ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.9
свободный выбор личности в контексте социального самочувствия студенческой молодежи
© О. В. ЗЯБИНА
Балашовский институт Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского,
кафедра практической психологии e-mail: [email protected]
Зябина о. в. - свободный выбор личности в контексте социального самочувствия студенческой молодежи // Известия ПГПУ им. в. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 1240-1244. - В статье представлен анализ феномена самодетерминации личности в контексте социального самочувствия. Приводятся результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия студенческой молодежи.
Ключевые слова: самодетерминация, социальное самочувствие студенческой молодежи, свободный выбор, само-отношение, самоценность.
Zyabina O. V. - Free choice of personality in the context of student’s social well-being // Izv. Penz. gos. pedagog.
univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1240-1244. - The author presents an analysis of the phenomenon of selfdetermination in the context of social well-being. Results of the study the relationship of self-determination and social wellbeing of students listed in article.
Key words: self-determination, social well-being of students, free choice, attitudes toward themselves, self-worth.
Изучение особенностей студенческой молодежи приобретает все большую актуальность на фоне глобальных перемен современного общества. Студенческая молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся частью общества, восприимчивой к различным социальным изменениям.
Проявление активной социальной позиции, самостоятельности, способности к саморазвитию -вот основные характеристики молодежи, а в частности юношеского периода развития личности.
В связи с чем, актуальным представляется изучение свободного выбора в различных сферах жизнедеятельности и особенностей социального самочувствия молодежи. Определившись в профессиональном выборе, студенческая молодежь активно проявляет себя в социуме, в формальных и неформальных группах. В тоже время общество ожидает от молодежи активной социально-ответственной позиции, за счет которой выстраивается будущее государственной политики. Как правило, молодежь не осознает возлагаемую на них ответственность и использует свой свободный выбор в личных целях, которые расходятся с общественными ожиданиями.
Понятие «свободный выбор» мы рассматриваем в рамках процесса самодетерминации. Понятие «Самодетерминация» определяется, как способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под
влиянием других сил, которые также могут рассматриваться как детерминанты поведения человека [1].
Таким образом, процесс самодетерминации, в первую очередь, связан с собственной активностью личности, способностью свободно выбирать пути своего развития.
От того, насколько проявляется процесс самоде-терминации молодежи и насколько она принимается общественным мнением, зависит в целом социальное самочувствие молодого поколения.
исследование проблемы самодететерминации личности нельзя отнести к разряду традиционных тем исследования. Понятие «самодетерминация» берет свои истоки из философских представлений о свободе. Исследованием проблемы самодетерминации занимались такие зарубежные психологи, как Э. Фромм и В. Франкл. В отечественной психологии по данной проблеме можно отметить работы С. Л. Рубинштейна, В. А. Петровского, Д. А. Леонтьева и Е. Р. Калитеевской [2].
Наиболее признанной считается теория самодетерминации американских психологов Э. Деси и Р. Райана, в которой основной акцент ставится на собственную активность человека, на его свободный выбор, основанный на осознании своих потребностей [3]. неоднозначность и недостаточная разработанность проблемы самодетерминации свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данного феномена в социально-психологической практике.
В своем исследовании самодетерминацию мы рассматриваем в контексте социального самочувствия молодежи. Исследование социального самочувствия, так же во все времена было актуальным для философов, психологов, социологов.
Психологический подход к проблеме социального самочувствия предполагает рассмотрение его как социально-психологического состояния, возникающего у человека под воздействием объективных факторов жизнедеятельности как макромасштабных, так и личностных (Е. И. Головаха, О. В. Коротеева, Р. В. Панина, А. А. Русалинова, Н. Е. Симонович) [4].
Социальное самочувствие рассматривается нами на микроуровне, в котором определяется отношение человека к себе, к окружающим, своему статусу в обществе в контексте реализации его актуальных потребностей при взаимодействии с социальной средой.
Однако, несмотря на интерес к этому феномену понятие «социальное самочувствие» на сегодняшний день в психологической практике не имеет однозначного и общепризнанного определения.
В связи с малоизученностью особенностей свободного выбора личности, влиянием его на социальнопсихологическую адаптацию, в своем исследовании мы проанализируем специфику взаимосвязи само-детерминации и социального самочувствия студенческой молодежи.
Для более детального изучения проблемы само-детерминации были выбраны следующие составляющие ее компоненты: осмысленность жизни, жизнестойкость личности, воля.
В качестве компонентов социального самочувствия выступили такие показатели самоотношения, как внутренняя честность, самоуверенность, само-руководство, самоценность, самопринятие, самопри-вязанность, внутренняя конфликтность и показатели социально - психологической адаптации - адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирическое исследование проводилось на базе Балашовского института Саратовского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты гуманитарных специальностей 1-2 и 4-5 курсов ВУЗа. Выборка составила 130 человек.
В качестве методического инструментария были использованы следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева; опросник социально-психологической адаптации к. Роджерса; шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульмана; тест жизнестойкости (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова); методика диагностики волевого потенциала (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
Полученные результаты исследования были обработаны методами математической статистики с помощью компьютерной программы SPSS 13,0.
С помощью корреляционного анализа Спирмена мы сопоставили показатели самодетерминации
и социального самочувствия в начале юношеского периода и на его завершающей стадии. Полученные данные не выявили значимых различий в рассматриваемых показателях. По нашему мнению, это может быть связано с тем, что на протяжении всего юношеского периода происходит становление осмысленного независимого поведения у студентов от мнения окружающих и вырабатываются устойчивые свободные взгляды на происходящие события в различных сферах жизнедеятельности.
Следовательно, мы можем раскрыть общие показатели характерные для студенческой молодежи в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из общих данных взаимосвязи самоде-терминации и социального самочувствия студенческой молодежи, остановимся отдельно на некоторых значимых показателях.
Рассматривая осмысленность жизни в целом у студентов (цели, процессы, результат), мы определили положительную корреляцию с такими показателями как внутренняя честность (0,306, при p<0,01), самоуверенность (0,645, при p<0,01), саморуководство (0,482, при p<0,01), самоценность (0,372 при p<0,01), само-привязанность (0,381 при p<0,01), адаптивность (0,600 при p<0,01), приятие себя (0,513 при p<0,01), приятие других (0,403 при p<0,01), эмоциональный комфорт (0,430 при p<0,01), внутренний контроль (0,434 при p<0,01), ценность собственного «Я» (0,370 при p<0,01), жизнестойкость (0,503 при p<0,01) и воля (0,474 при p<0,01). То есть, чем выше показатели осмысленности жизни, тем выше проявляются показатели самоотно-шения: молодые люди склонны чувствовать уверенность в собственных силах, удовлетворенность результатами своей деятельности, считать себя активной личностью, способной контролировать происходящие события, ожидать одобрительного отношения со стороны окружающих. Студенты проявляют интерес к собственной личности, себя оценивают как сильную личность, имеющую достаточно свободы выбора для воплощения своих целей. Также наличие высокой осмысленности жизни предполагает проявление высокой адаптивности, дружеского отношения к себе и к окружающим, преобладание положительных эмоций и чувства благополучия своей жизни. Была выявлена значимая положительная корреляция осмысленности жизни с показателями жизнестойкости и волей, то есть, чем выше студенты будут проявлять осмысленность жизни, тем выше степень их совладания со стрессом и меньше внутреннее напряжение.
Вместе с тем установлена отрицательная корреляционная связь осмысленности жизни в целом с такими показателями как внутренняя конфликтность (rs = - 0,287, при p<0,05), самообвинения (rs = - 0,266, при p<0,05) и ведомость (rs = - 0,490, при p<0,01). Следовательно, чем выше осмысленность жизни у студентов, тем меньше у них проявляется неудовлетворенность собой и своей деятельностью, меньше необоснованных обвинений в свой адрес.
Компонент самоотношения «самоуверенность» положительно коррелирует с осмысленностью жизни в целом (гв = 0,645, при р<0,01) и с такими показателями как саморуководство (г, = 0, 438, при р<0,01), зеркальное «Я» (г, = 0, 487, при р<0,01), самоценность (г, = 0, 492, при р<0,01), самопринятие (г, = 0, 365, при р<0,01), самопривязанность (г, = 0, 575, при р<0,01), адаптивность (г, = 0, 612, при р<0,01), приятие себя (г, = 0, 604, при р<0,01), приятие других (г, = 0,354, при р<0,01), эмоциональных комфорт (г, = 0, 351, при р<0,01), внутренний контроль (г, = 0, 404, при р<0,01), доминирование (г, = 0, 403, при р<0,01). Также данный компонент положительно коррелирует с базовыми убеждениями личности (справедливость мира, ценность собственного «я», степень самоконтроля, степень везения) и показателями жизнестойкости (г = 0, 569, при р<0,01), волей (г, = 0, 548, при р<0,01). Чем выше уверенность студентов в собственных силах и удовлетворенность своими способностями, тем выше у них проявляется осмысленность жизни, целеустремленность, самостоятельность и активность в поступках, интерес к своему духовному миру. Они склонны ждать уважения к себе со стороны окружающих, при этом сами готовы проявлять дружеское отношение и положительные эмоции к окружающим и себе. Чем выше шкала самоуверенности, тем больше человек склонен проявлять ответственность за свои поступки, контролировать ситуацию и стараться доминировать в отношениях с окружающими. Студенты, которые проявляют в своем поведении самоуверенность, имеют развитую волю и в целом жизнестойки к различным трудностям.
Показатель «самоуверенность» отрицательно коррелирует с такими характеристиками как внутренняя конфликтность (г, = - 0, 356, при р<0,01), и самообвинение (г, = - 0, 293, при р<0,05). Студенты, высоко ценящие свою личность, не склонны обвинять себя в различных неудачах и поэтому внутренне они принимают свою позицию и доминирующие убеждения, а мнение других остается на втором плане.
Шкала «саморуководство» положительно коррелирует с показателями общей осмысленности жизни (цели, процесс, результат, локус контроля «я», локус контроля «Жизнь») (г, = 0, 482, при р<0,01), с показателями самоотношения - самоуверенность (г, = 0,438, при р<0,01), зеркальное «Я» (г, = 0, 347, при р<0,01), самоценность (г, = 0, 343, при р<0,01), самопринятие (г, = 0, 368, при р<0,01), самопривязанность (г, = 0, 523, при р<0,01), адаптивность (г, = 0, 512, при р<0,01), приятие себя (г, = 0,465, при р<0,01), приятие других (г, = 0,286, при р<0,01), эмоциональных комфорт (г, = 0,361, при р<0,01), внутренний контроль (г, = 0, 315, при р<0,01). Отмечается положительная корреляция шкалы «саморуководство» с базовыми убеждениями личности: ценность собственного «Я» (г, = 0, 265, при р<0,05), степень самоконтроля (г, = 0, 302, при р<0,01), степень везения (г, = 0, 310, при р<0,01), а также с показателями жизнестойкости личности (г, = 0, 519, при р<0,01), и волей (г, = 0,353, при р<0,01). Наличие такой корреляции предполагает, что чем выше студен-
ты ощущают свою роль в собственной судьбе и считают себя причиной происходящих с ними событий, тем выше у них проявляются такие показатели как целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, уверенность в собственных силах и поступках, а также осмысленность жизни в целом. Вместе с тем ощущение себя причиной происходящих с тобой событий предполагает высокую оценку собственной личности, своих качеств и принятия себя, а также высокий уровень адаптивности в обществе, эмоционального комфорта, благосклонного отношения к окружающим людям, проявление твердой воли и стойкости в стрессовых ситуациях.
Выявлена отрицательная корреляция шкалы «саморуководство» со шкалой «ведомость» (г, = - 0,292, при р<0,05), что характеризует студентов, самостоятельно организующих свою деятельность и судьбу как не склонных к ведомости и подчинению окружающим. Шкала «Самоценность» положительно коррелирует с показателями общей осмысленности жизни (г, = 0, 372, при р<0,01), показателями самоотношения - «самоуверенность» (г, = 0, 492, при р<0,01), «саморуководство» (г, = 0, 343, при р<0,01), «зеркальное «Я»» (г, = 0, 353, при р<0,01), «самопринятие» (г, = 0, 505, при р<0,01), «самопривязанность» (г, = 0, 451, при р<0,01); показателями социальной адаптации -адаптивность (г, = 0, 558, при р<0,01), приятие себя (г, = 0, 623, при р<0,01), эмоциональный комфорт (г, = 0, 414, при р<0,01), внутренний контроль (г, = 0, 364, при р<0,01), доминирование (г, = 0, 391, при р<0,01); с такими базовыми убеждениями как «ценность собственного Я» (г, = 0, 342, при р<0,01) и «степень удачи» (г, = 0, 260, при р<0,05), а также с показателями жизнестокойсти (г, = 0, 238, при р<0,05).
Убежденность студентов в ценности собственной личности и заинтересованность в собственном «Я» предполагает высокую целеустремленность и направленность в будущее, удовлетворенность своей деятельностью и самостоятельность в принятии решений, уверенность в собственных силах, поступках и высокий уровень осмысленности жизни в целом. Также чем выше у студентов проявляется заинтересованность в собственной личности, тем выше их представление о себе как о сильной и самостоятельной личности, способной контролировать свою судьбу и нести ответственность за совершенные поступки.
Отрицательная корреляция шкалы «самоценность» выявлена с показателями «внутренняя конфликтность» (г, = - 0, 313, при р<0,01) и «самообвинение» (г, = - 0,391, при р<0,01), что характеризует студентов с развитым чувством ценности своей личности как людей, не склонных к заниженной самооценки, обвинениям в свой адрес и внутренним противоречиям.
Компонент самоотношения «самопринятие» положительно коррелирует с показателем смысложизненных ориентаций локус контроля «жизнь» (г, = 0, 233, при р<0,05), с показателями самоотношения - самоуверенность (г, = 0, 365, при р<0,01), самруководство (г, = 0, 368, при р<0,01), зеркальное «Я» (г, = 0, 264, при р<0,05), самоценность (г, = 0, 505,
при р<0,01), самопривязанность (г, = 0, 491, при р<0,01); с показателями социальной адаптации -адаптивность (г, = 0, 335, при р<0,01), приятие себя (г, = 0,443, при р<0,01); с таким компонентом базовых убеждений как ценность собственного «Я» (г, = 0, 286, при р<0,05), а также с волей (г, = 0, 333, при р<0,01). Таким образом, чем выше молодые люди проявляют степень принятия себя, одобрения своих планов и благосклонного отношения к своей личности в целом, тем больше они проявляют убежденность в том, что они способны управлять своей жизнью, совершать свободный выбор и контролировать свои действия. Чем выше проявляется самопринятие у студентов, тем выше у них показатель адаптивности, убежденность в ценности собственного «Я» и развитая воля.
Отрицательная корреляция «самопринятия» с такими показателями как «внутренняя конфликтность» (г, = - 0, 295, при р<0,05) и «самообвинение» (г, = - 0, 284, при р<0,05) указывает на то, что чем выше степень принятия себя со всеми достоинствами и недостатками, тем меньше студентам свойственны внутренние противоречия, сомнения, негативные эмоции в свой адрес и чувство вины.
Показатель самоотношения «внутренняя конфликтность» положительно коррелирует с показателями дезадаптивность (г, = 0, 366, при р<0,01), неприятие себя (г, = 0, 275, при р<0,05), эмоциональный дискомфорт (г, = 0, 465, при р<0,01), внешний контроль (г, = 0, 481, при р<0,01) и самообвинение (г, = 0, 729, при р<0,01). То есть, чем выше у студентов проявляется внутренняя конфликтность, тревожные состояния и несогласие с собой, тем выше его дезадаптация в обществе: он видит в себе больше недостатков, склонен к чувству вины и недовольством собой, преобладают негативные эмоции. Также внутренняя конфликтность отражается на показателях самоотношения и на базовых убеждениях ((благосклонность мира (г, = - 0, 238, при р<0,05), доброта людей (г, = - 0, 249, при р<0,05), ценность собственного «Я» (г, = - 0, 504, при р<0,01), степень самоконтроля (г, = - 0, 311, при р<0,01), степень везения (г, = 0, 384, при р<0,01)), коррелирует с жизнестойкостью (г, = - 0, 479, при р<0,01) и волей (г, = - 0, 374, при р<0,01). Чем выше внутренняя конфликтность и несогласие с собственным «Я», тем ниже убежденность в ценности «Я» и вера в то, что в мире больше добра, тем ниже проявляется жизнестойкость и воля, молодые люди чаще делают акцент на неудачах и неспособности справится с проблемными ситуациями и причиной всех неудач видят себя.
Показатели социальной адаптации - адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль на высоком уровне значимости положительно коррелирует с такими показателями как ценность собственного «Я», жизнестойкость и воля. То есть, студенты с высоким уровнем социальной адаптации, удовлетворенности собой и своими действиями высоко ценят себя как личность, способны противостоять возникшим трудностям и проявляют развитую волю.
ВЫВОДЫ
Поскольку значимых различий во взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия между студентами начальных и выпускных курсов не выявлено, то мы можем говорить об особенностях данной взаимосвязи студенческой молодежи в целом.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что рассмотренные в нашем исследовании компоненты самодетерминации - осмысленность жизни, жизнестойкость личности, и воля взаимосвязаны с показателями самоотношения и социальной адаптации.
Студенты, проявляющие высокие показатели осмысленности жизни: целеустремленность, самостоятельность действий, ответственность, развитую волю и жизнестойкость, склонны испытывать удовлетворение собой, своей жизнью, они принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, проявляют дружеское отношение к окружающим и испытывают эмоциональный комфорт. При этом для них не свойственна внутренняя конфликтность, необоснованные обвинения в свой адрес.
Студенты с низкой степенью осмысленности жизни, считающие, что в жизни от них ничто не зависит, проявляющие пассивность в проблемных ситуациях и слабо развитую волю, склонны испытывать негативные чувства к собственному «Я», неуверенность в свих силах, враждебное отношение к окружающим. Таким людям свойственно сомневаться в ценности и значимости своей личности, возможности самостоятельно выбирать свой путь в жизни, способности влиять на окружающие их события.
Итак, в ходе исследования было выявлено, что студенты, проявляющие активную позицию, самостоятельность, осознанность, жизнестойкость и волю, удовлетворены собой, своей жизнью, высоко оценивают себя и свои достижения, что говорит о благоприятном социальном самочувствии студенческой молодежи.
Исходя из полученных данных, в дальнейшем мы планируем расширить данные исследования и сравнить полученные результаты в группе студенческой молодежи с показателями студентов, обучающихся в профучилищах, и работающей молодежью данного возраста, для того, чтобы охарактеризовать процесс самодетерминации и особенности социального самочувствия в юношеском возрасте в целом.
Такое сравнение позволит нам более детально изучить особенности проблемы, а также разработать для молодого поколения программу тренинга, направленную на развитие выработки эффективных стратегий управления временными ресурсами для достижения поставленных целей и осознание ответственности за избранные средства достижения целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Дейси и Р. Рай-
ана // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103-121.
2. Карина О. В., Шустова Н. Е., Киселева М. А. Проблематика самодетерминации и экспектаций личности в гуманитарных науках. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. 77 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15-25.
4. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как наученная проблема // Вестник СПбГУ. 1994. Сер.6. № 1. С. 49-60.