Научная статья на тему 'Концептуальные принципы архитектуры интерьера в контексте этнохудожественных традиций, менталитета и архитектуры народного жилья'

Концептуальные принципы архитектуры интерьера в контексте этнохудожественных традиций, менталитета и архитектуры народного жилья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
633
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНОЕ ЖИЛЬЕ / БЫТ / МЕНТАЛИТЕТ / ЭТНОСТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Громнюк А.И.

В статье определены основы формирования этностиля как стилистического направления, которое характеризуется использованием этнических элементов при формировании художественного образа архитектуры интерьера. Поданы его составные элементы, основные средства формирования и специфика его использования в архитектурной среде предприятий общественного питания. Менталитет является одной из главных составляющих этнического своеобразия. Он отображает мировоззрение людей, предопределяет формирование определенного образа жизни, архитектуры и предметно-бытовой среды. В статье освещены особенности этнохудожественных традиций, менталитета и архитектуры народного жилья разных этносов Украины, как концептуальные парадигмы в проектировании современной архитектуры интерьера предприятий общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные принципы архитектуры интерьера в контексте этнохудожественных традиций, менталитета и архитектуры народного жилья»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРЫ ИНТЕРЬЕРА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ, МЕНТАЛИТЕТА И АРХИТЕКТУРЫ НАРОДНОГО ЖИЛЬЯ

А.И. Громнюк

Национальный университет "Львовская политехника", Львов, Украина Аннотация

В статье определены основы формирования этностиля как стилистического направления, которое характеризуется использованием этнических элементов при формировании художественного образа архитектуры интерьера. Поданы его составные элементы, основные средства формирования и специфика его использования в архитектурной среде предприятий общественного питания.

Менталитет является одной из главных составляющих этнического своеобразия. Он отображает мировоззрение людей, предопределяет формирование определенного образа жизни, архитектуры и предметно-бытовой среды. В статье освещены особенности этнохудожественных традиций, менталитета и архитектуры народного жилья разных этносов Украины, как концептуальные парадигмы в проектировании современной архитектуры интерьера предприятий общественного питания.

Ключевые слова: этнохудожественные традиции, народное жилье, быт, менталитет, этностиль

CONCEPTUAL BASICS OF INTERIOR ARCHITECTURE ACCORDING TO ETHNIC AND ART TRADITIONS, MENTALITY AND FOLK HOUSE AR^ITECTURE

A. Gromnyuk

Lviv Polytechnic National University, Lviv, Ukraine Abstract

The article highlights the basics of ethnic style formation, as stylistic trend, characterized by the use of ethnic elements in the formation of artistic image of interior's architecture. The key elements of ethnic style and peculiarities of its utilization in the restaurants architecture are described.

The mentality is one of the main components of ethnic identity. It reflects the world-view of people, leads to the formation of a certain lifestyle, architecture and object-domestic environment. The article outlines the features of ethnic and art traditions, mentality and architecture of national housing of various ethnic groups of Ukraine as a conceptual paradigm in the design of restaurants' modern interior architecture.

Keywords: ethnic and art traditions, national housing, object-domestic environment, mentality, ethnic style

Актуальность темы

Формирование архитектурной и предметно-пространственной среды издавна зависело от многих факторов, прежде всего этнографических. Народные архитектурные и художественные традиции являются отражением мировоззрения людей, носителями культурного наследия определенного этноса. Особенности менталитета, характера разных этнических групп, находят свое отражение в специфике строительства их жилья, в формообразовании мебели, отделке и декорировании интерьеров и архитектурных деталей. Данная взаимосвязь нуждается в основательном исследовании и освещении в теории архитектуры.

Сегодня все чаще наблюдается желание индивидов находиться в самобытной традиционной среде, которая создает положительные художественно - эстетические эмоции, абстрагирует от единообразия современной урбанистической среды. Ведутся поиски собственной идентичности разных наций на фоне богатства их культурно-художественного и архитектурного наследия.

Этнокультурные достижения национальной мировой культуры содержат богатый арсенал национальных традиций, духовных и культурных ценностей и соответствующих художественно-архитектурных средств. Это может служить основой формирования национально ориентированного дизайна и архитектуры интерьера, целостной предметно-пространственной среды.

Анализ последних исследований и публикаций

Специфика формирования народного жилья разных регионов Украины рассматривается в трудах Е. Бломквиста, А. Данилюка [6], И. Диды [7], В. Масненка, В. Ракшанова [8], И. Мовчана, В. Самойловича [11], Т. Косминой.

Особенности проектирования архитектуры интерьеров предприятий общественного питания и использования этнической тематики при формировании их художественно-архитектурного образа освещены в работах С. Багмута [1], И. Бондаренко, Г. Гилилова, Т. Кильпе [3], Л. Грицюка, С. Линды, В. Якубовського [4], Е. Новиковой, Н. Новосельчук, О. Олмник, М. Подлевських [9], Д. Рудик [10], в трудах В. Уренева [12], [13].

Цель данной статьи: выявить концептуальные подходы к архитектуре интерьера в контексте этнохудожественных традиций, особенностей менталитета и быта разных этносов. Осветить теоретические основы этностиля, специфику использования его в современной архитектурной среде на примере предприятий общественного питания.

Изложение основного материала

Невзирая на возрастающие тенденции использования в архитектуре интерьера, в частности предприятий общественного питания, этнических мотивов, национальных традиций, следует отметить, что в настоящее время отсутствует теоретическое определение и наименование данного явления, которое базируется на синтезе аутентичного искусства и архитектуры с современной культурой. В научной литературе наблюдались такие определения данного явления, как национальный стиль, исторический стиль, стилизация исторического стиля. По нашему мнению, такие определения не являются оправданными и не отвечают художественно - эстетической парадигме данного феномена.

Этностиль не отображается в архитектуре интерьеров как формальная совокупность архитектурно-художественных признаков определенного периода, он не имеет эпохального значения, также он не является точным воссозданием определенного исторического стиля, а является скорее стилистическим приемом, художественным

направлением, характеризующимся использованием этнических элементов при формировании художественного образа.

В качестве исходного положения мы опираемся на определение этностиля: "Этностиль -стилистическое направление в архитектуре и дизайне, которое характеризуется использованием элементов народной архитектуры, традиционных материалов, изделий народно-прикладного искусства, образцов этнической материальной культуры при формировании художественно-архитектурного образа с помощью методов этнической стилизации".

Важным при использовании этностиля является понимание семантического значения этнических элементов, которые используются в интерьере, ведь бездумное использование давних архетипов и прообразов приведет к нарушению коммуникативной функции сакрального искусства.

Традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры, менталитета народа, она создается обычаями и опирается на инновации. Народные архитектурно-строительные традиции, художественные промыслы и ремесла базируются на использовании природных материалов и экологических технологий. Этническая культура является касательной, и частично совпадает с народной, которая, в свою очередь, берет свое начало из крестьянского художественного творчества и традиций. Экологичность этностиля заложена в его основе, таким образом, парадигмой его формирования первоочередной является этнокультура.

Самое яркое переосмысление и использование национальной традиции Украины происходит именно в предметной среде предприятий общественного питания, начиная с 70-х годов. ХХ века. Самобытное украинское искусство, народные архитектурные формы, этническое многообразие украинской культуры, становятся новой тематической основой проектирования интерьеров того времени.

В современной архитектурно-дизайнерской практике при формировании художественного образа интерьера предприятий общественного питания все чаще используются национальные и региональные этнические мотивы. Этнокультурное своеобразие этих интерьеров отображает традиции, менталитет, уклад жизни, обычаи и обряды определенного народа.

Украина является полиэтническим государством, на ее территории проживают представители свыше 130 этносов. Этнические группы представляют 22,2% населения страны. Самыми многочисленными этносами, которые проживают на территории Украины, кроме украинцев являются русские, белорусы, молдаване, крымские татары, болгары, венгры, румыны, поляки, евреи, армяне, греки, татары, ромы, азербайджанцы, грузины, немцы, гагаузы.

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года определены этнографические группы украинского этноса, это: гуцулы, русины, лемки, бойки, литвини, полищуки. По характерным признакам народной архитектуры Масненко В. В. выделяет следующие этнографические регионы Украины [8]:

• Южноукраинский (днестрово-дунайський, нижнеднепровський, приазовський);

• Центрально-украинский правобережный (галицкий, подольский, надднепровский);

• Центрально-украинский левобережный (полтавский - северный и южный, слободской);

• Карпатский (лемковський, бойковський, гуцульський, закарпатский);

Полесский (западный, центральный, восточный).

Каждый из данных регионов имеет свои особенности традиционно-бытовой и духовной культуры, историю формирования. Этнохудожественные традиции богатого украинского народа позволяют создавать самобытную современную среду с широким использованием произведений декоративного искусства и архитектуры, с переосмыслением народных обычаев, фольклора и быта.

В этностиле воссоздаются менталитет, культурные традиции, особенности быта, художественное творчество, обычаи и обряды определенного этноса. Характерные черты этностиля: традиционность, синкретичность, экологичность.

Одной из главных составляющих этнического своеобразия является менталитет. Он предопределяет формирование образа жизни, традиций, отображает мировоззрение определенной группы людей, психологически-эмоциональные, а, следовательно, и эстетические особенности восприятия и трактовки окружающего мира.

Украинцам присущи такие черты менталитета, как религиозность, индивидуализм, слитность с природой, гуманность, толерантность и миролюбие, искренность, демократизм, глубокая эмоциональность, хозяйственность, а также терпеливость, стремление избежать личной ответственности, лишняя застенчивость. Поскольку Украина состоит из многих субэтносов, целесообразно рассмотреть особенности менталитета разных ее этнических групп и выявить, как влияет менталитет данных этносов на формирование их архитектуры и предметно-бытовой среды.

Так, гуцулы любят свой край и семью, доверчивые. Данные черты гуцулов отображались в формировании их жизненной среды. Для них главной ценностью была большая семья, каждая семья поселялась далеко одна от другой, поэтому жилье было защищено изгородью, что повлекло формирование гражды - своеобразного типа усадьбы, замкнутого двора. Хаты они строили из деревянного сруба, который не белили, благодаря чему они особенно красочно выглядели среди горного ландшафта. Архитектурные формы гуцульских хат были несколько резкими, имели четкий графический силуэт, который напоминает о целеустремленном характере гуцулов. Здания перекрывали четырехскатными крышами, которые повторяли мягкие очертания гор. Любовь к прекрасному, оптимизм и трудолюбие гуцулов, воссоздавались в богатстве декоративной отделки интерьера их хат, предметов повседневного пользования. Печи на Гуцульщине облагали изразцами, которые отмечались богатством декоративных мотивов: растительных, сюжетно-тематических с изображениями казаков, животных, птиц. Столы у гуцулов - чаще всего на них отображался геометрический орнамент в виде шести лепестков в кругу или крестов, составленных из квадратиков и треугольников [6, с.89]. Резьбой декорировали и сундуки, верхнюю часть дверных косяков. Кроме деревянных образов, гуцулы рисовали иконы на стекле, которые отличались особенным разнообразием сюжетов и орнаментов, поражали разноцветностью.

Характерными чертами менталитета бойков является надежность, доброжелательность, скромность, демократичность, они склонны к дракам, зажигательные, однако пассивнее, чем гуцулы, легко примиряются со своей судьбой, работящи, но не склонны к напряженному труду. Смекалка и наблюдательность бойков отображаются в их архитектуре, которая гармонирует с природой, здания имеют жизнерадостный вид.

Архитектурные формы бойковских хат легки и мягки, здания пропорциональны, с четкими силуэтами, крыши высокие и крутые. Печи на Бойковщине поражали большими размерами. Среди мотивов росписей распространены растительные орнаменты в виде сложных барокковых вазонов или отдельных веток; кресты.

Лемки самолюбивые, не так услужливы, как бойки, работящие, имеют холодный жесткий взгляд. Их села размещались в горных долинах вдоль русел рек. С этим связан тип их хат

- длинные хаты или хижины. Это жилье содержит под одной крышей хату, сени, кладовую, конюшню, боище, возовню. Крыши лемковских хат преимущественно соломенные, двускатные. Внутри стены обмазывали и белили глиной, входные двери очень низкие Особенное внимание лемки уделяли внешнему виду жилища. Его разрисовывали орнаментальными мотивами. "Цветение" изображали на плоскости дверей, оно должно было иметь такое количество веточек, которое отвечает количеству членов семьи [6, с.78].

Жители долин и равнин Закарпатья религиозны, работящи и законопослушны, имеют особенный эстетический вкус и любовь к красоте. Большинство зданий на Закарпатье срубное, стены обмазаны глиной, побеленные, а иногда имели яркие синие тона. Крыши в некоторых районах высокие, соломенные. Интерьер закарпатских хат отмечался богатством декорации. Распространенное использование цветных тканей с вышивкой, на кроватях размещены много тканных подушек. Эстетическая функция мебели была для закарпатцев не менее важной, чем утилитарная. Они использовали столы-сундуки с контурной резьбой [6, с.74]. На Закарпатье значительно распространенными были керамические изделия для внутренней отделки жилищ. На стены вешали рисованные фаянсовые тарелки. Любовь к земле и земледелие, как главное занятие закарпатцев, нашло отображение в размещении хат, которые были окружены двором, садом или огородом.

В характере жителей Подолья выделялись такие черты, как доброта, вежливость, откровенность в общении, искреннее гостеприимство, терпеливость, мужество. Хозяйственность и опрятность подолян отражена во внешнем виде их жилищ. Хаты подолян живописные, белые стены с подсиненными углубляющими плоскостями, цветная художественная роспись добавляет выразительность. Крыши зданий соломенные. Вместо стола подоляне использовали сундук с плоским возрастом. Печи на Подолье отличались от других регионов тем, что опечие - деревянную основу выкладывали на стояках, часто декорировали художественной росписью.

Сдержанный неразговорчивый нрав жителей Полесья отразился на их скромной архитектуре и на предметах материальной культуры, которые не имеют разноцветного показного вида, как на Гуцульщине или Буковине [6, с.31]. Полесские хаты низкие, темные, архитектурно-строительные средства в них очень ограничены. Рациональность характера жителей Полесья отражается в планировании их интерьера, где каждый угол имеет определенную функцию.

Юг Украины издавна характеризовался полиэтничностью, где рядом с коренным население селились русские, болгары, армяне, греки, немцы, молдаване. Это нашло отражение в архитектуре Юга. Для данного региона характерна богатая как внешняя, так и внутренняя художественно-декоративная отделка. Стены декорировались росписями, украшались коврами, декоративными панно; архитектурные детали выделялись цветом, извне резьбой; декоративное рисование украшало деревянные ряды, печи, фасад вокруг окон, под крышей. Среди росписей преобладали растительные мотивы: вазы, букеты, виноградная лоза, венки; часто использовались геометрические мотивы [6, с.37].

Этническим символом украинской культуры стал классический тип народного жилья Средней Надднепрянщины. Белая аккуратная хата, с четырехскатной соломенной крышей с высоким накладным гребнем и дедухом, с небольшими окнами является образцом украинской народной архитектуры [8]. Жителям Средней Надднепрянщины присущи такие черты характера, как трудолюбие, опрятность, приветливость, веселый нрав. Искренность, правдивость просматриваются в архитектуре и в интерьерах хат данного региона. Здесь издавна распространены настенные росписи, которые поражают разнообразием сюжетов, резьбы по дереву, которая используется для отделки окон, дверей, фронтонов, крылец [8]. В интерьере также присутствует художественная роспись, ею декорировались предметы быта; использовались вышивки, керамика, декоративные

ткани. Среди сюжетов росписей преобладали изображения птиц и цветов, солнца, композиции из геометрических элементов: кругов и ромбов, ленточные орнаменты.

На Полтавщине люди работящие и гостеприимные, добродушные, жилища их живописные и опрятные. Большинство хат извне и внутри побелены, крыши имеют мягкие очертания, четырехскатные, крыши соломенные. Извне архитектурные детали декорировали резьбой и окраской, разноцветными глинами покрывали фасад, завалинку. В некоторых селах художественной росписью декорировали внутренние стены и потолок изображениями птиц, венков, цветов, звезд. На Слобожанщине жилище сводили из разных материалов: дерева, известняка, глиносоломенного кирпича. Крыши имели напуск для защиты стен и завалинок от осадков [6, с.46]. Печи по-разному разукрашивались в зависимости от местности, были мазаными, расписанными или декорированы изразцами. В интерьерах хат использовали много полотенец.

Разноцветность и многогранность этнических культур на территории Украины с их традициями и народным колоритом находят свое отражение в архитектуре интерьеров заведений предприятий общественного питания с национальной кухней, которые становятся все популярнее на территории нашей страны. Это специализированные заведения общественного питания, которые выпускают в основном однородную продукцию, где среди главных блюд преобладают блюда национальной кухни разных народов мира. К ним принадлежат рестораны, кафе, бары и закусочные.

Соответственно, главной задачей в формировании интерьеров таких заведений с национально-ориентированной кухней является организация их внутреннего пространства, которое отвечало бы национальной тематике заведения, обеспечило бы комфортные условия пребывания разного контингента посетителей, а также создало необходимый психологически-эмоциональный климат и эстетическое удовлетворение потребителей.

Анализ предприятий общественного питания Украины показывает, что кроме заведений национальных кухонь этносов, которые проживают на территории нашего государства, распространенными также являются заведения других народов. Например, рестораны кухонь Восточной Азии - японской и китайской, рестораны кавказской кухни -азербайджанской, армянской, грузинской, заведения индийской, мексиканской национальных кухонь пользуются значительной популярностью, от чего их количество постоянно растет. Соответственно художественное оформление обеденных залов интерьеров данных предприятий формируется с использованием этнической стилистики и традиционных этнических элементов определенного этноса.

Формирование предметно-пространственной среды предприятий общественного питания, его художественного образа, с использованием концептуальных принципов создания национальной идентичности, касается в первую очередь помещения для посетителей. В частности, идет речь об обеденных залах, а также холле, вестибюле, банкетных залах, и тому подобное.

Художественный образ интерьера обеденного зала предприятия общественного питания, который формируется на основе национальной тематики, достигается такими средствами, как мебель и оборудование, отделка, декоративные элементы и аксессуары, фактура и структура облицовочных материалов, цветовое решение, орнаментика, освещение, одежда персонала, элементы сервирования, название заведения.

В формировании архитектуры интерьера и оборудовании обеденных залов предприятий общественного питания с использованием национальных мотивов, важное место отводится синтезу архитектуры, декоративно-прикладного, народного и монументально-декоративного искусства. Предметы и элементы декоративно - прикладного и народного искусства в дизайне интерьера являются одним из главных признаков этнической принадлежности, важным средством создания художественного образа с национальным

колоритом, при формировании этностиля. Это могут быть предметы домашнего потребления: керамические, деревянные, металлические изделия; изделия из ткани; мебель; монументально-декоративная живопись; орудия труда. В этом проявляется синкретичность этностилю, она предусматривает связь разных видов практической и художественной деятельности.

Этническое наследство отображается в интерьерах предприятий общественного питания с помощью этнической стилизации, использованием традиционных материалов, цитирования предметов и элементов материальной культуры разных этносов.

Визуально-образная символика и орнаментика являются важными средствами формирования этностиля. Самобытным элементом народного и декоративно-прикладного искусства является орнамент. Он определяет основные черты этнической культуры, тесно связан с историей определенного народа. Искусство каждого этноса имеет свою характерную орнаментику. Символика орнамента, его знаковость, отображают мировосприятие, эстетическое восприятие прекрасного, отношение людей к окружающему миру.

Сам он является наиболее информативным элементом традиционной культуры. Первые орнаменты имели сакрально-символическое содержание. Большинство мотивов народной орнаментики Украины возникли еще в первобытном искусстве, известные из ХVNI- ХХ тыс. до н.э., это: спиральные, ромбически-меандровые узоры. Орнаменты отображают давние мифологические представления наших предков о природе и вселенной. Их многообразие видим в композициях вышивок, крашенок, резьбе, на керамике [2, с.27].

Выводы

Определены основные концептуальные подходы к архитектуре интерьера в контексте этнохудожественных традиций, особенностей менталитета и быта разных этносов Украины. Рассмотрены особенности формирования народного жилья в соответствии со спецификой менталитета разных этнических групп. Раскрыты теоретические основы этностиля, закономерности использования его в современной архитектурной среде на примере предприятий общественного питания.

Установлено, что этностиль в архитектуре интерьеров предприятий общественного питания Украины формируется на основе использования следующих средств:

- архитектурные детали;

- композиционная структура;

- традиционные местные материалы;

- народная мебель, предметы повседневного потребления;

- колористика;

- орнаменты и визуально-образная символика;

- особенности декорирования и отделки;

- фактура, текстура и структура облицовочных материалов;

- освещение;

- ландшафтно-естественные зоны.

Литература

1. Багмут С.И. Интерьер предприятий общественного питания. - М.: Экономика, 1976. -63 с.

2. Босый О. Г. Миф, символ, орнамент: методическое пособие. - Винниця: ФОП Данилюк В.Г., 2011. - 120 с.

3. Гилилов И.М., Кильпе Т.Л. Интерьер и мебель ресторана, кафе, столовой. - М.: Экономика, 1968. - 134 с.

4. Грыцюк Л.С., Линда С.М., Якубовский В.Б. Проектирование предприятий общественного питания: учебное пособие. - Львов: Издательство НУ "Львовская политехника", 2012. - 184 с.

5. Громнюк А.И. Национальные поиски в мировой архитектуре Х1Х-ХХ века // Традиции и инновации в высшем архитектурно-художественном образовании: сборник научных трудов. №5. - Харьков: ХДАДМ, 2012. - С. 120-123.

6. Данылюк А. Г. Давняя архитектура украинского села: Этнографический очерк. - Киев: Техника, 2008. - 256 с.

7. Дыда И. А. Украинская архитектура и природа. Роль и место природы в украинской архитектуре: учебное пособие. - Львов: Издательство НУ "Львовская политехника", 2007. — 128с.: илл.

8. Масненко В.В. Украинская хата. - Черкасы: Брама - Украина, 2012. - 190 с.: илл.

9. Подлевских М.Б. Влияние восточных культурных традиций на формирование этнической стилистики в интерьере (на примере ресторанов национальной кухни) // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. №3. - Харьков: ХДАДМ, 2008. - С. 129-136.

10. Рудык Д.Е. Проявление этнической культуры в дизайне современных гостиничных комплексов Украины // Украинская культура: прошлое, современное, пути развития: сборник научных трудов. №17. - Ровно: Ровенский государственный гуманитарный университет, 2011. - Т. 1. - С. 124-129.

11. Самойлович В.П. Народная архитектура Украини. - Киев: Абрис, 1999. - 281 с.

12. Уренев В.П. Архитектура предприятий общественного питания. - Киев: Будивельник, 1981. - 128 с.: илл.

13. Уренев В. П. Основы архитектурного проектирования предприятий общественного питания: учебное пособие. - Киев: Высшая школа, 1990. - 190 с.: илл.

References

1. Bahmut S.I. Interyerpredpriyatij obshchestvennogo pitaniya [Interior of enterprises of public food consumption]. Moscow, 1976, 63 p.

2. Bosyj O.G. Mif, simvol, ornament [Myth, symbol, ornament]. Vinnica, 2011, 120 p.

3. Hililov I.M., Kilpe T.L. Interyer i mebel restorana, kafe, stolovoj [Interior and furniture of restaurant, cafe, dining-room]. Moscow, 1968, 134 p.

4. Hrycyuk L.S., Linda S.M., Jakubovskij V.B. Proektirovaniye predpriyatij obshchestvennogo pitaniya [Planning of enterprises of public food consumption]. Lvov, 2012,184 p.

5. Gromnyuk A.I. Nacionalnyje poisky v mirovoj arkhitekture XIX-XX veka [National searches in world architecture of XIX- XX centuries]. Tradicyji I innovacyji v vyeshem arkhitekturno-hudojestvennom obrazovaniyi: sbornik nauchnyh trudov [Traditions and innovations in higher architectonically-artistic education: collection of scientific works]. Kharkov, 2012, pp. 120-123.

6. Danylyuk A.H. Davnyaya arkhitektura ukrainskogo sjela: Etnograficheskij ocherk [Old architecture of the Ukrainian village: the Ethnographic essay]. Kiev, 2008, 256 p.

7. Dyda I.A. Ukrainskaya arhitektura i priroda. Rolj I mesto prirody v ukrainskoj arkhitekture [Ukrainian architecture and nature. A role and place of nature are in Ukrainian architecture]. Lvov, 2007, 128p.

8. Masnenko V.V. Ukrainskaya khata [Ukrainian house]. Cherkasy, 2012, 190 p.

9. Podljevskykh M.B. Vliyaniye vostochnykh kulturnykh tradicyj na formirovaniye ethnicheskoj stilistiki v intirjere (na primerje restoranov nacionalnoj kukhni) [Influence of east cultural traditions on forming of ethnic stylistic in an interior (on the example of restaurants of national kitchen)], Vesnik Kharkovskoj gosudarstvennoj akademii dizajna i iskustv [Journal of the Kharkov state academy of design and arts]. Kharkov, 2008, pp. 129-136.

10. Rudyk D.E. Proyavleniye ethnicheskoj kultury v dizajne sovremennykh hostinnichnykh kompleksov Ukrainy [A display of ethnic culture is in the design of modern hotel complexes of Ukraine], Ukrainskaya kultura: proshloye, sovremennoye, puti razvitiya: Sbornik nauchnyh trudov [Ukrainian culture: past, modern, ways of development: Collection of scientific works]. Rovno, 2011, pp. 124-129.

11. Samojlovych V.P. Narodnaya arkhitektura Ukrainy [Folk architecture of Ukraine]. Kiev, 1999, 281 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Urenjev V.P. Arkhitektura predpriyatij obshchestvennogo pitaniya [Architecture of enterprises of public food consumption]. Kiev, 1981, 128 p.

13. Urenjev V.P. Osnovy arkhitekturnogo proektirovaniya predpriyatij obshchestvennogo pitaniya [Bases of the architectural planning of enterprises of public food consumption]. Kiev, 1990, 190 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ А.И. Громнюк

Аспирант кафедры «Дизайн и основы архитектуры» Института Архитектуры Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина e-mail: adja304@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR A. Gromnyuk

Postgraduate of the Department of Design and Theory of Architecture Institute of Architecture, Lviv Polytechnic National University, Lviv, Ukraine e-mail: adja304@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.