УДК 330.1
Мехдиев Теймур Таджаддинович
аспирант. Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) [email protected]
Teimur T. Mekhdiev
graduate student.
Institute of National Economy
Academies of Sciences of Azerbaijan (NASA)
Разработка
направлений
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
информационно-
коммуникационных
ТЕХНОЛОГИЙ
в дистрибьюторских
КОМПАНИЯХ
азербайджанской
республики
Development of the directions of
USE OF INFORMATION
and communication
TECHNOLOGIES IN DISTRIBUTION COMPANIES OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC
Аннотация. Статья раскрывает роль И КТ в развитии и росте дистрибьюторских компаний в Азербайджанской Республике. В статье отражены способы повышения экономического потенциала компаний при помощи ИКТ, а также направления развития. Делается вывод о большом инвестиционном потенциале этого сектора экономики республики.
Annotation. The article opens an ICT role in the development and growth of distribution companies in the Azerbaijan Republic. The ways of increase of economic capacity of the companies by means of ICT and also the direction of development are reflected in article. The conclusion about the high investment potential of this sector of economy of the republic is drawn.
Ключевые слова: ИКТ, телекоммуникации, Интернет, технологии, Microsoft, Billur, Азербайджан, программное обеспечение.
Keywords: ICT, telecommunications, Internet, technologies, Microsoft, Billur, Azerbaijan, software.
Современное общество переходит к новому экономико-социальному укладу, который многими называется информационной эрой. Основой функционирования практически всех элементов современного общества, государства, бизнеса становятся информационно-коммуникационные технологии, именно на них основывается не только получение добавленной стоимости компаниями, но и просто возможность функционировать в современном конкурентном обществе. Компании, которые не используют в полной мере все предоставляемые возможности, очень быстро оказываются за бортом конкурентной экономики.
Дистрибьюторские компании осуществляют оптовые закупки продукции у крупных производителей и дальнейшее распространение их по территории республики через сеть дилеров или розничных продаж. Кроме продаж, эти компании зачастую оказывают услуги монтажа, ремонта, обучения персонала, полный спектр их деятельности зависит от условий дистрибьюторского договора, заключенного с производителем. Успешность работы таких компаний, возможность их доступа к самым отдаленным регионам и покупателям обеспечивает рост ВВП, повышение диверсификации эконо-
мики. Использование современных программных средств повышает в то же время эффективность их работы, доход от каждой операции, что также идет на пользу экономике страны.
На рынке Азербайджана дистрибьюторские компании работают в самых разных отраслях - это и автомобили, и программное обеспечение. Существуют также компании, осуществляющие дистрибуцию электроэнергии, на этом рынке активность присутствия частных компаний все более усиливается, несмотря на то, что государство в 2015 году уже создало государственную компанию - дистрибьютора электроэнергии. Такие компании являются наиболее активными потребителями технологий ИКТ, так как только они обеспечивают качество работы на высокотехнологичном рынке.
Успешность всех дистрибьюторских компаний, рост и эффективное участие в конкурентной борьбе невозможно без умения использовать все ресурсы, предоставляемые современными ИКТ. Использование ИКТ с точки зрения организаций, отвечающих за программу развития направления, в частности, Министерства связи, можно подразделить на две сферы - материальную (использование
152
компьютеров, другого технологического оборудования) и нематериальную, выражающуюся в возможности получения тех или иных услуг и использовании этих возможностей в своей работе. В нематериальном секторе выделяются следующие направления ИКТ, широко используемые в работе дистрибьюторских компаний:
• Телекоммуникации (оборудование в сочетании с услугами);
• Интернет (возможности получить услуги связи, рекламы, маркетинга, электронной коммерции);
• Программное обеспечение, помогающее оптимизировать работу.
Европейские компании предлагают одноуровневое сегментирование рынка ИКТ. Так, European Information Technology Observatory, одна из крупнейших европейский ИКТ-компаний, разделяет весь спектр своих услуг в этой области на следующие подгруппы:
• телекоммуникационные услуги;
• ИТ-услуги;
• компьютерное оборудование;
• программное обеспечение;
• сетевое оборудование и оборудование для передачи данных;
• коммуникационное оборудование для клиента;
• офисное оборудование.
Из данной классификации видно, что в европейском сегментировании рынка упор делается на сферу продаж оборудования для ИКТ-техно-логий, а не на предоставление услуг, между тем, именно услуги в сфере ИКТ дают возможность сделать качественный скачок в эффективности бизнеса и увеличить добавленную стоимость. Связано такое различие с особенностями в развитии рынков Европы и СНГ: если рынки Европы уже с начала 1990-х насыщались в сфере услуг и сейчас рост продаж в секторе зависит только от новейших типов оборудования, то рынки ИКТ в странах СНГ, и в частности Азербайджана, начали осваивать этот сектор сравнительно недавно. Именно поэтому спрос на все услуги и оборудование пока примерно равен, ни в одной из частей рынок еще нельзя назвать полностью насыщенным. Тем не менее, ежегодно он растет со скоростью 10-13 %. Общий объем инвестиций в ИКТ в Азербайджане за последние 5 лет составил 2 миллиарда долларов. Кроме создания современной инфраструктуры, министр связи Али Аббасов отмечает в качестве одной из главных задачу создания свободных технологичных рынков, на которых могли бы развиваться компании, существующие в условиях свободной и неограниченной конкуренции.
2013 год был объявлен годом ИКТ в Азербайджане. Рынок ИКТ резко изменился, компании и граждане получили доступ к широкополосному Интернету и технологиям 4G, что существенно расширило их возможности по работе с клиентами. Это позволило оптимизировать и сферу е-коммерции, и создать дополнительные коммуникативные возможности, позволяющие улучшить качество работы компаний. Следует отметить, что быстрое внедрение технологий ИКТ в Азер-
байджане стало возможным только благодаря более чем десятилетней работе Министерства связи и высоких технологий. Возможность доступа компаний сектора дистрибьюции к телекоммуникациям основано на внедрении программы «Электронный Азербайджан», разработанной для периодов 2005-2008 и 2010-2012 годов. Программа позволила полностью модернизировать сектор ИКТ республики, разработать и начать применять правовую базу, которая заложила основы дальнейшего роста.
Сегодня сектор информационно-коммуникационных технологий стал приоритетным для развития всего Азербайджана. Именно здесь совершаются революции, позволяющие, в том числе и дистрибьюторским компаниям республики, опережать своих конкурентов. Особенно важным становится вовлечение в сферу потребления ИКТуслуг практически всего населения Азербайджана, можно отметить такие проекты, как «Сто семей - сто телефонов». Это создает клиентскую базу для дистрибьюторских компаний, работающих в сфере поставки ИКТ-услуг и оборудования населению.
В текущей работе ИКТ значительно расширяют доступ дистрибьюторских компаний к клиентской базе. Но достаточно часто интернет-торговля и интернет-взаимодействие между дистрибьюторами и клиентами или ретейлерами сталкиваются со сложностями, связанными с идентификацией сторон соглашения. Эта проблема в Азербайджане решается поэтапно. В секторе программного обеспечения следует отметить внедрение возможности использования электронной подписи при помощи приложений для мобильных устройств. Новая система предоставляет возможность клиентам, использующим двухфакторную методику аутентификации, получить возможность создавать цифровые сертификаты, после чего, сканируя QR-код, получить доступ к порталу е-правительства. Эта разработка не только дала дополнительный толчок для развития рынка мобильных приложений, но в будущем приведет к дальнейшему развитию рынка ИТ-коммерции. Уже сейчас отдельные азербайджанские банки перешли на выдачу е-справок, что заметно сократило издержки бизнеса. Отмечается рост заинтересованности субъектов рынка дистрибуции в квалифицированных кадрах в сфере ИКТ-технологий. Правительство Азербайджана решает и эту проблему, так, в 2013 в Азербайджане был открыт первый Университет информационных технологий. Обучение ведется, в том числе, и на английском языке, чтобы студенты имели оперативный доступ ко всем новейшим разработкам и исследованиям. Они будут иметь возможность проходить обучение в магистратуре за рубежом. Таким образом, в ближайшее время дефицит в области квалифицированных кадров в области ИКТ для дистрибьюторских компаний Азербайджана будет ликвидирован. Использование информационнокоммуникационных технологий в дистрибьюторских компаниях с каждым годом будет выходить на новый технологический уровень и позволять делать бизнес более эффективным.
153
Литература:
1. Музаффарлы Назим. Рейтинг Азербайджана в международных сравнительных исследованиях. Институт стратегических исследований Кавказа. Баку: Издательский дом «Кавказ», 2006, 495 с.
2. Музаффарлы Назим. Экономическая трансформация в Азербайджане : достижения и проблемы // Кавказ и Глобализация. 2008. № 4. Т. 2. С. 57-74.
3. Алиев Тарбиз Насиб оглы. Иностранные и совместные предприятия в Азербайджане: организация и управление. Баку, «Элм», 2009, 150 с. (на азерб. яз.)
4. Алиев Тарбиз Насиб оглы. Организационноэкономические аспекты инновационной деятельности малых и средних предприятий в Азербайджане // Журнал информация и инновации № 34, Москва, 2014 Стр. 106-116.
Literature:
1. Muzaffarly Nazim. The rating of Azerbaijan in the international comparative researches. Institute of strategic researches of the Caucasus. Baku: Caucasus, 2006, 495 р.
2. Muzaffarly Nazim. Economic transformation in Azerbaijan : achievements and problems // Caucasus and Globalization. 2008. № 4. Vol. 2. P. 57-74.
3. Aliev Tarbiz Nasib ogly. Foreign and joint ventures in Azerbaijan: organization and management. Baku: Elm, 2009. 150 p.
4. Alyev Tarbiz Nasib ogly. Organizational and economic aspects of innovative activity of small and medium-sized enterprises in Azerbaijan. // Information and Innovations № 3/4. Moscow, 2014. Р. 106-116.
154