УДК 94(47). 081
Священник Константин Владимирский о соборном строительстве в заштатном городе Починки в XIX веке
К.Д. Бухалина, Починковский сельскохозяйственный техникум, Россия, Починки; студент; [email protected].
Аннотация. В статье исследуется позиция Константина Владимирского по вопросу строительства соборов в заштатном городе Починки в XIX веке. Рассматривается история процесса строительства некоторых соборов, а также те последствия, к которым привело возведение данных сооружений.
Ключевые слова: Константин Владимирский, соборное строительство, заштатный город Починки
Priest Konstantin Vladimirsky about the cathedral construction in the small town of Pochinki in the XIX century
K.D. Bukhalina, Pochinkovsky Agricultural College, Russia, Pochinki.
Abstract. The article examines the position of Konstantin Vladimirsky on the construction of cathedrals in the provincial town of Pochinki in the XIX century. The history of the construction process of some cathedrals is considered, as well as the consequences that led to the construction of these structures.
Keywords: Konstantin Vladimirsky, cathedral construction, a small town of Repairs
С момента принятия христианства доминантами в русских городах и селах являлись храмы. Ставить их старались по возможности на возвышенных местах, холмах или пригорках - церковь в таком случае являлась как бы рукотворным продолжением природного ландшафта.
Рубеж XIX-XX веков - интереснейший период в истории провинциального русского зодчества. К постройке главного храма села приступили в 1800 году, строился он на доход Базарной площади, на пожертвования прихожан. Строителем подрядчиком выступил арзамасский купец Василий Монахов, погребенный при соборе на северной стороне. Интерьер Христорождестве-ноского собора был украшен масленой росписью и превосходным иконостасом с работами академика живописи А. Ступина. Внешне Христорождествен-ский собор напоминал Исаакиевский в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах храм был взорван.
Благодаря священнику Соборной Христорождественской церкви о. Константину Владимирскому мы можем узнать, как продвигалось строительство храмов и церквей в заштатном городе Починки. В своей летописи священник подробно описал внешнее и внутренне убранство храмов и прихрамовых построек. Мы с большой уверенностью можем сказать, что именно отец Константин Владимирский является первым летописцем с. Починки, а его летопись ценнейшим источником по изучению истории села Починки.
Из биографии самого священника Константина Владимирского мы знаем крайне мало, сведенья практически не сохранились.
Предположительно, иерей Починковского Христорождественского собора Константин Иванович Владимирский проживал на Большой улице, где-то рядом с псаломщиком Ветелевым в каменном доме в с. Починки. Сведений о его семье нет. О себе в летописи он пишет следующее:
«— Иерей Константин Иванович Владимирский окончил курс Нижегородской Духовной семинарии, рукоположен в иерея в 1857 году».
Далее перечислены его множественные награды.
Умер Константин Иванович Владимирский по данным Починковского музея в 1915 году (родился в 1836 году).
Данные о его смерти в метрических книгах не найдены. В 1914 году в архивных документах Константин Владимирский значится протоиереем.
В начале 2000-х гг. около церкви Всех Святых с. Починки, по левой стороне от центрального входа была найдена заброшенная могила починковского летописца. Силами прихожан и священнослужителей могила Константина Владимирского была очищена и приведена в порядок. Именно благодаря сохранившейся летопись Христорождественского собора и кропотливой работе священника отца Константина Владимирского мы знаем о Починках заштатных, его жителях и соборно-церковном строительстве.
В начале XIX века в заштатном городе Починки началось строительство Никольской каменной церкви.
«Летопись (или историческо-статистическое описание) соборной Хри-сторождественской церкви и прихода заштатного города Починок, Нижегородской епархии, составленная Свящ. Константином Владимирским» которая была опубликована в г. Арзамасе в типографии Н.Н. Доброхотова в 1891 году, является наиболее ценным и интересным источником по истории города Починки. о.Константин Владимирский писал о Никольском соборе:
«Изъ церковныхъ документовъ видно, что церковь эту въ 1790 году Преосвященный Дамаскинъ Епископъ Нижегородскш и Алатырскш благо-словилъ построить вместо ветхой деревянной теплой Николаевской церкви (1), которая и построена на средства прихожанъ и на сборъ съ кружками. Освящена она была до большаго пожара неизвестно въ которомъ году. Изъ указа Нижегородской Духовной Консисторш отъ 18 Декабря 1794 года за № 2071 видно, что въ 1794 году совершались въ сей церкви Божественныя Литургш. По назначешю Епархiальнаго Начальства за постройкою сей церкви наблюдали соборные: протоiерей Георгш Алекшевъ и священникъ 1аковъ Николаевъ...». [3]
В настоящее время Никольская церковь передана в распоряжение Лыс-ковской епархии. Реставрационные работы там идут в полном объеме.
Первым из дошедших до нас зданий, была новая Всесвятская церковь, построенная в 1866 году. До 1885 года эта церковь была памяти всех святых. Затем под нее был подведен каменный фундамент, обновлена внутри и снаружи. Освящена же была во имя святого благоверного великого князя
российского Александра Невского и в память кончины великомученика императора Александра II. [1] Традиция посвящать кладбищенские церкви всем святым - очень древняя. Каждый православный человек имеет своего небесного покровителя - того святого, чье имя он получил при крещении. Ему он молиться при жизни, ждет от него ходатайства перед Небесным Судьей и после смерти. После революции церковь была частично разрушена и превращена в амбар для хранения зерно. В конце 70-х гг. XX века усилиями местных жителей церковь была отреставрирована и вновь починковцы смогли услышать колокольный звон зовущий сельчан на службу. В настоящее время Всесвят-ская церковь продолжает принимать прихожан. Именно там проводиться все основные православные богослужения, проходящие в селе Починки.
В 1800 году начались работы по возведению каменного храма в честь Святых Петра и Павла. Для изготовления материалов на строительство в слободе были открыты заводы, которые с того времени действовали непрерывно. В 1814 году Петропавловскую церковь освятили. Петропавловская церковь в советское время действовала дольше всех. Разрушили ее после войны, в конце 40-х годов. 12 июля 2019 года на месте, где в середине XX века располагался Петропавловский храм, был освещен поклонный крест, изготовленный в единственном экземпляре минскими мастерами.
Георгиевская церковь находилась на территории Починковского конного завода. Смотровая казарма была преобразована в здание церкви с устройством над нею купола и освящением престола в честь великомученика Георгия. На рубеже веков по соседству с церковью воздвигли каменную двухъярусную колокольню, стилистика ее решена в национальной архитектурной традиции [2].
От этой церкви осталось лишь часть колокольни. Она была приспособлена под водонапорную башню, верх ее срублен и заменен железным баком. На фото вы можете увидеть, то что в настоящий момент осталось от колокольни.
Есть в нашем селе такое место, которое местные жители называют За-оврагом. Именно там в 1762 году строится деревянная церковь в честь Захария и Елисаветы. Первоначально она была кладбищенской церковью, а потом стала самостоятельной приходской, возле Захарьевской церкви началось строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божьей Матери. С 1793 года она выполняла функции теплого храма в Захарьевском приходе. В 1930-е годы оба храма закрыли.
Хочется отметить, что история моего села - это история каждого жителя, его вклад в становление богатой истории села и современного облика Починок. Благодаря приходскому священнику Константину Владимирскому сохранилось подробное описание великолепных соборов нашего села. Мы знаем точно, что именно Починковский летописец был инициатором появления в заштатном городе Починки приходских и духовных училищ, которых на тот момент в Нижегородской губернии было всего три (Починки, Арзамас, Нижний Новгород). Летопись Соборной Христорождественской церкви и прихода заштатного города Починок - это архивный, исторический документ, который
говорит нам о самобытности нашего села. Сохранение культурного достояния - это возрождающий сегодня Никольский собор, Казанская церковь, Все-святская церковь, где уже сейчас мы можем услышать праздничные богослужения, люди возвращаться в храм Божий.
Литература
1. Белякова М.М. «О Починках - с любовью». - Н. Новгород, 1997. - 144 с.
2. Илюшечкин В.П. «Починки и Починковский район Нижегородской области». -Н. Новгород, 1992. - 42 с.
3. Летопись Соборной Христорождественской церкви и прихода заштатного города Починок, Нижегородской епархии. Арзамас, 1891 год. [Электронный ресурс: URL: search.rsl.ru/] Владимирский, Константин Иоаннович - Летопись (историческое - статистическое описание) Соборной Христорождественнской церкви и прихода заштатного города Починок, Нижегородская епархии).