DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-45 УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОЦЕССА САМОДЕТЕРМИНАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ)
Зябина О.В.
Изменения, происходящие в современном обществе, сказываются на жизни подрастающего поколения, обуславливают особенности становления и развития молодого поколения. В контексте нашей работы процесс самодетерминации рассмотрен в молодежной среде, поскольку проявление активной социальной позиции, самостоятельности, способности к саморазвитию являются основными характеристиками молодежи.
Цель исследования заключается в определении особенностей кризисных проявлений самодетерминации. В статье проанализированы теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблеме самодетерминации личности.
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей кризисных проявлений процесса самодетерминации на примере студентов профессиональных училищ. В ходе исследования были выявлены доминирующие показатели процесса самодетерминации, а также кризисные проявления самодетерминации у студентов профессиональных училищ. Выборка исследования составила 104 человека.
Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы психологами, социальными педагогами в ходе осуществления
развивающих, коррекционных и профилактических мероприятий в работе с молодежью.
Ключевые слова: самодетерминация, кризисные проявления самодетерминации, осмысленность жизни, жизнестойкость, воля, базовые убеждения личности, самоотношение, социально-психологическая адаптация, студенты профессиональных училищ.
FEATURES OF THE CRISIS OF DISPLAYS SELF-DETERMINATION AMONG YOUNG PEOPLE (CASE STUDY OF STUDENTS PROFESSIONAL SCHOOLS)
Zyabina O.V.
The changes which take place in modern society affect the lives of the young people, especially cause the formation and development of the younger generation. In the context of our work is considered in the process of self-determination among young people, as a manifestation of an active social position, independence, ability to self-development are the main characteristics of youth.
The purpose of the study is to determine the characteristics of self-manifestation of the crisis. The paper analyzes the theoretical and empirical research on the issue of self-identity.
The results of empirical studies of the process of self-manifestation of the crisis on the example of students of vocational schools. The study identified the dominant characteristics of the process of self-determination, as well as the crisis of self-manifestation of the students of professional schools. The sample of the study was group of 104 different people.
The research results presented in the article may be used by psychologists and social workers in the implementation of developmental, corrective and preventive actions in work with young people.
Keywords: self-determination, the crisis of self-manifestation, the meaningfulness of life, vitality, will, the basic beliefs of the individual, self-attitude, social and psychological adaptation, students of professional schools.
Существующие социальные реалии предъявляют высокие требования к деятельности современной молодежи. Будучи одной из самых активных социальных групп, молодежь вынуждена не только приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям жизни, но и активно воздействовать на происходящие события для достижения своих целей. В таких условиях необходимо умение управлять своим поведением, противостоять возникающим трудностям, быть готовым к различным жизненным изменениям. Для этого молодым людям важно проявлять свою готовность к активным действиям, самостоятельность в принятии решений, выступать источником собственного развития и активным субъектом своей жизни, преодолевать негативные воздействия внешней среды, другими словами, активизировать самодетерминирующее поведение. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как процесс самодетерминации проявляется в жизни современной молодежи, а также в чем заключаются кризисные проявления самодетерминации в молодежной среде.
Феноменология «самодетерминации» определяется, как способность субъекта общественных отношений ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов (Э. Деси, Р. Райан, Э. Фромм, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская).
Самодетерминация рассматривается зарубежными исследователями Э. Дейси и Р. Райн как способность совершать осознанный выбор независимо от влияния внешних сил. Психологическим критерием самодетерминации выступает способность человека гибко и вариативно реагировать на взаимодействия с окружающим миром [3].
В концепциях зарубежных авторов (А. Адлер, Э. Деси и Р. Райан, Б. Скиннер, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм) по проблеме самодетерминации, можно выделить сущностные характеристики, которые они вкладывают в данное понятие - собственная активность личности, свобода выбора, самостоятельный выбор целей и ориентиров в жизни, внутренняя мотивация, волевой потенциал личности [1].
Среди концепций отечественных ученых по проблеме самодетерминации наибольший интерес в рамках нашего исследования представляют работы Д.А. Леонтьева и Е.Р. Калитеевской. Авторы определяют самодетерминацию как высшую форму саморегуляции личности, как способность человека действовать неподвластно внешним обстоятельствам и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, однако, следуя при этом своей определенной логике и убеждениям.
Д.А. Леонтьевым, Е.В. Калитеевской, Е.Н. Осиным были проведены исследования, направленные на изучение личностного потенциала и становления самодетерминации в подростковом возрасте. По мнению авторов, формирование механизмов процесса самодетерминации, которые отвечают за личностное развитие, начинается в подростковом и юношеском периодах. В качестве таких механизмов выступают свобода и ответственность.
Результаты эмпирических исследований, проведенных исследователями в начале 90-х годов XX века, подтвердили обоснованность суждений, что именно свобода и ответственность явились основополагающим фактором, влияющим на выбор пути личностного развития подростками. Однако авторы отмечают,
что исследования, проведенные в 2005, 2008 гг. свидетельствуют о том, что у современных подростков на первый план выходят такие критерии, как общее благополучие/неблагополучие, адаптивность/дезадаптивность. То есть современное поколение, определяя пути своего дальнейшего развития, руководствуется иными механизмами, чем несколько лет назад. А количество подростков, которое проявляет низкий уровень осмысленности жизни, свободы, ответственности превышает 50 % [2].
Таким образом, на основе исследовательских концепций зарубежных и отечественных авторов мы опираемся на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и рассматриваем самодетерминацию как проявление собственной активности личностью, способность осмысленно и свободно выбирать пути и стратегии своего развития, быть устойчивым к различным жизненным ситуациям, транслировать эмоциональное благополучие и положительное самоотношение.
В качестве базовых критериев самодетерминации в нашем исследовании выделяются:
- осмысленность жизни, как устойчивую направленность жизнедеятельности субъекта на определенный жизненный смысл;
- жизнестойкость, как качество личности, которое способствует управлению внутренними ресурсами личности, и организует ее реакции на окружающий мир;
- проявление воли, как способность регулировать свою деятельность, преодолевать трудности, и реализовывать потенциал личности;
- базовые убеждения личности, как уровень личностной безопасности человека, его стабильность и успешность в процессе жизнедеятельности;
- социальное самочувствие, как интегральный показатель, выражающийся в самоотношении и социально-психологической адаптации.
Приведенные исследования Д.А. Леонтьева и Е.Р. Калитеевской, Е.Н. Осина подтверждают обоснованность выбора показателей самоотношения и социально-психологической адаптации и актуальность их исследования в качестве базовых критериев самодетерминации. Негативное самоотношение и неумение управлять своим поведением снижают социально-психологическую адаптацию личности (адаптивность, эмоциональный комфорт, приятие себя и др.) и приводит к серьезным трудностям в реализации жизненного потенциала. При этом снижение осмысленности жизни, свободы и ответственности, отмеченное в исследованиях, позволяет говорить о выраженности кризисных проявлений самодетерминации в молодежной среде.
Кризисное проявление самодетерминации личности определяется на основе доминирования негативных характеристик базовых критериев данного процесса:
-неустойчивость смысложизненных ориентиров, -низкий показатель жизнестойкости,
-базовые убеждения, ориентированные на случайность происходящих событий и степень везения,
-низкий уровень волевого потенциала,
-эмоциональный дискомфорт, неприятие себя и других, зависимость от мнения окружающих,
- негативное самоотношение (внутренние противоречия, самообвинение). Для того чтобы проанализировать, как кризисно проявляются базовые критерии самодетерминации, мы провели исследование со студентами профессиональных училищ. В эксперименте принимали участие студенты Балашовского медицинского училища и Балашовского кооперативного техникума. Выборка составила 104 человека.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; методика
исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса; шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман; тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); методика диагностики волевого потенциала (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
С помощью Хи квадрата-критерия согласия Пирсона мы определили, что в группе студентов профессиональных училищ преобладают следующие базовые критерии процесса самодетерминации:
1. Анализ данных методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева показал высокую статистическую значимость компонентов самоотношения:
- доминирование средних показателей по шкале открытость (при р < 0,021) свидетельствует о том, что у юношей в этом возрасте в меру развиты такие качества как критичность, рефлексия, осознанное отношение к себе, внутренняя честность. Однако студенты не всегда готовы признать негативную информацию о себе и других, учитывая ее значимость и возможность социального неодобрения;
- проявление такого личностного качества как самоуверенность (при р < 0,006) говорит о наличие смелости в принятии решений, уверенности в достижении своих целей и стремлений, ориентация на свои достоинства позволяет студентам ощущать свою значимость в обществе.
- в своей деятельности студенты ориентируются на самих себя, об этом говорят средние и высокие показатели по шкале саморуководство (при р < 0,022). Для них характерно представление о том, что они сами управляют своей жизнью и мало зависят от внешних обстоятельств. Внутренние побуждения личности определяют ее деятельность и поступки.
- студенты склонны ожидать одобрительных отзывов в свой адрес -Зеркальное «Я» (при р < 0,003). Для молодых людей характерно мнение, что их
личностные качества, способности и деятельность могут вызывать понимание и уважение со стороны окружающих. Студенты ожидают от окружающих благосклонной и одобрительной оценки себя и своих поступков;
- преобладание высоких показателей по шкале самоценность (при р < 0,002), говорит о проявлении положительной оценки себя и своих поступков, юноши не сомневаются в ценности собственной личности, своей значимости и проявляют интерес к своему внутреннему миру;
- средние показатели по шкале самопринятие (при р < 0,003) свидетельствуют о дружеском отношении к себе, одобрении своих поступков. Однако юноши не всегда способны принять какие-либо отрицательные аспекты своей личности.
- студенты проявляют повышенную рефлексию, несогласие с собой, внутреннюю конфликтность (при р < 0,002). На наш взгляд, несогласие с собой может быть вызвано противоречивыми характеристиками возраста, неразрешенным кризисом идентичности. С одной стороны, студенты ощущают свою самостоятельность, взрослость, свободу выбора, а с другой стороны, они зависят от родителей и поэтому, их действия не всегда одобряются близкими людьми.
- студенты склонны видеть причину неудач в себе. Проявление в некоторых случаях негативных эмоций в свой адрес, самообвинения (при р < 0,001), может быть связано с их неустойчивым положением и неумением объективно оценить свои возможности.
Таким образом, проанализировав такой базовый критерий самодетерминации как самоотношение, мы установили, что для студентов значимы все компоненты самоотношения, при этом кризисные проявления выражены во внутренних противоречиях, несогласии с собой, самообвинении. Высокие балы по шкалам самоуверенность, саморуководство и средние баллы по шкалам самоценность и самопринятие сочетаются с высокой внутренней
конфликтностью и с самообвинениями, что характеризует амбивалентное самоотношение студентов профессиональных училищ.
2. По результатам методики социально-психологическая адаптация К. Роджерса и Р. Даймонда выявлены значимые показатели по следующим шкалам:
- высокие показатели по шкале приятие себя (при р < 0,003), свидетельствуют о высокой самооценке студентов профессиональных училищ, дружественном отношении к собственному «Я», одобрении себя и своих поступков.
- значимость показателя по шкале эмоциональный дискомфорт (при р < 0,007), характеризует проявление у студентов эмоционального напряжения, дискомфорта, выраженность негативных эмоций по отношению к себе и окружающим, что может привести к проблемам во взаимоотношении с людьми и отразиться на адаптивности в целом.
- в отношении с окружающими студенты не стремятся доминировать, они готовы прислушиваться к мнению окружающих, о чем свидетельствует значимость показателя ведомость (при р < 0,002).
То есть по результатам методики социально-психологической адаптации мы видим, что кризисное проявление самодетерминации выражено в эмоциональном дискомфорте и зависимости от мнения окружающих.
3. По результатам методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева:
- у студентов преобладают высокие показатели по шкале Цели (при р < 0,008), что характеризует студентов, как целенаправленных людей, стремящихся добиться поставленных целей. Постановка целей и построение планов на будущее делает их жизнь более осмысленной;
- преобладание средних показателей по шкале Процесс (при р < 0,001), свидетельствует о том, что студенты проявляют удовлетворенность
собственной жизнью, склонны оценивать свою жизнь как достаточно яркую, интересную и наполненную смыслом;
- у респондентов преобладает представление о себе как о сильной личности, способной самостоятельно принимать решения и реализовать свои планы в соответствии с поставленными целями - Локус контроля «Я» (при р < 0,006).
Доминирование высоких и средних значений по перечисленным показателям демонстрирует осознанное отношение студентов к своей жизни, целеустремленность, способность самостоятельно принимать решения, проявлять активную позицию.
4. По результатам методики Шкала базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман были выявлены следующие значимые показатели: благосклонность мира (при р < 0,006), доброта людей (при р < 0,005), справедливость мира (при р < 0,016), случайность как принцип распределения происходящих событий (при р < 0,009), ценность «Я» (при р < 0,005), степень везения (при р < 0,001). По всем перечисленным категориям преобладают средние и высокие показатели, что характеризует благосклонное отношение студентов к окружающему миру, осмысленность в отношении собственной жизни, убежденность в ценности своей личности, при этом у студентов профессиональных училищ проявляются кризисные критерии базовых убеждений, выражающиеся в вере случайность происходящих событий и ориентации на везение.
5. По данным Теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой выделяется значимость компонентов вовлеченность (при р < 0,016) и принятие риска (при р < 0,020). Доминирование средних и высоких показателей по шкале вовлеченность свидетельствует об активной жизненной позиции студентов, об их стремлении действовать. Они стараются проявить себя и получают удовольствие от происходящего. Молодые люди убеждены,
что именно активная позиция и вовлеченность в деятельность позволит добиться желаемого результата. По шкале принятие риска преобладают высокие показатели, то есть студенты воспринимают как положительные, так и отрицательные события жизни в качестве опыта, который помогает развитию личности.
6. Высокая значимость волевого потенциала (при р < 0,005) и преобладание высоких показателей говорит о стремлении студентов проявить себя, свою позицию, об умении противостоять трудностям.
Вывод:
В ходе комплексного анализа полученных результатов по методикам было выявлено, что все базовые критерии процесса самодетерминации имеют высокую статистическую значимость в группе студентов профессиональных училищ.
Обобщая полученные данные в результате исследования, мы можем констатировать такие особенности процесса самодетерминации респондентов, как высокие показатели по критериям смысложизненные ориентации, жизнестойкость и воля, что характеризует осознанное отношение студентов и стремление противостоять возникающим трудностям.
Вместе с тем были обнаружены кризисные проявления самодетерминации, выражающиеся в эмоциональном дискомфорте, ведомости, амбивалентном самоотношении (внутренней конфликтности, несогласии с собой и самообвинении), а также убежденности в случайности происходящих событий и ориентации на везение.
Таким образом, выявленные особенности кризисных проявлений самодетерминации в группе студентов профессиональных училищ свидетельствуют о неустойчивом самоотношении юношей, ощущении эмоционального дискомфорта, наличии внутренних противоречий. Такие особенности во многом объясняются нестабильностью юношеского периода. С
одной стороны, молодежь стремится проявить активность, выразить себя, а с другой стороны, юноши еще не готовы самостоятельно выбирать пути своего развития, управлять своим поведением в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями социума, ориентируясь на случайность и везение в своей деятельности, молодые люди таким образом пытаются снизить степень своей ответственности за происходящие события в их жизни.
Исследование кризисных проявлений самодетерминации на примере студентов профессиональных училищ является частью более объемного исследования, направленного на определении особенностей процесса самодетерминации и выявление кризисных проявлений в группе студентов вуза и в группе работающей молодежи, что позволит проследить динамику процесса самодетерминации в молодежной среде.
Список литературы
1. Карина О.В., Шустова Н.Е., Киселева М.А. Проблематика самодетерминации и экспектаций личности в гуманитарных науках Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. 77 с.
2. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 679 с.
3. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002 . 343 с.
References
1. Karina O.V., Shustova N.E., Kiseleva M.A. Problematika samodeterminatsii i ekspektatsiy lichnosti v gumanitarnykh naukakh [Problematics of self-determination and identity of expectations in the humanities]. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2009. 77 p.
2. Leontev D.A. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: The structure and diagnostics]. Moscow: Smysl, 2011. 679 p.
3. Leontev D.A. Sovremennayapsikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation]. Moscow: Smysl, 2002. 343 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Зябина Ольга Владимировна, соискатель кафедры практической психологии
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Балашовский филиал
ул. К.Маркса, д.29, г. Балашов, Саратовская область 412300, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zyabina Olga Vladimirovna, applicant for the Department of Practical Psychology
Balashov Affiliation of Chernyshevsky Saratov State University 29, Karl Marks street, Balashov, Saratov Region, 412300, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Карина О.В., заведующая кафедрой практической психологии, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО Балашовского института «Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского»