Научная статья на тему 'Свободное чтение наших учеников'

Свободное чтение наших учеников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ / ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / READER'S INTEREST / CLASSICAL LITERATURE AT SCHOOL / PROJECT ON LITERATURE / EXTRACURRICULAR READING / READERSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Социологические исследования читательских интересов. Классическая литература в школе. «Добрая лира» проект по литературе. Внеклассное чтение. Читательская аудитория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободное чтение наших учеников»

сво

ВОДНОЕ ЧТЕНИЕ наших учеников

"X;

ВЦ

Алексей Михайлович Каменский,

директор лицея № 590, Санкт-Петербург

Социологические исследования читательских интересов дают потрясающие цифры: всего 0,7% населения планеты читают книги! Это же всего около 40 млн человек — население трёх-четырёх крупных городов...

• читательскии интерес • классическая литература в школе

• проект по литературе • внеклассное чтение • читательская аудитория

п

о каналу «Дискавери» как-то шёл цикл передач о развитии человечества. Авторы с художественной убедительностью показали, как на протяжении длительного исторического периода сосуществовали рядом две ветви: неандертальцы и кроманьонцы. Постепенно одна вытеснила другую и появился гомо сапиенс. Нам трудно осознавать происходящие глобальные изменения, но у меня всё сильнее закрадывается подозрение: а не подходит ли к завершению эпоха гомо сапиенса? Похоже, что ему на смену идёт «гомокайфус»: «Жизнь в удовольствие!», «Больше кайфа — больше драйва!» — вот лозунги современности. А «сапиенса» и осталось-то 0,7%. Правда, остаётся надежда, что «сапиенс» что-нибудь, да придумает, ведь на то он и «человек разумный»!

Когда-то одна из его придумок помогла цивилизовать большую часть человечества. Это изобретение называется массовой школой. К сожалению, в последнее время в ней всё меньше остаётся того, для чего она была создана — воспитания, всё больше школы становятся казенным домом (ОУ) — местом пребывания детей во время отсутствия родителей. Причин тому много и политических, и экономических, и культурологических, и цивилизационных. Но факт остаётся фактом: духовность уходит из общества, исчезает она и из школьных стен. Трудно сказать: атрофия души порождает отсутствие тяги к чтению или наоборот, но те же 0,7% читающих детей — реалии школьной жизни. В переводе на абсолютные цифры: на школу — десять-двадцать учеников, которые любят читать художественную литературу, не фэнтези и детективы, а просто книги — не по программе и заданию учителя, а потому, что нравится.

Поговорите со школьными библиотекарями, они подтвердят мои слова: именно столько учеников числится у них в активных читателях, не больше. Грустно. А что делать?

На мой вопрос о том, как приохотить детей к чтению, одна опытная сотрудница библиотеки ответила своим вопросом: «А вы знаете, как сделать людей добрыми?» Задумался. Действительно, вопросы рядоположные.

Может ли современный ребёнок любить книгу?

На уроках литературы даже самые опытные учителя предпочитают вслух вычитывать отдельные места отдельных глав великих произведений, понимая, что ни один ученик из класса не прочтёт «Войну и мир» или «Тихий Дон» целиком. А ещё лучше (и так теперь делают почти все) использовать экранизацию — и наглядно, и кратенько, но ведь это уже совсем другое искусство. Наша программа по литературе построена на изучении классики. Нет спора: вечные темы, вечные страсти и порывы души. Но согласитесь, что формы, выражения этих порывов порой настолько отличаются от тех, что приняты сегодня, что не только дети, но и мы с вами часто воспринимаем эту литературу лишь умозрительно. А если книга не вызывает у человека знаменитый античный катарсис, она перестаёт выполнять своё предназначение.

В раздел современной литературы школьной программы входят такие прекрасные авторы, как Шукшин, Астафьев, Распутин. Но эти книги написаны 40 — 50 лет назад (для детей — вечность) и ничем уже не отличаются для них от Сумарокова и Державина. А из ныне здравствующих в список рекомендованных для чтения школьникам книг включены Пелевин, Сорокин. Какого очищения — катарсиса можно ждать? А ведь хорошей некоммерческой художественной литературы на самом деле много, может быть, даже больше, чем двадцать-тридцать лет назад. Только цензура рынка оказалась жёстче политической: эти книги не доходят до читателя. А не-

прочитанная книга — то же самое, что ненаписанная. Рукописи горят! Как соединить читателя и писателя? Как жить в новых реалиях информационной свободы? На самом деле книга сейчас стала не просто доступной, а доступной абсолютно. Электронный формат снял все преграды и оковы, включая материальные или пространственные. В новой суперсовременной федеральной библиотеке любая книга может быть выдана по Интернету. Да что там библиотека: зайдите на сайт нашего лицея: там абсолютно вся подборка книг для чтения с 1-го по 11-й класс по программе и внеклассному чтению, у всех учеников домашний Интернет, а читать всё равно не спешат.

Я верю в «педагогику пробоя», так я про себя её называю. Пустое дело морализировать в лекциях, проводить классные часы или многочасовые беседы. Порой одна встреча, одна книга, один спектакль способны перевернуть человеческую жизнь, пробить брешь в коросте, которой всё больше обрастают наши души. Надо только дать человеку возможность найти свою встречу или свою книгу. И тогда... тогда есть шанс вочеловечива-ния. И школьные библиотеки тогда станут не просто информационным центром (кому он теперь нужен, когда есть домашний компьютер), а центром формирования сознания, убежищем и питомником гомо сапиенса. А массовая школа из учреждения начнёт постепенно превращаться в центр самообразования, какой она и должна быть в XXI веке. И в ней тогда начнёт развиваться индивидуальность ребёнка. Именно этим «са-пиенс» прежде всего и отличается от «кайфуса»: «кайфусы» все одинаковые, как похожи друг на друга все удовольствия мира, а «сапиенсы» все разные, уникальные, как уникальны пути каждого к знанию, опыту, мудрости.

А.М. Каменский. Свободное чтение наших учеников

«Добрая лира»

Я по натуре оптимист. Как знаменитая лягушка из басни, попавшая в горшок, предпочитаю барахтаться, пахтая молоко. Если в городе останется только десять праведников, город будет спасён. Помните? Именно с этими 0,7% детей, которые любят читать, и надо работать. А они вовлекут остальных.

Несколько лет назад мы в лицее придумали проект «Добрая лира». В партнёры привлекли Союз писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга, Академию культуры, Академию постдипломного педагогического образования, Издательский дом «Первое сентября» и многих других. Суть проекта: профессиональные авторы присылают на суд школьников свои произведения. Это не специально написанные детские книги, это просто хорошая некоммерческая художественная литература. Ребята читают, отбирают лучшее. Пишут авторам отзывы, делают презентации понравившихся книг для своих товарищей. Во втором круге понравившиеся работы читает профессиональное жюри, состоящее из педагогов, библиотекарей и профессиональных писателей. Мнение детского жюри обязательно учитывается. Лучшие произведения включаются вместе с отзывами детей в сборник, который бесплатно поступает в школьные библиотеки.

Важнейшая особенность проекта — обязательное издание произведений, удостоившихся премии, а также их массовое распространение в молодёжной среде через школьные библиотеки, уроки литературы, внеурочные мероприятия. У организаторов и авторов нет рекламных, имиджевых, коммерческих и других подобных интересов. Все присланные материалы строго анонимны для членов жюри — таким образом обеспечивается объективность судейства.

Писатели, напрямую общаясь с юными читателями, более полно могут оценить свои

профессиональные находки и удачи. А дети, прочитав произведения и познакомившись с их авторами, получают возможность переосмыслить жизненные приоритеты: ведь ничто так сильно не влияет на образ мыслей и поведение ребёнка, как яркие литературные образы. У некоторых ребят появляется интерес к литературному творчеству.

Произведения-лауреаты популяризиру -ются в читательской среде, распространяются по школьным библиотекам, авторы встречаются с читателями, проводятся массовые обсуждения книг-лауреатов, а в итоге эти произведения включаются в раздел «Внеклассное чтение» школьной программы по литературе. Организационные и информационные материалы размещаются на сайте

likt590.ru.

В нынешнем году проект проводим уже в третий раз. В проекте 2006/2007 года приняли участие 105 авторов, представивших на суд жюри 207 произведений. География достаточно широка: 37 регионов России, 5 — ближнее и 3 — дальнее зарубежье. Итоги первого этапа, который в дальнейшем получил условное название «Добрая лира-1», были подведены в апреле 2007 г. Авторов, занявших первое место в своей номинации, в мае 2007 г. награждали в Москве в Государственной Думе. Сборник произведений-победителей был издан благодаря финансовой помощи Фонда поддержки образования и представлен в апреле 2008 г. в выставочном павильоне ЛЕНЭКСПО во время работы Санкт-Петербургского международного книжного форума.

После завершения первого этапа учредители и организаторы приняли решение о продолжении работы. На сайтах, рассказывающих о «Доброй лире», весной 2008 г. появилась информация о продолжении проекта. По замыслу учредителей проект должен стать ежегодным.

Второй этап, получивший условное название «Добрая лира-2», итоги которого были подведены в ноябре 2008 года, несколько отличался от прежнего. Были изменены формулировки и названия номинаций, в состав жюри вошли новые лица, больше внимания было уделено прочтению произведений в детских коллективах.

Этот этап прошёл не менее успешно, чем первый. Приятно удивляет разнообразие представленных произведений. По объёму, жанрам, стилистике — богатейшая палитра литературного творчества. И в результате второго этапа современная российская литература стала богаче на несколько умных, хороших, добрых произведений, которые нравственно и духовно обогатят современное подрастающее поколение. Они были изданы в виде двухтомника, который стал логическим продолжением первых трёх томов. Таким образом, сейчас существует уже пяти

томник «Добрая лира».

* * *

В проекте уже участвуют ребята со всей страны, на сайте сотни и тысячи посетителей. Только в Санкт-Петербурге у нас более двадцати партнёрских школ. Сотни авторов приняли участие в этом проекте. А ведь конкурс абсолютно не коммерческий — премией автору становится сама книга и её вдумчивое прочтение молодым читателем.

«Добрая лира» стала моделью государственной поддержки талантливой молодёжи, той самой практической работой, с помощью которой мы можем вернуть себе статус читающей страны. Так хочется остаться гомо сапиенсом. НО

«А по школе сердечко всё ноет и ноет»

Марк Максимович Поташник,

действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук

Недавно я выступал в Нижнем Тагиле Свердловской области с курсами лекций «Урок XXI века». К концу второго дня ко мне подошла учительница школы № 32 Татьяна Валентиновна Пермякова и передала записку: «На днях мы читали оды М.В. Ломоносова. Ученик Ваня Никитин, которого многие учителя считают лентяем (перебивается с двойки на тройку), принёс мне листок со стихами (орфография автора сохранена):

Славлю ту, что по десять часов в день работает,

Ну а спит лишь за сутки не более часа.

А на утро, отбросив обиды и гористи,

На уроки спешит, чуть дыша.

А в единственный день выходной

Чистит, вяжет, стирает и моет.

Вечерком в воскресенье немного с семьёй отдохнёт.

А по школе сердечко всё ноет и ноет.

Как мне быть с ним? Ведь он ЕГЭ может не сдать». «А сами-то Вы что думаете о нём?» — спросил я. Учительница растерялась... «Я Вам завтра отвечу», — сказала она. На другой день написала мне: «Он будет хорошим человеком, любящим отцом. И детей своих вырастит вуваже-нии к учителям и ко всем, кто добросовестно трудится. Разве этого мало?».

Заметим, эти стихи, в которых мальчик тонко уловил стиль и дух од М.В. Ломоносова, он написал о своих учителях, которые считают его лентяем, относятся к нему, мягко скажем, без симпатии.

Я тогда ответил: «Тем, кто будет мальчика притеснять, скажите, что из числа даже хорошо сдавших ЕГЭ кто-то непременно вырастет негодяем. Тагильчанин же Ваня Никитин, уже сейчас видно, будет порядочным человеком. А таких много не бывает». Муж Татьяны Валентиновны Пермяковой, прочитав стихи Вани, сказал жене: «Ради таких детей можно работать учителем. Несмотря ни на что и вопреки всему».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.