Научная статья на тему 'Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении'

Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПАСТЫРЬ / МИССИЯ / ПРОПОВЕДЬ / INNOKENTY (VENIAMINOV) / PASTORAL MINISTRY / ORTHODOXY / PASTOR / SERMON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Почепцов С. С.

Пастырское служение является неотъемлемой частью жизни Церкви. Настоящий период в истории Русской Православной Церкви является периодом возрождения. Особое значение в этом процессе приобретает и пастырское служение. В этой связи целесообразным является обращение к опыту подвижников и миссионеров прошлого, которые своей жизнью и довижничеством просвещали людей светом Евангелия. К числу таковых относится и выдающийся миссионер и проповедник митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Будучи просветителем народов Крайнего Севера и Северной Америки, святитель Иннокентий являл собою и образец пастырского служения. Именно воззрениям святителя Иннокентия о пастырстве и посвящено данное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saint Innocent (Veniaminov) about pastoral ministry

Pastoral ministry is an integral part of Church life. Currently, we have the opportunity to get acquainted with works of different authors who pay considerable attention to this issue. At the same time, it is advisable to turn to the works of ascetics and missionaries of the past, who enlightened people with light of Gospel through their life and preaching. One of these enlighteners, an outstanding missionary and a preacher is Metropolitan of Moscow and Kolomna Innocent (Veniaminov). Being an educator of peoples of the Far North and North America, Saint Innokenty was also an example of pastoral ministry. The article is devoted to the views of St. Innocent about pastoral care.

Текст научной работы на тему «Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении»

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ»

Россия, г. Белгород [email protected]

Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении

Аннотация. Пастырское служение является неотъемлемой частью жизни Церкви. Настоящий период в истории Русской Православной Церкви является периодом возрождения. Особое значение в этом процессе приобретает и пастырское служение. В этой связи целесообразным является обращение к опыту подвижников и миссионеров прошлого, которые своей жизнью и довижничеством просвещали людей светом Евангелия. К числу таковых относится и выдающийся миссионер и проповедник митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Будучи просветителем народов Крайнего Севера и Северной Америки, святитель Иннокентий являл собою и образец пастырского служения. Именно воззрениям святителя Иннокентия о пастырстве и посвящено данное исследование.

Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов), пастырское служение, православие, пастырь, миссия, проповедь.

Pocheptsov Sergey S.

PhD,

associate professor of the department of social and humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), associate professor of philosophy and theology department of NRU "BelSU" Russia, Belgorod [email protected]

Saint Innocent (Veniaminov) about pastoral ministry

Abstract. Pastoral ministry is an integral part of Church life. Currently, we have the opportunity to get acquainted with works of different authors who pay considerable attention to this issue. At the same time, it is advisable to turn to the works of ascetics and missionaries of the past, who enlightened people with light of Gospel through their life and preaching. One of these enlighteners, an outstanding missionary and a preacher is Metropolitan of Moscow and Kolomna

Innocent (Veniaminov). Being an educator of peoples of the Far North and North America, Saint Innokenty was also an example of pastoral ministry. The article is devoted to the views of St. Innocent about pastoral care.

Key words: Innokenty (Veniaminov), pastoral ministry, Orthodoxy, pastor, sermon.

Пастырство представляет собою один из ключевых аспектов жизни церкви. Именно в пастырском служении заключены те основы, которые определяют уровень взаимоотношений между пастырем и его паствой. В этой связи колоссальная ответственность лежит на личности священнослужителя, от которого во многом зависит то, насколько его паства будет благочестивой и созидающей. При этом пастырское служение есть служение жертвенное. Как отметил патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Пастырь - это тот, кто отдает себя другим. Если пастырь этого не делает, он перестает быть пастырем, и овцы за ним не идут» [4]. Подобно тому, как служитель церкви всецело посвящает свою жизнь Богу, также всецело он должен посвятить себя делу пастырского попечения и окормления вверенных ему Богом мирян. Отсюда и проистекает суть пастырского предназначения, которое сохраняется неизменным во все времена, а именно: пастырь должен вести человека к Богу [3].

Пастырство как область церковного делания не является плодом исторических веяний, но есть неотъемлемая часть церковного бытия. Особое внимание пастырскому служению в своих проповедях, обращенных к апостолам, уделяет Сам Господь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Христос, говоря о научении народов, призывает апостолов стать пастырями и учителями, которым вверено стадо Христово. О том, что пастырское служение заповедано самим Христом пишет и апостол Павел: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями...» (Еф. 4: 11). Подчеркивая разность служения в Церкви, апостол Павел также указывает на пастырство как институт, установленный самим Господом.

Соблюдая заповеданное Господом и апостолами, Церковь, во все времена своего существования, с особым вниманием относилась к тем, кого призывала и поставляла на пастырское служение. Особая роль в деле просвещения и научения христианским истинам отводилась подвижникам-миссионерам. Именно от них зависело, как будет встречена проповедь Евангелия теми, кому она предназначена. И если миссионер, приходя в новые земли, сможет посеять в сердцах людей зерна христианского учения, то и плоды трудов его будут обильны. Но если в деле пастырского служения будет

присутствовать небрежение, то это негативное впечатление может надолго оттолкнуть человека от церкви.

Одним из примеров выдающегося пастырского и миссионерского служения являет собою святитель Иннокентий (Вениаминов). Характеризуя деятельность и личность святителя Иннокентия Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II писал: «Владыка обладал большим гомилетическим даром и был замечательным проповедником. Он не упускал ни одного случая для проповеди или беседы, ревностно наставлял в этом своё духовенство» [1, с. 49]. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) по просвещению народов Крайнего Севера и Североамериканского континента, увековечили его в церковной памяти как Апостола Аляски (Saint Innocent of Alaska).

В своих многочисленных трудах и письмах святитель Иннокентий не обходил стороною и столь важный вопрос о пастырском служении. Говоря о том, кто же есть пастырь и пасомые, святитель Иннокентий подчеркивал: «...всякий служитель слова Божия, правильно и законно избранный и посвященный Церковью есть пастырь, а всякая христианская душа, омытая в купели святого крещения, есть овца стада Христова.» [5, с. 31]. Такое широкое определение пастыря и паствы заключает в себе глубокий смысл. Святитель Иннокентий не сводит пастырство лишь к проповедничеству, указывая и на то, что началом пастырского служения является церковное посвящение. Акцентируя внимание на законности и каноничности поставления пастырей, святитель Иннокентий указывает, что «духовное попечение» незаконно поставленными лицами является безблагодатным. Следовательно, такой «пастырь» не сможет помочь человеку встать и пойти путем духовного совершенствования.

Говоря о пастве, святитель подчеркивает что всякий крещёный есть объект пастырского попечения, не ограничивая тем самым паству рамками отдельного прихода. Если проповедь пастыря обращена к собравшимся в храме, то вне стен храма священник также продолжает своё пастырское служение, реализуя Особое значение данное положение актуально для настоящего времени, где крещение с последующим отсутствием воцерковления, практически, становиться нормой.

Рассматривая вопрос об обязанности послушания мирян пастырям, святитель указывает: «.всякий христианин должен слушать пастыря своего, научающего и наставляющего и увещевающего и советующего, и последовать его учению, наставлению, увещанию и совету» [5, с. 31]. При этом святитель также добавляет: «.тот, кто ныне не слушает и не хочет слушать гласа своего пастыря, тот не послушает и Самого Иисуса Христа» [5, с. 33]. В этих словах святитель Иннокентий соотносит голос пастыря с голосом самого Христа. Этим возлагается обязанность послушания мирян

своим пастырям, как Самому Господу. Вместе с тем, и пастыри, наставляя свою паству, должны всегда помнить о том, что их наставления должны соответствовать духу и учению Самого Господа.

Обязанность послушания пастырям, по мнению святителя Иннокентия, выступает добродетелью, поскольку именно пастырь, имея духовный опыт и церковное благословение, призван побудить человека к духовному возрастанию и совершенствованию. Именно пастырь как духовник может помочь человеку преодолеть его некие духовные терзания, наставить в вере, побудить к добродетели и благочестию.

Просвещая и наставляя народы крайнего севера в духе Евангелия, святитель Иннокентий уделял особое внимание и пастырскому попечению о детях. Именно дети, воспитанные с ранних лет в духе и истине евангельского откровения, могут всецело реализовывать эти истины в своей жизни. По этому поводу святитель Иннокентий писал: «Священники как пастыри церкви, в полном значении сего слова, имеют не только обязанность, но и право и власть не только наставлять и поучать им вверенных чад церкви, но и настоять, и потому наблюдать, чтобы дети старались исполнять то, чему он учит» [5, с. 298]. Также святитель особо отмечает, что «...ни одно христианское дитя не может быть увольняемо от обязанности слушать наставника духовного.» [5, с. 296] Подчеркивая важность наставления детей в христианской вере, святитель также указывает на то, что пастырство не должно ограничиваться лишь наставлением. Пастырь также должен и наблюдать за тем, как наставляемые им миряне реализуют его наставление в своей обыденной жизни.

Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Подобные взаимоотношения между пастырями-духовниками и их пасомыми чадами могут быть реализованы лишь на принципах добровольного взаимоотношения друг с другом. Иными словами можно сказать, что любая пастырская деятельность может оказаться бесплодной, если в ней отсутствует добровольное начало. Как отметил патриарх Кирилл: «Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание» [2, с. 7]. Именно добровольное послушание и становиться залогом совместного делания и взаимоотношений между пастырями и пасомыми.

Таким образом, в заметках святителя Иннокентия о пастырском служении можно выделить ряд ключевых идей:

1. Пастырство является неотъемлемой частью священнического служения, к которому призван всякий священнослужитель;

2. Быть и именоваться пастырем могут лишь те, кто законным образом и на законных основаниях поставлен для этого служения Церковью;

3. Обязанностью пастыря является те только научение и духовное попечение о мирянах, но и наблюдение за тем как эти наставления реализуются в обыденной жизни человека;

4. Послушание пастырям святитель Иннокентий сравнивает с послушание самому Христу, что накладывает большую ответственность как на пастырей, так и на мирян;

5. Пастырское попечение должно распространять не только на взрослых, но и на детей, поскольку именно дети, усвоив с ранних лет основы христианской веры, могут всецело реализовать их в своей жизни, что может избежать им многих искушений и соблазнов в более зрелом возрасте.

Библиография

1. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Послание по случаю 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского // Церковь и время. - 2004. - №3 (28). - С. 49.

2. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Избежать духовной катастрофы» // Церковь и время. - 2013. - № 63. - С. 7-16.

3. Святейший Патриарх Кирилл. Оживить богословие [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1181 (дата обращения 03.12.2018).

4. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Рождественском празднике в Московском Кремле. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3503639.html (дата обращения 17.12.2018).

5. Творения Иннокентия Митрополита Московского, собранные И. Барсуковым. Кн. 1. - М.: Синодальная типография, 1886. - 320 с.

УДК 159.9.01 + 159.99

Пчелкина Евгения Петровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.