Константинов Игорь Евгеньевич
иерей, соискатель; благочинный Спасского церковного округа г. Москвы; настоятель
E-mail: [email protected]
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине
115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1; 125466, Москва, ул. Новогорская, 37
Священник Сергий Лебедев (1867-1951): некоторые особенности жизнеописания
Статья посвящена систематизации генеалогических и биографических сведений о священнике Сергее Николаевиче Лебедеве (1867-1951 гг.), являющем собой яркого представителя московского духовенства конца XIX — первой половины XX вв., основателя первого в Москве общества трезвости, исповедника веры. Изучением его жизненного пути, церковной и общественной деятельности, а тем более соотнесением его личной судьбы с биографиями его близких родственников, предков и потомков ранее не занимались. Кроме известного узкому кругу лиц прижизненного издания 1912 г. автора-составителя И.Ф. Токмакова «Благотворная пастырская деятельность. Священник Церкви села Всехсвятского, Московского уезда, о. Сергей Николаевич Лебедев, основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского Обществ Трезвости. 1889-1911 г.г.» никаких дополнительных сведений, не публиковалось. На протяжении семи лет автором данного исследования предпринимались усилия по восстановлению памяти священника Сергия, в результате которых стали известны многие подробности его жизни и трудов вплоть до его смерти на 84 году жизни. Кроме того, благодаря этой работе были найдены его правнуки, бережно сохранявшие личные вещи, документы, фотографии. По метрическим книгам и загсовым записям была восстановлена генеалогия — родственные и дружеские связи. Составлена сводная таблица предков и потомков семьи Лебедевых. Состоялось знакомство его потомков и семьи его старшего брата священника Николая Лебедева, общение было прервано в годы гонений на церковь. Также при храме в Куркино, где он был настоятель в конце XIX в., создана музейная экспозиция, посвященная его личности, публиковались заметки о его деятельности в периодических изданиях. Акцент в исследовании делается на периоде служения священника Сергия Лебедева в селе Куркино в 1889-1900 гг. в связи с доступом к уникальной информации, возможности ее проверки по другим источникам, доступностью материальных и археологических памятников, соотносящихся с его именем.
Ключевые слова: православие, Русская православная церковь, Куркино, духовенство, служение, новомученики, общество трезвости.
Для цитирования: Константинов И.Е. Священник Сергий Лебедев (1867-1951): некоторые особенности жизнеописания // Теология: теория и практика. 2024. Т. 3. № 2. С. 107-129. DOI: 10.24412/2949-3951-2024-
Igor E. Konstantinov
Priest, Postgraduate Student; Dean of the Spassky Church District of Moscow; Rector
E-mail: [email protected]
Saints Cyril and Methodius School for Postgraduate Studies; Church of Vladimir Icon of the Mother of God in Kurkino
Pyatnitskaya st. 4/2, bldg. 1, Moscow, 115035; Novogorskaya st., 37, Moscow, 125466
Priest Sergius Lebedev (1867-1951): some features of his biography
The article is devoted to the systematization of genealogical and biographical information about the priest Sergei Nikolaevich Lebedev (1867-1951), who is a prominent representative of the Moscow clergy of the late 19th — first half of the 20th centuries, the founder of the first temperance society in Moscow, and a confessor of the faith. No one has studied his life path, church and social activities, much less correlated his personal fate with the biographies of his close relatives, ancestors and descendants. In addition to the lifetime edition of 1912, known to a narrow circle of people, by the author-compiler I.F. Tokmakov ''Beneficial pastoral activity. Priest of the Church of the village of All Saints, Moscow district, Fr. Sergei Nikolaevich Lebedev, founder of the Kurkinsky, All Saints and Nikolo-Butyrsky Sobriety Societies. 1889-1911''. For seven years, the author of this study made efforts to restore the memory of Priest Sergius, as a result of which many details of the life and works of this priest became known until his death on March 24, 1951 at the age of 84. In addition, thanks to this work, his great-grandchildren were found, carefully preserving personal belongings, documents, and photographs. Using parish books and registry offices, genealogy was restored — family and friendly ties. A summary table of the ancestors and descendants of the Lebedev family has been compiled. An acquaintance took place between his descendants and the family of his older brother, priest Nikolai Lebedev; communication was interrupted during the years of persecution of the church. Also, at the temple in Kurkino, where he was rector at the end of the 19th century, a museum exhibition dedicated to his personality was created, and notes about his activities were published in periodicals. The emphasis in the study is on the period of service of priest Sergius Lebedev in the village of Kurkino in 1889-1900 in connection with access to unique information, the possibility of verifying it from other sources, and the availability of material and archaeological monuments associated with the name of this priest.
Keywords: Orthodoxy, Russian Orthodox Church, parish, Kurkino, new martyrs, temperance society.
For citation: Konstantinov I.E. Priest Sergius Lebedev (1867-1951): some features of his biography. Theology: Theory and Practice, 2024, vol. 3, no. 2, pp. 107-129. DOI: 10.24412/2949-3951-2024-0140
Сведения о предках, детство, обучение в Московской семинарии
Сергей Николаевич Лебедев родился 1 апреля 1867 г. в семье «Иоанна-Предтечен-ской церкви села Братеева дьячка Николая Васильева Лебедева» (1839-1882 гг.) и его жены, просфорницы этой же церкви Марии Яковлевны. Кроме самого младшего Сергея в семье были уже старший брат Николай (1860-1943 гг.) и две старших сестры: Александра (1862-1903 гг., в браке Косьминская) и Анна (1863-1917 гг. [ЦГА Москвы. Ф. 2132. Оп. 2. Д. 33. Л. 232], в браке Величкина) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1848. Л. 126]. Между родителями, братьями и сестрами на протяжении всей жизни будут сохраняться самые добрые взаимоотношения.
Николай Васильевич Лебедев, отец будущего священника Сергия Лебедева, родился в 1838 г. в семье священника Василия Антиповича Лебедева (дед), служившего в 1838 г. в храме Знамения в селе Ховрино, а с декабря 1839 по декабрь 1849 г. в храме свв. бессребреников Косьмы и Дамиана в селе Космодамиановском Московского уезда, и его жены Марии Михайловны (1820 г. р., в дев. Кудрявцева) (бабушка)1.
Василий Антипович Лебедев, 1812 г. р., «Спасо-Вифанской семинарии2 ученик, кончивший курс богословских наук с аттестатом третьего разряда» был сыном «Московской губернии Волоколамского уезда села Черленкова дьячка Антипия Николаева Соловьева (прадед)» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1454. Л. 968]. Антипий Николаевич Соловьев с августа 1839 по август 1841 г. — пономарь церкви Благовещения в Бибирево.
11 октября 1841 г. в возрасте 21 года Мария Михайловна, бабушка отца Сергия, умерла «от родов» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1569. Л. 311], его будущему отцу, Николаю, в это время было всего три года.
В самом конце 1849 г. священник Василий Антипович был запрещен в священнос-лужении «за домогательство и вымогательство» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 906. Л. 63] и направлен на пономарскую должность к церкви Рождества Богородицы в селе Дыдылдене3 до августа 1850 г. О дальнейшей его судьбе пока найти информацию не удалось. В это время 12-летний Николай — ученик низшего отделения Высокопетровского училища.
Мария Яковлевна, мама будущего священника Сергия Лебедева, родилась в семье пономаря этого же Иоанно-Предтеченского храма села Братеева Иакова Алексеевича и его жены Анна Ивановны 13 декабря 1838 г. [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1472. Л. 260].
Иаков и Анна поженились 25 января 1825 г. Иаков, дедушка отца Сергия Лебедева по материнской линии, был сыном дьячка Сергиевской церкви села Хотминки Алексея Петровича (прадедушка). Анна, бабушка священника Сергия Лебедева, была дочерью дьячка церкви Рождества Христова в селе Рождествено, что на Сходне, Ивана Дмитриевича (прадедушка) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1248. Л. 109]. В семье Иакова и Анны были еще дети: Иван (1827 г. р.), Евдокия (1830 г. р.), Сергей (1843 г. р.) — его дяди и тетя.
1 Дочь священника Знаменской церкви в селе Ховрино Михаила Ивановича Кудрявцева (прадедушка) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1454. Л. 968].
2 1 сентября 1821 г. поступил в Дмитровское духовное училище. Поступил в семинарию в 1 сентября 1830 г. из Дмитровского духовного училища в возрасте 18 лет.
3 В 1869 г. староста Сухановской волости, описывая состояние села, сделал вывод, что общий характер жизни крестьян в Дыдылдине — «бедность, переходящая в нищенство» [История села и храма].
Приход Иоанно-Предтеченской церкви села Братеева, в котором служил с 1858 г дьячок Николай, отец будущего священника Сергия, был чрезвычайно беден, семья постоянно находилась в нужде, что отразилось на здоровье главы семейства: 24 февраля 1882 г. в возрасте 43 лет Николай Васильевич умер от скоротечной чахотки. Лебедевы жили в соседнем селе Борисове, поэтому отпевание совершал священник Троицкой церкви этого села Николай Смирнов [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1293. Л. 493]4.
После смерти супруга Мария Яковлевна до 1917 г. будет трудиться в храме села Братеево просфорницей, неоднократно её имя будет встречаться в метрических книгах в связи с крестинами многочисленных внуков, похоронит обеих своих дочерей, будет заниматься воспитанием внуков. Дата ее смерти пока не установлена.
Старшим братом Марии Яковлевны был Иван Яковлевич. В метрической книге Ио-анно-Предтеченской церкви за 2 сентября 1887 г. в записи о его смерти назван «личный почетный гражданин Московского Синодального хора штатный певчий Иван Яковлев Бажанов» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 777. Д. 11. Л. 245]. Этим покровительством со стороны родного дяди, видимо, объясняется тот факт, что будущий отец Сергий в семь лет поступил учиться в духовное училище при Синодальном хоре, и соответственно, был певчим этого хора до поступления в Московскую духовную семинарию.
В Московскую духовную семинарию Сергей Николаевич Лебедев поступил в 1881 г. и окончил в 1888 г. в составе первого отделения, но по второму разряду, т. е. со средним баллом «хорошо» [Выпускники Московской духовной семинарии...]. Среди его однокурсников стоит отметить Евгения Цветкова, после семинарии зачисленного в Московскую духовную академию. Будучи лучшими друзьями в семинарии, они и впоследствии будут вместе. Евгений напишет несколько интересных статей о деятельности отца Сергия в газете «Московские епархиальные ведомости», Евгений будет крестным отцом для некоторых детей Сергея.
В возрасте 21 года перед окончившим в июне 1888 г. семинарию Сергеем Николаевичем встает вопрос о вступлении в брак и о рукоположении в сан священника.
Как уже говорилось выше, семья Лебедевых жила в селе Борисове, в котором в Троицкой церкви в 1849-1860 гг. священником был выпускник Спасо-Вифанской семинарии Николай Васильевич Русинов (1817-1896 гг.), близко знакомый с Николаем и Марией Лебедевыми. Отец Николай был родом из священнической семьи села Петровского (совр. г. Химки). В семье отца Николая родилось двое братьев - Иван (1847-1879 гг.) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1267. Л. 283] и Александр (1850-1914 гг.) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4893. Л. 386]. К сожалению, вскоре после рождения второго сына умерла жена отца Николая Анна Ивановна (1828-1853?).
В октябре 1860 г. вдовый отец Николай Русинов был назначен священником храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино Московского уезда после скоропостижной смерти предшествующего настоятеля — священника Василия Парамоновича Беляева5, при котором храм был значительно расширен за счет строительства нижнего
4 Возраст в метрической книге указан неточно.
5 Годы жизни священника Василия Беляева: 08.07.1809 — 08.10.1860.
теплого придела в честь свт. Николая и возведения высокой, в стиле московского ампира колокольни.
В следующие 30 лет отец Николай будет нести приходское служение в церкви села Куркино. Вероятно, отец Николай надеялся, что после него священническое место займет один из его сыновей. Однако старший сын Иван скоропостижно скончался 13 сентября 1879 г. от чахотки в возрасте 32 лет неженатым и бездетным. Младший, Александр, станет диаконом, первое время будет служить вместе с отцом во Владимирской церкви, но в дальнейшем в сан священника рукоположен не будет.
У диакона Александра Николаевича Русинова и его жены Евдокии Дмитриевны была дочь Анна, которая родилась 6 декабря 1872 г. [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1196. Л. 10], и к 1888 г. ей исполнилось лишь 15 лет. Давняя дружба семейства Лебедевых со священником Николаем Русиновым сыграла самую благоприятную роль в знакомстве молодого выпускника семинарии Сергея Лебедева и юной Анны Александровны, для которой отец Николай был и дедушкой, и крестным отцом. По Указу Святейшего синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать браки, если жениху нет 18 лет, а невесте — 16 лет [Канонический возраст], поэтому следующие полгода были ожиданием достижения Анной «канонического возраста» для совершения венчания.
Наконец в воскресный день 5 февраля 1889 г. «во Владимирской, села Куркино, церкви» состоялось их венчание [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1389. Л. 461]. Примечательна запись в метрической книге о женихе: «Окончивший курс в Московской Духовной Семинарии Сергей Лебедев, производящемуся во священника к Владимирской, села Куркино, Церкви, Московского Уезда, православного вероисповедания первым браком». В графе «Возраст» указано: «21».
Нужно отметить, что такая заблаговременная договоренность со священноначалием о «переходе» прихода Владимирской церкви в селе Куркино от священника Николая Русинова будущему внучатому зятю не могла бы состояться без безупречной репутации 73-летнего отца Николая, уже почти 30 лет окормляющего этот приход.
По невесте записано: «Московского уезда, села Петровского, Петропавловской Церкви, Диакона Александра Николаевича Русинова, дочь девица Анна Александровна Русинова, православного вероисповедания, первым браком». В графе «Возраст» записано: «16».
Несмотря на разницу в возрасте почти в шесть лет, между Сергеем и Анной за время знакомства и ожидания свадьбы укрепилась настоящая дружба и любовь, в которой в следующие годы родятся шестеро детей, а их семейная жизнь благодаря порядочности и участию со стороны родственников будет безоблачной.
Служение во Владимирской церкви в с. Куркино в 1889-1890 гг.
Следующие без малого 12 лет в судьбе Сергея Николаевича Лебедева станут временем его становления как священника, сформируются его жизненные ориентиры, разовьются таланты как проповедника, как активного участника общественных процессов своей эпохи. Эти годы будут самым непосредственным образом связаны со служением в храме Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном тогда селе Куркино.
12 февраля 1889 г., ровно через неделю после венчания, в «Официальном отделе Московских епархиальных ведомостей» уже публикуются две резолюции епархиального священноначалия: «Московского уезда к Владимирской села Куркина, церкви на священническое место определен воспитанник семинарии Сергей Лебедев» [Определение на священно-церковно-служительсюя места] и об увольнении за штат священника Николая Русинова [Уволены заштат].
19 февраля 1889 г., в Прощеное воскресение, преосвященнейшим Мисаилом (Крыловым), епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, Сергей Николаевич Лебедев был рукоположен в сан священника [Токмаков, 1912. С. 5].
Впервые подпись нового священника в метрических книгах храма Владимирской иконы Божией Матери появляется 9 марта — так началась чрезвычайно насыщенная 62-летняя пастырская деятельность этого выдающегося московского священника.
Приход храма состоял из жителей села Куркина и пяти деревень: Юрово, Машки-но, Филино, Кобылья Лужа и Барашки. Общее количество жителей и, соответственно, прихожан храма составляло около 1200 человек. Добротный сельский приход. Всего за годы служения в Куркино отец Сергий совершил 874 крещения, 753 погребения, 173 венчания.
Первоначальными трудами молодого священника Сергия становится ремонт храма. Его предшественник, священник Николай Русинов, как замечает И.Ф. Токмаков, из-за пожилого возраста уже многие годы не производил ремонт в храме. А учитывая, что строительство нижнего придела и колокольни были завершены в 1850 г., то состояние храма было уже неудовлетворительным. Вероятно, еще до своего рукоположения будущий священник, посещая церковь, в которую был определен, планировал этапы реставрации, советовался и искал средства. Этой предварительной подготовкой можно объяснить ту скорость, с которой пойдет работа.
В первое же лето на куполе храма и над колокольней были установлены два новых 3-метровых кованых креста, произведен ремонт и покраска крыши. А в следующее лето, 1890 г., производилась штукатурка стен всего храма, покраска его в желтый цвет, как отмечено в описях, «цвет вохра». К этому же периоду относятся прошения отца Сергия о дозволении вырыть колодец для нужд церкви и произвести спил сухих деревьев на приходском кладбище.
Следующим этапом обновления храма стал ремонт и роспись нижнего придела в честь свт. Николая [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 461. Д. 488]6. К лету 1893 г. был обновлен угольный котел, восстановлено калориферное отопление, заменены окна. В алтаре на освященном в 1848 г. «дубовом с кипарисной доской» престоле заменены облачения, обновлены иконы и церковная утварь, благочинным совершено освящение нижней церкви. 3 июля 1893 г церковь посетил московский генерал-губернатор князь Сергей Александрович [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2598. Л. 352].
После этого можно было начинать масштабные ремонтные работы в верхнем храме. В первую очередь были заменены окна и отремонтированы две «голландские» печи, отапливающие алтарь и трапезную часть. За многие годы роспись храма, иконостас
6 Дело уничтожено. Сохранился только титульный лист.
и иконы были покрыты копотью от свечей, лампад и сажей от печей. По этой причине стены храма были заново расписаны масляной живописью, нарядный иконостас в стиле ампир, установленный в 1839 г. священником Василием Беляевым, был заново покрашен белой краской, а резьба позолочена, обновлены иконы. Так же, как и в нижнем храме, старинный престол был отремонтирован, пошиты новые облачения, приобретена новая церковная утварь у известного Переславль-Залесского завода «Андрей Захряпин».
20 августа 1895 г. состоялось освящение обновленного верхнего храма при большом стечении народа и гостей со всей округи. Вероятно, дата освящения храма была связана с традицией совершать 19 августа большой ежегодный крестный ход по селам округи в память об избавления от эпидемии холеры в 1848 г. Из Москвы был приглашен знаменитый хор А.Ф. Быкова. О событии опубликована новость в «Московских церковных ведомостях» под авторством друга отца Сергия — Евгения Цветкова [Цветков, 1895].
В следующем, 1896 г. на колокольню храма был поднят новый 256-пудовый колокол (4200 кг), отлитый взамен треснувшего 107-пудового колокола (1700 кг), установленного еще 1850 г. [О восстановлении утраченных колоколов, 2021].
Тем самым была завершена многолетняя реставрация храма. Более того, произведенные масштабные работы заложили «запас прочности» для здания храма, которому в XX в. предстояло пройти через серьезнейшие испытания. Современные интерьеры храма — росписи, утварь, иконы и киоты — во всем сохраняется имя деятельного священника Сергия Лебедева.
В 1890-1893 гг. вместе с реставрационными работами отец Сергий занимался оформлением в пользование прихода 8 десятин земли (около 9 гектаров), которая еще при его предшественнике была
«приобретена в вечное владение» около деревни Кобылья Лужа, однако не была своевременно задействована в хозяйственной жизни храма и была «беспорядочно» занята 41 (!) крестьянской семьей. Невозможно представить себе, как тяжело было договориться молодому священнику со всеми этими крестьянами, но в конце концов была составлена «полюбовная сказка».
Приведем здесь выписку из письма обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева к епископу Дмитровскому Александру от 6 мая 1893 г.:
«Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь! Государь Император по всеподданейшему докладу моему, согласно определению Святейшего Синода, в 25 день минувшего Апреля, Высочайше соизволил на укрепление за Владимирской церковью села Куркино Московского уезда участка земли мерою в 8 десятин... под названием Казенной рощи. О таком Высочайшем соизволении имею честь доложить Вашему Преосвященству.» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 677. Д. 106].
В это же время в семье отца Сергия и его супруги Анны каждый год рождались дети: Николай (21.04.1890 — 05.05.1943) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1400. Л. 454], Мария (12.10.1891 — 31.01.1976) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2576. Л. 515], Надежда (06.09.1893 — 11.04.1985) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2598. Л. 355], Евгений (13.01.1895
— 27.06.1938) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2620. Л. 178]. С большим вниманием и любовью в семье относились к детям. Крестными детей были ближайшие родственники обоих родителей, что отражает самую здоровую семейную атмосферу. Кроме того, у Надежды и Евгения крестной была вдова известного врача Г.А. Захарьина Екатерина Петровна, что говорит о высоком уважении, которым пользовалась семья священника среди именитых прихожан.
Завершив летом 1895 г. основные реставрационные работы в храме — доме Божи-ем, уже осенью отец Сергий приступает к строительству церковного священнического дома. Дом подробно описан в страховой описи 1910 г.:
«Дом священника деревянный. Крыт железом. Длина его 18 аршин, ширина 12 аршин, одноэтажный, окрашен масляною краской; окон с двойными рамами 9, высотою 2 аршина 1 вершок, ширина их 1 аршин 2 вершка. Дверей однопольных наружных 3 и одна вязанная со стеклами на террасу; внутри здания 3 двери однопольных; одна створчатая и одна створчатая снаружи. Печей 2. Одна из них голландская и другая русская с подтопком. При доме сени тесовые 3x71/2 аршин, чулан из кругляка 3 аршина 10 вершков х 7 арш. Терраса 61\2 аршин х 4% арш. Двор 15x16 арш из кругляка леса — всё покрыто железом. Стоимость постройки 3200 руб. Здание построено в 1895 г. Совершенно ново» [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 920. Л. 19-21]7.
Таким образом, отец Сергий в отличие от всех своих предшественников не стал строить личный дом, а вложил средства, силы и время в строительство «служебного жилья» именно на церковной земле, тем самым заложив новую практику в приходской жизни храма. Впоследствии будут построены еще три дома для семей диакона, псаломщика и для других сотрудников храма. Участок церковной земли, примыкающий к северной ограде храма, с построенными на нём домами для причта до сих пор старожилами называется «поповский дворик»8.
26 августа 1899 г. уже в новом доме родится пятый ребенок в семье — сын Сергей (26.08.1899-12.06.1959) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2673. Л. 320]. Всего же у отца Сергия и Анны родилось шестеро детей: 24.03.1901 родился младенец Василий [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2712. Л. 219], который, к сожалению, умер через четыре месяца.
Как уже говорилось выше, в семье самого отца Сергия были старший брат Николай и две сестры. В этот период жизни отец Сергий принимает самое активное участие в жизни брата и сестёр. В частности, благодаря его содействию состоялось знакомство 28-летнего псаломщика «Варваринской, в Варваринском сиротском доме, церкви» Николая Николаевича Лебедева с 20-летней Марией Петровной, дочерью священника села Бусинова Петра Васильевича Остроумова. Венчание состоялось 4 февраля 1890 г. [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 1104. Л. 183]. В семье Николая и Марии родилось семеро детей. Для них, а также для детей своих сестёр отец Сергий будет крестным отцом или будет их крестить — всего 18 племянников!
7 В музее храма имеется картина 1950 г., на которой очень подробно изображен этот дом.
8 Кроме того, при отце Сергии было получено разрешении о сдаче пустующей церковной земли в аренду [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 684. Д. 416. Л. 1].
Учительская деятельность
Одновременно со всеми богослужебно-пастырскими, административно-хозяйственными и семейными событиями в деятельности отца Сергия огромное место занимала учительская работа. Преподаванию Закона Божия и вообще вопросу воспитания детей отец Сергий уделял безмерное внимание. Уже с началом учебного 1890 г. отец Сергий заменил своего тестя, диакона Александра Русинова, в должности законоучителя в земской школе, располагавшейся в деревне Кобылья Лужа на Санкт-Петербургском тракте.
Знакомство с ежегодными отчетами о деятельности школы приоткрывает возможную причину, по которой отец Александр Русинов, законоучитель этой школы, оставался в сане диакона, — особенности его характера:
«Что касается до младшего отделения, то хотя по-видимому дети и обладают в нем достаточными сведениями, но добиться от них этих сведений было крайне трудно. Все они говорили еле слышно, каким-то напуганным, потерянным голосом. Наиболее такое их настроение конечно отразилось на чтении и пересказе и законе Божием. По последнему предмету ответы их были посредственные: молитвы говорили крайне нетвердо, со многими ошибками. Впрочем нельзя ставить этого в вину законоучителю: занимается он усердно, но вял и апатичен сам и невольно сообщает такое же настроение и детям».
Запись в отчете следующего, 1890 г.: «Новый законоучитель, священник Лебедев, с усердием и весьма успешно занимается в школе».
В течение последующих 10 лет отец Сергий будет принимать самое активное участие в воспитании и начальном школьном образовании детей не только своего прихода, но и соседнего села — Петровского-Лобанова.
С 1896 г. Министерство народного просвещения стало через Священный синод финансировать церковно-приходские школы. С этого времени священник Сергий Лебедев занимался решением вопроса об открытии при Владимирской церкви села Куркино церковной двухлетней школы. Необходимо было получить согласование с большим количеством церковных и светских властей. Обязательным условием было создание попечительского совета, который взял бы на себя расходы по строительству здания школы и его содержанию, ремонту, отоплению. Зарекомендовав себя за прошедшие годы служения как деятельный и честный священник, отец Сергий смог объединить вокруг идеи о строительстве школы нескольких состоятельных прихожан, первым среди которых был московский купец Андрей Тимофеевич Денисов. Позднее спонсорство над школой возьмет на себя состоятельная семья Екатерины Петровны Захарьиной.
Строительство шло в мае — октябре 1899 г., и 10 октября новопостроенная школа была торжественно освящена [Из села Куркина, Моск. Уезда, 1899]. Во всех последующих приходских описях здание школы будет неоднократно подробно описано, она будет запечатлена на фотографиях и картинах начала и середины XX в.9 и даже станет местом съемок фильма 1961 г. «Приключения Кроша».
9 В музее храма хранится картина, написанная в 1946 г. военнопленным немцем на собственной про-
стыне.
«Церковно-приходская школа зданием деревянная, крыта железом, одноэтажная, длина 18 арш, ширина 12 арх (18x12); окрашена масляною краскою; окон с двойными рамами 10, величиною 2 арш 3 верш высотою и 1 арш 3 верш ширины. Дверей однопольных 2 и створчатых 1. При школе тесовый коридор в 8x4 арш. В школе 1 печь голландская и 1 печь русская. Школьное здание оценивается в 2300 руб. Построено в 1899 г, совершенно ново».
В 1910 г. благочинный описывал школу так:
«...мною был произведен осмотр помещения церковно-приходской школы; оно таково: 18x12 аршин. 12x12 арш. занято помещением для класса. 6x12 арш отделено капитальною стеною для кухни и квартиры учителя. Учеников во всех трех отделениях к концу года было тридцать пять /35/ человек».
Значение строительства школы в Куркино раскрывается в том, что тем самым был заложен фундамент для дальнейшего ее развития более чем на век вперед. В 1910 г. к зданию школы будет пристроена вторая часть такого же размера из кирпича, таким образом, размер школы составит уже 36x12 арш. (225 м2) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 695. Д. 117. Л. 1-1 об.]. В 1918 г. здание школы будет национализировано, школа станет общеобразовательной, семилетней. В годы Великой Отечественной войны учебный процесс почти не прерывался. В 1957 г. к первым двум частям была пристроена третья часть, и общая площадь школы составила 425 м2. Частью школьного комплекса в советские годы станут и дома священника, диакона, псаломщика. Теперь в них будут жить учителя школы, разместится библиотека школы.
Школа действовала до 1970 г. Позднее в ней располагался учебный центр ДОСААФ (автошкола), и только в 2010 гг. здание школы будет незаконно разрушено.
В музее храма хранится большое количество фотографий учеников и учителей школы. Среди экспонатов музея копии свидетельств об окончании школы учениками в 1900 гг. Собраны архивные документы о ее строительстве и эксплуатации. Записаны воспоминания старожилов о школе и о людях, с ней связанных10. В газетах 1950-1970 гг. множество заметок, связанных со школой в селе Куркино, основанной священником Сергием Лебедевым.
Как обобщающий итог деятельности отца Сергия в хозяйственной жизни храма за 12 лет нужно привести цитату из донесения епископу Дмитровскому Нестору (Метани-еву) о состоянии храма от 1901 г.:
«.благодаря многополезным заботам и трудам на благоустройство церкви и прихода, вследствие чего храм прочный и на долгие годы обеспечен прекрасным благолепием и утварью и обладает неприкосновенным капиталом более чем 5000 руб. на будущие нужды, а приход снабжен прекрасной церковноприходской школой» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 684. Д. 410. Л. 1-1 об.].
10 Благодарность Игнатовой Тамаре Дмитриевне, жительнице Куркино, за предоставленные оригинальные фотографии, записанные воспоминания, переданные в музей храма документы по истории школы.
Общество трезвости
Священник Владимирской церкви села Куркино Сергий Лебедев с конца 1890 гг. станет известным во всей Москве и далеко за ее пределами благодаря организации работы по искоренению пьянства — созданию Николо-Куркинского общества трезвости.
После окончания строительных и ремонтных работ по храму отец Сергий стал предпринимать чрезвычайные усилия в помощи жителям прихода, страдающим от алкогольной зависимости. Он стал ежедневно служить в нижнем Никольском приделе молебны свт. Николаю с поминовением своих прихожан, о зависимости которых знал. Для них самих, для их родных он стал произносить пламенные проповеди о ценности трезвенной жизни, для каждого находил подход, с терпением понимая пьянство как духовную и физическую болезнь.
О причинах распространения такого порока, как пьянство, надо сказать отдельно. Со времени Петра I производство и продажа спиртных напитков стали государством рассматриваться как значительный источник пополнения бюджета. В этой связи кабаки стали строиться в каждом селе, поэтому жители деревень, приходившие в сёла на богослужения в храмы или на ярмарки, почти сразу оказывались их посетителями, а часто и завсегдатаями. Объемы производства и продажи алкоголя все время росли, поэтому «популяризация» винопития происходила самым агрессивным методом. Ви-нопитие объявлялось исконной русской традицией, которой надо бахвалиться. А умеренность в этом вопросе объявлялась стыдной: если радостное событие — надо выпить, если горе — надо выпить, если скука — снова надо выпить... Полное воздержание от алкоголя объявлялось подозрительным: либо замышляет что-то, либо «раскольник».
Большим бедствием алкогольная зависимость становилась для сельского духовенства: в каждом доме священника ожидал гостеприимный хозяин, отказ от трапезы принимался на личный счёт, а посетить дом одного и не прийти к другой семье грозило раздорами и обидами.
В этих условиях начал свою проповедь трезвенной жизни отец Сергий. Конечно, он воспользовался опытом тех, кто уже вел эту работу (например, священника Сергия Пермского в Нахабино), но во многом «облагородил», «воцерковил» имевшиеся ранее методы. Главным методом борьбы с «народной традицией» — пьянством в руках отца Сергия стала другая народная традиция — обычай давать «обеты», т. е. обещание Богу что-то выполнить. Совершить пешее паломничество в лавру, назвать ребенка «обет-ным» именем или построить «обетный» храм. В народном сознании обет был священным, нарушать его было «грехом», а заставить кого-то нарушить данный им обет — «тяжким грехом».
Отец Сергий совершал молебен свт. Николаю в Никольском приделе храма, произносил проповедь и предлагал пришедшим в церковь дать Богу обет воздержания от алкоголя с целованием иконы святого Николая Чудотворца, а самое главное — каждый должен был написать расписку об отказе от алкоголя на какое-то конкретное время: на месяц, или до Пасхи, или до рождения ребенка. Этот письменный «обет» становился залогом для желающего жить трезвой жизнью от нападок окружающих. Для множества
людей молебны и обеты трезвости в Куркино становились спасением от погибели, вторым шансом в жизни. 150-700 (!) человек в день теперь стало приходить в Куркино для исцеления от пьянства.
Таким образом, 1 марта 1898 г. при Владимирском приходе в Куркино официально открылось Общество трезвости, почетными членами общества состояли прихожане С.Г. Захарьин, московский 1-й гильдии купец А.Т. Денисов с сыном И.А. Денисовым, московский купец Николай Генке, земский врач А.В. Иванов. Устав общества был утвержден митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 540. Д. 35. Л. 1].
Множество желающих дать обет трезвости часто от крайней нищеты шли из Москвы и других городов пешком прямо по железной дороге до станции Химки, а от станции — по деревенской дороге до Владимирской церкви. К большому сожалению, на этом пути к исцелению их поджидали бессовестные продавцы дешевых напитков, соблазняя, зазывая напоследок перед «подвигом» напиться. Не встречали сочувствия и поддержки эти паломники и у местных жителей. С раздражением и злостью они в них видели нарушителей загородной деревенской идиллии [Ярцев, 1894].
В течение трех лет Куркинское общество трезвости стало известно на всю Москву. Токмаков в своей книге об отце Сергии Лебедеве приводит множество благодарственных писем от бывших ранее в зависимости и от их родственников за исцеление.
Служение во Всехсвятской церкви с. Всехсвятского в 1900-1917 гг.
Центральным этапом священнических трудов отца Сергия Лебедева стали следующие ровно 30 лет служения в храме Всех святых в селе Всехсвятском Московского уезда — с 12 ноября 1900 г. по 5 ноября 1930 г. Этот период будет разделен революционным 1917 г. на почти равные части, в каждой из которых священник Сергий проявит себя как состоявшийся служитель Церкви, способный в своей личной судьбе в полной мере явить идеалы православия — любви к Богу, к ближним и к Отечеству.
Основным источником биографических сведений из жизни священника Сергия Лебедева в 1900-1911 гг. является уже названный труд И.Ф. Токмакова «Благотворная пастырская деятельность...», написанный по случаю 10-летнего юбилея служения отца Сергия во Всехсвятском храме.
12 ноября 1900 г. [Распоряжения епархиальнаго начальства, 1900], ровно через месяц после торжественного освящения в селе Куркино церковно-приходской школы, митрополит Московский Владимир удовлетворил его прошение о назначении во Всех-святский храм села Всехсвятского, находившегося буквально в пяти верстах от Москвы.
Прошение отца Сергия о переводе было связано со все более увеличивающимся в числе Обществом трезвости. Тысячи людей, идущих на исцеление к отцу Сергию в Кур-кино, очень раздражали местных дачников, стремившихся к умиротворенной загородной жизни. А село Всехсвятское, находившееся на въезде в Москву со стороны Тверского (сейчас Белорусского) вокзала, на перекрестке Санкт-Петербургского и Волоколамского тракта, казалось чрезвычайно удобным местом для дела исцеления зависимых от ви-нопития. Кроме того, вся дорога от Москвы до с. Всехсвятского с Петровским парком,
ипподромом, Ходынским полем и множеством ресторанов представляла из себя место массовых увеселений, привычное к толпам нетрезвых пешеходов. Как на самом вокзале, так и вдоль Тверского шоссе до с. Всехсвятского было много городовых и военных, что должно было обеспечивать относительную безопасность и благопристойность на улицах.
В это же время прихожане храма Всех святых просили священноначалие о назначении к ним священника на второе вакантное священническое место.
Митрополит Владимир (Богоявленский) со вниманием и по-отечески отнесся к прошению священника Сергия Лебедева о переводе во Всехсвятский храм. О неформальности этого перевода и высокой оценке трудов отца Сергия свидетельствует тот факт, что вместо него в село Куркино назначается его старший брат Николай, бывший в это время еще диаконом с. Мячкова Бронницкого уезда11, чтобы продолжить добрые начинания своего брата.
21 ноября, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отец Сергий служил первую литургию в новом для себя храме. Много хлопот сразу стало перед семьями отца Сергия и отца Николая в связи с переездом к новому месту служения. Отец Сергий с пятью детьми и беременной супругой переехал во Всехсвятское, но в связи с отсутствием дома вынужден был ютиться в церковной сторожке. А его брат, только что рукоположенный во священника, с супругой и шестью дочерями, перебрался в Курки-но. Здесь уже стоит заметить, что отец Николай Лебедев за 350-летнюю историю храма будет настоятелем самое продолжительное время — более 42 лет, до самой своей кончины 5 мая 1943 г.
Несмотря на все предполагаемые удобства от переезда отца Сергия во Всехсвят-ское для его священнической, учительской12 и трезвенной деятельности, первые годы окажутся сопряжены с тяжелейшими семейными и общественными испытаниями.
24 марта 1901 г. в семье отца Сергия Лебедева и матушки Анны Александровны родился сын Василий. Крещение совершил села Куркина, Владимирской церкви священник Николай Лебедев, крестными родителями стали давний друг Евгений Цветков и родная бабушка младенца Мария Петровна. Однако ровно через четыре месяца, 24 июля, младший ребенок умер.
К этому времени Анна Александровна уже тяжело болела и 25 ноября 1901 г. в возрасте 28 лет скоропостижно скончалась [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2712. Л. 337] от рака желудка13 и была похоронена за алтарной апсидой храма. Внешним знаком, насколько сильной была любовь между Сергием и Анной, любовь, которая сильнее смерти, может служить тот факт, что спустя 50 лет, пройдя через множество испытаний и поворотов жизненного пути, отец Сергий, несмотря ни на что, будет похоронен рядом со своей супругой.
11 Вайнтрауб Л.Р. ошибочно определяет его как однофамильца. Эта ошибка повторяется в позднейших изданиях, ссылающихся на его исследования.
12 Уже 18 марта священник Сергий Лебедев будет назначен законоучителем 1-го Всехсвятского начального земского училища [Утверждение в должности законоучителей, 1901].
13 В 1914 г. ее отец, заштатный диакон Александр Николаевич Русинов, скончается от такого же диагноза.
Так 34-летний отец Сергий стал вдовцом с пятерыми детьми, из которых старшему исполнилось 11 лет, а младшему — два года. Из села Братеево во Всехсвятское переехала мать отца Сергия Мария Петровна, стала трудиться в храме Всех святых просфорницей и взяла на себя все заботы по воспитанию внуков.
Кроме того, с самого начала служения отца Сергия в новом храме случился конфликт и полное неприятие прихожан храма по отношению к деятельности Общества трезвости. Множество жалоб и откровенной клеветы привели к тому, что уже 15 марта 1901 г. в Московской духовной консистории рассматривалось письмо за подписью губернатора Москвы А.Г. Булыгина с требованием прекратить деятельность Общества трезвости. А 4 апреля последовала резолюция митрополита Владимира: «Общество трезвости в селе Всехсвятском, согласно мнению Консистории, закрыть, а священника Лебедева вызвать ко мне для личных объяснений» [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 543. Д. 2. Л. 4-5].
В довершение ко всему 70-летний священник Василий Виноградский, служащий в храме Всех святых во Всехсвятском, с сильной неприязнью и необъяснимой ревностью отнесся к молодому священнику, только что назначенному ему в помощь.
Как священник и вообще как глубоко верующий человек, вероятно, отец Сергий размышлял о постигших его испытаниях и том, как правильно их преодолеть. Возможно, размышлял о том, что своим прошением о переводе в более «удобное», по человеческому мнению, место он как бы вмешался в замысел Божий и оказался в уязвимом положении перед силами зла. Но, будучи по-настоящему церковным человеком, священник Сергий избрал самый правильный путь — путь смирения перед Промыслом Божиим и послушания священноначалию, он смирился перед своими новыми прихожанами и даже перед противниками его трезвенного служения.
Само по себе присутствие и благородное служение молодого священника с прекрасным голосом, владеющего проповедническим талантом, способного со вниманием отнестись к нуждам своих прихожан, стало постепенно преображать жизнь Всехсвят-ского храма. Внимательное отношение к порядку в алтаре, в храме и на территории, имеющийся уже у него опыт по ремонту и реставрации Владимирской церкви в Кур-кино сделали возможной мысль о начале значительных строительных работ по увеличению площади храма, ремонту отопления. Прихожане увидели в священнике Сергии человека, которому можно было бы доверить такое сложное и дорогое, но так давно назревшее начинание.
Получив разрешение на строительные работы от епархиального начальства, отец Сергий вместе с прихожанами и теми жертвователями, которые знали его добросовестность со времени служения в Куркино, летом 1902 г. разобрал стены трапезной части храма и расширил ее за счет достройки двух приделов14, насколько позволяло приходское кладбище, причем объединил и теплый, и холодные приделы в одно просторное отапливаемое помещение, благодаря чему храм стал одним из самых вместительных в епархии.
14 Южный придел — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел — в честь святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.
Скорость, с которой производились строительные работы, выдавали в отце Сергии талант архитектора и организатора. Всего через год, 8 ноября 1903 г., полностью перестроенный храм с новыми полами из метлахской плитки, с новым паровым отоплением, обновленной церковной утварью и новой росписью на стенах освятил лично митрополит Московский Владимир. О масштабности празднества писали московские и санкт-петербургские газеты.
Одновременно с основными строительными работами по расширению храма отец Сергий по опыту служения в Куркино на церковно-причтовой земле не побоялся начать строительство дома причта, церковно-приходской школы на 100 детей (которая была освящена уже 15 сентября 1902 г. ректором Московской духовной семинарии архимандритом Анастасием в присутствии многочисленных светских и церковных высоких гостей) и даже богадельни для одиноких престарелых женщин [Вайнтрауб, Карпова, Скопин, 1997. С. 103].
Все эти успешные труды священника Сергия, несмотря на очевидную пользу для храма и прихожан, тем не менее вызывали неприязнь и зависть отдельных имеющих власть людей15. В результате на рассмотрении митрополита Владимира появились письма с обвинениями отца Сергия том, что в нарушение указа митрополита он продолжает тайную деятельность Общества трезвости и якобы из-за этого возросшую преступность в селе Всехсвятском [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 543. Д. 2. Л. 16-17 об.].
Произведенное тщательное расследование показало, что священник Сергий самым примерным образом исполнял предписание священноначалия о прекращении деятельности Общества трезвости, и тем самым доказывало, что в этом его начинании не было никакого корыстного умысла или личных амбиций, но только стремление помочь страждущим людям через молитву и личное сочувствие [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 543. Д. 2. Л. 18-20 об.].
Проявленное с 4 апреля 1901 г. священником Сергием послушание епархиальному начальству по остановке деятельности Общества трезвости теперь с 8 июня 1903 г. обернулось полной и всесторонней поддержкой этого его дела. С 1905 г. в лице нового губернатора Москвы В.Ф. Джунковского и великой княгини Елизаветы Федоровны, вдовы убитого генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, проповедь отца Сергия о трезвенной жизни получила всеобъемлющую общественную, политическую и материальную поддержку.
С 1907 г. Общество трезвости, возглавляемое отцом Сергием, стало действовать в составе Общества русских патриотов при полной поддержке со стороны председателя кабинета министров П.А. Столыпина и московского градоначальника Адрианова.
На новом этапе развития Общества трезвости, теперь названного Николо-Бутырским по месту нахождения Общества русских патриотов, отец Сергий начал строительство храма свт. Николая в сельце Старое Коптево [ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 157. Д. 37. Л. 363, 383] с лечебницей для зависимых, которое, к сожалению, до революции не получилось завершить.
15
Обвинения поданы за подписью губернатора Москвы Г.И. Кристи.
О масштабах деятельности Общества трезвости могут свидетельствовать следующие статистические данные: только за два года, с октября 1909 г. по октябрь 1911 г., в число членов общества вступило 25137 чел. А по подсчетам Токмакова, членами обществ трезвости, созданных отцом Сергием Лебедевым в 1898-1911 гг., были более 100 тыс. человек.
Эти годы жизни и священнического служения проходили на фоне отечественных и мировых потрясений — революционных событий 1905 г. и начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.
Богадельня, построенная о. Сергием, с осени 1914 г стала лазаретом для раненых [Терновский, 1914].
Завершая обзор этого периода жизни отца Сергия, надо отметить, что все его дети к этому времени выросли. Николай окончил семинарию в 1911 г. и служил диаконом в с. Ивашково Плосковской волости, на самой границе с Тверской губернией. Мария в 1913 г. вышла замуж [ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4388. Л. 100] за выпускника Варшавского университета Леонида Машкова16 и проживала с супругом в с. Спасское-Котово. Надежда в 1910 г. окончила Филаретовское училище и в 1914 г. вышла замуж за студента 3-го курса Московской духовной академии священника Николая Смирнова, очень рано овдовела и жила в г. Епифань Тульской губернии, работала учительницей. Евгений единственный из детей жил с отцом, а Сергей очень рано ушел работать на железнодорожную станцию. Мама отца Сергия Мария Петровна на конец 1917 г. была еще жива, а обе сестры, умерли.
В 1916 г. за многолетние и плодотворные учительские труды и за организацию обществ трезвости иерей Сергий Николаевич Лебедев был награжден высокой церков-но-иерархической наградой — саном протоиерея:
«Указомъ СвятЬйшаго Синода, отъ 22 сентября с. г. за № 12183, разрешено возвести въ
санъ протоiерея священника ВсЬхсвятской, села ВсЬхсвятскаго, церкви, Московскаго уЬзда,
Серпя Лебедева, за отлично усердную службу и труды по устройству обществъ трезвости и
церковно-школьному д^лу» [Определешя Святейшаго Синода, 1916].
Следственное дело, осуждение, ссылка. Судьба протоиерея Сергия Лебедева и
членов его семьи после 1930 г.
Обстоятельства жизни и трудов протоиерея Сергия Лебедева в послереволюционные годы раскрываются уже со страниц следственного дела от 5 ноября 1930 г. по обвинению Лебедева Сергея Николаевича по статье 58.10 Уголовного кодекса РСФСР.
Данный документ еще нигде не публиковался, к нему имеется ограниченный доступ, поэтому в данной части статьи необходимо сделать его общее описание.
Дело П49371 от 5 ноября 1930 г. представляет собой 122-страничный документ по обвинению четырех человек — кроме самого протоиерея Лебедева Сергея Николаевича (63 года) еще его сына псаломщика Лебедева Евгения Сергеевича (35 лет) и священника Терновского Александра Алексеевича (67 лет), настоятеля Всехсвятской церкви, а также
16 Годы жизни: 10.06.1891 — 31.05.1956.
жительницы села Киселевой Евдокии Васильевны (52 года). Формальной темой допросов арестованных и свидетелей в течение следующих трех недель была судьба первого мужа Киселевой — купца Турбина Василия Дмитриевича, арестованного сразу после революции, но сумевшего сбежать из концентрационного лагеря в Новоспасском монастыре. Однако, когда сразу стало понятно, что Турбин В.Д. умер еще в 1925 г., тогда все последующие допросы были сфокусированы на деятельности отца Сергия Лебедева. Дело содержит показания 18 человек, в том числе:
• Морозов Алексей, 18 лет, сирота, которого семья Турбиных воспитывала с двух лет; допрос 9 ноября;
• Киселев М.Ф., 58 лет, второй муж Киселевой Е.В.; допрос 11 ноября;
• священник Василий Викторович Богословский, служивший во Всехсвятской церкви вместе с обвиняемыми; допрос 13 ноября;
• некто Александров И.М., о котором в анкете нет никаких данных, кроме возраста «43 лет»; допрос 14 ноября (вероятно, лжесвидетель);
• Воронина А.И., член «двадцатки» Всехсвятской церкви; допрос 16 ноября;
• Поляков А.П., 53 лет, кустарь, в 1919 г. его подселили в церковный дом, из которого в 1924 г. «по суду» был выселен священник Сергий Лебедев; допрос 16 ноября;
• Королева Е.Е., прихожанка Всехсвятской церкви; допрос 16 ноября;
• Никифоров Е.И., 44 года, полицейский, проживал в доме Киселевой Е.В.; допрос 19 ноября;
• диакон Сергей Федорович Покровский, 53 года; допрос 19 ноября;
• Михайловский М., 65 лет, церковный сторож; допрос 19 ноября;
• Салов В.И., 62 года, извозчик, завхоз при Всехсвятской церкви, член приходского совета; допрос 19 ноября;
• Никифорова А.А., 36 лет, дальняя родственница Киселевой Е.В.; допрос 29 ноября;
• Рощин И.Е., 49 лет, сапожник, проживал в доме Киселевой Е.В.; допрос 30 ноября;
• Преображенский А.И., 61 год, бывший пристав с. Всехсвятского; арест и допрос 30 ноября.
Далее необходимо привести цитаты из расшифрованных допросов самого протоиерея Сергия Лебедева:
«Я с 1900 г. проживаю в с. Всехсвятском и служу во Всехсвятской церкви в должности священника. До революции я принимал участие в организации общества по борьбе с алкоголем. При моем непосредственном участии в Москве было организовано три общества трезвости, в с. Куркине Ульяновской вол. Московского уезда, у Крестовой заставы и в с. Всехсвятском. Члены этого общества объединяли не только прихожан тех церквей, на территории которых они были организованы, но жителей гор. Москвы и других губерний. Ко мне приходили желающие дать обещание не пить не только из Москвы, но и из других губерний, ежедневно от 150 до 700 чел. (подчеркнуто обвинением). Все эти люди приходили ко мне, в церкви они давали обещание не пить, потом выслушивали мои внушения о вреде от пьянства, присутствовали на молебне, специально служимом по этому поводу, и уходили домой. В результате этой моей деятельности, я среди населения имел большое расположение. После революции ввиду ста-рости17 никакого участия в общественной работе не принимал. В 1919 г. мой дом был Советской властью национализирован. В 1924 г. я с семейством был из церковного дома выселен и ввиду этого я был вынужден снова строить свой дом, который и построил в с. Всехсвятском в 1928 г.» (допрос 6 ноября).
17 Справочно: в 1917 г. протоиерею Сергию Лебедеву исполнилось 50 лет.
Содержание показаний свидетелей, которые ОГПУ считала достаточными для обвинения, в тексте было подчеркнуто красным карандашом — в показаниях Морозова, Александрова, Полякова, Салова. Так, основной текст обвинения будет составлен по показаниям священника Василия Богословского:
«...Сергей Лебедев до революции имел два собственных дома и являлся активным монархистом, состоял организатором общества трезвости и имел тесную связь с монархической организацией «Союз Русского народа», имел связи с (неразборчиво) графиней Игнатьевой в быв. гор. Петербурге и за свою деятельность получал по церковной линии награды и поощрения. Когда (неразборчиво) февральская революция Лебедев явился активным противником революции, открыто вел агитацию среди верующих, что революция — это гибель для народа и в личных беседах при мне говорил, что революция это временное явление и все это пройдет и будет по-старому монархия. После октябрьской революции он (неразборчиво) стал во враждебное к ней отношение и при всех случаях в беседах с верующими он проводил антисоветскую агитацию, доказывая, что советская власть долго просуществовать не может, т. к. она не отражает интересы всего общества.».
В результате все арестованные будут освобождены, только в отношении протоиерея Сергия Лебедева и Киселевой Евдокии Васильевны 9 декабря 1930 г. будет вынесено обвинительное заключение, дело будет вынесено на рассмотрение тройки ОГПУ МО.
Выписка из протокола заседания тройки ОГПУ от 10 декабря 1930 г. сообщает: «ЛЕБЕДЕВА, Сергея Николаевича — выслать через ПП ОГПУ в Казахстан сроком на ТРИ года, считая срок с 5/XI-30 г.».
Таким образом, 5 ноября 1930 г. стало поворотной датой в судьбе протоиерея Сергия Лебедева. О следующем этапе его жизни: с 10 декабря 1931 г. по сентябрь 1943 г. пока известно менее всего. Первые месяцы с ареста до высылки отец Сергий находился в Бутырской тюрьме. Очевидно, что, уже находясь в ссылке в Казахстане, предположительно в Ахтубинске, он получил еще 10 лет к имеющемуся сроку, как это часто видно из дел других ссыльных.
Дополнительной душевной болью и поводом для молитв сосланного священника была и во многом трагическая судьба его детей.
2 декабря 1937 г. был осужден и заключен в исправительно-трудовой лагерь старший сын о. Сергия — села Лихачёва Волоколамского района священник Николай Лебедев. По устным свидетельствам, сохраняемым в семье, почти сразу он был расстрелян. Последующая судьба его супруги Александры Дмитриевны (1892 г. р.) и дочерей-близняшек Ии и Людмилы (1928? г. р.) неизвестна.
28 марта 1938 г. был арестован, осужден за якобы «антисемитские высказывания» и 27 июня расстрелян на Бутовском полигоне сын отца Сергия Евгений, служивший к этому времени диаконом во Всехсвятской церкви [ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 24119]. Диакон Евгений женат не был, детей не имел.
27 октября 1934 г. священник Леонид Машков расторг брак с Марией, старшей дочерью отца Сергия. Вероятно, это было связано с активным влиянием т. н. обновленческого движения, позволявшего нарушать многие каноническое нормы, в том числе позволяло вступать священнослужителям в повторный брак (в 1930 гг. обновленческая
церковь захватила храм Всех святых во Всехсвятском.) В семье Леонида и Марии родилось пятеро детей: Леонид, Михаил18, Галина, Надежда, Николай. Мария Сергеевна дожила до глубокой старости19, но, имея как клеймо в биографии запись «дочь священника, жена священника», была лишена возможности официально работать, была лишена многих гражданских прав. Мария была певчей Всехсвятского храма, много молилась, строго постилась, передавала церковное воспитание детям. До последних дней сохраняла добрый, мягкий характер. С сестрой Надеждой они и похоронят своего отца.
Надежда Сергеевна также дожила до глубокой старости20. Рано овдовела, сын погиб в детском возрасте от несчастного случая (упал в колодец), а дочь Валентина имела психиатрическое заболевание. Надежда всю жизнь посвятила учительскому делу — была учителем русского языка и литературы, была директором школы в Бутырском районе. В 90 лет её даже привозили в МГУ имени Ломоносова для приёма экзаменов, до последнего дня сохраняла ясный ум. По воспоминаниям, была строгой, твердой, сильной духом, сохраняла высокие нормы воспитания, полученные в дореволюционном Филаретовском училище.
Младший сын, Сергей Сергеевич, стал участником Великой Отечественной войны, старший лейтенант, имел ранения. Приведем выписку из наградного листа от 12 февраля 1945 г.:
«Выполняя должность офицера связи от полка при штабе 184 стрелковой дивизии тов. Лебедев в наступательных боях в Восточной Пруссии проявил себя инициативным и находчивым офицером. 16.01.1945 г. командиру дивизии срочно было нужно вручить приказ командиру полка, где противник сильно сопротивлялся за опорный пункт Виткампен тов. Лебедев не зная, где находится наблюдательный пункт полка, рискуя жизнью под артиллерийским и минометным огнем противника нашел наблюдательный пункт в срок доставил приказ, благодаря чего полк успешно выполнил поставленную задачу. За находчивость и отвагу, проявленную в бою тов. Лебедев достоин правительственной награды Ордена Отечественной войны I степени».
Можно предположить, что Сергей Сергеевич, несмотря на участие в Гражданской войне и последующую военную карьеру, сохранял внутрисемейные отношения. Умер 12 июля 1956 г. и был похоронен на кладбище села Куркино. На памятнике надпись: «Другу — мужу». К сожалению, о его жене и детях никакой информации нет.
Буквально полгода не дожил до встречи с братом священник села Куркино Николай Лебедев. После продолжительной болезни он скончался 05.05.1943 и был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы, единственном, где в то время разрешалось погребение с церковным отпеванием. Удивительная судьба его заставляет задуматься, как надо было жить, молиться, трудиться, что храм его не был закрыт, не был разорен и сам он мирно умер в возрасте 82 лет.
18 Погиб на фронте в 1941 г. в возрасте 23 лет.
19 Умерла 31.01.1976 г. в возрасте 84 лет.
20 Умерла 07.10.1985 г. в возрасте 92 лет.
В сентябре 1943 г. после знаковой встречи Сталина с митрополитом Сергием (Стра-городским) некоторые сосланные священнослужители были освобождены, были открыты отдельные храмы, состоялся собор, на котором был избран патриарх. В это время из ссылки был возвращен и 76-летний отец Сергий Лебедев и был назначен священником Покровской церкви села Петровское (Наро-Фоминский городской округ), служил до самой своей смерти 24 марта 1951 г. и был похоронен за алтарной апсидой храма Всех святых в бывшем селе Всехсвятском, теперь ставшем районом г. Москвы Сокол.
Заключение
Подводя итог краткой биографии протоиерея Сергия Николаевича Лебедева, надо отметить, что его судьба во многом созвучна судьбе всего народа Российской империи конца XIX — первой половины XX в. В полной мере он проживал вместе со своей паствой социальные и духовные потрясения. В то же время видно, что над ним всегда присутствовал особый Промысел Божий, наделивший его особыми талантами, раскрывшимися в первое 30-летие его священнического служения. Второе 30-летие его священства было временем исповедничества православной веры, временем стояния в личной и общественной правде. Возможно, арест и ссылка в 1930 г. были не только посланным испытанием стойкости в вере, но и Божиим спасением для самого отца Сергия от разразившегося в 1937-1938 гг. Большого террора. Можно назвать чудом и несомненной милостью Божией, что к 1943 г. отец Сергий был жив, здоров, был возвращен из ссылки и — самое утешительное для него самого — имел возможность еще семь лет (!) служить у престола, завершить жизнь в священническом достоинстве, быть похороненным у дорогого сердцу Всехсвятского храма, в одной могиле с горячо любимой, навсегда оставшейся молодой женой Аней.
Этапы жизненного пути
1867-1889 гг. — детство, время учебы в Московской семинарии; 1889-1900 гг. — служение во Владимирской церкви села Куркино; 1900-1917 гг. — служение во Всехсвятской церкви села Всехсвятского;
1917-1930 гг. — служение во Всехсвятской церкви села Всехсвятского при советской идеологии; 1930-1943 гг. — период ссылки в Казахстан;
1943-1951 гг. — возвращение из ссылки, служение в Покровской церкви в селе Петровском.
Литература
Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Б., Скопин В.В. Храмы северного округа. М.: Старая Басманная, 1997.
Выпускники Московской духовной семинарии 1816-1889, 1895-1905, 1907-1916 гг. URL: http:// petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html (дата обращения: 01.06.2024). Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 24119. Из села Куркина, Моск. Уезда // Московские церковные ведомости. 1899. № 48. С. 612.
История села и храма. URL: http://ilyinskyhram.ru/temple/istoriya-khrama.html (дата обращения: 01.06.2024).
Канонический возраст. URL: https://www.pravenc.ru/text/1470249.html (дата обращения: 01.06.2024).
О восстановлении утраченных колоколов // Северо-Запад. 2021. № 3. С. 3.
Определение на священно-церковно-служительсшя места // Московские церковные ведомости. 1889. № 4. С. 13.
Определешя Святейшаго Синода // Московские церковные ведомости. 1916. № 41-42. С. 364. Распоряжения епархиальнаго начальства // Московские церковные ведомости. 1900. № 46. С. 77.
Российский государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 33. Д. 920.
Терновский А. Открытие приходскаго попечительнаго совета въ селе Всехсвятском // Московские церковные ведомости. 1914. № 42. С. 844.
Токмаков И.Ф. Благотворная пастырская деятельность. Священник Церкви села Всехсвятского, Московского уезда, о. Сергей Николаевич Лебедев, основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского Обществ Трезвости. 1889-1911 гг. М., 1912. Уволены заштат // Московские церковные ведомости. 1889. №. 4. С. 14.
Утверждение в должности законоучителей // Московские церковные ведомости. 1901. № 22. С. 52.
Цветков Е. Из села Куркина, Моск. уезда // Московские церковные ведомости. 1899. № 48. С. 612. Цветков Е. Село Куркино // Московские церковные ведомости. 1895. № 36. С. 345. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 54. Оп. 157. Д. 37. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 461. Д. 488. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 540. Д. 35. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 543. Д. 2. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 677. Д. 106. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 684. Д. 410. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 684. Д. 416. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 695. Д. 117. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1248. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1454. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1472. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1569. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 906. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1848. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 1104. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 777. Д. 11. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1196. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1267. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1293. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1400.
Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Центральный государственный архив города Москвы. Ярцев А.А. Подмосковные прогулки. М., 1894.
References
Canonical age. URL: https://www.pravenc.ru/text/1470249.html (access date: 01.06.2024). (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 54. Inventory 157. File 37. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 461. F le 488. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 540. F le 35. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 543. F le 2. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 677. F le 106. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 684. F le 410. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 684. F le 416. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 695. F le 117. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 745. F le 1248. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 745. F le 1454. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 745. F le 1472. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 745. Fi le 1569. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 746. F le 906. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 747. F le 1848. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 776. F le 1104. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 777. F le 11. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 1196. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 1267. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 1293. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 1400. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2576. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2598. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2620. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2673. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2712. (In Russian)
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. F le 2712. (In Russian)
Ф. 203. Оп. 780. Д. 2576. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2598. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2620. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2673. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2712. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2712. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4388. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4893. Ф. 2132. Оп. 2. Д. 33.
Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. File 4388. (In Russian) Central State Archives of Moscow. Fund 203. Inventory 780. File 4893. (In Russian) Central State Archives of Moscow. Fund 2132. Inventory 2. File 33. (In Russian) Confirmation of teachers of the law. Moscow Church Gazette, 1901, no. 22, pp. 52. (In Russian) Definitions of the Holy Synod. Moscow Church Gazette, 1916, no. 41-42, pp. 364. (In Russian) Determination for sacred-church-servant places. Moscow Church Gazette, 1889, no. 4, pp. 13. (In Russian)
From the village of Kurkina, Moscow Districts. Moscow Church Gazette, 1899, no. 48, pp. 612. (In Russian)
Graduates of the Moscow Theological Seminary 1816-1889, 1895-1905, 1907-1916. URL: http:// petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html (access date: 01.06.2024). (In Russian)
History of the village and the temple. URL: http://ilyinskyhram.ru/temple/istoriya-khrama.html (access date: 01.06.2024). (In Russian) On the restoration of lost bells. North-West, 2021, no. 3, pp. 3. (In Russian) Orders of the diocesan authorities. Moscow Church Gazette, 1900, no. 46, pp. 77. (In Russian) Russian State Historical Archive. Fund 799. Inventory 33. File 920. (In Russian) State Archive of the Russian Federation. Fund 10035. Inventory 1. File 24119. (In Russian) Ternovsky A. Opening of the parish council of trustees in the village of Vsekhsvyatskoye. Moscow Church Gazette, 1914, no. 42, pp. 844. (In Russian) The staff were fired. Moscow Church Gazette, 1889, no. 4, pp. 14. (In Russian)
Tokmakov I.F. Beneficial pastoral activity. Priest of the Church of the village of All Saints, Moscow district, Fr. Sergei Nikolaevich Lebedev, founder of the Kurkinsky, All Saints and Nikolo-Butyrsky Sobriety Societies. 1889-1911. Moscow, 1912. (In Russian)
Tsvetkov E. From the village of Kurkina, Moscow District. Moscow Church Gazette, 1899, no. 48, pp. 612. (In Russian)
Tsvetkov E. The village of Kurkino. Moscow Church Gazette, 1895, no. 36, pp. 345. (In Russian) Weintraub L.R., Karpova M.B., Skopin V.V. Temples of the northern district. Moscow: Staraya Basmannaya, 1997. (In Russian) Yartsev A.A. Walks near Moscow. Moscow, 1894. (In Russian)