Научная статья на тему 'К 270-летнему юбилею создания Санкт-Петербургской духовной Консистории'

К 270-летнему юбилею создания Санкт-Петербургской духовной Консистории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОВАЯ АРХИЕРЕЙСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ / СУДНЫЙ ПРИКАЗ / КАЗЕННЫЙ ПРИКАЗ / ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ ДУХОВЕНСТВО / ЧИНОВНИКИ КОНСИСТОРИИ / ДЕТИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ / БРАКИ С ИНОВЕРЦАМИ / ARCHBISHOP'S HOUSE CHANCELLERY / SUDNY PRIKAZ (JUDICIAL DECREE) / KAZENNY PRIKAZ (TREASURY DECREE) / SPIRITUAL CONSISTORY / EPARCHIAL CLERGY / CONSISTORY OFFICERS / CHILDREN OF THE CLERGY / INTERFAITH MARRIAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паничкин Александр Филиппович

В статье рассмотрен аппарат управления епархией в России в XVIII в., административные задачи, которые стояли перед Духовной консисторией, и то, как они проводились в жизнь. Даны сведения о личном составе Консистории. Приводятся списки чиновников и указывается их содержание. Духовная консистория вела епархиальную статистику; назначала духовников для увещевания преступников; разбирала проступки священников и назначала наказания; давала разрешения на браки с иноверцами и на разводы. Занималась отведением земли для строительства домов духовенства и межеванием церковных земель, вопросами исповеди и причащения запрещенных священнослужителей; вела учет священнослужителей; вместе с полицией занималась поиском беглых священнослужителей, наблюдением за книгопечатанием, погребением самоубийц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Паничкин Александр Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

270th Anniversary of the Saint-Petersburg Spiritual Consistory

The article refers to the eparchial administrative apparatus in the 18th century Russia, to the scope of administrative tasks assigned to the Spiritual Consistory and about how they were carried out in life, to the communication of the Holy Synod decrees to the eparchial clergy and execution of these decrees. It considers the Consistory staffing, quotes registers of the Consistory officers and reviews their contents. The Spiritual Consistory kept eparchial statistics, appointed clergy to talk sense into criminals, investigated offenses by clergy and imposed punishments. It gave permissions for marriages with people of different faiths and for divorces, alloted land for houses of clergymen and performed surveying of church lands. It dealt with issues of confession and communion of the prohibited clergymen, kept records of members of the clergy, liaised with the police in searching fugitive priests. It’s duties also included supervision of book printing and burial of suicides.

Текст научной работы на тему «К 270-летнему юбилею создания Санкт-Петербургской духовной Консистории»

УДК 94 Протоиерей Александр Паничкин*

К 270-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СОЗДАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ

В статье рассмотрен аппарат управления епархией в России в XVIII в., административные задачи, которые стояли перед Духовной консисторией, и то, как они проводились в жизнь. Даны сведения о личном составе Консистории. Приводятся списки чиновников и указывается их содержание. Духовная консистория вела епархиальную статистику; назначала духовников для увещевания преступников; разбирала проступки священников и назначала наказания; давала разрешения на браки с иноверцами и на разводы. Занималась отведением земли для строительства домов духовенства и межеванием церковных земель, вопросами исповеди и причащения запрещенных священнослужителей; вела учет священнослужителей; вместе с полицией занималась поиском беглых священнослужителей, наблюдением за книгопечатанием, погребением самоубийц.

Ключевые слова: Домовая Архиерейская канцелярия, судный приказ, казенный приказ, Духовная консистория, епархиальное духовенство, чиновники консистории, дети церковнослужителей, браки с иноверцами.

Alexander Panichkin, Archpriest 270th Anniversary of the Saint-Petersburg Spiritual Consistory

The article refers to the eparchial administrative apparatus in the 18th century Russia, to the scope of administrative tasks assigned to the Spiritual Consistory and about how they were carried out in life, to the communication of the Holy Synod decrees to the eparchial clergy and execution of these decrees. It considers the Consistory staffing, quotes registers of the Consistory officers and reviews their contents. The Spiritual Consistory kept eparchial statistics, appointed clergy to talk sense into criminals, investigated offenses by clergy and imposed punishments. It gave permissions for marriages with people of different faiths and for divorces, alloted land for houses of clergymen and performed surveying of church lands. It dealt with issues of confession and communion of the prohibited clergymen, kept records

* Паничкин Александр Филиппович, протоиерей, кандидат богословия. Помощник начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» по работе с верующими военнослужащими. Настоятель храма св. Павла Исповедника и св. праведного воина Феодора Ушакова в морском корпусе Петра Великого.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 3

47

of members of the clergy, liaised with the police in searching fugitive priests. It's duties also included supervision of book printing and burial of suicides.

Keywords: Archbishop's House Chancellery, Sudny Prikaz (Judicial Decree), Kazenny Prikaz (Treasury Decree), Spiritual Consistory, Eparchial clergy, Consistory officers, children of the clergy, interfaith marriages.

В 2014 г. исполнилось 270 лет Санкт-Петербургской духовной консистории. Правящий архиерей любой епархии Русской церкви нуждался в своей деятельности в помощниках, секретарях, писцах, копиистах и другом персонале — бюрократическом аппарате, с помощью которого архиерей управлял подчиненными ему приходами и духовенством. Ибо его решения должны были бы кем-то облекаться в письменную форму указов, постановлений и решений и доводиться до подчиненного ему духовенства, а также должно было контролироваться их исполнение. В течение XVIII в. (особенно его первой половины) мы встречаемся со значительным разнообразием структур центрального административного аппарата епархий. В некоторых епархиях в это время еще встречались остатки характерных для патриаршего периода приказов — судного и казенного (Судный приказ ведал судом над духовными лицами, по всем делам, кроме уголовных, и над светскими, по делам подведомственным церковному суду. Казенный приказ ведал денежными делами домовой архиерейской казны, а также и административной стороной управления делами епархии. Он посылал архиерейские приказы по челобитьям, давал благословенные грамоты на освящение храмов. Через него происходило назначение и перемещение клириков), которые являлись тем необходимым канцелярским аппаратом при епископе. Характерной особенностью этих учреждений была простота их структуры и малочисленность личного состава. Судным приказом управлял один из архимандритов пригородных монастырей, а казенным ведал эконом архиерейского дома.

9 июля 1744 г. все состоящие при архиерейских домах Российских епархий канцелярии решением Святейшего Синода были переименованы в консистории. Это изменение вводилось по причине пререканий, возникших между Коллегией экономии и Московской Духовной Дикастерией по поводу формы сношений [6, с. 166-167]. Реформа коснулась и Санкт-Петербургской епархии. Указ Синода в Санкт-Петербургской епархии был получен 9 июля, а 18 июля обнародован по распоряжению епископа всему духовенству. Но, получив новое наименование, указывающее на коллегиальность (наименование Консистория (от con-sistere — сходиться, сходясь останавливаться, согласовываться) соответствует коллегиальному учреждению, члены которого обсуждают дела с правом собственного суждения), рассматриваемое нами учреждение лишь постепенно и весьма медленно приобретало требуемые наименованием свойства и, в основном, продолжало оставаться прежним канцелярским аппаратом при единовластии архиерея.

Штат Консистории также мало изменился. В 1760-х гг. штат Санкт-Петербургской Консистории состоял из 1 секретаря, 3 канцеляристов, 4 копиистов, 2 сторожей и 4 приставов. В 1762 г. был назначен в помощь престарелому секретарю Васильеву второй секретарь Ревячин, бывший ранее секретарем в канцелярии Александро-Невской вотчинных дел [7, с. 16-17]. Некоторую

особенность по сравнению с иноепархиальными консисториями Консистория Преосвященного Никодима, епископа Санкт-Петербургского и Шлиссель-бургского и архимандрита Александро-Невского монастыря (таково было полное официальное наименование Консистории) представляла из себя тем, что по причине малочисленности в епархии монастырей (в 1743 г. епископ Никодим предлагал возвести строителей двух приписных к Александро-Невскому монастырей в сан архимандрита, но Синод отклонил это предложение) [4, с. 89-92], духовными администраторами в ней бывали преимущественно представители белого духовенства, получившие теперь наименование членов Консистории, присутствующих, или заседателей (старинное наименование духовных администраторов «судьями» постепенно отходило в область преданий).

Обычно членами Консистории определялись лучшие из числа столичного духовенства. В большинстве случаев это были священнослужители Кафедрального собора. Но встречались среди них и приходские священники. Последовательно должность заседателей занимали Петропавловский протопоп Петр Степанович Гребневский,

сын московского священника. По окончании Славяно-Греко-Латинской Академии был священником в Москве при церкви Гребеновской Божией Матери. Затем, овдовев, принял монашество с именем Павла и был в 1762-63 гг. настоятелем Большого Тихвинского монастыря. В 1763 г. хиротонисан в епископа Владимирского и Муромского. Скончался 9-го августа 1770 г. [2, с. 119],

его преемник Петр Симеонович Гусс

был сыном священника из г. Галича. По окончании Александро-Невской семинарии служил в Петропавловском соборе, где был сначала диаконом, потом священником, с 1757 г. ключарем и с 1762 г. настоятелем. Скончался в 1772 г. [2, с. 119]

ключарь того же собора Стефан Левицкий (был ранее священником Московского Успенского собора, затем по вниманию и учительству был переведен к Петропавловскому собору ключарем и проповедником), а также настоятель Сергиевской, что в Артиллерийских слободах, церкви священник Игнатий Васильев:

Священник Игнатий Васильев поступил к Сергиевской церкви в 1731 г. Был широко образованным человеком, знал языки латинский, немецкий, французский и польский. Занимался проповедничеством. Главной его заслугой было то, что он был храмоздателем. Он не только подал мысль о построении храма, но и лично собрал на построение храма 12 000 р. и на церковную утварь 7000 р. В 1740-50 гг. он был благочинным, затем членом Консистории, членом разных комиссий и увещателем раскольников. За труды он был награжден скуфьей, а в 1759 г. возведен в сан протоиерея и получал удвоенное жалование. Скончался 62 лет в 1769 г. [3, с. 28-30, 43, 44].

Заседателями в консистории были протоиерей Сергиевской церкви Василий Саввин и ключарь Петропавловского собора Сергий Коноплев1.

1 «О предписании протоиерею Сергиевской церкви Василию Саввину и ключарю

Петропавловского собора Сергию Коноплеву присутствовать в консистории» [10, оп. 1,

д. 8533, л. 1-19].

Архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) уделял большое и серьезное внимание работе Консистории и старался подобрать в ее члены честных и работоспособных лиц, так как предполагал их сделать своими действительными помощниками по управлению епархией и представлял им возможность проявить свою инициативу. Об этом свидетельствует указ о назначении члена Консистории от 7 ноября 1750 г:

Усмотрели потом мы, что в нашей Консистории многие трудные дела непрестанно и почти ежедневно разные и рассуждения довольно требующие случаются того ради для лучшества и скорости и без остановления текущих дел, определяем в нашу Консисторию в заседателя, честного и совестию и честностью свидетельствованного мужа, священника церкви преподобного Сергия, Игнатия Васильева, которого по надлежащему, и к указанной присяге привесть, и быть ему в Консистории нашей, в силу указов и правил, должность свою правящим [3].

Он постарался, насколько было возможно, компенсировать их до того времени бесплатный труд:

Протопоп Петр Гребневский при Преосвященном Сильвестре, кроме штатного жалованья по собору, получал из отпущенной Синодом тысячерублевой суммы 80 руб. в год, а священник Игнатий Васильев, кроме «поповского» от артиллерии жалования в 80 р., еще 130 р. из синодальной суммы [5, с. 478-481].

В третьей четверти XVIII в. архиепископы Гавриил I (Кремнецкий) и Гавриил II (Петров) осуществляли целый ряд мероприятий по упорядочению работы Консистории, в частности регламентировались часы занятий. 11 декабря 1769 г. было установлено протопопом членам Консистории присутствовать 3 раза в неделю, а секретарю и приказным — ежедневно. Архиепископ Гавриил (Петров) велел рапортовать ежедневно о своевременности прихода и ухода служащих Консистории [9, с. 503]. Консистория была переведена в более удобное помещение (в 1745-1765 гг. Консистория помещалась в бывшем доме князя Гагарина на Петербургском острове. В 1765 г. она была переведена в Александро-Невский монастырь [7, с. 552]), что позволило архиерею лучше осуществлять контроль за ее деятельностью. 20 февраля 1772 г. архиепископ Гавриил (Петров) предписал представлять ему по третям года реестры сданных в Консисторию архиерейских резолюций и определений, а 17 июня 1773 г. распорядился о предоставлении ему еженедельных рапортов о том, сколько слушалось в Консистории дел [9, с. 503].

Консистория обязана была ежемесячно докладывать об исполнении указов Синода2.

Консистории приходилось заниматься самыми различными делами, касающимися духовной и приходской жизни епархии, а также непосред-

2 См. «Ведомости о полученных в консистории в 1779 г. указах Синода со сведениями

об исполнении по ним» [10, д. 10 530, л. 1-16]; «Об отсылке в Синод из консистории ежемесячных ведомостей об указах, исполненных в 1787 г.» [10, д. 13 796, л. 1-28]; «Об отсылке в Синод ежемесячных ведомостей об исполнении указов Синода за 1789 г.» [10, д. 14 206, л. 1-38].

ственно духовенства и прихожан: через нее проходили все дела о посвящении в священный сан3, проведении ставленнических экзаменов4, пострижении в монашество5 и назначении священно- и церковнослужителей6. Придавалось большое значение Государственным праздникам и памятным дням, рождениям и тезоименитству царствующих особ, Викториальным дням, когда полагалось служить торжественные молебны7.

Консистория обязана была подавать метрические сведения обер-полицмейстеру и Синоду о числе родившихся, сочетавшихся браком и умерших.

Сего 20 марта 1794 г. Святейший Правительствующий Синод приказали: как разосланными из Святейшего Синода... указами о доставлении в Святейший Синод выше помянутых метрических о рождающихся, в супружество вступающих и о умерших людях экстрактов, по прошествии каждого года в наступившем году не позже как в январе и феврале месяцах [8, с. 423].

Так, в Петербурге в 1775 г. родилось: мужского пола 3854 чел. женского пола 3653 чел. обоего пола 7507 чел., сочеталось браком 3710 чел., умерло: мужского пола 3178 чел., женского пола 2025 чел., всего 5203 чел. [10, д. 9615, л. 21-22]. В 1778 г. родилось в 8042 чел., сочеталось браком 4202 чел., и умерло 5181чел. [10, д. 10 447, л. 23]. В 1794 г. родилось: мужского пола 2959 чел., женского пола

3 «О производстве студента Александро-Невской семинарии Тимофея Яковлева в священники, для определения в православную церковь в Стокгольм» [10, оп. 1, д. 4005, л. 1-4]; «Ведомость о производстве в духовные чины по епархии за 1775 г.» [10, д. 9687, л. 3-6]. Было совершено 10 священнических хиротоний и 13 диаконских («Ведомость о производстве в духовные чины по епархии за 1776-1777 гг.» [10, д. 10 246, л. 1-14].

4 «Рапорт консистории в Святейший Синод об экзаменаторах, присутствовавших при испытании ставленников» [10, оп. 2, д. 11, л. 1].

5 «Об определении священника Спасской церкви Выборгской стороны Иоанна Федорова в Троице-Сергиеву пустынь для пострижения в монашество» [10, оп. 1, д. 8668, л. 1-3].

6 «О назначении священника с. Дятлицы Егора Осипова благочинным Ямбургского заказа» [10, д. 8693, л. 1-9]; «Об определении сына священника Кронштадтской Воскресенской церкви Иоанна Дмитриева — Афанасия дьячком в ту же церковь» [10, д. 8715, л. 1-4]; «О производстве дьячка Сергиевской церкви Семена Иванова в священники и определении его в Спасо-Преображенскую церковь мызы Стрельна Копорского уезда на место престарелого отца» [10, д. 8717, л. 1-11]; «О переводе протоиерея г. Новая Ладога Георгия Моисеева в Андреевскую церковь на Васильевском острове на место священника» [10, д. 8777]; «Об освящении новой каменной церкви Вознесенской Федоровского посада Царскосельского уезда и определении к ней священника и причетников» [10, д. 12 994, л. 1-12]; «О переводе протоиерея церкви Сергия Радонежского при артиллерийских судах Сергия Федорова в церковь Зимнего дворца» [10, д. 13 166, л. 1-2] и т. д., и т. д.

7 «О рассылке по петербургским церквам предписания о проведении благодарственных молебнов по случаю победы Ревельской эскадры над шведским флотом» [10, д. 14 668, л. 1-8]; «О рассылке по церквям Петербурга предписаний о проведении благодарственных богослужений по случаю победы русского флота над шведским галерным и корабельным флотом» [10, д. 14 730, л. 1-6]; «О порядке проведения торжественного богослужения по случаю заключения мира со Швецией и рассылке по Петербургу и епархии манифеста о заключении мира» [10, д. 14 779]; «О предписании петербургским священникам провести благодарственное богослужение по случаю взятия Измаила» [10, д. 14 894, л. 1-5]; «О рассылке табелей о Викториальных днях» [10, д. 9887].

2910 чел., всего 5869 чел., бракосочеталось 1216 пар, умерло: мужского пола 2242 чел., женского пола 1218 чел., всего 3460 чел. [10, д. 16 661, л. 1-3]. В 1795 г. родилось 5660 чел., сочеталось браком 1068 пар, умерло 3975 чел. [10, д. 17 307, л. 1-6]. В Петербургской епархии в 1795 г. родилось 16 975 чел., бракосочеталось 7574 чел., умерло 13 809 чел. [10, оп. 2, д. 59, л. 1-13].

Рассматривались дела об увещевании священниками преступников:

По Указу Ея Императорского Величества, Санкт-Петербургская Духовная Консистория, слушав промеморию Государственной Камер-коллегии из конторы о определении для увещания во оной Конторе по разным следственным делам и в розыскной экспедиции для увещания колодников... быть священнику Стефану Семенову [10, оп. 1, д. 9952]8.

Консистория занималась делами о правилах поведения священников9, их наказании10 (телесные наказания были отменены 14 марта 1773 г. [10, оп. 1, д. 8610]).

Давала разрешения на браки с иноверцами11, а также на повторные браки

8 См. также: «Сведения о содержащихся при консистории колодниках» [10, оп. 2, д. 12, л. 1-7]; «О назначении священника Андреевской церкви на Васильевском острове Стефана Семенова в розыскную экспедицию для увещания заключенных» [10, оп. 2, д. 9609, л. 2]; «О предписании священнику Воскресенской церкви за Литейным двором Федору Бело-польскому являться в артиллерийский военный суд для увещания подследственных» [10, оп. 2, д. 9806].

9 «О предписании священнослужителям бережно относиться к дароносицам и не подавать повода к дракам и ссорам, имея их при себе» [10, оп. 1, д. 9985].

10 «О наказании священника Вознесенской церкви Тивральской выставки, Кексголь-мского уезда Емельяна Иванова за пьянство и небрежность в хранении Св. Даров» [10, оп. 1, д. 9136]; «О наказании священников Тихвинской церкви на Выборгской стороне Петра Львова и Федора Федорова за несправедливый раздел доходов с диаконом и дьячком» [10, д. 8430].

11 Католиками: «О разрешении на вступление в брак гусару Стефану Иванову католического вероисповедания с православной Натальей Матвеевой» [10, оп. 1, д. 9676]; «О вступлении в брак министра Августина Деболи, католического вероисповедания с православной княгиней Екатериной Голицыной» [10, д. 12 722, л. 1-4]; и протестантами: «О разрешении на вступление в брак служителю Евграфу Ермолаеву, православного вероисповедания с лютеранкой Марией Берман» [10, оп. 1, д. 9673]; «О разрешении на вступление в брак штык-юнкеру второго канонерского полка Ивану Каратаеву православного вероисповедания с лютеранкой Екатериной Ивановой» [10, д. 9938]; «О разрешении на вступление в брак иностранцу Иогану Иторсену лютеранского вероисповедания с дворовой православного вероисповедания Натальей Абрамовой» [10, д. 9936]; «О разрешении на вступление в брак служителю графа Г. И. Головина Петру Алексееву православного вероисповедания, с крестьянской дочерью лютеранкой Марьей Гуттунелевой» [10, д. 9932]; «О разрешении на вступление в брак флотскому капитану Якову Маврову православного вероисповедания с ревельской мещанкой лютеранкой Ириной Матвеевой» [10, д. 8847]; «О разрешении на вступление в брак купцу третьей гильдии Александру Волкову православного вероисповедания с лютеранкой Марией Койнлайн» [10, д. 13 170, л. 1-9]; «О разрешении на вступление в брак придворному музыканту Карлу Манштейну лютеранского исповедания с православной Натальей Руновой» [10, д. 13 157]; «О разрешении на вступление в брак генерал-адъютанту Александру Струговщикову с лютеранкой Елизаветой Гавр» [10, д. 12 795, л. 1-5] — и др. дела по бракам с лютеранами: 9197; 9938; 9642; 9644; 9653; 9654; 9659; 9674; 9936; 13 160 и т. д.

в случае долговременного отсутствия и неизвестного места нахождения одного из супругов или ссылки в Сибирь или на каторгу12.

По указу Ея Императорского Величества и Санкт-Петербургского, Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященного Гавриила, архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского. слушалось дело по прошению Его Преосвященству второго Канонерского полку штык-юнкера Ивана Леонтьева сына Каратаева содержащего веру Греко-Российского исповедания. ко вступлению в законное супружество первым браком бывшего при флоте штаб-лекаря Ивана Иванова сына Лакмана с женою его вдовою Катериною Ивановой, состоящей в Лютерском Законе без пременения Закона [10, оп. 1, д. 9938, л. 6].

Решала бракоразводные дела13.

Консистория предписывала священникам составлять особые ведомости о женатых солдатах, унтер-офицерах и их женах [10, оп. 1, д. 10 143].

Приходилось заниматься и вопросами отведения земли под строительство домов для духовенства и межеванием церковных земель14.

Сего Генваря 25 дня по данном его преосвященством определении написано: хотя упущено было, чтобы соблюсти при церквах, для священно церковно служительских домов в Санкт-Петербурге места, так, что при многих церквах они с нуждою не находят квартиры: ныне консистории описать и через благочинных при всех церквах, и отобрав данные у полиции, представить Его Преосвященству и при том сколько возможно доходит. Кто при тех церквах, при которых для всех

12 «О разрешении жене профоса лейб-гвардии Измайловского полка Семена Иванова Марье Михайловой на вступление во второй брак в связи с неизвестным местонахождением мужа» [10, д. 13 178, л. 1-7]; то же жене драгуна Григория Сидорова Аграфене Анисимовой [10, д. 13 180, л. 1-18]; «О разрешении на вступление во второй брак жене сосланного в Сибирь Федора Матвеева» [10, д. 13 201]; «О разрешении жене отставного канонира Бомбардирского артиллерийского полка Алексея Портнова Анне Ивановой на вступление во второй брак в связи со ссылкой ее мужа в каторжные работы» [10, д. 13 891, л. 1-18]; «О разрешении жене мушкетера лейб-гвардии Преображенского полка Федора Франца Екатерине Федоровой вступить во второй брак в связи с двоеженством ее мужа» [10, д. 12 326, л. 1-18]; «О разрешении на вступление во второй брак жене фулериста артиллерийского полевого фурштадта Артамона Метейлова Марфе в связи с двоеженством ее мужа» [10, д. 13 540, л. 1-15].

13 «О разводе капитан-лейтенанта флота Николая Рогозина с гречанкой Феодорой Антониевой в связи с вступлением ее во второй брак» [10, оп. 1, д. 10 014]; «О расторжении браков лиц, не достигших установленного возраста» [10, д. 10 687]; «О разводе надворного советника Михаила Долгово-Сабурова с Екатериной Ивановой за ее прелюбодеяние» [10, д. 9851]; «По прошению надворного советника Алексея Березникова о расторжении брака с Катериной Петровой в связи с отказом ее продолжать супружескую жизнь» [10, д. 13 576, л. 1-32]; «О разводе секунд майора Петра Демидова с женой Хайей в связи с отказом перейти из иудейства в православие» [10, д. 13 866, л. 1-7]; «О разводе петербургского купца Петра Столарева с женой Анной Алексеевой в связи с ее пьянством и прелюбодейством» [10, д. 14 703, л. 1-66].

14 «Об определении архиепископа о домах и квартирах петербургских священно- и церковнослужителях» [10, оп. 1, д. 9923]; «О необходимости строгого соблюдения межевания церковных земель» [10, д. 10 470]; «Об отведении участков под постройки причту Успенской церкви на Петербургской стороне» [10, д. 11 515]; «О составлении ведомости о количестве при церквах приходских домов, земли и руги» [10, оп. 2, д. 1980].

священно и церковно служителей домов нет, ныне или владеет, и каким образом они к другим перешли. Генваря 27 дня 1777 года [10, оп. 1, д. 9918].

В этом отношении представляет интерес документ «О сборе сведений о домах и дворах петербургских священно и церковнослужителей» от 10 апреля 1785 г.

Святейшаго Правительствующаго Синода члену

Господину Преосвященнейшему Гавриилу Архиепископу Новгородскому И Санкт-Петербургскому и Архимандриту Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря

Церкви Рождества Иисуса Христа от священно-церковнослужителей

Всепокорнейшее прошение. В сравнении прочих казенных мест по состоявшимся ныне штатам и жалование положено нам малое, и ни домов казенных с дровами, как при дворцовой Екатерининской, конюшенной, и гвардейских полков священники имеют. А мы не имеем ни мест для построения своих домов. А по обе стороны церкви и нынешние и вновь строемые имеются казенные дома под ведением строения конторы, в которых живут оныя конторы господа, присутствующие, секретари, мастера и мастеровые которые получают и жалование большое. Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейшее просим Вашим Архипастырским пред-стательством исходатайствовать и нам теж де, что получают по штатам священно церковнослужители при прочих выше помянутых церквах. Священник Иоанн Евдокимов Диакон Петр Дьячек Иоанн Иоаннов

Дьячек Александр Федоров [10, оп. 1, д. 10 605, л. 123].

Из приведенных документов мы видим, что многие священники не имели ни своих домов, ни церковных, ни земли для их постройки. Материальное положение их было весьма скудным.

Духовенство обязывалось подпиской доносить в Консисторию о присутствии посторонних священнослужителей [10, оп. 1, д. 9826]. Посторонним священникам запрещалось служить в храмах без разрешения Консистории:

По Указу Ея Императорского Величества Консисториею определено представить Вашего Высокопреосвященства доклад с приложением Вашей архипастырской резолюции, как дошло до сведения Консистории, что Санкт-Петербургских церквей священнослужители принимают для служения сторонних священников от чего происходят неустройства. почему в пресечение дальнейших могущих от сего произойти неустройствам не благоволено ли будет объявить всем здешним священнослужителям с подписками под опасением строгого взыскания отнюдь не принимать сторонних священников для служения без приказов Консистории. Марта 7 дня 1798 г. [10, оп. 2, д. 2090, л. 1-2].

Консистория вела учет исповеди священнослужителей, составляя специальные ведомости, и штрафовала не бывших на ней15.

15 «О составлении исповедных ведомостей священно- и церковнослужителей» [10, оп. 1, д. 10 226]; «О предписании церковнослужителям епархии подавать исповедные

По полученному Его Преосвященства определению во всяком уезде избраны для священнослужителей духовники, у которых велено в году не менее четырех раз исповедываться и об оном тем духовникам присылать ведомости из коих усматривается, что многие из священно-церковнослужителей у исповеди не бывают, того ради от консистории Его преосвященству было подано мнение которым представлено: в каждый год священнику и диакону исповедываться во все четыре поста. За неисповедь с реченных священнослужителей за каждый пост с каждого. штраф взыскивать, а именно с попа по пятидесяти копеек, с диакона дьячка и пономаря по двадцати пяти, и те деньги собирая отсылать в богадельню [10, оп. 1, д. 17 051, л. 3].

По Указу Ея Императорского Величества марта 18 дня 1779 года. 1774 года декабря 16 дня по учиненном его преосвященством определению во всяком уезде избраны для священнослужителей духовники, которым велено в четвертом годе не менее четырех раз исповедываться, и об оном тем духовникам присылать ведомости, на мнение консистории. Определенною его Преосвященства резолюциею 778 года февраля 10 дня велено за неисповедь священнослужителей за каждый пост с каждого человека взыскивать, а имянно с попа по пятидесяти копеек, с диакона, дьячка, пономаря по двадцати пяти копеек. И те деньги собирая отсылать на богадельню [10, оп. 1, д. 10 538].

Также консистория занималась вопросами об исповеди и причащении запрещенных священнослужителей16.

Консистория вела учет церковно- и священнослужителей17 и их детей:

Ведомость учиненная по силе указа Святейшего Правительствующего Синода о церковнослужительских детях.

Всего в Санкт-Петербургской епархии: общее число 385, определенных на места 60, взяты в семинарию 54 [10, оп. 1, д. 10 309]18.

Учитывалось даже количество священнических бань [10, оп. 1, д. 8495, л. 1-5].

Консистория поручала разыскивать «в библиотеках монастырей и архиерейских домов сочинений по истории России для опубликования» [10, оп. 1, д. 10 584, л. 1-17], а также рассылку напечатанных богословских книг [10, оп. 1, д. 14 416, л. 1-20].

росписи в духовные правления в ноябре каждого года, а духовным правлениям сведения в консисторию подавать в начале декабря» [10, д. 17 051, л. 1-40].

16 «О порядке исповедания и причащения священнослужителей, которым запрещено священнослужение» [10, оп. 1, д. 10 249]; «О присылке из духовных правлений ведомостей о действительных священно и церковнослужителях и их детях» [10, д. 14 494, л. 1-14].

17 «О необходимости присылать в консисторию сведения об умерших священно и церковнослужителях» [10, оп. 1, д. 8559, л. 1-22]; «О составлении ведомостей о числе священно-церковнослужителей, их детей, в том числе и взятых в военную службу по разбору 1769 г.» [10, д. 9259, л. 1-200].

18 См. также: «О составлении ведомостей о детях священно и церковнослужителей» [10, д. 13 284, л. 1-39; «О рассылке по Петербургской епархии указа о доставлении в Синод ежегодно сведений из духовных правлений епархии о количестве церквей, священнослужителей, их детях и пр.» [10, д. 13 567].

Занималась «взысканием податей с магистратов за пострижение в монашество купцов и мещан» [10, оп. 1, д. 10 474], разбирала ссоры духовенства из-за распределения доходов [10, оп. 1, д. 8538, л. 1-8], заниматься сбором пожертвований для бедных19.

По указу Синода Консистория определяла детей церковнослужителей и семинаристов канцелярскими служителями [10, оп. 1, д. 10 493], не желавшие же учиться подлежали разбору в солдаты [10, оп. 2, д. 958, л. 168].

Консистории приходилось вместе с полицией заниматься и розыском беглых священников20, а также наблюдать за книгопечатанием21:

.указом данным правительствующему Сенату 1783 года генваря 15 дня повелено в типографиях печатать книги с наблюдением, чтобы ничего в них противного законам Божиим и гражданским или к явным соблазном клонящегося издаваемо не было, для чего управы благочиния отдаваемые в печать книги свидетельствовать. Апреля 18 дня 1786 года. Губернатор Петр Коновницын [10, оп. 2, д. 14 640, л. 1-6].

Консисторией же решались вопросы погребения самоубийц (см., например, «О разрешении на похороны секретаря канцелярии таможенных сборов Петра Богданова, повесившегося во время припадка» [10, оп. 2, д. 8441, л. 1-4]).

В период междуархиерейства, с апреля по сентябрь 1761 г., т. е. между правлениями архиепископов Сильвестра (Кулябки) и Вениамина (Пуцек-Григоровича), согласно синодальному указу, Консистории поручалось исправление всех епархиальных дел, причем по «делам до собственного архиерейского рассуждения принадлежащих», предписано было «чинить только одно производство и следствие, решение же дел оставлять до будущего архиерея, по делам же нужнейшим не терпящим отлагательства доносить Святейшему Синоду с приложением своих мнений на основании правил Святых Отцов и Духовного Регламента» [3, с. 72].

Постепенно улучшалось и материальное положение служащих. Так, в 1751 г. преосвященному Сильвестру удалось получить ежегодную дотацию от Синода в сумме 1000 р. на содержание Консистории (епархиальных доходов на содержание Консистории по-прежнему не хватало. От местных сборов за 1755 г. поступило всего лишь 294 р. 181/2 к. Поэтому синодальным

19 «О рассылке предписания священнослужителям о принятии мер к увеличению добровольных пожертвований для бедноты» [10, оп. 1, д. 13 184, л. 11]; «О сборе денег в епархии на вдов и сирот за 1-ю половину 1800 г.» [10, оп. 2, д. 4555, л. 1-5]

20 «О розыске бежавших из разных епархий лиц духовного звания» [10, оп. 2, д. 9357, 9436, 9513, 9629, 10 164, 10 371, 10 476, 10 584, 10 754, 10 765]; «О предотвращении увеличения числа бродячих священно и церковнослужителей, о запрещении отлучаться от церквей без паспортов епархиальных архиереев» [10, оп. 2, д. 9371].

21 «По указу Ее Императорского Величества о введении цензуры в книгопечатании и доставлении в Синод сведений о наличии вольных типографий в Петербургской епархии» [10, оп. 2, д. 13 133, л. 1-31]; «О запрещении продажи книг духовного содержания, изданных светскими типографиями» [10, д. 13 627, л. 1-20]; «О рассылке по Петербургской епархии указа запрещающего духовным лицам печатать сочинения на религиозные темы без разрешения Синода» [10, д. 13 667, л. 1-10].

определением от 25 сентября 1751 г. постановлено было ежегодно отпускать на Консисторию 1000 р. [5, с. 478-481]). Введение же штатов 1764 г. обеспечило твердость получаемого оклада, так как выплата его менее зависела от местных епархиальных средств.

По штатам 1764 г. канцелярским служителям Санкт-Петербургской Духовной Консистории положены были следующие оклады:

секретарь 1 240 р. в год

канцеляристов 3 по 120 р. в год

копиистов 4 по 50 р. в год

сторожей 2 по 12 р. в год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приставов 4 по 12 р. в год

стряпчий 1 60 р. в год.

В 1787 г. в Консистории было 12 чиновников: 1 коллежский регистратор; 4 канцеляриста; 3 подканцеляриста; 4 копииста. Возраст чиновников был от 15 до 60 лет [10, оп. 1, д. 13 414, л. 1, 5-7].

Некоторые чиновники Консистории награждались классными чинами. В 1783 г. вышел «Указ Ея Императорского Величества. в Санкт-Петербургской духовной Консистории секретарю Кондратию Персональному за добропорядочную его службу дать чин титулярного советника» [1, оп. 1, д. 12 042, л. 4], а за тем и чин коллежского асессора [10, оп. 1, д. 13 276]. В чин коллежского асессора был произведен в 1785 г. и секретарь Консистории Михаил Васильев [10, оп. 1, д. 10 540]. В 1795 г. секретарь Консистории Михаил Титов тоже был пожалован чином титулярного советника [10, оп. 1, д. 17 300]. В 1797 г. Семен Границкий был награжден чином губернского секретаря, а другие чиновники — чином коллежского регистратора [10, оп. 1, д. 16 429]. Следующие чины получили копиисты Тихомиров, Пушторский и Севостьянов в 1797 г. [10, оп. 2, д. 836] и секретарь консистории Гавриил Покровский [10, оп. 2, д. 1475].

Ведомость о находящихся в Санкт-Петербургской епархии Духовной Консистории у дел принятых служителей за 1788 г.

1. Коллежский регистратор Семен Границкий 37-лет, из богословия.

Канцеляристы:

2. Григорий Пантелеев 62-х лет, не обучался.

3. Марк Афанасьев 49-и лет, не обучался.

4. Авксентий Невлинов 42-х лет, в школе обучался французскому языку.

5. Никита Савостьянов 25-и лет, в школе не был.

Подканцеляристы:

6. Александр Афанасьев 21-го года, в школе не был.

7. Лука Гориславский 30-и лет, в школе не был.

Копиисты:

8. Михаил Григорьев 21-го года, в школе не был.

9. Семен Яковлев, не был.

10. Василий Максимов 20-ти лет, не был.

11. Илья Мяктитский 21-го года — не был.

12. Егор Коломов 22-х лет, не был [10, оп. 1, 14 196, л. 2-5].

Состав Консистории в 1793 г. был следующим:

1. Коллежский регистратор Семен Границкий 42 лет, окончил класс богословия.

2. Подпоручик Яков Передольский 25 лет, Невская семинария до пиитики.

3. Канцеляристы: Марк Афиногенов 54 лет, не образован.

4. Авксентий Невлинов 48 лет, в школе.

5. Никита Савастьянов 30 лет, не образован.

6. Алексей Пантелеев 38 лет, не образован.

7. Александр Афанасьев 26, н/о.

8. Подканцелярист Семен Яковлев 22 лет, класс риторики.

9. Копиисты: Лука Горыцкий 34 лет, н/о.

10. Иван Златницкой 18 лет, кл. риторики.

11. Михаил Григорьев 26 лет, н/о [10, оп. 1, д. 16 077, л. 3-6].

Консистория регулярно докладывала о составе своих служителей Святейшему Синоду [10, оп. 1, д. 14 196, л. 3-5].

Так, в 1796 г. в Консистории служили:

1. Коллежский регистратор Семен Границкий 46 лет, учился в богословии.

Канцеляристы:

2. Никита Савостьянов 32 лет, в школе не учился.

3. Александр Афанасьев 27 лет, не образован.

4. Авксентий Невлинов 43 лет, обучался в школе французскому языку.

5. Семен Яковлев 23 лет, обучался в риторике.

6. Марк Афиногенов 33 лет, не образован.

7. Алексей Пантелеев 43 лет, н/о.

Копиисты:

8. Лука Гаритский 35 лет, н/о.

9. Иван Тихомиров 23 лет, учился до синтаксимы.

10. Степан Севастьянов 20 лет, н/о [10, оп. 2, д. 179, л. 1-6].

Из приведенных списков видно, что служители консистории не имели хорошего образования, а примерно половина не имели образования вовсе, а только «разумели грамоте».

Санкт-Петербургская Духовная Консистория была типичным для своего времени учреждением. Ее деятельности были свойственны все характерные для данной эпохи недостатки, из которых главным был порожденный Петровскими реформами бюрократический метод работы. Необходимо признать, что Консистории приходилось работать в тяжелых материальных условиях, гораздо худших по сравнению с Консисториями других епархий. Поэтому достойны всякого уважения ее скромные служащие, которые, получая лишь незначительную часть своего и без того мизерного жалованья, все же выполняли порученную им работу. Достойны благодарного воспоминания и неустанные хлопоты преосвященных Никодима, Феодосия и Сильвестра об обеспечении служащих Консистории. Особенно замечательно стремление последнего привлечь наиболее выдающихся представителей духовенства к разрешению «рассуждения довольного требующих» епархиальных дел, что представлялось в XVIII в., когда, по свидетельству профессора Заозерского,

«Консисториям нечего было ни обсуждать, ни разъяснять, а только облекать в письменную единообразную форму волю высшего и одного в епархии начальника — архиерея», довольно значительным и прогрессивным новаторством [1, с. 187].

ЛИТЕРАТУРА

1. Заозерский Н. А. О церковной власти. — Сергиев Посад, 1894.

2. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1869. — Вып. 1.

3. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1878. — Вып. 6.

4. Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. — СПб., 1911. — Т. 23.

5. Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. — СПб., 1912. — Т. 34.

6. Полное собрание законов Российской Империи. — Т. XII.

7. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской истории. Царствование императрицы Екатерины II. — СПб., 1910. — Т. 1.

8. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской истории. Царствование императрицы Екатерины II. — Пг., 1915. — Т. 3.

9. Титлинов Б. В., проф. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. — Пг., 1916.

10. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. — Ф. 19: Петроградская духовная консистория (1744-1918).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.