Научная статья на тему 'Католицизм в Англии в первой половине XVII века'

Католицизм в Англии в первой половине XVII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1582
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / АНГЛИЯ / ENGLAND / XVII ВЕК / 17 TH CENTURY / РЕКУЗАНТЫ / АНГЛИЙСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ МИССИЯ / THE ENGLISH CATHOLIC MISSION / RECUSANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются основные направления деятельности английской католической миссии в стране в предреволюционные десятилетия XVII века и показано, что усилия английских католиков в это время были сосредоточены главным образом на том, чтобы сохранить свои позиции в условиях оказываемого на них давления со стороны протестантских властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATHOLICISM IN ENGLAND IN THE FIRST HALF OF THE 17 th CENTURY

The article deals with the main directions of the activities of the English Catholic mission in the pre-revolutionary decades of the 17 th century. The author shows that during this period English Catholics mainly tried to preserve their positions in England under the pressure of Protestant authorities.

Текст научной работы на тему «Католицизм в Англии в первой половине XVII века»

Àктуальные вопросы всеобщей истории и истории международных отношений

ББК 63.3(4) YAK 94(410)

В.Н. ЕРОХИН

V.N. YEROKHIN

КАТОЛИПИЗМ В АНГЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

CATHOLICISM IN ENGLAND IN THE FIRST HALF OF THE 17th CENTURY

В статье рассматриваются основные направления деятельности английской католической миссии в стране в предреволюционные десятилетия XVII века и показано, что усилия английских католиков в это время были сосредоточены главным образом на том, чтобы сохранить свои позиции в условиях оказываемого на них давления со стороны протестантских властей.

The article deals with the main directions of the activities of the English Catholic mission in the pre-revolutionary decades of the 17th century. The author shows that during this period English Catholics mainly tried to preserve their positions in England under the pressure of Protestant authorities.

Ключевые слова: католицизм, Англия, XVII век, рекузанты, английская католическая миссия.

Key words: Catholicism, England, 17th Century, recusants, the English Catholic Mission.

В современной британской историографии сохраняется интерес к изучению положения католиков в Англии в первые десятилетия XVII века. Историки обращаются к деятельности английской католической миссии, рассматривают её организационную структуру, экономическое положение и социальный статус католического духовенства, различные группы в его среде отношение протестантских властей к существовавшему в стране католическому сообществу. На основе опубликованных к настоящему времени исследований можно составить лишь общее представление об английском католицизме в XVII веке, хотя практически все вопросы в изучении английского католического сообщества, представляющиеся к настоящему времени важнейшими, не остались без внимания британских историков. Неизученной остаётся подготовка английских католических священников в семинариях и монастырских орденах в XVII веке, богословская и полемическая литература, созданная английскими католиками, и её связь с полемикой, которая шла среди католиков во Франции и на континенте, история английских монашеских орденов и английской провинции общества Иисуса, анти-иезуитское движение и братства в среде белого духовенства, деятельность епископальной организации после её создания.

Как считает Дж. Эйвлинг, в XVII веке в английском обществе произошла вторая протестантская Реформация (если иметь в виду всплеск сектантского движения в середине XVII века) и вторая католическая Контрреформация, в процессе которой английские католики глубже восприняли влияния, исходившие от континентального католицизма. Английское католическое сообщество в 1603-1642 годах, с одной стороны, сталкивалось с трудностями, с другой, пережило интенсивное религиозное возрождение и приток новообращённых, главным образом из числа интеллектуалов и аристократов.

С начала XVII века в Англии стало более ощутимым влияние континентальной Контрреформации.

Были также дополнительные причины тому, чтобы Англия стала особенно восприимчивой к культурным влияниям католической Европы. Политику Контрреформации поддерживали самые сильные в военном отношении европейские государства, и в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648) у современников, бывало, создавалось ощущение, что европейский протестантизм обречён. Дж. Эйвлинг считает, что латинская культура Контрреформации превосходила английскую в первые десятилетия XVII века по яркости и привлекательности. Из католических стран англичан более всего привлекала Франция. Немаловажно, что католицизм исповедовали жена Якова I Стюарта (1604-1625) Анна Датская, жена Карла I Стюарта (1625-1649) француженка Генриетта Мария, что стимулировало интерес к католицизму при английском дворе. И это происходило в стране, в которой законодательно утвердился протестантизм. В среде английской знати распространилась мода на портреты, написанные французскими и фламандскими художниками-католиками, на французские романы и памфлеты во французском стиле, а пьесы в театрах строились на французских и испанских сюжетах. Верхушка английского общества пила привезённые с континента кларет, испанское белое вино или портвейн. Стиль одежды, включая военную, был французским. Французский язык использовался в дипломатии, по-французски разговаривали в присутствии слуг [1, p. 74].

В первые десятилетия XVII века в Англии численность католического сообщества увеличивалась и оно превращалось в энергичное религиозное меньшинство. Католическая миссия в Англии в то время становилась всё более организованной, хотя в ней нарастала напряжённость в отношениях между белым духовенством и монашеством, особенно из ордена иезуитов. С начала XVII века численность монашества в английской миссии возрастала, и это касалось как иезуитов, так и бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев. В деятельности монахов дух контрреформационного католицизма проявлялся сильнее, хотя требования белого духовенства о сохранении роли католической иерархии тоже соответствовали характерному для Контрреформации подчёркиванию пасторской роли епископов. У современников в начале XVII века было ощущение, что католицизм в Англии переживает подъём, хотя впоследствии историки, изучавшие предреволюционные десятилетия, склонились к мнению, что английский католицизм к 1603 году был уже истощённой силой, отработавшей свои исторические роли и не вернувшей себе влияния в стране [2, p. 58-59; 3]. Состояние источников таково, что возможен только оценочный, приблизительный подсчёт количества католиков в Англии в середине XVII века. Один из самых известных специалистов в изучении английского католицизма Дж. Босси определяет численность английских католиков накануне революции середины XVII века примерно в 60 тыс. человек вместе с семьями [6, p. 188].

В основных районах распространения католицизма в Англии (на севере страны) в этот период происходил рост числа рекузантов (recusants, букв. «отказники») - лиц, отказывавшихся посещать службы в католической церкви [4]. В начале XVII века была велика роль джентри и знати в упрочении положения католицизма в Англии, старавшихся поддерживать католиков из числа своих слуг и арендаторов. Относительно больше влияния католические лендлорды имели на севере Англии. В городах существование католического сообщества испытывало опосредованное влияние джентри, имевшего городские дома. Католицизм в городской среде был распространён в основном среди ремесленников [2, p. 58-59].

На рубеже XVI-XVII веков в Англии стала возрастать численность иезуитов: в 1593 году было всего 49 английских иезуитов, но только 9 человек из этого общего числа служили в Англии. В 1610 году в Англии уже находилось 53 иезуита, а всего иезуитов-англичан было 120 человек, начала форми-

роваться английская провинция ордена. К 1641 году численность иезуитов-англичан возросла почти до 400 человек, 180 из которых находились в Англии. Белое духовенство обвиняло иезуитов в намеренном соблазнении католических священников к переходу в иезуиты для того, чтобы можно было создать английскую провинцию ордена [1, р. 77].

С 1600 года римская курия дала разрешение служить в английской миссии монахам-бенедиктинцам из числа англичан. Они стали создавать английскую конгрегацию бенедиктинского ордена, против чего возражали иезуиты, но конгрегация была всё же создана в 1619 году. Характерной чертой бенедиктинцев было тяготение к уходу от всякой деятельности в миру. В 1619-1633 годах на ситуации в бенедиктинском ордене сказывалась борьба между Францией и Испанией за то, кто возглавит движение Контрреформации в Европе, и в ордене образовались профранцузская и происпанская фракции [1, р. 80-81].

После 1617 года Джон Дженнингс воссоздал в Англии ещё и францисканский орден. Среди англичан появились также монахи-доминиканцы. Этот орден с 1580-х годов конфликтовал с иезуитами по всей Европе. Доминиканцем стал английский аристократ Филипп Хауэрд, семья которого имела такие средства, что был основан английский доминиканский монастырь в Борнхеме во Фландрии, но авторитет он приобрёл только в 1670-е годы. Английские монахи, служившие ещё в двух орденах - капуцины и кармелиты, - в понимании своего служения тяготели к умозрительности, а не к активной деятельности

К 1610 году количество учебных заведений, которые готовили к возведению в духовный сан и руководство которыми осуществляли католики, достигло 11. Это были колледжи для белого духовенства в Дуэ, Риме, Валья-долиде, Севилье, Мадриде, центры белого духовенства в Сан Лукаре и Лиссабоне, иезуитский колледж в Сент-Омере, иезуитский новициат в Лувене, два небольших бенедиктинских новициата в Дуэ и Дьелуаре. Англичане возводились в сан также и в других католических учебных заведениях, в неанглийских монастырях бенедиктинцев, францисканцев, капуцинов, минимов, августинцев, доминиканцев, кармелитов, ораторианцев.

Предполагалось, что в составе английской миссии будут представители белого духовенства, иезуиты, подготовленные иезуитами «игнацианцы» (воспитанники ордена, основанного Игнатием Лойолой), остававшиеся в составе белого духовенства, допускалось и присутствие монахов других орденов, но это не привело к миру в английской миссии. Отчуждение между белым духовенством и иезуитами усиливалось, и одним из проявлений и в некотором смысле стимулятором этого раскола была агрессивная линия в отношении иезуитов, которую проводил назначенный к служению в Англии епископ Ричард Смит. К 1642 году анти-иезуитские силы имели в английской миссии значительный численный перевес. Английские францисканцы создали провинцию в 1623 году, доминиканцы - с большим трудом в 1650-е годы, а другим католическим орденам этого в Англии сделать не удалось [5, р. 125-127].

Установлено, что после 1619 года в английской миссии увеличилось количество католических священников, прошедших ускоренный курс обучения, и такие священники были не лучше или только чуть лучше подготовлены по сравнению с не имевшими университетского образования англиканскими священниками. С начала XVII века англикане и католики критиковали уровень требований друг друга, предъявлявшихся к соискателям богословских учёных степеней, но в то же время ни те, ни другие прямо не отвергали действительность этих степеней. С 1597 года римская курия добивалась, чтобы студенты обучались в течение не менее 4 лет для получения степени бакалавра и ещё 4 года для получения степени доктора богословия, и в английской семинарии в Дуэ это распоряжение соблюдалось. По мнению исследователей, если сравнивать англиканскую и католическую систему подготовки кадров, теоретически католическая система была лучше ор-

ганизована, сильнее вовлечена в международные связи при получении образования. И англиканское, и католическое духовенство активно боролось с притязаниями женщин на право голоса в религиозных делах - женщины особенно активизировались в постреформационные десятилетия. Женская религиозность воспринималась в это время как опора суеверия, и активизация женщин в религиозных делах воспринималась современниками в целом как одно из проявлений общественного зла и недостатков неспокойного времени [5, р. 129-131].

К середине XVII века на континенте было более ста различных религиозных общин, школ, интернатов, созданных английскими католиками, и более 40, созданных ирландскими католиками, примерно дюжина, созданная шотландскими католиками. Большинство из них находились в испанской Фландрии. Было выявлено, что испанский контрреформационный католицизм не принимался англичанами, вследствие чего связи с Испанией в течение XVII века слабели. Итальянский климат большинство англичан считали тяжёлым, и в этой стране жило мало английских католиков - только из соображений престижа в Риме действовали английские семинария и женский монастырь, шотландская семинария, ирландские семинария и два монастыря. На территории Англии женские монастыри тайно создавали в Лондоне и на севере в Йоркшире в 1620-1630-е годы, а также в годы гражданской войны. В женских монастырях происходили конфликты относительно по вопросу перехода под духовное руководство иезуитов [1, р. 93, 100].

Английские католики сталкивались с трудностями в управлении единоверцами. Например, было трудно отчислить из семинарии даже при низких учебных показателях сына того, кто давал средства для этой семинарии. В английской миссии разрешали даже монахам сохранять право на пользование наследством, что делало миссионеров независимыми, приводило к нарушениям дисциплины [5, р. 115].

В период с 1598 года по 1642 год примерно 5 тыс. англичан стали католиками в эмиграции, что для тех лет было заметным явлением. В это же время около 20 тыс. англичан уехали в Америку из-за распространения влияния пуританства [1, р. 98].

Английское католическое белое духовенство 1600-1642 годов Дж. Эйв-линг называет «находившимся в депрессии меньшинством»: наиболее способные его представитель шли в монахи. Белое духовенство финансово зависело от джентри. Представители белого духовенства часто служили в бедных районах страны. Лучшие места в миссии принадлежали иезуитам, монахам. Безработных католических священников можно было найти в Лондоне, что успевали заметить в 1630-е годы даже иностранные наблюдатели. Многие семейства католического джентри, даже из числа рекузантов, предпочитали не иметь постоянного священника, а пользоваться услугами периодически приезжавших - это было дешевле, а зачастую также духовно комфортнее [1, р. 112].

Из переписки в католической миссии предреволюционных десятилетий XVII века известно, что многие из числа белого духовенства с большим раздражением относились к воспитанникам иезуитов - игнацианцам. Белое духовенство, как считают исследователи, уступало по уровню подготовки выпускникам семинарий, руководство которыми осуществляли иезуиты, было часто ниже их по социальному происхождению и больше подходило для службы среди социальных низов. В начале XVII века важнейшей целью белого духовенства в Англии было установление нормальной католической иерархии епископов, которые должны были быть назначены из среды белого духовенства. В подчинение епископам, согласно этим планам, должны были перейти религиозные ордена и светские патроны-аристократы. Назначавшиеся прежде из Рима с 1598 года для руководства миссией Верховные священники не имели полномочий епископа и власти над светскими патронами и религиозными орденами [1, р. 113-117].

В начале XVII века заметным явлением был быстрый рост католицизма среди высших классов при дворе и в стране [1, р. 122]. До 1603 года реку-занты и даже лица, имевшие жён-рекузанток, не допускались ко двору для службы. Яков I придерживался идеи о том, что конфликт между католиками и протестантами может быть решён поглощением католицизма расширившим свои идейные рамки и ещё более реформированным протестантизмом, но, как считает Дж. Эйвлинг, «замысел был великолепен, а человек, выдвинувший этот план, а также исполнение этого плана, были неполноценны». Яков I привлекал католиков на важные государственные должности, настаивая, чтобы они внешне были лояльны к церкви Англии. Католик Генри Спил-лер, женатый на католичке-рекузантке, был даже назначен ответственным в государственном казначействе за сбор штрафов с рекузантов. В 1603 году в Англии исследователи выявили 8-9 католических пэров, а в 1625 году их уже было 18 человек [1, р. 123].

При этом власти в правление Якова I также предпринимали меры, побуждавшие католиков к переходу в протестантизм. В частности, был принят закон, по которому становившийся конформистом наследник отца-католика освобождался от долгов отца государственному казначейству в платежах за рекузантство [6, р. 151].

После Порохового заговора 1605 года протестантские власти в Англии предприняли дополнительные меры для обеспечения политической лояльности католиков в Англии. Одной из таких мер стала клятва о верности королю 1606 года, содержавшая формулировки, неприемлемые для католиков из-за отрицания в них власти и авторитета папы [7, р. 106; 1, р. 117-118; 8, 9]. Большинство католических священников отказались от клятвы о верности королю, хотя в среде католического джентри было немало тех, кто её принял. Отказ от принятия этой клятвы, как считает Дж. Босси, опять сплотил английских католиков. Пороховой заговор привёл также к усилению финансового давления на них. Штрафы, взимавшиеся с рекузантов, резко возросли от 2 тыс. фунтов в 1605 году до 10 тыс. фунтов в 1606 году, власти стали активнее искать и выявлять приверженцев католичества [6, р. 39; 10]. Поначалу клятву о верности королю 1606 года власти требовали принести не очень настойчиво. Затем давление усилилось после убийства католиками французского короля Генриха IV в 1610 году, хотя представители английской католической знати, как известно по сохранившимся свидетельствам, откупались от принесения этой клятвы [7, р. 148; 4, р. 214-215; 8, 9; 11, р. 159-183].

В 1606 году против католиков были приняты два законодательных акта. «Акт в целях лучшего обнаружения и подавления папистов-рекузантов» предусматривал, что не подходящие к причастию католики будут за это штрафоваться на 20 фунтов в год. У тех католиков, которые уже платили за непосещение церкви 260 фунтов в год, разрешалось вдобавок к этому забирать две трети имущества и земли, даже если они вовремя платили штрафы. Было также постановлено, что ни одно лицо, уже осуждённое в качестве рекузанта, не могло появляться при дворе или заниматься медициной без специальной лицензии. Рекузанты и те лица, у которых исповедовала католицизм жена, не могли впредь занимать публичные должности, но в последующие годы всё же многие государственные служащие имели жён-католичек. К 1614 году казначейство получало от рекузантов в виде штрафов примерно 8 тыс. фунтов стерлингов в год - предположительно, это не вся сумма, реально выплачивавшаяся католиками. В дальнейшем преследования католиков в Англии зависели от привходящих факторов, связанных с внутренней и внешней политикой Англии, в том числе и с причудами самого короля. В связи с переговорами о браке принца Карла в Испании, затем во Франции преследования католиков смягчались, но финансовое давление возрастало [2, р. 45, 50-53; 12, р. 251-262].

Организация, созданная иезуитами, и режим управления во главе с Верховным священником просуществовали в единых организационных рамках до 1602 года, а затем у белого духовенства стала формироваться своя ор-

ганизация, иезуиты же стали развивать свою. С 1623 года существовала отдельная провинция ордена иезуитов в Англии во главе с Ричардом Блаунтом, подразделявшаяся на 12 дистриктов. Провинциал ордена жил в Лондоне или в его окрестностях, поддерживал связи с руководителями дистриктов. Иезуиты были обычно хорошо укрыты в домах джентри и знати [2, р. 64].

По мнению Дж. Босси, разделение миссии в 1602 году на иезуитов и белое духовенство привело к запутанности, дублированию в деятельности английских католиков, ограничило возможности расширения католического сообщества. К середине XVII века деятельность английской католической миссии в своих целях стала смещаться от решения задач по расширению миссии к её стабилизации. Это повлекло за собой всё более экономное использование средств и людей, ослабление усилий в миссионерской деятельности, особенно в территориально удалённых районах страны. Произошло уменьшение численности католиков в среде простого народа. Католическое джентри, во многом подчинившее в это время католических священников, поставив их себе на службу, обеспечило священникам приют и относительно большую безопасность, чем способствовало сохранению английского католического сообщества, хотя численный его состав и уменьшился [6, р. 280-283].

В связи с женитьбой принца Карла на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году в Англию был назначен епископ. Рим долгое время не реагировал на просьбы английского белого духовенства о назначении епископа в Англию, возможно, считая, что английские власти могут истолковать назначение в страну епископа из Рима как провокацию. В течение двух лет после вступления на престол Карла I католицизм имел большие возможности для открытого исповедания при дворе, что вызвало в итоге волну протестантского гнева. Католиков стали активнее облагать штрафами, но, с другой стороны, уплатившим штрафы уже не досаждали власти. В 1623-1631 годах двумя последовательно управлявшими в Англии католическими епископами Халкедонскими (наименование епархии было намеренно выбрано не совпадающим с традиционными английскими названиями), назначенными Римом, были Уильям Бишоп и Ричард Смит. Притязания Смита на расширение полномочий епископа, восстановление католической церковной юрисдикции, в том числе и церковных судов, привели к тому, что не без влияния видных английских католиков власти в начале декабря 1628 года выпустили прокламацию об аресте епископа Ричарда Смита с обвинением его в государственной измене. Обвинение распространялось также на лиц, которые его укрывали. Поэтому с начала 1629 года Смит стал жить во французском посольстве, а 24 августа 1631 года вынужден был выехать во Францию, где его устроил в церкви кардинал Ришелье [6, р. 55-59]. В результате отъезда епископа Ричарда Смита из Англии после 1631 года в XVII-XVIII веках создались условия для окончательного установления господства джентри в английском католическом сообществе. Католики в Англии стали превращаться в сообщество, которое Л. Стоун назвал «сектой, состоявшей из представителей высших классов», но без всякой иерархии в среде католического священства [13, р. 731].

Накануне гражданской войны в Англии был силён страх перед католицизмом, но никто не знал даже приблизительно, сколько там католиков. Главными виновниками всех их дурных намерений считали влияние папы и иезуитов, и в Англии не утвердилось мнение о том, что сплошь все католики - предатели [2, р. 80-82]. Но англичане считали коварство католиков и иезуитов столь многогранным, что связывали с их происками различные новые, необычные явления общественной жизни. В середине XVII века пуританин Уильям Принн даже предполагал в появлении различных политических и религиозных радикалов, в том числе левеллеров, католическую провокацию [2, р. 82-83]. Вместе с тем длительное сосуществование в Англии католического и протестантских религиозных сообществ создало предпосылки для отличающего английскую культуру терпимого отношения к адептам различных религиозных традиций.

Литература

1. Aveling, J.C.H. The Handle and the Axe. The Catholic Recusants in England from Reformation to Emancipation [Text] / J.C.H. Aveling. - London, 1976.

2. Dures, A. English Catholicism, 1558-1642 [Text] / A. Dures. - Harlow, Essex, 1983.

3. Trimble, W.J.R. The Elizabethan Catholic Laity [Text] / W.J.R. Trimble. - Harvard University Press, 1964.

4. Aveling, J.C.H. Northern Catholics: the Catholic Recusants of the North Riding of Yorkshire, 1558-1790 [Text] / J.C.H. Aveling. - London, 1966.

5. Aveling, J.C.H. The English Clergy, Catholic and Protestant, in the 16th and 17th Centuries [Text] / J.C.H. Aveling // Rome and the Anglicans: Historical and Doctrinal Aspects of Anglo-Roman-Catholic Relations. - Berlin ; New York, 1982.

6. Bossy, J. The English Catholic Community, 1570-1850 [Text] / J. Bossy. - London, 1975.

7. Questier, M. Conversion, Politics and Religion in England, 1580-1625 [Text] / M. Questier. - Cambridge, 1996.

8. Sommerville, J.P. Jacobean Political Thought and the Controversy over the Oath of Allegiance [Text] / J.P. Sommerville. - Cambridge University PhD, 1981.

9. Gifford, J.V The Controversy over the Oath of Allegiance [Text] / J.V Gifford. -Oxford University PhD, 1971.

10. Dietz, F.C. English Public Finance, 1558-1641 [Text] / F.C. Dietz. - New York, 1943.

11. Ryan, C.J. The Jacobean Oath of Allegiance and English Lay Catholics [Text] / C.J. Ryan // Catholic Historical Review. - 1942. - Vol. 28.

12. La Rocca, J.J. James I and his Catholic Subjects, 1606-1612: Some Financial Implications [Text] / J.J. La Rocca // Recusant History. - 1987. - Vol. 18.

13. Stone, L. The Crisis of the Aristocracy [Text] / L. Stone. - Oxford, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.