Научная статья на тему 'Особенности декорационного подхода в дизайне отечественного жилого интерьера конца XX века'

Особенности декорационного подхода в дизайне отечественного жилого интерьера конца XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1246
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / МЕТОД «СДЕЛАЙ САМ» / «DO IT YOURSELF» METHOD / DECORATING / SPACE ORGANIZATION / STYLISTIC IDEA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефремова О. В.

Жилой интерьер, являясь элементом общечеловеческой культуры, в каждый исторический период развития общества несет в себе характерные черты интерьера, созданного предшественниками. В то же время, обусловленный конкретной исторической обстановкой и социальными требованиями, он отражает изменившийся образ жизни, используя в своем оформлении современные материально-технические и художественно-выразительные средства, более совершенные конструктивные приемы, новые подходы к формированию внутреннего пространства. Современный дизайн интерьера, помимо «архитектурного» подхода к проектированию, предполагает и «декорационный», связанный с изучением предметного наполнения и принципов формирования художественно-образной целостности в пространстве интерьера. В данной статье рассматриваются особенности декорационного подхода в дизайне жилого интерьера, которые определили его стилистический образ на рубеже XX XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DECORATIVE APPROACH TO DWELLING INTERIOR DESIGN AT THE END OF THE 20TH CENTURY

Being an element of universal culture, dwelling interior of any historical period bears characteristic features of interior created by the predecessors. At the same time, specified by a definite historical situation and social requirements, it reflects changes in the way of life by using modern technical and expressive means, more developed constructional methods and new approaches to interior space layout. Modern interior design, apart from «architectural» method in projecting dwelling interior, implies a «decorative» technique. The latter is connected with exploration of object placing and principles of forming artistic-figurative integrity in the organized interior space. Based on the examples of implemented projects, the author of the article considers the peculiarities of decorative approach to dwelling interior design, which marked its stylistic image at the turn of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Особенности декорационного подхода в дизайне отечественного жилого интерьера конца XX века»

УДК 7.011

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАЦИОННОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА КОНЦА XX ВЕКА

© 2011 О.В.Ефремова Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Статья поступила в редакцию 08.04.2011

Жилой интерьер, являясь элементом общечеловеческой культуры, в каждый исторический период развития общества несет в себе характерные черты интерьера, созданного предшественниками. В то же время, обусловленный конкретной исторической обстановкой и социальными требованиями, он отражает изменившийся образ жизни, используя в своем оформлении современные материально-технические и художественно-выразительные средства, более совершенные конструктивные приемы, новые подходы к формированию внутреннего пространства. Современный дизайн интерьера, помимо «архитектурного» подхода к проектированию, предполагает и «декорационный», связанный с изучением предметного наполнения и принципов формирования художественно-образной целостности в пространстве интерьера. В данной статье рассматриваются особенности декорационного подхода в дизайне жилого интерьера, которые определили его стилистический образ на рубеже XX - XXI вв.

Ключевые слова: декорирование, пространственная организация, стилистическая идея, метод «сделай сам».

Отечественный жилой интерьер на рубеже XX - XXI вв. претерпел ряд крупных изменений, связанных, прежде всего с процессами становления дизайна жилого интерьера как вида профессиональной деятельности, как объекта проектирования жилого пространства и как объекта жилой среды человека. По сравнению с европейской культурой интерьера процессы изменения в отечественном дизайне происходили очень стремительно. Вполне закономерно, что качественная характеристика дизайна отечественных жилых интерьеров отличается формальностью подходов, что особенно характеризовало последнее десятилетие прошлого века.

«Переходный» период характеризуется нелогичностью, экспериментальностью, в чем-то даже непрофессионализмом творческих решений дизайна интерьера, обусловленных главным образом стремлением преодолеть однообразие типовых планировочных решений квартир. Это время, когда на смену представлениям о функциональной рациональности в организации и формированию художественного образа жилого интерьера приходит желание обогатить, разнообразить его форму, придать ей выразительность и наполнить ее более сложным символическим смыслом, что на практике приводит к увлечению одними и игнорированием других аспектов, составляющих пространственную структуру интерьера. Это период формального использования в отечественном дизайне жилого

Ефремова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна Тольяттинской академии управления. E-mail: е/гетоиао1аа2007@yandex. ru

интерьера модных, но хронологически запоздавших тенденций западного постмодернизма.

В связи с этим известный российский историк, теоретик и критик архитектуры, доктор искусствоведения, В.Л.Хайт в докладе «Традиции и новые тенденции в архитектуре России»1 отмечал, что в стилеобразовании архитектурных объектов сосуществуют и противоборствуют новационно-технические тенденции, связанные с глобализацией, и исторические, ориентированные на традиционную, главным образом, местную самобытность. Характерной для российской архитектуры, пишет В.Л.Хайт, стала ситуация, когда одни и те же архитекторы, включая ведущих, проектируют одновременно объекты в духе ультрамодерна и в духе исторических стилизаций. Более того, как в интерьерах, так и в экстерьерах ряда новых интересных зданий совмещаются черты современности и архаизации.

Отмеченные в докладе В.Л.Хайта тенденции находят свое подтверждение и в ретроспективной подборке журнала «Архитектурный Вестник». В юбилейном номере главный редактор журнала, архитектор, советник РААСН Д.Е.Фесенко представляет перечень тенденций, изменений отечественной архитектуры, явившихся результатом обобщения, корректировки и модернизации классификаций конца 90-х -

1Хайт В.Л. Традиции и новые тенденции в архитектуре

России [Электронный ресурс] Режим доступа //

Электронная версия газеты «Архитектура и строительство Москвы». - 2004. - № 2 - 3 // http://stroi. mos.ru/;http://www.stroi.ru/perюdical/d2498dr26090 9m2rr62390.html (Дата обращения: 02.03.2011).

начала 2000-х гг., сделанных на основании лучших реализованных проектов2.

Д.Е.Фесенко отмечает, что за эти годы стилевой маятник описал полный круг - от советского позднего модернизма к пост-, а затем - к неомодернизму при параллельном формировании атмосферы художественно-эстетической терпимости и приоритетности декоративистско-го начала, которое остается специфической чертой российского зодчества, имеющей целый ряд исторических предпосылок: от ментальных, связанных как с православной, так и с мусульманской архетипикой, до образовательных -имеется в виду уклон в изобразительность, свойственный отечественной архитектурной школе. Кроме этого, в соответствии с изменившимися социальными и культурными требованиями и стандартами расширяется типологический спектр, осваиваются западные технологии, «пусть и не всегда последнего образца и не в полном объеме»3.

В дизайне жилого интерьера данного периода на фоне отдельных попыток как-то сохранить единство общей стилистики все чаще наблюдается стилевое смешение в различных вариациях. При оформлении жилых интерьеров в большинстве случаев возникает сложный, не обладающий какими-либо индивидуальными чертами и признаками, трудноразличимый по своему составу конгломерат стилистических мотивов, распространяющийся как на приемы и средства художественно-эстетической и пространственно-планировочной организации, так и на характер предметов обстановки и декоративно-прикладного оформления. Все это оказало влияние на формирование и специфику двух подходов к дизайну жилого интерьера - «архитектурного» и «декорационного», активный процесс становления которых происходил в этот период.

«Архитектурный» подход чаще рассматривают как «интегрирующий», когда интерьер неотделим от общей структуры, а форма, фактура, освещение, украшения являются частью архитектурного образа. «Декорационный» подход, как отмечал архитектор Хью Кэссон в своей книге «Inscape:Design for Interiors» можно было бы назвать способом «наложения», когда оформление интерьера мыслится «гибким»: оно легко видоизменяется, или даже может быть превращено в нечто иное без радикального вмешательства в саму архитектуру, которая

2 Фесенко Д.Е. Архитектурная жизнь 50/50 // Электронный журнал «Архитектурный Вестник». - 2008. -№ 1 (100) февраль. [Электронный ресурс] Режим доступа http: / /archvestnik.ru /ru/magazine /av-1-100-2008 (02.03.11).

3 Фесенко Д.Е. Архитектурная жизнь ....

служит для него временным вместилищем4 (пер. автора). Можно сказать, что архитектурный подход как бы осуществляет связь от пространства к человеку, например, планировочная структура интерьера задает определенную динамику передвижения. Декорационный подход поддерживает связь человека с пространством, т.к. непосредственно связан с предметным наполнением, с вещами, близкими человеку, отражающими его пристрастия, стремления, амбиции и в то же время характеризующими его эстетические вкусы. Таким образом, если архитектурная организация интерьера в основном затрагивает вопросы, касающиеся его пространственно-планировочных параметров, то задачи, связанные с предметным наполнением внутреннего пространства зданий, по самой своей природе должен решать дизайн.

«Дизайн отличается от всех видов стилизации тем, что при сохранении значительной автономности формы он находится во взаимной зависимости с конструкцией»5. По отношению к формированию художественно-эстетического образа жилого интерьера, это предполагает, что стилистическая принадлежность вводимых в интерьер элементов декоративного оформления, предметов меблировки должны работать на общую концептуальную дизайн-идею, исходящую, прежде всего, из задач целесообразности, а не из представлений о «красивости». Однако в начале 90-х годов в отдельных реализациях дизайна жилого интерьера можно было видеть, что идея «красивости» часто превалировала над идеей целесообразности. Желание заказчика получить, а дизайнера - разработать эксклюзивный дизайн, способствовало тому, что в оформление жилого интерьера вводятся действительно в чем-то уникальные и нестандартные элементы как в декоративной отделке, так и в предметном наполнении, отражающие характерные признаки исторических и современных стилизаций.

В дизайне отечественного жилого интерьера использование элементов определенных стилей часто не затрагивало конструктивно-пространственной формы интерьера, т.е. элементы стиля вводились как прием декорации. Дизайн интерьера сводился к простому поверхностному украшательству, являющемуся признаком стилизации. Нарушался «единый процесс функционального, конструктивного и художествен-

4 Hugh Maxwell Casson. Inscape: Design for Interiors. Sir Hugh CassonHardcover: 208 pages. Publisher: Architectural Press (March 1968) Language: English. - P. 93.

5 Глазычев В.Л. Функция-конструкция-форма. Персональный сайт В.Л.Глазычева. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.glazychev.ru/publications /ales/1965 fkf.htm (17.09.10).

ного проектирования»6, составляющий суть самого дизайна. Например, в реализованном проекте дизайна жилого интерьера гостиной, выполненного архитектурно-строительной фирмой «Материк»7, можно увидеть резные деревянные панели ручной работы, напоминающие интерьеры старой Англии, настенные светильники в стиле модерн, выполненные по специальному проекту, деревянные полочки для различных предметов декоративно-прикладного искусства в стиле кантри и стеклянный журнальный стол с претензией на хай-тек. В комбинации всех этих элементов, в их пространственном расположении просматривается явное желание продемонстрировать их «красивость» и неповторимость в интерьере. Так, настенный светильник в стиле модерн с цветными витражными стеклами и коваными перевязками между ними явно соперничает на плоскости стены с деревянной полочкой и скульптурным портретом Нефертити на ней. В другом сочетании такой же светильник соперничает с аналогичной полочкой и расположенной на ней декоративной керамической тарелкой, а вместе они спорят с рядом висящей небольшой картиной, освещенной специальным светильником. Конкуренцию резным деревянным панелям, декорирующим стену в гостиной в зоне расположения дивана, составляет деревянная, но лаконичная по своей форме отделка стен над входными и оконными группами. Мебельные гарнитуры в гостиной и зале, столовый гарнитур, деревянная стенка-шкаф и даже необычное зеркало в ванной комнате представляют собой яркие как по форме, так и цветовому сочетанию элементы интерьера, претендующие на главную роль в композиции.

Идея «красивости» просматривается и в дизайне жилого интерьера типовой московской квартиры8, где была поставлена задача, так организовать жилое пространство, чтобы были предусмотрены спальни для родителей и детей, большая кладовая, большой санузел, кухня-столовая и обширное пространство для приема гостей. В итоге, заложенная идея функционализма, предполагающая простоту, ясность, лаконичность формы, что выражалось в удобной и рациональной перепланировке, представляющей собой непрерывное пространство, состоящее из перетекающих одно в другое помещений и зон, обеспечивающих достаточность жизненного пространства, воздуха и света, не нашла

6 Глазычев В.Л. Функция-конструкция-форма....

7 Федорова Л. Материк нераскрытых возможностей. Интервью с ген. директором фирмы «Материк» Александром Пушкиным и архитектором Владимиром Воробьевым // SALON. - 1995. - № 3 (4). - С. 43 - 45.

8 Федорова Л. Middle. Квартира для будущего класса

// SALON. - 1995. - № 1 (2). - С. 61 - 69.

своего логического стилевого продолжения, объединенного единой визуальной концепцией. Приемы декоративной отделки интерьера, форма используемой мебели относятся к разным стилевым системам и были введены в интерьер, скорее всего, на основании «красивости».

Так, легкость и простота очертаний прямоугольных форм в подвесном потолке, где расположен верхний свет, имитирующий «окно» над зоной кухни и коридора, а также плоскостей белых стен и потолка нарушается четкостью дубового фриза, очерчивающего потолок по всему периметру кухни-столовой и гостевой комнаты. Помимо того, что такой не характерный для функционализма, явно декоративный прием, зрительно усиливает эффект «тяжести» подвесного потолка, делает его визуально более низким, он отсылает нас к так называемым народным стилям. Профессор Международной школы дизайна С.К.Лемешев назвал это направление «фолк»9.

В зоне коридора этот стиль не имеет продолжения. Линия потолка и пола соединяются под прямым углом без декоративного оформления. При этом, в перспективе коридора, окрашенного, как и вся квартира, в белый цвет, над дверным проемом расположен декоративный элемент, напоминающий классический треугольный сандрик. Резкий треугольный контур керамического плиточного пола, ограничивающий зоны коридора и кухни, выполненный из блестящей, глянцевой плитки темных и светлых тонов, является отражением современных стилей. Ему созвучны металлические, хромированные барные стулья и торшер в глубине столовой, явно отражающие стилевые признаки «хай-тек». Однако мебель в зонах столовой и гостиной, а именно кожаная, красная мягкая мебель, комод, шкаф для посуды, явно тяготеют к барочному стилю. В итоге, интерьер квартиры в рассматриваемом периоде превращался в способ демонстрации уникальности вещей, предметов и приемов декорирования.

Необходимо обратить внимание на то, что именно в это время возрастает интерес к новым декоративным и строительным материалам, которые стали активно использовать в дизайнерской практике по изменению облика типовых жилых интерьеров, как в приемах визуального увеличения пространства, так и в приемах по изменению его стилистического образа. Однако в силу того, что в данный период проходило становление практики дизайна жилого интерьера как профессиональной деятельности и четкие художественно-эстетические критерии не были

9 Персональный сайт С.К.Лемешева [Электронный ресурс] Режим доступа. http: / /lemeshev.ucoz.ru/index / stati/0-1 (12.10.10).

выработаны, все доводы в пользу того или иного дизайн-проекта больше строились на эмоциях дизайнера или заказчика, на их представлениях об образе идеального дома. Это, с одной стороны, мешало заказчику ориентироваться в многообразии дизайнерских предложений, и ему в основном приходилось обращаться к собственному жизненному опыту, к примерам, когда-то увиденным, служившим образцами для подражания.

С другой стороны, сами дизайнеры увлекались игрой с различными визуальными пространственными и стилистическими иллюзиями, используя для этого подчас необычные приемы и средства для придания интерьеру совершенно невероятного образа. Пространственная и стилистическая идея дизайна интерьера исходила именно из особенностей художественного использования необычного декоративно-отделочного материала, приемов и средств работы с ним, а также желания его использования в отделке.

Другими словами, как писал Д.Нельсон по отношению к американской практике дизайна, наши отечественные дизайнеры поступили так, как «поступают испокон веков другие дизайнеры, также попавшие под влияние господствующих идей своего времени», а именно «спутали функциональный аспект с эстетическим»10. Поэтому использование в дизайне интерьера тех или иных декоративных материалов, приемов носило эстетствующий экспериментальный характер. Требования гуманитарного плана, например, такого как функциональная целесообразность или психофизический комфорт, часто отходили на второй план. В данном контексте невозможно не рассмотреть проект интерьера дизайнеров А.Молчанова и С.Лобачева, где идея стилистического преобразования типового жилого интерьера основывается на игре с новыми строительными и отделочными материалами и приемами их использования11. Авторы проекта взяли за стилистическую основу интерьера неоклассический стиль, предполагающий торжественное величие и спокойную, некричащую роскошь античности. Для этого в оформление интерьера они ввели обязательные стилистические атрибуты: светлую цветовую гамму для отделки стен, колонны, арки и декоративные элементы ордерной системы. Архитекторы использовали новые для того времени отделочные материалы, а также привычные строительные элементы, но в новом применении.

Так, стены в помещениях не оклеиваются обоями, как это было принято в типовой отдел-

10 Нельсон Д. Проблемы дизайна /Пер. Д.Э.Куниной и Д.В. Сильвестров а. - М.: 1971.

11 Смолина А. Дизайн-проект типовой квартиры //

SALON. - 1997. - № 0 (1). - С. 69 - 73.

ке, а шпаклюются и покрываются моющейся текстурной штукатуркой и окрашиваются краской на водоэмульсионной основе. А тонкие длинные колонны, на которые опирается в спальне подвесной потолок, колонны, декорирующие вход в спальню, а также миниатюрные, ионического ордера колонны, выступающие в интерьере в качестве подставок для ламп и основы стеклянного столика, шпаклеванные и покрашенные, выполнены из обычной асбесто-цементной строительной трубы. Оформление дверных проемов подчинено общему стилю интерьера. Они сделаны из водостойкой фанеры и обрамляются гипсовыми протяжками профилей с растительным орнаментом капителей, выполненных вручную. Интерес вызывает подход к обстановке, характеризующий черту стиля, а именно незагруженность пространства мебелью. Вся меблировка гостиной подчеркивает идею свободного пространства.

Однако, увлекаясь эстетическими эффектами, которые стало возможно создавать благодаря новым отделочным и декоративным материалам, в античный образ дома вводятся стилистические инородные элементы. Так, например, проход в кухню, который вроде бы должен продолжать заданную анфиладу арок, представляет собой вертикальную, волнообразную линию стены, отдаленно напоминающую волнистые линии растительных мотивов модерна. Аппликационный рисунок из накладных рельефных вставок на нежно кремово-персиковых стенах в спальне и коридоре слишком резок и геометрически правилен и больше похож на современные формальные композиции, нежели на рисунок, эмитирующий старую штукатурку. Короб, закрывающий радиаторы отопления, декорирован круглыми, никелированными отверстиями и намекает на эстетику хай-тек. Стилистическое единство разбивается применением в отделке потолка кухни и коридора подвесной потолочной системы «AMSTRONG» и оформлением окна жалюзи, характерных для отделки и декорирования офисных помещений. Чрезмерное увлечение современными материалами и строительными технологиями, которое наблюдалось в то время, способствовало появлению коммерческого направления в формировании художественного образа интерьера квартиры, основанного на тиражировании однотипных приемов перепланировки, отделки и декорирования интерьера.

Желание соответствовать некоему европейскому стандарту привело к тому, что продуктом отечественного дизайна жилых помещений стал все тот же серийный, конвейерный проект, выполненный по европейским образцам европейскими материалами. Данное явление, получив-

шее название «евроремонт», часто понималось в обыденной жизни как залог высокого качества, как самодовлеющая ценность, как образец «ев-ростиля».

В процессе реализации дизайна таких проектов появились квартиры, как близнецы похожие друг на друга, а вместе напоминающие стандартные меблированные, евро-класса, комнаты в гостиницах. Стилистика дизайна таких интерьеров имеет много общего: цветовые сочетания, планировочные решения, оборудование, декорирование и т.д. Чаще всего это четко очерченные плоскости гладких потолков, стен и пола. Стены окрашивались или отделывались декоративной штукатуркой белых или светлых тонов. Отделка пола представляла собой комбинацию паркета, ковролина, линолеума или плитки в зависимости от функционального предназначения помещения. Предметное наполнение - свободно расставленная мягкая мебель в виде гарнитуров или отдельных предметов в гостиной, минимальное количество шкафов, а чаще их замена на легкие полки. В декорировании интерьера предпочтительно использование нейтральных, безличностных предметов массового производства: постеров, декоративных безделушек и т.д. Пространственно-планировочное решение допускало объединение помещений, например, кухни с гостиной, гостиной с коридором с их последующим функциональным зонированием. В журналах и книгах по дизайну жилого интерьера того периода, представлены практически все перечисленные признаки «евроремонта» - «евростиля»12.

В стремлении преодолеть однотипность и монотонность типовых планировок квартир, на фоне нехватки профессиональных кадров, информационного голода, отсутствия выбора отделочных материалов, осветительного, сантехнического и др. оборудования, аксессуаров, мебели, а в общем случае и «культуры интерье-ра»13, люди искали пути устройства жилого интерьера по методу «сделай сам» и обращались подчас к неожиданным средствам и приемам. Идея «красивости» в оформлении жилого интерьера прослеживается и в так называемом «стихийном дизайне», который, вероятно, можно рассматривать как проявление стихийного народного технического творчества, характеризующего как индивидуальные эстетические пристрастия заказчика, так и особенности авторского стиля самого дизайнера. Средства и способы «стихийного дизайна» в начале 90-х годов являлись своеобразным приемом в формировании художественного образа жилого интерьера.

12 Федорова Л. Middle. Квартира для.....- С.61 - 69.

13 Путиловская М. Женская логика комфорта: Интервью // Архидом. - 2009. - №.6. - С. 30 - 35.

Эксперименты по использованию для декоративной отделки стен промышленного оборудования, циновок, деревянных жалюзи, гофрированного картона, были связаны с небольшим выбором, а иногда и отсутствием декоративных отделочных материалов.

Соломенные шляпы, деревянные колеса, крынки шли для изготовления светильников; плетеные корзины, прялки для кашпо и различных подставок и т.д., кроме утилитарного применения могли использоваться с эстетической целью как предметы декоративного оформления интерьера, т.е. как панно или инсталляционные объекты. Дополнительная художественная обработка этих элементов позволяла задавать определенное стилистическое направление дизайна интерьера.

Проявление «стихийного» в жилом интерьере часто выражается не только в использовании вещей не по их прямому назначению. По мнению О.Флоренской14, очень часто проявление «стихийного дизайна» выражается через неожиданное применение отслужившей свое вещи на фоне общего безразличия людей к своему предметно-пространственному окружению.

«Вполне возможно, что такое безразличие было вызвано неполным совпадением российского уровня технологии обыденной жизни и состоянием культуры. Не совпадением цивилизованности и идеальной картины мира, то есть — порядка и «взрыва», регулярности и непред-сказуемости»15.

Область претензий использования в дизайне интерьера предметов не по их прямому функциональному назначению или вещей отслуживших, старых, вышедших из употребления, связана, прежде всего, с художественным решением, не подразумевающим изменения архитектуры самого внутреннего пространства. Пространственно-планировочная структура жилого интерьера оставалась неизменной. Средствами «стихийного дизайна» разрабатывалась декорация интерьера, отражающая определенные эстетические взгляды. Итак, в 90-х годах становится необычайно актуальным стремление эстетизировать свой быт, привести его в соответствие с новыми представлениями об образе жизни. Жилой интерьер того времени быстрее, чем «большая архитектура», реагирует на эти социально-культурные изменения. Новый, негосударственный, частный заказчик на проектно-строительную продукцию, нередко имея специфические понятия о дизайн-проекте, требовал

14 Флоренская О. Санкт-Петербургский живописец, поэт, режиссер.

15Флоренская О. Русский дизайн [Электронный ресурс] Режим доступа http: / /kikg.ifmo.ru/mav/ rozenson.pdf (16.10.10)

от него, в основном, не столько действительной оригинальности, сколько броскости и обязательной непохожести.

Практика дизайна жилого интерьера в 19901999 годах только формировалась, и при нехватке профессиональных кадров заниматься ею пытались не только архитекторы и художники. Вероятно, это явилось причиной доминирования в дизайне жилого интерьера декорационного подхода и наделение архитектурного подхода его качествами. Область претензий декорационного подхода, прежде всего, связана с предметным наполнением и принципами формирования художественной целостности в пространстве интерьера, что в общем случае влияло на специфику его дизайна. Это привело к эклектичности, которая выражалась не только в соединении элементов различных стилевых сис-

тем, но и в принципе их использования, не допускающем соподчинения одних функциональных зон другими, не расставляющем ярко выраженных акцентов и доминант. Все стилевые элементы, находившие отражение в пространственной структуре, в оформлении декора, в предметном наполнении интерьера выступали как равнозначные элементы дизайна, не объединенные единой художественной идеей.

Таким образом, декорационный подход в дизайне жилого интерьера интерпретировал его стилистическое решение, основываясь на художественном ощущении, формирующем образ интерьера за счет механического заимствования или копирования исторических и современных стилистических приемов и форм. Он реализо-вывался на идее «красивости», а не за счет детальной разработки художественной концепции.

PECULIARITIES OF DECORATIVE APPROACH TO DWELLING INTERIOR DESIGN

AT THE END OF THE 20th CENTURY

© 2011 O.V.Efremova

Humanitarian University of Trade-Unions. St. Petersburg

Being an element of universal culture, dwelling interior of any historical period bears characteristic features of interior created by the predecessors. At the same time, specified by a definite historical situation and social requirements, it reflects changes in the way of life by using modern technical and expressive means, more developed constructional methods and new approaches to interior space layout. Modern interior design, apart from «architectural» method in projecting dwelling interior, implies a «decorative» technique. The latter is connected with exploration of object placing and principles of forming artistic-figurative integrity in the organized interior space. Based on the examples of implemented projects, the author of the article considers the peculiarities of decorative approach to dwelling interior design, which marked its stylistic image at the turn of the 21st century.

Key words: decorating, space organization, stylistic idea, «do it yourself» method.

Olga Vladimirovna Efremova, Senior lecturer, Design Department. Academy of Management, Togliatti. E-mail: efremovaolga2007@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.