УДК 336.7 ББК 65.05
ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ФАКТОРЕ И ВЛИЯНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Ч. М. Наджафова
Сумгаитский государственный университет, Сумгаит, Азербайджан
В статье исследованы определения экономического роста, оценены факторы, влияющие на его уровень. Рассмотрены особенности развития экономики Азербайджанской Республики в настоящее время, приоритеты экономической политики государства, определено влияние электронной коммерции на экономику. Значительное место в статье уделено вопросам обеспечения электронной торговли информацией и обоснованию экономических преимуществ электронной коммерции. С учетом факторов, сдерживающих рост экономики, обосновывается необходимость усиления государством стимулирования электронной коммерции при должном обеспечении всей экономической системы достоверной и общедоступной информацией.
Ключевые слова: экономический рост, информация, электронная коммерция (торговля), технологии, ненефтяной сектор.
ON THE INFORMATION FACTOR AND THE INFLUENCE OF ELECTRONIC TRADE ON THE ECONOMIC GROWTH OF THE NATIONAL ECONOMY OF AZERBAIJAN
Ch.M. Najafova
Sumgait State University, Sumgait, Azerbaijan
In the article the definitions of economic growth are investigated, the factors influencing its level are estimated. The features of the development of the economy of the Republic of Azerbaijan at the present time, the priorities of the economic policy of the state, the impact of e-Commerce on the economy. A significant place in the article is given to the issues of providing e-Commerce with information and substantiation of economic advantages of e-Commerce. Taking into account the factors constraining the growth of the economy, the need for the state to strengthen the stimulation of e-Commerce with due provision of the entire economic system with reliable and publicly available information is justified.
Keywords: economic growth, information, e-Commerce (trade), technology, non-oil sector.
Одной из важнейших целей государственной экономической политики является обеспечение экономического роста, а именно количественного роста производства качественных товаров и услуг во всех сферах материального производства, что позволяет повысить уровень жизни. Кроме того, долгосрочный рост экономики способствует росту численности населения, выполняя роль мультипликатора, определяемого эффективностью затрат на рабочую силу.
Экономический рост измеряется следующими двумя взаимосвязанными индикаторами, отра-
жающими качественные изменения в экономике в течение определенного периода времени:
1) абсолютный объем реального национального или чистого национального продукта;
2) реальный национальный или чистый национальный продукт на душу населения.
Изменение любого из этих индикаторов зависит от характера и направления социально-экономических процессов в стране. Таким образом, рост уровня жизни населения страны является главным критерием оценки экономического роста в разных странах и регионах [10, с. 156].
В современном мире, характеризующемся глобализацией экономики и экономическими кризисами, главным для национальных экономик является поддержание макроэкономического баланса, рассматриваемого как механизм балансирования и поддержания пропорциональности процессов производства и потребления, спроса и предложения, издержек производства и результатов, материальных и финансовых потоков. В современных условиях Азербайджанская Республика определила главным приоритетом своей экономической политики развитие экономики, не основанной на нефти. Для достижения этой цели необходим стабильный и оптимальный уровень экономического роста. Поэтому сбалансированное макроэкономическое развитие Азербайджанской Республики следует рассматривать как одну из задач, стоящих перед перспективным развитием страны [2, с. 87].
Следует отметить, что в настоящее время доля углеводородов в экономике страны составляет около 90 %. По словам президента Ильхама Алиева, за последние 10 лет часть доходов от добычи нефти и газа была направлена на развитие ненефтяного сектора, создание новых высокотехнологичных промышленных объектов и диверсификацию национальной экономики, и в результате годовой темп роста в ненефтяном секторе составил около 10 %. Основой нынешней экономической политики страны является концептуальная программа «Азербайджан — 2020 — Взгляд на будущее». Согласно этой концепции развития, страна должна стать политически развитой и экономически конкурентоспособной. Ключевыми стратегическими приоритетами этой концепции являются стратегические преимущества, вытекающие из развития ненефтяного сектора, перехода страны к экономике знаний и пересечения международных торговых путей в Азербайджане [1, с. 178].
Приоритетным направлением развития общества и страны в современных условиях является компьютеризация и информатизация всех сфер жизни общества. Сегодня мировое сообщество оказалось в преддверии нового этапа развития цивилизации, где информация становится важнейшим стратегическим ресурсом. На этом новом этапе, называемом «информационное общество», условия, в которых люди должны удовлетворять свои жизненные потребности, также резко меняются. В этом новом обществе информационное обеспечение превратилось в логичную последовательность экономических процессов, определяющих развитие экономики и повышение благосостояния населения [7, с. 27].
Не случайно развитие глобального партнерства в качестве одной из восьми целей развития третьего тысячелетия, принятое всеми государ-
ствами — членами ООН, показывает, что каждый человек должен иметь доступ к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)1. ИКТ оказывают значительное влияние на экономическое и политическое развитие общества и поэтому применяются во всех областях социальной, экономической и политической жизни в динамичном темпе.
В настоящее время ИКТ охватывают государственные учреждения, неправительственные и частные организации, социально-экономические, социально-политические, научно-культурные, образовательные и прочие области. Необходимость предоставления обществу оперативной и достоверной информации теперь признается всеми. Развитие ИКТ способствует формированию в Азербайджанской республике «экономики знаний». Поэтому развитие ИКТ в ненефтяном секторе азербайджанской экономики является одним из важных направлений экономической политики государства.
Информатизация — это процесс создания оптимальных условий для обеспечения потребностей пользователей путем использования новых информационных и коммуникационных технологий. В процессе оценки информатизации в центре внимания находятся вопросы организации всей работы, но прежде всего по сбору, обработке, хранению и анализу информации. Поиск эффективных решений в любой области основан на обработке больших объемов информации, что практически невозможно без специальных технических средств [6, с. 80].
Информатизация общества или создание информационного общества — это социально-экономический и научно-технический процесс, осуществляемый для удовлетворения информационных потребностей граждан, государственных и местных органов власти, организаций, общественных учреждений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Сегодня в Азербайджанской Республике осуществляется многогранная организационно-правовая деятельность, направленная на совершенствование механизма государственного строительства, создание конкурентоспособной сильной экономики, расширение масштабов демократизации общества, повышение благосостояния населения и развитие человеческого фактора. В работе централизованных органов управления основное внимание уделяется расширению международных связей Азербайджана в политической, правовой, экономической, социальной и других сферах, укреплению его
1 Доклад ООН о целях в области устойчивого развития, 2018 г.
позиции в качестве надежного партнера в глобализирующемся мире, а также укреплению обороноспособности страны, восстановлению и поддержанию территориальной целостности и обеспечению устойчивой трансформации [4; 5].
Без широкого использования информационных технологий в бизнесе и торговле в XXI в. невозможно добиться успеха. Хотя необходимость принятия решений в режиме реального времени имеет решающее значение, но вместе с тем важную роль играет ускорение обработки информации и совершенствование информационных систем.
Электронная коммерция (электронная торговля) является одним из факторов формирования новой экономики в условиях развития экономического, политического и социально-культурного сотрудничества между странами мира. Основное отличие нынешнего этапа развития мировой экономики связано с присутствием в межстра-новой торговле взаимосвязанной информации.
Концептуальной основой функционирования механизма электронной торговли выступает он-лайн-бизнес для продажи продуктов или услуг в мировом масштабе. Онлайн-бизнес трейдеры (покупатели-продавцы) традиционно предпочитают электронные торговые методы, а не традиционные сделки, делая транзакции покупки более доступными в Интернете. Поскольку это явление связано с новыми технологическими разработками, оно не имеет альтернативы.
Электронная коммерция — это деятельность по созданию, передаче и развитию взаимосвязей между организациями, организациями и частными лицами с использованием электронных коммуникаций и цифровых информационных технологий [5, с. 32].
В развитых странах успешному развитию экономики способствует не только количество используемых компьютеров, но и их консолидация в единые сети. Использование подобных сетей приводит к революционным преобразованиям в электронной торговле.
Особенно активную роль в развитии электронной торговли в Азербайджане играет применение инструментов международных платежных систем. Коммерческие банки со своими инфраструктурными ресурсами и технологией банкинга вносят значительный вклад в расширении сферы электронных расчетов по торговле во всем мире.
Компании электронной коммерции имеют возможность более оперативно проводить внутренние операции, устанавливать более тесные контакты с поставщиками и быстрее реагировать на запросы клиентов. Компании, с одной стороны, имеют возможность выбирать поставщиков
независимо от их географического положения, а с другой стороны — доставлять свои продукты и услуги на мировые рынки.
ЮНСИТРАЛ (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) документирует электронную торговлю как различные операции с Интернетом и другими электронными сообщениями.
Диверсификация экономики, развитие предпринимательства и ненефтяного сектора являются одним из приоритетов экономической политики, осуществляемой в Азербайджанской Республике. По мнению министра транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана Рамина Гулузаде, «в последние годы в стране быстро развивается электронная коммерция. Оборот розничной электронной торговли в Азербайджане в 2016 г. составил 25 613 000 манатов, а в 2017 г. — 46 227 тысяч манатов. Республика в настоящее время занимает 68-е место среди 144 стран по индексу электронной коммерции B2C Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) [3, с. 331].
Государственный комитет статистики Азербайджана опубликовал информацию об объеме электронной торговли в январе — марте 2018 г. По данным комитета, за первые три месяца этого года объем оборота электронной розничной торговли увеличился в 1,7 раза по сравнению с январем — мартом прошлого года и составил 2720,0 тыс. манатов: 92,7 % потребительских товаров, заказанных онлайн, 7,3 % от сети электронной коммерции индивидуальных предпринимателей1.
Благоприятная геостратегическая позиция Азербайджана открывает новые возможности для страны по транспортировке и доставке продуктов международной электронной коммерции. Используя эти возможности, Азербайджан в настоящее время работает в качестве регионального центра транзитных почтовых отправлений (HUB) по системе внедрения электронной коммерции в регионе.
Влияние электронной коммерции на экономику уже началось и в ближайшем будущем это воздействие будет расти и расширяться, что признано как коммерческими компаниями, так и широкой общественностью.
Электронная торговля значительно меняет распределение и обменную среду всего цикла переработки продукции. Классическим примером этого является применение Enterprise Resource Planning (ERP) на предприятиях, охватывающих весь цикл коммерции: управление, закупки, про-
1 Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики. URL: http://www.azstat.org.
изводство, продажа, складирование и трудовые ресурсы. Система ERP позволяет планировать автоматическое пополнение производственных линий [8, с. 231].
Электронная коммерция позволяет бенефициарам и клиентам пользоваться новыми доступными преимуществами:
1. Глобальное участие и глобальный выбор. Структура электронной торговли определяется распространением компьютерных сетей, неограниченных географическими или национальными границами. Поэтому наиболее важные сети являются глобальными и система Commerce позволяет даже самым мелким грузоотправителям вести бизнес во всем мире. Кроме того, клиенты могут выбирать между любыми потенциальными продавцами, предлагающими товары или услуги, независимо от их географического положения.
2. Повышение конкурентоспособности. Электронные товары обладают высоким качеством и позволяют продавцам повысить свою конкурентоспособность, усиливая их подотчетность перед клиентом.
Многие компании используют электронную коммерцию для того, чтобы они могли предоставлять подробную информацию о продукте, инструкции по ее использованию и немедленную реакцию на претензии клиента. Соответственно качество обслуживания для клиента увеличивается.
3. Персонализация продаж. Используя возможности электронного влияния, компании могут автоматически отправлять продукты и услуги в соответствии с индивидуальными требованиями, получая полную информацию по запросу каждого отдельного клиента. Электронные системы хранения автоматически сохраняют эти типы товаров, когда клиент достигает магазина сервера, помня о повторяющихся покупках отдельных покупателей.
4. Быстрая реакция на ученика. Электронная коммерция может значительно снизить стоимость товара от грузоотправителя до клиента. Товары доставляются непосредственно потребителю, не проходя через ряд традиционных точек разгрузки, таких как оптовые и розничные склады. Служба электронных торговых систем предлагает оптимальный способ не только обеспечить такую прямую доставку, но и сократить финансовые и временные затраты. В то же время клиенты смогут покупать те продукты, в которых они нуждаются, то есть их не ограничивает выбор товаров на складе.
5. Снижение затрат. Одним из важнейших достижений электронной коммерции является снижение затрат в сделках. Ведение транзакций электронным способом снижает стоимость услуг,
что в конечном итоге приводит к снижению клиентских цен.
6. Новые возможности для ведения бизнеса. За исключением существующих рынков товаров и услуг, концепция электронной торговли позволяет создавать новые продукты и услуги. Например, возможно предоставление услуг электронной доставки, справочных служб, создание контактов (отношений) между потенциальным грузоотправителем и потенциальным клиентом и другие виды информационных услуг [9, с. 28].
Цель и преимущества участия в электронной торговле могут оцениваться на основе позиции отдельных покупателей, торговых организаций и широкой общественности. Экономические преимущества электронной торговли с точки зрения отдельных торговых организаций объясняются следующими факторами:
- электронная коммерция расширяет пространство торговли на национальном и межнациональном уровне. Компания может легко и быстро привлекать большое количество покупателей с минимальными капитальными затратами;
- развитие электронной торговли снижает затраты и сокращает расходы, связанные с документооборотом;
- методы электронной коммерции создали узкоспециализированную область бизнеса. Например, игрушки для собак и кошек можно приобрести в розничных магазинах или торговых точках в физическом мире. Теперь можно получить к ним доступ на www.dogtoys.com и www.cattoys.com;
- использование электронной тоговли с помощью системы поставок позволит сократить затраты на хранение и другие расходы.
- снижение цен на телекоммуникационные услуги и Интернет, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на снижение стоимости товаров и услуг через Интернет.
- электронная коммерция значительно снижает затраты на финансирование проектов за счет сокращения продолжительности доступа к готовой продукции (товарам и услугам);
- другие преимущества использования электронной коммерции включают в себя: улучшение имиджа, улучшение обслуживания клиентов, процедурная простота, расширение пространства делового сотрудничества, сокращение времени доставки, повышение производительности, удаление бумажных денежных потоков из процесса, сокращение транспортных расходов, упрощение сбора информации и повышение гибкости в ведении бизнеса.
По мнению М. Г. Агамалиева и Т. Ш. Шукюрова, некоторые товары могут быть приобретены по относительно низким ценам посредством электронной торговли, что делает эти товары доступными для уязвимых групп населения, тем самым повышая общий уровень жизни населения [1, с. 93].
Кроме того, существуют также технические ограничения для электронной торговли. А именно:
- некоторые программные приложения для электронной коммерции оказываются несовместимыми с определенными типами оборудования или с операционными системами и их компонентами;
- поставщикам могут понадобиться специализированные веб-серверы и другая инфраструктура наряду с сетевыми серверами;
- адаптация программного обеспечения для Интернета и электронной коммерции с существующими дополнениями и базами данных — очень сложный процесс;
- инструменты, предназначенные для создания программного обеспечения, часто меняются;
- ограниченное телекоммуникационное пространство;
- определенные недостатки в защите системы, стандартах, протоколах связи, надежности [1, с. 72].
К сожалению, указанные недостатки сдерживают рост объема электронной розничной торговли в Азербайджане в условиях отсутствия механизма контроля за осуществлением операций по сбыту товаров и обеспечением справедливой конкуренции в сфере обращения.
В частности, в числе этих недостатков можно заметить несовместимость многих программных приложений для электронной коммерции с операционными системами и их компонентами, сложность адаптации программного обеспечения для Интернета и электронной коммерции с существующими дополнениями и базами данных, наличие определенных недостатков в защите системы управления электронной торговли, которая нелегко поддается мерам регулирования.
Если рассмотреть вопрос о том, какие управленческие меры способны наилучшим образом стимулировать экономический рост в целом и электронной торговли в частности, то следовало бы считать правильным направлением увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру телекоммуникаций. Таким образом, решение задачи ускорения темпов роста экономики в значительной мере зависит от эффективной организации процесса товарного обращения при полном обеспечении экономической системы достоверной и общедоступной информацией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамалиев, М. Г. Экономика торговых предприятий : учеб. для вузов / М. Г. Агамалиев, Т. Ш. Шукюров. — Баку : Экон. ун-т, 2010. — 424 с.
2. Авдеева, Е. А. Перспективы развития электронной коммерции в Российской Федерации / Е. А. Авдеева // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 331—333.
3. Акперов, М. Г. Электронная коммерция : учеб. для вузов / М. Г. Акперов. — Баку : Экон. ун-т, 2011. — 212 с.
4. Гасанов, М. Информационное общество — требование времени / М. Гасанов // Халг. — 2012. — 17 июля. — С. 5.
5. Горбунова, О. Т. Ключевые особенности формирования трудового ресурса в информационном обществе / О. Т. Горбунова, А. В. Гладушева // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 9. — С. 27—31.
6. Летунов, А. Б. Развитие интернет-торговли в российской экономике / А. Б. Летунов. — Тамбов, 2009. — С. 77—82.
7. Лидеры российского виртуального шопинга // Эксперт. — 2000. — № 16. — С. 23—46.
8. Лухто, К. Россия на пути информационному обществу / К. Лухто // Вопросы экономики. — 2011. — № 4. — С. 23—46.
9. Мажминас, Е. Решения: теория, информация, моделирование / Е. Мажминас. — M., 2007. — 306 с.
10. Шпагина, М. Лицом к клиенту, спиной к человеку / М. Шпагина, В. Ашаи // Эксперт. — 2010. — № 24. — С. 14—16.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Наджафова Чичек Магомед кызы — старший лаборант кафедры «Финансы и бухгалтерсий учет» Сумгаитского государственного университета, диссертант Института научных исследований экономических реформ, Сумгаит, Азербайджан. [email protected]
REFERENCES
1. Aqamaliev M.O., Shukyurov T.§. Ekonomika torqovix predpriatiy [Economics of trade enterprises]. Baku, Ekonomicheskiy universitet Publ., 2010. 424 p. (In Azerbaijani).
2. Avdeeva E.A. Perspektivi razvitiya elektronnoy kommersii v Rosiyskoy Federasii [Prospects for the development of e-commerce in the Russian Federation] Molodoy ucheniy [Young Scientist], 2015, no. 21, pp. 331—333. (In Russ).
3. Akperov M.G. Elektronnaya kommersiya [Electronic commerce]. Baku, Ekonomicheskiy universite tPubl., 2011. P. 212. (In Azerbaijani).
4. Oasanov M. Informasionnoe obshestvo — trebovanie vremeni [The information society is a requirement of time]. Halg [Khalg], 2012, p. 5. (In Azerbaijani).
5. Gorbunova O.N., Gladysheva A.V. Klyuchevye osobennosti formirovaniya trudovogo resursa v informatsion-nom obshchestve [Key features of formation of a labor resource in information society]. Sotsialno-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2013, no. 9, pp. 27—31. (In Russ).
6. Letunov A. B. Razvitiye Internet-torgovli v ros-sijskoj ekonomike [Development of Internet trade in the Russian economy]. Tambov, 2009. (In Russ).
7. Lidery rossijskogo virtual'nogo shopinga [Leaders of the Russian virtual shopping]. Ekspert [Expert], 2000, no. 16, pp. 77—82. (In Russ).
8. Liukhto K. Rossiya na puti k informatsionnomu obshchestvu? [Russia on the way to information society?] Voprosy ekonomiki [Economic issues], 2011, no. 4, pp. 23—46. (In Russ).
9. Majminas E. Z. Resheniya: teoriya, informatsiya, modelirovaniye [Decisions: theory, information, modeling]. Moscow, 2007. (In Russ).
10. Shpagina M., Ashai V. Litsom k klientu, spinoj k cheloveku [Face to customer, back to the person]. Ekspert [Expert]. 2010, no. 24, pp. 14—16. (In Russ).