийским, повествующее о том, как удалившийся в египетскую пустыню отшельник достиг святости и удостоился получить от Бога дары водителя и целителя душ. Многие следовали примеру подвига пустынничества преподобного Вендиамина, святого Иоанна Молчальника и других аскетов. Также и гонения на христиан оказывали влияние на умножение числа монашествующих.
О наиболее древних монашеских уставах архимандрит Августин (Никитин) в книге о Бенедикте Нурсийском пишет следующее: «Основателем киновийной формы монашества считается преподобный Пахомий Великий († 348), написавший руководство для общежительной монашеской жизни. На основе этого древнего Устава около 340 г. в Верхнем Египте возникла первая киновийная община. Устав быстро распространялся, <…> на Востоке были известны также Уставы святого Антония Великого (250-356) и святого Илариона» (Августин Никитин, игумен, 1980). Далее о. Августин сообщает, что во второй половине IV в. св. Василий Великий ввел в Капподакии свой Устав, развивший многие положения Пахомия - он и сделался основным руководством монашеской жизни Востока. Так монашество, зародившись на христианском Востоке, к IV в. сложилось как движение и приобрело свои организационные формы. Целью его было спасение души от мира, который монахи Востока с древних времён считали «царством погибели». На Западе же в основном считали, что призвание монашества - своим трудом и влиянием покорить мир для Бога.
О путях проникновения на Запад идей восточного монашества и переводов нескольких Уставов сообщается в работе Л. П. Карсавина (1912: 12): «Монашество в средние века». Эти идеи, распространяясь на Западе, оказывали влияние на укрепление там общественной морали. Происходило это благодаря усилиям таких выдающихся церковных деятелей, как Афанасий Великий, блаж. Иероним Стридонский, св. Амвросий Медиоланский, св. Мартин Турский, блаж. Августин и другие. Сначала в западных монастырях появился Устав прп. Пахомия, переведенный на латинский язык блаж. Иеронимом. Вслед за ним появился Устав святого Василия Великого, в редакции Руфина Аквилейского (ок. 345-410). Потом преп. Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360-431) адаптировал идеи созерцательного Востока к активной жизненной позиции Запада.
В сложившихся условиях западное христианство остро нуждалось в таком церковном деятеле, который сумел бы создать новые формы монашеской жизни, соответствующие западному менталитету. И, как пишет архимандрит Августин (Никитин), «…первый, самый главный шаг в этом направлении был сделан в VI в. преподобным Венедиктом Нурсийским» (Августин Никитин, игумен, 1980).
Жизненный путь и миссия св. Бенедикта
Он родился около 480 г. в итальянском городе Нурсия, расположенном в сотне километров от Рима у подножия гор, в благочестивой христианской семье. Родители дали мальчику имя Бенедиктус, что означает «Благословенный». Кроме него, у родителей была ещё дочь по имени Схоластика. Семья была богатой и вела свою родословную от знатного римского рода Анициев.
Решающее влияние на начало жизненного пути Бенедикта оказали те драматические обстоятельства, в которые был тогда погружен весь европейский Запад. С тех пор, как в 410 г. вестготы впервые завоевали Рим, полуразрушенная Римская империя влачила жалкое существование. А в 476 г., всего за несколько лет до рождения Бенедикта, молодой император Ромулус Августул вынужден был уступить своё место германскому солдату Одоакру, которого избрало королем его войско, и на этом Западная Римская империя перестала существовать.
Когда Бенедикт достиг 14 лет, родители отправили его в Рим для обучения светским наукам, но в школе и вне её отрок столкнулся с чудовищной развращённостью и варварством, резко контрастировавшими с морально-нравственными установками его семьи. Он решил бежать и посвятить себя совсем другому жизненному пути. Также он отказался и от богатства родителей, стремясь к уединённой жизни в пустыне и чину инока. Пожертвовав внешним образованием и материальным благополучием, Бенедикт сохранил своё внутреннее целомудрие и свободу духа.
Он удалился в пустынную местность Субиако, где на обрывистых стенах узкой долины часто селились монахи. Божьим промыслом ему посчастливилось встретить одного из них по имени Романус и в нём найти споспешника своим планам. Романус облек Бенедикта в иноческий чин, поселил в неприступной пещере и начал приносить ему пищу. Три года, не говоря никому об отшельнике Бенедикте, он тайно передавал ему в пещеру хлеб, спуская его сверху на верёвке. По прошествии трёх лет полного уединения, преп. Бенедикт был случайно обнаружен местными пастухами, которые поняли, что перед ними благочестивый отшельник и отнеслись к нему с благоговением. После этого слава о новом подвижнике распространилась и Бенедикту пришлось выйти из уединения.
В 510 г. Бенедикт стал игуменом одного из пещерных монастырей Виковаро по просьбе его монахов, но вскоре опять удалился в свою пещеру, чтобы как прежде жить в полном уединении. Однако, Богу не угодно было оставлять его там одного, и к преподобному отовсюду стали стекаться люди, жаждущие его благословения и богодухновенных бесед. Многие пожелали остаться жить под руководством боголюбивого человека - они строили кельи вблизи от его пещеры и добывали себе пропитание трудом своих рук, возделывая участки земли. Число последователей Бенедикта вскоре настолько умножилось, что он разделил их на двенадцать общин, каждая из которых представляла отдельный скит, но все они вместе считали своим наставником преподобного Бенедикта. Кроме этого и некоторые известные римские семьи вручали ему своих сыновей для воспитания.
В период служения в Субиако преподобный совершил немало чудес, чему было много свидетелей. Его пытались отравить завистники, но всевидящий Бог открыл ему их злые замыслы, чем сохранил его жизнь. Он спасал тонущих и исцелял болеющих, удивлял прозорливостью учеников, предсказывая грядущее.
В 528 г. с частью своих последователей св. Бенедикт отправился в горное местечко, расположенное в Кампанье недалеко от Неаполя, где ему был подарен земельный участок. Там на горе стоял полуразрушенный городок, над которым возвышался языческий храм Аполлона. Преп. Бенедикт и братия разобрали его, приступив к работе в день Пасхи с пением «Аллилуия». На месте капища они заложили церковь в честь св. Иоанна Крестителя, «начальника и покровителя монашества», и основали Монте-Кассинский монастырь, ставший впоследствии центром бенедиктинской конгрегации. Только этим борьба преподобного против язычества не ограничилась. Как отмечает И.Н. Голенищев-Кутузов в своём исследовании средневековой литературы Италии, - «Можно сказать, что после Бенедикта не только язычники, но и полуязычники... стали анахронизмом…» (Голенищев-Кутузов И. Н., 1972).
Вскоре монастырь Монте-Кассино сделался центром богословского образования, располагавшим замечательной библиотекой и привлекавшим к себе паломников. Монахи занимались разнообразной трудовой деятельностью, а излишки продукции продавались населению по умеренным ценам, что оказывало положительное влияние на жизнь местного населения. Монастырь активно занимался благотворительной деятельностью - помогал нуждающимся и принимал больных на лечение, а монастырские стены стали надёжным убежищем для местных жителей от многочисленных нашествий варваров.
В этой обители преп. Бенедикт написал свой знаменитый монастырский Устав, который впоследствии распространился по всем европейским монастырям. Его сестра Схоластика тоже стяжала славу христианской подвижницы и основала первый в Западной Церкви регулярный женский монастырь. В 543 г. брат и сестра мирно скончались в Монте-Кассино и были погребены там же в одной могиле.
Бенедикт и Схоластика Нурсийские были причислены к лику святых. Их честные останки покоятся в монастыре Монте-Кассино. Память кончины св. Бенедикта отмечается в Католической Церкви 21 марта и 11 июля, а в Православной - 14 (27) марта; св. Схоластика почитается в Католической Церкви и также является местночтимой святой ряда православных западноевропейских епархий. День её памяти - 10 февраля (Августин Никитин, игумен, 1980).
Устав св. Бенедикта, его духовные истоки и принципы
Созданный св. Бенедиктом Устав основан на принципах Священного Писания: прежде всего Евангелия, а также некоторых других книг. При этом тексты Священного Писания рассматриваются преподобным в неотрывной связи со Священным Преданием: он исследует и творчески перерабатывает опыт восточного и западного монашества, творения прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана Римлянина и некоторых других. Таким образом, Устав св. Бенедикта вобрал в себя всё лучшее, что было создано до него, но отличается от восточных уставов тем, что написан в соответствии с более активным и деятельным характером западного монашества.
Бенедиктинский Устав строг, направлен на искоренение индивидуализма, воспитание у монахов трудолюбия и формирование монастырского сообщества как единого организма, нацеленного на угодную Богу активную деятельность. Устав закреплял принципы послушания и постоянства места монашеского служения (stabilitas loci), общежитийности (vita communis, киновия), молитвы и трудолюбия в соответствии с принципом ora et labora - молись и трудись. «Монахи рассматривались как “воины Господа”, сражающиеся в “братском строю” по уставу и под водительством аббата - наставника в “школе служения Господу”, мастера в “мастерской добрых дел”». При этом Устав не требовал от монахов измождения плоти ни трудом, ни постами, но призывал к умеренности (Православная энциклопедия, 1998-2020).
С.С. Аверинцев отмечает быстрое распространение бенедиктинского Устава из Монте-Кассино по всему христианскому Западу. В своей работе о судьбах европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью он пишет о характере влияния Устава: «…он воспитывал из века в век дисциплинированную армию монахов, способную корчевать пни и распахивать целину в необжитых местах, поддерживать в правильном состоянии раз налаженное хозяйство, систематической пропагандой обращать в новую веру языческое население. Эта равномерная, бесперебойная, согласованная работа многих людей, каждый из которых приносил свою личную своеобычность в жертву сверхличному распорядку, во многом заложила основы средневекового духовного строя» (Аверинцев, 1976). Устав св. Бенедикта сыграл важную роль и в развитии женских монастырей, впервые применённый к женскому общежитию св. Схоластикой. Со временем он выдержал множество переизданий и был переведён на разные языки. На русский его перевёл в XIX в. свт. Феофан Затворник. Важно отметить, что сам преподобный Бенедикт не предвидел столь масштабных последствий своих трудов, создавая Устав только для своего монастыря Монте-Кассино. Он не относился к Уставу как к исчерпывающему уложению правил жизни, допуская существование в каждой обители местных обычаев, что определяло своеобразие внутренней жизни каждого монастыря.
Бенедиктинское братство и его общественно полезная деятельность
Монастырь Монте-Кассино после смерти своего основателя процветал недолго; его судьба превратилась в череду падений и взлётов, он неоднократно разрушался и потом восстанавливался. Но в то же время возникло много других обителей Бенедиктинского братства. При поддержке папы Григория Великого бенедиктинские миссионеры направились в разные страны и вскоре их монастыри начали появляться в Англии, Франкском королевстве и других странах Европы.
Говоря о трудовой деятельности бенедиктинских монастырей, сошлёмся на комментарий протестантского исследователя XVIII в. Г.И. Готфрида (1744-1803). О правилах Ордена он пишет: «…они вменяли в обязанность монахов трудиться, и благодаря этому Орден принес большую пользу не одному пустынному и невозделанному уголку Европы. Как много земель во всех странах принадлежит бенедиктинским монахам, и часть этих земель первыми обработали они, <…> …заброшенные места литературы они тоже хотят расчистить и превратить в плодородные земли. Не будь Ордена св. Бенедикта, и, быть может, большая часть сочинений древности была бы безвозвратно утеряна» (Готфрид, 1977).
Действительно, бенедиктинцев называли «пахарями Европы». Деятельность их была успешной на многих поприщах. Повсюду бенедиктинские аббатства становились очагами науки, образования и просвещения, центрами культуры и благотворительности, инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений, многое сделано ими в области архитектуры, музыки, педагогики. Влияние просветительской деятельности бенедиктинцев было так благотворно, что даже язычники-лангобарды, когда-то бравшие Рим, вступали в их братство. В результате своей активной работы бенедиктинские монастыри стали главными очагами культуры Западной Европы эпохи раннего средневековья. Лишь начиная с XIII в. влияние бенедиктинцев снизилось в связи с существенными изменениями структуры европейского общества и появлением других монашеских Орденов.
Современные оценки миссии св. Бенедикта
Выше рассмотрена миссионерская деятельность святого подвижника Христианской Церкви, который с Божьей помощью совершил, казалось бы, невозможное. В самые безнадёжные годы Европы, когда варварские набеги погружали её народы в язычество, он вернул духовной жизни людей христианское содержание. В соответствии с девизом «Молись и работай» он организовал своих последователей для созидательного труда, победы культуры над варварством и жизни над смертью. В основание своего монастырского Устава он заложил принципы Священного Писания, а также опыт и идеи восточных подвижников, сумев всё это объединить, творчески переработать и привести в соответствие с местной спецификой. Применяя Устав св. Бенедикта на практике, основанный им монастырь стал успешно действующим миссионерским центром, местом спасения множества душ, примером и маяком для других монастырей.
Оценивая деятельность этого святого человека, папа Римский Павел VI в 1964 г. провозгласил Бенедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры (Православная энциклопедия, 1998-2020). Архимандрит Августин (Никитин), давая оценку деятельности братства преп. Бенедикта с позиций православного богословия, пишет, что деятельность эта представляется «...ступенями, по которым простые христиане постоянно стремятся приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека» (Августин Никитин, игумен, 1980).
В богатой сокровищнице миссионерского опыта Русской Православной Церкви есть место и опыту Бенедикта Нурсийского, что следует из Концепции миссионерской деятельности нашей Церкви, где среди наиболее перспективных направлений миссионерского служения выделяется «…обобщение накопленного опыта миссионерской деятельности с целью его анализа и дальнейшего применения» (Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, 3.8., 2007). В свете разработанной в Православном Свято-Тихоновском Университете методологии миссии, основанной на Кирилло-Мефодиевской традиции, можно оценить опыт св. Бенедикта как родственный опыту ведущих православных миссионеров, так как и тот и другой берут своё начало из одного и того же чистого истока евангельских принципов миссии, преподанных свв. апостолам Самим Иисусом Христом.
ЛИТЕРАТУРА
Августин (Никитин), архим. 1980. Преподобный Венедикт Нурсийский. - Богословские труды. 21: 221-240.
Аверинцев С.С. 1976. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. С. 17-64. - В сб.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука. 238 С.
Адальбер Де Вогюе. 1995. Святой Бенедикт, человек Божий. Гл.1 - Церковь, отмеченная монашеством; Пер. с фр. В. Бетаки, А. Стерпен; Под ред. А. Мосина. Париж, BIBLIOTHEQUE SLAVE DE PARIS. COLLECTION SIMVOL № 6. 152 с.
Бенедикт Нурсийский. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 86, 82 доп. СПб., 1890-1907.
Бенедиктинцы [Электронный ресурс]. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». - URL: https://www.pravenc.ru/text/78066.html [06.02.2022].
Голенищев-Кутузов И.Н., 1972. Средневековая латинская литература Италии. М.: Наука, 308 с.
Готфрид Г.И. 1977. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука. 704 с.
Григорий Двоеслов, свят. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань: Тип. губ. упр., 1858. (переизд.: Москва; Рига: Благовест, 1996).
Димитрий Ростовский (Туптало), свт. 2010. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. 12 книг. М.: «Ковчег», 2010.
Карсавин Л.П. 1912. Монашество в средние века. - СПб.: Изд. Акционер. Ова «Брокгауз-Ефрона». Тип. Акционер. О-ва Брокгауз-Ефрон. 110 с.
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_14 [23.02.2022].
Vogue A. de, Neufville J. 1971-1977. La regie de Saint Benoit. V. I-VII. Paris.
Поступила / Received: 10.06.2022
Принята / Accepted: 05.07.2022