Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОФИЙСКОГО СОБОРА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (конец XVIII — начало XIX вв.)'

К ИСТОРИИ СОФИЙСКОГО СОБОРА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (конец XVIII — начало XIX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Греческий проект / Софийский собор / Екатерина II / лейб-гвардии гусарский полк / орден святого Владимира / митрополит Гавриил (Петров) / митрополит Амвросий (Подобедов) / протоиерей Иоанн Панфилов / протоиерей Андрей Самборский / протоиерей Павел Криницкий / Greek Project / St. Sophia Cathedral / Catherine the Great / Regiment of Hussars of the Imperial Guard / Order of St. Vladimir / Metropolitan Gabriel (Petrov) / Metropolitan Ambrose (Podobedov) / Archpriest John Panfilov / Archpriest Andrey Samborsky / Archpriest Pavel Krinitsky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д О. Бохонский

Статья посвящена истории строительства и первых десятилетий существования Софийского собора в Царском Селе в период с 1788 по 1817 гг. Особое внимание обращается на идеологическую основу появления подобного храма и степень ее воплощения. Отмечается значение собора, как и всего города Софии, в символическом отображении Греческого проекта. Отдельно описываются этапы проектирования и строительства храма, придания ему общероссийского статуса в качестве капитульного храма ордена святого Владимира. В статье обобщен эпистолярный, мемуарный, законодательный материал по истории собора. Приводится описание реакции современников на создание Софии и Софийского собора, а также бытовые ситуации, связанные с событиями вокруг храма. Введены в научный оборот архивные данные, раскрывающие жизнь причта и самого храма в период царствования императоров Павла I и Александра I — времени, традиционно опускаемого в историографии собора, однако не менее важного для изучения предмета. Кроме того, упоминаются представители духовенства, внесшие свой вклад в жизнь храма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the History of the St. Sophia Cathedral in Tsarskoye Selo (at the End of the 18th – Beginning of the 19th Centuries)

In this article, the author studies the history of the construction and the first decades of the existence of the St. Sophia Cathedral in Tsarskoe Selo in the period between 1788 and 1817. Particular attention is drawn to the ideological basis for the appearance of such a temple and the degree to which the ideology was implemented. The significance of the cathedral, as well as the whole town of Sofia, as a symbolic representation of the Greek project, is noted. Separately, the stages of the design and construction of the temple, giving it the all-Russian status as a chapel of the Order of St. Vladimir, are described. The article summarizes the epistolary, memoir, and legislative material on the history of the cathedral. The author also describes the reaction of contemporaries to the creation of the St. Sophia Cathedral, as well as everyday situations associated with the events around the temple. Archival data, revealing the life of the clergy and the temple itself during the reign of the Emperors Paul I and Alexander I – a time traditionally omitted in the historiography of the cathedral, but no less important for the study of the subject – are introduced in this article. In addition, mention is made of representatives of the clergy who made particularly important contributions in the life of the temple.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОФИЙСКОГО СОБОРА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (конец XVIII — начало XIX вв.)»

DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10003

История Русской Православной Церкви

Д. О. Бохонский

К ИСТОРИИ СОФИЙСКОГО СОБОРА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (конец XVIII — начало XIX вв.)

Статья посвящена истории строительства и первых десятилетий существования Софийского собора в Царском Селе в период с 1788 по 1817 гг. Особое внимание обращается на идеологическую основу появления подобного храма и степень ее воплощения. Отмечается значение собора, как и всего города Софии, в символическом отображении Греческого проекта. Отдельно описываются этапы проектирования и строительства храма, придания ему общероссийского статуса в качестве капитульного храма ордена святого Владимира. В статье обобщен эпистолярный, мемуарный, законодательный материал по истории собора. Приводится описание реакции современников на создание Софии и Софийского собора, а также бытовые ситуации, связанные с событиями вокруг храма. Введены в научный оборот архивные данные, раскрывающие жизнь причта и самого храма в период царствования императоров Павла I и Александра I — времени, традиционно опускаемого в историографии собора, однако не менее важного для изучения предмета. Кроме того, упоминаются представители духовенства, внесшие свой вклад в жизнь храма.

Ключевые слова: Греческий проект, Софийский собор, Екатерина II, лейб-гвардии гусарский полк, орден святого Владимира, митрополит Гавриил (Петров), митрополит Амвросий (Подобедов), протоиерей Иоанн Панфилов, протоиерей Андрей Самборский, протоиерей Павел Криницкий.

Во внешней политике императрицы Екатерины II существенную роль играла идея, которая зародилась на фоне побед русского оружия над войсками Великолепной Порты. В наше время мы можем увидеть множество монументов, напоминающих нам об этой идее. Среди них — Софийский собор в Царском Селе, которому в 2018 г. исполняется 230 лет со дня освящения.

Интерес императрицы к Греции, среди прочих, поддерживал и один из ее корреспондентов — французский философ Вольтер. «Природа предназначила Вас управлять Грецией, — писал он. — Я снова возвращаюсь к моим прежним фантазиям — Вы окончите свой путь там». В последующей переписке акцент смещается к Османской столице: «Если Ваше Величество собирается утвердить свой трон в Константинополе, на что я надеюсь, Вы очень быстро изучите греческий язык». Вскоре появляется проект, который в историографии назван Греческим1. Сам проект был сформулирован А. А. Безбородко и отредактирован князем Г. А. Потемкиным. Согласно идее, предполагалось, что русские войска при содействии армий других государств освободят балканские народы. В результате будут созданы «буферные» национальные государства и новая Греческая, или Византийская, империя со столицей в Константинополе2. Победа будет ознаменована водружением православного креста на куполе храма Святой Софии.

Дмитрий Олегович Бохонский — чтец, соискатель кафедры Церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

1 Зорин А. Русская ода конца 1760-х — начала 1770-х годов, Вольтер и «греческий проект» Екатерины II // Новое литературное обозрение. 1997. №24 // Ц^: http://magazines.russ.ru/nlo/ 1997/24^опп.Ыш1 (дата обращения: 10.11.2017).

2 Позднее, в 1782 г. эта идея была высказана в конфиденциальном письме Екатерины II к императору Иосифу II.

Софийский собор. 2005 г.

Новым византийским императором должен был стать родившийся 27 апреля 1779 г. внук императрицы — Константин. На рождение великого князя была выбита памятная медаль с изображением храма Святой Софии в Константинополе. Вскоре в своей депеше от 24 мая 1779 г. английский посланник Джеймс Харрис сообщал: «Князь Потемкин мало обращает внимания на политику Западной Европы: мысли его постоянно заняты планом основания новой империи на Востоке. Императрица до такой степени разделяет эти намерения, что, гонясь за своей мечтой, она уже назвала новорожденного великого князя Константином, определила к нему в няньки гречанку, по имени Елену, и в близком кругу говорит о возведении его на престол

Настольная медаль «В память рождения Великого Князя Константина Павловича». 1779 г. 42 Вестник Исторического общества № 1, 2018

Восточной империи...». И здесь же он упоминает: «Между тем она строит в Царском Селе город, который будет называться Константингородом»3.

Этим Константиногородом стал вновь основанный город София. В Указе «Об учреждении Санкт-Петербургской губернии из семи уездов»4 от 1 января 1780 г. говорилось, что «.при Селе Царском, по правую сторону новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить город под названием София». С одной стороны, новый город стал местом, куда должны были переселиться жители царской слободы. С другой стороны — ему было предназначено стать образцовым уездным поселением. Планировка города была создана архитектором Ч. Камероном в соответствии с указаниями императрицы: «...расположить улицы, соответствуя дорогам ближнего сада, чтобы делали оным вид.». Для обзора города, расположенного за прудом — как некая страна, — планировалось устроить две площадки: Камеронову галерею и неосуществленную колоннаду на месте катальной горки5.

Город застраивался быстро. «Постройки в городе Софии (ville de Sophie) быстро подвигаются; — писал 28 мая 1782 г. бывший гувернер князя

А. Б. Куракина Луи Пикар, — уже одна красивая церковь окончена, равно как и несколько каменных домов»6. Церковь, которую упоминает Пикар, это приходской деревянный храм святых Константина и Елены, расположенный на самой восточной из трех площадей Софии. Он был заложен 11 июля 1781 г. и освящен через полгода, 15 января 1782 г., священником Иоанном Григорьевым7. О Греческом проекте напоминало не только посвящение церкви, но и герб, данный городу: голубой щит с белым равносторонним крестом на груди у орла.

Однако, главным памятником русским победам над турками должен был стать грандиозный собор, задуманный Екатериной II к строительству на центральной площади нового города. По замыслу императрицы, храм должен был напоминать Софийский собор в Константинополе. В этом ключе Ч. Камерон и создает первый проект. Двойной «византийский» купол, двухъярусные хоры, обилие колонн на всех ярусах, низкий иконостас — все это роднило храм с византийским собором8.

Боровиковский В. Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 г.

Герб города Софии

3 Гаррис Д., лорд Мальмсбери. Россия в царствование Екатерины II (Переписка английского посланника при дворе Екатерины II, 1778-1783). // Русский архив. 1874. Кн. 2. № 7. Стлб. 154.

4 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XX. 1775-1780. С. 906 (№ 14958).

5 Ныне на этом месте расположена гранитная терраса.

6 Письма Пикара к князю А. Б. Куракину / Сообщ. М. Н. Сердобин, примеч. П. Н. Петров // Русская старина. 1878. № 5. С. 61.

7 ЦГИА СПб. Ф. 1740. Оп. 1. Д. 27. Л. 1-4.

8 Швидковский Д. О. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. 2-е изд. М.: Улей, 2010. С. 123.

Свою работу Ч. Камерон представил императрице, а также передал в Академию художеств вместе с просьбой о принятии его в состав академиков. Екатерина II усомнилась в необходимости создания столь дорогостоящего и сложного храма. В Академии архитектор встретил противление, прежде всего профессора Ю. М. Фельтена, у которого и до этого не сложились отношения с Ч. Камероном. Причиной отказа в приеме в «академическое сообщество» было названо то, что проект не был утвержден и строительство собора «по великости отменено».

28 августа 1781 г. совет Академии художеств постановил: «По прошению г. архитектора Шарль Камерона о принятии ево в общество Академическое по представленной от него работе, представ-Ч. Камерон. 1800-е гг. ляющей модель церкви святыя Софии. Прежде

усмотрения практики к докладу в общем собрании не допускать; о чем ему и объявить, если пришлют или сам явится»9.

Деревянная модель, созданная по первому проекту собора, распоряжением Екатерины II была оставлена в Академии художеств, а проект возвращен в Царское Село. В 1790 г. эта модель «Софийской церкви в городе Софии, подобной Софийской церкви в Константинополе»10 находилась рядом с Исаакиевским собором «в небольшом каменном здании, состоящем из одного зала» вместе с другими макетами «Исакиевской церкви, столпа, в честь и славу нынешней монархини определенного, .памятников в честь князя Григория Григориевича Орлова, графа Алексея Григориевича Орлова-Чесменского и графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, в Царском Селе сооруженных»11.

Ч. Камерон больше никогда в Академию художеств не обращался и академического звания так и не получил. Вместе с тем, он кардинально переработал проект, оставив некоторые элементы, вызывающие ассоциацию с Константинопольской Софией — двойной свод купола и колонны из красного гранита (в Константинополе — порфировые).

30 июля 1782 г. в 11 часов утра Екатерина II с великим князем Павлом Петровичем прибыла в софийскую церковь святых Константина и Елены, где их встретил митрополит Гавриил (Петров). Архиерей отслужил литургию, а затем был совершен крестный ход к месту строительства Софийского собора, где состоялась его заклад-ка12. В основание под будущий престол был вложен гранитный ящик, в котором находился второй ковчег, из белого мрамора. Внутри, в серебряном ящике, была помещена часть св. мощей. Там же лежали 6 серебряных монет с изображением Екатерины II. Поверх ковчега была устроена серебряная вызолоченная доска с надписью: «Сия соборная церковь, во имя Софии Премудрости Божией, заложена Петербургской губернии, в городе Софии, июля 30-го дня, в лето от создания мира 7990, от Рождества Христова 1782, царствования же Благочестивейшия Самодер-жавнейшия Великия Государыни Императрицы Всероссийския Екатерины вторыя, двадесять первое. При Наследнике Ея Благоверном Государе, Цесаревиче, и Великом Князе Павле Петровиче и супруге его Благоверной Государыне и Великой Княгине Марии Феодоровне, и при Благоверных Государях, Великих Князьях Александре

9 РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 854. Л. 4.

10 Особенность первого проекта храма стала причиной того, что в некоторых упоминаниях о современном Софийском соборе его называли повторением Софии Константинопольской.

11 Георги И. И. Описание российско-императорскаго столичнаго города Санктпетербурга и достопамятностей в окрестностях онаго. СПб.: Имп. Шляхет. сухопут. кад. корп., 1794. С. 546.

12 Камер-фурьерский церемониальный журнал 1782 года. СПб., 1882. С. 351-352.

Павловиче и Константине Павловиче»13. Совместно с Ч. Камероном за строительными работами наблюдал И. Е. Старов.

Вскоре, 10 сентября, Екатерина II в секретном письме излагает императору Священной Римской империи Иосифу II свои идеи по Греческому проекту. 22 сентября императрица учреждает орден святого равноапостольного князя Владимира. В том же манифесте было установлено, что орденским храмом станет Софийский собор. При этом для Кавалерской думы предусмотрено предоставление отдельного дома при соборе, где будет храниться архив, печать и особая казна. Однако кавалеры ордена большей частью собирались в Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге, затем в присутственных местах на Васильевском острове, а с 1801 г. в Георгиевском зале Зимнего дворца14.

В 1785 г. собор «вчерне» был уже готов. Само освящение было назначено на май 1788 г. Раннее утро 20 мая описал в своем дневнике статс-секретарь Екатерины II А. В. Храповицкий: «Приготовляясь к освящению в сей день Собора Софийского, сказано [императрицей — прим. Д.Б.], что все забыли о собрании Владимирских Кавалеров, ибо церковь их Капитула. Кн. Потемкин-Таврический сего бы не позабыл»15. Действительно, в этом вопросе была допущена «протокольная» оплошность, и обязанные к присутствию на торжестве своего храма орденские кавалеры не были приглашены.

В 10 часов утра Екатерина II с великим князем Павлом Петровичем в сопровождении своих внуков отправилась от своего дворца в Софию, где была под колокольный звон встречена городничим с конной командой. У собора императрицу ожидал митрополит Гавриил с крестом, сразу же начавший чин освящения. При этом весь Двор участвовал в «ходе вокруг церкви с крестами». Престол храма был освящен в честь Вознесения Господня16. После освящения митрополит сказал «приличную тому речь» и вместе с духовенством «был допущен к руке». Затем началась литургия, продолжавшаяся до полудня. По возвращении в Царское Село был дан обед, где присутствовали митрополит, духовник Екатерины II протоиерей Иоанн Панфилов, архимандрит Ириней (Клементьевский) и новоназначенный настоятель Софийского собора, духовник великих князей Александра и Константина Павловичей, протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский17.

Владимирские кавалеры все же были созваны по поручению императрицы графом А.А. Безбородко. 11 июня они были на литургии с «отдельным молебствием» в Софийском соборе, а затем прибыли во дворец к императрице, «были у руки и оставлены при столе»18. Всего присутствовало 8 кавалеров ордена 1-й степени, 15 — 2-й, 12 — 3-й и 13 — 4-й19.

В день освящения храма состоялся еще один разговор между А. В. Храповицким и императрицей, о котором он упоминает в своих записках: «Говорено о колодце в церкви, и о случившемся при освящении образа Константина и Елены, Великому князю Константину Павловичу принадлежащем: "Не замечая примет, многое бросается в глаза". ^Греческого [так в оригинале — прим. Д.Б.] монастыря». Столь

13 Софийская церковь гусарского полка // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб.: СПб. епарх. ист.-стат. ком., 1884. Вып. 8. С. 363.

14 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т.ХХ!. 1781-1782. С. 673 (№ 15515); Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статусов / Сост. И. И. Петров. Изд. 2-е. СПб, 1892. С. 69-71. Интересно, что проект звезды самого ордена был создан архитектором Н. А. Львовым, как и Ч. Камерон, творившим в палладианском стиле.

15 Памятные записки А. В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй / Примеч. Г. Н. Геннади. М.: Унив. тип., 1862. С. 63.

16 Примечательно, что одновременно с учреждением города София и его уезда, был создан Рождественский уезд. В его центре — городе Рождествене в этот же период был построен храм, также освященный в честь Вознесения Господня. Причины совпадения, что престолы соборов Софии и Рождествена были освящены в честь одного и того же праздника не выяснены.

17 Камер-фурьерский церемониальный журнал 1788 года. СПб., 1887. С. 289-294.

18 Памятные записки А. В. Храповицкого... С. 67.

19 Камер-фурьерский церемониальный журнал 1788 года. С. 350-358.

обрывочные высказывания не поясняют суть замечания Екатерины II. Упомянутый колодец действительно существовал в храме. Он вел к трубам водовода, проложенного под собором20. В этой же записи А. В. Храповицкий сообщает, что он рассказал императрице «о бывшей пред освящением ссоре у Митрополита с Самборским за бороду»21.

Протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский (17321815) был, с одной стороны, уникальной, а с другой — вполне закономерно для эпохи просвещенного абсолютизма появившейся личностью. По окончании Киевской духовной академии, в 1765 г. он был послан для изучения «агрономии» в Англию и там состоял церковнослужителем при церкви русской духовной миссии в Лондоне. Женившись в 1768 г. на англичанке Е. Фильдинг, он получил место настоятеля лондонской церкви. В Лондоне, после того, как познакомился с представителями науки и искусства, был принят в Королевское общество искусств. Особое внимание он обращал на развитие сельского хозяйства, и с этой целью отобрал в Харькове и Белгороде молодых людей для обучения в Англии. Императрица заметила этого незаурядного священника и не раз обращалась к нему с поручением (например, подобрать карету). В 1780 г. Екатерина II отзывает отца Андрея в Россию, и в 1782 г. направляет его сопровождать великого князя Павла Петровича в путешествии по Европе. Тогда же он становится духовником цесаревича, а вскоре и его детей Александра, Константина, Александры, Елены и Марии. В 1784 г. отец Андрей был назначен протопопом еще строящегося Софийского собора. Он проживал в своем имении Белозерка, подаренном Екатериной II. Здесь в 1797 г. он создал школу практического земледелия — модель экономически выгодного сельскохозяйственного предприятия22. В 1799 г. он был назначен духовником великой княгини Александры Павловны, ставшей женой венгерского палатина Иосифа. Выйдя в 1804 г. на покой, отец Андрей Самборский проживал в своем имении Каменка (Стратилатовка) под Харь-ковом23. Попытался заняться миссионерской деятельностью в Крыму, а затем вернулся в Санкт-Петербург. Здесь священник и скончался. Погребен на Большеохтин-ском кладбище вместе со своим зятем24.

Отец Андрей, как и его преемники в должности настоятеля Лондонской церкви, брил бороду. В связи с этим и возник спор между протоиереем и митрополитом Гавриилом. Так его записал адъютант Г. А. Потемкина М. А. Гарновский:

«В день освящения Софийского собора, то есть 20-го сего месяца, происходила в церкви, до прибытия туда государыни, в одной карете с великим князем приехавшей, словесная баталия. Владыка митрополит новогородской не хотел с отцом протопопом Самборским вместе служить, а Самборскому нельзя было не служить, потому что двумя именными указами велено было непременно служить. Экстрактом донесу происшествие войны.

20 В результате ремонта 1849 г. колодец был уничтожен.

21 Памятные записки А. В. Храповицкого. С. 63.

22 После воцарения Александра I школа была закрыта.

23 Впоследствии в Каменке дочерью протоиерея А. А. Самборского (женой первого директора Царскосельского лицея — В. Ф. Малиновского) и его внуком была построена церковь Святой Софии — копия Царскосельского собора. Храм не сохранился. Он был уничтожен в годы Великой Отечественной войны.

24 Память об отце Андрее была запечатлена и в городской топонимике: современный Кри-чевский переулок в Санкт-Петербурге в 1880-1952 гг. назывался Самбургским, по причине того, что здесь до 1805 г. находился дом протоиерея.

Прот. А. А. Самборский. Фрагмент гравюры «Погребение Александры Павловны». 1801 г.

- "Зачем ты здесь? я с тобою служить не стану! Знаешь-ли, что из Киева пишут? Неурожай в хлебе от того, что ты бороду бреешь, ты новую ересь заводишь! Брадобрение подает повод к расколам и к возмущениям народным. Что ты умничаешь! Отрасти бороду, или предам и предаю тебя суду Божию. Воды освящать не дозволяю и к причастию Святых Тайн не нахожу тебя достойным. Лицемер! я не признаю тебя за протопопа!"

Ответы:

- "Здесь я — по именному указу. Служить должен, ибо власти неповиноваться нельзя. Отец мой, священник, ходил с бородою и в такое время, когда, по случаю неурожая в хлебе, был мор, от коего спасти борода отца моего не в состоянии была. Не умничаю, но не нахожу, чтоб борода составляла таинство веры. Охотно подвергаюсь суду Божию, быв крепко уверен, что лутше с Богом, нежели с человеком иметь дело. Чего ради причастия недостоин? Не виноват ни пред кем, а если виноват пред тобою, прости кающегося. (При сем случае Самборской пал к ногам преосвященного

и прослезился). Протопопом называюсь, поелику самодержавной власти меня тако назвать благоугодно было" .

Все сие происходило в алтаре и только не доставало кулачного бою, который бы немедленно последовал, если б святые отцы не старались прохладить жара спорившихся. Самборский вызывал владыку из церкви на площадь, дабы иметь диспут о вере. Богослужение отправлял архиерей в таком замешательстве, которое всем бывшим в церкви приметно было»25.

Императрица, действительно, особо относившаяся к протоиерею А. А. Самбор-скому, назначила ему жалование отдельным указом. А 9 июня 1788 г. вышел указ «О штатном положении для Софийского собора в городе Софии». Согласно документу, при соборе было положено состоять протопопу, ключарю, двум священникам, диакону, двум псаломщикам, двум пономарям, трем сторожам26. Ключарем собора стал отец Прохор Постников, который был поставлен священником в Софию из придворных псаломщиков27. Одновременно с ним священником был направлен в собор иерей Григорий Гомзин (1750-1838) — преемник отца Прохора в должности ключаря. Отец Григорий вел все дела по храму, поскольку, в отличие от настоятеля, постоянно находился при соборе.

К освящению храма Екатерина II подарила храму золотую богослужебную утварь (сосуды, Евангелие, подсвечники, кандия, венцы)28. Вскоре интерьер собора был украшен полотнами русских художников-академистов.

Отметим, что ко времени освящения собора увлечение Греческим проектом отошло на второй план. Однако собору Екатерина II негласно оставила особый статус. Это существенно отобразилось на жизни храма в последующие 20 лет. Храм не имел своего прихода — приходской оставалась соседняя Константино-Еленинская церковь.

25 ГарновскийМ. А. Записки Михаила Гарновского. 1786-1790 // Русская старина. 1876. №5. С. 13-14.

26 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XXII. 1784-1788. С. 1081 (№ 16675); Т. XLIV. Книга штатов. С. 58.

27 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 14101. Л. 2-3 об.

28 Во время Отечественной войны 1812 г. все предметы были переданы в Царскосельскую дворцовую церковь и так и не возвращены. Софийская церковь гусарского полка. С. 361; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 14. Д. 193.

(г/. МГгу/< :/< ///,

Прот. А. А. Самборский. С гравюры Афанасьева

А

Кваренги Д. Софийский собор в Софии

Правда, причт собора получал общественные задания. Так, например, особыми предписаниями духовенство храма назначалось в присутственные места для «увещевания колодников»29.

Ситуация стала меняться с воцарением Павла I в 1796 г. Город София, и до этого времени слабо заселенный, стал еще более пустеть. Население медленно покидало дома и переселялось обратно в дворцовую слободу. Собор, формально оставаясь капи-тульным, фактически перестал выполнять функции орденского храма. В царствование императора Павла I было прекращено награждение орденом святого Владимира30. Капитул орденов был перенесен в Санкт-Петербург, в Воронцовский дворец. Казенный дом, выделенный для Кавалерской думы, был передан полностью софийским храмам. Здесь разместились причты Константино-Еленинской церкви и Софийского собора.

Духовенство собора стало выходить за пределы своих обязанностей, вмешиваться в дела прихода храма святых Константина и Елены, настоятель которого одновременно был благочинным округа. Начались конфликты «соборян» с приходскими священниками. В дело вмешалась Духовная консистория. Указом № 1686 от 1797 г. причт собора был обязан давать знать приходскому священнику об исповедовавшихся и причастившихся у них. Указ № 1991 содержит требование подать рапорт от духовенства собора «за притеснение и обиду приходскому священнику»31. После отъезда протоиерея Андрея Самборского в Венгрию настоятелем Софийского собора и законоучителем детей Павла I становится протоиерей Павел Криницкий (1752-1735 гг.)32, человек «крутого и сурового нрава»33. Его назначение не исправило ситуацию. Он также, как и его предшественник, часто и подолгу отсутствовал. В 1802 г., указом № 741, консистория подтвердила запрет «вступления причта собора в приходские требы» под угрозой взысканий34.

29 РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1320. Л. 1.

30 Сам орден не был включен в «Установление о российских императорских орденах», вышедшее 5 апреля 1797 г.

31 РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1320. Л. 4-4 об.

32 Там же. Ф. 796. Оп. 80. Д. 860. Л. 3.

33 Мальцев А.П., прот. Православные церкви и русские учреждения за границею: Справочник с календарем на 1906 год. СПб., 1906. С. 260.

34 РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1320. Л. 6.

Кваренги Д. Софийский собор в Софии. 1790-е гг.

В 1800 г. Санкт-Петербургским архиепископом Амвросием (Подобедовым) было инициировано разбирательство по поводу ведомственной принадлежности собора. Поводом стало назначение псаломщиком Софийского собора отставного унтер-офицера Георгия Шехматова. Отец Павел Криницкий совершил это назначение сам, не испрашивая согласия архиерея. Архиепископ, понимая, что настоятель храма занимает особое положение при Дворе, ссылался на отсутствие указа о приписке собора к придворному ведомству и потребовал исполнять епархиальные предписания35. Дело затянулось на несколько лет. Только после перехода в 1804 г. отца Павла в дворцовую церковь, с последующим назначением старшим над придворным духовенством36, ключарь Григорий Гомзин исправил все делопроизводство храма в соответствии с требованиями консистории. В том же 1804 г. священнику Григорию Гомзину было даровано старшинство перед благочинным отцом Симеоном Яковлевым37.

12 декабря 1801 г. император Александр I восстановил в силе орден святого Владимира38, однако кавалеры ордена по-прежнему продолжали собираться в Воронцовском дворце. Этот дворец при Павле I претерпел переустройство. Так, 21 июня 1801 г. там была освящена церковь Рождества Иоанна Предтечи39, которую, по аналогии с находившейся в том же дворце Мальтийской капеллой, часто называли церковью Иоанна Иерусалимского. В ней хранились предметы, перенесенные сюда из упраздненного дворцового храма преподобного Михаила Малеина. В 1804 г. в Софийский собор передаются престол, антиминс, жертвенник и иконостас из Иоанно-Иерусалимской церкви (вероятно, старого храма) для оборудования нового придела40. Северный (левый) придел Софийского собора был освящен 6 октября 1804 г. в честь святой великомученицы Екатерины. А в декабре император пожаловал собору новую «бархатную оранжевую с крестами ризницу»41.

Город же продолжал пустеть. Гораздо позднее князь Н. С. Голицын описывал то, что видел путник при приближении к Софии: «... за пределом сада, по левую,

35 РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1287. Л. 5-6 об.

36 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 364. Интересно, что и здесь, как в Софийском соборе, «дежурства не исполнял по исправлении им особой должности».

37 Там же. Д. 662. Л. 4.

38 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб., 1830. — Т. XXVI. 18001801. — С. 860 (№ 20074).

39 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. — 3-е изд., доп., испр. — СПб.: Лики России, 2010. — С. 382.

40 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 218. Л. 2-7.

41 Там же. Д. 255. Л. 1-5 об.

Интерьер Софийского собора. 1910-е гг.

или западную, сторону Большого пруда, за рвом с палисадником, пролегала почтовая шоссейная дорога... а по другую сторону этой дороги простирались здания городка София, начиная от Гатчинских ворот до новой дороги в Павловск. Начинаясь у первых военными магазинами и почтовой станцией, за которыми следовали: и оригинальная площадь с домиками в восточном вкусе, расположенными в виде театральной сцены. Здания Софии замыкались, наконец, у новой Павловской дороги, против адмиралтейства в саду, двумя большими домами. А кругом расстилалась широкая. равнина, и совсем на краю Софии, среди поля, возвышался Софийский собор»42. Только в 1808 г. император обращает внимание на запустение Софии, и 29 августа город был упразднен и образован «соединенный. город Царское Село или София»43.

Многие кварталы бывшего города были заброшены. К этому моменту казенный дом, в котором проживал причт собора, пришел в ветхость, однако духовенство не желало из него выезжать44. Ключарь собора был обязан консисторией найти архитектора, который смог бы исправить дом. Вероятно, вопрос решился только в 1816 г. Тогда в Царское Село переехало Софийское народное училище45, в опустевший дом которого были перемещены семьи священников46.

Еще в конце лета 1800 г. дома парадной линии города Софии заняла часть эскадронов лейб-гусарского полка, участвовавшего впоследствии в войнах третьей и четвертой коалиций. В 1809 г. консистория в помощь полковому священнику обязывает духовенство Софийского собора исправлять требы для чинов полка47. В 1815 г. уже

42 Голицын Н. С. Записки // Русская старина. 1881. №2. С. 599.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 РГИА. Ф. 487. Оп. 4. Д.1. Л. 4.

44 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 11. Д. 510. Л. 3.

45 Там же. Ф. 139. Оп. 1. Д. 1579. Л. 6-9 об.

46 Там же. Ф. 19. Оп. 16. Д. 139. Л. 2.

47 Там же. Оп. 11. Д. 686. Л. 2-5.

священнику полка, вернувшегося с боев Отечественной войны и Заграничных походов, разрешено служить в Софийском соборе48. Вполне закономерно, что 9 сентября 1817 г. этот храм был полностью передан полку. Причт собора перемещен в ставшую приходской Знаменскую церковь, находящуюся рядом с Екатерининским дворцом. Деревянная приходская Царе-Константиновская церковь, за неимением прихожан, была уничтожена, ее причт переведен в госпитальный храм49.

Так был закончен первый, блистательный — по мысли Екатерины II, — период существования Софийского собора, как памятника доблести русского оружия в борьбе за Балканы и Грецию. Тем не менее следующее столетие в храме молились воины нескольких полков, участвовавших в боях русско-турецких войн, польской кампании 1831 г. и Первой мировой войны. Со временем Софийский собор был наполнен мемориальными таблицами, знаменами и памятными образами, косвенно осуществив задумку императрицы.

Источники и литература

1. АнтоновВ.В., КобакА.В. Святыни Санкт-Петербурга: Энциклопедия христианских храмов. 3-е изд., доп., испр. СПб.: Лики России, 2010. — 511 с.

2. ГарновскийМ.А. Записки Михаила Гарновского. 1786-1790 // Русская старина. 1876. № 5. С. 1-32.

3. Гаррис Д., лорд Мальмсбери. Россия в царствование Екатерины II (Переписка английского посланника при дворе Екатерины II, 1778-1783) // Русский архив. 1874. Кн. 2. № 7. Стб. 154-172.

4. Георги И. И. Описание российско-императорскаго столичнаго города Санктпетербур-га и достопамятностей в окрестностях онаго. СПб.: Имп. Шляхет. сухопут. кад. корп., 1794. — 757 с.

5. Голицын Н. С. Записки // Русская старина. 1881. № 2. С. 599-616.

6. Зорин А. Русская ода конца 1760-х — начала 1770-х годов, Вольтер и «греческий проект» Екатерины II // Новое литературное обозрение. 1997. № 24 // URL: http://magazines. russ.ru/nlo/1997/24/zorin.html (дата обращения: 10.11.2017).

7. Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статусов / Сост. И. И. Петров. Изд. 2-е. СПб, 1892. — 351, 98, IV с.

8. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1782 года. СПб., 1882. — 626, 82 с.

9. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1788 года. СПб., 1887. — 786, XXVII, 52 с.

10. Мальцев А. П., прот. Православные церкви и русские учреждения за границею: Справочник с календарем на 1906 год. СПб., 1906. — 275 с. — (Берлинский братский ежегодник).

11. Памятные записки А.В.Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй / Примеч. Г. Н. Геннади. — М.: Унив. тип., 1862. — [2], 294 с.

12. Письма Пикара к князю А. Б. Куракину / Сообщ. М. Н. Сердобин, примеч. П. Н. Петров // Русская старина. 1878. № 5. С. 39-66.

13. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. XXX, XXI, XXII, XXVI.

14. РГИА. Ф. 487. Оп. 4. Д. 1.

15. РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1287.

16. РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1320.

17. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 854.

18. РГИА. Ф. 796. Оп. 80. Д. 860.

19. Софийская церковь гусарского полка // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб.: СПб. епарх. ист.-стат. ком., 1884. Вып. 8. — С. 360-362.

20. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 1579.

48 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 5. Л. 6.

49 Там же. Д. 156. Л.11.

21. ЦГИА СПб. Ф. 1740. Оп. 1. Д. 27.

22. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 14101.

23. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 218.

24. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 255.

25. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 364.

26. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 6. Д. 662.

27. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 11. Д. 510.

28. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 11. Д. 686.

29. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 14. Д. 193.

30. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 16. Д. 139.

31. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 156.

32. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 5.

33. Швидковский Д. О. Чарлз Камерон при 2010. — 486 с.

дворе Екатерины II. 2-е изд. М.: Улей,

Dmitry Bokhonsky. On the History of the St. Sophia Cathedral in Tsarskoye Selo (at the End of the 18th - Beginning of the 19th Centuries).

In this article, the author studies the history of the construction and the first decades of the existence of the St. Sophia Cathedral in Tsarskoe Selo in the period between 1788 and 1817. Particular attention is drawn to the ideological basis for the appearance of such a temple and the degree to which the ideology was implemented. The significance of the cathedral, as well as the whole town of Sofia, as a symbolic representation of the Greek project, is noted. Separately, the stages of the design and construction of the temple, giving it the all-Russian status as a chapel of the Order of St. Vladimir, are described. The article summarizes the epistolary, memoir, and legislative material on the history of the cathedral. The author also describes the reaction of contemporaries to the creation of the St. Sophia Cathedral, as well as everyday situations associated with the events around the temple. Archival data, revealing the life of the clergy and the temple itself during the reign of the Emperors Paul I and Alexander I - a time traditionally omitted in the historiography of the cathedral, but no less important for the study of the subject - are introduced in this article. In addition, mention is made of representatives of the clergy who made particularly important contributions in the life of the temple.

Keywords: Greek Project, St. Sophia Cathedral, Catherine the Great, Regiment of Hussars of the Imperial Guard, Order of St. Vladimir, Metropolitan Gabriel (Petrov), Metropolitan Ambrose (Podobedov), Archpriest John Panfilov, Archpriest Andrey Samborsky, Archpriest Pavel Krinitsky.

Dmitry Olegovich Bokhonsky — Reader, Master of Theology, corresponding graduate student at the Department of Church History of St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.