Научная статья на тему 'История возникновения и развития католических монашеских миссий в России'

История возникновения и развития католических монашеских миссий в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
745
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЦИЗМ / КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНА / КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИЯ В РОССИИ / КАТОЛИКИ В РОССИИ / КАТОЛИЧЕСКОЕ МОНАШЕСТВО / ИЕЗУИТЫ / ФРАНЦИСКАНЦЫ / ДОМИНИКАНЦЫ / CATHOLICISM / CATHOLIC ORDERS / CATHOLIC MISSION IN RUSSIA / CATHOLICS IN RUSSIA / CATHOLIC MONASTICISM / JESUITS / FRANCISCANS / DOMINICANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кальченко Александр

Католическая Церковь является влиятельным политическим и идеологическим институтом в современном мире, и ее интересы в России проявляются в виде инициатив по созданию собственных церковных структур. Статья посвящена истории католического присутствия в нашей стране, выявлению особенностей католического вероучения, что позволит глубже понять современную социокультурную и политическую ситуацию, а также поможет определить стратегию духовного развития России и, в некоторой степени, будет способствовать сохранению православного религиозного и культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of origin and development of catholic monastical missions in Russia

The Catholic Church is an influential political and ideological institution in the modern world, and its interests in Russia are manifested in the form of initiatives for creation of their own church structures. The article is devoted to the history of the Catholic presence in our country, to identification of peculiarities of the Catholic dogma, which will allow us to understand better a current socio-cultural and political situation, as well as will help to determine the strategy of Russia's spiritual development and, to some extent, will promote preservation of the Orthodox religious and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития католических монашеских миссий в России»

18. Никулина Е.Н. Агиология [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/62031

19. Повесть временных лет. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2016. - 544 с.

20. Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_святых_новомучеников_и исповедников_Церкви_Русской

21. Святитель Игнатий Брянчанинов. Иосиф / Жития святых, написанные святыми. - М.: ДАРЪ, 2013. - 880 с. - С. 3-50.

22. Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь и труды Апостола Павла / Жития святых, написанные святыми. - М.: ДАРЪ, 2013. - 880 с. -С. 51-192.

23. Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск VI: Сборник научных трудов / По благословению Вымокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Белгородского и Старооскольского. - Белгород: СКпресс, 2017. - Вып. VI. - 306 с.

24. Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. -

384 с.

25. Чтение о Борисе и Глебе. Переложение сочинения прп. Нестора Летописца / Александр Балыбердин [Электронный ресурс] // Ridero: сайт. -Режим доступа: https:// https://ridero.ru/books/chtenie_o_borise_i_glebe/

УДК 27-75

Иерей Александр Владимирович Кальченко, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г. Белгород kalchenko-alex@mail.ru

История возникновения и развития католических монашеских миссий в России

Аннотация. Католическая Церковь является влиятельным политическим и идеологическим институтом в современном мире, и ее интересы в России проявляются в виде инициатив по созданию собственных церковных структур. Статья посвящена истории католического присутствия в нашей стране, выявлению особенностей католического вероучения, что позволит глубже понять современную социокультурную и политическую

ситуацию, а также поможет определить стратегию духовного развития России и, в некоторой степени, будет способствовать сохранению православного религиозного и культурного наследия.

Ключевые слова: католицизм; католические ордена; католическая миссия в России; католики в России; католическое монашество; иезуиты; францисканцы; доминиканцы.

Priest Alexander V. Kalchenko, graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod kalchenko-alex@mail.ru

History of origin and development of catholic monastical missions in Russia

Abstract. The Catholic Church is an influential political and ideological institution in the modern world, and its interests in Russia are manifested in the form of initiatives for creation of their own church structures. The article is devoted to the history of the Catholic presence in our country, to identification of peculiarities of the Catholic dogma, which will allow us to understand better a current socio-cultural and political situation, as well as will help to determine the strategy of Russia's spiritual development and, to some extent, will promote preservation of the Orthodox religious and cultural heritage.

Key words: Catholicism; Catholic orders; Catholic mission in Russia; Catholics in Russia; Catholic monasticism; Jesuits; Franciscans; Dominicans.

Присутствие Католической церкви в России началось со времён Киевской Руси [19], которая, как отмечает А.В. Карташев, отличалась «сравнительной веротерпимостью» [17, с. 265] и оказывала католикам гостеприимство. У них были свои храмы, богослужения в которых осуществляло латинское духовенство, были свои монастыри, которые основывались для распространения католического вероучения среди местного населения [21]. Таким образом, недостатка в контактах с Католической церковью и в её присутствии на территории Киевской Руси не было. При этом многие видели (и видят до сих пор) угрозу в том, что католики проводят свою миссионерскую деятельность в нашей стране. Так, И.А. Ильин называет недугом России католиков, которые исходят из того, что «благо» и «истина» только там, где правит Католическая церковь, где паства беспрекословно признает авторитет Папы [14]. Действительно, многие католики (например, Юзеф Дремлюг) считают, что, истинная Церковь - Католическая,

насчитывающая около миллиарда последователей во всех странах на всех континентах земного шара [10]. Католические миссии распространены практически по всему земному шару. В постановлениях Второго Ватиканского собора говорится о том, что «в институтах монашествующих надлежит всячески сохранять миссионерский дух и, в зависимости от природы каждого из них, так сообразовывать его с современными условиями, чтобы проповедь Евангелия всем народам стала успешнее» [9].

Вкратце расскажем о возникновении некоторых католических организаций и орденов в России.

Так, общественное движение «Христианская Россия» («Russia Cristiana» http://www.russiacristiana.org/) возникло в нашей стране более пятидесяти лет назад, оно создано священником Романо Скальфи, который достаточно долгое время изучал русский язык и ежедневно просматривал советскую прессу. Это движение переправляло в СССР христианскую литературу на русском языке (в основном литература была издательства самого движения). Вокруг «Христианской России» собралась группа духовных и светских лиц, которые интересовались русским религиозно-философским наследием, православием и советской действительностью. К о. Романо приезжали на консультацию и подготовку католические священнослужители, которых направляли на служение в Россию. В их числе был и Паоло Пецци (Архиепископ-митрополит католической епархии Божией Матери в Москве [2]). В настоящее время движение «Христианская Россия» активно присутствует в России благодаря фонду «Покровские ворота» (второе название - «Духовная Библиотека») [18], который действует по трем направлениям: издание, распространение книг и культурная деятельность в интересах Католической церкви.

Недавно движение «Христианская Россия» объединилось с движением «Общение и освобождение» («Communione e Liberatione» http://ru.clonline.org/), основателем которого является священник Луиджи Джуссани. Эта мощная организация получила благословение Иоанна Павла II в 1982 году, в ней священники и миряне объединены в одно целое. Ведется серьезная работа с молодёжью. Девиз братства таков: «Церковь должна быть в движении, потому что она должна мобилизовать сердце (людей) к Евангелию» [24]. К этому движению принадлежит и архиепископ Паоло Пецци. «Общение и освобождение» вступило в альянс с другой мощной католической организацией «Opus Dei» [19].

Бенедиктинцы (http://www.osb.org/) - первый в Католической церкви монашеский орден. Бенедикт Нурсийский основал в 529 г. монастырь в Монте-Кассино, а немного позже работал устав [1, с.28]. В X-XIII вв. бенедиктинцы вели свою деятельность в славянских землях и Прибалтике [5]. В 2015 г. Бенедиктинская конфедерация включает в себя более 20 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских

обителей - 393, общее число монахов - 9000 [3], из них около пяти тысяч священнослужителей [4]. Необходимо отметить, что св. Бенедикт почитается как святой и в Православии, и в Католичестве. В ХХ столетии среди бенедиктинцев появились те, кто активно интересовался Православием, и в середине века в Париже возникла первая православная бенедиктинская община, жившая в соответствии с уставом св. Бенедикта и присоединенная к Русской Церкви в 1945 году. В 1962 году под руководством своего аббата Августина (Уитфилда) к Русской Церкви присоединился монастырь Богоматери Маунт-Роял [7]. В нынешнем веке обители ордена, можно сказать, постепенно исчезают.

Одной из самых таинственных католических организаций, окутанных покровом из тайн и вымыслов, является «Дело Божие» («Opus Dei» http://www.opusdei.ru/ru-ru/ и http://opusdei.org/ru/section/opus-dei/). Надо сказать, что не все государства разрешают в своих пределах деятельность этого католического ордена. В России он официально появился в декабре 2007 года, однако неофициально действует в нашей стране 17 лет [29]. Как говорится на сайте «Opus Dei», с 1990 г. члены ордена «регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов «Opus Dei» с целью открыть в России первые центры этой организации» [15]. Как указывает О. Никифорова, примерно в начале ХХ столетия «испанский священник Хосе Мария Эскрива увидел во сне структуру своего ордена, целью которого должна была стать населённая святыми людьми земля» [19]. При этом орден заботился и о политических вопросах. Расцвет «Опус Деи» пришёлся на правление Иоанна Павла II, который утвердил «Опус Деи» в качестве своей личной (персональной) прелатуры, и орден подчинялся только римскому епископу - Папе. Следует отметить, что «Опус Деи» - не миссионерская, не благотворительная организация и не монашеский орден, а «разветвлённая, мощная структура», которая состоит в основном из мирян, занимающихся проведением духовных, политических интересов Папы, его воли в тех областях и сферах, в которых они работают [19]. «Опус Деи» стала одним из основных инструментов политики Ватикана на международной арене. И их приход в Россию является знаковым и неслучайным событием с далеко идущими планами, т.к. основатель ордена Хосе Мария Эскрива писал, что Россия - это страна, «которая со временем принесёт обильные плоды» [15]. Таким образом, организация «Опус Деи» - это организация, как говорит О. Четверикова, с «двойным дном», которая преследует как миссионерские цели (а фактически -религиозную экспансию), так и чисто политические [29].

Движение «Фоколяры» («Focolare» http://www.focolare.org/) родилось в Италии во время Втрой мировой войны (в 1943 г.). Основательница Кьяра Любич. Цель состоит в том, чтобы стремиться к миру и единству,

заповеданным в Евангелии, «преодолевая вековые предрассудки» [26], полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого члена организации своей Церкви и одновременное почтение к другим церквам, уважительный диалог с верующими других религий и людьми разных убеждений, проповедь о том, что Бог есть Любовь, что все люди объединены и сопричастны во всех сферах жизни: религиозной, социальной, экономической и политической, поэтому одна из характерных особенностей движения - «народный экуменизм»: в него могут вступать представители разных христианских конфессий. Кьяра Любич содействовала единению всех последователей Христа, «объединению христиан на основе разнообразного служения на католическом фундаменте» [19]. Сегодня они есть и в России.

С движением Фоколяров переплетается деятельность организации «Каритас» (https://sibcaritas.ru/ru/), что означает в переводе милосердие, деятельную, жертвенную любовь и подразумевает активную социальную, гуманитарную помощь [16]. В 1897 г. священник Лоренц Вертманн в Германии организовал первый епархиальный координационный центр по социальной работе среди мирян и дал ему название «Каритас». Сегодня это международная благотворительная организация, которая объединяет 164 гуманитарные католические организации, работающие практически в 200 странах мира. В середине ХХ века организация получила статус консультанта в ООН, ЮНЕСКО, Организации африканского единства и Совете Европы. В России она появилась в начале девяностых годов ХХ столетия, первые шаги «Каритас» были сделаны в Москве [8]. На территории нашей страны сегодня действует более 100 организаций «Каритаса» [19].

Салезианцы (Салезианцы дона Боско, SDB http://www.sdb.org/it/) -«мирской» католический орден, цель и задача которого - работа с миром, точнее, с детьми. Орден основан священником св. Джованни Боско: в 1861 г. он основал конгрегацию «салезианцев дона Боско» для работы с детьми и молодёжью. Исходной точкой системы воспитания, по его мнению, является беззаветная преданность воспитателя своему делу. Он требовал, чтобы его воспитатели постоянно были среди детей, даже когда те отдыхали [23]. В России эта организация представлена в сравнительно большом количестве, по национальности почти все поляки. Орден окормляет кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве. Салезианцы сотрудничают с организацией «Каритас» [19].

Доминиканцы (http://praedicatores.ru/ и http://www.op.org/en) появились в России давно. В 1228 г. в Киев приехали польские доминиканцы во главе с Яцеком (Гиацинтом), которые, кроме исполнения пастырских функций среди общин латинских католиков, должны были содействовать «воссоединению православных князей и епископов с Римом» и выполнять дипломатические миссии. В этот период Яцек вместе с тремя собратьями основал доминиканский монастырь в Киеве, а в 1320 г. в Киеве была основана

латинская епархия, первым епископом которой стал доминиканец Генрих. Центром доминиканской миссии на Юго-Западной Руси был доминиканский монастырь во Львове [6]. В 2000 г. в России имел один монастырь. К 2007 г. к нему прибавилось четыре украинских обители: в Ялте, Черткове, Фастове и Киеве. Так сложилось, что доминиканцы занимаются наукой и образованием. В 2005 г. настоятелем Санкт-Петербургского дома стал о. Геацинт Дестивелль, который руководит французским исследовательским богословским центром «ШТША», занимающимся экуменической деятельностью [19].

Францисканцы (Братья меньшие конвентуальные https://ofm.org/ и http://www.ofmconv.net/) - один из самых «старых» католических орденов, основанный в начале XIII в. католическим святым Франциском Ассизским. В настоящее время орден насчитывает около четырех с половиной тысяч братьев, работающих на всех континентах [28]. Первые францисканец -Джованни Плано Карпини - приехал в Россию в 1245 г. В постсоветскую Россию эти монахи прибыли в 1993 г., их цель - «развивать францисканскую харизму в соответствии с духом и нуждами нашего времени», вести научную, издательскую и просветительскую деятельность [27]. Российская Кустодия основана Генеральным Капитулом Ордена 21 февраля 2001 г. В ее состав входят монастыри св. Франциска Ассизского в Москве, св. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани, Матери Божией Ангельской в Калуге, св. Максимилиана Кольбе в Черняховске (Калиниградская обл.) [22]. Всего орден насчитывает около 40 братьев, приехавших из стран СНГ, Прибалтики, Румынии и США.

Орден Иезуитов (Общество Иисуса http://www.sjweb.info/ и http://www.jesuit.ru/) основан в 1534 г. Игнатием Лойолой [12]. На 2016 г. число иезуитов составляет 16 378 человек, из них 11 785 - священники [20]. В современной России орден был зарегистрирован в 1992 г. как Независимый Российский Регион Общества Иисуса. Как сказано на официальном сайте Ордена, цель его присутствия в России - «пастырская помощь Католической Церкви в РФ и странах СНГ и интеллектуальное апостольство» [20]. На территории России на сегодняшний день члены ордена присутствуют в Москве и Новосибирске [13], и можно сказать, что в нашей стране они приобрели немногих.

Ордена бывают «созерцательные» и «деятельные». Первые на пути своего духовного совершенствования делают акцент на молитвенные и аскетические подвиги, а вторые - на самоотверженном служении ближнему. Конечно, нужно сказать, что молитва сама по себе, без любви к ближнему и заботы о его спасении, так же мало угодна Богу, как и «деятельность», мало поддерживаемая молитвой [25]. Монашеских орденов много, а всех католических монахов и монахинь на земном шаре около полутора миллионов человек. Одни живут «созерцательного», замкнуто в своих тихих обителях,

молясь днем и ночью и занимаясь трудом, другие - сочетают молитву с деятельным служением обществу, ухаживают за больными в основанных ими госпиталях, приютах [25].

Кроме католических монашеских орденов, в России есть множество католических конгрегаций, братств и сестричеств, члены которых не связаны строгими монашескими обетами. Наиболее известные конгрегации: Ассумпционисты, Вербисты, Камальдулы, Кларетинцы, Лазаристы, Мариане, Ораторианцы, Пиары, Редемптористы.

Необходимо отметить, что в католичестве наблюдается тенденция не столько сохранить традиционные формы подвижничества, сколько переосмыслить монашескую жизнь в соответствии с современными реалиями, что часто является причиной недостаточно продуманных решений и действий.

Таким образом, католические ордена и организации, которые действуют на территории России, создавались в католических странах. В нашу страну эти ордена приехали для того, чтобы миссионерствовать, проповедовать католицизм, заниматься прозелитизмом, т.е. обращать других в свою веру с целью «поглощения православной веры и конечной ее ассимиляции с католичеством» [19].

Библиография

1. Августин (Никитин), архим. Орден бенедиктинцев: страницы истории / Христианское чтение, № 3 (38), 2011. - СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 2011. - 200 с.

2. Архиепископ Павел Пецци [Электронный ресурс] / Католическая Церковь в России. - Режим доступа: http://catholic-russia.ru/structure/dioceses/diocese-moscow/arhiepiskop-pavel-petstsi/.

3. Бенедиктинцы [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия. - Режим доступа: https://bigenc.ru/religious_studies/ 16x1/3361341.

4. Бенедиктинцы [Электронный ресурс] / Католическая Россия. -Режим доступа: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op =content&tid=464.

5. Бенедиктинцы [Электронный ресурс] / Открытая православная энциклопедия «Древо». - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/1447.html.

6. Блехер, Доминик. Орден братьев-проповедников (Доминиканский орден). Доминиканцы в России [Электронный ресурс] / Портал-кредо. - Режим доступа: http://www.portal-credo. ш/ site/?act=fresh&id=9 8.

7. Борисов, А., свящ. Православные бенедектинцы [Электронный ресурс] / Радио «Вера». - Режим доступа: https://radiovera.ru/pravoslavnyie-benedektintsyi.html.

8. Гомульский, Л. «Каритас» [Электронный ресурс] / Католическая Россия. - Режим доступа: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=173.

9. Документы II Ватиканского собора [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt131 .html#PC.

10. Дремлюг, Ю. Феномен русского католичества [Электронный ресурс] / Католический сайт «Ano^oyia.ru». - Режим доступа: https://apologia. ru/ articles/69.

11. Иезуиты в России. Общество Иисуса [Электронный ресурс] / Официал. портал Иезуитов. - Режим доступа: http://www.jesuit.ru/.

12. Иезуиты. Основатель ордена [Электронный ресурс] / Официал. портал Иезуитов. - Режим доступа: ШЛр^/^^^'^ий.ш/иезуиты/основатель.

13. Иезуиты сегодня [Электронный ресурс] / Официал. портал Иезуитов. - Режим доступа: http://www.jesuitru/иезуиты-в-росии/иезуиты-сегодня.

14. Ильин, И.А. О Православии и католичестве [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/o-pravoslavii-i-katolichestve.

15. История «Опус Деи» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Опус Деи». - Режим доступа: http://www.opusdei.ru/ru-ru/article/istoriia/.

16. Каритас - милосердная любовь [Электронный ресурс] / Католический центр «Каритас» Преображенской Епархии в Новосибирске. -Режим доступа: https://sibcaritas.ru/ru/.

17. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. т. I / А.В. Карташев. - Париж: Ymca-Press, 1959. - 681 с.

18. Культурный центр «Покровские ворота» [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.dbiblio.org/index.php?id=9.

19. Никифорова, М. О католическом присутствии в России [Электронный ресурс] / Русская линия. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2010/05/13/o_katolicheskom_prisutstvii_v_rossii.

20. Общество Иисуса. Иезуиты [Электронный ресурс] / Иерархия Католической Церкви. - Режим доступа: http://www.catholic-hierarchy.org/diocese/dqsj0.html.

21. Павел (Пецци), архиеп. Католическая Церковь в России: смысл присутствия [Электронный ресурс] / архиеп. Павел (Пецци). - URL: http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html.

22. Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского [Электронный ресурс] / Францисканский портал «Мир и Добро». - Режим доступа: http://www.francis.ru/index.php/ru/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.

23. Сикари, А. Портреты Святых. Иоанн (Джованни) Боско, святой [Электронный ресурс] / Антонио Сикари. - Режим доступа: http://catholic.ru/ modules .php?name=Encyclopedia&op=content&tid=2220.

24. Солодовник, С. «Личность пробуждается во встрече»: в Москве прошла встреча членов католического движения «Общение и освобождение» [Электронный ресурс] / ИФЦ «Сова». - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2017/03/d36572.

25. Тышкевич, С., свящ. Католичество [Электронный ресурс] / Католический портал «Ano^oyia.ru». - URL: https://apologia.ru/articles/5#top.

26. Фоколяры [Электронный ресурс] / Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipediа.org/wiki/Фоколяры.

27. Францисканцы в России. Общие сведения [Электронный ресурс] / Францисканский портал «Мир и Добро». - Режим доступа: http://www.francis.ru/index.php/ru/frantsiskantsy-v-rossii.

28. Францисканцы. Об ордене [Электронный ресурс] / Францисканский портал «Мир и Добро». - Режим доступа: http://www.francis.ru/index.php/ru/istoriya/obshchie-svedeniya.

29. Четверикова, О. «Опус Деи» в России: политическая миссия? [Электронный ресурс] / Журнал «Благодатный огонь». - Режим доступа: http://www.blagogon.ru/biblio/124/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.