СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 2. С. 21-26.
УДК 316.37
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ВНЕШНЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Е.А. ВАРЛАШКИНА, С.В. КОЗУБЕНКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Socially approved way of visual appeal is gender-specific, citing the modern women to achieve it. Appearance has a leading position in the hierarchy of life values women. The article presents the results of studies of the visual appeal of the image in the mass consciousness of men and women.
Одной из актуальных социально-психологических проблем современного общества является повышенный интерес людей к собственной внешности и забота о ней. Общество как в прошлом, так и в настоящем уделяет особое внимание внешнему виду человека. С. Гильберт утверждает, что «на протяжении миллионов лет умы всего человечества занимала такая «валюта», как внешность, и в каждом из нас живет настоятельная необходимость быть привлекательным для других людей» [цит. по: 8, с. 22]. Согласно данным зарубежных психологов, в настоящее время «обеспокоенность людей своей внешностью достигла размеров эпидемии» [8, с. 15]. Неудовлетворенность внешностью распространяется столь широко, что становится свойственной не только людям зрелого возраста, но и более молодым, неся потенциальную угрозу физическому и психическому здоровью.
Актуальность исследований образа физического «Я» определяется тем, что следование социальным стандартам внешней привлекательности позиционируются обществом и культурой как неизбежность, приводящая личность к успешности в различных сферах жизнедеятельности. Д. Майерс отмечает, что «социальным психологам давно и хорошо известно, что красивые люди кажутся также счастливее, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, чем менее привлекательные» [5, с. 545]. В.А. Лабунская говорит, что «борьба» за внешний облик, за его соответствие определенным социокультурным идеалам определяет образ жизни, ведет к эскалации
© Е.А. Варлашкина, С. В. Козубенко, 2010
сравнений, сопоставлений, к расширению либо к сужению круга общения, к различным способам бытия» [4, с. 255].
В современном мире повышенный интерес в уходе за внешностью определяется не только стремительным развитием отраслей «индустрии красоты» (диетология, косметология, эстетическая хирургия) и повышением внимания к общей физической культуре и спорту в обществе, но и социальными факторами (мировой экономический кризис, высокая конкуренция на рынке труда, влияние моды и СМИ), стимулируя человека быть активным, целеустремленным и конкурентоспособным. И.С. Клецина отмечает, что особенности социализации современной личности определяются разрушением социальных стереотипов, изменением шкалы ценностей, кризисом социальной идентичности [3]. В связи с изменениями в обществе происходят изменения прежде всего в женском самосознании [9]. Кроме того, как подчеркивает И.С. Кон, «главным субъектом и носителем социальных изменений, ломающих привычный гендерный порядок, являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская» [цит. по: 3, с. 98].
В исследованиях многих психологов отмечается, что социально одобряемые стандарты внешней привлекательности определяются гендерной детерминацией. У мужчин и женщин эталоны красоты не совпадают, они также имеют разное представление о
привлекательной внешности [2; 3; 6; 7]. Но женщины в большей степени, чем мужчины, испытывают на себе социокультурные влияния, связанные с идеализаций внешней привлекательности. И.С. Клецина выделяет привлекательную внешность как одну из констант женского самоутверждения. Она подчеркивает, что привлекательная внешность и установка на сохранение привлекательности является важным женским ресурсом взаимодействия с окружающей средой. Ссылаясь на исследования М.К. Горшковой и Н.Е. Тихоновой, данный психолог приводит результаты, показывающие, что главной ценностью в образе идеальной женщины является привлекательная внешность при меньшей значимости любви к детям, хозяйственности и практичности, доброты и верности в любви [3].
Обозначенные выше социально-психологические причины неизбежно приводят к изменению гендерных стереотипов в обществе, изменяя иерархию жизненных ценностей современных женщин. Безусловно, чрезмерная значимость привлекательной внешности в женском самосознании приводит к нарушению гармонии целостного «Я» женщины. Данными причинами объясняется наш интерес к обозначенной проблеме. На наш взгляд, перспективным является исследование особенностей образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин.
Целью нашего исследования является изучение образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин.
Достижение цели определяется следующими исследовательскими задачами:
1) Изучить описательные характеристики образа внешне привлекательной женщины, а также их выраженность в массовом сознании в зависимости от гендерной специфики.
2) Определить факторную структуру образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин.
3) Выявить гендерные особенности образа внешне привлекательной женщины.
Выборку исследования составили 120 человек: среди них 60 мужчин и 60 женщин в возрасте от 20-35 лет. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе для сбора описательных характеристик внешне привлекательной женщины были сформированы две группы (по 35 человек в группе мужчин и женщин) общей численностью 70 человек. На
втором этапе исследования для изучения степени выраженности описательных характеристик и факторной структуры образа внешне привлекательной женщины были сформированы две группы (по 25 человек в группе мужчин и женщин) общей численностью 50 человек. Группы испытуемых уравновешены по параметрам пола, возраста, образования, семейного положения.
Основным методом нашего исследования является анкетирование. Для сбора описательных характеристик внешней привлекательности женщин использовалась методика свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать по пять ассоциаций понятия «внешне привлекательная женщина» [1,
с. 150]. Для изучения степени выраженности описательных характеристик мы использовали анкету. В состав анкеты включены выявленные на первом этапе описательные характеристики внешности женщин, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале, где 0 - данная характеристика вообще не свойственна внешне привлекательной женщине; 1 - данная характеристика скорее не свойственна; 2 - затрудняюсь ответить; 3 -характеристика скорее свойственна; 4 - характеристика полностью свойственна. Для сбора социально-демографических характеристик испытуемых на всех этапах исследования мы применяли анкету.
Для обработки эмпирических данных использовались следующие методы статистической обработки: для определения значимости различий в описательных характеристиках внешне привлекательной женщины - коэффициент углового преобразования Фишера (ф*-критерий), для оценки значимости различий в степени выраженности описательных характеристик внешней привлекательности женщин - и-критерий Манна-Уитни. Факторный анализ использован в нашей работе для изучения структуры образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин [6].
Результаты исследования
На первом этапе исследования нами были выявлены 20 описательных характеристик образа внешне привлекательной женщины, определена частота встречаемости и отражена гендерная специфика данных характеристик в массовом сознании мужчин и женщин. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Гендерные различия описательных характеристик образа внешне привлекательной женщины
№ Характеристики Общее кол-во Мужчины Женщины
п/п внешней привлекательности женщин испыт-х, чел чел. % чел. %
1 Обаятельная, располагает к себе 10 4 16 6 24 0,84
2 Умная, образованная 10 4 16 4 16 0
3 Аккуратная, опрятная 23 15 60 8 32 2 39***
4 Красивые волосы, прическа 15 4 16 11 44 2 64***
5 Стильно, элегантно, хорошо одета 16 10 40 6 24 1,45*
6 Большие глаза 11 6 24 5 20 0,4
7 Красивый, неброский макияж 5 3 12 2 8 0,56
8 Стройная, хорошая фигура, длинные ноги 24 16 64 8 32 2 74***
9 Сексуальная 7 5 20 2 8 1,48*
10 Общительная, умеет поддержать разговор 14 8 32 6 24 0,75
11 Уверенная в себе 7 4 16 3 12 0,48
12 Хороший парфюм 3 - - 3 12 2 97***
13 Привлекательная, притягивает взгляды 6 2 8 4 16 1,07
14 Милая, приятная, хорошенькая 24 9 36 15 60 * * 4 ,0 2
15 Воспитанная, с хорошими манерами 7 4 16 3 12 0,49
16 Скромная 4 4 16 - - 3,46***
17 Загорелая 8 4 16 4 16 0
18 Независимая, успешная 14 5 20 9 36 1,51*
19 Жизнерадостная, веселая, улыбчивая 11 3 12 8 32 * * 8 ,0 2
20 Без вредных привычек 6 4 16 2 8 1,04
Примечание. Уровень статистической значимости * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
В сознании мужчин и женщин одинаково отражены различные описательные характеристики, интегрированные в различные аспекты социально-психологической жизни личности. Выделенные описательные характеристики отражают многогранность феномена внешней привлекательности, свидетельствуют о разнообразии системы личных значений и высокой личностной значимости внешности.
Значимые различия определены в структуре личностных, физических и оформительских характеристик внешности женщин. Мужчины значимо чаще используют такие личностные характеристики, как «аккуратная, опрятная» и «скромная», отражающие проявление феминности женщины. В отличие от мужчин, женщины ориентированы в образе внешней привлекательности на ее жизнерадостность, независимость и успешность, что, с нашей точки зрения, объясняется стремлением женщин к установлению равного положения с мужчиной, неизбежно приводящего к изменению стеретипа маскулинности/феминности.
Мужчины обращают внимание на стройность фигуры женщины, а также на ее сексуальность, стиль и элегантность одежды. Женщинам свойственно чаще фиксировать внимание во внешнем облике на прическе, хорошем парфюме, а также для них характерно эмоциональное отношение к внешности («миленькая, приятная, хорошенькая»). Данные различия
объясняются нами гендерными особенностями восприятия образов: мужчины в большей степени ориентированы на целостность общего образа физического «Я», несущего важную информацию мужчине о женщине. Женское восприятие внешности характеризуется конкретностью к отдельным деталям физического облика и его эмоциональностью.
Анализируя гендерные особенности степени выраженности описательных характеристик образа внешне привлекательной женщины, нами были выявлены значимые различия прежде всего в оформительских и социальнопсихологических особенностях личности. Результаты анализа отражены в табл. 2.
Обращает на себя внимание, что степень выраженности описательных характеристик в обыденном сознании мужчин либо почти не отличается, либо является наименее выраженной, чем у женщин.
У женщин высокой ценностью обладают оформительские особенности внешности (стильная, элегентная, хорошо одета, хороший парфюм, красивые волосы, прическа). В восприятии образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании женщин значимо чаще фиксируются социально-психологические особенности, относящиеся к личностной, коммуникативной, интеллектуальной, культурной сферам.
Таблица 2
Степень выраженности описательных характеристик внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин
№ п/п Характеристики внешне привлекательной женщины Степень выраженности в баллах Критерий Манна-Уитни, и
Мужчины Женщины
1 Обаятельная, располагает к себе 85 96 198*
2 Умная, образованная 67 85 193*
3 Аккуратная, опрятная 84 82 273
4 Красивые волосы, прическа 75 88 185,5**
5 Стильно, элегантно, хорошо одета 69 88 159,5***
6 Большие глаза 69 77 248
7 Красивый, неброский макияж 71 79 255,5
8 Стройная, хорошая фигура, длинные ноги 85 75 279
9 Сексуальная 65 82 310,5
10 Общительная, умеет поддержать разговор 85 89 264
11 Уверенная в себе 52 83 195*
12 Хороший парфюм 63 69 201,5*
13 Привлекательная, притягивает взгляды 74 82 179**
14 Милая, приятная, хорошенькая 75 81 242,5
15 Воспитанная, с хорошими манерами 72 84 174,5**
16 Скромная 57 43 227
17 Загорелая 55 53 297
18 Независимая, успешная 48 67 191*
19 Жизнерадостная, веселая 70 90 167**
20 Без вредных привычек 68 60 220,5
Примечание. Уровень статистической значимости * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Мы полагаем, что полученные результаты подтверждают уже имеющиеся выводы в литературе о том, что внешность обладает наибольшей ценностью прежде всего в женском самосознании. Социально-психологические особенности, зафиксированные в образе физического «Я» у женщин, вероятно, обусловлены появлением в образе современной типичной женщины качеств, традиционно приписываемых мужчинам, и расширением репертуара ее ролей. Объяснение полученных данных также возможно, если использовать сформулированные в литературе выводы о том, что у женщины стремление к
сохранению привлекательной внешности является дополнительным ресурсом, обеспечивающим эффективность адаптации в сложной социальной ситуации. Несомненно, данные предположения нуждаются в дополнительной эмпирической проверке и могут стать предметом дальнейших исследований.
На основе факторизации данных в образе внешне привлекательной женщины в обыденном сознании мужчин было выделено 3 фактора, суммарно описывающих 54,6 % общей дисперсии. Результаты факторного анализа представлены в табл. 3.
Таблица 3
Факторная структура образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин
№ п/п Название фактора % описываемой дисперсии Характеристики образа внешне привлекательной женщины Факторная нагрузка
1 «Общительность, жизнерадостность» 22,3 Общительная, умеет поддержать разговор 0,824
Милая, приятная, хорошенькая 0,821
Жизнерадостная, веселая 0,722
Красивый, неброский макияж 0,687
2 «Сексуальность» 16,2 Стильно, элегантно, хорошо одета 0,725
Загорелая 0,708
Сексуальная 0,666
Хороший парфюм 0,642
Стройная, хорошая фигура, длинные ноги 0,637
3 «Скромность, воспитанность» 16,1 Скромная 0,878
Без вредных привычек 0,702
Воспитанная, с хорошими манерами 0,625
Фактор 1 «Общительность, жизнерадостность» описывает 22,3 % от общей дисперсии, представлен характеристиками «общительная, умеет поддержать разговор», «милая, приятная, хорошенькая», «жизнерадостная,
веселая», «красивый, неброский макияж».
Очевидно, что мужчины считают внешне привлекательными тех женщин, с которыми им комфортно общаться. Следовательно, коммуникативная компетентность и гибкость женщин, их умение поддержать разговор, вызывают у мужчин положительные эмоции при восприятии, позволяют мужчине чувствовать себя максимально комфортно. При комфортном общении с женщиной мужчинам совершенно не свойственно обращать внимание на физические, оформительские особенности образа физического «Я» женщины.
Фактор 2 «Сексуальность» описывает
16,2 % от общей дисперсии, представлен характеристиками «стильно, элегантно, хорошо одета», «загорелая», «сексуальная», «хороший парфюм», «стройная, хорошая фигура, длинные ноги». Образ внешней привлека-
Факторная структура образа вн в массовом со
тельности женщин в сознании мужчин также характеризуется сексуальной направленностью. Но, как нам кажется, у мужчин образ чрезмерно идеализирован, так как в нем присутствуют характеристики, присущие девушкам с обложек глянцевых журналов и модных показов. Используя терминологию О.А. Ворониной, можно предположить, что мужчины чаще воспринимают женщину, обладающую данными характеристиками, как «сексуальную куклу».
Фактор 3 «Скромность, воспитанность» описывает 16,1 % от общей дисперсии, включает характеристики «скромная», «без вредных привычек», «воспитанная, с хорошими манерами». Данные особенности личностной сферы женщины обладают высокой ценностью и являются важными критериями женской привлекательности в сознании мужчин.
В женской группе в образе внешне привлекательной женщины была получена структура, включающая 4 фактора, суммарно описывающих 60,6 % общей дисперсии. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4 1не привлекательной женщины ании женщин
№ п/п Название фактора % описываемой дисперсии Характеристики образа внешне привлекательной женщины Факторная нагрузка
1 «Стиль» 17,5 Красивые волосы, прическа 0,790
Красивый, неброский макияж -0,727
Стильно, элегантно, хорошо одета 0,717
Уверенная в себе 0,653
2 «Скромность, воспитанность» 14,9 Воспитанная, с хорошими манерами 0,756
Скромная 0,716
Милая, приятная, хорошенькая 0,708
Без вредных привычек 0,703
3 «Сексуальность» 14,3 Сексуальная 0,787
Большие глаза 0,708
Стройная, хорошая фигура, длинные ноги 0,655
Умная, образованная 0,651
4 «Привлекательность, обаяние» 13,9 Привлекательная, притягивает взгляды 0,841
Жизнерадостная, веселая 0,812
Обаятельная, располагает к себе 0,800
Фактор 1 «Стиль» описывает 17,5 % от общей дисперсии и включает такие характеристики, как «красивые волосы, прическа», «неброский макияж» (отрицательное значение), «стильная», «уверенная в себе». Выделение данного фактора подтверждает наши предположения, сделанные выше, и указывает на использование активных видов самопрзентации (прическа, яркий макияж, стильная, уверенная), направленных на адаптацию в сложной современной социальной ситуации.
Фактор 2 «Скромность, воспитанность» описывает 14,9 % от общей дисперсии и включает такие характеристики, как «воспитанная, с хорошими манерами», «скромная», «милая, приятная, хорошенькая», «без вредных привычек». Характеристики данного фактора свидетельствуют об ориентации образа физического «Я» женщины на общекультурные нормы современного общества, которые, вероятно, повышают эффективность социального взаимодействия.
Фактор 3 «Сексуальность» описывает
14,3 % от общей дисперсии и включает характеристики «сексуальная», «большие глаза», «стройная, хорошая фигура, длинные ноги», «умная, образованная». Возможно, особенностью современной женской сексуальности является отказ от образа «сексуальной куклы» (О.А. Воронина) в угоду мужчине, транслируемого СМИ; в стремлении быть привлекательной и сексуальной женщине важно быть интеллектуальной, целеустремленной, самостоятельной, независимой от мужчины. Данное предположение объясняется нами все возрастающей социальной активностью современных женщин, ростом числа работающих женщин, возрастающими требованиями при их трудоустройстве (профессиональные, интеллектуальные, внешняя привлекательность и сексуальность).
Фактор 4 «Привлекательность, обаяние» описывает 13,9 % дисперсии, представлен характеристиками «привлекательная, притягивает взгляды», «жизнерадостная, веселая»,
«обаятельная, располагает к себе». Образ внешне привлекательной женщины ориентирован на социальное одобрение и поддержку, характеризуется социальной желательностью в повседневной социальной жизни в силу большой включенности современной женщины в социальное взаимодействие и контакты. Мы полагаем, что для женщин коммуникативная сфера является весьма значимой, а сложившиеся личные отношения и контакты обеспечивают социальную успешность в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, в образе внешне привлекательной женщины в обыденном сознании мужчин зафиксированы следующие особенности:
- коммуникативная компетентность и гибкость в общении с мужчинами;
- идеализация сексуальности;
- соответствие общекультурным нормам общества.
Привлекательная внешность обладает наибольшей ценностью в массовом сознании женщин (в сравнении с мужчинами). Образ внешне привлекательной женщины в сознании женщин характеризуется следующими особенностями:
- активная самопрезентация образа физического «Я»;
- феминность;
- сексуальность образа физического Я;
- интеллектуальность, самостоятельность и стремление к независимости от мужчины;
- ориентация образа на социальную желательность;
- включенность в социальные контакты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М. : Аспект Пресс, 2007. -256 с.
2. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации // Проект гендерная экспертиза. - М. : МЦГИ, 1998. -152 с.
3. Кпецина И. С. Гендерная составляющая временной перспективы личности // Личность как субъект организации времени своей жизни : сб. науч. ст. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2008. - С. 91-99.
4. Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. - М., 2005. - С. 235-257.
5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1997. - С. 684.
6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. -СПб. : Речь, 2004. - 392 с.
7. Палуди М. Психология женщины. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
8. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.
9. Столин В. В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.