СВОЕОБРАЗИЕ СЕВЕРНОГО ЭТНОДИЗАЙНА:
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРЬЕРА ПОМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
© Петрова А.Г.* *, Старостина А.А.*, Осипова Ю.Н.*
Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
В статье рассматривается архитектурно-композиционное решение интерьера помещения общественного питания якутской кухни. Анализируются проблемы этностиля в интерьере, синтеза эстетико-художественных элементов национальной культуры и функциональности.
Ключевые слова: архитектура, конструкция, этнодизайн, интерьер, стилизация.
В последние десятилетия в самых разных областях культуры России отмечается устойчивый интерес к традиционной, этнической культуре. Это явление объясняется тенденцией сопротивления глобальным унификационным процессам нарастающей «универсальной» культуры, глобализации, также способствующей однообразности жизни. Пришло и понимание влияния в широком смысле экологических проблем, уже переставших быть чисто технологическими, и закономерно перешедшими в общесоциальную сферу. Обращение к традиционной культуре - это обращение к позитивному в широком смысле «экологическому» опыту прошлого, попытка найти пути «смягчения» существующего дисбаланса природной и общественной среды [1, с. 530]. Человек в повседневной жизни живет в «механическом» ритме бетонных суетных городов, все больше и удаляясь от природной среды. Этническое направление в дизайне пространства дает возможность уйти от излишней техногенности окружения.
С одной стороны в последние годы в республике наметилась положительная динамика развития услуг общественного питания, на что в большей степени повлиял рост уровня жизни населения. Следствием этого стало увеличение доли расходов домашних хозяйств на питание вне дома. При оформлении архитектурного облика современных предприятий питания важное место отводится решению их интерьеров. Практика свидетельствует о складывающихся направлениях в этой области, где по-разному удовлетво-
* Заведующий кафедрой Дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств, кандидат искусствоведения, доцент.
* Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств, кандидат архитектуры.
* Ассистент кафедры Архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Искусствоведение
19
ряются требования к функциональному объемно-пространственному решению и архитектурно-художественной выразительности интерьеров. В пространственной организации композиции интерьеров стали появляться сочетания форм современной архитектуры со стилизованными мотивами традиционного народного зодчества и искусства.
Для передачи традиционного архитектурно-художественного характера и образности интерьера используются различные формы строений и композиции внутреннего пространства, применяется натуральная кладка из местного материала, естественные фактуры камня, древесины, характерное оборудование, освещение и индивидуальные дизайн-объекты и пр.
Этническое направление в мировом дизайне в целом стало популярным часто благодаря изначальной «природности», удобству, экономичности и простоте. В совокупности этностиль - это, как правило, колорит, декор, мебель, материалы, характерные для традиционной культуры той или иной страны, региона. Интерьеры, в этническом стиле погружая посетителя в особую среду, представляют собой некое эмоциональное путешествие через пространство и время. Комфорт, создаваемый натуральными материалами все чаще использующимися в отделке интерьера, связан не только со стремлением ощутить природную свежесть, но и потребностью видеть вокруг себя аутентичные, уникальные предметы. Конструктивное решение интерьера в определенной степени предопределяет его внутреннее пространство и влияет на его художественный образ.
Традиционная якутская кухня, имеющая многовековую историю, неразрывно связана с эстетикой окружающей среды. Принятие пищи было ритуалом, который требовал соответствующего оформления. В современной якутской культуре наблюдается тенденция к сохранению этого стереотипа, что находит, в частности отражение в том внимании, которое уделяется оформлению интерьера ресторанов национальной кухни. Анализ композиционнохудожественных концепций интерьеров позволяет в определенной мере понять эстетические приоритеты и тенденции культуры сегодняшнего дня. Одной из проблем на данном этапе является отсутствие активного продвижения национальных брендов, как это осуществляется во многих других этнокультурах. Только начинает внедряться якутский этностиль в архитектуру, дизайн, ландшафтный дизайн.
Одним из примеров удачного применения форм традиционной архитектуры и искусства в современном дизайн-проектировании является проект разработки интерьера кафе быстрого питания якутской кухни (2013 г.). Чтобы предприятие общественного питания якутской кухни превратилось в посещаемое общественное место, привлекающее молодежь, и другие категории посетителей следует рассматривать концепцию организации функционального и в то же время эстетически выверенного интерьера кухни. Говоря о планировании, зонировании, функции схемы движения пространства, отметим, что в ресторане-кафе могут быть представлены несколько
20
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
обеденных зон, в зависимости от пожеланий посетителей которые могут присесть или быстро перекусить стоя.
Сочетание эстетико-художественных элементов национальной культуры и функциональности является основным в организации интерьера. Чтобы пространство могло трансформироваться, предлагается использовать модульную мебель, позволяющую свободно менять помещение. Для создания уюта, и некой камерности используется прием изоляции частичного пространства для создания внутренней среды, выделение из общего объема помещения определенного количества мест, при помощи трансформирующихся перегородок. Перепад в плоскости потолка и пола, часть пола вдоль окон приподнятая на одну ступень, как бы отрывает размещенные на ней посадочные места от общей плоскости, уменьшая при этом высоту над ними, способствуя пространственной изолированности. Подобный перепад уровней пола и потолка позволяет улучшить пропорции помещения, способствовать разнообразию планировочной и пространственной композиции. Также в решениях плоскости потолка, пола и стены автор предлагает применить различные формы предметного мира саха (якутов). Так, например, в данной работе (рис. 1), потолок представляет собой сложную конструкцию, в которой заложен мифологический образ «небесной» мутовки, с помощью которой боги создали мир. Рисунок потолка образуется радиальными формами кодирующими образы солнца, диска, мутовки. В якутской орнаментике подобный мотив относится к культовым и апотропейным, он показывает преклонение саха перед солнцем, часто его можно видеть на ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке дьабака и т.д. В интерьере применяются яркие акценты в освещении. Облицовочные материалы в интерьере традиционно!: дерево, кожа и металл (рис. 2).
Рис. 1. Разработка интерьера ресторана быстрого питания
Искусствоведение
21
В дизайне данного интерьера в целом преобладают радиальные формы связанные солярной символикой. По периметру обеденного зала, установлены внутренний балкон вдоль окон, где размещены дополнительные посадочные места. Это одновременно и прием компактного решения пространства с более рациональным использованием высоты помещения, и его функциональной структуры. Наличие в интерьере конструктивного элемента колонны в значительной степени влияет на организацию пространства. Массивность колонн скрывает зеркальная отделка, позволяющая достичь визуального эффекта «растворения» их в пространстве, сведя к минимуму нарушение зрительной связи всего объема. Сплошное остекление в помещении создает ощущение легкости, прозрачности, обеспечивает обилием света и «непрерывности» связи с внешней средой.
При разработке предметно-пространственной среды интерьера, использована традиционная орнаментика саха выполнявшая оберегающую функцию на разного рода вещах. [2, с. 18] (рис. 4, 5). Игра света и тени определяет рельеф и объемность элементов интерьера, а рассеянное освещение смягчает контрастность и масштабность в интерьере. В композиции интерьера активную роль играют все виды оборудования, они способствуют единству архитектурно-художественного замысла.
Художественный образ, выраженный в отделке стен и потолка, подчеркивается дополнительным освещением, использованием индивидуальной мебели. Так, пластичность и выразительность, геометрическая чистота форм, удачно найденные приемы освещения и размещение оборудования, сдержанность цветового решения и включение объектов декоративноприкладного искусства позволило решить интерьер предприятия общественного питания на высоком уровне.
Рис. 2. Разработка интерьера ресторана быстрого питания
Дизайн интерьера кафе-ресторана создан на синтезе традиционного стиля с современным, таких элементов этнической культуры как: орнамен-
22
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ты, формы мебели, материалы (рис. 3, 4). Концепция художественного решения основана на мифологии, фольклоре, мотивах народных сказаний. Следует помнить, что, несмотря на стремление к стилизации этнических форм, сила традиции в первую очередь, - в ее развитии, совершенствовании и обогащении.
Рис. 3. Разработка интерьера ресторана национальной кухни
Рис. 4. Разработка мебели ресторана национальной кухни
Искусствоведение
23
Рис. 5. Разработка мебели ресторана национальной кухни
Рис. 6. Разработка люстр ресторана национальной кухни
Список литературы:
1. Петрова А.Г. Традиционная культура, концепция этновмещающего ландшафта и проектные технологии дизайна // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: Матер. III Междунар. науч. конф., Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г. - Улан-Батор: Изд-во Монг. Гос. Ун-та, 2012. - Вып. 3. -704 с. - С. 530-532.
2. Старостина А.А. Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. ХХ вв.: автореф. дис. ... к. архитектуры. - 2002. - 27 с.