Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖЬЮ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖЬЮ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
565
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / VALUE ORIENTATIONS / TEENAGERS / LEISURE / FREE TIME / WAYS OF SPENDING / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Зухра Кадимовна

На основе данных серии социологических исследований городской молодежи старшего подросткового возраста (14-18 лет), проводившихся автором в 1993-2018 гг. в городах Республики Башкортостан, исследуется характер организации досуга и предпочтений в его проведении. Анализ выявил возникновение новых трендов, качественно отличающихся от трендов до 2013 г.: у молодежи данного возраста теперь все больше доминирует развлекательный и культурно-потребительский способы проведения свободного времени. Это разрушает созидательные традиционные ценностно-смысловые формы, способствует снижению общего культурного уровня, примитивизации способов общения, изменению речевых оборотов и появлению специфического языкового сленга. Постепенно изменяется характер развлечений и направленность предпочтений, смещаясь от просмотра телевизора и видео в сферу блуждания в Интернете, общения в социальных сетях, участия в различных компьютерных играх. Для рациональной организации свободного времени подростков необходимы направленные усилия общества и государства. Выработка соответствующих стратегий должна основываться на фундаментальных и прикладных исследованиях культурно-досуговой деятельности молодежи и мониторинге потребностей и предпочтений молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SPENDING LEISURE TIME BY TEENAGERS

Based on the data of a series of sociological studies of urban teenagers (14-18 years), conducted by the author from 1993 to 2018 in the cities of the Republic of Bashkortostan, the nature of leisure and leisure preferences is investigated. The analysis revealed the emergence of new trends, qualitatively different from the trends before 2013: young people of this age are now increasingly dominated by entertainment and cultural and consumer ways of spending free time. This destroys the traditional creative values and concepts, contributes to the reduction of the general cultural level, the primitivization of ways of communication, the change of speech patterns and the emergence of specific language slang. The nature of entertainment and the direction of preferences is changing gradually, shifting from watching TV and video toInternet surfing, social networking, participation in various computer games. To organize teenagers' free time in a rational manner, concerted efforts of society and the state are required. The development of appropriate strategies should be based on fundamental and applied research of cultural and leisure activities of young people and monitoring the needs and preferences of the younger generation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖЬЮ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

82

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 82—91

УДК 316.752

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖЬЮ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© 2020 г. З.К. Селиванова

Селиванова Зухра Кадимовна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры философии, политологии, социологии Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт»

zoi75@bk.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2019 Статья принята к публикации 28.05.2020

На основе данных серии социологических исследований городской молодежи старшего подросткового возраста (14-18 лет), проводившихся автором в 1993-2018 гг. в городах Республики Башкортостан, исследуется характер организации досуга и предпочтений в его проведении. Анализ выявил возникновение новых трендов, качественно отличающихся от трендов до 2013 г.: у молодежи данного возраста теперь все больше доминирует развлекательный и культурно-потребительский способы проведения свободного времени. Это разрушает созидательные традиционные ценностно-смысловые формы, способствует снижению общего культурного уровня, примитивизации способов общения, изменению речевых оборотов и появлению специфического языкового сленга. Постепенно изменяется характер развлечений и направленность предпочтений, смещаясь от просмотра телевизора и видео в сферу блуждания в Интернете, общения в социальных сетях, участия в различных компьютерных играх. Для рациональной организации свободного времени подростков необходимы направленные усилия общества и государства. Выработка соответствующих стратегий должна основываться на фундаментальных и прикладных исследованиях культурно-досуговой деятельности молодежи и мониторинге потребностей и предпочтений молодого поколения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь старшего подросткового возраста, досуг, свободное время, способы проведения, предпочтения.

Актуальность проблемы

Свободное время - это значительная и существенная часть жизни человека. Его можно использовать для конструктивного развития личности, духовного роста, саморазвития и самореализации в разных аспектах, в том числе реализации творческого потенциала, его можно использовать и для социального воспитания, и в политических или в антисоциальных целях, а также бездумно и бесцельно. Под влиянием до-суговых предпочтений, в условиях проведения свободного времени тем или иным способом и формируется личность молодого человека старшего подросткового возраста. При этом рекомендации, вырабатываемые научным сообществом, способны помочь рационально организовать досуговое, свободное время и отдых -помочь как самой личности, так и государству. Не будем забывать и о том, что хорошая организация свободного времени и культурного отдыха способствуют повышению социальной активности молодежи.

В современную эпоху из-за вторжения огромного количества технических устройств, сложных технических систем изменяются многие аспекты жизнедеятельности общества, в

связи с чем непрерывно меняются потребности, интересы, предпочтения молодых людей, изменяются и усложняются структура, характер и формы организации досуга. При этом прикладных социологических исследований современного состояния проблемы проводится очень немного, и их явно недостаточно для формирования целостной системы оценки. В этой связи исследование проблем досуга старших подростков и предпочтений в выборе рода занятий в свободное время в современную эпоху очень актуально, как для педагогического сообщества, так и для государственных структур, организующих досуг молодежи и реализующих государственную молодежную политику.

Объект исследования - городская молодежь старшего подросткового возраста (14-18 лет) Республики Башкортостан.

Предмет исследования - характер организации досуга и предпочтений в проведении свободного времени городскими старшими подростками.

Цель исследования - изучение предпочтений в проведении свободного времени и реального характера и форм проведения свободного времени современной городской молодежью старшего подросткового возраста.

Анализ научной литературы по проблеме

Исследованием досугового и свободного времени различных категорий населения, в том числе и молодежи, занимались многие специалисты, как зарубежные, так и отечественные (см. обзор: [1, с. 1531]). В научной литературе существует многообразие интерпретаций терминов «досуг» и «свободное время» и нет четкого разделения этих терминов. Автором используется понятие «свободное время» и за основу принят структурно-функциональный подход, трактующий свободное время как комплекс, включающий в себя семейный отдых, туризм, отдых на природе, культурный отдых (кино, театр, посещение музеев, выставочных залов), чтение книг, общение в социальных сетях и Интернете, прием гостей и хождение в гости, физическое развитие, посещение развлекательных объектов и мероприятий, пассивный отдых.

В настоящее время элементов структуры и функций стало больше, изменились и прежние, но сам подход представляется наиболее эффективным.

Структура и содержание проблемы досуга

Свободное время старших подростков детерминировано множеством факторов, как внешними (культура, ценности и ценностные ориентации; ближайшее окружение; воздействие СМИ, Интернета и других агентов социализации), так и внутренними (ценностные ориентации, мотивы, убеждения, установки, интересы, потребности, в соответствии с которыми происходит выбор рода занятий, предпочтение тех или иных форм и способов проведения свободного времени, степень активной деятельности). В частности, как показывают и наши исследования, важную роль играют общение подростков, дружба, микроколлективы сверстников, и поэтому можно согласиться с тем, что в качестве фактора, определяющего характер проведения свободного времени, выступают также «субкультурные предпочтения, наличие в ближайшем окружении референтов, насыщенность социокультурной среды» [2, с. 37].

При исследовании свободного времени молодежи важно учитывать три момента.

Первый - организация свободного времени молодежи старшего подросткового возраста включает в себя несколько составляющих - это время, организованное: а) учебными заведениями, культурными и спортивными учреждениями; б) молодежными, политическими, общественными и волонтерскими организациями;

в) религиозными организациями; г) неформальными молодежными сообществами, включая сетевые формы организации; д) развлекательными учреждениями различной направленности (для проведения свободного времени в виде отдыха, туристических поездок, особенно игр и т.д.); е) деструктивными сообществами, включая криминальные группировки; также существуют неорганизованные индивидуальные практики с различными модификациями.

Второй момент, вытекающий из первого, заключается в том, что результат проведения свободного времени может быть: а) развивающим интеллектуально, духовно, физически; б) развлекательным; в) утилитарным по отношению к личности (организация ее досуга для достижения других целей - политических, общественных), г) разрушающим, деконструктивным, деструктивным для личности. Для исследования содержательной части досуга, соглашаясь с Е.Ю. Шеховцовой, досуг учащейся молодежи целесообразно описывать с помощью нескольких моделей: познавательной, творческой, развлекательной, коммуникативной, пассивной и смешанной [3, с. 237].

Третий момент - способ проведения свободного времени оказывает влияние на такие функции организма человека и его личности, как восстановительная, компенсаторная, познавательная, функция саморазвития личности, функция реализации в творчестве, социализирующая, коммуникативная. Реализация вышеперечисленных функций имеет первостепенное значение при создании условий, нужных для развития и саморазвития личности. Этот аспект требует специального анализа и применения при разработке программ организации досуга.

Описание методики и результатов исследования

Анализируются результаты серии социологических исследований, проведенных автором в течение длительного времени в 1993-2018 гг. в городах Республики Башкортостан методом анкетирования по методике повторных исследований с соблюдением единых процедур, однотипной анкеты и квотно-гнездовой выборки, обеспечивающей репрезентативность 95-97%. Опросы проводились в средних школах, училищах, колледжах, техникумах.

Выборочная совокупность в 1993 г. составила 936 человек; в 1995 г. - 400 чел.; в 1997 г. -455 чел.; в 1999 г. - 860 чел.; в 2010 г. - 893 чел.; в 2014 г. - 991 чел.; в 2018 г. - 501 чел.

Таблица 1

Динамика рейтинга желательных предпочтений способов проведения _свободного времени юношами (% от числа опрошенных)*_

№ Вариант ответа Год

1993 1995 1997 1999 2010 2014 2018

Наиболее предпочитаемые способы проведения свободного времени

1 Заниматься спортом, танцами 43 59 45 47 42 47 41

2 Отдыхать в компании друзей (плюс со своими ребятами; с 1997 г.) 49 49 50 60 41 47 34

3 Поездить по свету 28 40 59 60 51 43 34

4 Заниматься своим увлечением, хобби 0 17 19 14 22 24 30

5 Чтение интересных книг 24 17 18 15 14 14 30

Менее предпочитаемые способы проведения свободного в| эемени

6 Слушать музыку (с 1997 г.) 0 0 34 47 27 34 29

7 Играть в многопользовательские онлайн-игры через Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 16 16 27

8 Заняться коммерцией, открыть свое дело 12 13 27 32 32 25 26

9 Учеба, овладение науками, искусством (плюс иностранными языками; с 1997 г.), получение профессии 6 11 14 11 17 9 24

10 Общаться в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.п.; с 2010 г.) 0 0 0 0 16 18 15

11 Рыбалка, лес, туризм (плюс отдых за городом; с 1997 г.) 40 54 45 48 33 39 14

12 С родными, родителями или со своей семьей 11 18 15 11 16 21 12

Наименее предпочитаемые способы проведения свободного времени

13 Смотреть кино, видео (с 2010 г. DVD) 26 15 27 35 18 10 10

14 Почаще бывать в кафе, барах, ресторанах 6 9 6 15 15 10 10

15 Приобщаться к высокому искусству, музыке, живо-

писи (плюс ходить в театры, на концерты, выставки и т.д.; с 1997 г.) 1 2 4 4 10 8 10

16 Ничего не делать (с 1997 г.) 0 0 0.5 3 2 3 10

17 Играть в однопользовательские игры без подключения к 0 0 0 0 8 5 9

сети Интернет (с 2010 г.)

18 Танцы, дискотеки (плюс ходить в клубы, на опен-эйры; с 2010 г.) 21 21 20 26 16 7 8

19 Ухаживать за огородом (плюс отдыхать на даче; с 1997 г.) 6 6 6 7 5 8 6

20 Свой вариант ответа 2 3 0 0.2 2 4 4

* Рейтинг выстроен по результатам 2018 года. В скобках указаны дополнения к формулировке вариантов от-

ветов, введенных в разные годы.

Основные результаты

Предварительные замечания. В связи с ген-дерными различиями в проведении свободного времени отдельно анализируются ответы юношей и девушек. Различия по национальности отсутствуют (находятся в пределах статистической ошибки).

Проанализируем отдельно два исследованных аспекта - желательное времяпровождение (то, что подростки предпочли бы при наличии возможности) и реальное времяпровождение.

Анализ динамики рейтинга желательных предпочтений способов проведения свободного времени юношами. Рейтинги в таблицах выстроены по полученным данным 2018 г.

Проанализируем динамику рейтинга желательных предпочтений способов проведения свободного времени юношами (табл. 1). Все 20 вариантов ответов (респонденты могли вы-

брать до 5 вариантов) разделим на три группы: наиболее предпочитаемые юношами способы проведения свободного времени (30% выборов и выше); менее предпочитаемые (от 10 до 30%) и наименее предпочитаемые (меньше 10%).

В течение всего периода исследований у юношей к группе наиболее предпочитаемых способов проведения свободного времени относятся такие варианты ответов, набирающие в 2018 г. 30% и более: «заниматься спортом, танцами», «отдыхать в компании друзей», «поездить по свету», «заниматься своим увлечением, хобби», «чтение интересных книг». Причем три варианта («заниматься спортом, танцами», «отдыхать в компании друзей», «поездить по свету») с 1993 г. устойчиво занимают первые места в рейтинге предпочтений, хотя процент выборов колеблется в пределах 10-20%.

Вариант ответа «слушать музыку», набирая в разные годы от 27 до 34% выборов, переходит из одной группы в другую и в 2018 г. перешел в

Таблица 2

Динамика рейтинга способов проведения свободного времени юношами

(% от числа опрошенных)*

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014 2018

1 Слушаю музыку 64 70 59 61 60

2 Играю в многопользовательские онлайн-игры через Интернет 0 0 27 35 47

3 Отдыхаю в компании друзей, с ребятами 60 66 56 60 45

4 Занимаюсь спортом, танцами 47 50 52 50 43

5 Общаюсь в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.п.) 0 0 38 49 39

6 Занимаюсь своим увлечением, хобби 19 18 27 29 38

7 Читаю интересные книги 30 25 17 18 28

8 Дополнительная учеба (овладение науками, иностранными языками и т.д.) 0 0 14 11 24

9 Смотрю ТВ, кино, видео, DVD 65 70 43 26 22

10 Играю в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет 0 0 19 13 20

11 Провожу время с родными, родителями или со своей семьей 25 21 23 21 15

12 Ничего не делаю 3 3 3 6 10

13 Рыбалка, лес, туризм, отдых за городом 47 43 31 28 8

14 Хожу в кафе, бары, рестораны 2 10 12 6 8

15 Хожу в театры, на концерты, выставки и т.д. 2 2 2 3 5

16 Свободного времени практически нет 4 4 6 4 5

17 Свой вариант ответа 3 4 4 6 5

18 Ухаживаю за огородом, отдыхаю на даче 15 16 5 17 4

19 Хожу на танцы, дискотеки, в клубы 22 27 13 3 4

* Рейтинг выстроен по результатам 2018 года.

группу менее предпочитаемых способов проведения свободного времени. Желание «заняться коммерцией, открыть свое дело» находится в этой же группе, набирая и снижая процент выборов. Желание учиться, овладевать науками и искусством с годами неизменно растет и по сравнению с 1993 г. выросло в 4 раза; желание общаться в социальных сетях с 2010 г. по сей день остается примерно на одном и том же уровне. Желание играть в многопользовательские онлайн-игры через Интернет по сравнению с 2010 г. выросло на 11%. В этой группе резко выделяется вариант ответа «рыбалка, лес, туризм, отдых за городом», так как по сравнению с 1993 г. процент выборов этого варианта снизился почти в 3 раза.

Более детально можно увидеть в табл. 1, какие варианты ответов вошли в группу наименее предпочитаемых юношами способов проведения свободного времени. Лишь акцентируем внимание на следующем: у юношей желания смотреть кино, видео и ходить на танцы, дискотеки с годами уменьшаются (в 2.6 раза), при этом растут (по сравнению с 1993 г. почти в 10 раз) желания приобщиться к высокому искусству, музыке, живописи и ничего не делать.

Анализ динамики рейтинга способов проведения свободного времени юношами в реально-

сти. Проанализируем, как на самом деле проводят свое свободное время старшие подростки мужского пола (см. табл. 2).

Юноши предпочитают в первую очередь заниматься спортом, танцами и отдыхать в компании друзей, а в реальности слушают музыку (обратим внимание, что в рейтинге предпочтений этот вариант находится на шестом месте); играют в многопользовательские онлайн-игры через Интернет (с годами играющих становится все больше, в 2018 г. таковых стало на 12% больше по сравнению с 2014 г.). Это два первых места в рейтинге способов проведения свободного времени. Далее - отдых в компании друзей, с ребятами (отдыхающих стало меньше на 15%) и занятия спортом, танцами (стали заниматься меньше). Зато стали больше заниматься своим увлечением, хобби - на 9% по сравнению с 2014 г. - и дополнительной учебой (на 13% больше занимающихся иностранными языками и науками). С годами все больше становится процент юношей, играющих через Интернет и без подключения к нему, поэтому в 2018 г. снизился процент выбирающих следующие варианты ответов: «смотрю ТВ, кино, видео, DVD» (по сравнению с 1997 г. стало меньше в 3 раза выборов этого ответа); «рыбалка, лес, туризм, отдых за городом» (меньше почти в 6 раз); «провожу время с родными, родителями или со сво-

ей семьей» (меньше в 1.6 раза); «ухаживаю за огородом, отдыхаю на даче» (меньше в 3.8 раза); «хожу на танцы, дискотеки, в клубы» (меньше в 5.5 раза).

Отдельно выделим чтение юношами интересных книг: в течение всего периода исследований процент желающих читать и читающих юношей в реальности снижался. При этом в 2018 г. по сравнению с 1997 г. процент желающих читать становится больше почти в два раза, а процент читающих, хотя и вырос, но по сравнению с 1997 г. ниже на 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу вышеописанного анализа полученных многолетних результатов трудно согласиться с некоторыми авторами, утверждающими, что у подрастающего поколения упал интерес к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятию художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Итак, подростки мужского пола предпочитают спортивный, активный, коммуникативный, познавательный способы проведения свободного времени (желают заниматься спортом, танцами; отдыхать в компании друзей; поездить по свету; заниматься своим увлечением, хобби и читать интересные книги). В реальной жизни юноши слушают музыку; играют в компьютерные игры; отдыхают в компании друзей, с ребятами; занимаются спортом; общаются в социальных сетях, то есть выбирают развлекательный и активный способы проведения свободного времени.

Анализ динамики рейтинга желательных предпочтений способов проведения свободного времени девушками. Теперь рассмотрим динамику рейтинга желательных предпочтений способов проведения свободного времени девушками (табл. 3). Так же, как и у юношей, все 20 вариантов ответов разделены на три вышеназванные группы. В течение 25-летнего периода исследований у девушек к группе наиболее предпочитаемых способов проведения свободного времени относятся следующие варианты ответов: «поездить по свету», «заниматься спортом, танцами», «отдыхать в компании друзей», «дополнительная учеба», «заниматься своим увлечением, хобби».

В отличие от предпочтений юношей у девушек в рейтинге на первом месте расположился вариант ответа «поездить по свету» (у юношей -желание заниматься спортом, танцами; и в силу гендерных предпочтений эти варианты ответов поменялись местами), и большее количество девушек-респондентов хотели бы поездить по свету (у юношей выбор этого ответа составляет от 28 до 60%, у девушек - от 56 до 75%). На втором месте рейтинга располагается ответ «за-

ниматься спортом, танцами» (количество желающих по сравнению с 1993 г. выросло более чем в три раза), далее - ответ «отдыхать в компании друзей» (количество желающих по сравнению с 1993 г., испытывая колебания, уменьшилось более чем в 1 . 5 раза). Так же, как и у юношей, у девушек растет желание учиться, овладевать науками и искусством (по сравнению с 1993 г. также выросло почти в 4 раза) и желание заниматься своим увлечением, хобби (тоже выросло в 2 раза).

Девушки, как и юноши, желают приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи (плюс ходить в театры, на концерты, выставки), процент предпочтений этого ответа с годами растет, и в 2018 г. у девушек в рейтинге предпочтений этот вариант ответа находится на 7-м месте, у юношей - на 15-м месте. Процент девушек так же, как и юношей, желающих почаще бывать в кафе, барах, ресторанах, растет. Процент девушек, желающих заняться коммерцией, открыть свое дело, также растет, а процент юношей с таким предпочтением испытывает колебания. В 2018 г. у девушек вариант ответа «слушать музыку», набирая в разные годы от 15 до 39% выборов, остается в группе наименее предпочитаемых способов проведения свободного времени. В отличие от юношей у девушек желание общаться в социальных сетях с 2010 г. снижается, и процент девушек, желающих играть в многопользовательские он-лайн-игры через Интернет, по сравнению с юношами ниже в 9 раз.

Анализ динамики рейтинга способов проведения свободного времени девушками в реальности. Теперь проанализируем, как же на самом деле проводят свое свободное время старшие подростки женского пола сравнительно с подростками мужского пола (см. табл. 4).

Девушки хотели бы поездить по свету, заниматься спортом, танцами и отдыхать в компании друзей, в реальности слушают музыку (в течение 25 лет слушающих музыку более 60% -1-е место в рейтинге, а в рейтинге предпочтений 2018 г. этот вариант находится на 10-м месте). В реальной жизни, если юноши играют в различные компьютерные игры (в 2018 г. играющих юношей в 9 раз больше, чем играющих девушек, и с годами игроков становится все больше), то в 1.4 раза больше девушек общаются в социальных сетях. Прослушивание музыки и общение в социальных сетях - это два первых места в рейтинге способов проведения свободного времени девушками. Далее - отдых в компании друзей, хотя количество отдыхающих девушек стало меньше на 22%.

Таблица 3

Динамика рейтинга желательных предпочтений способов проведения свободного времени девушками

_(% от числа опрошенных)*_

№ Вариант ответа Год

1993 1995 1997 1999 2010 2014 2018

Наиболее предпочтительные способы проведения свободного времени

1 Поездить по свету 56 56 74 75 70 70 62

2 Заниматься спортом, танцами 14 28 18 18 38 47 46

3 Отдыхать в компании друзей (плюс со своими ребятами; с 1997 г.) 61 69 57 67 37 45 39

4 Учеба, овладение науками, искусством, (плюс иностранными языками; с 1997 г.), получение профессии 9 20 26 19 26 24 35

5 Заниматься своим увлечением, хобби (с 1997 г.) 0 0 15 16 21 23 32

Менее предпочтительные способы проведения свободного времени

6 Читать интересные книги 39 31 22 21 17 31 30

7 Приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи (плюс ходить в театры, на концерты, выставки и т.д.; с 1997 г.) 6 4 15 15 22 28 29

8 Заняться коммерцией, открыть свое дело 8 9 34 31 26 19 24

9 Почаще бывать в кафе, барах, ресторанах 8 12 17 20 18 15 21

10 Слушать музыку (с 1997 г.) 0 0 28 39 15 21 20

11 С родными, родителями или со своей семьей 24 27 18 15 21 27 19

12 Рыбалка, лес, туризм (плюс отдых за городом; с 1997 г.) 25 30 25 23 23 26 17

Наименее предпочтительные способы проведения свободного времени

13 Танцы, дискотеки (плюс ходить в клубы, на опен-эйры; с 2010 г.) 38 30 31 43 20 9 8

14 Смотреть кино, видео (плюс DVD; с 2010 г.) 21 13 10 15 9 6 5

15 Общаться в социальных сетях («ВКонгакте», «Одноклассники» и т.п.; с 2010 г.) 0 0 0 0 13 11 4

16 Ухаживать за огородом (плюс отдыхать на даче; с 1997 г.) 9 7 10 6 5 8 4

17 Играть в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 1 1 3

18 Ничего не делать (с 1997 г.) 0 0 1 1 0 1 3

19 Играть в многопользовательские онлайн-игры через Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 2 1 3

20 Свой вариант ответа 1 0 2 2 2 1 3

* Рейтинг выстроен по результатам 2018 года.

На 4-м месте у девушек вариант ответа «провожу время с родными, родителями» (у юношей этот ответ на 11-м месте, к тому же девушки почти в 3 раза чаще проводят свободное время с родителями и родными). Более трети девушек-респондентов (35%, с годами этот процент увеличивается) занимаются своим увлечением, хобби и дополнительной учебой. С годами процент девушек и юношей, читающих интересные книги, колеблясь, остается на уровне 30%.

Еще раз акцентируем внимание на том, что процент старших подростков, смотрящих ТВ, кино, видео, с годами уменьшился почти в 3 раза (примерно одинаково и у девушек, и у юношей). Далее в рейтинге располагаются варианты ответов, набирающие меньше 15%. У девушек, как и у юношей, растет процент выбравших варианты ответов «хожу в театры, на концерты, выставки» (причем девушки ходят чаще почти в 3 раза), «ничего не делаю», но при

этом девушки более заняты, чем юноши, и чаще выбирают ответ «свободного времени практически нет».

Старшие подростки стали меньше ухаживать за огородом, отдыхать на даче (девушки меньше в 4.4 раза и юноши - 3.8 раза), а также ходить на танцы, дискотеки, в клубы (девушки меньше в 13 раз и юноши - 5.5 раза).

Итак, подростки женского пола предпочтение отдают познавательному, спортивному, активному, коммуникативному способам проведения свободного времени: поездить по свету; заниматься спортом, танцами; отдыхать в компании друзей; дополнительная учеба, овладение науками, искусством; заниматься своим увлечением, хобби. А в реальной жизни реализуют способы такие, как развлекательный, домашний, коммуникативный, компенсаторный (слушают музыку; общаются в социальных сетях; отдыхают в компании друзей, с ребятами; проводят

Таблица 4

Динамика рейтинга способов проведения свободного времени девушками

_(% от числа опрошенных)*_

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014 2018

1 Слушаю музыку 67 78 66 60 66

2 Общаюсь в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.п.) 0 0 52 65 55

3 Отдыхаю в компании друзей, с ребятами 68 65 64 61 46

4 Провожу время с родными, родителями или со своей семьей 25 41 43 42 40

5 Занимаюсь своим увлечением, хобби 19 18 28 32 35

6 Дополнительная учеба (овладение науками, иностранными языками и т.д.) 0 0 24 24 35

7 Занимаюсь спортом, танцами 11 17 32 37 33

8 Читаю интересные книги 44 37 28 39 31

9 Смотрю ТВ, кино, видео 62 64 43 27 24

10 Хожу в театры, на концерты, выставки и т.д. 1 4 5 5 14

11 Хожу в кафе, бары, рестораны 4 10 11 8 13

12 Свободного времени практически нет 6 7 10 10 11

13 Ничего не делаю 3 8 3 5 9

14 Рыбалка, лес, туризм, отдых за городом 20 10 11 8 7

15 Играю в однопользовательские игры без подключе- 0 0 3 3 6

ния к сети Интернет

16 Играю в многопользовательские онлайн-игры через Интернет 0 0 4 4 5

17 Ухаживаю за огородом, отдыхаю на даче 22 17 4 12 5

18 Свой вариант ответа 6 5 4 3 4

19 Хожу на танцы, дискотеки, в клубы, на опен-эйры 40 41 11 4 3

*Рейтинг выстроен по результатам 2018 года.

время с родными, родителями; занимаются своим увлечением, хобби).

В 1997 г. четверть опрошенных и юношей, и девушек проводили время вместе с родителями и родными, а в 2018 г. количество таких юношей уменьшилось до 15%, количество же девушек, наоборот, выросло до 40%.

Анализ динамики рейтинга способов совместного семейного времяпровождения. Проанализируем, чем же занимаются подростки в совместном семейном времяпровождении (табл. 5). Отметим, что отсутствуют отличия в рейтингах выбора вариантов ответов совместного семейного времяпровождения у старших подростков городов Башкортостана и крупного мегаполиса Москва. На первых позициях рейтинга следующие ответы, набравшие в 2018 году более 30%: «делаем домашние дела»; «поездки к родственникам, в деревню»; «смотрим кино, телевизор, видео». У подростков Башкортостана и московских подростков практически одинаковый процент выборов, за исключением вариантов ответов, связанных с условиями проживания в том или ином городе, - это «театры, цирк, культурные мероприятия» (московские старшеклассники в 4 раза чаще духовно обогащаются в силу огромного разнообразия возможностей посещения культурных учрежде-

ний); на 4% больше московских респондентов играют с родителями в домашние игры, вместе читают книги, занимаются спортом и в 1.8 раза больше осуществляют поездки в другие города, на курорты. Также на 8-10% меньше московских подростков вместе с родителями осуществляют поездки к родственникам, в деревню или на дачу, еще подростки-москвичи в 2 раза меньше ругаются с родителями.

Проанализировав динамику способов совместного семейного времяпровождения, можно сказать, что практически все варианты ответов имеют направленность в сторону снижения процента выборов. При этом увеличился по сравнению с 1997 г. выбор вариантов ответа: «театры, цирк, культурные мероприятия» - в 8 раз; «поездки в другие города, на курорты» -в 2 раза; «никак, каждый занимается своими делами» - в 1.2 раза.

Результаты наших исследований во многом совпадают с результатами исследований молодежи разных возрастных групп, проведенных И.С. Бочарниковой в пяти регионах (Мурманской, Оренбургской и Астраханской областях, Республике Бурятия, Москве). В частности, этим автором отмечается, что среди респондентов в свободное время более половины «сидят в Интернете», более 40% смотрят телевизор, треть слушает музыку. Примечательно и то, что большая

Таблица 5

Динамика способов совместного семейного времяпровождения

_(% от числа опрошенных)*_

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014 2018

Делаем домашние дела 47 39 45 43 39

Поездки к родственникам, в деревню 45 39 36 37 39

Смотрим кино, телевизор, видео 55 46 42 32 36

Совершаем прогулки в лес, за город, на рыбалку, 26 29 29 34 27

в походы

Ходим в гости (или они приходят) 20 30 30 26 27

Ходим на огород, дачу 58 43 23 38 22

Поездки в другие города, на курорты 10 13 20 20 21

Никак, каждый занимается своими делами 15 15 12 14 18

Театры, цирк, культурные мероприятия 2 4 4 6 16

Играем в домашние игры, читаем книги, 8 6 5 4 10

занимаемся спортом

Когда вместе, то чаще всего ругаемся 8 6 7 6 5

Свой вариант ответа 2 2 2 1 5

Время вместе не проводим 0.4 2 2 2 3

*Рейтинг выстроен по результатам 2018 года.

часть молодежи в целом удовлетворена организацией услуг в сфере досуга [4, с. 20]. Хотя вряд ли можно согласиться с тем, что проведение времени в сети Интернет всегда можно отнести к пассивному времяпровождению, так как некоторые формы этого времяпровождения (компьютерные игры, общение в социальных сетях и другие) необходимо рассматривать как активные, в том числе как социально и политически активные.

Таким образом, результаты, полученные нами и другими исследователями, кроме всего прочего, позволяют утверждать следующее: в настоящее время наблюдается тенденция значительного совпадения желаемого и реального в характере проведения свободного времени молодежи, включая и доминирующий компонент развлекательного времяпровождения, часто неконструктивного. Это позволяет аргументированно утверждать, что таковы сформировавшиеся в последние годы системы ценностно -смысловых предпочтений в сфере проведения свободного времени у значительной молодежи (особенно старших подростков). Они в значительной мере отличаются от традиционных и несут в себе неконструктивный для личности и общества потенциал.

Выводы

В настоящее время большая часть подростков проводит свободное время в индивидуальной форме: прослушивание музыки; «зависание» в Интернете, включая общение в социальных сетях; участие в различных компьютерных играх с подключением и без подключения к Интернету; чтение книг; просмотр кино, видео, телевизора. То есть в современную эпоху появилась своеобразная мода на способы прове-

дения свободного времени, что связано с современной техникой и новыми технологиями. В 1993 г. это был просмотр телевизора, кино, видео, теперь наблюдается снижение предыдущего способа и из-за стремительного вторжения Интернета в повседневную жизнь людей. Старшие подростки отдают предпочтение компьютерным играм, прослушиванию музыки, просмотру различной информации, общению в социальных сетях, используя Интернет. Интернет и информационные технологии изменили не только способы проведения свободного времени, но и его качество и мотивацию молодых людей. Анализ выявил возникновение новых трендов, качественно отличающихся от трендов до 2013 г. В настоящее время у молодежи старшего подросткового возраста начинают доминировать развлекательный и культурно-потребительский способы проведения свободного времени, все более замещая традиционные и конструктивные для российской культуры способы проведения свободного времени, проявлявшиеся ранее [1, с. 1537; 5, с. 131]. Это усугубляет общее снижение уровня культуры, способствует примитивизации способов общения, изменению речевых оборотов и появлению специфического языкового сленга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что сложившиеся в последние десятилетия в России социальные, демографические, культурные и информационные обстоятельства начали трансформировать общий ценностно-смысловой контур подростков старшего возраста. На его трансформацию, без сомнения, повлияли и пропаганда развлекательного образа жизни, развитие туристического бизнеса, отсутствие социальных условий и перспектив для самореализации личности молодого человека в

созидательной сфере. Это ведет к разрушению основ традиционной системы ценностей и ценностных ориентаций и может стать основой крупной культурной катастрофы. Поскольку понятно, что традиционные ценности способствовали формированию личности человека морального типа с различением добра и зла («что такое хорошо, что такое плохо», по В.В. Маяковскому), глубокого и поверхностного, созидательного и деструктивного и так далее. В настоящее время трансформация традиции происходит именно в ценностно -смысловой сфере, стирая эти различия и искажая соотношения. Это ведет не только к утрате личностью конструктивных социальных ориентиров (особенно у некоторой части молодежи, имеющих состоятельных родителей, к доминированию у них развлекательного и праздного образа жизни), но и к распространению бесперспективности, безысходности, одновременно иждивенческих и антитрадиционных настроений среди молодежи всех слоев населения.

Как видим, сама молодежь этого возраста не вполне способна рационально организовать свое свободное, внеучебное время, использовать его конструктивно для созидательных целей. Для рациональной организации свободного времени подростков необходимы направленные усилия государства и общества. В этой связи взрослое население и соответствующие государственные структуры должны вновь активнее помогать молодежи организовывать свой досуг, вырабатывая для этого соответствующие стратегии и программы. Для этого научному сообществу необходимо постоянно напоминать государственным органам ту научную истину, что досуг - это не просто свободное время или время на восстановление организма, а важный компонент культуры, оказывающий влияние на формирование личности подростка и характер его будущей самореализации во взрослой жизни.

Выработка соответствующих стратегий должна основываться на фундаментальных и прикладных исследованиях культурно-досуго-

вой деятельности молодежи и мониторинге потребностей и предпочтений молодого поколения. В настоящее время нет скоординированной государственной политики в области организации свободного и досугового времени молодежи, поэтому необходимо разработать новую систему регулирования и управления досуго-вым временем молодежи в соответствии с различными потребностями и интересами самих молодых людей и потребностями российского общества с целью формирования личности молодых людей, их культуры, системы ценностей, мировоззрения и нравственного облика, а также помочь молодежи в выборе дальнейшего жизненного пути и подготовке к взрослой жизни, в том числе на основе рационального использования свободного времени, в конструктивном использовании свободного времени, не допуская, в том числе, утилитарного использования подростков деконструктивными политическими структурами и безответственными личностями.

Список литературы

1. Селиванова З.К. Досуг старших городских подростков: научная диагностика и задачи в сфере государственной политики // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1531-1538.

2. Уразов А.Г., Ефремов Д.А. Досуговая деятельность студентов вуза: опыт социально-педагогического анализа // Известия ВГПУ. 2017. № 3 (276). С. 36-39.

3. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели // Вестник ТГУ. 2007. № 9 (53). С. 235-238.

4. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. № 1 (119). С. 18-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovye-predpochten iya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-sravnitelnyy-sotsiologicheskiy-analiz/viewe (дата обращения: 30.10.2019).

5. Селиванова З.К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект). М.: Изд-во МЭИ, 2013. 200 с.

ON THE ISSUE OF SPENDING LEISURE TIME BY TEENAGERS Z.K. Selivanova

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Based on the data of a series of sociological studies of urban teenagers (14-18 years), conducted by the author from 1993 to 2018 in the cities of the Republic of Bashkortostan, the nature of leisure and leisure preferences is investigated. The analysis revealed the emergence of new trends, qualitatively different from the trends before 2013: young people of this age are now increasingly dominated by entertainment and cultural and consumer ways of spending free time. This destroys the traditional creative values and concepts, contributes to the reduction of the general cultural level, the primi-tivization of ways of communication, the change of speech patterns and the emergence of specific language slang. The nature of entertainment and the direction of preferences is changing gradually, shifting from watching TV and video to

Internet surfing, social networking, participation in various computer games. To organize teenagers' free time in a rational manner, concerted efforts of society and the state are required. The development of appropriate strategies should be based on fundamental and applied research of cultural and leisure activities of young people and monitoring the needs and preferences of the younger generation.

Keywords: value orientations, teenagers, leisure, free time, ways of spending, preferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.