Научная статья на тему 'СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКИХ МУСУЛЬМАН ПРОТИВ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ЕЁ СОЮЗНИКОВ: РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКИХ МУСУЛЬМАН ПРОТИВ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ЕЁ СОЮЗНИКОВ: РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МУФТИЙ РАСУЛЕВ / ОБРАЩЕНИЯ О 18 ИЮЛЯ / 7 АВГУСТА И 2 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

Прошло более 80 лет с того дня, когда войска гитлеровской Германии и ее союзников вероломно напали на Союз Советских Социалистических Республик, но до сего дня малоисследованной проблемой остаётся патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. Поиск в архивах позволяет открыть новые страницы героической истории нашего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED WAR OF SOVIET MUSLIMS AGAINST HITLER’S GERMANY AND ITS ALLIES: BREAKING STATE PUBLIC ARCHIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION

More than 80 years have passed since the day when the troops of the Nazi administrations of Germany and its allies treacherously attacked the Union of Soviet Socialist Republics, but to this day the patriotic activity of the spiritual administrations of Muslims during the Great Patriotic War remains a little-studied problem. Searching the archives allows you to open new pages in the heroic history of our Fatherland.

Текст научной работы на тему «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКИХ МУСУЛЬМАН ПРОТИВ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ЕЁ СОЮЗНИКОВ: РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 323.21

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКИХ МУСУЛЬМАН ПРОТИВ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ЕЁ СОЮЗНИКОВ:

РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.А. Ахмадуллин1

Болгарская исламская академия Московский исламский институт e-mail: slavaah@yandex.ru

Прошло более 80 лет с того дня, когда войска гитлеровской Германии и ее союзников вероломно напали на Союз Советских Социалистических Республик, но до сего дня малоисследованной проблемой остаётся патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. Поиск в архивах позволяет открыть новые страницы героической истории нашего Отечества.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, муфтий Расулев, обращения о 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года, патриотизм

SACRED WAR OF SOVIET MUSLIMS AGAINST HITLER'S GERMANY AND ITS ALLIES: BREAKING STATE PUBLIC ARCHIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.A. Akhmadullin

Bolgar, Moscow e-mail: slavaah@yandex.ru

More than 80 years have passed since the day when the troops of the Nazi administrations of Germany and its allies treacherously attacked the Union of Soviet Socialist Republics, but to this day the patriotic activity of the spiritual administrations of Muslims during the Great Patriotic War remains a little-studied problem. Searching the archives allows you to open new pages in the heroic history of our Fatherland.

Keywords: the Great Patriotic War, Mufti Rasulev, appeals about July 18, August 7 and September 2, 1941, patriotism.

1 Ахмадуллин, Вячеслав Абдулович - доктор исторических наук, доцент старший научный сотрудник Болгарской исламской академии, старший научный сотрудник Московского исламского института

День 22 июня 1941 года стал новой точкой отсчета в жизни нашей страны, с этого времени началась переоценка многих событий и явлений довоенной жизни общества партийно-государственным аппаратом СССР, главами религиозных объединений и простыми верующими. В качественно новых условиях религиозные лидеры различных религиозных организаций граждан СССР, имея значительно меньшие возможности, чем партийно-государственный аппарат, прилагали усилия для мобилизации единоверцев на борьбу с агрессорами. Они призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил ради победы над врагом2.

Патриотический подъём советских мусульман в первые дни войны был зафиксирован во многих регионах СССР. В первую же пятницу (27 июня) после начала наступления фашистов на территорию СССР мусульмане Ташкента, Самарканда, Бухары и других городов без всякого призыва со стороны властей вышли на площади к закрытым мечетям и организовали пятничную молитву. Эта была старая, ещё незабытая традиция — в первую же пятницу после нашествия врага на страну, читать благословляющие хутбы и молитвы «во здравие и победы падишаха страны» (падишахом, естественно, был назван Сталин) и с мольбой к Аллаху послать «погибель на голову врага». Мусульмане молились «за здравие, за долговечную власть и победу падишаха». Авторы множественных докладов и рапортов об этом случае (в основном по линии органов государственной безопасности) также были поражены этой, как записано в одном из рапортов, «скорее положительной акцией с выражением верности к Советской власти, вступившей в войну против фашистских интервентов»3.

К сожалению, ещё в советское время в литературе утвердилось мнение, что председатель единственного сохранившегося в СССР к 22 июня 1941 г. духовного управления мусульман -

2 Автор имеет в виду обращение к пастве митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), вошедшее в историю как послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», состоявшееся 22 июня 1941 года. См.: Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. документов / сост.: О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009. С. 38-40.

3 Россия - Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII - начале XXI века. М., 2013. С. 323-324.

Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ, г. Уфа) муфтий Габдрахман Зайнуллович Расулев и его коллеги обратились к мусульманам СССР только 15 мая 1942 года.

В ходе поиска более ранних патриотических обращений лидеров советских мусульман, нам удалось обнаружить свидетельства, которые показывают, что с первых дней Великой Отечественной войны председатель ТТДУМ муфтий Г.З. Расулев и многие другие руководители мусульман СССР призывали мусульман приложить все силы для уничтожения агрессоров. Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (СДРК) И.В. Полянский (одновременно заместитель начальника отдела «О» (Оперативная работа среди духовенства) МГБ СССР, полковник госбезопасности) в «Справке о религиозных организациях мусульман и сектантов евангельских христиан и баптистов в Узбекской ССР по состоянию на 1-е января 1946 г.» докладывал 10 января и 5 апреля 1946 года руководству СССР о том, что муфтий Г.З. Расулев и духовный лидер мусульман Средней Азии и Казахстана Ишан (Эшон) Бабахан с первых дней войны обращались с соответствующими призывами к мусульманам и возглавили патриотическое движение мусульман своих регионов4. К сожалению, опытный контрразведчик И.В. Полянский не указал конкретных дат и не представил соответствующих призывов.

Необходимо отметить, что ещё в 1943 году англичанин Стэнли Джордж Эванс издал книгу, в которой указал, что муфтий Г.З. Расулев выпустил в начале войны три обращения к мусульманам: 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года. Эти документы, как и весь остальной текст книги, были опубликованы на английском языке5. К сожалению, С.Дж. Эванс при публикации этих документов допустил большое количество грубых ошибок: не указал ссылку на первоисточник; не ознакомил читателей с обстоятельствами получения этих бесценных документов; не дал текст оригиналов (арабографичных на татарском языке); представил обращение от 18 июля в сильно сокращённом варианте - опубликованы только три предложения, при этом между вторым и

4 TAPQ. Q. P-6991. On. 3. ft 34. H. 13-14, 44.

5 Evans S. The Churches in the U.S.S.R. / by Stanley Evans. London: Cobbett Publishing Co. Ltd., 1943. 160 p.

последним существует многоточие, т.е. пропущен значительный и важный фрагмент текста. О призыве муфтия Г.З. Расулева от 18 июля 1941 года писали и другие зарубежные исследователи, но они ссылались на С.Дж. Эванса, а не проводили собственное исследование этой проблемы6.

Нам удалось выяснить, что заместитель генерального секретаря (т.е. руководителя аппарата) Наркомата иностранных дел СССР, заведующий Международным (впоследствии Английским) отделом Совинформбюро Г.Ф. Саксин 13 сентября 1941 года представил ряд важных документов народному комиссару иностранных дел СССР В.М. Молотову и начальнику Совинформбюро А.С. Щербакову. Г.Ф. Саксин ознакомил их с обращениями муфтия Г.З. Расулева от 18 июля и 7 августа, а также лидеров мусульман Азербайджана к мусульманам всего мира. В документах содержались призывы укреплять единство мусульман планеты в борьбе против фашизма, оказывать прямую помощь Красной армии и тылу со стороны всех мусульман мира, молиться за скорейшую победу СССР. Предлагался и другой вариант использования этих документов: передача материалов британскому Министерству информации для распространения среди мусульман Ближнего и Среднего Востока. Г.Ф. Саксин также предложил провести мусульманский радиомитинг в Москве, Баку или Ташкенте. Эта инициатива была обоснована необходимостью нейтрализации радиовещания, организованного из Берлина и Рима специально для склонения советских мусульман к переходу на сторону агрессоров7.

Анализ текстов, опубликованных С.Дж. Эвансом, обращений муфтия Г.З. Расулева 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года, в значительной мере, как по объёму, так и по содержанию, отличается от этих обращений на русском языке, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). При этом мы считаем очень важным отметить, что исследователи М.Н. Фархшатов и Р.М. Булгаков обнаружили в 2020 году в Национальном архиве Республики Башкортостан

6 Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London, 1961. P. 426; Ro]i Y. Islam in the Soviet Union: From the Second World War to Gorbachev. London, New-York, 2000. P. 103.

7 PrAOTW. O. 17. On. 125. ft 35. H. 75-83.

арабоалфавитный оригинал обращения от 18 июля 1941 года8. Опубликованный ими перевод на русский язык этого бесценного документа показывает, что он незначительно отличается от обращения, хранящегося в РГАСПИ. Мы считаем такие различия вполне закономерными из-за того, что эти переводы сделаны разными людьми, к тому же имеющими различные взгляды на религию вообще и ислам в частности, и в различных исторических условиях существования нашего государства.

Перевод на русский язык текста обращения от 2 сентября 1941 года, опубликованного С.Дж. Эвансом, показал, что он значительно отличается от двух переводов с татарского на русский язык. При этом русскоязычные документы отличаются между собой весьма незначительно - оба перевода с татарского выполнял один и тот же человек, но только на одном из документов стоит дата - 10 января 1941 года.

Анализ обращений муфтия Г.З. Расулева 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года показывает, что он не использовал термины «джихад» и «газават», но в них есть абсолютно ясные обращения к мусульманам, которые по сути и являются призывом к малому джихаду - священной борьбе за свободу Родины и сохранение ислама: на фронте и в тылу не жалеть сил ради разгрома врага, убивать коварных захватчиков, издевающихся над женщинами и детьми, молиться за победу Отечества над врагом9.

8 Фархшатов М.Н., Булгаков Р.М. Обращение муфтия Габдрахмана Расулева к советским мусульманам от 18 июля 1941 г.: «...эта война является Отечественной войной» // Проблемы Востоковедения. 2020. № 3. С. 29-36.

9 Джихад - (араб. старание, усердие, напряжение, приложение усилий, борьба) - в широком смысле слова борьба за духовное развитие, прежде всего борьба с собственными страстями и недостатками. Такую борьбу часто называют джихадом сердца, большим джихадом или великим джихадом. «Джихад языка» - повеление одобряемого и запрещение порицаемого, смелые высказывания против несправедливости; «джихад руки» - принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности и т.д. Военные действия являются «джихадом меча» или малым джихадом. Под ним понимается борьба, в том числе вооруженная, против агрессоров, но без нарушения прав человека - убийства пленных, детей и т.д. Синонимом малого джихада является - газават. Считается, что пророк Мухаммад после битвы у колодцев Бадр (624 г.) сказал: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть он предложил вернуться к мирному строительству государства. В хадисе, переданном имамом Тирмизи

Свои призывы от 18 июля и 2 сентября председатель ЦДУМ усилил положениями Корана и хадисов10.

Поиск в архивах позволил обнаружить «Доклад о состоянии и деятельности Центрального духовного управления мусульман. За период с 1936 - 1948 года», подписанным муфтием Г.З. Расуле-вым. Анализ этого документа показывает мотивы, по которым муфтий Г.З. Расулев выпустил эти обращения: «Вероломное нападение германского фашизма в июне 1941 года угрожало существованию всего Советского народа в том числе верующих мусульман, фашизм нанес нашему народу огромные жертвы и разрушения. Призыв вождя народов Сталина Иосифа Виссарионовича 3 июля 1941 года показал нам путь избавления от угрозы фашисткой кабалы»11.

Приведённая цитата помогает понять несостоятельность нападок известного исследователя политики Германии и СССР в отношении мусульман в годы Второй мировой войны Д. Мотаделя на муфтия Г.З. Расулева и более полно показать роль председателя ЦДУМ в сплочении мусульман СССР вокруг руководства страны с целью разгрома агрессоров12.

Анализ обращения руководителей мусульман Азербайджанской ССР - шейх-уль-ислама Али-заде Ахунд Волла Ага, кази г.

(824-892 гг.), говорится, что пророк Мухаммад сказал: «Лучший джихад — это борьба твоя со своим эго и с собственными страстями во имя Аллаха». Некоторые исследователи пытаются интерпретировать джихад в качестве войны, ведущейся мусульманами против немусульман. При этом они иногда ссылаются на некоторые положения Корана. Россия сделала важный шаг для решения этой проблемы. Так, 23 ноября 2015 г. был принят Федеральный закон № 314-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"». Согласно этому закону, Библия, Коран, Ган-джур и Танах не могут становиться объектом проверки на экстремизм.

10 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 12. Д. 10. Л. 13-15. В результате политики СССР на вытеснение религии, в том числе ислама, из жизни советских граждан Центральное духовное управление мусульман в 1936 году осталось единственным в СССР духовным управлением мусульман. ЦДУМ - наследник первого духовного управления мусульман Российской империи, созданного в соответствии с указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года об образовании в Уфе Духовного собрания магометанского закона.

11 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 526. Л. 84.

12 Мотадель Д. Ислам в политике нацистской Германии (1939-1945). М.: Издательство Института Гайдара, 2020. С. 27-28.

Баку Ахунд Молла Абдул Равима, Ахунд Молла Фарасулла Пиш-намаз Заде показывает, что они ясно обосновали для мусульманских народов СССР необходимость разгрома Германии. При этом они обосновывают для всего мира, в том числе и мусульман Ирана важность ввода в это государство советских и английских войск. Особое внимание в обращении уделяется необходимости совместной борьбы мусульман СССР, Ирана, Турции, Афганистана, Аравии, Ирака, Сирии и других стран с немусульманскими народами против гитлеровцев ради защиты чести, свободы и достоинства.

В Уфе 15-17 мая 1942 года прошло мероприятие, которое в архивных документах имеет разные названия: Совещание мусульманского духовенства при Центральном Духовном Управлении Мусульман (ЦДУМ) в гор. Уфе; Меджлис-гулями; Гулями; расширенное совещание исламских руководителей; расширенное совещание исламских учёных; совет учёных. На этом форуме было принято ещё одно патриотическое обращение к мусульманам СССР. В нём четко ставились задачи мусульманам на время войны: всемерная помощь воинам и мирный труд во имя победы, что приравнивалось к участию в сражении. Верующим разъясняли, что победа над фашизмом спасёт мусульманскую цивилизацию и весь мир от разрушения и порабощения. Мероприятие и его финал -патриотическое обращение - находились в фокусе внимания Народного комиссариата внутренних дел. Заместитель народного комиссара внутренних дел Б.З. Кобулов 25 июня и 26 сентября 1942 года докладывал секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову о результатах этого мероприятия и принятых мерах по распространению обращения среди мусульман СССР. К концу сентября обращение было издано на татарском и казахском языках тиражом по 4500 экз., на узбекском - 3000 экз., на таджикском, туркменском и киргизском - по 2000 экз. В ЦК ВКП(б) был передан не только перевод, но и текст на национальных языках с арабским шрифтом13.

Анализ показывает, что в документе проведены исторические параллели между гитлеровцами с их союзниками и крестовыми походами Средневековья, в ходе которых безжалостно уничтожались достижения и плоды исламской цивилизации. В нём также содержится призыв, с опорой на положения Корана, приложить все

13 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 106. Л. 78-108 об.

118

силы к защите Родины. Таким образом, это обращение, как и призывы муфтия Г.З. Расулева от 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года, были проникнуты духом патриотизма, желанием донести до мусульман боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества. Обращение стало известно мусульманам СССР, проживавшим за тысячи километров от Уфы14. Это оказалось возможным благодаря деятельности уполномоченных ЦДУМ в регионах СССР.

Занятая руководителями мусульман патриотическая позиция подталкивала руководство Советского Союза к выводу -только выступая единым фронтом, народы СССР смогут выжить и победить врага, конечной целью которого, несмотря на демагогические заявления лидеров национал-социализма об особом положении ислама, было уничтожение или порабощение всех, кого гитлеровцы считали не арийцами.

В этой связи отметим, что 1 декабря 2020 года состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Патриотизм и служение Отечеству как важный фактор Победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Выступивший в его рамках председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации шейх Равиль Гайнутдин предложил: «Для российского общества, нашего гражданского самосознания и солидарности огромное значение имеет общность и неделимость Победы в Великой Отечественной войне для всех народов России и всех ее религиозных общин. Водруженное над Рейхстагом в 1945 году красное знамя было общей Победой и христиан, и мусульман, и иудеев, и буддистов, а также атеистов Советского Союза, таковой она и останется до скончания времен. Такой подход, по нашему убеждению, обеспечит единство и солидарность российских народов сегодня и в будущем. В этих целях мы выступаем с рекомендацией Министерству обороны Российской Федерации и другим заинтересованным государственным ведомствам: в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

14 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 4. Л. 109.

инициировать возведение на территории парка «Патриот» храмов и других религий, на примере построенного православного храма».

По нашему мнению, создание при таких храмах духовно просветительских центров, которые будут проводить занятия по особенностям своих религий, в том числе специфики терминологии, позволит гражданам России не только лучше понять друг друга и строить Великую Россию, но и привлечёт симпатии иностранцев. С учётом событий на Ближнем и Среднем Востоке, мы полагаем, что предложения председателя ДУМ РФ приобретает особую актуальность.

Изучение патриотического вклада духовных управлений мусульман в победу над нацисткой Германией в годы Великой Отечественной войны показывает, что он был значительным и многогранным: материальным и духовным.

Сегодня опубликованы многие документы о вкладе мусульман в победу над гитлеровцами и их союзниками. Но предстоит ещё многое сделать для раскрытия подробностей патриотической деятельности мусульман в годы Великой Отечественной войны.

Думается, что семьи, которые хранят письма военного времени, могут оказать в этом огромную помощь. Сегодня в России сформировался коллектив единомышленников, желающих опубликовать письма на фронт и с фронта, где звучит мусульманская, именно мусульманская, а не национальная (татарская, башкирская и т.д.) тематика. Мы имеем ввиду, что в этих письмах будут размышления об Аллахе, о шахидах, о священной войне против оккупантов, о халяль-ной пище и так далее. Мы хотим получить копии этих бесценных писем и переводы с них на русский язык, а также историческую справку о том, как эти документы попали в семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.