Научная статья на тему 'Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального "выгорания" священнослужителя'

Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального "выгорания" священнослужителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
866
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / A CLERGYMAN OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / PASTORAL MINISTRY / ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ / PROBLEMS OF SPIRITUAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENTOF PRIESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куренков Алексий

В статье анализируются проблемы пастырского служения, рассматриваются аспекты профессиональной деятельности священников, даются рекомендации по преодолению негативных процессов, возникающих в пастырском служении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pastoral ministry: problems of vocation and professional "burnout" of a priest

In the article problems of pastoral ministry are analyzed, aspects of professional activity of priestsare examined, recommendations for overcoming of negative processes occurring in the pastoral ministry are given.

Текст научной работы на тему «Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального "выгорания" священнослужителя»

Раздел I. Научные статьи преподавателей семинарии

УДК 27-75

Протоиерей Алексий Куренков магистр богословия (зарубежная степень), ректор Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г.Белгород [email protected]

Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального «выгорания» священнослужителя

Аннотация. В статье анализируются проблемы пастырского служения, рассматриваются аспекты профессиональной деятельности священников, даются рекомендации по преодолению негативных процессов, возникающих в пастырском служении.

Ключевые слова: священнослужитель Русской Православной Церкви; пастырское служение; проблемы духовно-профессионального становления священников.

Archpriest Alexiy Kurenkov MD (foreign degree), Rector of the Belgorod Orthodox Theological seminary (with missionary orientation)

Russia, Belgorod [email protected]

Pastoral ministry: problems of vocation and professional «burnout»

of a priest

Abstract. In the article problems of pastoral ministry are analyzed, aspects of professional activity of priestsare examined, recommendations for overcoming of negative processes occurring in the pastoral ministry are given.

Key words: a clergyman of the Russian Orthodox Church; pastoral ministry; problems of spiritual and professional developmentof priests.

Как говорит Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), «нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения» [5], которое является «даром Божией благодати» [3].

Пастырь - это священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы. Сам Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Пастырь добрый!»

(Ин. 10:11), тем самым Он заявил о Себе как о Наставнике и Учителе человеческих душ, заботящемся об их духовном совершенствовании. И Он подает благодать учительства священству, исполняющему пастырские обязанности

[9].

Первым и главным условием служения Богу является призвание на служение. Служение пророков или апостолов всегда обусловлено призванием свыше. Это служение дается от Господа не всякому человеку, но лицам, особо к тому призванным. В призвании можно выделить две стороны: божественную и человеческую. Божественная сторона - это помазание, излияние на призванного Духа Святого, сообщение особых даров и прочее. Человеческая же сторона - это все то, что совершают люди, их дела, поступки и суждения [11].

Необходимо сказать о том, что пастырское служение соединено не только с трудностями, но и порой с опасностями, устоять пред которыми сможет лишь человек, имеющий внутренний огонь и призвание к пастырскому служению, а также любовь к людям. Сердце священника должно гореть желанием послужить Богу и на благо Матери Церкви. Вести людей в жизнь вечную может лишь тот, кто сам знает Христа-Пастыря.

Следует понимать, что пастырь - созидатель душ, мира и любви, участник строительства Божьего Царствия.. Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что пастырь, как добрый хозяин своего дома, своей земли, занимается обработкой и подготовкой почвы, он сеет семена, возделывает их, оберегает от сорняков, поливает растения водой и удобрениями, защищает и охраняет их от воров, следил за созреванием плодов. В то же время пастырь есть врач, который определяет болезни душ и лечит их разными методами [5].

Пастырь Христов должен быть образцом для верующих, при этом он должен знать законы духовной жизни не только теоретически, но и опытно, на практике. Священнослужитель совершает великое дело примирения и единения людей с Богом. Он постоянно заботится о нравственном перерождении каждой души, помогая восстановлению в падшем человеке образа Божия [1].

Итак, будущий пастырь должен гармонично сочетать в себе горячую веру и чистоту сердца с богословской образованностью. Ему должны быть присущи любовь к Богу и людям, чистота сердца, добрый нрав, смирение, целомудрие и в то же время смелость и решительность. Призвание к служению является важным залогом для плодотворного его совершения [7].

Следует сказать о том, что путь священника тернист и труден [6], поэтому бывает и так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с так называемым «пастырским выгоранием», которое Патриарх Кирилл охарактеризовал как «состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни» [8].

Выгорание - этоопределенный духовный кризис, в котором порой оказываются священнослужители. Священник начинает равнодушно и небрежно

исполнять свои обязанности, становится раздражительным, унылым, избегает Богослужения и окунается в мирские дела, развлечения. Причиной выгорания может стать изначальное отсутствие истинных мотивов к несению пастырского служения, какие-то корыстные интересы и ожидания. Необходимо отметить тот факт, что выгорание также является результатом служения тех пастырей, которые истинно «горят», «болеют» за свое дело, выкладываются, как говорится, по полной программе, без остатка, всецело, но при этом недостаточно трезво оценивают свои возможности или имеют не слишком крепкое здоровье [10].

Как правило, начальная стадия выгорания характеризуется чрезмерной активностью в пастырском делании, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее снижается уровень участия пастыря в Богослужениях, нарастает отчуждение по отношению к пастве, общине и общая неудовлетворённость положением дел. Затем наступает депрессия, появляется даже агрессивность, что ведет постепенно к неприсущему священнику деструктивному поведению и появлению бессонницы, проблем со здоровьем, различных видов зависимостей (алкогольной, игровой, интернет-зависимости и др.). Пастырь может окончательно впасть в уныние, отчаяние и чувство бессмысленности жизни и своего пастырского делания [2].

Таким образом, выгорание - это ценностно-смысловой кризис, сопряженный с ослаблением «харизмы», затуханием изначального желания служить, сокращением молитвенного делания до минимума или же полного оставления молитвенного правила, это состояние, когда Бог, среди суеты повседневной занятости, оказывается на периферии сознания пастыря. Чувство отчаяния может привести к утрате смысла религиозных действий (обрядов), ропоту, утрате веры, к потере доверия к Божественному Промыслу. Это ведет к отступлению от собственного предназначения, к утрате душевной силы и к духовной апатии [2]. Налицо внутренний конфликт между тем, что должен священник представлять собой «извне», его поведением в обществе, на людях, и его настоящими внутренними ценностно-смысловыми ориентирами, интересами и желаниями.

Архимандрит Киприан (Керн) пишет о том, что выгорание - удел тех пастырей, которые чрезмерно надеялись на свои собственные силы. Постепенно они впадут в уныние, появится нежелание молиться, избегание Богослужений, потеря интереса к духовной жизни. Служение становится просто работой, скучной и надоевшей. У таких пастырей порой рождается противление Уставу, желание многое реформировать, причем в соответствии со своим настроением и пониманием. Все это может привести даже к снятию сана и духовной смерти [7].

Конечно, как таковые выгорание и духовный кризис присущи любой сфере деятельности, однако в случае с духовенством они проявляются самым очевидным образом [2], поэтому священнослужитель должен внимательно

следить за своим духовным и нравственным состоянием, ведь признаки «выгорания» почти во всём повторяют признаки уныния, а уныние есть изнеможение души, которая не выдерживает искушений. Как считает протоиерей Павел Великанов, выход из этого состояния возможен только один: новое обретение веры, причём эта вера должна уже быть иного качественного уровня, чем была до кризиса. Возможно, «выгорание» попускается Господом для того, чтобы священнослужитель, пройдя все испытания и искушения, стал «купиной неопалимой», не выжигаемым носителем Божественного Света. Ведь пастырское служение - это не только постоянное истощение себя до предела, до какой-то немыслимой душевной пустоты, это еще и непрестанное восполнение Божественной благодатью. И главный способ выстоять и не выгореть окончательно - это «осознанное ожидание Бога» в терпении и смирении среди мрака неверия и отчаяния, преломление собственного «Я», своей обособленности, личностное существование для ближнего, желание обрести себя самого в даре другому человеку [2]. Именно такое смиренномудрие является орудием в борьбе с унынием и открывает сердце человека для принятия Бога.

Таким образом, пастырское призвание - голос Божий, призывающий человека к служению. Это и большое личное желание человека, и одаренность определенными душевными свойствами. Доверие к Богу и любовь к людям, смирение и терпение, здравомыслие, трезвение, молитва, искренность и ревность в служении, должная оценка своих возможностей, внимание к своему духовному состоянию - вот условия благополучного служения без риска полного выгорания. Как говорит святитель Иннокентий (Вениаминов), «имей всегда скромное и смиренное расположение духа, и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу», т.к. эти обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать». «Блажен тот, кто со всей ревностью, искренностью и любовью подвизается» в деле пастырского служения, «перенося труды и скорби, <...> ибо мзда его многа на небеси!» [4].

Библиография

1. Ведерников, Н., прот., иеромонах Иоанн. Быть священником вчера и сегодня [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt-svjashennikom-vchera-i-segodnja/1_2.

2. Великанов, П., прот. Кризис пастырского служения [Электронный ресурс] / прот. Павел Великанов. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/11/18/1641.

3. Григорий Богослов, свт. Творения [Текст] / свт. Григорий Богослов. - М.: Б.И., 1889. Ч. IV. - 219с.

4. Иннокентий (Вениаминов), свт., митрополит Московский. Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/nastavlenie-nushagakskomu-missioneru-ieromonahu-feofilu/.

5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

6. Каледа, Г., прот. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

7. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/1_3.

8. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в 2012г. [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/51283.html.

9. Пастырь [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyr.

10. Прекуп, И., прот. О пастырском выгорании и загнанных лошадях [Электронный ресурс] / прот. Игорь Прекуп. - Режим доступа: http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/1156755.

11. Призвание к священству [Электронный ресурс] / Приход Ксении Блаженной. - Режим доступа: http://acathist.ru/en/bogoslovie/dogmatika/item/ prizvanie-k-svyashchenstvu.

УДК 248.12

Протоиерей Сергий Дергалев кандидат философских наук первый проректор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой библеистики и богословия Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород [email protected]

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахине Борисовской Богородицко-

Тихвинской пустыни

Аннотация: В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества.

Ключевые слова: аскетика; монашество; монастырь; смирение; сребролюбие; молитва; борьба со страстями; борьба с ленью; духовная жизнь.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.