Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАН'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МУСУЛЬМАНЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ / ОБРАЩЕНИЕ МУФТИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МУФТИЙ ГАБРАХМАН РАСУЛЕВ / PATRIOTISM / MUSLIMS DURING THE WAR / THE APPEAL OF THE MUFTI / GREAT PATRIOTIC WAR / MUFTI GABRAKHMAN RASULEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллина Гульфия Юнысовна

Мусульмане наряду с другими народами страны с самого начала войны решительно влились в ряды защитников страны. Патриотизм рядовых верующих и их духовных лидеров нашел свое выражение в разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием и орудием, продовольствием, поддержка семей воинов, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Автор рассказывает об исследовании обращения «Ко всем приходам мусульман» муфтия Г. Расулева от 2 сентября 1941 г., предпринятом преподавателем и студентами Московского исламского института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хабибуллина Гульфия Юнысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE YOUTH CIVIC ENGAGEMENT BASED ON KNOWLEDGE ABOUT THE PATRIOTIC ACTIVITIES OF MUSLIMS

From the very beginning of the war, Muslims, along with other peoples of the country, decisively joined the ranks of the state's defenders. The patriotism of both ordinary believers and their spiritual leaders found expression in various forms: active participation in battles at the front and behind enemy lines, raising funds for the Defense Fund, supplying the red Army with weapons and tools, food, support for the families of soldiers, and caring for millions of fellow citizens evacuated from combat areas. The author tells of the study of the Appeal «To all parishes of Muslims» made by the mufti G. Rasulev from September 2, 1941, that has been undertaken by a teacher and students of the Moscow Islamic Institute.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАН»

is the devaluation and reactualization of moral values in culture. In turn, the realities of postmodern culture have a significant impact on traditional religions, especially Christianity. Thus, individualism becomes a characteristic feature of modern religion and culture, which contributes to the further deepening of the crisis of personality. As a result, this leads to the fact that a person is deprived of the unconditional, absolute support that previously found a follower of traditional Christianity in God.

Deepening the crisis of personality in modern Western culture is reflected in the works of modern Western theologians. A significant place belongs to the idea of deification of man, equating him with God, which was formed in the Renaissance and received the most vivid embodiment in the culture of the XX-XXI century.

Keywords: globalization culture, postmodern religion, secularization, personality crisis, theory of «Death of God».

Гульфия Хабибуллина й01 10.37492/ETN0.2020.б0.2.00б

Формирование гражданственности молодежи на основе знаний о патриотической деятельности мусульман

Мусульмане наряду с другими народами страны с самого начала войны решительно влились в ряды защитников страны. Патриотизм рядовых верующих и их духовных лидеров нашел свое выражение в разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием и орудием, продовольствием, поддержка семей воинов, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Автор рассказывает об исследовании обращения «Ко всем приходам мусульман» муфтия Г. Расулева от 2 сентября 1941 г., предпринятом преподавателем и студентами Московского исламского института.

Ключевые слова: патриотизм, мусульмане в годы войны, обращение муфтия, Великая Отечественная война, муфтий Габрахман Расулев

Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина - человека, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, ее народу жить лучше, в том числе способного

Хабибуллина Гульфия Юнысовна, кандидат педагогических наук, директор Центра развития исламского образования Образовательной организации высшего образования Московского исламского института, (Москва), gkhabibuШna@gmail.com

не поддаваться различного рода провокациям. Образовательные учреждения выполняют важную функцию в воспитании гражданской позиции студентов на основе знаний. Прежде всего на основе знаний первоисточников; в Московском исламском институте - Корана и сунны.

В Коране сказано: « О верующие!1. Повинуйтесь Всевышнему, повинуйтесь Посланнику и тем, на которых возложена власть» (Коран, 4:59) [5, с. 252].

Мусульманин, усвоивший установления ислама, изначально является активным гражданином. «Мусульманин, где бы он ни жил, - в государстве, где мусульман большинство, или там, где мусульмане составляют меньшинство, - должен уважать основы этого государства, его законы, его государственные символы, государственный гимн. То же самое касается и христиан, и вообще любого верующего. Без Родины нет и не будет ничего» [3], - говорит в одном из выступлений муфтий Равиль Гайнутдин.

Патриотизм, деятельность на благо страны мусульманами всегда воспринимались как религиозная обязанность. Об этом говорит также широко известное высказывание пророка Мухаммада: «Хуббуль Ватан - мин аль иман» (Любовь к Родине - половина веры). Патриотическое воспитание является не мероприятием, организованным по случаю

| | какой-то круглой даты, а нормальной традицией, суще-

I ствующей в мусульманском сообществе.

|| В процессе обучения в Московском исламском ин-

§ § ституте (ООВО «МИИ») студенты совместно с препо-

| ¡Ц давателями наряду с изучением героических поступков

| ■== народов и отдельных героев, описанных в учебниках, !! §

£ ® изучают подвиги своих земляков, знакомят с ними других,

1 I освещая исторические события в курсовых и диплом-

I 1 ных проектах. Ярким примером стало исследование,

& о

® I проведенное руководством преподавателя Москов-I I ского исламского института В.А. Ахмадуллина. В резуль-! тате кропотливых поисков был обнаружен и переведен 1 " полный текст обращения «Ко всем приходам мусуль-■§■ ман» Председателя ЦДУМ (г. Уфа) муфтия Габдрахмана

Зайнулловича Расулева от 2 сентября 1941 г., в котором он призвал «правоверных на фронте и в тылу не жалеть сил ради разгрома врага, убивать коварных захватчиков, издевающихся над женщинами и детьми. Все призывы муфтий подкрепил положениями Корана и хади-сов» [1, с. 16]. Возможно, муфтий и другие мусульманские деятели СССР призывали соотечественников к защите Родины и ранее 2 сентября 1941 г., но такие документы исследователями пока не обнаружены.

Поскольку 22 июня 1941 года стало новой точкой отсчета в жизни нашей страны, постараемся кратко рассмотреть, как менялась сталинская политика в отношении верующих, в том числе мусульман.

В Заявлении советского правительства от 22 июня 1941 года начавшаяся война была названа «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...» [2, с. 201202]. Оно призывало мобилизовать все силы народа ради победы, независимо от взглядов людей на самые разные проблемы, в том числе и религиозные убеждения. Начался новый период государственно-конфессио-

нальных отношений: прервалась антирелигиозная пропаганда, демонстрировалась забота о верующих, из тюрем и лагерей выпущены на свободу выжившие к тому времени служители ислама, прекратились притеснения верующих.

«После долгих лет политики воинствующего атеизма государство пошло по пути узаконения и публичного признания необходимости участия представителей религиозных кругов в осуждении преступлений захватчиков», - пишет В.А. Ахмадуллин, приводя в пример Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. «Об образовании Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» и другие постановления правительства [1, с. 21].

Гитлер и его окружение полагали, что нападение на Советский Союз будет способствовать обострению межнациональных отношений и приведет к выступлениям мусульманских, буддийских, католических, лютеранских общностей против Советской власти, что, в свою очередь, поможет развалить державу. При этом особые надежды возлагались на мусульман как наиболее крупное сообщество в СССР. Велись провокационные действия, например, из Рима транслировались радиопередачи, в которых повторялись сведения о репрессиях против мусульман, об изгнании мусульман из Крыма.

Однако эти ожидания не оправдались. Мусульмане Советского Союза сразу же после начала войны решительно влились в ряды защитников своей Родины. Религиозные лидеры различных конфессий СССР призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил

| | ради победы над врагом. Известно обращение к пастве I митрополита Московского и Коломенского Сергия,

== I состоявшееся 22 июня 1941 года. К сожалению, в лите-

0 "

= § ратуре утвердилось мнение, что муфтии во главе

|б| с муфтием Г.З. Расулевым обратились к мусульманам

| СССР только 15 мая 1942 года - глубоко продуманный,

„ и и

„ ¥ содержательный, проникновенный текст от этой даты

1 ° на старотатарском языке (шрифт арабский), дословно I 1 переведенный на русский язык капитаном госбезопас-

0

® '! ности Юсуповым, действительно существует. Но, как I I было указано выше, поиски и анализ документов в го-

1 сударственных архивах позволили установить более Я | раннюю дату обращения муфтия к верующим.

■§■ Приводим отрывок из данного текста: « Фашистская

^ Германия и ее приспешники Италия и другие, так же, как

и 1100 лет назад в Испании, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов; притесняя мусульман и уничтожая их религию, культуру и обычаи мусульман, стараются онемечить их.

С целью господства над миром, уничтожения других религий, возвышения немецкой расы и протестантской религии выше всех немецкие фашисты и их приспешники вероломно и коварно истребляют миллионы безвинных людей, проливают кровь, оставляют без крова и средства к жизни стариков, женщин и детей. Их крики и стоны потрясли весь мир. ...

В Крыму, где преобладает мусульманское население, озверевшие немецкие фашисты разрушили мечети, сняли с мечетей полумесяцы, поставив на место их фашистские эмблемы -черные кресты. Немцы запретили совершать молитвы, всячески издеваются над национальными и религиозными обычаями, ввели телесные наказания и пытки» [4].

Далее в своем обращении муфтий Г. Расулев напоминает о религиозной обязанности защитить Родину, приводя аяты из Корана: «Сражайтесь с теми, которые

сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Коран, «Бакара», 186). «Выходите в поход на врага, легким и тяжелым он будет, оставшиеся в тылу мужчины и женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте, в этом благо для вас» (Коран, «Ат-Таубя», 41).

Обращаясь к верующим, муфтий так комментирует приведенные аяты из Корана: «В этой святой отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине. ... Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всего необходимого для успешного ведения отечественной войны и обеспечения жизни населения».

Руководители мусульманских религиозных организаций, имамы всех крупных и малых мечетей повсеместно в своих обращениях к верующим призывали сражаться с фашистами, не жалея сил. Мусульмане наряду с другими народами страны, с самого начала войны решительно влились в ряды защитников страны. Патриотизм рядовых верующих и их духовных лидеров нашел свое выражение в разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием и орудием, продовольствием, поддержка семей воинов, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий.

Такое единение особенно проявлялось не только в годы отечественной войны, но и в другие исторические моменты нападения врагов извне. Предыстория совместных боевых подвигов татар, русских, аварцев, мордвы, марийцев и многих других народов России имеет давние корни. В рядах советской армии иначе

и не могло быть в многоэтничном обществе, за Отечество сражались люди разных национальностей.

К сожалению, в основе содержания многих учебников, различных мероприятий показывается величие нашей страны только через православие, а развитие нашей Родины сводится только к созданию и развитию Московского государства. Важно избегать такого методологического заблуждения. История развития нашего государства уникальна: в нашей многонациональной стране долгие века совместно существуют самые разные народы, представители которых исповедуют разные религии, и в этом многообразии особенность и мощь нашей родины. И все наши действия должны быть направлены на единение страны.

Литература:

1. Ахмадуллин В.А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): монография. М.: Исламская книга, 2015. 332 с.

2. История СССР в документах и иллюстрациях (1917-1971 гг.): Хрестоматия для учителя / сост. В.И. Виноградов, Г.А. Орлов, Б.И. Жучков. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973. 319 с.

3. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин на встречах с главами российского государства и правительства // Ислам минбаре. 2011. Август № 8 (189). 1^: http://www. idmedina.ru/minbare/files/minbare189.pdf (дата обращения 01.02.2020)

4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 106. Л. 78-84, 85-108 об.

5. Священный Коран в переводе, с комментариями Абдуллы Юсуфа Али. Н. Новгород: Медина, 2007. 1888 с.

Gulfiya Habibullina,

PhD in Pedagogics, Director, Center for the development of Islamic education

of the Educational organization of higher education «Moscow Islamic Institute» (Moscow),

gkhabibullina@gmail.com

Formation of the youth civic engagement based on knowledge about the Patriotic activities of Muslims

From the very beginning of the war, Muslims, along with other peoples of the country, decisively joined the ranks of the state's defenders. The patriotism of both ordinary believers and their spiritual leaders found expression in various forms: active participation in battles at the front and behind enemy lines, raising funds for the Defense Fund, supplying the red Army with weapons and tools, food, support for the families of soldiers, and caring for millions of fellow citizens evacuated from combat areas. The author tells of the study of the Appeal «To all parishes of Muslims» made by the mufti G. Rasulev from September 2, 1941, that has been undertaken by a teacher and students of the Moscow Islamic Institute.

Keywords: patriotism, Muslims during the war, the appeal of the mufti, the Great Patriotic war, mufti Gabrakhman Rasulev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.