Научная статья на тему 'СВОЕОБРАЗИЕ ДИЗАЙНА ЗАЩИТНЫХ МАСОК'

СВОЕОБРАЗИЕ ДИЗАЙНА ЗАЩИТНЫХ МАСОК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВОЕОБРАЗИЕ ДИЗАЙНА ЗАЩИТНЫХ МАСОК»

1. Сохранение макротренда на устойчивую моду; вынужденное осознанное потребление в силу экономического кризиса, которое обусловливает собой популяризацию трендов на апсайклинг, винтажную одежду, hand-made изделия; возможное увеличение количества секонд-хендов; развитие онлайн-платформ для продажи; перенос внимания на цифровую/виртуальную одежду.

2. В кризисный период в дизайне костюма актуализируется переход к более уплощённым минималистичным формам, позволяющим сделать вещи универсальными и функциональными. Применение принципа укутывания и многослойности, обусловленного психологическим стремлением к защите.

3. В посткризисный период прогнозируется усиление эстетизации и стремления к созданию иллюзий, сложных образов. Преобладание художественной составляющей над функциональной; усложнение визуальной подачи посредством синтеза искусств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52. - 2019. - С. 20.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.

3. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. - № 43. - С. 11—28.

4. Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.

5. Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53. - 2019. - С. 8-27.

СВОЕОБРАЗИЕ ДИЗАЙНА ЗАЩИТНЫХ МАСОК А. Соколова, Л.П. Смирнова (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина»,

Россия, г. Москва

Примета нашего времени - маски, защищающие органы дыхания от коронавируса. Сегодня одни врачи, опираясь на медицинские исследования, не советуют их использовать, считая, что они неэффективны и затрудняют наше дыхание. Другие предлагают носить маски только тем людям, которые больны, тем самым предотвращая распространение вируса. Третья группа врачей настоятельно советует всем соблюдать масочный режим. Как бы мы ни относились к медицинским рекомендациям, нам понятно, что в обществе растет страх заражения и растет спрос не только на маски, но и на дизайнерские решения индивидуальных средств защиты.

Необходимость осмыслить важность ответственного подхода к внешнему виду защитной маски обусловила актуальность темы статьи. Новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы

154

различные дизайнерские решения маски. Практическую значимость работы составил анализ дизайна масок, который может быть использован на производстве.

Современные дизайнеры в своих коллекциях, предлагая различные варианты и размерные ряды лицевой маски, реализуют двойственный подход к ее внешнему виду, реалистическому или романтическому:

1) реалистический вид - простота как отсутствие ненужных элементов, уменьшение сложности и акцент на том, что действительно важно для сохранения душевного и физического здоровья;

2) романтический вид - сложность как наличие множества объектов, декорирование и смысловая избыточность.

Разработчики «реалистических» масок лишают их какой-либо декоративности, делают ставку на такие достоинства, как высокие защитные свойства, практичность, эргономичность и экологичность. Так, голландец Марсель Вандерс, известный дизайнер масштабных интерьеров клубов и отелей, представил простые по форме маски, изготовленные из шерсти мериноса, которую произвели в Новой Зеландии (Эко-маски от дизайнера Марселя Вандерса. Он, совместно с американской компанией 02T0DAY, считает, что жители мегаполисов будут готовы заплатить высокую цену за обычную по виду маску, которая надежно защитит их от вируса и будет фильтровать воздух.

С другой стороны, многие дизайнеры увлечены внешним видом маски, считая, что она, закрывая половину лица человека, выражает его культурную самобытность, национальность, социальный статус, жизненную позицию и т.п. Немецко-намибийский дизайнер Макс Зидентопф, проживающий в Лондоне, считает, что для маски можно использовать ироничные шокирующие объекты, передающие идею того, что в современном искусстве идет не эволюция - постепенное движение по восходящей линии, а инволюция - движение по нисходящей. Он создал серию защитных масок под названием «How-To Survive A Deadly Global Virus», в виде повседневных вещей: на лицо надеты овощи, фрукты, нижнее белье, пластиковая канистра, пакет, кроссовки, завязанные вокруг лица шнурками, и другие предметы.

Романтизм провокационных масок тесно связан с идеей молодости, свободы, гордого одиночества, бунтарства против пошлой обыденности. Они, конечно, предполагают чрезмерность, отчаянность и даже надуманность.

Интересна коллекция из девяти масок немецко-итальянского дизайнера иранского происхождения Сибы Сахаби. Ее скульптурные маски «Persona» изготовлены из отдельных, ступенчато наложенных друг на друга планок из натуральной древесины толщиной 18 мм. Высота их различна, самая крупная маска - 60 см.

Такие объемы и нагроможденные формы сложных лицевых масок порождают романтическое чувство опасности и борьбы, тревоги и настороженности; они заставляют задумываться о необходимости соблюдения дистанции между персонами, о личном и общественном пространстве, о воле и заключении, о свободе и необходимости (Личности и маски в коллекции Сибы Сахаби.

На наш взгляд, не только известные дизайнеры и бренды, понимаемые как комплекс мнений, ассоциаций, ценностных характеристик о предмете в сознании потребителя (Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб.: Питер, 2005. С. 54), но и обычные люди смогут создавать качественные маски, решая такие задачи, как защита в период вирусной пандемии и реализация своего эстетического чувства.

На Всероссийском виртуальном конкурсе молодых дизайнеров «МаскаАЯТ» («Сделано в России Точка РУ»), прошедшем с 25 мая по 20 июля 2020 г., организатором которого стал Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, председателем жюри - заслуженный деятель искусств РФ В. А. Юдашкин, был поставлен вопрос: «Почему безопасность не может стать красивой?» (Всероссийский конкурс MacкaART. РГУ им. А. Н. Косыгина.

Положительный ответ дали участники конкурса в четырех номинациях: «Виртуальный образ», «Маска как элемент образа», «Художественное произведение», «Маски для социальных сетей». Конкурсантам и пользователям социальных сетей было интересно увидеть защитные маски с авторским дизайном как З^макет, рисунок и картина, АЯ-маска и сшитые костюмы для демонстрации на подиуме.

Маска стала центральным смысловым элементом в романтическом образе «Небесная корова» (автор Агния Соколова).

Защитная маска изготовлена по новой технологии: она двойная. Внешний слой - это психологическая декорация очистительной силы природы; внутренний - сменный защитный материал, особо усиленный в области носа, так как именно через органы дыхания происходит заражение. Важно учитывать, что слишком длительное ношение внутренней маски опасно, так как она задерживает частицы вируса, а не дезактивирует их (рис. 1. Маска «Небесная корова»).

Рисунок 1 - Маска «Небесная корова» Данная маска символизирует защиту человека от вируса, потому что древним олицетворением космических сил, сотворивших и защитивших мир, являлись бык и корова. В Египте этот символ был связан с Хатор, богиней неба, любви и радости, которая имела облик коровы, а впоследствии

изображалась женщиной с коровьими рогами. В Индии корова - священное животное, символизирующее изобилие, благополучие и покой. У греков в облике коровы предстают верховная олимпийская богиня, супруга Зевса Гера, «волоокая», как описывал ее Гомер, и возлюбленная громовержца - Ио. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил свою Ио в белоснежную телку. У славян корова - это олицетворение богини неба, которая своим молоком поит поля и луга.

Объемная маска задает платью пышный силуэт и небесно-белый цвет (рис. 2 - Маска как элемент платья (вид сбоку), рис 3 - Маска как элемент платья (вид спереди).

Л

V

Т» Л

Л

Рисунок 2 - Маска как элемент платья (вид сбоку) Рисунок 3 - Маска как элемент платья (вид спереди)

Выбор ткани для платья: креп-спандекс, еврофатин.

Силуэт, композиция, цвет, ткань созданного образа реализуют идею контакта человека с воздухом, светом, водой, растениями и животными, передают стремление к романтике, к юности.

Таким образом, вспышка коронавирусной инфекции заставила ведущих и начинающих дизайнеров ответственно подойти к технологии создания маски, ее внутренней защитной сути и внешнего вида. Какие бы ни создавались маски - реалистические и романтические, простые и сложные, практичные и провокационные, - в условиях ухудшения ситуации с вирусом они будут востребованы, станут важными аксессуарами и верными спутниками потребителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Всероссийский конкурс МаскаАЯТ. РГУ им. А. Н. Косыгина: сайт. - URL: https://maskaart.art/ (дата обращения: 19.07.2020). - Текст: электронный.

2. Личности и маски в коллекции Сибы Сахаби: сайт. - URL: https://www.interior.ru/design/4619-lichnosti-i-maski-v-kollektsii-siby-sakhabi.html (дата обращения: 17.07.2020). - Текст: электронный.

3. Ульяновский, А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. -СПб.: Питер. - 2005. - 544 с.

4. Эко-маски от дизайнера Марселя Вандерса: сайт. - URL: https://www.interior.ru/design/1046-eko-maski-ot-marselya-vandersa.html (дата обращения: 17.07.2020). - Текст: электронный.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.