Научная статья на тему 'Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни'

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСКЕТИКА / ASCETICISM / МОНАШЕСТВО / MONASTICISM / МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / СМИРЕНИЕ / HUMILITY / СРЕБРОЛЮБИЕ / LOVE OF MONEY / МОЛИТВА / PRAYER / БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ / A STRUGGLE WITH THE PASSIONS / БОРЬБА С ЛЕНЬЮ / A STRUGGLE WITH LAZINESS / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дергалев Сергий

В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ascetic views of St. Innocent (Veniaminov) in his letters to daughter Polyxenia, a nun of Borisov Theotokos Tikhvin hermitage

In the article ascetic views of St. Innocent (Veniaminov) are examined on the basis of his letters to his daughter Polyxenia, who was a nun of Borisov Theotokos Tikhvin hermitage. The article describes advices given by St. Innocent (Veniaminov) to his daughter in a struggle with passions and acquisition of virtues. The article gives a good conception of views of St. Innocent in respect of asceticism and monasticism.

Текст научной работы на тему «Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни»

5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

6. Каледа, Г., прот. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

7. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/1_3.

8. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в 2012г. [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/51283.html.

9. Пастырь [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyr.

10. Прекуп, И., прот. О пастырском выгорании и загнанных лошадях [Электронный ресурс] / прот. Игорь Прекуп. - Режим доступа: http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/1156755.

11. Призвание к священству [Электронный ресурс] / Приход Ксении Блаженной. - Режим доступа: http://acathist.ru/en/bogoslovie/dogmatika/item/ prizvanie-k-svyashchenstvu.

УДК 248.12

Протоиерей Сергий Дергалев кандидат философских наук первый проректор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой библеистики и богословия Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород [email protected]

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахине Борисовской Богородицко-

Тихвинской пустыни

Аннотация: В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества.

Ключевые слова: аскетика; монашество; монастырь; смирение; сребролюбие; молитва; борьба со страстями; борьба с ленью; духовная жизнь.

13

Archpriest Sergey Dergalev,

Ph.D.

First Vice-Rector, Vice-Rector for AcdeicAffairs, Head of the Department of Bible study and

theology of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod [email protected]

Ascetic views of St. Innocent (Veniaminov) in his letters to daughter Polyxenia, a nun of Borisov Theotokos Tikhvin hermitage

Abstract: In the article ascetic views of St. Innocent (Veniaminov) are examined on the basis of his letters to his daughter Polyxenia, who was a nun of Borisov Theotokos Tikhvin hermitage. The article describes advices given by St. Innocent (Veniaminov) to his daughter in a struggle with passions and acquisition of virtues. The article gives a good conception of views of St. Innocent in respect of asceticism and monasticism.

Key words: asceticism; monasticism; monastery; humility; love of money; prayer; a struggle with the passions; a struggle with laziness; spiritual life.

В данной статье рассматриваются отношения святителя Иннокентия (Вениаминова) с дочерью Прасковьей Ивановной Вениаминовой, которая приняла постриг с именем Поликсения и подвизалась монахиней в Борисовском Тихвинском монастыре.

Данную тему рассматривал известный историк протоиерей Леонид Константинов в статье «Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной)» из книги «Живое слово» [4]. В ней приведены три письма к дочери без попытки их анализа, а всего существует семь писем в I томе «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», пять писем во II томе и одно письмо в III томе - всего тринадцать писем.

Как известно, у будущего святителя было семеро детей [5], двое из которых умерло. Сыновья после смерти его жены Е.И. Шариной - Гавриил и Иннокентий - были определены в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Впоследствии Гавриил стал священником и главным помощником святителя. Что касается Иннокентия, то о нем святитель в одном из писем упоминает, что тот находится в тюрьме и деньги давать ему опасно [6, с.414].

Трое дочерей - Екатерина, Ольга и Прасковья - воспитывались в Санкт-Петербургском Доме Трудолюбия на иждивении их императорских высочеств государей Великих князей [6, с.276].

Екатерина Ивановна Вениаминова вышла замуж за будущего священника Илью Петелина [4]. Ольга Ивановна Вениаминова вышла замуж за сына

пресвитера Н.В. Музовского - духовника императора Николая I [6,

с. 400], илишь Прасковья Ивановна Вениаминова пожелала уйти в монастырь.

Именно о переписке с Прасковьей и пойдет речь. К сожалению, сохранились только письма святителя, но они дают достаточно полное представление об аскетических воззрениях святителя Иннокентия.

По письмам святителя мы видим, что он с необыкновенной радостью узнал о желании дочери вступить в монастырь и во многих письмах постоянно поддерживал это ее намерение.

В письме от 4 июля 1850 г. святитель пишет: «Хвалю, благословляю и одобряю твое намерение идти в монастырь... Прекрасно ты говоришь, что ты «хочешь идти в монастырь для спасения души», а не для чего-либо другого. исполнение этого желания есть верх совершенства христианина» [6, с.262].

В другом письме от 18 июня 1851 г. есть такие слова: «Радуюсь и благодарю Бога, что ты избрала благую часть, которая не отнимется от тебя» [6, с.277].

В письме от 24 мая 1852 г. святитель снова говорит: «Да укрепит тебя Господь Бог до конца жизни твоей в твоем намерении посвятить себя Господу, Небесному Жениху» [6, с.366].

Когда святитель Иннокентий приводит аргументы в пользу принятия монашества, то высказывает следующие мысли: «Конечно, монастырь для молодой девушки почти то же, что гроб; но гроб этот может быть источником жизни и нетления» [6, с.277]; «посмотри ты на других: многоли достается радостей на долю женщин? Кажется, они счастливы и блаженны только до первого ребенка; а там - почти беспрерывные хлопоты, заботы, печали и скорби» [6, с.277];«.. .сестра твоя Катя завидует тебе, что ты пошла в монастырь, если бы она знала, что значит быть замужем и иметь детей, то никогда бы не пошла замуж» [6, с.278];«старшая сестра твоя завидует теперешнему твоему состоя-нию,при всем том,что муж ее человек кроткий, с которым у них в течение 13 лет не было перечного слова, и дети очень умные и здоровые; но при всем том она считает тебя счастливее себя» [6, с. 366].

Когда у Ольги, сестры Прасковьи, умер муж, святитель написал Прасковье: «У тебя не будет болен и не умрет твой муж. Небесный Жених твой бессмертен» [6, с. 399].

Интересно, что когда дочь просила отца о свидании, тот отвечал ей как истинный монах: «Ты желаешь со мною свидеться, - не знаю, едва ли мы когда увидимся с тобой здесь на земле, да и что в здешнем свидании? Несколько минут радости, а там - равнодушие. Надобно стараться, и дай, Господи, нам увидеться там, на небеси!» [6, с.262]. Подобные мысли в переписке с дочерью он высказывает не один раз. В отношении общения с дочерью выдерживается исключительно монашескийдух: «Не думай, что я оттого редко пишу письма, что забываю тебя; нет, моя возлюбленная, . да и притом монахам и монахиням почти и не следует писать писем, дабы не развлекать их» [7, с. 174].

Теперь рассмотрим аскетические заветы святителя дочери.

Главный завет, который повторяется в каждом письме, - завет о молитве. Письмо от 4 июля 1850 г.: «Только прежде научись молиться» [6, с.262]. Письмо от 18 июня 1851 г.: «Только не будь беспечна; молись, как можно более, чаще и усерднее» [6, с 277]. Письмо от 24 мая 1852 г.: «Молись, друг мой, как можно более; принуждай себя к молитве; охота к молитве есть дар Божий, который дается не всегда, но непременно дается тем, кто принуждает себя молитве. Сначала тяжело и трудно кажется; а чем далее, тем легче и легче; а когда получишь дар молитвы, тогда ты ничего лучше не будешь желать, кроме молитвы» [6, с.367]. Письмо от 3 августа 1853 г.: «Молись, молись и молись, - и спасешься сама и спасешь многих, и мне поможешь» [6, с.400]. Письмо от 18 ноября 1854 г.: «Молись и терпи, терпи и молись, и трудись» [6, с.435]. Письмо от 18 октября 1858 г.: «Молись, дружок мой, молись...Без келейной молитвы не будет истинной молитвы и общественной» [7, с. 132]. Письмо от 23 июля 1859 г.: «Молись, молись и молись - и Господь наставит тебя на путь спасения» [7, с.175]. 17 февраля 1861 г.: «Молись, молись и молись, и борись» [7, с.276]. Письмо от 20 января 1863 г.: «Читай Евангелие и молись» [7, с.361].

По приведенным цитатам видно, что ни одного письма святитель не отправляет без совета о молитве, а в некоторых акцентирует внимание на молитве, повторяя это слово трижды. Причем, в одном из приведенных писем он указывает на принуждение себя к молитве.

Один из настойчивых советов святителя Иннокентия был посвящен борьбе со страстью сребролюбия. Когда сестра Прасковьи Ольга умерла, по завещанию Прасковье досталось 1000 руб. серебром, и у неев руках оказалась сумма около 2500 руб. серебром. Об этом известноиз писем святителя [6, с. 413]. Он просил 1000 руб. передать для сестры Екатерины и брата Иннокентия, которые находились на тот момент в сложном материальном положении: «Я бы советовал тебе, те деньги, которые тебе дала Оленька, разделить Кате и Иннокентию» [7, с.414]. Данная просьба от святителя прозвучала в письмах четырежды, но Прасковья ничего не отвечала отцу на неепо неизвестнойпри-чине.

В одном из писем дочь просит отца научить ее спасаться: «Ты в письме твоем просишь меня научить тебя спасаться» [7, с.39]. По своему смирению святитель пишет, что готов сам попросить у нее совета. В другом письме находим следующую фразу: «Учить тебя монашескому житию я не умею, потому что я никогда не был рядовым монахом, - значит, не знаю опытом, что значит быть под началом: подобным вещам может учить только опытный» [8, с.361], но при этом святитель дает ей несколько советов по борьбе со страстями.

В первую очередь, он предлагает понуждать себя к добродетели: «Ибо Царство Божие нудится, - без принуждения себя не достигнуть оного»[6, с.278].

Святитель советует утруждать тело поклонами: «Ежели нет никакой работы, то чаще клади поклоны в келье твоей, т.е. утомляй твое тело»[6,с.435].

Один из важных советов святителя дочери - борьба со страстями: «Вся задача, весь подвиг твой в том и состоит, чтобы бороться со своими страстями. Борись - помни, что ты в Борисовке: следовательно - борись»[6,с.478].

Он советует стремиться к главной добродетели христианина - смирению - таким образом: «Нигде, ни в чем не считать себя выше других, считать себя ниже других, никого не осуждать, ни на кого не сердиться, не считать себя правою, <.> считать себя землею и пеплом» [7,с.39].

В отношении страсти гнева он дает такие советы: «После вспышки гнева по несколько времени молчать, а если кого оскорбишь во гневе своем, то проси прощения каждый раз» [7,с.40].

О борьбе с ленью святитель говорит: «А сленостью борись, по крайней мере, не поддавайся ей; положенное правило исполняй, - хоть и не хочется, но непременно исполняй; в этом мало-помалу будешь одолевать свою ле-ность»[6,с.478]. В другом письме пишет: «Борись с собою и со своей ленью. Не отчаивайся, если иногда и она тебя поборет, - ничего; только не лежи, а вставай; по крайне мере употребляй все усилия встать - и Господь, видя твое усердное желание встать, поможет тебе» [7,с.40].

В отношении послушания святитель Иннокентий советует: «Благо тебе, если ты отсекаешь свою волю и исполняешь волю матушки-игуменьи. Чем более ты будешь послушна ей и чем менее будешь исполнять свою волю, какова бы она ни была, тем ближе будешь ты ко спасению» [7,с.175].

Если подойти к анализу аскетических воззрений святителя Иннокентия на основе приведенных отрывков из писем, становится понятно, что святитель не был знаком с аскетической свято-отеческой письменностью, к которой можно отнести «Поучения» аввы Дорофея, «Лествицу» прп. ИоаннаЛе-ствичника, «Добротолюбие» - собрание аскетических текстов восточных отцов ГV-XV вв., ведь эти тексты появились на русском языке достаточно поздно: «Поучения» аввы Дорофея - в 1856 г. [1]; «Лествица» прп. ИоаннаЛе-ствичника - в 1861 г. [3]; «Добротолюбие» было полностью издано только в 1890 г. [2], уже после смерти святителя.

Вся жизнь святителя Иннокентия была посвящена миссии, и он много потрудился ради переводов текстов Евангелия и других богослужебных книг для народов, среди которых совершал миссионерское служение. Хотя у него не было возможности изучать аскетическую литературу, мы видим из писем к дочери, что святитель был настоящим монахом и аскетом.

Он постоянно нацеливал дочь на молитву, на самопринуждение к духовной жизни, на борьбу со страстями гнева, сребролюбия, гордости и указывал общехристианские способы борьбы с ними. Подчеркивал необыкновенную важность смирения и способы научения ему. В самом последнем письме предлагал дочери поменяться кельями с игуменьей монастыря в связи с тем, что келья дочери была лучше, чем келья игуменьи [8, с.219]. Отказывал ей в свидании и мало писал, что также говорит о его сугубой монашеской настроенности.

Несомненно, святитель Иннокентий был выдающимся миссионером, глубоко настроенным на аскетическую жизнь.

Святитель Иннокентий, моли Бога о нас, помоги иметь такое же стремление к проповеди Евангелия и аскетической жизни, какие имел ты.

Библиография

1. Бернацкий, М. М., Дорофей Газский // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/180299.html

2. Дионисий (Шлёнов), игум., Добротолюбие // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravenc .ru/text/ 178682.html

3. Дионисий (Шлёнов), игум., Кордочкин А., свящ., Иоанн Ле-ствичник // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/471351.html

4. Константинов, Л., прот. Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной) // Живое слово [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.шkolo-юasaf.m/mdex.php?catid=59:zЫvoe-slovo&id=244:zhivoe-slovo-083&Itemi d=94& opti on=com_content&view=article

5. Курляндский, И. А., Иннокентий // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/389619.html

6. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. - СПб.: Синод. тип., 1897. - Кн. 1. -500 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2Л/2363 -innokentij -veшammov/21708-pisma-mnokentiya-mitшpoHta-moskovskogo-i-kolomenskogo- 1828-1855-kniga-pervaya-1897

7. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. - СПб.: Синод. тип., 1898. - Кн. 2. -506 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2Л/2363 -innokentij -veniaminov/21709-pisma-innokentiya-mitropolita-moskovskogo-i-kolomenskogo-1855-1865-kniga-vtoraya-1898

8. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. - СПб.: Синод. тип., 1901. - Кн. 3. -406 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2Л/2363 -innokentii -veniaminov/21710-pisma-innokentiya-mitropolita-moskovskogo-i-kolomenskogo-1865-1878-kniga-tretya-1901

УДК 27-75

Колесников Сергей Александрович, доктор филологических наук, проректор по научной работе, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.