ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ
К.Д. Чистяков
Кафедра государственно-конфессиональных отношений Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571
В статье рассматриваются некоторые аспекты внебогослужебной деятельности Римско-католической церкви, связанные с организацией и деятельностью католических орденов, организацией объединений мирян, издательской, просветительской и образовательной деятельностью, выпуском периодических изданий, рассматриваемой как социальную канва политического влияния.
Ключевые слова: католическая церковь, мягкая сила, общественные проекты.
Конец 80-х гг. XX столетия, вошедший в историю как «перестройка», ознаменовал собой начало процесса коренного преобразования нашей страны, не оставившего без изменения ни одной сферы жизни общества и государства. Безусловно, одной из позитивных тенденций этих процессов стало изменение положения религиозных организаций в России, которые получили возможность стать полноценными участниками различных общественных и социальных процессов.
Деятельность Римско-католической церкви, как и деятельность других религиозных организаций, больше не ограничена исключительно совершением необходимых таинств и регулярных богослужений и простирается на различные сферы общественной жизни.
Католическая церковь в России немногочисленна, однако имеет четкую иерархическую структуру, институт подготовки духовенства, учреждения по катехизации и образованию мирян. В России действует целый ряд католических орденов, которые являются центрами образовательной, просветительской и гуманитарной деятельности. Коротко рассмотрим те из них, которые наиболее активно проявляют себя в России.
Одним из наиболее активно действующих в России отделений ордена св. Франциска является «Орден братьев меньших конвентуальных» [1]. В России действует с 1993 г. 13 мая 2001 г. в Москве была торжественно основана генеральная кустодия этого ордена, то есть автономная административная единица, объединяющая несколько монастырей с собственным капитулом и прямым подчинением генеральному министру ордена. В состав кустодии входят следующие францисканские монастыри в России: монастырь святого Франциска в Москве, монастырь святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, монастырь Матери Божией Ангельской в Калуге, а также монастырь св. Максимилиана Кольбе в Чер-няховске (Калининградская обл.), монастырь Успения Пресвятой Девы Марии в Астрахани [2].
Монастыри служат и центрами внебогослужбеной просветительской деятельности.
Так, при францисканском монастыре Святого Антония Чудотворца в Петербурге существует «Центр христианской культуры и францисканской духовности», где проводится цикл встреч «Вторники у францисканцев» — темы их касаются разных сторон христианской жизни. Аналогичный культурный центр действует в Москве. В Новосибирске Римско-католической церковью города Новосибирска и Орденом братьев меньших (францисканцев) учреждена общеобразовательная школа. Активную работу в России ведет издательство францисканцев.
На территории России существуют и общины доминиканцев. Их деятельность сконцентрирована в Петербурге и координируется из Киева, где в 1992 г. открылся центр по управлению совместного российско-украинского викариата св. арх. Михаила. Московская доминиканская община была закрыта в конце 90-х гг. из-за недостатка братьев [1].
С 1991 г. по 2007 г. в Петербурге выходила доминиканская газета «Истина и жизнь». Сейчас внебогослужебная деятельность доминиканцев в России проводится на базе прихода святой Екатерины Александрийской, в частности в рамках встреч «Церковь и культура». Первые встречи начали проходить в 2004 г. и имели нерегулярный характер. С 2006 г. по 2009 г. наступил перерыв, с сентября 2009 г. встречи стали проходить раз в месяц [4].
В июне 1992 г. в России зарегистрирован «Независимый Российский Регион Общества Иисуса», который опекает Институт святого Фомы Аквинского в Москве. Отцами-иезуитами в Новосибирске в ноябре 2011 г. был создан культурный центр «Иниго», который объединяет в себе библиотеку и дом духовных упражнений. В России действует издательство иезуитов (при институте св. Фомы Аквин-ского), которое, как правило, переводит и издает труды видных католических богословов на русском языке, а также издает литургические тексты [5].
На территории России были открыты католические ордена и общества и с менее обширной деятельностью: Братство священников-миссионеров святого Карла Борромео, Братья-утешители из Гефсимани, кларетины, сальваторианцы, «Милосердные сестры Святого Креста», «Сестры-назаретанки», «Сестры от Ангелов» и другие [7].
Помимо монашеских орденов в России действуют и мирские католические организации, такие как Фоколари, Общество Святейшего Сердца Иисуса — католики за «Summorum Pontiflcum» и «Неокатехуменат».
Среди этих организаций особенно следует отметить общество Каритас. Это крупная международная организация действует в 198 странах и объединяет более 150 различных организаций. В нашей стране общество развернуло обширную благотворительную деятельность; заботится об инвалидах, для которых разработаны собственные программы реабилитации, престарелых и сиротах, распределяет гуманитарную помощь. Каритас имеет свои представительства в разных регионах Российской Федерации. С 1994 г. при обществе функционирует Духовная библиотека, которая в год распространяет более 100 тыс. книг религиозного содержания [2].
Говоря о внебогослужебной деятельности, нельзя не затронуть вопрос о культурной деятельности Римско-католической церкви в России. Культурные мероприятия в современном мире становятся той площадкой, на которой может встретиться современное общество и религия. В Римской курии существует особый отдел, который занимается вопросами культуры: Папский Совет по вопросам культуры был учрежден в 1982 г. Папой Иоанном Павлом II, чтобы в нынешнее время способствовать диалогу и сотрудничеству между церковью и различными культурами.
В первую очередь к такого рода деятельности Римско-католической церкви в России необходимо отнести организацию различных просветительских встреч на базе приходов и католических общин. Если начинать с Москвы — то центром, несомненно, является католический Собор Непорочного Зачатия Божией Матери. Здесь проходят концерты органной и классической духовной музыки, фестивали, выставки, просветительские и образовательные встречи. В Санкт-Петербурге также регулярно проводятся концерты органной музыки и старинной классической музыки.
Подобная практика проведения концертов существует и в других крупных городах (католических приходах) России — в Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Тобольске, Саратове.
Интересным примером такой деятельности служит организация культурных центров, которые не имеют яркой и конкретной конфессиональной привязанности. Московский культурный центр «Духовная библиотека» (культурно-просветительский центр «Покровские ворота») зародился на заре 90-х гг. XX в. «Духовная Библиотека» создавалась как центр по изданию и распространению духовной литературы, и основными его задачами были просветительская, культурная и издательская деятельность. Соучредителями центра «Покровские ворота» являлись, и являются католическая благотворительная организация «Каритас» европейской части России, итальянский католический фонд «Христианская Россия» и «Христианский образовательный центр во имя свв. Кирилла и Мефодия».
На постоянной основе в центре проходят научно-образовательные встречи, организуются дискуссионные площадки, театральные представления и музыкальные вечера.
К подобным организациям, успешно работающим в России, относится и независимая общественная некоммерческая организация «Искусство добра». В ее основные задачи входит популяризация западноевропейской духовной музыки в современной России. Ежегодно фонд организует более ста концертов духовной музыки, которые посещает около тридцати тысяч человек. Помимо концертной деятельности Фонд занимается проведением различных смежных проектов — мастер-классов, семинаров, курсов, фестивалей.
Изменения положения религиозных организаций в нашей стране 20 лет назад сразу обнажило большое количество проблем, связанных часто с самыми обыденными вещами. Одной из остро стоящих проблем стала нехватка литературы как богослужебной, так и просветительской. Для долгосрочного решения этих
проблем было необходимо организовать издательство на территории России, а не завозить литературу, изданную за рубежом. В России был открыт целый ряд издательств.
С 1993 г. в Москве действует издательство «Паолине». Это издательство работает во многих странах мира и занимается не только книгоизданием, но и производством фильмов, записью музыки, организацией выставок, кинофорумов, у издательства есть свой одноименный книжный магазин. В Ленинградской области действует издательство «Белый Камень», открытое в 2005 г., оно специализируется на выпуске духовной литературы восточного и латинского обряда. В Санкт-Петербурге существует издательство селезианцев при центре Дона Боско. Издательство существует при Полиграфическом колледже с 1999 г. С февраля 1994 г. действует издательство францисканцев, которое издает литературу богословского, религиозно-философского и культурно-исторического характера, а также богослужебные книги. За время своего существования издательство не только выпустило более 200 наименований книг, но и стало известным просветительским центром в масштабах России.
Пожалуй, самым крупным проектом издательства является русскоязычная Католическая энциклопедия в 5 томах. Работа над этим проектом была начата еще в 1999 г., а в 2013 г. вышел в свет последний пятый том. Занимаются францисканцы и изданием периодических изданий для русских католиков.
Еще одно издательство, «Адальбертинум», было отрыто в г. Калининград. Ряд издательств позже объединились в неформальное объединение «Ассоциация католических издателей России».
Организация издательского дела в России позволила начать выпускать периодические издания. На данный момент католических периодических изданий в России существует меньше, чем их было в середине 90-х — начале 2000-х гг. Наблюдается общая тенденция к переходу от печатных изданий к электронным ресурсам.
В 1994 г. по благословению митрополита Тадеуша Кондрусевича была открыта еженедельная католическая газета «Свет Евангелия». Газета достаточно хорошо освещала жизнь Римско-католической церкви на территории России.
Корреспонденты газеты, которая базировалась в Москве, работали в Санкт-Петербурге, Саратове, Сочи, Новосибирске, Туле, Екатеринбурге, Иркутске, Магадане, Владивостоке. В 2008 г. католическая газета «Свет Евангелия» перестала существовать, а вместо нее вышел журнал «Католический вестник — Свет Евангелия». Теперь это издание существует в интернет-формате под названием «В свете Евангелия» [3]. Также на официальном сайте архиепархии Божией Матери в Москве www.cathmos.ru можно ознакомиться с «Информационным бюллетенем».
Существуют и католические региональные периодические издания: «Католический посланец» (Красноярск), католическая газета на английском языке «Vladivostok sunrise», «Доминиканские диалоги».
В г. Новосибирске издается «Сибирская католическая газета», являющаяся официальным печатным органом Преображенской епархии в Новосибирске.
Периодические издания существуют и у католических монашеских орденов. Так, францисканцы издают журнал «Брат Солнце». Община салезианцев публикует сразу два журнала. С сентября 2010 г. издательство «Белый камень» стало выпускать новый католический журнал «Дом Непорочного Сердца».
Как правило, периодические издания не имеют масштабного характера и распространяются либо в приходских общинах, либо в конкретных приходах, окорм-ляемых разными монашескими конгрегациями.
Римско-католическая церковь в России также имеет свои телеканал (Преображенская епархия) и радио. Телестудия «Кана» была создана 2 февраля 1996 г. по инициативе епископа Иосифа Верта. Телеканал предназначен не только для католиков Преображенской епархии, но для российских католических епархий, а также для русскоязычных верующих из других стран. Главная задача студии — выпуск «Видеожурнала», посвященного жизни католической церкви России (в том числе Сибири и Дальнего Востока), Казахстана и других бывших республик Советского Союза. «Видеожурнал» распространяется бесплатно. С сентября 2000 г. студия «Кана» готовит программу «Моя Епархия», посвященную жизни католиков Западной Сибири. «IV Кана» сотрудничает с рядом телеканалов в России: МКС (Новосибирск), ОТВ-ТВЦ (Санкт-Петербург), трансляция осуществляется по средствам спутникового телевидения.
На территории России ведет свою трансляцию и «Радио Мария». Часть эфира посвящена христианским передачам (католическим и православным), есть передачи, посвященные культуре, социальные программы, а также музыка. Основная цель работы «Радио Мария», которая представлена в различных городах мира, — это через культуру, искусство и историю донести до слушателя проповедь христианского благовестия.
Как отмечалось выше, Римско-католическая церковь в России смогла организовать и целый ряд образовательных учреждений разного уровня. Главное из них — Высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов». Она была открыта в 1992 г. в Москве, а в 1995 г. переведена в Санкт-Петербург. Помимо вышеуказанной богословской школы в Санкт-Петербурге существует предсе-минария в Новосибирске.
9 ноября 1991 г. был открыт Колледж католической теологии святого Фомы Аквинского в Москве. Количество студентов первого набора — 150 человек. С 2003 г. это учебное заведение действовало как Институт философии, теологии и истории святого Фомы, а с недавнего времени это Институт святого Фомы — негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, которое предлагает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. В 1997 г. институт перешел в ведение «Общества Иисуса», которое почти с самого начала своего основания занималось преподавательской и воспитательной деятельностью в школах и университетах.
В Новосибирске с 1995 г. существует францисканская католическая школа Рождества Христова. Директор школы отец Коррадо Трабукки. В настоящее время школа аттестована трижды (в 2002, 2004, 2009 гг.) на начальной ступени. Кон-
цепция школы ясна и лаконична: «Человек—Свобода—Любовь—Семья». В ней обучаются только ученики начальных классов. Имеет образовательную лицензию, преподают в основном профессиональные педагоги. Осуществляется поддержка детей из трудных и малообеспеченных семей. Проводятся праздники, организуются спектакли с участием детей и взрослых.
С 1993 г. в городе Томске существует католическая гимназия, которая занимается общим образованием с 1-го по 11 класс. Прием в гимназию ведется независимо от вероисповедания, национальности и социального положения. Там обучаются и дети из неполных, малообеспеченных, многодетных и опекунских семей [6].
В Ленинградской области салезианцами открыт центр «Дон Боско» в г. Гатчина. Основан в декабре 1992 г., зарегистрирован в апреле 1993 г., начал занятия с 1 сентября 1993 г. В настоящий момент центр состоит из нескольких частей, основным из которых является образовательное учреждение (Школа НПО-СПО «Воспитание»). Это полиграфический лицей и Начальная школа бизнеса.
Данное учреждение давало возможность получить полное среднее образование и начальное профессиональное образование. В 2012 г. учебное заведение было реорганизовано в центр дополнительного образования и в настоящее время реализует несколько образовательных программ для детей и взрослых [8].
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что даже такой краткий и неполный обзор ярко демонстрирует, что за тот период, который прошел с момента изменения положений религиозных организаций в России, Римско-католической церкви удалось развить полноценную деятельность, аналогичную с тем, как она организована в других странах. Несмотря на то, что некоторые проекты оказались непостоянными и из-за целого ряда причин их пришлось закрыть или перевести в другой формат, можно говорить об организации системной и широкой внебогослужебной деятельности на разных направлениях общественной жизни. Это во многом становится проводником политического влияния католической церкви.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Борисов А. Католическое монашество сегодня // bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.
[2] Васильева О.Ю., Трофимчук Н.А. История религий в России. Учебник. Издание 2-е доп. изд. М.: РАГС, 2004.
[3] Орлова Л. Журналистика добровольного минимализма. Что читают, слушают и смотрят католики России // Портал religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.
[4] Портал ордена доминиканцев в России. URL: http://praedicatores.ru.
[5] Портал ордена иезуитов в России. URL: http://www.jesuit.ru.
[6] Портал католической гимназии. URL: catholicgymnasium.ru.
[7] Сайт Конференции Католических епископов России. URL: http://catholic-russia.ru.
[8] Салезианский центр им. Дона Боско. URL: http://www.donboscogatchina.ru.
[9] Францисканский портал «Мир и добро». URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.
PUBLIC PROJECTS OF ROMAN CATHOLIC CHURCH IN RUSSIA
K.D. Chistyakov
The Department of State-Confessional Relations The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Vernadskogoprosp., 82/1, Moscow, Russia, 119571
The article analyses some features of non-liturgical activity of Catholic Church, which are related to the arrangement and the occupation of catholic orders, to the arrangement of laity's association, to publishing and educational activities.
Key words: Catholic Church, soft power, public projects.
REFERENCES
[1] Borisov A. Katolicheskoe monashestvo segodnja. bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.
[2] Vasil'eva O.Ju., Trofimchuk N.A. Istorija religij v Rossii. Uchebnik. Izdanie 2-e dop. izd. M.: RAGS, 2004.
[3] Orlova L. Zhurnalistika dobrovol'nogo minimalizma. Chto chitajut, slushajut i smotrjat kato-liki Rossii. Portal religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.
[4] Portal ordena dominikancev v Rossii. URL: http://praedicatores.ru.
[5] Portal ordena iezuitov v Rossii. URL: http://www.jesuit.ru.
[6] Portal katolicheskoj gimnazii. URL: catholicgymnasium.ru.
[7] Sajt Konferencii Katolicheskih episkopov Rossii. URL: http://catholic-russia.ru.
[8] Salezianskij centr im. Dona Bosko. URL: http://www.donboscogatchina.ru.
[9] Franciskanskij portal Mir i dobro. URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.