Научная статья на тему 'Католические монашеские ордена и история их развития иерей'

Католические монашеские ордена и история их развития иерей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5095
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН / КОНГРЕГАЦИЯ / УСТАВ / МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА / МОНАХ / КАПИТУЛ / КУРИЯ / АББАТСТВО / МИССИЯ / СТАТУТ / AN ORDER / CONGREGATION / A СHARTER / A COMMUNITY OF MONKS / MONK / CHAPTER / CURIA / AN ABBEY / MISSION / STATUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серединин Дионисий

В данной статье раскрывается понятие монашеского ордена, а также описывается история возникновения крупнейших монашеских орденов Римско-Католической Церкви. Рассматривается отличие между западной и восточной монашеской традицией, а также положение монашеских орденов в современном мире. Монашество в Католической Церкви выполняло множество различных функций, зависящих от исторического контекста, но независимо от того, к какому ордену принадлежит братия, есть несколько объединяющих целей, которые придерживалось большинство католических орденов: быть источником образования среди народа и социальным органом для помощи незащищённых слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Catholic monastic orders and the history of their development

In the article the conception of a monastic order is described, as well as the history of origin of the largest monastic orders of the Roman Catholic Church. The difference between the Western and Eastern monastic tradition is examined, as well as a position of monastic orders in the modern world. Monasticism in the Catholic Church realized many different functions, depending on historical context, but regardless of which order the brotherhood belongs to, there are several unifying goals which are common for most Catholic orders: to be a source of education among the people and to be a social organisation helping the unprotected segments of the population.

Текст научной работы на тему «Католические монашеские ордена и история их развития иерей»

(с миссионерской направленностью) Россия, Белгород - Скопин (Рязанская область)

Deneemax@inbox.ru

Католические монашеские ордена и история их развития

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие монашеского ордена, а также описывается история возникновения крупнейших монашеских орденов Римско-Католической Церкви. Рассматривается отличие между западной и восточной монашеской традицией, а также положение монашеских орденов в современном мире. Монашество в Католической Церкви выполняло множество различных функций, зависящих от исторического контекста, но независимо от того, к какому ордену принадлежит братия, есть несколько объединяющих целей, которые придерживалось большинство католических орденов: быть источником образования среди народа и социальным органом для помощи незащищённых слоев населения.

Ключевые слова: орден; конгрегация; Устав; монашеская община; монах; капитул; курия; аббатство; миссия; статут.

Priest Dionysius Seredinin, master student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod - Skopin (Ryazan region) Deneemax@inbox.ru

Catholic monastic orders and the history of their development

Abstract: In the article the conception of a monastic order is described, as well as the history of origin of the largest monastic orders of the Roman Catholic Church. The difference between the Western and Eastern monastic tradition is examined, as well as a position of monastic orders in the modern world. Monasticism in the Catholic Church realized many different functions, depending on historical context, but regardless of which order the brotherhood belongs to, there are several unifying goals which are common for most Catholic orders: to be a source of education among the people and to be a social organisation helping the unprotected segments of the population.

Key words: an order; a congregation; a Charter; a community of monks; a monk; a Chapter; a Curia; an Abbey; mission; statute.

Начиная с первых веков христианства, монашество является основой церкви — кузницей кадров для пополнения епископата, основным

источником образования среди народа, социальным органом для поддержки незащищенных слоев населения, оно также вмещает в себя множество различных функций, зависящих от хронологических рамок и исторического контекста. Но если в восточных поместных церквях не было четкого распределения функций между монахами и монастырями, и каждая обитель совмещала в себе различные формы деятельности, то в Западном христианстве, а точнее в Римо-Католической Церкви, появилась особая организация монашеской жизни, называемая орденом.

Понятие ордена как монашеской общины. Само понятие орден возникло достаточно давно. В словаре мы находим следующее объяснение: «орден (от лат. ordo — ряд) — средневековая монашеская община католической церкви с определенным уставом» [6, с.3128].

В устав жизни таких общин входили: строго определенный способ организации монашеской жизни, богослужебные особенности, одежда (облачения у каждого ордена имеют соответствующие отличительные особенности), питание и многое другое. Первым из орденов был основан Бенедиктинский орден, затем через 500 лет создан орден цистерцианцев и другие. Именно с возникновением Цистерцианского ордена в 1098 году связано именно то, что орденом стало называться объединение, которое было замкнуто и централизовано, оно включало в себя монастыри, во главе которых были координирующие и контрольные органы, соблюдающие орденские статуты, дополнявшие и разъяснявшие монашеский устав. Унификация в рамках ордена доходила до общности святых-покровителей и единообразия в архитектурном облике обителей. Подобная структура организации орденов сохранилась и поныне. Особым отличием орденов друг от друга был и остается цвет, покрой и детали монашеского одеяния, а также сферы общественного и церковного служения, за каждым закрепленные.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская Конгрегация по делам посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

История ордена бенедиктинцев. Орден бенедиктинцев считается старейшим из всех. Бенедикт Нурсййский (Benedictus) родился в 480 году в Нурсие (современная Норча, Италия), скончался в 547 году в городе Монте-Кассино. Он был одним из родоначальников западного монашества, ныне небесный покровитель Европы, автор важнейшего из латинских монашеских уставов, которому следуют ордена бенедиктинцев, цистерцианцев и картузианцев. Будучи выходцем из знатной семьи, он был отправлен в Рим для получения образования, но, не закончив курса, примкнул к группе отшельников в Афиде. Но, по мере распространения своей славы, был вынужден покинуть уединенную обитель — вначале он стал настоятелем близлежащей обители, а позже, разочаровавшись в нравах ее монахов, возглавил небольшую общину из своих любимых учеников. Для общины

Монте-Кассино Бенедикт, предположительно около 540 года, составил свой знаменитый устав [5, c. 338-350].

Устав Бенедикта (Regula Benedicti) по объему составляет пролог и 73 главы, в котором сокращены длинноты. Он юридически четкий, детальный, ориентированный на повседневные нужды, особенно в богослужении и хозяйственном управлении, в нем усилены принципы общежительского монашества и, наконец, привнесена идея автономии монастыря.

Бенедиктинки - это женская ветвь ордена бенедиктинцев преимущественно созерцательного направления. Первые их монастыри появились в VII в. Основан около 625 года монастырь в Фармутье (Франция), к VII в. относится появление монастырей в Англии. Вскоре женские бенедиктинские общины возникли по всей Европе. Вначале общины были автономными и подчинялись местным епископам, затем, под влиянием происходившего в XI в. объединения мужских бенедиктинских аббатств, стали формироваться и конгрегации бенедиктинок., которые входили, как правило, в юрисдикцию аббатов мужских конгрегаций. В XIX веке во Франции возникла Конгрегация бенедиктинок Святейшего Сердца Марии (Benedictines du Saint Coeur de Marie), которая занималась организаций пансионов для девушек. В XIX и XX вв. получили распространение (особенно в США) конгрегации, которые были ориентированы на активную деятельность в миру. Наиболее крупными из них являются: Конгрегация св. Схоластики (Benedictine Sisters of the Congregation of St. Scholastic), утвержденная Св. Престолом в 1930 году и занимающаяся школьным образованием (в 1998 году насчитывала 1161 сестру), а также Конгрегация св. Гертруды Великой (Benedictine Sisters of St.Gertrude the Great), утвержденная в 1937 году, в ведении которой находятся многочисленные школы, больницы и дома для престарелых и сирот (в 1998 году насчитывала 1127 сестер). В женской ветви Ордена св. Бенедикта в 1998 году было 4978 сестер в 246 монашеских обителях. В настоящее время часть их конгрегации и монастырей находятся в прямой юрисдикции Св. Престола, прочие — в юрисдикции местных епископов.

Вначале орден бенедиктинцев не имел централизованной структуры, будучи объединен лишь единством устава, составленного его основателем. В X-XI вв. возникли конгрегации бенедиктинских монастырей. В 1893 г. Папа Лев XIII объединил монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию. Являясь созерцательно-деятельным орденом, они уделяют особое внимание литургии. Бенедиктинцы принимали активное участие в евангелизации Европы, их аббатства становились центрами распространения христианства. Из стен их аббатств вышла целая плеяда прославленных миссионеров, среди которых — проповедовавшие в славянских землях. К XI в. бенедиктинские аббатства существовали почти во всех странах Западной и Центральной Европы, а также на Афоне. В XI—XII вв. на основе устава образовались новые монашеские ордена: камальдулы и цистерцианцы. В XIII в. в связи с изменением структуры европейского общества, бурным развитием городов и возникновением новых монашеских орденов, аббатства

вступили в период упадка. Возрождение ордена произошло в середине XIX в. В настоящее время орден представляет собой конфедерацию, состоящую из общего числа монахов — 8143 (из них 4736 священники), живущие в 347 монашеских обителях. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские аббатства оставались почти единственными очагами культуры в Западной Европе [4, с. 352]. При аббатствах действовали школы, из которых вышли практически все ученые раннего Средневековья, их библиотеки были крупнейшими в Европе, во многих аббатствах велись хроники, представляющие собой ценные источники не только по истории Церкви, но и в области политики и истории. Монахи строили дороги и возводили мосты, организовывали ярмарки, тем самым способствуя развитию международных торговых связей, строили гостиницы для путников. Почти при каждом аббатстве существовал госпиталь [1, с. 611-617].

В Новое время особенно значителен вклад в изучение и издание средневековых текстов, а также в исследование Библии и перевод ее на национальные языки. В XIX-XX вв. всемирную известность получили бенедиктинская школа живописи. Слова «молись и работай» являются своеобразным девизом монахов-бенедиктинцев. Облачение монашествующих черного цвета, состоит из длинной туники, наплечника и капюшона.

Цистерцианки — это женская ветвь ордена цистерцианцев. Первое аббатство было основано между 1120 и 1125 годом, а в 1127 был заложен филиальный монастырь в Бельмоне. В конце XII в. сформировавшаяся конгрегация цистерцианок насчитывала 18 монастырей. Ее возглавляла аббатиса, проводившая визитацию филиальных монастырей и председательствовавшая при выборах. На генеральной капитуле, состоявшемся в правление аббата Сито Вильгельма II (1186-1189), было принято решение о подчинении конгрегаций цистерцианок мужской ветви ордена. Для них назначался аббат-отец (pater immediatus) из числа цистерцианцев. Однако уже в 1222 г., в связи с быстрым ростом числа монастырей, цистерцианцы обратились к Апост. Престолу с просьбой, чтобы для них капелланами назначались епархиальные священники, а не священники ордена.

В 1237 году был составлен сборник постановлений, в котором были закреплены 2 вида юрисдикции аббатств — одна часть находилась в юрисдикции Ордена цистерцианцев, другая — в юрисдикции епархиальных епископов.

В Средние века в ордене существовала сословная иерархия, присущая феодальному обществу. Цистерцианки разделялись на 2 категории: монахини, происходившие, как правило, из дворянского сословия, из королевских и княжеских родов, и конверситки — из крестьян. В XVIII-XIX вв. они начали принимать активное участие в обучении детей: организовывали пансионы и школы для девочек. В 2010 году цистерцианки насчитывали 1285 монахинь и 86 обителей. Часть монастырей на данный момент находится в юрисдикции генерального капитула Ордена цистерцианцев, но большинство — в юрисдикции епархиальных епископов.

Цистерцианцы являются мужской ветвью цистерцианского ордена. Возникновение этого ордена связано с воплощением в жизнь идеалов монашеского движения XI в., делавшего упор на созерцательной жизни вдали от мира, аскетизме и точном соблюдении устава св. Бенедикта. Хотя орден имел созерцательную направленность, многие принимали активное участие в формировании политики Церкви: становились Римскими папами, кардиналами и епископами, выполняли миссии, организовывали борьбу с ересью, создавали рыцарские ордена. Аббатства цистерциан приобрели большие земельные владения, где развивали сельское хозяйство. В ордене был введен институт конверсов, которые не приносили монашеских обетов, но подчинялись орденской дисциплине. В 1281 г. аббатства, насчитывающие более 80 монахов, организовали школы свободных искусств и богословия [9, с.223].

В настоящее время орден цистерциранцев включают 13 конгрегаций, около 1669 монахов (из них 730 священники) и 96 монастырей [7, с. 136].

Орден оказал большое влияние на переход от романского стиля к готике. Новый стиль в архитектуре отвечал идеалам нового монашества, с которым ассоциировали свой орден цистерциранцы. Именно они способствовали стремительному распространению готического стиля в Европе. Все обители ордена объединены в конгрегацию, управляемую генеральным капитулом, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; капитул назначает ответственных за ежегодную инспекцию всех монастырей [10, с. 176-180].

Иезуиты, или Общество Иисуса (лат. Societas Jesu, исп. Compaflia de Jesus) это монаш. орден, основанный Игнатием Лойолой и осуществляющий апостольское служение в разнообразных формах, особенно в миссионерской, просветительской и научной деятельности. Первый шаг к созданию Общества Иисуса был сделан в 1534 году, когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники принесли обеты бедности, целомудрия и апостольского служения в Святой Земле или, в случае, если оно окажется невозможным, в других частях света, определенных Папой Римским. После того как в последующие годы ввиду неблагоприятной политической ситуации Игнатию пришлось отказаться от планов апостольской деятельности на Святой Земле, он основал в Риме Общество Иисуса «для работы во имя спасения душ и для защиты Церкви» под девизом «Ad maiorem Dei gloriam («К вящей славе Божией») [2, с.320]. Игнатий разработал и пространную Конституцию Общества Иисуса. Вначале численность ордена была ограничена 60 членами, но спустя 4 года это ограничение было снято. Строгая иерархическая структура Общества Иисуса служит в нем основой четвертого монашеского обета послушания Папе как высшему духовному главе ордена. Разнообразная пастырская и миссионерская деятельность, связанная с частыми перемещениями, стала причиной того, что иезуиты приняли в каждодневной жизни обычаи местного духовенства и, в конце концов, отказались от особой формы одежды.

Еще при жизни Игнатия Лойолы орден начал играть важную роль в жизни Церкви, что выразилось в участии иезуитских богословов в Тридентском соборе. Далее орден укрепил свое положение в Германии и Франции, а при генеральном настоятеле Аквавиве (в 1581-1615 гг.) получил особенное развитие и развернул миссионерскую деятельность в Китае, на Филиппинах, в Индокитае, на Ближнем Востоке, в Канаде и Парагвае. Многие иезуиты были духовниками и советниками королевских особ.

В этот период орден стал играть первостепенную роль в сфере европейского образования, основанную на глубоком изучении латинского языка (а во мн. случаях — и греческого) и литературы. В 1940 году развитие ордена прерывалось кратковременными преследованиями в отдельных странах Европы и Латинской Америки. После Второй мировой войны происходило бурное развитие иезуитского ордена в Азии (особенно в Индии) и Африке. Однако в результате общего кризиса монашеских призваний, возникшего после II Ватиканского собора, число иезуитов уменьшилось.

Духовность, научно-образовательная и общественная деятельность. Направление духовности иезуитов было определено мистическим и молитвенным опытом Игнатия Лойолы и выразилось в «стремлении помогать душам» для большей славы Бога. Основное призвание — участвовать в деле спасения, «сопутствовать» Иисусу Христу. В этой миссии, согласно принципам, на первом месте должен стоять личный выбор человека, его желание встретиться с Богом. Этот выбор обязательно должен сопровождаться готовностью «предать себя в руки Господа»; благоразумной любовью (Caritas discreta), характеризующейся великодушием, самоотверженностью и постоянством; послушанием, связанным с участием в послушании Сына Отцу и Духу Святому «вплоть до смерти крестной» и выражающимся в разнообразной апостольской миссии; исполненным любви смирением (humili- tas amoroso) перед Творцом и всеми творениями [3, с.360].

Духовность ордена иезуитов характеризуется христоцентризмом, выражающимся в утверждении того, что люди призваны Христом к жертвенному участию в Его спасительной миссии. Эта духовность стала неотъемлемой частью католической традиции и принесла обильные плоды в духовных подвигах и трудах святых и ученых, которых дало миру Общество Иисуса. Орденом создано множество научных центров, музеев и библиотек, иезуиты ведут активную общественную деятельность и миссионерскую деятельность. В 1699 году иезуиты руководили в Индии четырьмя типографиями, издавали тексты Библии и катехизисы на различных языках и наречиях, школьные учебники [8, с.265-286]. В Японии миссия развивалась очень динамично: к 1593 г. в этой стране работало более 150 иезуитов, которые служили в 207 приходах и 217 тыс. верующих. В Китае число китайцев, принявших крещение, значительно возросло, их было уже 150 тыс., а во второй половине XVII в. приняли рукоположение в священники первые иезуиты китайского происхождения [11, с.84-90]. В Африку иезуитские миссионеры прибыли еще при жизни Игнатия Лойолы.

В настоящее время Общество Иисуса насчитывает около 20 тыс. чел. (из них 14 368 священники) и 1758 обителей в 122 странах мира. Генеральная курия ордена находится в Риме. Нынешний Папа Римский — Франциск, избранный 13 марта 2013 года является членом ордена иезуитов.

Подводя краткие итоги, можно сказать, что развитие католического монашества на протяжении веков было достаточно динамично. Были показаны сферы влияния, основные виды деятельности католических монашеских орденов. Таким образом, можно сделать следующий вывод: монахи и монахини в католицизме в большинстве своем занимались и занимаются по настоящее время всякого рода социальными работами — уход за нищими, работа в госпиталях, наукой, просвещением, активно ведут миссионерскую деятельность по всему миру. Если православные монахи большую часть времени занимаются своей душой и духовным развитием, это их основная цель, то для католических монахов главным является научно-социальная работа.

Библиография

1. Бенедиктинцы / Православная энциклопедия. Т.4.

2. Бёмер Г. История ордена иезуитов. - Смоленск, 2002. - 320 с.

3. Губер Ж. Иезуиты: Их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. - СПб., 1899.

4. Мулен Лео, Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.). - М.: Молодая гвардия, 2002.

5. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - М., 1998.

6. Толковый словарь русского языка. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940. — 3128 с.

7. Фроссар Андре, Соль земли. О главных монашеских орденах. -Б.: Жизнь с Богом, 1973.

8. Федин А. В. Формирование концепции миссионерской деятельности Общества Иисуса // Диалог со временем: Альм. интеллектуальной истории. - М., 2005. Вып. 14. - С. 265-286.

9. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. - М., 1995.

10. Цистерцианцы / Католическая энциклопедия. Т. 5. - М.: Изд. францисканцев, 2012.

11. Шаталов О.В. К вопросу о характере «проповеднической» деятельности европейских миссионеров в Китае XVIII в. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. - М., 1986. -Ч. 1. - С. 84-90.

Магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.