Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Ольга Павловна, Жулева Мария Сергеевна, Политыко Елена Александровна

Рассматривается влияние Интернета на социализацию студентов. Интернет оказывает двойственное влияние на социализацию. Общение в социальных сетях ведет к зависимости от Интернета, препятствует самоопределению студенческой молодежи. Предлагаются формы и методы (исторические и производственные игры, пресс-конференции, форумы и др.), которые способствуют сочетанию виртуального и реального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS A FACTOR OF STUDENTS’ SOCIALIZATION

This article discusses the impact of the Internet on students’ socialization. It emphasizes, that Internet has a double-face impact on socialization. The social networking leads to students’ dependence on the Internet, and prevents their self-determination. The available forms and methods (historical and production games, press conferences, forums and other), that contribute to the combination of virtual and real world are offered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

которые обеспечивают присутствие руководства в самых отдаленных точках компании и ее филиалах. Это повышает управляемость, а значит, и эффективность бизнеса.

Список литературы

1. Бондаренко А. В. Обзор круглого стола в МГУ имени М. В. Ломоносова «Право ВТО в правопорядке России и Таможенного Союза // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 183-185.

2. Гайсина Л. М., Дорожкин Ю. Н. Управление персоналом в российских компаниях нефтегазового комплекса: современные социальные приоритеты. Монография. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2010.

3. Сафронов К. Ю., Минаков П. А. Беседа о правовом государстве с иностранными гражданами // Правовое государство: теория и практика. - 2012. -№ 4 (30). - С. 74-79.

Сведения об авторе

Мехдиев Теймур Таджаддинович, аспирант, Институт экономики национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), e-mail: [email protected]

Mekhdiyev T. T., postgraduate, the Institute of National Economy, Academy of Sciences of Azerbaijan (NANA), e-mail: [email protected]

УДК 316.66-053.81

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

THE INTERNET AS A FACTOR OF STUDENTS' SOCIALIZATION

О. П. Романова, М. С. Жулева, Е. А. Политыко

O. P. Romanova, M. S. Zhuleva, E. A. Polityko

Ключевые слова: молодежь; студенты; социализация; Интернет; киберпространство Key words: youth; students; socialization; the Internet; cyberspace

Рассматривается влияние Интернета на социализацию студентов. Интернет оказывает двойственное влияние на социализацию. Общение в социальных сетях ведет к зависимости от Интернета, препятствует самоопределению студенческой молодежи. Предлагаются формы и методы (исторические и производственные игры, пресс-конференции, форумы и др.), которые способствуют сочетанию виртуального и реального мира.

This article discusses the impact of the Internet on students' socialization. It emphasizes, that Internet has a double-face impact on socialization. The social networking leads to students' dependence on the Internet, and prevents their self-determination. The available forms and methods (historical and production games, press conferences, forums and other), that contribute to the combination of virtual and real world are offered.

Проблема социализации человека в условиях современного мира приобретает большое значение для общественного прогресса. В процессе социализации человек становится активным агентом развития общества, усваивая существующие знания, нормы, ценности.

В научной литературе подробно рассмотрены традиционные акторы первичной социализации (социальная среда — родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи) и вторичной (администрация школы, вуза, армия, полиция, суд, церковь, средства массовой информации — СМИ, политические партии). В настоящее время ключевое место среди них занимают информационные технологии. В Тюменской области более 75 % молодых людей имеют персональные компьютеры, а около 50 % постоянно пользуются Интернетом [1]. По результатам проводимых рядом ученых [2] социологических исследований, среди студенческой молодежи эти показатели еще выше — почти 73 %. Это делает актуальной заявленную тему, так как, на наш взгляд, двойственная роль Интернета в социализации недооценивается многими исследователями.

Интернет играет большую роль в жизни молодежи, в том числе студенческой. При анализе направленности досуговой активности в ПГПУ им. В. Г. Белинского на 1-м месте — общение в Интернете (226 чел.), на 2-ом — встречи с друзьями и знакомыми (213 чел), на 3-м — развлекательная индустрия (посещение кафе, кинотеатров, торговых центров — 137 чел.) [2].

При опросе студенты ТюмГНГУ (табл.) отметили, что они предпочитают заниматься спортом (55 %), слушать музыку (45 %), сидеть за компьютером и в Интернете (по 30 %). При этом и юноши и девушки в равной степени увлекаются спортом и музыкой, а вот посвящают досуг Интернету и компьютеру юноши в 2 раза чаще, чем девушки. В Тюменской области не выявлено влияния уровня достатка на формы проведения досуга студенческой молодежи. Первичный анализ данных позволил сформулировать гипотезу о влиянии благополучного материального положения жителей Тюменской области по сравнению с общероссийскими показателями на формы проведения свободного времени. По результатам нашего опроса, отнесли себя к среднему классу — 60 % (среди россиян — 52 %), к бедным — 10 % (31 %), богатым — 15 % (10 %) [3, 4].

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 3, 2015

Распределение ответов респондентов на вопрос о формах проведения свободного времени в зависимости от пола, в % (респонденты могли выбрать 3 ответа)

Форма проведения свободного времени Все респонденты По полу

мужчины женщины

Общаюсь с семьей (совместно посещаем рестораны, концерты, театры) 30 20 10

Работаю по дому 5 5 -

Занимаюсь спортом 55 30 25

Читаю газеты, журналы, книги 15 10 5

Смотрю телевизор, видео 30 20 10

Слушаю музыку 45 25 20

Сижу за компьютером 30 25 5

Увлекаюсь интернетом 30 15 15

Для характеристики процесса социализации в Интернете используется термин киберсоциализация, понимаемая как виртуальная компьютерная социализация или социализация личности в киберпространст-ве [5]. Она связана, прежде всего, с межличностным взаимодействием, которое в киберпространстве приобретает характер коммуникации и осуществляется виртуальными субъектами. В Интернете происходит размывание социальной группы: она очень обширна, неперсонифицирована, неустойчива, носит временный характер, как правило, ее цели не имеют общественной ценности, так как значительная часть молодежи проводит время в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники). Они привлекают молодежь тем, что можно создать свой позитивный образ, представить себя более значимой личностью, обладающей целым рядом положительных качеств, свободой самовыражения, без условностей, которые существуют в окружении.

Молодежь, особенно студенческая, чувствуя свою уязвимость в материальном, социальном плане, осуществляет компенсационную замену реального мира виртуальным. В итоге возникает зависимость от Интернета [6].

У студентов, в отличие от других групп молодежи, цели, мотивы, интересы использования Интернета более широкие: поиск информации для учебной, научной работы; развлечения (музыка, видео); общение по электронной почте, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и онлайн-играх и др. [7]. То, что общение на форумах, телеконференциях, в блогах занимает большое место, определяется изменившейся ценностью образования в модернизирующемся обществе. Образование стало первичным социальным капиталом «в виде личных связей», а социальный успех зависит не от знаний и квалификации, а от круга общения, способности «к коммуникации, к репрезентации или позиционированию себя» [8]. Социальные сети и создают основу для дальнейшего успеха, но это не ведет к подлинной социализации, так как она возможна только через самоопределение (интернализацию).

При социализации происходит формирование самостоятельности будущих специалистов, их самоидентификация, в процессе которой человек осознает, свое «Я» и его место в социуме, то есть формируется его идентичность [9]. В результате межличностного взаимодействия осваиваются социальные роли, права и обязанности, но социализация связана с интернализацией, когда нормы, предписания становятся внутренней потребностью, убеждением.

Социализация проходит три стадии: имитации (копирование поведения); игровую (выполнение определенных ролей); коллективной игры, в процессе которой осознается принадлежность к группе, обществу в целом. В отличие от других акторов в Интернете интернализации не происходит, все остается в виртуальном мире, не затрагивая духовный мир человека.

Сегодня стоит задача подготовки специалистов для ведущих отраслей промышленности, в частности нефтегазовой, где производится пока еще значительная часть ВВП нашей страны. В этих условиях процесс социализации должен осуществляться на благо страны. Необходимо широкое использование государством возможностей Интернета для формирования необходимых для общества убеждений, взглядов, качеств. В институте образования выстроена стройная система обучения, воспитания: семья, дошкольное, школьное воспитание, учебные заведения начального, среднего специального и высшего образования. По нашему мнению, подобная система должна быть создана и в Интернете, тем более, что отдельные ее элементы там уже появились.

Минобразования уделяет много внимания информационным технологиям как средству обучения, но это не решает стоящих задач подготовки современного специалиста. Например, получило широкое рас-

пространение тестирование как форма проверки знаний, но более 90 % существующих тестов не выполняет эту функцию и не способствует социализации, которая не может происходить без общения, взаимодействия. Возможно, технический уровень нашей страны ограничен, но целый ряд существующих форм и методов может быть использован: исторические, производственные игры, коллоквиумы, пресс-конференции, форумы и др. Мы выделили только наиболее доступные и распространенные. Они создают возможность сочетания виртуального и реального мира, делая социализацию реальностью.

Список литературы

1. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 4 ч., ч. 4 (П) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2010. - 364 с.

2. Роль социальных сетей в социализации молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pareto-center.ru/smi-59.html (ПГПУ им. В. Г. Белинского) (Дата обращения 09.09.2014).

3. Романова О. П., Корнеев В. И. Исследование толерантности в поликультурной студенческой среде региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 3. - С. 79-82.

4. Хайруллина Н. Г. Тюменская область: наука и общество / социально экономическое и этнокультурное развитие / под ред. В. К. Ливанова, Н. Г. Хайруллиной. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - 778 с.

5. Зелянина В. А. Социально-философское измерение социализации личности / В. А. Зелянина // Вестник Воронежского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2007. -№ 2. - С. 22-28.

6. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. -№ 1.-С. 90-100.

7. Данилова М. А. Феноменология Интернета: стратегии использования сети в повседневной жизни / М. А. Данилова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. -N° 2 (32). - Вып. 1. - С. 243-248.

8. Багдасарян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. - 2008. -N° 5. - С. 3-10.

9. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior [Text]: / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations / Ed. by S. Worchel, W. G. Austin/ - Chicago: Nelson-Hall, 1986. - P. 7-24.

Сведения об авторах

Романова Ольга Павловна, к. ф. н., доцент кафедры «Социология», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526

Жулева Мария Сергеевна, к. и. н., доцент кафедры «Социология», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453523.

Политыко Елена Александровна, студентка гр. ЭБб-13-1, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89324789665, e-mail: [email protected]

Romanova O. P. Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of the chair of sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526

Zhuleva M. S., Candidate of Sciences in History, associate professor of the chair of sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453523

Polityko E. A., student of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89324789665, e-mail: [email protected]

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.51

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

DYNAMICS OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES: A REVIEW OF RESEARCH STUDIES

К. К. Койше, Н. Ю. Гаврилова

K. K. Koyshe, N. Yu. Gavrilova

Ключевые слова: социально-экономические процессы; бедность; безработица; миграция; трудовая миграция; сельская семья; социально-экономические преобразования Key words: socio-economic processes; poverty; unemployment; migration; labor migration; rural family; social and economic reforms

Состояние социально-экономических процессов в Тюменской области автор анализирует на основании обзора научных статей, опубликованных на страницах журнала Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. Показано, что для большинства регионов России актуальными являются проблемы, связанные с регулированием трудовой миграции. К ним относятся неконтролируемые потоки трудовой миграции, нелегальная миграция, отсутствие механизмов предоставления социальных льгот мигрантам и т. д.

The author analyzes the state social and economic processes in the Tyumen region based on the review of scientific articles published in the journal Proceedings of Universities, Sociology, Economics, Politics. It is shown that for the majority of regions of Russia the pressing issues are related to the regulation of labor migration. These are problems of uncontrolled flows of labor migration, illegal migration, the lack of mechanisms to provide social benefits to migrants, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.