Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА'

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЭЛЕКТРОННАЯ ЕВРОПА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехдиев Теймур Таджаддинович

Освещаются способы и методы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития бизнеса. На примере США, Евросоюза и республики Азербайджан делается вывод о необходимости использования ИКТ для сохранения позиций в бизнесе и получения конкурентных преимуществ. Отражена роль руководства республики Азербайджан в развитии ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мехдиев Теймур Таджаддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD EXPERIENCE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN BUSINESS PROGRESS

The article highlights the ways and methods of ICT use for business development. On the example of the USA, the European Union and the Republic of Azerbaijan the conclusion is made about a necessity of using the ICTs for preserving the positions in business and for gaining the competitive advantages. The role of the leadership of the Republic of Azerbaijan in ICT development is shown.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

УДК 330.1

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА

THE WORLD EXPERIENCE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN BUSINESS PROGRESS

Т. Т. Мехдиев

T. T. Mehdiyev

Ключевые слова: ИКТ; Азербайджан; National Information Infrastructure; 2020; Электронная Европа; SAP ERP;

информационные технологии Key words: ICT; Azerbaijan; national information infrastructure; 2020; E-Europe; SAP ERP; information technology

Освещаются способы и методы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития бизнеса. На примере США, Евросоюза и республики Азербайджан делается вывод о необходимости использования ИКТ для сохранения позиций в бизнесе и получения конкурентных преимуществ. Отражена роль руководства республики Азербайджан в развитии ИКТ.

The article highlights the ways and methods of ICT use for business development. On the example of the USA, the European Union and the Republic of Azerbaijan the conclusion is made about a necessity of using the ICTs for preserving the positions in business and for gaining the competitive advantages. The role of the leadership of the Republic of Azerbaijan in ICT development is shown.

На протяжении последних десятилетий информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют огромную, если не определяющую роль, в развитии бизнеса практически во всех отраслях экономики. Увеличение добавленной стоимости, определяющее успешность бизнеса, сегодня происходит только за счет интеллектуального потенциала и использования возможностей, предоставляемых ИКТ. Развитие этих технологий позволяет диверсифицировать экономику, ослабить ее зависимость от ресурсного сектора.

Утверждение нового принципа экономического доминирования государств в общем разделении труда обостряет мировую конкуренцию. При этом очевидно, что битва за право занимать первые места на вершине мировой пирамиды будет выиграна теми странами или союзами стран, которые первыми смогут полностью перевести свою экономику и социальное устройство на формы, основанные на широком или повсеместном использовании информационно-коммуникационных технологий.

Азербайджан показывает очень быстрый экономический рост, что во многом связано именно с большим вниманием, которое правительство страны с начала 2000-х годов уделяет развитию информационно-коммуникационных технологий. Ключевым фактором, помогающим бизнес-единицам успешно выступать на современном конкурентном рынке, является фактор доступности информации. Новый технологический уклад, формирование которого происходит буквально на наших глазах, в полной мере основывается на всех достижениях эры информатизации. При этом ИКТ дают возможность использования интеллектуальных факторов повышения производительности максимально, снижая значимость факторов материальных. На мировом уровне целенаправленное государственное моделирование использования возможностей ИКТ для развития бизнеса было начато в 1990-х годах в США. Была разработана и внедрена программа «Национальная информационная инфраструктура» (National Information Infrastructure — NII). В ее рамках были созданы фонды, финансирующие ускоренное создание сверхскоростных сетей передачи информации. Инфраструктура должна была стать первым элементом глобальной мировой информационной системы. Информационная «Супермагистраль», которая позволила оказаться в зоне доступа электронных коммуникаций множеству субъектов, от университетов до интернет-магазинов, полностью изменила образ жизни Америки.

Далее участие в интенсификации роли ИКТ в общественной и экономической жизни приняла Европа. Европейская комиссия в 1999 году принимает программу «Электронная Европа», развиваемую в рамках глобальной стратегии «Технологии информационного общества». Основой программы стало создание и развитие «Электронного правительства» и преодоление цифрового барьера между различными слоями общества.

Сразу после внедрения программы одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний Accenture провела исследование, результаты которого она озаглавила как «Электронная Европа. Неожиданная картина». Согласно исследованию более 60 % руководителей европейских компаний планировали увеличить доходность своего бизнеса при помощи ИКТ. При этом 78 % опрошенных руководителей евро-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 3, 2015

пейских, азиатских и американских компаний признавали, что без возможностей информационных технологий им не удастся сохранить свои конкурентные позиции.

Интересно, что обе программы рассматриваются правительствами соответствующих регионов не как технологическая база для реализации тех или иных инфраструктурных проектов, а как одна из ступеней перехода к новому, интегрированному, глобальному обществу. Конкуренция в таком новом обществе станет крайне затруднительным для бизнес-единиц, еще не полностью использующих возможности ИКТ для развития своего бизнеса.

Сегодня кроме очевидных успехов программ электронного правительства и электронной коммерции (к 2020 году правительство республики планирует обеспечить доступ к ИКТ до 85 % населения, даже в отдаленных регионах) актуально широкое использование ИКТ для развития бизнеса во всем мире, в том числе и в Республике Азербайджан, особенно для:

• сферы государственного и социального управления, в том числе и на уровне ее взаимодействия с бизнесом;

• сферы создания и функционирования телекоммуникаций, здесь нельзя не отметить первый успешный запуск азербайджанского телекоммуникационного спутника;

• сферы интернет-технологий, к 2020 году вся территория страны будет покрыта сетью широкополосного Интернета;

• сферы информатизации и компьютеризации всех отраслей бизнеса и экономики;

• сферы связи, как мобильной, так и спутниковой;

• сферы электронной торговли и оказания услуг на дистанционной основе.

Использование всех этих возможностей обязательно для компаний, которые хотели бы видеть свой бизнес успешным. Каждая из этих сфер предоставляет бизнесу еще и дополнительные преимущества.

Программа «Электронное правительство», работающая в республике, смогла дать зеленую улицу развитию бизнеса многих малых и средних компаний. «То, что процесс госзакупок стал более прозрачным, смогло дать Азербайджану ресурс для экономии государственных средств до 500 миллионов манатов в год (примерно 475 миллионов долларов)», — сообщает председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов. Сэкономленные средства смогли остаться в экономике и работать на благо республики. Государство, внедряя такие электронные системы, выступает в качестве эффективного менеджера, сохраняя средства, которые потом будут направлены на цели улучшения качества жизни граждан и на программы, стимулирующие развитие регионального бизнеса.

Кроме экономии ресурсов госбюджета информационно-коммуникационные технологии сегодня дают возможность существенно расширить клиентскую базу за счет возможности участия в электронных торгах. Агентство по государственным закупкам запустило систему в 2008 году. Результатом ее внедрения стал заметный рост экономики в сфере услуг и предприятий малого и среднего бизнеса, получивших возможность доступа к госторгам, ранее бывших существенно менее конкурентными. Ежегодно в рамках системы госторгов в республике совершается более 10 тысяч сделок, и для участия в них необходим и опыт использования ИКТ в работе компании, и обучение специалистов. Внедрение и использование ИКТ невозможно без улучшения качества человеческого капитала в бизнесе, именно поэтому обучение персонала становится одним из приоритетов государственной политики в данной сфере. В Азербайджане сейчас реализуется несколько программ, направленных на обучение использования возможностей ИКТ.

Информационные системы корпораций имеют своей целью повышение экономического эффекта от каждой экономической операции, совершаемой бизнес-единицей. Благодаря заинтересованности азербайджанского бизнеса в использовании ИКТ, для повышения своей эффективности в республику пришли практически все мировые гиганты информационных технологий. Руководство компании IBM отмечало еще в начале 2000-х годов, что «Преобразующий экономический рост Азербайджана обусловливает спрос на передовые технологии, поскольку компании стремятся стать более конкурентоспособными».

За последние годы многие компании мирового уровня начали открывать совместные проекты в области ИКТ, в том числе коммуникационных и облачных технологий, с азербайджанскими предприятиями. Даже то, что стоимость установки одной АСУП иногда может достигать 1 миллиона манатов, множество азербайджанских компаний, работающих на банковском и нефтяном рынке, в сфере новых технологий, уже установили себе такие программные комплексы. Но успешность внедрения налицо: так одна из крупнейших компаний Азербайджана ГНКАР в результате внедрения SAP ERP повысила инвестиционную привлекательность, что является крайне важным фактором для успеха бизнеса в целом. Так же она снизила затраты на получение консолидированной отчетности, что важно для обеспечения финансирования, повысила управляемость и уровень безопасности информационных потоков, существенно усовершенствовала все бизнес-процессы.

Повышается важность и информационного обеспечения для организации управления крупным бизнесом. Простые каналы общения заменились сложными мультимедийными переговорными комнатами,

которые обеспечивают присутствие руководства в самых отдаленных точках компании и ее филиалах. Это повышает управляемость, а значит, и эффективность бизнеса.

Список литературы

1. Бондаренко А. В. Обзор круглого стола в МГУ имени М. В. Ломоносова «Право ВТО в правопорядке России и Таможенного Союза // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 183-185.

2. Гайсина Л. М., Дорожкин Ю. Н. Управление персоналом в российских компаниях нефтегазового комплекса: современные социальные приоритеты. Монография. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2010.

3. Сафронов К. Ю., Минаков П. А. Беседа о правовом государстве с иностранными гражданами // Правовое государство: теория и практика. - 2012. -№ 4 (30). - С. 74-79.

Сведения об авторе

Мехдиев Теймур Таджаддинович, аспирант, Институт экономики национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), e-mail: t@baku.name

Mekhdiyev T. T., postgraduate, the Institute of National Economy, Academy of Sciences of Azerbaijan (NANA), e-mail: t@baku.name

УДК 316.66-053.81

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

THE INTERNET AS A FACTOR OF STUDENTS' SOCIALIZATION

О. П. Романова, М. С. Жулева, Е. А. Политыко

O. P. Romanova, M. S. Zhuleva, E. A. Polityko

Ключевые слова: молодежь; студенты; социализация; Интернет; киберпространство Key words: youth; students; socialization; the Internet; cyberspace

Рассматривается влияние Интернета на социализацию студентов. Интернет оказывает двойственное влияние на социализацию. Общение в социальных сетях ведет к зависимости от Интернета, препятствует самоопределению студенческой молодежи. Предлагаются формы и методы (исторические и производственные игры, пресс-конференции, форумы и др.), которые способствуют сочетанию виртуального и реального мира.

This article discusses the impact of the Internet on students' socialization. It emphasizes, that Internet has a double-face impact on socialization. The social networking leads to students' dependence on the Internet, and prevents their self-determination. The available forms and methods (historical and production games, press conferences, forums and other), that contribute to the combination of virtual and real world are offered.

Проблема социализации человека в условиях современного мира приобретает большое значение для общественного прогресса. В процессе социализации человек становится активным агентом развития общества, усваивая существующие знания, нормы, ценности.

В научной литературе подробно рассмотрены традиционные акторы первичной социализации (социальная среда — родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи) и вторичной (администрация школы, вуза, армия, полиция, суд, церковь, средства массовой информации — СМИ, политические партии). В настоящее время ключевое место среди них занимают информационные технологии. В Тюменской области более 75 % молодых людей имеют персональные компьютеры, а около 50 % постоянно пользуются Интернетом [1]. По результатам проводимых рядом ученых [2] социологических исследований, среди студенческой молодежи эти показатели еще выше — почти 73 %. Это делает актуальной заявленную тему, так как, на наш взгляд, двойственная роль Интернета в социализации недооценивается многими исследователями.

Интернет играет большую роль в жизни молодежи, в том числе студенческой. При анализе направленности досуговой активности в ПГПУ им. В. Г. Белинского на 1-м месте — общение в Интернете (226 чел.), на 2-ом — встречи с друзьями и знакомыми (213 чел), на 3-м — развлекательная индустрия (посещение кафе, кинотеатров, торговых центров — 137 чел.) [2].

При опросе студенты ТюмГНГУ (табл.) отметили, что они предпочитают заниматься спортом (55 %), слушать музыку (45 %), сидеть за компьютером и в Интернете (по 30 %). При этом и юноши и девушки в равной степени увлекаются спортом и музыкой, а вот посвящают досуг Интернету и компьютеру юноши в 2 раза чаще, чем девушки. В Тюменской области не выявлено влияния уровня достатка на формы проведения досуга студенческой молодежи. Первичный анализ данных позволил сформулировать гипотезу о влиянии благополучного материального положения жителей Тюменской области по сравнению с общероссийскими показателями на формы проведения свободного времени. По результатам нашего опроса, отнесли себя к среднему классу — 60 % (среди россиян — 52 %), к бедным — 10 % (31 %), богатым — 15 % (10 %) [3, 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.