УДК 372.882.161.1 ББК ч426.839(=411.9)-058.0
Н. П. Терентьева
Челябинск, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ЧИТАТЕЛЬСКОМ БЛОГЕ
Аннотация. Самосознание является важным проявлением субъектной позиции обучающихся в образовании. Читательское самосознание связано с осознанием и оценкой себя как читателя. В статье представлен опыт создания школьного читательского блога. Школьный блог — форма организации внеклассного чтения. Читательский блог обладает значительным смыслообразующим потенциалом. Автор рассматривает пути формирования читательского самосознания в блоге. В блоге целенаправленно создается установка на актуализацию читательского самосознания. Самосознание читателя проявляется в диалоге с собеседниками, рефлексии, оценке произведений. Предложены способы формирования читательского самосознания в блоге: обсуждение «прав читателя», проект экслибриса для семейной библиотеки или для ШЧБ, виртуальная выставка любимых книг учителей, самооценка читателя путем обобщения и систематизации знаний при знакомстве со «Списком Бродского», создание списка книг, которые должен прочесть каждый, списка книг для родителей; презентация прочитанных книг; флешмоб, конкурсы эссе «Моя книга года», «Строки, написанные для меня...» или рецензий-открыток. Представление современных школьников о ценности книги и чтения подтверждается анализом их высказываний и творческих работ. Школьный читательский блог становится пространством диалога и ценностного самоопределения учащихся. Общение в блоге обретает признаки самоорганизации с нелинейным развитием ситуации. Можно говорить о синергетических способах организации самого процесса формирования самосознания читателя в условиях открытого образования. Представленный в статье педагогический опыт может быть перенесен на работу школ и библиотек.
Ключевые слова: школьный читательский блог, читательское самосознание, диалог, рефлексия, оценка.
N. P. Terentieva
Chelyabinsk, Russia
THE POSSIBILITY OF FORMATION OF READER'S SELF-CONSCIOUSNESS IN SCHOOL READER'S BLOG
Abstract. Self-consciousness is an important manifestation of subjective position of pupils in education. The reader's self-consciousness is linked with the awareness and assessment of yourself as a reader. The article presents the experience of creating a school reader's blog. The school blog is as a way of organizing extra-curricular reading. Reader's blog has a significant meaning-making potential. The author offers methods of formation of reader's self-consciousness. The setting for the actualization of the reader's consciousness is deliberately created in the blog. The consciousness of the reader manifests itself in the dialogue with the interlocutors, reflection, assessment of works. The methods of forming a reader's identity in the blog are proposed in the article: a discussion of the rights of the reader, the project of the exlibris for family libraries or for blog, the virtual exhibition of favorite teacher's books, the self-esteem of the reader by generalization and systematization of knowledge by acquaintance with the «Brodsky's List», creating a list of books that everybody should read, a list of books for parents, presentation of the books, a flashmob, the essay competitions «My book of the year», «The lines written for me.» ore reviews-cards. The view of today's schoolchildren about the value of books and reading is confirmed by the analysis of their statements and creative works. School reader's blog becomes a space of dialogue and value orientation of pupils. Communicating in the blog takes on the characteristics of self-organization with non-linear developments. You can talk about the synergistic ways of organizing the process of formation of self-consciousness of the reader in terms of open education. The article presents the pedagogical experience can be transferred to schools and libraries.
Keywords: School blog for readers, reader's self-consciousness, dialogue, reflection, assessment.
Принцип читателецентризма — один из базовых в современном литературном образовании. Между тем, как справедливо отмечено В. Я. Аскаровой, «читатель как основной адресат книжного процесса сместился на периферию профессионального сознания» и говорить о сложившейся современной концепции читателя в реалиях нынешней российской жизни преждевременно [Аскарова 2013: 66]. Очевидное противоречие дает импульс к поиску новых, отвечающих вызовам времени подходов, проявляющих статус читателя.
Школьный читательский блог (далее ШЧБ) является инновационной интерактивной формой организации внеклассного чтения, ориентированной на создание в школе читательской среды, формирование читательского самосознания в ситуации открытого образования. С позиций синергетического подхода чтение в блоге, участие в обсуждении книг,
общение представляют собой «креативный мир с неполной информацией и изменяющимися ценностями» [Пригожин 1991: 36]. Добровольность участия, свобода выбора и самовыражения делают возможным самоуправление системы, обнаруживая эффективность малых резонансных воздействий на читателя. Инициатива в диалоге, его содержательные импульсы порождаются самими читателями. Актуализация в диалоге ценностно-смысловой позиции читателей-собеседников, возможность личностного выбора в безграничном смысловом пространстве литературы, активность рефлексии, оценки — свидетельство значительного смыслообра-зующего потенциала читательской деятельности в блоге. Отзывы читателей несут в себе приметы интерпретации, обнаруживая рождение переживания, личностных смыслов, самопознания, ценностного самоопределения [Терентьева 2010].
Своеобразие диалогической позиции читателей в блоге проявляется в том, что суждения не замыкаются на учителе, как в привычной учебной ситуации. Учитель участвует в диалоге на равных с учениками. Его авторство скрыто за псевдонимом (никнейм). Диалог становится многомерным, обретая черты полилога. Проявляется синергетическое правило: «Лучшее управление — это самоуправление».
Как показывает опыт 1, в школьном блоге создаются условия для формирования читательского самосознания, что стихийно проявляется в оценке литературного книг, их сюжетных коллизий,
характера связи с реальной действительностью, в осознании читателем степени значимости для него прочитанной книги, права на выражение своей личностной позиции в диалоге, наконец, в советах собеседникам по блогу относительно того, что нельзя не прочитать. Например, при обсуждении очередной книги школьники выходят в актуальный для них круг чтения, желая поделиться значимыми открытиями:
- А еще рекомендую Э.-М. Ремарка «Три товарища» и Я.-Л. Вишневского «Одиночество в сети». Вот действительно произведения, которые заставляют тебя все переосмыслить, а душу просто выворачивают наизнанку... И поплакать нужно, это действительно полезно. Если бы любовь можно было тренировать, как тело, мышцы. Это — обязательные компоненты программы тренировки души, любви, по моему скромному мнению.
- Того же Маркеса прочитать, гораздо большее количество мыслей в голову придет.
- Мой любимый Э. Севела... К примеру, «Почему нет рая на земле».
- Предлагаю закончить споры и почитать на сайте www.lib.ru «Орфографию» Дмитрия Быкова.
Самосознание, внутренняя мотивация учебных действий являются важными проявлениями позиции обучающихся в образовательном процессе, что особо акцентировано в ФГОС. Современные образовательные парадигмы исходят из постнеклассического понимания мира и человека в мире, характеризующегося ростом рефлексии ценностных и смысловых контекстов мира человека. Решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность, в том числе и художественную. Самосознание относится к междисциплинарным понятиям. По определению И. Н. Свечниковой, «читательское самосознание — это осознание и оценка человеком своего «Я» в мире литературы как читателя. Структура читательского самосознания включает следующие компоненты: осознание личностью своей читательской направленности; осознанное отношение личности к уровню своего читательского развития (квалификации читателя), уровню развития своего читательского вкуса; оценка себя как участника исторического литературного процесса в роли читателя» [Свечникова 2003: 10].
В ШЧБ различными приемами методически целенаправленно создается установка на актуализа-
1 В статье представлен опыт организации школьного читательского блога в ФМЛ № 31 Челябинска (http://www.iml31 .ги/).
цию читательского самосознания, что в первую очередь проявляется в рефлексии — самостоятельной оценке прочитанных произведений, готовности отстаивать свое мнение в диалоге с собеседниками.
Интересным для формирования читательской мотивации, определения учениками своей читательской позиции представляется обсуждение в блоге «прав читателя», сформулированных Даниэлем Пен-наком. Даниэль Пеннак, в одном лице учитель-словесник и писатель, в книге «Как роман», ставшей современным педагогическим бестселлером, написал: «По части чтения мы, читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению: 1. Право не читать. 2. Право перескакивать. 3. Право не дочитывать. 4. Право перечитывать. 5. Право читать что попало. 6. Право на боваризм. 7. Право читать где попало. 8. Право читать вслух. 9. Право втыкаться. 10. Право молчать о прочитанном» [Пеннак].
Обратим внимание на справедливое замечание Пеннака о том, что взрослые читатели имеют эти права, но отказывают в них детям, полагая, что знают, как «правильно» читать. Как педагогический афоризм звучит утверждение писателя: «Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения» [Пеннак].
Посетителям блога было предложено высказать свое мнение о правах читателя по Д. Пеннаку:
- Какие права читателя показались важными для вас?
- Какими правами как читатель хотели бы обладать вы?
- Может быть, у вас есть свой кодекс (свод правил) читателя?
В обсуждении обозначился главный конфликтный узел, который определяется извечным противоречием между свободой и необходимостью и обнаруживает два читательских типа: «Интересно, права читателя опровергают представления о нормальном отношении к книге. Разве это нормально не дочитывать, читать что попало, где и когда попало?» Итак, с одной стороны, это традиционное представление о «нормальном отношении к чтению», которое отмечено нормативностью и определенным пониманием «нормы», а также обязательностью (обязательностью чтения или чтением по обязанности). С другой стороны, представление о свободе читателя, который руководствуется своими читательскими вкусами, непосредственными реакциями, готовностью читать все, «что попадется под руку», читать одновременно три книги на разных носителях и отказываться от книги, которая не увлекла («книга в наших руках — это не учебник с обязательными параграфами, которые мы должны знать»). Для такого читателя чтение — проба себя и жизни через удовольствие, доверие книге и себе, но не через насилие и чувство долга.
Самой болезненной, драматичной в обсуждении стала дилемма, сформулированная мамой ученика, — соотношение прав читателя по Пеннаку и обязанности осваивать школьный курс литературы «с программами, двойками и насилием». В диалог вступили и ученики, и учитель с вечными вопросами: «Да, тяжеловата классика. Она не по возрасту.
Она не ко времени. Это "наше все" надо переводить. Что же, получается, подождать надо, пока человек дорастет? Или культуру перекроить?». И вновь поиск того, как через обязательное, программное чтение выйти к душе читателя и помочь ему увидеть себя в зеркале классики. Этот путь осознается как редкий, идеальный, возможный при посредничестве Учителя и вместе с тем реальный.
Диалог в школьном блоге показал: ученики признают, что обладают правами, перечисленными Пеннаком (правда, не задумываясь о них как о правах). Есть сомнение в кажущейся привлекательной позиции писателя: «зачем читать что попало?». Не все принимают стилистически фривольный разговорный тон прав читателя у Пеннака, что ощутимо при их изъятии из контекста. Вместе с тем очевиден поиск читательского компромисса между свободой и необходимостью: «не дочитывать, если это не домашнее задание», «если взял книгу, нужно обязательно дочитать». Посетители блога дополняют перечень указанных прав своими: «пересказывать то, что хотелось читать дома», «право на понимание», «читать «про себя», «задавать вопросы по книге», «слушать книгу», «цитировать автора книги»; «не соглашаться с автором». Содержание и тон этих прав приближены к норме.
Неизбежен интерес к «экзотическому» праву на «боваризм». В пространстве блога его объясняет не учитель. Сами читатели ищут в книге суть понятия и находят неожиданные «компьютерные» аналогии, очевидно, более весомые для нового поколения, связывая боваризм с состоянием реальности-ирреальности: «Книга даёт такую возможность. Но если раньше человек погружался в это счастливое состояние с помощью книги, то сейчас аудиовизуальные средства (телевидение, компьютерные игры) позволяют человеку находиться в том же состоянии боваризма. Появилась альтернатива. Поэтому чтение отходит на второй план, ведь телевизор и компьютер намного удобнее... Даниэль Пеннак, предлагая "право на боваризм", очевидно, имел в виду счастливое состояние человека от сопереживания героям, событиям книги». Читатели ждут встречи с книгой, которая подарит такое состояние. С другой стороны, предостерегают: неразличение мира реального и вымышленного далеко не всегда благо, особенно, когда компьютерные игры переносятся в мир реальный или когда виртуальный мир становится единственной реальностью. Звучит оценка телевидения в сравнении с книгой: «Телевидение в некоторых случаях — это фаст-фуд... Уже все готово, потребляешь и не фантазируешь, чего не скажешь о книге».
Свободный диалог о правах читателя в школьном блоге обнаружил заинтересованность школьников в осознании собственной читательской позиции.
С целью формирования читательской среды, сообщества читателей школы, их самосознания в школьной библиотеке была организована выставка книг учителей «Любимые книги детства». Обложки книг были воспроизведены в блоге, что дало импульс диалогу о любимых книгах разных поколений читателей:
«Смотрю на виртуальную книжную полку и думаю: "Надо же, как все сбылось!" Трогательный "Маленький принц"... В выборе — изящество, вкус и детская открытость. Это Т .П. Швеммер. "Дикая собака Динго" — все настоящее: любовь, разлука, высота и чистота помыслов, еще нравственная категоричность. И удивительное сходство. Посмотрите на обложку. Узнаете? Почему-то была уверена: "Овод" — это И. А. Иоголевич. Оказалось, все сложнее — "Конармия ". Конечно, Островский и А. Е. Попов. Тут страсть, служение идее до растворения себя, до самозабвения! Что за "Повесть о суровом друге"? Но название — точное попадание в яблочко. Это С. В. Ефремцев. Надо книгу почитать и убедиться».
Раздел «Exlibris». Это приглашение через замысел экслибриса для семейной библиотеки или для ШЧБ выразить свое представление о ценности книги. Предложенные графические варианты экслибрисов передают поиск образных деталей, символов: змея, цветок, дерево, часы, спасательный круг, ступени из книг для восхождения к солнцу, разбитая колба песочных часов, из которой появляются песчинки-звезды. Текстовая составляющая экслибрисов, выражая отношение к книге, тяготеет к афористичности:
- Питая ум, наполнить душу (семья Путян).
- Книга — это мир приключений, в которых мы проживаем жизнь героев и становимся мудрее (семья Митрофановых).
- Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души» (семья Сабировых).
- Книга — солнце, которое дарит нам тепло и свет (семья Петровых).
- Книга как змея: хитра, но умна.
Некоторые экслибрисы сопровождают комментарии. Таков, например, один из вариантов экслибриса для ШЧБ лицея № 31: «Идея следующая: дерево с кроной в форме круга. Круг символизирует гармонию, единство, солнце, жизнь. Дерево также является символом жизни, модели мироздания, связи земного и небесного (корни держаться за землю, ветви тянуться к небу). Корнями дерево впитывает книжные строки и питает ветви и листья. То есть чтение дает питание душе. Листва дерева изображена в форме сердец. Множество сердец символизируют всех нас. В круге центральное место занимает открытая книга. Страницы изображены в форме крыльев (символ воображения, свободы, движения, одухотворенности, полета). На странице в нижней части стоит номер... 31, конечно, 31. Тут, я думаю, объяснений не требуется».
Следует отметить, что у ШЧБ на сайте физико-математического лицея есть и противники, выражающие свою позицию — сомнение в целесообразности читательского блога: «Я считаю, что рубрика "Exlibris" не нужна на этом сайте. Изучать литературу очень важно, но профиль нашего лицея физико-математический. Мне кажется, что не всем будет интересно заниматься нелюбимым делом. В лицее гораздо больше учеников, любящих физику и математику, чем литературу и русский язык!!! Тем более что мы этим занимаемся на уроках литературы. Как раз обсуждаем и делимся впечатлениями о прочитанном. В интернете есть подобные сай-
ты, более глобальные, где твое мнение может услышать гораздо больше людей».
Эта позиция имеет как сторонников, так и противников, которые вступают в открытый диалог, дискуссию: «Конечно, есть предмет литература, конечно, есть более масштабные и содержательные сайты. Конечно, можно любить все что угодно: хочешь физику с математикой, хочешь прогулки при луне... Все свободны. Особенно в таком деле, как чтение. Не хочешь — не обсуждай. Нравится позиция своей ясностью и определенностью. Но как личная. Как знать, может, это дело с обсуждением книг и не заладится. Но знаете, если откровенно, хочется о хорошем с ближними поговорить: не с критиками и абстрактными читателями, а с людьми, которых знаешь, а некоторых любишь...».
Как видим, общение в блоге обретает признаки самоорганизации с нелинейным развитием ситуации, спонтанными точками бифуркации. Можно говорить о синергетических способах организации самого процесса формирования самосознания читателя.
Возможные формы, приемы актуализации читательского самосознания, которые могут быть перенесены в пространство ШЧБ, подсказывает инновационный опыт педагогов-словесников. Так, у профессора Е. О. Галицких в книге «Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества» находим технологию организации читательской деятельности путем обобщения и систематизации знаний «Список», развивающий ресурс которой проявляется, в частности, и в самооценке читателя: «Информация не просто констатируется, а центрируется вокруг личности и ее представления о самой себе, кругозоре, начитанности» [Галицких 2016: 164]. Предлагаем ребятам познакомиться со списком Бродского: это литература, обязательная к прочтению — «просто чтобы с вами было о чем разговаривать». Этот список поэт составил для своих студентов, пораженный их невежеством, когда по приезде в Америку стал профессором пяти колледжей. Обратимся к завсегдатаям блога: Что из этого списка вам известно? Что вы читали? Каково ваше впечатление о списке Бродского? Логическим продолжением диалога может стать предложение составить индивидуальный (либо коллективный) «Список книг, которые должен прочесть каждый». В дополнение представим в блоге Нобелевскую лекцию И. А. Бродского, сопроводив ее заданиями: выделите мысли, высказывания, интересные, важные для вас. Возможно, в лекции есть утверждения, с которыми вы хотели бы поспорить. Выпишите из всех выделенных вами цитат одну-две, над которыми вам хотелось бы поразмышлять. И. А. Бродский утверждает, что «существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение»? Разделяете ли вы это мнение? Интересной будет попытка школьников-читателей составить список книг для своих родителей. Дадим ребятам возможность извлечь уроки из чтения книги А. Гениса «Уроки чтения: камасутра книжника» и поделиться ими в ШЧБ.
В Интернете можно найти популярные подборки научных исследований, посвященных пользе
чтения, искусству чтения, правилам эффективного чтения. Они дают интересную информацию для размышлений в блоге.
Очевидно, что ШЧБ необходима и «территория» для презентации книг, прочитанных учениками. Ее назначение не только самопрезентация читателя, заинтересованный диалог, но вместе с тем и своеобразная форма контроля учителем состояния внеклассного чтения. Школьники размещают в бло-ге фото обложки книги и краткий отзыв о ней. Умение «сжимать» информацию о книге, выделять в ней проблемное, сущностное, личностно значимое — важное проявление читательской компетентности, оно будет востребовано при написании сочинений во время итоговой аттестации. Традицией в ШЧБ могут стать ежегодные конкурсы эссе «Моя книга года» или рецензий-открыток. Рецензия-открытка — это небольшое размышление, навеянное чтением произведения, раскрывающее его особенности и умещающееся на карточке А6 (до 1800 знаков). Это жанр, давно известный среди библиотекарей, издателей. В 2016 году прошел первый конкурса учительских рецензий-открыток на современную детскую и подростковую книгу, организованный лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов МПГУ при поддержке Российской национальной секции Международного совета по детской книге IBBY [Положение о конкурсе рецензий-открыток]. Опыт составления краткой, живой неформальной рецензии-открытки поучителен и для практики ШЧБ. По нашим наблюдениям, действенной формой самовыражения читателя является эссе рефлексивного характера «Строки, написанные для меня...» по произведениям, которые изучались на уроках литературы или были прочитаны самостоятельно. Читая ту или иную книгу, мы нередко встречаем в ней сюжеты, эпизоды, мысли, кажется, адресованные именно нам, звучащие как откровение, и радуемся, что открыли их «в нужный час». Этот сокровенный момент диалога, личностно значимой встречи — проявление читательского самосознания. У Петра Вайля есть книга «Стихи про меня». Педагог Е. Н. Ильин рекомендовал своим ученикам сочинение на тему «Закладка, выпавшая из книги». Подобные темы предполагают внимание к слову, тексту, исключают его пересказ и дают возможность живого, непосредственного, заинтересованного читательского отклика, соотнесения прочитанного с личностными переживаниями, мировоззренческим выбором.
Новые формы презентации книг (прочитанных на летних каникулах, например) могут подсказать рекламные акции издательств, социальных сетей. Флэш-моб #чточитаешь: вместо котиков и селфи участникам предложили фотографировать прочитанные книги. Из идеи призыв превратился в мощный марафон, участвовать в котором важно и почетно. Или проект «Книжный вызов 2016»: участвуя в проекте, читатели ставят перед собой задачу прочитать за год определенное количество книг. Это отличная возможность испробовать свои силы, расширить свой кругозор и прочитать книги, которые давно уже ждут своей очереди (http://www.livelib.ru/).
Таким образом, содержание и способы формирования самосознания читателя в ШЧБ вариативны и постоянно пополняются новыми методическими решениями, что позволяет делать его, по образному определению Н. А. Рубакина, «центром книжной вселенной».
ЛИТЕРАТУРА
Аскарова В. Я. Читатель в фокусе профессиональных представлений: XXI век // Кризис чтения: энергия преодоления: Сборник научно-практических работ / редактор-составитель В. Я. Аскарова. — М.: МЦБС, 2013. — С. 66-85.
В садах лицея № 31: Литературный альманах. — 2016. — № 1. - 66 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р8://1ос8^0(^1е.сотМе%гег?а=у&р111=811е8& 8гс1а=7т1 sMzEucnV8MzF8Z3g6NmQwNWU1OGUxZDQ4 У7с17А.
В чем польза чтения? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://animedia-company.cz/use-of-reading-b1og/.
Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. — М.: Библиомир, 2016. — 300 с.
ПеннакД. Как роман: Эссе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1001.vdv.ru/arc/ 1september/issue205/.
Пригожин И. Р. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь. — 1991. — № 7. — С. 32-38.
Положение о конкурсе рецензий-открыток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://o1d.mgpu.ru/materia1s/50/50693.pdf.
Свечникова И. Н. Развитие читательского самосознания старшеклассников в процессе изучения произведений русской литературы второй половины XIX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Самара, 2003. — 27 ^
Список Бродского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adme.ru/svoboda-ku1tura/spisok-
brodskogo-589755/.
Терентьева Н. П. Внеклассное чтение в школьном блоге // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. статей / науч. ред., сост. В. Я. Аскарова. — Челябинск, 2010. — С. 64-81.
REFERENCES
Askarova V. Ja. Chitatel' v
fokuseprofessional'nyhpredstavlenij: XXI vek // Krizis chtenija: jenergija preodolenija: Sbornik nauchno-prakticheskih rabot / Redaktor-sostavitel' V. Ja. Askarova. — M.: MCBS, 2013. — S. 66-85.
V sadah liceja № 31: Literaturnyjal'manah. — 2016. — № 1. — 66 s. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=Zm1s MzEucnV8MzF8Z3g6NmQwNWU1OGUxZDQ4Yzc1ZA.
V chempol'zachtenija? [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://animedia-company.cz/use-of-reading-blog/.
Galickih E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva. — M.: Bibliomir, 2016. — 300 s.
PennakD. Kak roman: Jesse [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://1001.vdv.ru/arc/1september/issue205/.
Prigozhin I. R. Priroda, nauka i novaja racional'nost' // Filosofija i zhizn'. — 1991. — № 7. — S. 32-38.
Polozhenie o konkurse recenzij-otkrytok [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://old.mgpu.ru/materials/ 50/50693.pdf.
Svechnikova I. N. Razvitiec hitatel'skogo samosoznanija starsheklassnikov v processe izuchenija proizvedenij russkoj literatury vtoroj poloviny XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Samara, 2003. — 27 c.
Spisok Brodskogo [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/spisok-brodskogo-589755/.
Terent'eva N. P. Vneklassnoe chtenie v shkol'nom bloge // Moda v knizhnoj kul'ture: granicy dozvolennogo: sb. nauch. statej / nauch. red., sost. V. Ja. Askarova. — Cheljabinsk, 2010. — S. 64-81.
Данные об авторе
Нина Павловна Терентьева — доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, Челябинский государственный педагогический университет (Челябинск). Адрес: 454081, г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 110. E-mail: [email protected].
About the author
Nina Pavlovna Terentieva is a Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Literature and Teaching Methods of Literature, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk).