ративного района и на межрайонном уровне, а с другой, сохраняет и закрепляет доминирующее положение притрассовых населенных пунктов в расширяющейся расселенческой схеме [8].
Специального рассмотрения заслуживает и вопрос о взаимодействии этих кластеров между собой и об их месте и роли в социокультурном пространстве региона. Благополучные притрассовые поселки стали привлекательными для наиболее активной части этноукорененного населения Тюменского севера. Это негативно воздействует на структуру расселения малочисленных народов, дополнительно ухудшает и без того тревожные показатели их демографического воспроизводства.
С другой стороны, в разряд неблагополучных попадают поселки, оторванные от Большой Земли, обделенные не только благами цивилизации, но и общественным вниманием, которого они заслуживают. Ведь это специализированное место жительства, в нем тесно переплетены бытовая повседневность и высокая степень ответственности за результаты труда. От социального благополучия этих мест зависит многое, в том числе энергетическая и экологическая безопасность не только конкретного региона, но и всей страны.
Сказанное справедливо и по отношению ко всей Тюменской области как социально-территориальной общности. Ведь она соединяет в себе уникальные и универсальные черты более чем полувековой практики активного индустриального освоения-заселения огромной территории, то есть способна стать своеобразным объектом-представителем социологии расселения, определяющим проблемную ось и перспективы развития этой все еще остающейся в тени отрасли социологического знания.
Список литературы
1. Межевич М. Н. Социальное развитие и город: Филос. и социол. аспекты. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. -
175 с.
2. Дмитриев А. В., Лола A. M., Межевич М. Н. Где живет советский человек. - М.: Мысль, 1988. - 218 с.
3. Воронин В. В., Шарыгин М. Д. Социально-экономическая география на рубеже тысячелетий (теоретико-методологические аспекты). - Самара: СГЭА, 1998. - 191 с.
4. Горяченко Е. Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе // Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. - Новосибирск: Наука, 1999. - 736 с.
5. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. Колл. монография. Составление и общая редакция: Лапин Н. И., Беляева Л. А. - М.: Academia, 2009. - 808 c.
6. Социология регионального и городского развития. Антология. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 320 с.
7. Ганопольский М. Г., Литенкова С. П. Структура расселения в Тюменской области: особенности генезиса и перспективы развития // Известия РАН. Серия географическая. - 2005. - № 3. - С. 56-62.
8. Решетников А. С. Тюменский лесной комплекс. - Тюмень: ИЗА Пульс, 1997. - 312 с.
9. Ганопольский М. Г., Маркова Л. М. Особенности структуры расселения Тюменской области в районах пролегания магистральных нефтегазопроводов // Вестник Тюменского госуниверситета. - 2011. - N° 4. - С. 175-179.
Сведения об авторе
Ганопольский Михаил Григорьевич, д. ф. н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН, г. Тюмень, тел. 89129958175, e -mail: [email protected]
Ganopolsky M. G., PhD, professor, chief researcher at the Institute of North Development Problems, SB RAN, phone: 89129958175, e-mail: [email protected]
УДК 314.72
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
PROBLEMS OF LABOUR MIGRATION IN NOWADAYS RUSSIA
М. С. Жулева
M. S. Zhuleva
Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционные процессы, миграционная политика,
миграционное законодательство Key words: migration, labor migration, migratory processes, migratory policy, migratory legislation
Рассматриваются особенности современных миграционных процессов, анализируются позитивные и негативные последствия, проблемы трудовой миграции, комплекс взаимоотношений между принимающим и миграционным сообществами. Выявляются основные трудности современной российской миграционной политики, обосновывается необходимость согласованного, эффективного миграционного законодательства как необходимого условия перспективного развития страны.
The article describes the particularities of the modern migration processes. The positive and negative consequences, problems of labor migration, the complex of interrelations between the accepting community and separate groups of migratory communities are analyzed. The main difficulties of modern Russian migratory policy are disclosed. A need in coordinated, effective migratory legislation as a necessary condition ofperspective development of the country is proved.
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014
Согласно исследованиям ООН, на сегодняшний день более трех процентов населения планеты являются мигрантами, что составляет 232 млн чел. Причем количество людей, которые живут не в той стране, где родились, распределено примерно поровну между Европой и Азией.
Первое место в мировом рейтинге по количеству мигрантов занимают США, на территории которых находится одновременно 45,8 млн мигрантов. Второе место у России, число мигрантов у нас достигло 11 млн чел. На третьем месте — Германия с 9,8 млн чел. Дальше идут Саудовская Аравия — 9,1, Великобритания — 7,8, Франция — 7,4, Канада — 7,3, Австралия — 6,5 и Испания — 6,5 млн чел. [1].
«Охота (или неволя) к перемене мест владела человечеством всегда, — отмечают эксперты, — для одних речь шла о выборе между жизнью и смертью, для других означала заботу о хлебе насущном, для третьих — реализацию мечты о земле обетованной. Сменялись века и эпохи, менялось соотношение мотиваций, но люди продолжали устремляться за тридевять земель от родного дома — на время или навеки» [2].
Мигранты внесли свой вклад в становление целого ряда ныне процветающих государств (США, Канада, Австралия). Европа своим экономическим чудом конца XX века тоже частично обязана труду гастарбайтеров из Турции, Северной Африки, Индостана, бывшей Югославии. По мере своих сил мигранты обеспечивали рост народонаселения в принимающих странах. За первое десятилетие нынешнего века в Испании прибавилось 4,5 млн легально проживающих иностранцев, а их доля в населении увеличилась с 2,3 до 12 %. В Швейцарии доля иностранцев с ПМЖ составляет 22 %. Англия и Уэльс в минувшем году зарегистрировали рекордное за 40 лет число новорожденных, при этом каждая четвертая мать оказалась не подданной Ее Величества [2].
Современные российские политики и экономисты также говорят о положительном влиянии трудовых мигрантов на состояние российской экономики. «Они находят себе применение во всех сферах деятельности и, самое важное, выполняют работу, не требующую высокой квалификации за невысокую зарплату..., — отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Титов, — иностранные рабочие — это те люди, которые сегодня активно помогают поднимать российскую экономику. Ее рост во многом зависит от них. Среди них есть хорошие профессионалы, которые приехали в Россию просто зарабатывать» [3].
По официальным данным, около 90 % легальных иностранных работников в 2010 г. были заняты в России в шести основных видах экономической деятельности: строительстве (36,3 %), оптовой и розничной торговле (16,6 %), обрабатывающих производствах (13,5%), сфере услуг (9,9%), сельском хозяйстве (9,1%), транспорте и связи (4,3 %). По мнению экспертов, мигранты производят не менее 8-10 % ВВП России [4].
Наиболее притягательными для трудовых мигрантов являются Центральный федеральный округ, и прежде всего Московский регион, где концентрируются финансовые ресурсы и высокая деловая активность, также Санкт-Петербург [4]. Как оценивают государственные источники, в 2012 году в Санкт-Петербурге, например, находилось от 750 000 до 1 000 000 чел. из стран СНГ при квоте на иностранную рабочую силу в 166 032 чел. [5].
На третьем месте по привлекательности для мигрантов — Ямал. Только за последние четыре года число мигрантов увеличилось здесь почти в два раза и составляет более 90 тыс. чел. Парламентарии Ямала озабочены сегодня проблемой: комплексное освоение месторождений полуострова Ямал наряду с развитием Северного морского пути и Северного широтного хода требует привлечения большого числа трудовых ресурсов, которыми Ямал на сегодняшний день не располагает [6]. Привлечение трудовых мигрантов могло бы здесь сыграть свою положительную роль.
Несмотря на позитивные результаты в миграционных процессах обнаруживаются и негативные черты, угрожающие безопасности российского общества[10]. Это, например, нелегальная миграция, теневая экономика. «Для определенной части людей ситуация с мигрантами сегодня переросла в большой бизнес... они не хотят ломать свой «бизнес», не хотят наводить порядок», — сообщает Б. Титов [3].
Приезжающие из стран СНГ находятся фактически в бесправном положении, так как напрямую зависят от работодателя в теневом секторе экономики, который в любой момент может не расплатиться, оставляя данным лицам единственную возможность к выживанию — ведение преступного образа жизни [5].
Социологи констатируют, что Россия сталкивается сегодня с качественно новой миграцией по сравнению с концом XX века. Среди мигрантов стали преобладать жители Средней Азии. Новое поколение мигрантов, вступившее в трудовую жизнь уже после распада СССР, имеет низкие образовательные характеристики, плохо знает русский язык и прибывает в основном из сельской местности. Согласно исследованию (опрос 2006 г.) Международной организации по миграции (МОМ), не имели профессионального образования 40 % мигрантов в Москве и 55 % — в Астраханской области; прибыли из малых городов и сел 60 % — в Москву и более 80 % — в Астраханскую область; 23 % слабо владели русским языком в Москве и 59 % — в Астраханской области [4].
Представители новой волны мигрантов все труднее адаптируются к российским условиям и на рынке труда, и в быту, они склонны осуществлять социальное взаимодействие через неформальные связи (родственников, теневых посредников), обладают низкой правовой культурой, предпочитают не отстаивать свои права или делать это через неформальных агентов неформальными способами. По заявлению главы Федеральной ми-
грационной службы (ФМС) К. Ромодановского, «14 % иностранцев в возрасте 18-20 лет, которые едут к нам работать из центральноазиатских государств, либо вообще не знают русского, либо знают его плохо» [4].
Таким образом, острой становится проблема социальной адаптации: в Россию приезжают работать граждане, которые плохо знают язык, не понимают, даже порой не хотят понимать местных традиций и обычаев, не ориентируются в российском законодательстве [8].
Чтобы преодолеть все трудности и создать условия для привлекательности именно законной миграции, нужна действенная миграционная политика. Какие эффективные меры должны лежать в ее основе? Этот вопрос является сегодня дискуссионным. Одни авторы выступают за «ужесточение» (разрешить въезд в Россию только по заграничным паспортам, повысить штрафы за прием на работу нелегальных мигрантов и т. д.), другие — за упрощение миграционного законодательства, предлагают провести миграционную амнистию (регистрация работодателем работающих мигрантов, которые сегодня не зарегистрированы), легализовать незаконных мигрантов (которые не успели «встать на учет» в ФМС, на которых не хватило квоты, но которые нашли работу и трудятся на территории РФ) и упростить получение разрешительных документов [1, 3, 5].
Из последних инициатив — проект Федерального Закона «О внесении в Трудовой Кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» от 14 ноября 2013 г. [9]. Мигранты, желающие работать в России, должны иметь медицинскую страховку. Без нее с ними не будут заключаться даже временные трудовые договоры. Кроме медполисов дополнительно вводятся еще несколько новый сведений: о разрешениях на работу, на временное проживание или вид на жительство, а также о приобретении патента. Мигранты должны представить все необходимые документы. А работодатель будет обязан отстранить от работы (или не допустить к ней) иностранного работника, если срок действия разрешительных документов истек. И если через месяц новые бумаги не будут предъявлены, то трудовой договор расторгается [9]. «Российская газета» 14. 11. 2013 г. также опубликовала информацию о том, что на обсуждение депутатов Госдумы внесен законопроект, который устанавливает, что срок временного пребывания иностранного гражданина, въезжающего в РФ в безвизовом порядке, не может превышать 90 суток в течение шести месяцев; предлагается также запретить выдачу разрешения на временное проживание или вида на жительство иностранцам, осужденным за совершение преступления на территории РФ или за ее пределами, а также лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость. Ранее выданное разрешение или вид на жительство в этих случаях аннулируется [10].
Определенную надежду практики возлагают на закон об обязательном знании русского языка трудовыми мигрантами, принятый в ноябре 2012 г.
Давая оценку российскому законодательству в сфере миграционной политики, специалисты выделяют наличие следующих главных проблем: 1) слабая практика применения действующих норм; 2) разрозненность норм миграционного законодательства (сегодня в РФ действует порядка 800 нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере миграционной политики); 3) отсутствие систематизации всей правовой базы данной сферы.
В целом, все эксперты (политики, социологи, политологи, экономисты) приходят к общему выводу, что нашей стране нужна сегодня понятная, согласованная, «работающая» правовая база, регламентирующая обязанности и права мигрантов, вносящая определенность в трудовые отношения с участием иностранных граждан и создающая гарантии безопасности и защиты трудовых прав коренного населения (россиян). Только верховенство закона и его системная практическая реализация дадут хорошую перспективу развитию трудовой миграции в России.
Список литературы
1. Российская газета. 2013. 12 сент. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/12/migranty-site.html.
2. Борисов С. Охота или «неволя» // Российская Федерация сегодня. - 2013. - № 15 (авг.). - С. 7-9.
3. Российская газета. 2013.5 нояб. - Режим доступа: http://www.rg.ru /2013/11/05/migranti.html.
4. Безбородова Т. М. Мигранты на российском рынке труда // Социологические исследования. 2013. N° 5. С. 66-72.
5. Российская газета. 2013. 07 сент. - Режим доступа: http://www.rg.ru /2013/09/07/schet-site.html.
6. Погорелов А. Мигранты в законе // Российская Федерация сегодня. - 2013. -№ 21 (нояб.). - С. 58-59.
7. Хайруллина Н. Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2010. -№ 4. - С. 205-207
8. Жулева М. С. Проблема реализации принципа толерантности в современном обществе // Межэтнические столкновения в поликультурной студенческой среде и пути их разрешения: сборник материалов научно-практической конференции. 18 октября 2013 г. - СПб: Изд-во ООО «ДЕН», 2013. - С. 13-14.
9. Электронный ресурс. - Режим доступа: httр://government.ru/news/8203.
10. Российская газета. 2013. 14 нояб. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/14/bezviz-anons.html.
Сведения об авторе
Жулева Мария Сергеевна, к. и. н., доцент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526
Zhuleva M. S., Candidate of Science in History, associate professor of the chair of social sciences, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526