Научная статья на тему 'Священноархимандрит Александро-Невского монастыря, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, член Святейшего Синода Сильвестр (Кулябка), 1750–1761 гг'

Священноархимандрит Александро-Невского монастыря, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, член Святейшего Синода Сильвестр (Кулябка), 1750–1761 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛЬВЕСТР (КУЛЯБКА). КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / SILVESTER (KULABKO) / SAINT-PETERSBURG EPARCHY / THE HOLY SYNOD / KIEV-MOHYLA ACADEMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паничкин Александр Филиппович

В статье рассматривается жизнь и деятельность архиепископа Сильвестра. Он проявил себя как выдающийся проповедник и автор философских сочинений. В частности, рассматривается его деятельность как архиепископа на фоне просвещения, образования и административного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Vicar of the Alexander Nevsky Monastery, the Archbishop of St. Petersburg and Shlisselburgsky, a member of the Holy Synod Silvester (Kulyabko), 1750–1761

The article studies the life and activity of the archbishop Silvester. He was a great preacher and wrote some philosophical works. His contribution to education and enlightenment as well as administrative system of the Orthodox Church are particularly studied.

Текст научной работы на тему «Священноархимандрит Александро-Невского монастыря, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, член Святейшего Синода Сильвестр (Кулябка), 1750–1761 гг»

СвЯЩЕННОАРХИМАНДРИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВ СКОГО МОНАСТЫРЯ, АРХИЕПИСКОП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ, ЧЛЕН СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

СИЛЬВЕСТР (КУЛЯБКА), 1750-1761 гг.

Отец архиерея, Петр Кулябка был бунчуковым товарищем и принадлежал к древнему малороссийскому роду1. Его родственниками были Даниил Апостол — политический противник Мазепы, Кочубей, а также причисленный к лику святых белгородский епископ Иосаф (Горленко). Будущий архиепископ Сильвестр2, в миру Симеон Петрович Кулябка, родился в 1704 г. в г. Лубнах3. Симеон начал обучение в Кие-во -Могилянской Академии, во время которого в марте 1727 г.

1 Бунчуковый товарищ — почётное звание в среде запорожского казачества ХУ11-ХУШ вв. В обязанности бунчуковых товарищей входило выполнение личных поручений гетмана, в Российской империи их потомки имели право на потомственное дворянство.

2 К сожалению, в современной научной литературе жизни и деятельности архиепископа Сильвестра уделено достаточно небольшое внимание, поэтому большей частью мы будем обращаться к исследованиям дореволюционного периода, из немногих современных работ можно отметить: Суториус К. В. Нравственное богословие как учебный предмет в Киево-Могилянском Коллегиуме/Академии до 1760 г. // Религиоведение. 2010. № 2. С. 34-49.

3 В ведомости об иеромонахах Киево-Печерской лавры в 1739 г. указан его возраст — 35 лет, см.: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19. СПб., 1913. С. 228; Залесский П. Сильвестр Кулябка, архиепископ Санкт-Петербургский, как духовный писатель // Труды Киевской Духовной Академии. 1883. Т. 3. С. 37. А. С. Родосский указывал другую дату — 1701 г., см.: Родосский А. С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих Санкт-Петербургской Духовной Академии и составляющих ее первое по времени собрание. СПб., 1893.

Религия. Церковь. Общество

принимает иночество в Киевском Межигорском монастыре с именем Сильвестра4. Здесь же с 1727 г. монашествовал и его родственник, будущий святитель Иосаф (Горленко), пробыв в монастыре до 1729 г. По окончании курса обучения молодой инок остаётся преподавателем Академии. Практика того времени предполагала чтение курсу учащихся всего перечня предметов, поэтому в 1733-34 гг. он преподавал риторику, в 1735 г. философию, а с 1740 г. богословие. В этот период, в 1735 г., он был посвящен в иеромонаха и назначен префектом Академии5. Будучи горячим поклонником просветительской деятельности архиепископа Феофана (Прокоповича), он также выступил составителем ряда учебных пособий и руководств для слушателей Академии. Так, ему принадлежат два руководства по риторике, оставшиеся в рукописи. Первое из них представляет собой компиляцию из бывших тогда в Академии схоластических риторик. Этот труд отражал преимущественно внешнюю сторону проповеди. Второе руководство было компилятивным сокращением «Риторики» самого Феофана (Прокоповича). В ходе этой работы он порывает с риторическими приёмами схоластики6. Также им был составлен курс по философии на латыни7.

Иеромонах Сильвестр, благодаря своим природным дарованиям и богатой эрудиции, приобрел себе славу замечательного преподавателя и серьезного ученого. Слушателям особенно нравились его философские чтения. В 1740 г. он был посвящен в архимандриты Киево-Братского монастыря и сделан ректором Киево-Могилянской Акаде-мии8. Одновременно он был и членом Киевской Духовной

4 Киево-Могилянскому Коллегиуму в 1701 г. по именному указу Петра I был присвоен статус Академии.

5 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 19.

6 Залесский П. Сильвестр Кулябка... С. 50-82.

7 Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы 1720-1863 гг. Кн. 2. СПб., 1884. С. 329.

8 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 20. СПб., 1908. С. 40.

Консистории9. Несмотря на большую административную нагрузку, он продолжает заниматься наукой, составляет руководство по богословию в 4-х книгах10. Этот труд, хотя и носил характер умеренно-схоластический и дидакти-ко-полемический, являлся развитием идей предшествующих богословов, а также лучшим теоретическим трудом архимандрита Сильвестра11. Кроме того, в 40-е гг. он продолжает просветительскую деятельность «сочинением душеполезных книжиц»12. Начиная с первых лет преподавательской деятельности, он также выступает с церковной кафедры13. В его речах весьма определённо прослеживается характер проповедника, а также его политические

9 Архангельский М. Ф. Ч лен Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященный Сильвестр Кулябка, архиепископ Санкт-Петербургский (1750-1761). СПб.: тип. духов. журн. «Странник», 1875. — 86 с.

10 Рукописные экземпляры этого труда имелись в библиотеках Киевской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, см.: Родосский А. С. Описание 432-х рукописей принадлежащих Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1893. С.102.

11 Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы... С. 329-331.

12 Описание документов и дел... Т. 22. СПб., 1914. С. 175-189.

13 Залесский П. Сильвестр Кулябка. С. 38. В рукописях сохранился ряд его ранних слов на евангельские тексты: «Слово на Пресвятую Троицу» (1732 г.); «Слово в неделю Мясопустную» (1733 г.); «Слово на Плащаницу» (1734 г.); «Слово в день архистратига Михаила» (1736 г.); «Слово на день святой великомученицы Варвары» (1736 г.). Надгробных слова: «Слово на погребение Димитрия, благородного его милости пана войта Киевского, Полоцкого управляющего» (1733 г.); «Надгробная речь при погребении Киево-Печерского архимандрита Романа» (1736 г.). Речи на общественно-политические темы: «Слово в день тезоименитства бла-гочестивейшея и самодержавнейшея великия Государыни нашея императрицы Анны Иоанновны всея России» (1738 г.); «Слово в день восшествия на всероссийский престол самодержавнейшия Государыня нашея императрицы Анны Иоанновны всея России» (1739 г.); «Слово в день коронации Ея Императорского Величества, сказано 28 апреля в десятый год царствования Анны Иоанновны»; «Наследного родительского всероссийского престола всеторжественнейшим восприятием благочестивейшей, самодержавнейшей Великой Государыни, Императрицы Елизаветы Петровны, в лице архиепископа Киевского от архимандрита и ректора Академии Киевской Сильвестра поздравление».

СВЯЩЕННОАРХИМ Андрит АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

взгляды. Так надгробных словах архимандрит Сильвестр избегает касаться щекотливых тем и не всегда искренен. В первом надгробном слове он избегает касаться личности Димитрия войта Киевского, который притеснял духовенство и монастыри. В частности им был написан донос на киевского архиепископа Варлаама (Вонатовича), ставший причиной ссылки последнего в Кирилло-Белозерский монастырь (1730 г.). Г оворя об архимандрите Романе (Копе), он приписывает ему чужие заслуги. Слова же, посвящённые императрицам, представляют собой, согласно духу времени, высшей степени панегирики. Некоторые допускаемые оратором сравнения звучат почти кощунственно, совершенно извращая действительность. Анна Иоанновна называется «благодетною, чудною, великою, славою России, радостию и православием ее, кротким Давидом, мудрым Соломоном, великим Константином, державным Феодосием, живым Петром и вдовстующего Иудифью». «Дивная тезоименитая Анна постом и молитвою не отходящая от церкви». По его словам, Россия никогда не была так счастлива, как в царствовании Анны Иоанновны.

Однако своё политическое будущее он связывает с её преемницей. Безусловно, здесь в полной мере проявились его честолюбие и политическая гибкость14. После воцарения Елизаветы Петровны, архимандрит Сильвестр откровенной лестью пытается обратить на себя внимание новой императрицы. Такая возможность представилась в 1742 г., когда он был вызван в придворную церковь для богослужения. В неделю о Самарянке, он произносит проповедь, за которую получает одобрение Елизаветы. «В будущий воскресный день, то есть сего (мая) месяца 16 дня, проповедь

14 Этим, например, он отличался от своего предшественника, епископа Никодима (Сребницкого), который вступил в конфликт с фельдмаршалом Минихом, см.: Паничкин А. Первый правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии епископ Никодим (Сребницкий) (17421745) // Богослов. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2010096. Ыш1. Дата посещения: 12. 09. 2013.

слова Божия учинить обретающемуся в Москве КиевоБратского училищного монастыря архимандриту и ректору Сильвестру Кулябке, и о том ему объявить»15. Эта проповедь по распоряжению императрицы была напечатана.

В 1745 г. он посылается архиепископом Рафаилом в Петербург для поздравления Императрицы с бракосочетанием наследника престола (будущего императора Петра III). Произнесенная им в обычном панегирическом духе, поздравительная речь, а также его умение держать себя и говорить императрице остроумные комплименты, делают его заметным при дворе человеком16. Его удостаивают знаками высочайшего внимания. За произнесенную в день Святого Александра Невского проповедь он получает в подарок от императрицы серебряные часы, а к концу года он выдвигается на вакантную Костромскую кафедру17.

18 ноября 1745 г. происходит его хиротония во епископа в придворной церкви. На новом поприще он показывает себя деятельным администратором, хлопочет перед Святейшим Синодом об отпуске дополнительных средств на устройство архиерейской ризницы18, об увеличении штата Духовной Консистории (он просит назначить второго секретаря Консистории, так как одному трудно справляться с делами19),

15 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: Царствование Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 25 ноября 1741-1743 гг. СПб., 1899. С. 121.

16 Императрица в разговоре заметила, что ее портреты не имеют с ней полного сходства, на что архимандрит Сильвестр ответил: «Понеже красота Вашего Величества неописуема»

17 После смерти Новгородского архиепископа Амвросия Псковский епископ Стефан (Калиновский) был перемещен в Новгород, а Костром-ский епископ Симон (Тодорский) — в Псков.

18 Епископ Сильвестр просил передать в архиерейский дом сумму в 2160 р. 90 к., собранную от различных окладных доходов и подлежащую отсылке в Коллегию Экономии. Но в этом было ему отказано, см.: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 26. СПб., 1907. С. 649-650.

19 Описание документов и дел. Т. 22. С. 327.

СВЯЩЕННОАРХИМ Андрит АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

вызывает в свою епархию полезных деятелей (епископ Сильвестр просит перевести из Москвы иеромонаха Симонова монастыря Иннокентия как «потребного к экономическому смотрению духовныя персоны»20), заботится о благосостоянии монастырей и о благолепии архиерейского служения (он ходатайствует о возведении в сан архимандрита игуменов близлежащих к Костроме монастырей Богородицкого Игрицкого и Спасо Геннадиева, как часто находящихся в сослужении с архиереем21). Не забывает он и о просветительской деятельности. В 1747 г. при Ипатьевском епископ основывает монастыре школу для детей духовенства «в надежду священства»22. Кроме того он проявил себя и как яркий проповедник, цитируя библейские тексты на воскресных проповедях наизусть23. В Киеве его не забывает братия Киево-Печерской лавры и выставляет его кандидатом в архимандриты Лавры, но Синод отклоняет это избрание по причине антиканоничности24. За пять лет пребывания на Костромской кафедре, епископ Сильвестр сумел проявить себя разумным и инициативным архипастырем.

О нём помнили и в придворных кругах, поэтому после кончины архиепископа Феодосия (Янковского), он был 25 апреля 1750 г. перемещен на Санкт-Петербургскую кафедру. Елизавета возвысила его еще более, чем предшественника. Именным указом от 2 июля того же года он был возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода, где ему было дано второе место по Новгородском архиепископе в «знатнейшую славу царствующего града»25.

20 Описание документов и дел. Т. 22. С. 651.

21 Описание документов и дел. Т. 22. С. 650.

22 На первых порах родители не хотели отдавать своих детей в эту школу, но в 1750 г. в ней уже было 30 человек учеников.

23 Архангельский М. Ф. Член Святейшего Правительствующего Синода. С. 7.

24 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 31. СПб., 1909. С. 334.

25 Собранная Новгородской семинарии ректором, Богословии учителем, Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. Ч. 1. М., 1810. С. 95.

Это преимущество он получил, несомненно, лишь по своим личным качествам, по тому авторитету, который он имел в придворных кругах, но в дальнейшем эти привилегии переходят к кафедре и почетное место в Синоде обеспечивается за всеми его преемниками. За свое одиннадцатилетнее управление столичной паствой архиепископ Сильвестр сумел всесторонне проявить себя и нам следует рассмотреть в отдельности его деятельность как Синодального члена, как епархиального архиерея, как ученого и как пропо -ведника. В Синоде он пользовался огромным авторитетом. По увольнении в отпуск Новгородского архиепископа Стефана в феврале 1751 г., он занимает первое место в Синоде26. Во время пребывания Синода в Москве (1752-54 гг.) архиепископ Сильвестр остается во главе Петербургской Синодальной конторы27. Как член Святейшего Синода он был деятелен, инициативен и самостоятелен. В прочем, и здесь он внимательно следил за жизнью придворных кругов, и стараясь угодить своим покровителям, допускал ошибки. Так, по вопросу о разрешении браков в близких степенях родства, он стал на неканоническую точку зрения и лично разрешил совершение брака между лицами, находящимися по матерям в четвертой, а по отцам в шестой степени родства28. Это были аристократические браки: Николая Ладыжинского и Марии Шифировой, и Кантемира и княжны Голицыной. В защиту своего мнения архиепископ Сильвестр ссылается на патриарха Сисиния, а также оправдывает своей поступок тем «что де по нужде и закону пременение бывает». Синод признал объяснение преосвященного Сильвестра неосновательным, а разрешение брака в таком родстве «могущем повлечь к великому соблазну и раздору»29.

Как епархиальный архиерей, преосвященный Сильвестр был деятельнее двух своих предшественников.

26 Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПБ., 1896. С. 98-287.

27 Описание документов и дел... Т. 32. Петроград, 1915. С. III.

28 Цыпин В. А., прот. Церковное право. М., 1994. С. 350.

29 Полное собрание постановлений и распоряжений... С. 382-385.

СВЯЩЕННОАРХИМ Андрит АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

Он вникал во все дела, не передоверял их консисторским чиновникам, тщательно обдумывал их, писал резолюции собственноручно, часто изменяя решение Консистории. Резолюции его были длинными, наполненными мелкими подробностями, писались витиеватым слогом, но проникнуты они были духом пастырским, иногда в них делались ссылки и на слово Божие.

Приведем примеры некоторым его резолюций: «Довольно и искренно во всех послушаниях монастырских потрудившийся и ныне наместническую честь самоиз-вольно с себя слагающий всечестнейший отец Иоаникий от наместнической должности увольняется. А понеже словом Божиим повелено нам знати трудящихся у нас, то ему, взглядом трудом его и должного отдохновения, учреждаем следующее:

1) ему отцу Иоаникию келию определить, где он изберет, довольную и угодную;

2) к послужению двоих человек;

3) порции противо двух братов;

4) монаха одного или кого из иеродиаконов похощет для чтения правила»30.

В другом месте он пишет: «Усмотрели мы, что в нашей Консистории многие и трудные дела непрестанно и почти ежедневно разные, и разсуждения довольного требующие случаются, того ради, для лучшести и скорости, и без оста-новления текущих дел, определяем в нашу Консисторию в заседателя честного, и совестью и честностью свидетельствованного, мужа священника церкви преподобного Сергия Игнатия Васильева, которого по надлежащему, и к указанной присяге привесть, и быть ему в Консистории нашей, в силу указов и правил, должность свою правящим»31.

30 Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913. С. 632-633.

31 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской Епархии. Вып. 6. СПб., 1878. С. 43-44.

Как и ранее он уделял большое внимание делам просвещения. Епископ Крутицкий Сильвестр (Страгородский), бывший в описываемое время префектом, а затем ректором Александро-Невской семинарии, всю жизнь считал архиепископа Сильвестра своим покровителем и даже принял имя Сильвестр при пострижении. Покровительством его пользовался и будущий Московский митрополит Платон (Левшин). Большое внимание он уделял ставленникам, каждого из них при выдаче грамоты он призывал к себе и давал ему соответствующие наставления. Также заботился он о том, чтобы духовенство из ученых занималось бы произнесением проповедей, проповедники появились не только в соборах, но и в приходских церквах, но допускал к проповедничеству с большой осторожностью и осмотрительностью. Так, он запрещает проповедовать в церкви семинаристу Гусеву по следующим причинам: «проповеди сказывать в церкви, молодому и не в должном чину, не бла-гославляем; слагать же их домовне и в них упражняться, к дальнейшему будущему времени изрядно, и для того учительский и учения труд терять грешно; для пения и доходу определить в Консисторию, если к тому годится». Владыка Сильвестр продолжал также и сам проповедовать слово Божие. Его проповеди в этот период значительно усовершенствовались. В них стало больше определенности, ясности и плавности в языке. Перестают встречаться украинские и польские слова32. Сохранилось лишь несколько проповедей этого времени, связанных, преимущественно, с придворными праздниками («Слово на тезоименитство Императрицы» (1750 г.); «Слово на восшествие на престол» (1750 г.); «На Новый Год» (1751 г.); «Слово в день Рождения Императрицы» (1753 г.). Специальным указом Святейшего Синода было дано дано указание синодальной типографии: «напечатать в полдесть по 300 предик (архиепископа Сильвестра) на лучшей бумаге и прислать для поднесения Ее Величеству

32 Залесский П. Сильвестр Кулябка... С. 255.

СВЯЩЕННОАРХИМ АНДРИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ...

РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО

и Их Высочеством и раздачи разным персонам»33. Кроме того, под его руководством происходит такая важнейшая работа, как исправление и подготовка к печати Библии. Эта работа была поручена вызванным Синодом из разных мест ученым монахам: Киевской Академии префекту Варлааму (Лащевскому), учителю той же Академии Гедеону (Слонимскому), архимандриту Воскресенского монастыря Иллариону (Григоровичу) и иеромонаху Иакову (Блоницкому). Они получили название «библейских иеромонахов». Каждую среду происходили в Синоде совещания по вопросам о их работе над исправлением текста Библии, которая успешно была завершена в 1751 г.34

В отношении требовательности к должной нравственности духовенства, преосвященный Сильвестр был строже своих предшественников и допускал телесные наказания для провинившихся. Зато он был справедлив и оказывал заступничество невинно страдавшим духовным лицам, а также принимал в свою епархию обиженных иноепархиальных клириков. Так, он принимает в свою епархию московского священника П. Львова, запрещенного за повенчание неправильного брака по неведению, и назначает его к Тихвинской, что на Выборгской стороне, церкви. Еще он принимает в Александро-Невский монастырь иеродиакона Донского монастыря Кирилла, подвергшегося нападкам со стороны эконома. В письменных резолюциях и обращениях он почтительно относится к подчиненному духовенству. Так, в одной из резолюций он пишет: «пречестнейший отец духовник Иаков (Палашков-ский), на сие послушание достойно избранный, утверждается наместником, которому надлежащим порядком, и кому надлежит о том объявить»35. Именование духовных лиц «пречестнейший» и «пречестной» характерно

33 Описание документов и дел... Т. 31. СПб., 1909. С.67.

34 В 1751 г. Библия была напечатана и выпущена в продажу по 5 руб., см.: Полное собрание постановлений и распоряжений... С. 104, 467.

35Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. С. 631.

для преосвященного Сильвестра. Лучших из духовенства он отличал. Одного из лучших своих сотрудников, священника И. Васильева, он награждает скуфьей.

В общественной жизни он выступал как защитник чести духовенства. Когда М. В. Ломоносов в своем стихотворении «Гимн бороде» допустил насмешки над внешним видом духовенства, то архиепископ Сильвестр выступил против с резкой критикой. По его инициативе Синод подал в марте 1757 г. доклад императрице, в котором предлагалось «пашк-виль истребить и публично сжечь, а Ломоносова отослать для исправления в Синод». Благоволившая к Ломоносову Елизавета оставила этот доклад без последствий.

В личной жизни архиепископ Сильвестр был очень скромен и, несмотря на широкую известность при дворе, жизнь свою проводил уединенно, по-монашески, в апостольской простоте и без всякой претензии на роскошь. При его келье было лишь двое слуг. Один из них Матвей Мартынов выбыл за границу для изучения наук, а другой Федор Иванов определен в 1756 г. в Петропавловский собор дьячком. Владыко Сильвестр был благочестив и точно исполнял монашеские правила, служил очень часто, не только в праздники, но и в будни для совершения хиротоний, не только для Петербургской, но и для вакантной Новгородской епархии.

Как епархиальный архиерей, архиепископ Сильвестр оставил после своего одиннадцатилетнего управления сто -личной паствой заметный след. В его правление столица обогатилась целым рядом каменных храмов, духовенство становилось более образованным и соответствующим по своему нравственному облику пастырскому идеалу. Скончался преосвященный Сильвестр еще не в старых годах 17 апреля 1761 г. и похоронен в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви.

СВЯЩЕННОАРХИМ АНДРИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ...

Религия. Церковь. Общество

Источники и ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский М. Ф. Член Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященный Сильвестр Кулябка, архиепископ Санкт-Петербургский (1750-1761). СПб.: тип. духов. журн. «Странник», 1875. — 86 с.

2. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. — СПБ.: Печатня С. П. Яковлева, 1896. — 452 с.

3. Залесский П. Сильвестр Кулябка, архиепископ Санкт-Петербургский, как духовный писатель // Труды Киевской Духовной Академии. 1883. Т. 3. С. 37-82.

4. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской Епархии: Издание С.-Петербургского епархиального историкостатистического комитета. Вып. 6. — СПб.: Синодальная типография, 1878. — 478 с.

5. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. В 31 т. Т. 19. — СПб.: Синодальная типография, 1913. — 1003 с.; Т. 20. — СПб.: Синодальная типография, 1908. — 612 с.; Т. 22. — СПб.: Синодальная типография, 1914. — 661 с.; Т. 26. — СПб.: Синодальная типография, 1907. — 882 с.; Т. 31. — СПб.: Синодальная типография, 1909. — 809 с.; Т. 32. — Петроград: Синодальная типография, 1915. — 1319 с.

6. Паничкин А. Первый правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии епископ Никодим (Сребницкий) (1742-1745) // Богослов. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/ 1ех^2010096.Мш1. Дата посещения: 12. 09. 2013.

7. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: Царствование государыни императрицы Елисаветы Петровны 25 ноября 1741-1743 гг. — СПб.: Синодальная типография, 1899. — 560 с.

8. Родосский А. С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих Санкт-Петербургской Духовной Академии и составляющих ее первое по времени собрание. — СПб.: Типография О. А. Башкова, 1893. — 427 с.

9. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913. — СПб.: Синодальная типография, 1913. — 1124 с.

10. Собранная Новгородской семинарии ректором, Богословии учителем, Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. В 3 ч. Ч. 1. — М.: Синодальная типография, 1810. — 670 с.

11. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб.: Археограф. комиссия, 1877. — 573 с.

12. Суториус К. В. Нравственное богословие как учебный предмет в Киево-Могилянском Коллегиуме/Академии до 1760 г. // Религиоведение. 2010. № 2. С. 34-49.

13. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы 862-1863 гг. В 2 кн. Кн. 2: 1720-1863. - СПб.: Издание книготорговца И. Л. Тузова, 1884. - 234 с.

14. Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. — М.:МФТИ, 1994. — 294 с.

Священноархим андрит Александро-Невского МОНАСТЫРЯ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.