УДК 314.93
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: ОЦЕНКА И МНЕНИЕ ТЮМЕНЦЕВ
Н. Г. Хайруллина
Key words: свободное время, досуг, формы досуга, досуговая активность Ключевые слова: leisure time, leisure activity form, free time
Приводятся результаты анкетного опроса татар тюменской области, проведенного для исследования социально-демографической ситуации, досуговой сферы населения.
Leisure time - an estimate and opinion of citizen in Tyumen. Khairullina N. G.
The results of questionnaire survey of Tatars in Tyumen region are shown. This survey was conducted with the purpose to sudy the socio-demographic situation, leisure activity sphere of population.
В апреле 2009 г. среди жителей областного центра проведен анкетный опрос для исследования социально-демографической ситуации. В опросе приняли участие 300 респондентов, из числа опрошенных 65% составили женщины, 35% - мужчины. В феврале-июне 2010 года, опрашивая татар юга Тюменской области, проживающих в городах Тюмень, Тобольск, Ялуторовск и населенных пунктах Тюменского, Ялуторовского, Заводоуковского, Исетского, Казанского, Ярковского, Вагайского, Тобольского и Нижнетавдинского районов, автор задавал вопросы для оценки социальнодемографической ситуации. Всего опрошен 721 респондент, из них 265 - городские жители, 456 -сельские жители. Из числа опрошенных 32,5% составили мужчины, 67,5% - женщины. Один из блоков анкеты позволил выявить проблемы свободного времени тюменцев.
Изучение форм досуга, их взаимопроникновение и взаимопереплетение являются важнейшей характеристикой того, насколько широк спектр интересов в досуговой сфере населения. Наше исследование подтверждает полученные данные последних лет о том, что произошли значительные изменения в структуре использования свободного времени. Всех респондентов можно разделить на две группы, характеризующиеся прежде всего направленностью досуговой активности. Две трети представителей татарской национальности организуют внутри дома и треть - вне его (68,6 и 31,4% соответственно).
Выяснилось, что чаще респонденты предпочитают работать по дому или на даче, смотреть телевизор, видео. Около половины опрошенных общаются с семьей, детьми, читают газеты, журналы, книги. Каждый четвертый участник анкетного опроса часто проводит время за компьютером, увлекается Интернетом. Вызывает тревогу тот факт, что менее десяти процентов опрошенных занимаются спортом. Как мы и предполагали, чаще работают по дому, общаются с семьей женщины, а мужчины предпочитают смотреть телевизор, читать газеты, выезжать на рыбалку (табл.1).
Таблица 1
Распределение ответов мужчин и женщин на вопрос о формах проведения свободного времени,
в % к общему числу ответивших
Форма Все респонденты Пол
мужской женский
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем концерты, театры, рестораны и 46,2 36,3 49,7
Работаю по дому, на даче 67,8 57,5 71,9
Занимаюсь спортом 8,4 12,8 5,9
Выезжаю на природу, рыбалку 23,0 39,8 14,7
Читаю газеты, журналы, книги 43,5 31,4 49,0
Смотрю телевизор, видео 64,6 61,9 65,5
Слушаю музыку 31,5 21,2 37,1
Сижу за компьютером 12,0 8,0 14,3
Увлекаюсь Интернетом 12,8 10,6 14,5
Несмотря на определенную устойчивость общероссийских показателей типов досуговой активности по линии «дом» - «вне дома», заметной дифференциации в зависимости от места жительства не выявлено. В структуре культурных потребностей городского и сельского населения нет существенных различий. Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от места проживания респондентов показал, что сельские
жители больше работают по дому, на даче, смотрят телевизор и видео, а городские больше читают газеты, журналы, книги, сидят за компьютером (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени в зависимости от места жительства респондентов, в % к общему числу ответивших_______________
Форма Место проживания
село город
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем концерты, театры, рестораны и т.п.) 44,2 46,8
Работаю по дому, на даче 70,0 62,6
Занимаюсь спортом 7,5 9,4
Выезжаю на природу, рыбалку 22,4 24,2
Читаю газеты, журналы, книги 41,6 45,7
Смотрю телевизор, видео 65,4 62,6
Слушаю музыку 31,3 32,8
Сижу за компьютером 10,3 15,1
Увлекаюсь Интернетом 9,6 18,9
Автором выявлены и существенные различия в структуре культурных потребностей респондентов различных возрастов (табл. 3). У респондентов молодых возрастных категорий (до 30 лет) преобладают ориентации не на познавательные, просветительские, развивающие виды культурной деятельности, а на пассивные виды потребления культуры. Досуговая сфера молодежи в областном центре продолжает утрачивать традиционные общекультурные характеристики.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени _______в зависимости от возраста респондентов, в % к общему числу ответивших_________________
Форма Возраст
до 25 26-35 36-45 46-55 56-65 старше 66
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем концерты, театры, рестораны и т.п.) 39,3 51,6 55,3 40,8 45,7 32,1
Работаю по дому, на даче 48,7 60,7 74,0 76,3 72,3 71,7
Занимаюсь спортом 18,8 12,3 5,7 4,6 3,2 1,9
Выезжаю на природу, рыбалку 22,2 22,1 24,4 26,3 25,5 15,1
Читаю газеты, журналы, книги 30,8 31,1 43,9 53,9 53,2 50,9
Смотрю телевизор, видео 56,4 54,9 66,7 71,7 70,2 62,3
Слушаю музыку 59,8 36,1 23,6 23,7 29,8 13,2
Сижу за компьютером 28,2 18,9 11,4 7,2 1,1 0,0
Увлекаюсь Интернетом 34,2 23,8 9,8 4,6 1,1 0,0
Особое внимание следует обратить на ответы респондентов о формах проведения свободного времени в зависимости от семейного положения (табл. 4).
Активно проводят свободное время респонденты, которые холосты (не замужем) или состоящие в разводе (см. табл. 4). Они чаще занимаются спортом, слушают музыку, сидят за компьютером и увлекаются Интернетом. Респонденты, которые указали, что они женаты (замужем), чаще работают по дому и проводят время с семьей.
Неутешительные результаты нами получены и при анализе ответов респондентов о формах проведения свободного времени в зависимости от количества детей (табл. 5). Как мы и предполагали, с увеличением количества детей у респондентов, уменьшаются возможности активного проведения свободного времени. Они больше работают по дому, меньше общаются с семьей. Напротив, чем меньше
детей, тем больше свободного времени остается на занятия спортом, на работу за компьютером, тем меньше времени они тратят на работу по дому.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени в зависимости от семейного положения респондентов, в% к общему числу ответивших______________
Форма Семейное положение
женат (замужем) холост (не замужем) разведен (а) вдовец (вдова)
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем рестораны, концерты, театры и т.п.) 48,2 30,9 34,4 30,8
Работаю по дому, на даче 70,4 52,9 53,1 71,8
Занимаюсь спортом 5,3 16,2 3,1% 5,1
Выезжаю на природу, рыбалку 22,9 19,9 15,6 10,3
Читаю газеты, журналы, книги 42,6 33,8 56,3 48,7
Смотрю телевизор, видео 62,3 56,6 68,8 61,5
Слушаю музыку 24,6 55,1 25,0 23,1
Сижу за компьютером 9,5 25,7 6,3 7,7
Увлекаюсь Интернетом 7,7 33,1 18,8 0,0
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени __________в зависимости от количества детей, в% к общему числу ответивших____________________
Форма Количество детей
1 2 3 более 3 не имею
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем концерты, театры, рестораны и т.п.) 57,0 48,2 46,7 49,2 29,9
Работаю по дому, на даче 58,9 76,3 77,1 71,4 52,1
Занимаюсь спортом 4,7 6,1 3,8 1,6 18,6
Выезжаю на природу, рыбалку 26,2 22,8 24,8 19,0 21,6
Читаю газеты, журналы, книги 34,6 47,4 52,4 47,6 35,9
Смотрю телевизор, видео 61,7 68,0 65,7 63,5 60,5
Слушаю музыку 23,4 25,0 20,0 23,8 55,7
Сижу за компьютером 13,1 6,1 7,6 1,6 26,9
Увлекаюсь Интернетом 15,9 6,1 2,9 0,0 30,5
Важнейший параметр, дифференцирующий сферу досуговой активности, как показывают исследования, - это принадлежность человека к определенному социальному слою общества. Чем выше социальный статус человека, тем больше у него возможностей иметь качественный, полноценный досуг (табл.6). За последние годы у наиболее благополучной части татарского населения отмечается рост внедомашних видов активности скорее развлекательного характера, чем культурного, развивающего направления.
Данный вопрос анкеты был так построен, что предусматривал возможность респондентам прокомментировать свои ответы. Большинство из тех, кто воспользовался предоставленной возможностью, признались, что свободного времени нет либо его очень мало. Другая, значительная часть участников анкетного опроса, занимаются домашним хозяйством, гуляют с детьми, увлечены рукоделием (вяжут, вышивают). Единицы представителей татарского населения изучают религию Ислам, стараются вовремя прочитать намаз, читают, изучают Коран, помогают своим детям в изучении исламской религии, молодым мусульманкам изучать арабский язык.
Важным фактором, характеризующим уровень проведения свободного времени, являются ответы на вопрос о проведении отпуска. Основное число участников анкетного опроса (93,0%) отпуск проводят дома или на даче (77,0 и 16,0% соответственно). Только один из десяти представителей татарской
национальности может позволить себе провести отпуск в санатории, на море или за границей; к сожалению, 6,4% респондентов вынуждены во время отпуска подрабатывать.
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою общества, _________________________в % к общему числу ответивших________________________
Форма Социальный слой
богатые средний класс бедные нищие
Общаюсь с семьей, детьми (совместно посещаем концерты, театры рестораны и т.п.) 4,3 78,0 9,8 0,0
Работаю по дому, на даче 2,4 75,6 13,8 0,0
Занимаюсь спортом 5,4 75,0 7,1 1,8
Выезжаю на природу, рыбалку 4,5 76,3 12,1 0,0
Читаю газеты, журналы, книги 1,7 77,3 12,0 0,7
Смотрю телевизор, видео 2,3 76,5 13,1 0,7
Слушаю музыку 2,8 81,4 9,8 0,9
Сижу за компьютером 3,7 79,3 6,1 1,2
Увлекаюсь Интернетом 3,3 78,9 7,8 1,1
Общая тенденция, выявленная в ходе анализа, прослеживается достаточно четко. Среди представителей татарского населения большое число тех, кто отдает предпочтение пассивным формам проведения досуга. Значительное число людей не могут позволить себе проводить отпуск в санатории, на море или за границей, они вынуждены его проводить дома или на даче, иногда выезжая к родственникам или родителям в деревню.
Результаты проведенного исследования показали, что тюменцы в свободное время предпочитают активные формы досуга.
Сведения об авторе
Хайруллина Н. Г., д. с. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 8 (3452) 20 90 24, e-mail:[email protected]
Khairullina N. G., Doctor of Sociological Sciences, professor, Department of Marketing and Municipal Administration, Tyumen Oil and Gas University, phone: 8 (3452) 20 90 24, e-mail:[email protected]