Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на демографическое развитие Украины'

Влияние миграционных процессов на демографическое развитие Украины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
378
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграции / межрегиональные миграции / вынужденные массовые внутренние переселения / межгосударственные миграции / миграционные угрозы национальной безопасности / миграционные вызовы / государственная миграционная политика / migrations / inter-regional migrations / the forced mass internal migratory resettlements / interstate migrations / migratory threats to national security / migratory challenges / state migratory policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинаида Васильевна Смутчак, Оксана Юрьевна Сытник

Аннотация Цель: исследование влияния миграционных процессов на демографическое развитие Украины. Методы: сравнения, логического обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания, индукции и дедукции. Результаты: на основе анализа научной экономической литературы выявлены причины и особенности дестабилизации миграционных процессов в Украине; проведен детальный анализ внутрирегиональной, межрегиональной и межгосударственной миграции в годы государственной независимости Украины; охарактеризована нелегальная миграция, которую можно трактовать как фактор, препятствующий демографическому развитию страны; обоснована необходимость урегулирования миграционных потоков; предложены пути их стабилизации на всех уровнях хозяйствования. Научная новизна: в статье впервые на основе детального анализа внутрирегиональной, межрегиональной и межгосударственной миграции в годы государственной независимости Украины предложены пути стабилизации миграционных процессов на мета-, макро-, мезои микроуровнях, как фактор демографического развития Украины. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов демографического развития Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MIGRATORY PROCESSES ON DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF UKRAINE

Objective: to determine the impact of migration on demographic development of Ukraine. Methods: comparison, logical generalization, observation, systemic analysis, data grouping, theoretical cognition, induction and deduction. Results: on the base of scientific and economic literature the causes and features of migration processes of destabilization in Ukraine are identified; the detailed analysis of intra-regional, inter-regional and interstate migration in the years of the state independence of Ukraine has been undertaken; illegal migration, which can be interpreted as a factor preventing the demographic development of the country is characterized; the necessity of settlement of migration flows is substantiated; the ways to stabilize them at all levels are suggested. Scientific novelty: for the first time in an article based on a detailed analysis of intra-regional, inter-regional and interstate migration in the years of independence Ukraine has proposed the path of stabilization of migration processes in the meta-, macro-, mesoand micro levels, as a factor of demographic development of Ukraine. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activities at the consideration of the demographic development of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на демографическое развитие Украины»

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017) Economics

< iAgTWEST >

K»*EUHrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

UDC 331.556 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-1.2-192-200

z. V. Smutchak 1 O. Y. Sytnyk 1

1 Kirovograd Flight Academy of National Aviation University, Kropivnitskiy, Ukraine

THE INFLUENCE OF MIGRATORY PROCESSES ON DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF UKRAINE

Abstract

Objective: to determine the impact of migration on demographic development of Ukraine. Methods: comparison, logical generalization, observation, systemic analysis, data grouping, theoretical cognition, induction and deduction.

Results: on the base of scientific and economic literature the causes and features of migration processes of desta-bilization in Ukraine are identified; the detailed analysis of intra-regional, inter-regional and interstate migration in the years of the state independence of Ukraine has been undertaken; illegal migration, which can be interpreted as a factor preventing the demographic development of the country is characterized; the necessity of settlement of migration flows is substantiated; the ways to stabilize them at all levels are suggested.

Scientific novelty: for the first time in an article based on a detailed analysis of intra-regional, inter-regional and interstate migration in the years of independence Ukraine has proposed the path of stabilization of migration processes in the meta-, macro-, meso- and micro levels, as a factor of demographic development of Ukraine.

Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activities at the consideration of the demographic development of Ukraine.

Keywords: migrations, inter-regional migrations, the forced mass internal migratory resettlements, interstate migrations, migratory threats to national security, migratory challenges, state migratory policy.

References:

1. On the concept of state migration policy. The decree of the President of Ukraine № 622/2011. Retrieved from: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/622/2011 (in Ukrainian).

2. Datsko O. Influence of international migration and strengthening of threat to economic security of the country. Problems of external migration of Ukraine and other post-Soviet states: materials of round table - Lviv, Spolom, 2014, p. 25-29 (in Ukrainian).

3. Malinovska O. Some conceptual approaches to labor migration.//Labour migration Ukraine and the state program ofregulation: Materials Int. Conference Kyiv, February 18, 2005/Regional Representative Office ofthem. Friedrich Ebert Foundation in Ukraine - K.: Testament, 2005. - C. 6 -16. ( in Ukrainian).

4. Malinovska O. Management of migration: some conclusions from the European experience. Science issues UAPA, issue 2, 2002, p. 446-453. (in Ukrainian).

5. Malinovska O. Labour migration: social consequences and ways of reaction - Kyiv, NISS, 2011, 40 p. (in Ukrainian).

6. Kovalyk I. Principles and consequences of international labor force migration for Ukraine, Strategy of development of Ukraine, issue 2, 2011, p. 278 (in Ukrainian).

7. Prybytkova I. Security of documents and migration policy: conclusions and recommendations of the international working groups for Ukraine - Kyiv, Europe without barriers, 2011, p. 9-30. Prybytkova, I. Security of documents and migration policy: conclusions and recommendations of the international working groups for Ukraine - Kyiv, Europe without barriers, 2011, p. 9-30. (in Ukrainian).

8. Romanjuk M. Migration of the population of Ukraine: national priorities and regional differentiation regulation of the mechanism of regulation. Economy of Ukraine, issue 9, 1999, p. 38-44. (in Ukrainian).

Economics <f Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< BAiTWEST >

SdB*ELMTÍS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

9. Romanjuk M. Migration determinants of national security of Ukraine: theoretical and methodological, and practical aspects. Demography and social economy, issue 1 (11), 2009, p. 50-60. (in Ukrainian).

10. Vidyakina M., Stakanov G. Labour migration from Ukraine to the EU macroeconomic dimension - Kyiv, SSC, 2011, 196 p. (in Ukrainian).

11. Organisation of Migration. Retrieved from: http://iom.org.ua/ua

12. State Statistics Service of Ukraine. Retrieved from: www.ukrstat.gov.ua

13. Visa-free dialogue between Ukraine and the EU. Action plan on liberalization of visa regime. Retrieved from: http://www.kmu.gov.ua/document/244813925/... 20 для%20Укра_ни.pdf.

14. Smutchak Z. Migratory Threats to National Security of Ukraine: Current Challenges and Ways of Regulation/Z. Smutchak, D. Romanjuk//Baltic Journal of Economic Studies - Riga, 2016 - Vol.2, No.3 -С. 107-112.

15. Kumskov G. Ways to enhance the impact of market mechanisms to stabilize the internal migration of the population ofKyrgyzstan/Bulletin KRSU, 2002. - № 3. Retrieved from: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a16. html (in Russian).

16. Haidutsky A. The scale of labour migration abroad//Ukrainian economy and state. - 2007. - № 8. - S.82-86 (in Ukrainian).

Information about the authors

zinaida Vasilivna Smutchak, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of management, economics and law department, Kirovograd Flight Academy of National aviation University

Address: 25006, Ukraine, Kropivnitskiy (Kirovograd), 29/33 Mihailovskaya Str, Apt. 5, тел.: +38 (067) 520-07-20

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6079-9227

Oksana Yuriivna Sytnyk, Candidate of Economic Sciences, Senior lecturer of management, economics and law department,

Kirovograd Flight Academy of National aviation University

Address: 25005, Ukraine, Kropivnitskiy (Kirovograd), 48 Korolenko Str, Apt. 6,

тел.: +38 (066)7913055

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5234-7792

з. В. Смутчак 1 о. ю. Сытник 1

1 Кировоградская летная академия Национального авиационного университета, г. Кропивницкий, Украина

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ

Аннотация

Цель: исследование влияния миграционных процессов на демографическое развитие Украины.

Методы: сравнения, логического обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания, индукции и дедукции.

Результаты: на основе анализа научной экономической литературы выявлены причины и особенности дестабилизации миграционных процессов в Украине; проведен детальный анализ внутрирегиональной, межрегиональной и межгосударственной миграции в годы государственной независимости Украины;

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Economics

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

охарактеризована нелегальная миграция, которую можно трактовать как фактор, препятствующий демографическому развитию страны; обоснована необходимость урегулирования миграционных потоков; предложены пути их стабилизации на всех уровнях хозяйствования.

Научная новизна: в статье впервые на основе детального анализа внутрирегиональной, межрегиональной и межгосударственной миграции в годы государственной независимости Украины предложены пути стабилизации миграционных процессов на мета-, макро-, мезо- и микроуровнях, как фактор демографического развития Украины.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов демографического развития Украины.

Ключевые слова: миграции; межрегиональные миграции; вынужденные массовые внутренние переселения; межгосударственные миграции; миграционные угрозы национальной безопасности; миграционные вызовы; государственная миграционная политика.

введение

Миграционные процессы в Украине сегодня по-разному оказывают свое влияние на демографическое развитие страны, участие в международном разделении труда, при выходе на европейский и мировые рынки, социальную и национальную безопасность. Это обстоятельство сейчас приобретает особую актуальность, поскольку Украина в июне 2014 года подписала Соглашение об ассоциации с ЕС.

Следует отметить, что основная стратегическая задача состоит в сохранении государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и интеграции в европейское экономическое и миграционное пространства, обеспечении приближенных к мировым стандартам качества и продолжительности жизни, реализации прав и свобод граждан. Анализ и учет современных миграционных тенденций в нашем государстве, в контексте участия Украины в европейском и мировом миграционном пространстве, рассматривается как один из важных факторов формирования собственной национальной политики. Эта проблема и непосредственно, и опосредованно находится в плоскости национальной безопасности Украины.

Сегодня особенно остро стоит проблема возникновения в регионах Украины значительного количества вынужденных переселенцев в связи с аннексией Российской Федерацией Крыма, внешней военной агрессии России на Донбассе и военными конфликтами, которые продолжаются в Донецкой и Луганской областях. Следует особо отметить, что по этой причине актуальной для Украины задачей, которую необходимо решить, является стремительный рост внутренней (переселенческой) миграции, а также эмиграции [14].

С апреля 2014 года — с начала боевых действий на Донбассе из Донецкой и Луганской областей вы-

ехало по данным ООН более 2 миллионов человек, из которых 1,75 млн. человек переселилось в другие регионы Украины, а более 300 тыс. человек эмигрировало в Российскую Федерацию. С аннексированного Крыма переселенцами на материковую Украину стали почти 25 тыс. человек. Эти данные являются приближенными к реальным, поскольку невозможен точный подсчет в условиях военных действий и проведения антитеррористической операции. Основной причиной, которая стимулировала высокую интенсивность миграционного движения населения в Украине стали аннексия Крыма, военные действия на Донбассе, терроризм и посягательство на территориальную целостность, и суверенитет страны [14].

Исходя из своего географического положения и особенностей социально-экономического развития, а также развития рынка труда и уровня заработной платы в стране, Украина является активным участником международных экономических процессов и одной из крупнейших стран — доноров рабочей силы в Европе. В условиях социально-экономического кризиса роль трудовых миграций как источника снижения напряжения на местных рынках труда существенно возрастает.

Стремительная активизация международной мобильности населения Украины, происходит в условиях глобализации и нарастания интенсивности мировых миграций, выдвигает актуальную проблему — регулирование миграционных процессов, предоставления им организованного, безопасного и неконфликтного характера.

результаты исследования

Концепция государственной миграционной политики Украины направлена на обеспечение эффективного государственного управления миграционными процессами, создание условий для устойчивого

Economics

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

демографического и социально-экономического развития государства, повышение уровня национальной безопасности путем предотвращения возникновения неконтролируемых миграционных процессов и ликвидации их последствий, согласования национального законодательства в сфере миграции с международными стандартами, усиление социальной и правовой защиты граждан Украины, которые находятся или работают за рубежом, соблюдения принципов защиты интересов Украины, а также то, что составляет угрозу национальной безопасности страны: нелегальная миграция; обострение демографического кризиса; отъезд за пределы Украины ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы [1].

Принятие важных законов и нововведений государственной миграционной политики дает основания утверждать, что основной побудительный мотив таких действий был обусловлен внешним фактором и, в частности, реформирование миграционной сферы заметно активизировалось после того, как на саммите Украина-ЕС в ноябре 2010 Украине был предоставлен План действий по либерализации визового режима

[13].

За годы государственной независимости в период реформирования экономики и трансформации всей социально-экономической системы, а также в связи с демократизацией общественной жизни, экономическим кризисом и падением жизненного уровня подавляющего большинства населения страны характер, объемы, состав и направленность внутренних и внешних миграционных потоков потерпели существенные изменение и приобрели новое значение [14].

Эти изменения заключаются в том, что сократились до минимума объемы ежедневных потоков трудовой маятниковой миграции, практически прекратился массовый отток сельских жителей в города, а взамен имеет место частичная переориентация миграционных потоков населения из городских поселений в сельскую местность. В десятки раз выросли объемы сезонной трудовой миграции и внешних трудовых поездок за границу.

Сложными и очень часто взаимосвязанными являются проблемы внешних миграций населения Украины в целом и ее регионов в частности. За годы государственной независимости можно выделить три основных периода межгосударственных миграционных перемещений населения: 1991-1993 годы; 1994-2004 годы; 2005-2014 годы.

Накануне, в годы распада СССР (1989-1991 рр.), а также в первые годы независимости Украины (1991-1993 рр.) в Украину из России, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ прибыло 2,4 млн. человек. Среди прибывших были как люди, приехавшие по причине изменения места работы, так и представители и потомки депортированных народов, а также лица, которые были репрессированными, раскулаченными и политическими заключенными.

Глубокие и постоянные изменения в обществе на территории бывшего Советского Союза сопровождались расширением процессов перемещения населения через международные границы часто вынужденно, в результате насилия и угроз. Эти миграционные перемещения охватили более 9 млн. человек и по объемам в Европе были самыми крупными миграционными процессами со времен Второй мировой войны. В то же время более 2 млн. вынужденных переселенцев из Донбасса в 2014-2015 гг. являются крупнейшим миграционным переселением в Европе в начале XXI века.

Как известно к основным причинам внешних миграций населения относят:

- вооруженные конфликты;

- преследования по этническому признаку;

- нарушение прав человека;

- экономические трудности;

- экологические катастрофы;

- несостоятельность правительств обеспечить достойный уровень жизни.

Только официально по состоянию на начало 2013 года в странах — реципиентах, где больше всего находилось украинских трудовых мигрантов (более 1 млн. украинцев) и, в частности, в Италии 208,8 тыс., Германии — 159,3 тыс.; России — 126, 4 тыс.; Чехии — 116, 4 тыс.; Израиле — 97,6 тыс., Испании — 77,2 тыс., США — 59,9 тыс., Греции — 50,1 тыс., Португалии — 48,0 тыс., Канаде — 43,0 тыс. граждан Украины, проживающих на территории этих стран официально [13].

По данным Международной организации труда в 2012 году количество украинских трудовых мигрантов составила почти 6 млн. человек, из них около 50% — молодежь в возрасте до 35 лет.

В Украине нет многолетней стратегии развития сельских территорий, соответственно, как следствие, наблюдаются проблемы миграции внутри страны. Поскольку многие села приходят в упадок,

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< iAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Economics

а то и просто исчезают, количество рабочих мест уменьшается, а заработная плата остается чрезвычайно низкой, люди не видят возможности и перспективы для жизни в селе. Такая негативная перспектива заставляет сельское население мигрировать в города или за границу в поисках работы. Следует отметить, что в течение 1995-2010 гг. в областях Карпатского региона (Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой) ежегодно продолжительностью от шести месяцев до года работали заграницей 300500 тыс. чел., большая часть из которых была из сельской местности.

По состоянию на конец 2013 года в сельских поселениях Украины жила треть населения Украины, то есть 31,4% от общей численности населения. С 1993 года численность сельского населения ежегодно сокращалась на 132 тыс. человек и уменьшение этого показателя происходит прогрессирующими темпами, в том числе и из-за эмиграции. В течение 2010-2012 гг. численность сельского населения уменьшилась почти на 100 тыс. человек. Ежегодно за рубеж выезжает около 50 тыс. сельских жителей, 80,5% которых составляют молодежь и женщины.

1400000

1200000 1000000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g 800000

В 2012 году украинцы были пятой, после Турции, Марокко, Албании и Китая, по численности группой граждан стран третьего мира, которые проживали на территории ЕС. Рейтинг Украины по количеству эмигрантов был первым в Польше и Чешской Республике, второе место — у Российской Федерации, Словакии и Венгрии, третье место — у Эстонии, четвертое место — у Греции и Италии.

Актуальность проблем, связанных с массовыми межгосударственными миграционными процессами, еще больше усиливается на фоне общего демографического кризиса, который охватил Украину, начиная с 1991 год. Что в значительной степени вызвало и кризис миграции, который сегодня проявляется в уменьшении интенсивности миграций в середине областей, значительном их увеличении при военном конфликте на Донбассе на межрегиональном уровне и интенсивными потоками иностранных трудовых мигрантов [14].

Детальный анализ внутрирегиональных, межрегиональных и межгосударственных миграций населения Украины в годы государственной независимости (1991-2014 гг.) показан на рис. 1, 2.

ш о

600000 400000 200000 0

года

Е223 межрегиональная миграция внутрирегиональная миграция —х—межгосударственная миграци:

Рис. 1. Миграции населения Украины (1991-2014 гг.), человек составлено с использованием источника [1]

На внутрирегиональном и межрегиональном 461,9 тыс., В 2007 г. — 435,8 тыс. чел., в 2014 — все-

уровнях снижается миграционная активность. Так, го лишь 273,7 тыс. человек (на 59% меньше). Также

если в 1991 г. в пределах областей страны сменили снизилась интенсивность обмена населения между

место жительства 594,2 тыс. человек, то в 2000 г. — регионами страны: на постоянное место жительство

Economics

< EAiTWEST >

SdB*ELMTTS

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

в другие регионы в 1991 году выбыло 354,8 тыс. че- бывших и выбывших, в 2007 г. — 276,0 тыс. человек,

ловек, а прибыло 385,8 тыс. человек, в 2000 г. эти показатели составляли 274,9 тыс. человек по при-550000

450000

350000

250000

150000

50000

а в 2014-211,1 тыс. человек (на 38% меньше).

Г -

-50000 ifr üf ff

$ 5> й> й> Б>

-150000 -250000

. <3^ О" О Q ff Q О О

osiäÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄ <V <V 'V'V'V'V'V'V'V'V (у (у ly (\/

<Р йа /ч g; Я» 5а

¿У Д

года

человек

□ прибыло

□ выбыло

S миграционное сальдо

Рис. 2. Межгосударственная миграция населения Украины (1991-2014 гг.), человек составлено с использованием источника [1]

В период с 1994 по 2004 годы в Украине имело место отрицательное сальдо внешней миграции, которое ежегодно составляло почти 100 тыс. человек, а начиная с 2005 года во внешних миграциях населения Украины — имеет место положительное миграционное сальдо, которое за период 2005-2014 годы составляет 212,8 тыс. человек. Вместе с тем Украина за годы государственной независимости из-за процесса депопуляции потеряла 6,5 млн. человек, а во внешних миграционных перемещениях населения потери составили более 1 млн. человек.

Среди 2,7 млн. человек выбывших из Украины в период 1992-2012 гг. на постоянное жительство в другие страны лица с высшим образованием составили 23,5%. Согласно исследованиям Международной организации по миграции, возрастная структура украинских эмигрантов по пяти возрастным группам выглядит следующим образом: мигранты в возрасте 15-19 лет — 3%, 20-24 года — 15%, 25-34 года — 34%, 35-44 года — 31%, 45 лет и старше — 17%.

Наибольшее количество мигрантов в Украине составляют лица с полным средним и средним специальным образованием (48%), то есть выпускники средних общеобразовательных школ, гимназии, лицеев, училищ, техникумов и колледжей, люди с базовым высшим образованием (24%) — выпускники высших учебных заведений с образовательно-квалификационным уровнем «бакалавр», а также лица с полным высшим обра-

зованием (18%), то есть выпускники высших учебных заведений с образовательно-квалификационным уровнем «специалист» и «магистр» [2, С. 27].

Следует отметить, что ситуация с нелегальной внешней трудовой миграцией в Украине намного сложнее. Зарубежным работодателям выгодно иметь дело с нелегальными трудовыми мигрантами, потому лица, которые прибыли в страну с целью заработка на незаконных основаниях, не имеют юридического и социальной защиты. Более того, они вынуждены соглашаться на любую работу — сезонную, тяжелую и опасную, тарифные ставки, устанавливаемые им значительно ниже, чем гражданам своей страны. Внешние трудовые мигранты из Украины во многих странах вынуждены работать продленный рабочий день при вредных условиях труда, имеют ограниченный доступ к медицинской помощи и социальной защите (или совсем не имеют), незащищены от низкой оплаты труда, профессиональных травм, болезней.

Нелегальная трудовая миграция чаще всего совершается под видом туристических поездок. До 85% всех трудовых мигрантов выезжают за границу именно по туристическим визам (преимущественно краткосрочным). При этом, как правило, необходимые для этого документы не оформляются, а гарантии трудоустройства являются достаточно сомнительными. Но даже такая перспектива не пугает наших граждан ради заработка.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< EAgTWEST >

SCBJCEUHrTTS

Economics

Исследования причин нелегальной трудовой миграции украинцев свидетельствуют о наличии ряда бюрократических преград как в Украине, так и в принимающей стране. Такой проблемой «туристической» миграции является ее пропагандирована со стороны специализированных организаций, для которых это основной вид бизнеса и значительный доход. Данные Интерпола информируют, что структуры, которые занимаются подобной деятельностью, во всем мире зарабатывают более 30 млрд. долларов ежегодно. Ведь стоимость доставки одного нелегала колеблется от 3 до 30 тыс. долларов [16, с. 82].

Эта проблема требует неотложного решения. Украина (как предусмотрено частью третьей статьи 25 Конституции Украины) гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами. Такая же норма содержится в статье 8 Закона Украины «О гражданстве Украины». Она направлена на законодательное обеспечение реализации указанного конституционного положения.

А потому, регулирование миграционных процессов на макроэкономическом уровне должно стать важной составляющей социально-экономической политики государства. Такая же проблема требует урегулирования на отраслевом, региональном уровнях, а также на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Задача по управлению миграцией, особенно ее внешними формами, заключается не в том, чтобы возводить барьеры через систему административно-ограничительных мероприятий, которые не дают возможности мигрантам проникать в развитые страны, а в том, как на основе соблюдения прав человека и гуманных принципов управлять миграционными потоками населения, в частности, постоянных переселенцев и трудовых мигрантов с учетом интересов государства, принимающих стран и регионов (табл. 1) Государственная миграционная политика состоит в том, чтобы добиться упорядочения миграционного пространства страны и взять под действенный контроль те миграционные процессы, которые в нем протекают [14].

Таблица 1. - Пути стабилизации миграционных потоков Украины

НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ УКРАИНЫ

Метауровень реализация мероприятий по принятию проектов соглашений, регламентирующих движение рабочей силы со странами ЕС

поддержка украинских школ, созданные в ряде стран пребывания мигрантов

связь с новыми диаспорами, которые сформировались за рубежом в результате нынешней трудовой миграции украинцев с целью поддержки их национально-культурной жизни за рубежом

сотрудничество со странами назначения по урегулированию правового статуса, социальной защиты работников-мигрантов из Украины

достижение договоренностей по введению различных схем циркулярной миграции; предоставление помощи в реинтеграции мигрантов, которые возвращаются.

налаживание постоянного информационного обмена со странами-реципиентами украинских работников-мигрантов.

Макроуровень способствование ускорению внесения изменений в соглашения о сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной защите трудовых мигрантов

активизация переговорного процесса по заключению соглашений о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите со странами, в которых количество трудовых мигрантов — граждан Украины — является наибольшим

подготовка комплексной государственной программы регулирования миграционных процессов с четким распределением полномочий и обязанностей центральных органов исполнительной власти и местного самоуправления

принятие мер для уменьшения масштабов нелегальной трудовой миграции населения за пределы страны

работа по внедрению аналитической отчетности с целью осуществления контроля за возвращением в Украину граждан, которым предоставлялись туристические услуги

изучить систему налогообложения трудовых мигрантов других стран и нормировать режим налогообложения доходов трудовых мигрантов — граждан Украины

Economics Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)

< BAiTWEST >

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

создание действенных механизмов легализации доходов граждан, работающих за границей: разработать механизм создания благоприятных условий для перевода в Украину денежных переводов трудовых мигрантов — граждан Украины_

<и к о

£ о

стимулирование инвестиционной активности предпринимателей путем совершенствования законодательной и нормативной базы, выделения приоритетных направлений развития отдельных отраслей и регионов, вложения в которые должны поощряться государством

уменьшение пошлины на ввоз мигрантами инструментов и оборудования с целью создания собственного бизнеса

предоставление дешевых кредитов на основе накопительных счетов мигрантов для получения образования, решение жилищного вопроса, открытие малого бизнеса

расселение и трудоустройство вынужденных переселенцев из областей Донбасса и Крыма

л Я и в

о роу

о

разработка программ противодействия негативным миграционным тенденциям творческих, и, особенно, лиц, которые могут иметь деструктивное влияние на социально-экономическое развитие отдельных регионов и государства в целом_

повышение предпринимательской активности населения

соответствия между профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка и переподготовка незанятого населения, и потребностью в них конкретного региона

совершенствование миграционной статистики, углубление научных исследований

привлечение иностранных инвестиций в сектор малого и среднего бизнеса

совершенствование миграционной статистики

у о

разработка программ относительно непрерывного развития персонала

изучение возможностей подготовки специалистов определенного профиля, учебными заведениями Украины при финансовой поддержке стран, заинтересованных в их трудоустройстве_

Составлено авторами с использованием источников [4; 8; 9; 14; 15].

работающих за рубежом и предупреждению оттока

ВыВоды интеллектуального потенциала. Сегодня особой актуальностью отличаются про- Решающая роль в регулировании трудовых мигра-

блемы по осуществлению мероприятий по обустрой- ционных процессов как в целом в Украине, так и в ее

ству и трудоустройству вынужденных переселенцев регионах принадлежит управлению социально-эко-из аннексированного Крыма, Донецкой и Луганской номическими факторами, то есть такими условиями

областей, охваченных гибридной войной, поддерж- жизни и трудовой деятельности людей, которые мо-ки украинском, проживающих в странах СНГ, Балтии гут меняться в результате перераспределения средств

и дальнего зарубежья, урегулирование статуса крым- госбюджета, фонда заработной платы, общественных

ско-татарского народа, сотрудничества с междуна- форм потребления. В нынешних условиях миграцион-

родными организациями в противодействии и борь- ная политика государства должна очень тщательно от-

бе с нелегальной миграцией, обустройстве границ, слеживать миграционные процессы, их современные

приведении украинского миграционного законода- тенденции и явления, оперативно реагировать на из-

тельства в соответствие с требованиями междуна- менения и контролировать их с целью подчинения об-родных норм и принципов миграции, урегулирования щенациональным и региональным интересам, личным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интенсивных потоков внешней трудовой миграции, потребностям мигрантов и в целом способствовать

социальной и правовой защите украинских граждан, обеспечению демографического развития Украины.

Список литературы:

1. Про Концепцш Державно! мнрацшно! полгтики. Указ Президента Украши № 622/2011 в^ 30.05.2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/622/2011

2. Дацко О. I. Вплив мiжнародноi мнрацп на посилення загроз економiчнiй безпещ держави.//Проблеми зовшшньо! мнрацп Украши та шших пострадянських держав: матерiали зайдання круглого столу/Члени редколегп: М. I. Флейчук, У В. Щурко, Н. I. Черкас, О. Б. Василиця. - Львiв: Сполом, 2014. - С. 25-29 с.

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 (2017)"^^« Economics

< iAgTWEST >

scereuurrrs

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

3. Малиновська О. Деяк концептуальш тдходи до регулювання трудово! м1грац11.//Трудова м^ращя населения Украши та державна програма й регулювання: Матер1али м1жн. конференцп, Кшв, 18 лютого 2005 р./Регюнальне представництво Фонду iM. Фр1др1ха Еберта в Украш, - К.: Заповгт, 2005. - С. 6-16.

4. Малиновська О. А. Трудова м^ращя: сощальш насмдки та шляхи реагування/О. А. Малиновская.- К.: Н1СД, 2011.- 40 с.

5. Малиновська О. А. Управлшня мiграцiями: деякi висновки з европейського досвiду/О. А. Малиновська//36. наук. пр. УАДУ/За заг. ред. В. I. Лугового, В. М. Князева. - К.: Вид-во УАДУ 2002. - № 2. - С. 446-453.

6. Причини та насл1дки мiжнародноi м^рацп робочо! сили для Украши [Текст]/1.1 Ковалик//Стратегiя роз-витку Украши.- 2011. -278 с./Т. 2

7. Прибиткова I. М. Сучасш ми-рацшш процеси в УкрашД. М. Прибиткова//Безпека документiв та мiграцiйна политика: висновки та рекомендацп мiжнародних робочих груп для Украши. - К.: Свропа без бар^в, 2011. - С. 9-30.

8. Романюк М. Д. Мпрацп населення Украши: нацюнальш прiоритети та регiональна диференцiацiя мехашзму регулювання/М. Д. Романюк//Економiка Украши. - 1999. - № 9. - С. 38-44.

9. Романюк М. Д. Мпрацшш детермшти нацюнально! безпеки Украши: теоретико-методолопчш та практичнi аспекти/М. Д. Романюк//Демограф!я та соцiальна економжа.-1ДСД НАН Украши - 2009.- Вип. 1 (11).-С. 50-60.

10. Трудова ми-ращя з Украши до СС: макроеконом!чний вим1р [Текст]: монографiя/М. М. В^дякша, Р. Д. Стаканов; 1н-т мiжнар. в1дносин, Кшв. нац. ун-т 1м. Т. Г. Шевченка. - К.: ДКС, 2011. - 196 с.

11. М!жнародна оргашзащя з ми-рацп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://iom.org.ua/ua/

12. Державна служба статистики Украши. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: www.ukrstat.gov.ua

13. Безв!зовий д!алог м1ж Украшою та СС. План д1й з л^ералтцп в1зового режиму. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.kmu.gov.ua/document/244813925/20 для%20Укра_ни^£

14. Smutchak Z. Migratory Threats to National Security of Ukraine: Current Challenges and Ways of Regulation/Z. Smutchak, D. Romanjuk//Baltic Journal of Economic Studies - Riga, 2016 - Vol. 2, No. 3 -С. 107-112.

15. Г. В. Кумсков. Пути усиления воздействия рыночных механизмов в стабилизации процессов внутренней миграции населения Кыргызстана/Г. В. Кумсков//Вестник КРСУ 2002.- № 3. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a16.html

16. Гайдуцький А. П. Масштаби трудово! м^рацп украшщв за кордон/А. П. Гайдуцкий//Економ!ка та держава. - 2007. - № 8. - С. 82-86

информация об авторах

Эинаида Васильевна Смутчак, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, экономики и права,

Кировоградская летная академия Национального авиационного университета

Адрес: 25006, Украина, г. Кропивницкий (Кировоград), ул. Михайловская, 29/33, кв. 5, тел.: +38 (067) 520-07-20

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6079-9227

оксана юрьевна Сытник, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права,

Кировоградская летная академия Национального авиационного университета

Адрес: 25005, Украина, г. Кропивницкий (Кировоград), ул. Короленко 48, кв. 6, тел.: +38 (066)7913055

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5234-7792

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.