Научная статья на тему 'МОНАШЕСТВО В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

МОНАШЕСТВО В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
586
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАШЕСТВО / ВОЗНИКОНОВЕНИЕ / ВОСЛОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО / ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронин Владимир

Знакомством с подвигами преподобного Антония Великого и Уставом преподобного Пахомия Запад обязан святому Афанасию Великому, который вынужден был удалиться из Александрии и несколько лет провел в изгнании. В 335 г. он прибывает в Италию, где вместе со своими спутниками авторитетно распространяет идеи восточного монашества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONASTICISM IN THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

The West owes its acquaintance with the exploits of St. Anthony the Great and the Rule of St. Pachomius to St. Athanasius the Great, who was forced to retire from Alexandria and spent several years in exile. In 335, he arrived in Italy, where, together with his companions, he authoritatively propagated the ideas of Eastern monasticism.

Текст научной работы на тему «МОНАШЕСТВО В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

335 г. он прибывает в Италию, где вместе со своими спутниками авторитетно распространяет идеи восточного монашества. «Под влиянием их рассказов и примера часть религиозно настроенных людей устремилась на Восток, часть старалась на Западе насадить восточное монашество» [3].

Вслед за Уставом преподобного Пахомия, переведенным на латинский язык блаженным Иеронимом, на Западе появился Устав святого Василия Великого, видоизмененный Руфином (ок. 345-410) и получивший распространение в Южной Италии. И тот же блаженный Иероним смог впоследствии с радостью наблюдать, как его мечты начинают сбываться. «Много, — пишет он, — монастырей, дев, бесчисленно количество монахов; и участившееся служение Богу, прежде бывшее бесчестием, становится славой» [4]. Самые выдающиеся церковные деятели проявляли попечение о монашеской жизни: святой Амвросий Медиоланский (340—397), святой Мартин Турский (336-401), блаженный Августин (354-430); они видели в монашестве действенную силу, способную укрепить Церковь Христову на ее путях служения миру.

В одних монашеских общинах подражали жизни египетских отшельников, в других руководствовались Уставом преподобного Пахомия или святого Василия Великого. В женских монастырях был распространен так называемый «Устав блаженного Августина» — мысли о монашестве, изложенные этим отцом Церкви в двух посланиях к монахиням (423 г.). В ГУ-У веках монастыри появились в Галлии, Германии и Испании; немного позднее — в Ирландии, Англии и Шотландии. Успешное развитие монашества в Европе требовало кодификации различных монашеских уставов для того, чтобы сочетать противоположные традиции отшельничества и киновии, а также учесть особенности природы и социальных условий жизни Запада.

Первый, кто предпринял на Западе кодификацию постановлений относительно монашеской жизни, был преподобный Иоанн Кассиан (ок. 360-431 гг.). Будучи пресвитером, он основал монастырь в Массилии (ныне — Марсель, Франция). Преподобный Кассиан хорошо знал быт восточных монахов; некоторое время он жил в Вифлееме в одном из монастырей, а впоследствии в течение семи лет

странствовал по Египту, знакомясь с жизнью анахоретов. Посещение Константинополя и общение со святым Иоанном Златоустом позволили преподобному Кассиану изучить особенности Устава святого Василия Великого. Около 426 года преподобный Кассиан написал свод правил относительно монашеской жизни (на Западе это сочинение известно как «Regula Cassiani»). Являясь обобщением опыта монашеской жизни нескольких поколений и учитывая особенности местных условий, Устав Кассиана оказывал известное влияние на духовную жизнь Запада вплоть до IX столетия.

«Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, западное монашество должно было теснее сблизиться с Церковью, принять участие в осуществлении ее задачи — в водворении «Царства Божия» на земле. Формы осуществления этой задачи изменялись с изменением исторических условий; сообразно с этим видоизменялись организация и формы деятельности западного монашества, постоянно служившего для Церкви источником свежих сил, орудием обновления и преобразования» [5]. Поэтому ощущалась насущная потребность в таком церковном деятеле, который воплотил бы монашескую жизнь в новые формы. И, завершая этап становления монашества на латинском Западе, этим человеком становится в VI веке преподобный Венедикт Нурсийский. Он отводит в повседневной жизни монаха значительное место физическому труду и чтению Священного Писания. Суть монашеской жизни по мысли преподобного Венедикта заключается в девизе: « Молись и трудись» - «Ora et labora (лат.)». Постепенно бенедиктинские монастыри распространились в Италии, Испании, Германии и Англии.

Развитие и формирование монашеских орденов. В дальнейшем продолжались труды по организации монашеской жизни. В VIII в. Бенедикт Аньянский осуществил намерение устроения более строгой жизни в монастыре в Аньяне. В XI в. с реформаторскими идеями выступило аббатство Клюни, отделившееся от бенедиктинцев и превратившееся в отдельный орден. Аналогичные движения наблюдаются в Лотарингии, Германии, Италии. В XI в. Ромульд основывает ряд монастырей в Средней Италии, с управлением в Камальдоли. К этому же

течению примыкают в 1057 г. валломброзанцы, с XII в. картезианцы, распространившиеся в Германии, Франции и Италии, с 1174 г. граммотенцы и цистерцианцы. В противоположность монастырям бенедиктинцев, жестко привязанным к местному политическому и социальному окружению, ордена представляли собой общеевропейские надгосударственные структуры, служившие более эффективной опорой папству. В этом отношении предшественником ордена можно считать уже клюнийское объединение. С возникновением цистерцианцев понятие монашеский орден стало включать в себя замкнутое и централизованное объединение монастырей во главе с общим контрольным органом, разъяснявшим монашеский устав. Все эти ордена отличались особенностями своих уставов и организацией управления. Некоторые ордена стали отдаваться исключительно молитве и обособляться от общества (созерцательные ордена), другие посвящали себя проповеди и делам милосердия, были ордена смешанного характера. Цистерцианским орденом заканчивается первый период развития Западного монашества, по преимуществу бенедиктинский. Следующим этапом в создании орденов стал период активного действия. Из-за организации крестовых походов, с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине, создаются военно-монашеские или духовно-рыцарские ордена: орден Госпитальеров святого Антония, орден Иоаннитов, орден французских храмовников или тамплиеров, немецкий тевтонский орден, испанские, португальские и другие. Эти ордена имели определенные практические цели, как-то: борьба с неверными, выкуп из плена, защита паломников, лечение больных. Позднее они сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень и борьбе с «неверными» в Испании и Балтии. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе. Обширные владения, призванные служить крестовым походам, стали источником их прибыльной деятельности.

В 1215 г. папа Иннокентий ГГГ 13 каноном ГУ Латеранского собора запретил создание новых орденов, предписав новым брать уставы, ранее утвержденные Римским Престолом. Но этот запрет не повлиял на создание в XIII в. в Западной Европе новых форм монашеской жизни, так называемых нищенствующих орденов (ордена полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней) - францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов: 1) францисканский орден - первый орден, не взявший на себя правил оседлости монахов (постоянного местопребывания) ради

проповеднической деятельности. Братьям предписывалась постоянная проповедь словом и примером; 2) доминиканцы -ученый орден, созданный для борьбы с еретиками; 3) кармелиты - ранее созерцательный орден, но под влиянием двух первых орденов преобразовавшийся в нищенствующий; 4) августинский орден - образовался под давлением папской власти, из-за слияния небольших монашеских групп, объединенных уставом блаженного Августина. В обязанности нищенствующих орденов входили проповедь, исповедь, миссионерство и участие в инквизиции, что предполагало принятие всеми братьями священнического сана, а также создание орденской системы богословского и лингвистического образования. В отличие от прежнего монашества, нищенствующие ордена были сосредоточены исключительно в городах. Следование Христу понималось теперь как отказ от всякого имущества, и даже крыши над головой. В «апостольской жизни» члены нищенствующих орденов видели не прообраз идеальной затворнической жизни, но пример активной деятельности в миру. Поэтому они именовали себя не «монахами» (отшельниками), но «братьями». Все эти ордена получили огромные папские привилегии и оказали огромное влияние (в ХУГ-ХУГГ вв. в Западной Европе существовал 21 нищенствующий орден) на всю духовную жизнь Западной Европы, вплоть до времен Реформации XVI в. В результате появления Реформации в ряде католических стран, католицизм стал постепенно сдавать свои позиции. С целью противодействия протестантизму возникает орден иезуитов -«Общество Иисуса», выпустившее за годы своей деятельности

обширное число миссионеров, ученых, воспитателей, духовников, подчинившее себе некоторые конгрегации.

Начиная с XVI в. появляются, так называемые, монашеские конгрегации (лат. congregatio - собрание, союз, братство), отличавшиеся от орденов менее организованной структурой управления и меньшими объемами деятельности. Начало создания конгрегаций в Римско-Католической Церкви относится ко времени появления протестантизма, когда из-за упадка орденов папство было вынуждено создать свободную армию для предотвращения опасности массового отпадения людей от церкви. Первоначальной целью этой армии было сопротивление протестантизму. Впоследствии конгрегации начали посвящать себя преимущественно воспитанию молодого поколения и уходу за неимущими членами общества. В XX в. в связи с войнами, многие ордена и конгрегации расформировываются, но восстанавливаются уже более активные полумонашеские конгрегации и приспособленные монашеские ордена, выполняющие различные виды деятельности. Также создаются совершенно новые конгрегации, такие, как, например, миссионерки Божественной Любви Терезы Калькутской, миссионерки Христа и другие.

Исторически сложившаяся структура и особенности орденов. Орденом (ordo religiosus) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого дают торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава. Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре. В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет

требование проживания члена ордена в пределах определенной территории. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена. Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому. Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом — коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемые конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется вторым орденом. При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии (третьи ордена). Терциарии не имеют самостоятельного статуса, и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности. Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales, члены которых называются «monachi regulares» («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici и ordines clericorum - «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium - «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares - «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

Современное состояние, основные направления деятельности орденов. В настоящее время к различным католическим монашеским орденам принадлежит 945210 человек. Большинство из них женщины: в мире насчитывается 753400 католических монахинь. Мужчин почти в 4 раза меньше - к мужским орденам принадлежит 191810 человек [6]. Численность монашествующих Римско-Католической Церкви постоянно уменьшается. Только за 2005-2006 гг. их количество уменьшилось на 0,76% (7230 человек)[7], хотя общая численность католиков в мире растет (по последним подсчетам их в мире 1,1 млрд. человек)[8].

В настоящее время в Католической Церкви по-прежнему существуют различные виды орденов: «созерцательные» (например, картезианцы), «смешанные» (бенедиктинцы), «деятельные» (иезуиты), «нищенствующие» (доминиканцы и францисканцы) и др. Особенностью системы католических орденов является то, что все они, без исключения, пользуются правом самоуправления в рамках устава, по которому они живут. Это означает, что после того как Папа Римский утверждает вновь образованный орден, он тем самым формально лишает себя права напрямую вмешиваться в его дела. В том же положении находится и секретарь Конгрегации по делам монашествующих, который обладает лишь властью инспектора, способного лишь проверять, как обстоят дела в том или ином ордене, но влиять на внутреннюю жизнь ордена он также формально не способен.

Современное католическое монашество находится в затруднительном состоянии. Об этом свидетельствует не только статистика, говорящая о планомерном количественном уменьшении членов монашеских орденов, но и те явления, которые возможно наблюдать сегодня в католической монашеской среде.

Изменения, произошедшие в Римско-Католической Церкви, во второй половине ХХ века непосредственно отразились и на монашестве. Призыв II Ватиканского собора

вернуться к историческим истокам, харизме настоятелей подчеркнул тем самым исконную особенность западного монашества и произвел благотворное влияние на современные ордена. Францисканцы пол. ХХ века вновь сосредоточились на простоте Франциска Ассизского и его единении с бедными, а доминиканцы в духе Доминика де Гусмана продолжили богословские занятия. Параллельно с этим оба ордена продолжили активно заниматься миссионерской деятельностью.

Но постсоборная история показала, что данные благоприятные изменения стали происходить за счет потери накопленных веками традиций. Проблему согласовать верность традициям с адаптацией к новым общественным и историческим условиям удалось не всем и не во всем.

«Новое» богословие, появившееся во многом благодаря Доминиканскому ордену и оказавшее влияние на решения II Ватиканского собора, к концу ХХ века выродилось в «экстравагантное» богословие голландских доминиканцев, потерявших принципиальное понимание богослужебной, евхаристической стороны жизни Церкви и уклонившихся в крайний протестантизм (так, они оспаривают утверждение, что в отсутствие священника миряне не могут совершать Евхаристию. «Мужчина это или женщина, гомосексуалист или гетеросексуалист, женатый или холостой - нет никакой разницы», - говорят их представители. «Главное - это та сила веры, которой они обладают»). [9]. Францисканцы, исторически зарекомендовавшие себя как орден близкий к простому населению, настолько «увлеклись» миссией, что стали осуществлять ее исходя из принципа «чтобы понять и привлечь мир, надо стать как мир». Часто, особенно это относится к Польше и Белоруссии, миссионерские молодежные реколлекции превращаются в обычные дискотеки, в которых участвуют сами братья.

Церемониальная, обрядовая сторона жизни орденов после II Ватикана также стала во многом условна. Увидеть францисканца или доминиканца в хабите теперь тоже стало непросто - современные монахи, опять же исходя из миссионерского порыва, предпочитают ходить в повседневной светской одежде. Количественный спад, наблюдаемый в современном католическом монашестве, был вызван

«уравнительной» политикой II Ватиканского собора, который хотя и признал особенность монашеского состояния, но все же не нашел его особенных отличий от статуса мирянина. Данное нововведение повлекло за собой отток людей из монашеской среды и резкое увеличение числа терциариев.

Кроме того, секулярная направленность западного общества поставила перед руководством современных орденов проблемы согласования «неприкосновенной» ценности каждой человеческой личности и фундаментального для монашества значения общины. Появилась тенденция рассматривать общинную жизнь как помеху для ведения активной миссионерской работы.

Впечатляет обширная издательская деятельность орденов. Зачастую многочисленные периодические и фундаментальные издания представляют собой опыт выражения многовекового церковного наследия при помощи современных культурных, религиоведческих понятий. В данном случае преследуется цель сделать церковное Предание доступным и понятным для современного общества. Иногда этот процесс также носит оттенок профанации.

Образовательная деятельность, которую ведут ордена, продолжает оставаться многообразной и научно обоснованной, но знамением современности уже стало засилие мирян и женщин в католической образовательной среде. Если в XIX веке францисканцев и доминиканцев из университетской среды вытеснили иезуиты, то в кон. ХХ века иезуитов, в свою очередь, потеснили миряне.

Миссионерская деятельность Доминиканского и Францисканского орденов по-прежнему приносит свои плоды, которые выражаются в организации на территории стран «третьего мира» бесплатного начального и среднего образования, медицинского обслуживания, социальной, благотворительной помощи.

Заставляет обратить на себя внимание деятельность Францисканского и Доминиканского орденов на территории России. Несмотря на особое значение, которое ордена придают миссии в России, ее (миссию) нельзя назвать удачной. Сам факт, что за 15 лет пребывания в Российской Федерации присоединившихся к францисканцам и доминиканцам

этнических русских можно пересчитать на пальцах одной руки, говорит сам за себя. Большинство насельников российских монастырей составляют выходцы из Польши, Белоруссии и Казахстана.

Благотворительная, социальная деятельность

францисканцев и доминиканцев на территории России пребывает в зачаточном состоянии. То же самое относится и к миссионерской деятельности, развернуть которую не ордена не могут, с одной стороны, из-за врожденной для нашего народа антипатии к католицизму, с другой - из-за опасности правомерно быть обвиненными в прозелитизме. Однако нельзя не признать успешной деятельность российского Издательства Францисканцев, благодаря которому на русском языке появляется литература, дающая представление о современном католицизме.

Несмотря на все перечисленные недостатки, католическое монашество по-прежнему оказывает влияние на современное западное общество и заставляет православного исследователя невольно, если не восхищаться, то поражаться многообразием своих форм и спектром видов деятельности. Многовековой опыт миссионерской, социальной, образовательной деятельности, богословское наследие орденов должны пройти оценку православных исследователей, все полезное, благоприятное для церковного развития должно быть воспринято и использовано.

[1]. Л. П. Карсавин. Монашество в средние века. СПб., 1912, с. 5.

[2]. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, т. Х1Х-а, с. 715.

[3]. Л. П. Карсавин. Цит. соч., с. 12.

[4]. Блаж. Иероним. Творения. Цит. по: Л. П. Карсавин. Цит. соч., с. 15.

[5]. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, т. Х1Х-а, с. 717.

[6]. Богословии. «Монашество у католиков теряет популярность» - http://bogoslov.ru/text/277666/index.html

[7]. Богословии «В Римско-Католической Церкви опровергают сообщения о резком сокращении числа монашествующих» http://bogoslov.ru/text/277666/index.html

[8]. Богословии. «Монашество у католиков теряет популярность» - http://bogoslov.ru/text/277666/index.html

[9]. Антиклерикальные выступления в Доминиканском ордене. -http://bogoslov.ru/text/28185/index.html

Священник Андрей Андрианов

проректор Костромской духовной семинарии, кандидат богословия

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕЛИГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ИУДАИЗМ, ИСЛАМ И БУДДИЗМ) ПО ЭТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ

Законодательство Российской Федерации.

В Российской Федерации трансплантация регулируется следующими законодательными актами и инструкциями:

1. Положения Конституции РФ (Ст.: 20, 21, 24, 41,

53),

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Ст. 47),

3. «Закон о трансплантации органов и тканей человека» (в ред. Федерального закона от 20 июня 2000 № 91-

ФЗ),

4. «О погребении и похоронном деле» (1995 г.),

Прочими подзаконными актами, определяющими выдачи медицинского

5.

Порядок

заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 мая 2007г. № 358), Порядок оказания медицинской помощи методом трансплантации органов (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 октября 2009г. №819н), Порядок констатации

Сон жезлоносца: святые Косьма и Дамиан чудесным образом исцеляют, выполняя пересадку ноги. Авторство картины присывается художнику Лос Балбасесу, ок. 1495 г.

смерти человека (утв.

Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2012г. № 950), Перечень органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007г. № 357/40).

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Объектами трансплантации могут органы (сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы) и (или) ткани человека, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук.

Государство ограничивает круг живых доноров. Согласно разд. 1 ст. 3 Федерального Закона от 20.06.2000г. № 91-ФЗ «О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.