Научная статья на тему 'МАСКА: ЗАЩИТНОЕ СРЕДСТВО ИЛИ МОДНЫЙ ТРЕНД?'

МАСКА: ЗАЩИТНОЕ СРЕДСТВО ИЛИ МОДНЫЙ ТРЕНД? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАСКА: ЗАЩИТНОЕ СРЕДСТВО ИЛИ МОДНЫЙ ТРЕНД?»

МАСКА: ЗАЩИТНОЕ СРЕДСТВО ИЛИ МОДНЫЙ ТРЕНД?

У. О. Долгих, С. А. Кузнецова (научный руководитель) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург Во всем мире эмоции накаляются касаемо феномена «маска»; общие вопросы: обеспечивает ли она достаточную защиту, какой тип является оптимальным для широкой публики и кому действительно нужно её надеть? - остаются открытыми. Споры усугубляются из-за острой нехватки масок, завышенных цен и растущей спекуляции. Для передового медицинского работника носить маску является необходимостью, так как это дает ему возможность бороться со смертельным соу1^19 с меньшим страхом и беспокойством заразиться болезнью. Однако для обычного человека «маска» в настоящее время, пожалуй, самый мощный психологический символ. Удивительно, но это даже подрывает все другие рекомендуемые практики инфекционного контроля для разрыва цепи передачи соу1^19, такие как мытье рук, личная гигиена и социальное дистанцирование. Маски сегодня надевают все: от студентов до президентов, при этом все чаще можно увидеть не медицинские, а дизайнерские маски на лицах. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как маска вошла в повседневный человеческий обиход и сохраняет ли сегодня в качестве основной функции защиту.

Одна из первых масок в истории человечества была направлена на то, чтобы остановить неприятный запах. Только в 1700-х годах человечество осознало потребность использования масок в медицинских целях. В ту эпоху доминировала «миазматическая» теория причинности болезней, которая постулировала, что большинство болезней было вызвано вдыханием «миазмы» - воздуха, зараженного в результате выдохов инфицированных людей и разложения трупов [3]. Это популяризировало пресловутые маски «чумного доктора», описанные европейским врачом Шарлем де Лормом. Эта маска в форме клюва была наполнена травяными духами, нос длиной в полфута с двумя отверстиями возле ноздрей, обеспечивающими достаточное дыхание (рис. 1).

EVOLUTION OF MASK

MODERN CREATIVE MASKS

Рисунок 1 - Эволюция маски.

Дальнейшие разработки в области микробиологии в течение 1800-х годов развенчали миазматическую теорию, и «маски» претерпели структурные преобразования, чтобы удовлетворить потребности здравоохранения. Первое исследование, поддерживающее использование маски в хирургии, было описано в 1897 году немецким врачом Дж. Микуличем. Позже, в 1918 году, Г.Х. Уивер, чикагский врач, описал практику ношения марлевых масок при работе с пациентами, страдающими дифтерией, менингитом и пневмонией. Вторая фаза промышленной революции и угроза, которую представляла химическая война, установили важность «маски» и способствовали быстрому прогрессу в ее разработке. Одним из важных исторических событий стала промышленная катастрофа в Америке во время строительства туннеля «Гнездо ястреба» в 1930-х годах, когда около 1000 человек, работающих под землей, умерли от силикоза из-за отсутствия подходящего защитного оборудования [2]. Риски для здоровья, связанные с вдыханием асбеста, также были выявлены среди рабочих, производящих трубы для морских судов. Кроме того, высокий риск вдыхания токсичной пыли был выявлен среди работников, занятых в горнодобывающей и строительной отраслях, что привело к рекомендации использовать респираторы и маски на рабочем месте.

Во время текущей вспышки Covid-19 также было предписано ношение масок как инструмента предотвращения передачи вируса. При этом на рынке появилось большое количество масок для лица, которые направлены не столько на защиту здоровья, сколько на создание стильного образа. Все больше и больше модных брендов добавляют маски для лица в свой ассортимент одежды; они становятся символами не только заботы о здоровье или социальной сфере, но и идентичности. С закрытой нижней частью лица и часто глазами, затененными солнцезащитными очками, обычные знаки характера скрыты, поэтому маска становится первым признаком личности, а это значит, что она имеет шанс стать признаком устремлений, достижений и индивидуальности. Кроме того, превращаясь в модный аксессуар, маска имеет шанс стать опасной для здоровья, поскольку не все модные маски соответствуют медицинскому стандарту и являются достаточно надежными, чтобы защитить владельца от вируса [1].

В результате можно сделать вывод о том, что маска имеет долгую историю становления частью повседневной жизни человека. В сегодняшних реалиях маска является одной из основных вещей быта по всему миру. В силу неотъемлемого использования маска становится не просто средством защиты, но и стильным трендом. Однако модные преобразования масок создают риски социальных проблем, а также проблем здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Защищают ли модные маски на самом деле? [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://health.clevelandclinic.org/do-fashion-face-masks-actually-protect-against-coronavirus/ (дата обращения: 10.06.2020).

2. Туннельное бедствие гнезда ястребов. [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: http://ru.knowledgr.com/00604298/DisastroDiTunnelDiNidoDiFalchi (дата обращения: 10.06.2020).

3. Halliday S. Death and miasma in Victorian London: an obstinate belief / S. Halliday. - BMJ. - 2001, P. 1469-1471.

OPTOXPOM

A.C. Китаева, K.M. Демьяненко (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»,

Россия, г. Иваново

Темой исследования является изучение и стилизация сценических костюмов артистов «цирка уродов» конца XIX - начала XX века для создания эпатажной коллекции, предназначенной для выставок, показов, съёмках в фильмах и клипах. Работа над коллекцией началась в марте 2020 года, когда в России выявили вспышку коронавирусной инфекции Covid - 19. Автор статьи, как дизайнер, также обратила внимание на эту проблему и разработала шесть масок, дополняющих образы из данной коллекции одежды «OPTOXPOM». Соответственно, работа, проделанная автором, является актуальной на сегодняшний день.

До начала XX века общество проявляло нетерпимость к людям с ограниченными возможностями. Некоторые из них, стремясь вырваться из сложных жизненных ситуаций, решались уйти работать в «цирк уродов», где их также всячески унижали. Однако владельцы цирка платили им за это неплохие гонорары, которые они затем могли потратить на обустройство своей дальнейшей жизни, после ухода из шоу. Коллекция, посвященная цирку XIX - XX вв., позволит напомнить всем, как тогда обращались с неугодными обществу, чтобы в будущем полностью искоренить такое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В результате работы коллекция одежды «OPTOXPOM» представляет из себя симбиоз модных трендов на 2020 - 2021 гг. и частей исторических костюмов для выступлений артистов цирка. Целевой аудиторией данной коллекции одежды должны стать девушки в возрасте от 16до 25 лет.

Основная идея коллекции - создание моделей, вместе выглядящих эпатажно и провокационно, а по отдельности - повседневно и носибельно. Каждый образ уникален и передаёт характер конкретного артиста цирка XIX - XX века, будь то «мальчик-рак», женщина с гигантскими ногами, «женщина-змея», четвероногая девочка, «мальчик-пони» или клоун.

Создание моделей из коллекции «Ортохром» строилось на контрасте форм и цветового решения. Одна часть изделий должна плотно облегать фигуру, а вторая часть, наоборот, свободно сидеть на теле человека. В первом случае для достижения этой цели применялся материал с необходимыми для этого свойствами - трикотаж. Была использована костюмная ткань, которая плотно облегала фигуру благодаря рельефным швам. В коллекции присутствует плоский крой, полученный после размоделирования вытачек. Созданный с помощью пышных рукавов необходимый объём получался в результате конического разведения базовой основы рукава. Поясные изделия контрастировали с плечевыми благодаря разнице в объёме, который создавался в брюках в результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.