УДК 34 ББК 67
СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
ГАЛИНА ЮРЬЕВНА КУРСКОВА,
доцент кафедры международного права Российского государственного гуманитарного университета E-mail: [email protected]; Рецензент: кандидат исторических наук, профессор Белоновский В.Н. Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлено видение развития личности, государства и права Б. Чичериным — основоположником государственной школы права. Он пишет о государстве как союзе свободного народа, говорит о необходимости свободы, о законе, стоящем на страже свободы.
Ключевые слова: государство, право, личность, свобода.
Annotation. This article discusses the vision for the development of the individual, state and law B. Chicherina — the founder of the state of the law school. He writes about the state as the Union of a free people, tells about the necessity of freedom, the law, standing guard over freedom.
Keywords: state, right, identity, freedom.
Реализация либеральных идей в России, по всей видимости, — «утраченные иллюзии», поскольку специфика российской государственности, уровень экономического развития, социальная структура, во многом обусловленная экономическим и политическим развитием России, «модель догоняющего развития» с ее стремлением в будущее и пережитками прошлого, идеологическое разноцветье и нежелание власти «поступиться принципами» привели к разочарованию как самих либералов, так и населения в целом. По-видимому, особенности русской жизни и предопределили появление охранительного либерализма, как ответа на исконно русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Б.Н. Чичерин — родоначальник «охранительного либерализма»1. Вместе с К.Д. Кавелиным он явился автором «Письма к издателю» — первого программного документа русского либерализма. Начав с конкретных правовых исследований, Б.Н. Чичерин позже обратился к теоретическому, философскому осмыслению важнейших правовых проблем.
В качестве необходимого условия развития общества и государства Б.Н. Чичерин рассматривал свободу личности. При этом в самом понятии «свобода личности» он выделял две стороны. Первая из них отрицательная. Под ней он понимал независимость лич-
ности от чьей-либо воли. Вторая — положительная (возможность поступать по своему усмотрению). Однако, поступая таким образом, каждый должен исходить из «золотого правила» морали: свобода одного индивида не должна ограничивать свободы другого. Для этого необходимо создание правил (норм) для разрешения споров, неизбежных при совместном существовании. Будучи свободным, человек ограничивает свою волю совместною волею других, являясь членом общества, подчиняясь гражданским обязанностям. Но будучи органически связанной со свободой других членов общества, свобода индивида может существовать только в рамках закона, строго соблюдая требования власти, его охраняющей. В данной конструкции власть олицетворяет идею общественного единства и высшего порядка. Таким образом, происходит не только единение человека, общества и государства, но и сохранение человеческого достоинства и прирожденного права на реализацию «разумных своих сил». По Б.Н. Чичерину, власть должна быть гарантом свободы и нравственного закона, который призван олицетворять собою свободу. Идея добра, воплощенная в верховном нравственном законе, будучи непременным условием свободы личности, не может мыслиться отвлеченно. Конечно, человек может поступать в соответствии со своей совестью, но идея добра, осу-
ществляемая во внешнем по отношению к человеку мире, объединяет людей в общественные союзы, которые функционируют в соответствии с законом и основанными на нем властными предписаниями. Люди становятся членами общественных союзов уже в силу своей социальной природы, именно в них они обретают положительные права и корреспондирующие им обязанности, которые необходимо исполнять не только добровольно, но и под угрозой наказания. Следовательно, всякий гражданин, объективно заинтересован в том, чтобы уважать существо власти, что отнюдь не предполагает преклонение перед нею. Это еще раз подтверждает кантовское утверждение о том, что человек — это всегда цель, но никогда не должен быть средством достижения чуждых ему целей.
Б.Н. Чичерин справедливо полагал, что право, будучи неотъемлемым атрибутом цивилизации, предполагает определенное законом ограничение свободы как со стороны личности, так и со стороны общества. При этом субъективным правом что-либо делать или требовать человек может распорядиться по собственному усмотрению, но что касается объективного права, то в данном случае закон точно определяет пределы свободы и требует неукоснительного исполнения установленных им предписаний. Чичерин видел неразрывную связь свободы и закона, ибо свобода находит свое выражение в форме закона, а целью закона является определение, признание и защита свободы. Не в законе, а в свободе видел он подлинный источник права.
Право, по утверждению Б.Н. Чичерина, имеет самостоятельную природу и значение. При этом он четко разграничивал сферы права и нравственности, видя в первой воплощение внешних воль, а во второй выражение внутренних побуждений личности, объясняющей мотивы ее поступков. Однако эти сферы дополняют друг друга, поскольку право регулирует внешнюю свободу и оперирует главным образом методом принуждения, нравственность же определяет духовные потребности людей, которые по большей части спонтанно следуют правовым предписаниям в силу нравственного начала.
Как отмечалось выше, человек является членом органических союзов, в которых выражается по утверждению Б.Н. Чичерина высшая связь между областями внешней и внутренней свободы. Именно нравственный закон побуждает человека подчиняться общественному интересу, в котором он видит высшее выражение духовной связи членов общества. В этом проявляется гармоничное сочетание его прав и обязанностей.
Разделяя публичное и частное право, он отмечает, что частное право « ... принадлежит человеку, как личное его достояние, или как область его свободы. От-
сюда характеристические особенности, которые резко отличают его от публичного права. Частное право не даруется человеку общим законом, а приобретается собственным действием лица и частными его отношениями к другим»2.
Чичерин утверждал, что свобода по сути своей общественный феномен, определяющий отношение отдельных индивидов к их социуму, требованиям которого они подчиняются и в управлении которым участвуют. При этом право, будучи единым и равным для всех не отрицает разнообразия. Оно лишь сдерживает его проявление в определенных пределах, дабы естественное неравенство не перешло в юридическое неравенство, а свобода одного индивида не умаляла свободы других людей.
В связи с этим Б.Н. Чичерин в аристотелевских традициях разделял правду (справедливость) на «уравнивающую», признающую за каждым формальное равенство, т.е. равное право на свободу действия, достоинство и пользование равными правами, и «распределяющую» — предполагающую пропорциональное равенство в соответствии со способностями личности, заслугами перед обществом и государством. Уравнивающую правду он относил к сфере частного права и гражданского общества, а распределяющую праву относил к публичному праву и государству.
Государство, с точки зрения Б.Н. Чичерина, выражает совокупный интерес всего общества и в этом смысле его влияние на деятельность отдельной личности носит относительный характер. Однако будучи «союзом свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое», государство, осуществляет верховную власть в интересах всего общества, во имя общего блага, свободы, укрепления законности. Таким образом достигается общая цель. В то же время государственная власть должна гарантировать минимум вмешательства государства в сферу частных интересов.
Различные формы правления, их генезис Чичерин анализировал через призму прав и свобод человека. Предпочтение он отдавал монархии, видя в ней путь достижения идеального единства народа.
Будучи сторонником охранительного либерализ-ма3, он отмечал, что позитивный смысл свободе может придать только этот режим. Обществу необходимо действовать, «понимая условия власти», не враждуя с ней, не предъявляя безрассудных требований. В то же время следует сохранять «беспристрастную независимость». Он пытался убедить власть в том, что предоставление обществу определенной самостоятельности является потребностью времени. По его мнению, при наличии сильной власти, ориентирующейся на либеральные реформы, общественные инициативы не при-
мут недозволенной формы.
Будучи убежденным сторонником реформ, Б.Н.Чичерин отрицательно относился к революции, отдавая предпочтение конституционной монархии как форме самоограничения абсолютной власти. Переход от абсолютной монархии к конституционной должен осуществляться мирным путем через реформы. Власть должна учитывать политическую обстановку в стране, упреждая события. «Нельзя дожидаться, чтобы общественное движение стало силой, с которой придется считаться, а тем более превратилось в стихию, которой следует делать уступки»4.
Б.Н. Чичерин был готов на сотрудничество с властью, заинтересованной в проведении реформ. Эти мысли он выразил в своей вступительной речи в Московской городской думе, городским головой которой был избран в 1881 г.: «Я уверен, что в интересах самой власти встречать перед собой не страдательные только орудия, а живые, независимые силы, которые одни могут дать ей надлежащую поддержку, ибо только тот, кто способен стоять за себя, может быть опорой для других»5.
Являясь сторонником конституционной монархии, Чичерин предлагает создание в России двухпалатного законосовещательного собрания. Базой Верхней палаты мог стать Государственный Совет, членов которого назначало бы правительство. Нижняя палата, представляющая интересы всего населения, должна была избираться. Как писал Б.Н.Чичерин, «конституционная монархия требует самоограничения не только властей, но и граждан. Она не дает простора необузданным честолюбиям. Поэтому она не приходится народу, который предпочитает анархическое своеволие разумному порядку. Если она при таких условиях падает, то это происходит оттого, что народ, не умеющий поддержать умеренное правление, его не стоит». «Прочный
представительный порядок, — писал ученый, — создается и утверждается лишь охранительными элемен-тами...»6.
Сущность охранительного либерализма Б.Н. Чичерин видел в единстве свободы, власти и закона. В политической сфере сильная власть должна осуществить ряд либеральных преобразований. Это, прежде всего, обеспечение прав и свобод личности, свободы предпринимательства, свободы мысли и свободы совести и т.д. Государственная власть должна неукоснительно блюсти общественные интересы, укреплять государственное единство, охранять порядок и строгое соблюдение закона, повышать авторитет власти, демонстрируя ее умение защищать общественные интересы, пресекать всякого рода крайности.
Прошло более 100 лет, а жизнь ставит перед властью и обществом те же вопросы, которые стояли в конце 19 — начале 20 века.
1 Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), теоретик государства и права, историк, философ. Родился в Тамбове; после окончания юридического факультета Московского университета оставлен на преподавательской работе, профессор Московского университета. Принимал активное участие в общественной деятельности. Б.Н. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений», сочинения «Собственность и государство» в двух томах, «Курс государственной науки» в трех частях, «Философия права».
2 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Часть I. М., 1882. С. 53.
3 Он различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.
4 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1883. С. 336-337.
5 Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 89.
6 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1883. С. 336.