Научная статья на тему 'Своеобразие формирования эталонных гендерных представлений у представителей русского и мордовского этносов. г. Самара'

Своеобразие формирования эталонных гендерных представлений у представителей русского и мордовского этносов. г. Самара Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОС / АВТОСТЕРЕОТИП / INTERETHNIC AND INTERCULTURAL INTERACTION / GENDER IDENTITY / NATIONAL CONSCIOUSNESS / ETHNOS / AUTOSTEREOTYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Вячеслав Викторович, Сатонина Неля Николаевна

Данное исследование посвящено изучению зависимости определения идеальных образов мужчин и женщин от национальной принадлежности. В статье проанализированы различия и совпадения в понимании идеального образа партнера наиболее конгруэнтными нациями страны и Поволжья русскими и мордвой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Вячеслав Викторович, Сатонина Неля Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINALITY OF FORMATION OF REFERENCE GENDER CONCEPTS AMONG REPRESENTATIVES OF RUSSIAN AND MORDOVIAN ETHNOSES, SAMARA

The article is devoted to the problem of studying of designing ideal men and women images depending on an ethnic group. The article throws light on distinctions and concurrences in understanding of an ideal partner image among representatives of the most congruent ethnoses of the country and the Volga region Russians and Mordovians.

Текст научной работы на тему «Своеобразие формирования эталонных гендерных представлений у представителей русского и мордовского этносов. г. Самара»

УДК 159.92

СВОЕОБРАЗИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАЛОННЫХ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО И МОРДОВСКОГО ЭТНОСОВ. Г. САМАРА

© 2015 В.В.Шарапов1, Н.Н.Сатонина2

поволжская государственная социально-гуманитарная академия 2Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 12.10.2014

Данное исследование посвящено изучению зависимости определения идеальных образов мужчин и женщин от национальной принадлежности. В статье проанализированы различия и совпадения в понимании идеального образа партнера наиболее конгруэнтными нациями страны и Поволжья - русскими и мордвой. Госзадание Минобрнауки РФ №25.1028.2014/к «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России». Ключевые слова: межнациональное и межкультурное взаимодействие, гендерная идентичность, национальное самосознание, этнос, автостереотип.

°На рубеже XX - XXI столетий, в связи с повсеместным ростом в мире как национального самосознания, так этнической нетерпимости, резко возрастает интерес к сфере межнационального и межкультурного взаимодействия. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы и, практически, мгновенное возникновение в ней целого «букета» национальных противореций, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве. В связи с этим возникла остраянеобходимость в глубоком изучении этнических процессов современной жизни. В своих работах многие исследователи (Г.М.Мастюгина, Л.С.Перепёлкин и др.) обращаются к теме многонациональной и поликультурной истории РоссийскойФедерации. В работе А.П.Садохина и Т.Г.Грушевицкой широко рассматриваются зарубежные и отечественные исследования в области этнологии, а так же основные понятия этой науки: этническая идентификация, национальное самосознание, этнический образ и другие.

Как известно существуют два наиболее объективных критерия, на которые чаще всего ориентируются при социальных взаимоотношениях с людьми - это пол и этническая принадлежность. Пол и этническая принадлежность оказывают больше влияния на Я-концепцию и самоиденти-

Шарапов Вячеслав Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. sharapov61@mail. ru

Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией. E-mail: nn [email protected]

фикацию человека, на выбор знакомых и друзей, на отношение к нему окружающих, чем какие либо другие характеристики. Исследование отношений между полами, тендерных различий постепенно становится важной частью большинства гуманитарных и социальных наук, таких как психология, социология, антропология, философия и филология.

В социальной психологии одной из важных проблем является изучение феномена привлекательности. В работах зарубежных и отечественных психологов широко исследуются условия возникновения аттракции, факторы, определяющие выбор партнёра, а также критерии создания идеального образа мужчины или женщины. Экспериментальными исследованиями этой проблемы в зарубежной психологии занимались Э.Аронсон, Р.Барал, П.Т.Баррет, Д.Басс, С.Бем, Д.Берн, И.Броверман, А. Ле Галл, Д.У.Гленн, А.Гросс, Д.Груб, К.До, Д.Едличка, С.Кислер, К.Крофтон, Ю.Ландлойз, Д.Майерс, Б.Муритейн, Н.Остроув, Л.Гогман, Х.Сайголл, М.Сентер, Г.Сентер, И.Силверманн, С.Симон, Б.Уиллерман, Г.Уилсон, Р.Уинч, Э.Уолстер, Д.Флойд, Д.Хоманс, Т.Шибутани, А.Штраус, Б.Экланд и другие.

В семидесятые годы прошлого века в нашей стране в качестве частной социологической теории стала развиваться «социология пола». В отечественной психологии наиболее фундаментальные теоретические и эмпирические исследования, касающиеся восприятия человека человеком, критериев социальной привлекательности, межличностных отношений проводились Г.М.Андреевой, А.И.Антоновым, А.Аугустинавичюте, С.Бобчевым, А.А.Бодалёвым, А.Н.Волчковой, Т.Галкиной, Л.Я.Гозманом, И.С.Коном, В.И.Куликовым,

В.М.Медковым, В.Н.Мясищевым, Н.Обозовым, Д.Ольшанским, В.Ф.Петренко, Е.Т.Соколовой и другими.

В современных исследованиях половая идентичность рассматривается как «осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к неким образам - эталонам пола»1.

Гендерная идентичность - это «частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное чувство пола, развиваются модели поведения по маскулинному или феминному типу и реализуются желаемые выборы сексуального партнёра»2.

По Х.Кохуту: «Самость формируется во взаимодействии с другим человеком, причём решающее значение имеет эмоционально-чувственная коммуникация, передаваемая и понимаемая эмпати-чески, как эмоциональный отклик значимого другого на «нарцистические» нужды «Я», то есть на потребность в идеализированном «зеркальном» отражении «Я» в «Другом», потребность идеализировать «Другого» и потребность в «Другом», похожем или дополняющем «Я»3.

Человек «проектирует свой идеал абсолютно ценного существа, которого не в состоянии выявить в себе самом, на другое человеческое существо - в этом и кроется значение того, что он любит это существо»4.

«Любить - значит приписать какому-нибудь человеку или сделать его носителем всех тех ценностей, которыми хотел бы обладать сам любящий. Чувственным отражением этого высшего совершенства является красота», - считал О.Вейнингер5.

«...Любят то, что обладает теми качествами, которых не хватает «Я» для достижения своего идеала», - писал З.Фрейд. То естьвлюблённый человек проецирует своё «Я» - либидо на объект симпатии. Таким образом, сексуальный объект поднимается до уровня сексуального идеала6.

Часто выбор объекта любви осуществляется по

1 Романов, И.В. Особенности половой идентичности подростков / И.В.Романов // Вопросы психологии. -1997. - №4. - С. 39.

2 Соколова, Е.Г. К обоснованию клинико-психо-логического изучения расстройства гендерной идентичности / Е.Г.Соколова, Н.С.Бурлакова, Ф.Лэонтиу // Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С. 4.

3 Соколова, Е.Г. К обоснованию клинико-психоло-гического изучения расстройства гендерной идентичности .... - С. 9.

4 Вейнингер, О. Пол и характер / О.Вейнингер. М.; Терра, 1992. -С.263.

5 Вейнингер, О. Пол и характер.....- С. 264.

6 Фрейд, З. Психология сексуальности / З.Фрейд. Минск:

«Прамеб», 1993. - С.123.

нарцистическому типу - привлекательным становится человек, имеющий качества, которыми не обладает субъект. Ещё античный миф об андроги-нах объяснял природу любви как «неодолимую тягу к соитию и вместе с тем - к взаимопониманию, а главное - естественному дополнению мужчиной и женщиной друг друга»7. Из этого мифа сформировалось мнение, будто для каждого человека существует только один избранник, предназначенный для него.

Если снова обратиться к мифам, то, по мнению И.Л.Андреева, первой идеальной женщиной была «ненасытно сладострастная и виртуозно вероломная древневавилонская богиня Иштар»8. Идеальными мифологическими мужчинами, имеющими силу, славу, богатство можно считать Гильгамеша и позже Геракла.

«Для рождения любви красота необходима, как вывеска», - писал Стендаль9.

В различных социологических опросах мужчины, отвечая на вопрос, что они ищут в потенциальных подругах, ставили физическую привлекательность на последние места. Однако эксперимент Э.Уолстер, проведенный в Миннесотском университете, показал, что физическая привлекательность является основой того, понравятся ли друг другу встретившиеся на свидании молодые люди.

Красота оказывает на людей огромное влияние, пока ее носители не начинают ею злоупотреблять (Х.Сайголл, Н.Остроув)10.

По мнению Х.Гулинг, при взаимодействии с людьми принято обращать внимание на внутренний мир другого, но если нужно оценить человека противоположного пола, в первую очередь отмечают физическую привлекательность11.

Мужчины считают, что красивые женщины будут заботливы и внимательны к ним, а также более ориентированы на других людей.

Д.Майерс также описывает в своей книге «стереотип физической привлекательности как презумпцию того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами»12.

7 Антонов, А.И. Социология семьи / А.И.Антонов, В.М.Медков. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С.145.

8 Антонов А.И.Социология семьи.....- С.152.

9 Стендаль. О любви // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984. - С.286.

10 Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. М.; Аспект-Пресс, 1998. - 517 с.

11 Гулинг, Х.А. Портрет Дориана Грея / Х.А.Гулинг // Человек. - 2001. - №4. - С. 39 - 48.

12 Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. -

«Для каждого человека существует особенно привлекательный «физический тип» (рост, тип лица, телосложение, голос, походка и т.д.), и предметы его увлечений обычно принадлежат к этому типу. Существует мнение, что этот наиболее желанный облик - сохранившийся в глубинах памяти образ самой первой возлюбленной. Но есть и другой взгляд, согласно которому такое «антропологическое предпочтение» врожденное»13.

Предпочтительный выбор полового партнера по особому, яркому признаку мог развиться на базе сенсорной функции. Эта способность мозга появилась в эволюции раньше, чем восприятие самкой отличительных черт партнера, но затем такая дифференцирующая сенсорная система, закрепившись в женской популяции, стала для потомства мощной силой отбора»14, - пишет в своей статье О.Гомазков.

Сторонники эволюционистского подхода (Д.Басс, А.Фейнгольд, Г.Уилсон) считают, что для мужчин идеальны женщины, чье такое физическое качество, как молодость, подразумевает плодовитость, а женщины выбирают богатых, авторитетных мужчин, то есть таких, которые смогут обеспечить и защитить потомство. Мужчины предпочитают взять в жены женщину моложе себя, а женщины - выйти замуж за мужчину немного старше себя15.

Другие сторонники эволюционной теории (Сингх, Даймонд) предполагают, что мужчин больше всего привлекают женщины, у которых объем талии на 30% меньше объема бедер, потому что такие параметры бессознательно ассоциируются с плодовитостью. А женщины предпочитают мужчин с широкими плечами и узкими бедрами, которые ассоциируются со здоровьем и силой, так как мускулистый мужчина может быть добытчиком и защитником16.

То есть идеальность тела ассоциируется с его репродуктивными способностями. Еще в XIX веке такой точки зрения придерживался немецкий философ А.Шопенгауэр. Он считал, что всякая влюбленность имеет в своей основе «индивидуализированный половой инстинкт»17. И все любовные отношения представляют собой только «думу всего человечества о создании следующего поколе-

СПб.; Питер, 2002. - С.525.

13 Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н.Лук. - М.; Знание, 1982. - С.86.

14 Гомазков, О. Понимает ли мозг красоту? / О.Гомазков // Знание - сила. - 1994. - №6. - С. 38.

15 Майерс, Д. Социальная психология.....- С.525.

16 Майерс, Д. Социальная психология.....- С.525.

17 Шопенгауэр, А. Метафизика половой любви // Шопен-

гауэр А. Избранные произведения. - М.; Просвещение,

1992. - С.374.

ния»18. Склонность друг к другу двух людей - это воля к жизни нового человека, в которого они соединятся. И наоборот, если мужчина и женщина испытывают друг к другу антипатию, это указывает на то, что ребенок, которого они бы произвели на свет, мог быть дисгармоничным и несчастным. Каждый человек предпочитает для любовных взаимоотношений здорового, сильного, красивого и молодого партнера, то есть такого, в котором наиболее выражен так называемый «родовой характер», а также ищет в нем такие качества, которых недостает ему самому.

Мужчины выбирают таких женщин, которые потенциально могут родить здорового ребенка (то есть находящиеся в детородном возрасте с достаточной полнотой тела), а также обладающие высокими интеллектуальными способностями (так как они передаются по наследству). Женщин привлекают мужчины с мужским строением скелета, с мускульной силой. Поэтому «женщины часто любят безобразных мужчин; но никогда не полюбит женщина мужчину немужественного, потому что она не смогла бы нейтрализовать его недостатки»19.

Женщину пленяет сила воли, решительность, достоинства сердца и характера, которые образуют отцовское наследие.

Исследования Канингема и Китинга показали, что мужчинам больше нравятся женщины, во внешности которых есть что-то детское (например, большие глаза), а значит, нет склонности к доминированию.

Из работы Садаллы следует, что мужчины считаются привлекательными, если они выглядят властными и зрелыми.

Зачастую для людей привлекательны так называемые «средние» лица, как это выяснили Ю.Ландлойз и Л.Гогман20.

Определение физической привлекательности зависит от степени ее соответствия эталонам красоты, одинаковым для людей, принадлежащих к одной общности. По данным кросс-культурных исследований, единственной характеристикой тела, которая во всех культурах соотносится с физической привлекательностью, является высокий рост, развитая мускулатура и физическая сила у мужчин.

Философ Б.Рассел считал, что «в целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность»21.

18 Шопенгауэр, А. Метафизика половой .... - С. 375.

19 Шопенгауэр, А. Метафизика половой .... - С.387.

20 Майерс, Д. Социальная психология. .. - С.525.

21 Майерс, Д. Социальная психология. .. - С. 523.

«Психологическая характеристика «взаимодействия» субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса, каким образом формируется этот образ, и каков этот образ, то есть, каково представление субъекта об объекте»22.

«Идеальный индивидный (не личностный) образ будущего супруга или супруги у нас, вероятно, заложен уже от рождения, и инстинктивный компонент любви возникает при наибольшем совпадении внутреннего (идеального) образа с внешним (фактическим)»23.

В процессе определения критериев эталонного образа у представителей русской и мордовской национальностей в возрасте 20 - 25 лет, было обследовано 100 человек: по 24 юноши и 26 девушек каждой национальности.

Национальное самосознание является «междисциплинарным» феноменом этничности, в котором соединяются социологические, психологические и политологические аспекты. Поэтому для данного исследования было важно определить степень национальной самоидентификации испытуемых и её влияние на выбор предпочтительных качеств у идеальных мужчин и женщин.

В качестве методов исследования были применены: 1) адаптированный и модифицированный нами метод семантического дифференциала У.Осгуда-В.Петренко; 2) методика неоконченных предложений на основе модифицированного варианта Сакса и Леви; 3) методика Куна, выявляющая степень этнической идентификации; 4) метод кумулятивной шкалы Э.Богардуса, направленный на изучение степени национальной толерантности; 5) графический метод этнической самоидентификации и представлений о «дистанции» между этническими группами, адаптированный О.Н.Романовой

В результате идеальный мужчина представляется русским женщинам деловым (12,1%), сильным (9,1%), работящим (9,1%), волевым (6,1%). Он должен уметь выйти из любой ситуации (3%). У него присутствуют такие качества, как самостоятельность, ответственность, уверенность, справедливость (по 3%). К тому же такой мужчина не лишен чувства юмора (9,1%), добрый (6,1%), умеет найти подход к людям (3%). В отношении интел-

22 Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М.Андреева // Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихоманд-рицкая. - М.; Аспект Пресс, 2000. - С.149.

23 Куликов, В.И. Индивидуальный тест «Словесный портрет» / В.И.Куликов. - Владивосток; Изд-во Даль-невост. ун-т, 1988. - С.160.

лекта высказывались две точки зрения. С одной стороны идеальный мужчина должен быть умным (9,1%), а с другой - нет (3%). Если рассматривать внешние данные, то такой человек представляется женщинам высоким, мускулистым и светловолосым (3%).

Так же в качестве идеала мужчины для русского этноса указывали и конкретных людей: В.В.Путина и Петра 1 (по 3%). Не ответили на вопрос 3%.

Вообще, мужчина в глазах русской женщины -это, прежде всего: защитник (18,8%), кормилец, сила, благородство и честь (по 12,5%), ум (9,4%), мужественность, воля, доброта (по 6,3%), уверенность, прогресс, мудрость, честность, глава семьи (по 3,1 %).

Идеальная женщина рассматривается как хозяйственная, добрая, любящая (по 12,5%). Быть идеальной женщиной - значит быть терпеливой (6,3%), матерью (6,3%), а так же образованной (6,3%), трудолюбивой, уверенной в себе, заботливой, мудрой, верной (по 3,1%).

Так же указываются и внешние данные - это должна быть привлекательная (6,3%),' сексуальная, полная, но с тонкой талией, длинноногая женщина (по 3,1%).

В качестве идеала женщины для русского этноса указывается Дева Мария и русская барыня (по 3,1%). Вместе с тем, женщина - это, прежде всего, мягкость (20%); материнство (16%); домашний очаг (16%); любовь (12%); забота, доброта, женственность (по 8%), жена, мудрость, терпимость (по 4%).

Верность - одно из важных качеств, как идеального мужчины, так и женщины. Так 61,5% женщин отрицательно относятся к людям, проявившим неверность в браке, 23,1% - безразлично, 15,4% - с пониманием.

Образ идеального мужчины для представительниц мордовской национальности должен обладать определёнными качествами. Такой мужчина должен быть хорошим семьянином и хозяином (13,8%); предприимчивым и трудолюбивым (11,5%); сильным (9,5%); здоровым и «непьющим» (по 6,3%). Кроме того, идеальному мужчине необходимо быть умным (14,8%) и справедливым (7,3%). Идеалом мужчины для мордовского этноса служит В.В.Путин(5,3%) и Илья Муромец (4,1%). Не указали идеального образа 10,5% женщин.

Вообще, мужчина в глазах данных женщин, прежде всего защита и опора (42,6%); добытчик и кормилец (22,1%);глава семьи (9,5%), представитель сильного пола (11,4%); человек (5,1%).

Идеальная женщина рассматривается как терпеливая и кроткая (13%); хозяйственная, трудолюбивая, привлекательная, хорошая мать (по 11%); нежная, верная (по 6%). В том числе было отмечено, что кроме традиционных качеств, приписы-

ваемых женскому полу, идеальная женщина должна быть умной (13%) и предприимчивой (4%). Так же было отмечено 2% испытуемых, что у мордовского народа не может быть женского идеала. Не ответили на вопрос 10,5%.

Женщина воспринимается, прежде всего, как мать (32,3%); хранительница семейного очага (32,3%); хозяйка, жена, женщина, человек (по 5,4%). Не стали отвечать 3,6%.

Таким образом, в целом идеальные образы мужчин и женщин схожи у представителей русской и мордовской национальностей. При создании эталонного образа испытуемые опирались на положительные стороны своего этнического авто-

стереотипа. На основании вышесказанного можно с достаточно высокой степенью объективности предположить, что в Поволжье, как в Российской Федерации в целом, имеются существенные психологические перспективы для межэтнической и межкультурной интеграции, основанные на доминировании в стране граждан, воспитанных на единых морально-этических и культурных ценностях, на позитивном восприятии прошлого советского опыта межэтнических контактов, толерантных к иной культуре, не поддерживающих экстремизм, что является определяющим условием урегулирования любых межэтнических и межкультурных противоречий в современной России.

ORIGINALITY OF FORMATION OF REFERENCE GENDER CONCEPTS AMONG REPRESENTATIVES OF RUSSIAN AND MORDOVIAN ETHNOSES, SAMARA

© 2015 V.V.Sharapov1, N.N.Satonina2°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 2Samara State Technical University

The article is devoted to the problem of studying of designing ideal men and women images depending on an ethnic group. The article throws light on distinctions and concurrences in understanding of an ideal partner image among representatives of the most congruent ethnoses of the country and the Volga region - Russians and Mordovians. Keywords: interethnic and intercultural interaction, gender identity, national consciousness, ethnos, autostereotype.

Viacheslav Viktorovich Sharapov, Candidate of history, Associate professor of Department of general and social psychology. E-mail: sharapov61 @mail. ru

Nelya Nikolaevna Satonina, Candidate of psychology, Associate professor of Department of economic and management of organization. E-mail: nn satonina@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.