Научная статья на тему 'Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики'

Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
783
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петракова Т. И.

В статье рассматриваются проблемы современной педагогики в свете святоотеческого учения, которое очень много может дать для дальнейшего развития теории и практики образования. Основанное на личном духовном опыте, а потому имеющее индивидуальный подход, рассчитанное на любой возраст физический и духовный, обращенное к целостному человеку его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе, оно покоится на абсолютных истинах и не подвержено идеологическим колебаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 2. С. 7-22

Святоотеческое учение и проблемы

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Петракова Т.И.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ

В статье рассматриваются проблемы современной педагогики в свете святоотеческого учения, которое очень много может дать для дальнейшего развития теории и практики образования. Основанное на личном духовном опыте, а потому имеющее индивидуальный подход, рассчитанное на любой возраст - физический и духовный, обращенное к целостному человеку - его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе, оно покоится на абсолютных истинах и не подвержено идеологическим колебаниям.

Обращение к православному учению о спасении, святоотеческому наследию, аскетическому опыту христианских подвижников очень много дает для теории и практики образования. Точность формулировок, твердые методологические основания, глубокие педагогические выводы, подтвержденные собственным опытом подвижников, - все это вызывает повышенный интерес к культуре православия, к христианской педагогике.

Обратимся к некоторым, наиболее важным педагогическим категориям: «человек», «воспитание», «образование», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание» и рассмотрим их в святоотеческом понимании.

Самое всеохватное определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология - традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека, и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим определяется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому - это его тело, и невидимому, духов-

ному (трансцендентному) - это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, - пишет митрополит Питирим (Нечаев), - ...определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я»1.

Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

Образ Божий человеку дан, подобие задано, поэтому конечная цель его земной жизни - достичь идеала богоподобия (обожения, святости). Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Быть образом Божьим - значит, быть существом личным, то есть свободным и ответственным.

Восходя к святоотеческому всеохватному пониманию человека, христианская педагогика дает наиболее точное определение воспитания и образования, которое носит абсолютный характер и не зависит от течения времени. Отметим здесь, что заслуга введения христианского аспекта в научно-педагогический обиход принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому.

Слово «вос-питание» предполагает доброкачественную пищу для души и тела. В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством - Евхаристией, Божественной литургией. В переводе с греческого языка «литургия» означает «общее дело». В этом общем для верующих деле открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе2. Абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом. Он получает силы к изменению самого себя, познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» - интеллектом, волей, чувствами.

Согласно святоотеческому учению невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благода-

1 Питирим (Нечаев), митрополит. Тело, душа, совесть: Учение о человеке в христианской традиции и современное общество // Малая церковь. М., 1992. С. 208.

2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России. Доклад на встрече с членами Российской академии образования // Педагогика, 1995. № 3. С. 75.

ти. «Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма... подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами»3.

В понятие «воспитание» входит также представление о возращении, росте, заботе, то есть становлении человека: «Христианское воспитание есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем»4, а оно, безусловно, связано с обучением, которое должно давать «знания о Боге». Но главная задача христианского воспитания - это не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8).

Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания.

В трудах И.-Г Песталоцци этому вопросу уделено много внимания. Целью воспитания и конечным результатом его он считал воспитание «силы сердца в любви», для чего (так же, как и для умственной деятельности) необходимо упражнение. «Возвышение сердца», по его мнению, должно поднять человека до ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природы5.

Заслуживает особого внимания точка зрения ряда педагогов, ученых о том, что воспитание должно включать в себя такое понятие, как «подвиг», особенно если взять за основу расширительное толкование этого слова у Владимира Даля - «движенье, стремленье»6. Это мнение высказывает и русский философ И.А. Ильин. Он утверждает, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте7. Об этом же пишет современный богослов, священник Александр Салтыков, утверждая,

3 Питирим (Нечаев), митрополит. Указ. соч. С. 213.

4 Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского ду-шепопечения юношества. Рукопись. Санкт-Петербургская Духовная академия, 1991. С. 5.

5 Песталоцци И.-Г. Письмо к другу о пребывании в Станце; Его же: Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания // Песталоцци И.-Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981. Т. 2. С. 81-86, 129.

6 Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1989. Т. 3. С. 164.

7 Ильин И.А. Путь очевидности // Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. М., 1994. Т. 4. С. 415.

что подвиг есть необходимое условие духовной жизни и воспитания личности8.

Всем известны строки философа и поэта А.С. Хомякова:

Подвиг есть и в сраженъи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпенъи,

Любви и мольбе.

Известный русский философ Г. П. Федотов считает, что если творчество в искусстве и науке, высокая духовная (т. е. молитвенная, аскетическая) жизнь - удел немногих, то нравственный подвиг доступен любому человеку9.

Понимание подвига как жизненного креста находим у В.В. Зень-ковского10. «Вписанный в человека крест» (то есть тайна своеобразия личности, ее талант) определяет внутреннюю логику духовных исканий человека. Вместе с тем «крест» указывает педагогу задачу и направленность воспитательной деятельности по отношению к каждому ребенку.

Таким образом, христианская педагогика говорит о воспитании как о «возвышении» сердца как центра духовной жизни, как главной силы любви. Эта задача необходимо включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанником своего особого пути, своего «креста» - того подвига, который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной. Воспитание предполагает также воцер-ковление, когда ребенок в свободном, проникнутом любовью и братством единении раскрывает свои таланты, всю полноту своей личности.

Христианское образование как раскрытие образа Божия в человеке покоится на христианском воспитании. С домом на песке сравнивает образование без воспитания проф. М.И. Андреев11. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным12. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», -пишет И.-Г. Песталоцци13.

8 Салтыков A.A. Христианские аспекты эстетического воспитания // Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики: Опыт, проблемы, решения. М., 1993. С. 37.

9 Федотов Т.П. В защиту этики / Философия и жизнь. 1991. № 9. C. 50.

10 Зенъковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 53-54.

11 Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. М., 1991. С. 10.

12 Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. М., 1994. Т. 4. С. 409.

13 Песталоцци И.-Г. Указ. соч. С. 82.

И действительно, если воспитание это прежде всего забота о сердце, исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование». Оно связано с формированием правильного образа мыслей, правильного (в данном контексте - христианского, православного) мировоззрения.

Воспитание начинается с появления ребенка на свет, являясь фундаментом, на котором впоследствии будет созидаться здание образования. Образование занимает подобающее ему место с пробуждением и расширением сознания ребенка, его души. Святитель Феофан Затворник пишет: «...Душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после»14.

На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и формирует ее содержание.

Здесь необходимо еще раз вернуться к определению понятия «душа». Одно из главных его значений в христианской антропологии -личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может15. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, несмотря на постоянный поток сознания, смену впечатлений и ощущений, круговорот обмена веществ, - пишет митрополит Питирим, - эта устойчивость определяется именно душой, нематериальным субстратом, в котором... заложена вся информация о нашем «я»16.

Несмотря на устойчивость тела в пределах земной жизни и души (даже в пределах вечности), психическая жизнь человека, область взаимодействия души и тела неустойчива и подвижна. Эта неустойчивость и подвижность объясняется неустранимыми противоречиями в самом бытии человека. По своей физической природе он всецело принадлежит внешнему миру и наряду с другими вещами (объектами) мира подчиняется всеобщим законам земного существования. По природе своей личности, как образ Божий, он сознает себя более, чем «вещью мира». Сознание выводит его за пределы материального и заставляет искать особого назначения в мире. «...Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущ-

14 Епископ Феофан. Путь к спасению. Репринтное издание. М., б/г. С. 34.

15 Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. СПб., 1996. С. 64-66.

16 Питирим (Нечаев), митрополит. Указ. соч. С. 208.

ности сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе»17.

Найти ответ на «загадку о себе», на мучительные вопросы, когда «правда жизни» и «правда сознания» предстают перед человеком со всей силой рокового вопроса жизни: «Быть или не быть?» и «Зачем быть?», можно только в христианстве. Вера в Бога, пусть поначалу очень слабая, заставляет человека искать живого общения с Ним и постепенно открывает в Боге живой образ истинного бытия.

Но личная вера, как состояние сознания, вещь непостоянная. В зависимости от разных причин она может колебаться, возвышаться и ослабевать, являя перевес то тела, то души. Для развития и укрепления этого «духовного зародыша» и необходимо христианское образование. «Христианское вероучение, - пишет проф. В.И. Несмелов, -раскрывает человеку предвечное разумное основание бытия и утверждает действительность его вечного смысла»18.

Отличительной чертой христианского образования (как отличительной чертой христианства вообще) является связь христианского познания истины с жизнью по истине, поэтому центр христианского образования, как и христианского воспитания, - Божественная литургия (именно в этой особенности заключена главная сложность преподавания христианского вероучения и других подобных дисциплин). Как уже отмечалось, в Таинствах исповеди и причастия человек входит в живое общение с Богом, получая силы к познанию и изменению самого себя. В этих условиях самопознание превращается в Богопознание.

«Все попытки объяснить религиозное сознание в человеке как случайный или необходимый продукт внешних условий человеческой жизни капитально грешат в том отношении, что они совершенно не принимают в расчет того положения и значения, какое получает в религии человеческая личность. Все ученые толкователи религии - и древние, и новые - почему-то интересуются только одним, что именно когда-нибудь думалось или думается человеку о Боге и откуда бы человек мог почерпать свои думы о Нем. А между тем, думая о Боге, человек думает и о себе самом, и религиозное сознание человека в действительности всегда и непременно является составною частию его самосознания. Если бы человек приходил к мысли о Боге не из

17 Несмелов В.И. О цели образования. Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной академии 8 ноября 1898 года. В кн.: Годичный акт в Казанской духовной академии 8 ноября 1898 г. Казань, 1899. С. 19-20.

18 Там же. С. 20.

познания себя самого, а из познания внешнего мира, то он мог бы, разумеется, верить в существование Бога, но только из этой веры его никакой религии у него никогда бы не возникло»19.

С философской точки зрения познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, познающего и познаваемого, акт, в котором «нечто» познается как «нечто». Сложность познания самого себя заключается именно в позиции познающего, в отношении к себе как объекту. Вместе с тем, чтобы познать себя как образ Божий, необходимо знать, что Бог есть и что есть Бог, т. е. необходимо иметь о Нем представление.

Исходя из принципа иерархичности сознания, можно сделать вывод о том, что «знание Бога», составляющее предмет христианского воспитания, и «знание о Боге», являющееся предметом христианского образования, являются главными для личности, так как способствуют становлению, формированию и развитию ее ядра - души.

Знания о мире по своему значению являются вторичными для человека, они не имеют для него абсолютного значения и служат для достижения целей земного бытия.

Действительно, человеку не нужна разнообразная информация о мире, если он не знает, кто он и зачем он в этом мире, если он не имеет твердых оснований любого знания в себе самом.

По мысли проф. В.И. Несмелова, можно быть великим ученым и в то же время необразованным человеком, потому что критерием и результатом истинного образования является выработка целостного мировоззрения. Для его достижения «недостаточно наполнить свою голову программным множеством всяких познаний, а нужно еще создать в голове живое ядро, которое могло бы всасывать в себя нужные ему материалы из всей груды приобретенных познаний и, развиваясь на счет этих материалов, могло бы вырасти в живой организм о мире и человеке и вместе с тайной бытия могло бы осветить человеку ценность и цель его личности»20.

К сказанному следует добавить, что христианское знание отвечает этим требованиям, оно носит целостный характер и может удовлетворить и запросам разума, и стремлениям воли, и требованиям чувств. Христианское знание необходимо ребенку, поскольку «дитя нуждается в том миропонимании, при котором для него все в мире имеет смысл, все восходит к Творцу и Отцу Небесному»21. Христиан-

19 Несмелов В.И. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни // Наука о человеке. В 2-х т. СПб., 2000. Т. 1. С. 261.

20 Несмелов В.И. О цели образования. С. 16.

21 Зеньковский В.В. Указ. соч. С. 166.

ство позволяет ему «жить в поисках и сознавании ясных, не допускающих ни малейшего сомнения жизненных истин»22.

Правильно найденное соотношение знания (ума) и сердца, воспитания и образования позволяет говорить об их гармонии. Она предполагает такое состояние души, когда ум сдерживает чрезмерные сердечные порывы, сердце согревает холодную рассудочность ума, и оба они направляют волю в нужное русло.

Таким образом, воспитание и образование в их истинном значении можно уподобить дереву, посаженному семечком в сердце человека. Его рост и формирование зависят от многих очевидных и скрытых факторов. Его плоды - это те плоды Святого Духа, о которых неоднократно говорится в Евангелии: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Воспользоваться ими предстоит как в жизни этого века, так и века будущего.

Исходя из определения, данного человеку христианской антропологией, можно сделать вывод о том, что его важнейшими, базисными характеристиками являются духовность и нравственность.

Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихи-ческих явлениях и феноменах трансперсональных переживаний (З.В. Фомина). Особое понимание духовности существует в православии, где понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Дух есть Бог» (Ин 4. 24). Бог - это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобляется. Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию. Нормы христианской духовности (святости) даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых). Основные характеристики православной духовности - смирение (осознание своего недостоин-ства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека); первостепенное значение в христианской этике имеет то, как они приобретаются.

22 Песталоцци И.-Г. Указ. соч. Т. 2. С. 114.

14

Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви. Ассоциативно и онтологически она ближе всего к понятию «святость». Святость - это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцендентная со-присносущность неотмирным энергиям (А.И. Осипов).

В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).

Если цели личности внеположены обыденному человеческому существованию, то это говорит о ее духовных интенциях. Направленность личности на достижение видимых целей земного бытия свидетельствует о ее эвдемонических или утилитаристских началах.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Нравственность не рядоположена духовности.

Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Она представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность - вектор вертикальных устремлений человека, нравственность - горизонтальных. Своим пересечением они образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности. Духовность как сущностная черта личности, как способность человека к духовной жизни имеет атрибутивный характер, она присуща всем без исключения индивидам. Однако эта способность заложена в человеке лишь потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в высоком эмоциональном переживании. В самом присутствии духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции. В своем пределе духовность является проявлением сверхсознания - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце, которое есть не только орган чувств, эмоционально-мотивационной сферы,

но и орган познания. «Мы познаем в той мере, в какой любим», - пишет блаженный Августин.

Как для внешнего человеческого естества (тела) сердце является центральным, главным органом, принимающим кровь со всего тела, очищающим его через легкие и рассылающим ее, обновленную, по всему организму для его питания и роста, так и для внутреннего его существа (души) оно является таким центром, проходя через который, переживания, настроения, чувства человека приобретают определенную окрашенность: темнеют, омрачаются или, наоборот, возвышаются, светлеют - в зависимости от чистоты сердца. Чистота сердца, его спокойное, незамутненное состояние — это условие проявления сверхсознания. Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства: простоту и проникновение в глубь вещей. Душа видит истину Божию по силе жития, утверждает преподобный Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.

Сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно обладает способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, то есть говорит с Богом. Прежде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Именно с воспитанием сердца связано формирование мотивов к той или иной деятельности. Именно сердцем различает человек добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру или злу, - пишет Э. Фромм. - Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не способен в выборе»23.

Высшая способность сердца - способность любить. Любовь, как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным из чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его.

Сказанное свидетельствует о том, что с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, ее ценностные ориентации.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия человека на духовно-нравственную сферу личности. «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, -пишет Феофан Затворник. - Один дух влияет на другой чувством».

23 Фромм Э. Душа человека. М., 2002. С. 107.

16

Для возвышения сердца, научения его любви, превращения, по образному выражению К.Д. Ушинского, из «сердца эгоистического» в «сердце всескорбящее» необходимо не только зажечь в нем «духовный уголь», но и постоянно поддерживать это горение. Об этом говорили многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Они подразумевали под этим постоянную «тренировку волевого усилия» («упражнение в доброде-лании») при общем выборе «правильного развития» личности: чуткости ко всему святому, воле к совершенству, радости любви и вкусе к доброте (И.А. Ильин).

Таким образом, объект духовно-нравственного воспитания — сердце человека, его цель — научение сердца любви.

«Любить вообще, - пишет протоиерей Иоанн Базаров, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить (выделено нами. - Т.П.) - это задача жизни»24. И.-Г. Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви. Все существующее вне человека, по мысли Н.А. Бердяева, может быть воспринято им лишь в той мере, в какой войдет в его внутреннее сознание, станет его внутренним «я».

В.С. Соловьев выделяет три основные «меры любви», в соответствии с ее объектом различающиеся по направленности, интенсивности, характеру25.

Первая мера, выражаясь образно, меры не имеет, поскольку ее «объект» - то, что гораздо выше человека и от него в немалой степени не зависит: Бог и все святое: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22. 37). Она находит выражение в благоговении, глубочайшем почтении, «радостновидном страхе» - боязни малейшим неправильным сердечным движением удалиться от Бога.

Вторая мера - отношение к тому, что равно человеку, то есть другой человек: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22. 39). Понимание, сострадание, жалость, альтруизм - вот далеко не полный спектр тех чувств, которые необходимо воспитывать у ребенка по отношению к ближнему.

Наконец, В.С. Соловьев выделяет третью меру - меру отношения человека к себе, своей физической природе, и природе вообще. В ее

24 Иоанн (Базаров), прот. Христианская нравственность / Странник. СПб., 1878. Август. С. 330-331.

25 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. М., 2004. Т. 1.

основу он полагает стыд: «Мне стыдно не владеть собой, мне стыдно вести себя ниже своей богочеловеческой природы».

Сформировать у ребенка правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае православную) систему ценностей. В разобщенном, несистематизированном, неполном виде они содержатся в содержании образования. В базовом компоненте представлены абсолютные ценности бытия: Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота.

Присутствуя там имплицитно, они нуждаются в выявлении и дидактической обработке (Ю.В. Шаров). Отблеск этих ценностей безусловно вобрали в себя классическая литература и искусство, представленные в школьных программах. Однако воспитательный, ценностный потенциал базового образования неуклонно снижается в связи с усилением следующих тенденций в развитии содержания образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Предоставление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного «ядра», нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

2. Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Это связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной «мешанине».

3. Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений, навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживания (как выработка умения оценивать сущее).

4. Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось в связи с появлением нерегулируемого количества так называемых авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования, многие авторы программ, учебников, методических разработок загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а в конечном счете блокирует их эмоциональную сферу.

5. Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению программ просматривается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования, как доступность материала. На этой основе складывается т.н. «ознакомительно-информативная методика», ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению знаний и др.

Кроме того, интериоризация (усвоение) учащимися представленных в образовании ценностей непосредственно связана с позицией их принятия со стороны педагога: смыслы учителя, связанные с изучаемым явлением, должны пересекаться и взаимодействовать со смыслами ученика, в результате чего должно образовываться общее смысловое поле.

Богатство смыслов содержит культура, которая, по мнению уче-ных-дидактов, должна стать главным источником содержания образования (И.Я. Лернер). Культура потенциально является полем глубинного, «пережитого» общения педагога и ребенка, поскольку ее образы отличаются нераздельным единством смыслового и чувственного компонентов, а мир эмоциональных переживаний современного школьника значительно обеднен и нуждается в большей эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

«В школе слишком много сухой теории и слишком мало непосредственного соприкосновения с окружающей жизнью, - писал ученый и педагог XIX в. А. Дауге, - слитком много слов, объяснений, толкований и слишком мало живой активности и самостоятельности учащихся; много фактических знаний, мало умения самостоятельно разбираться в этих фактах; много рассуждений, мало ясных представлений и сильных чувств» (выделено нами. - Т.П.)26.

В самом деле, если в душе взрослого человека имеется определенное содержание (взгляды, убеждения, предрасположения), то дети почти всецело существуют вовне - до тех пор, пока у них не установится внутренняя жизнь. Особое значение имеют для них впечатления, которые действуют на них непосредственнее и сильнее, чем на взрослых. Именно чувства являются преобладающим элементом душевной жизни детей и самым естественным для них способом познания.

Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно пробуждает чувства, учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека. Оно учит переживать, сочувствовать,

26 Дауге А. Искусство и творчество в воспитании. Сборник статей. М., 1911. С. 5—6.

жалеть, прощать - учит пониманию и любви, преклонению перед святыней, то есть всему тому, без чего невозможно само понятие «духовно-нравственное воспитание». Образы и образцы классического искусства вобрали в себя многие духовно-нравственные представления и понятия. С помощью лучших образцов культуры и искусства знание, воплощенное в образе, обретает черты законченности, переживается ребенком и входит в его сердце и сознание, становясь неотъемлемой частью его личности. Классическое искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема» его души.

Вместе с тем искусство и культура не могут в полной мере удовлетворить духовных и нравственных потребностей человека, поскольку по самому своему существу культура не есть самобытное, независимое явление. Ее истоки лежат в сфере запредельного. «Познание, художественное творчество, нравственный акт, - пишет Г.П. Федотов,

- ...укоренены в одной Божественной природе»27. Известно, что колыбелью культуры, ее духовной родиной является религиозный культ, поскольку истина, добро и красота первичнее искусства. Задача искусства - увековечить временное, рассматривая его в свете вечного. В своих самых лучших образах оно восходит от красоты зримой к красоте незримой, неизреченной, неискаженной. «Сила искусства,

- пишет о. Сергий Булгаков, - не в том, что оно само владеет красотой, но в том, что оно в своих художественных символах обладает ключом, отверзающим эту глубину: а геаИЪш аё геаИога» («от реального к реальнейшему»)28.

Искусство как личное творчество есть акт человеческого восхождения, в то время как святоотеческое наследие - акт божественного нисхождения: человеческое слово, претворенное Божьей благодатью, преображается, становится духоносным, то есть приобретает сверх-личностную силу и убедительность. Искусство преследует личные цели: совершенствование человека, расширение сферы его бытия, святоотеческие творения - сверхличностные: достижение святости, обо-жения. Святые отцы растолковывают нам вечные истины и указывают путь их постепенного обретения.

Святитель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую человек ощущает особую, живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом. Постепенно он начинает понимать, что

27 Федотов Г.П. В защиту этики // Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции. М., 2006. С. 48.

28 Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 326.

все, о чем пишут святые отцы, несмотря на всю кажущуюся «правильность» его собственной жизни, имеет прямое отношение к нему.

Святоотеческое наследие - школа созерцания, школа самопознания, в которой каждый обучающийся получает свою часть знания в зависимости от личного духовного опыта.

Можно выделить следующие черты святоотеческой литературы, имеющие значение для духовно-нравственного воспитания.

1. Нацелена на формирование внутреннего человека, ядра личности.

2. Рассчитана на любой возраст - физический и духовный.

3. Основана на личном духовном опыте, поэтому может быть использована в индивидуальной работе с учащимися.

4. Основана на абсолютных истинах, говорит об абсолютных истинах, не подвержена идеологическим колебаниям.

5. Обращена к целостному человеку - его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе.

6. В педагогическом плане представляет собой «пошаговую методику» самоуглубления и самопознания - определение негативных сторон собственной личности и указание на то, как с этим бороться.

7. Показывает разнообразные пути и формы духовной жизни.

8. Учит строить диалог с самим собой, другими людьми, миром в целом на основе христианских ценностей, наполнять свой внутренний мир новыми смыслами, избирать высокие, сверхличностные жизненные цели.

9. Возрождает традицию «учительности» - педагогического диалога, основанного на глубинном, внутреннем взаимовосприятии личности учителя и ученика на основе общих ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов.

В целом святоотеческую литературу можно назвать «педагогикой душевного строения», целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующем быть состоянии. Она представляет собой «уникальную энциклопедию» тончайших состояний человеческой души, их взаимодействия и взаимовлияния, их генезиса и объективации в поведении человека29.

Святитель Григорий Богослов писал: «Говорить о Боге - великое дело, но еще лучше - очищать себя для Бога». Именно этим, традиционным для России, путем ведут российскую педагогическую науку и образование творения святых отцов. Важно только хорошо знать и умело использовать это бесценное сокровище.

29 См.: Братусь Б.С., Воейков В.Л. и др. Начала христианской психологии. Учеб. пособие для вузов. М., 1995.

St. Fathers’ doctrine and the problems

of MODERN PEDAGOGICS T.I. Petrakova

In the article the author regards the problems of modern pedagogics in a view of St.Fathers’ doctrine which can contribute greatly to the further development of the theory and practice of education. The doctrine is personal and is turned to the complete person, to his/her soul, reason, will, feelings and heart. Moreover, anybody can address to it when being in any age and at any stage of the spiritually-moral development as it is based upon absolute and timeless truths and is not involved in ideological fluctuations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.