СВОБОДА ТРУДА И БОРЬБА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ТРУДОМ В УЗБЕКИСТАНЕ,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Мурадов Суннатулло Абдурасулович
слушатель магистратуры Академии правоохранительных органов Республики Узбекистан,
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: kuchadolatda 740@gmail. com
FREEDOM OF LABOR AND THE FIGHT AGAINST FORCED LABOR IN UZBEKISTAN,
NATIONAL EXPERIENCE
Sunnatullo Muradov
Graduate student
of the Academy of Law Enforcement Agencies of the Republic of Uzbekistan
Republic Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируются нормы национального законодательства Узбекистана относительно правовой сущности термина «принудительный труд». Выявлены особенности трансформации норм Международной организации труда о принудительном труде в национальное законодательство.
ABSTRACT
This article analyzes the norms of national legislation regarding the legal essence of the term "forced labor". The features of the transformation of the norms of the International Labor Organization on forced labor into national legislation are revealed.
Ключевые слова: международная организация труда, принудительный труд, торговля людьми, право, наказание, преступление, детский труд, ответственность.
Keywords: International Labor Organization, forced labor, human trafficking, law, Punishment, Crime, child labor, liability.
"Отныне наказание будет очень суровым, если учитель, врач или студенты будут привлечены к благоустройству территории. Вместе с увольнением тот же руководитель несет ответственность перед законом. "
Шавкат Мирзиеев
В мире существует множество глобальных проблем, к которым можно отнести такие транснациональные преступления, как принудительный труд. С каждым годом число жертв этого преступления, становящихся его жертвами, увеличивается. Это зло, которое не выбирает границы и территорию, отрицательно сказывается на развитии сообщества и стран. Крайне отвратительно, что такое тяжкое преступление, как торговля людьми и вытекающий из этого принудительный труд, нарушает права человека на жизнь, свободу и охраняемые законом, серьезно влияя на его свободу, судьбу и будущее, в результате чего его жизнь сходит с рук.
История начала борьбы с торговлей людьми, а также с принудительным трудом началась в конце 19-го и начале 20-го веков с массовой миграции женщин из европейских стран на северные континенты США и Африки, а также с продажи женщин в Европу. Чтобы окончательно положить конец этой реальности, в 1902 и 1910 годах в Париже были
организованы 2 конференции, на которых была ратифицирована Всемирная конвенция под названием" Борьба с торговлей белыми рабами".
Затем были приняты Всемирные конвенции под названием "потеря торговли женщинами и детьми "и" потеря торговли взрослыми женщинами". Борьба с принудительным трудом и торговлей людьми постепенно развивалась во всем мире, и в 1948 году была утверждена Всеобщая декларация прав человека.
Далее следуют:
• "Европейская конвенция о правах человека";
• Конвенция "о рабстве";
• Дополнительная Конвенция "о практике утраты рабства";
• Конвенция о правах ребенка;
• Приняты Конвенции "О борьбе с любыми проявлениями дискриминации в отношении женщин", которые начали применяться во многих государствах на земле.
Библиографическое описание: Мурадов С.А. СВОБОДА ТРУДА И БОРЬБА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ТРУДОМ В УЗБЕКИСТАНЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2024. 6(116). URL: https://7universum. com/ru/economy/archive/item/17500
30 июля - Всемирный день борьбы с торговлей людьми - был объявлен Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2013 году.
Этот вид преступлений, который в настоящее время является частью транснациональной преступности, широко развивается на земле. По статистике специалистов Международной организации труда, ООН и международной организации по миграции, количество пострадавших от нее составляет несколько миллионов человек. Как ни странно, женщины и дети составляют основную часть жертв торговли людьми и связанного с ней принудительного труда.
Стремительное развитие мира требует совершенствования правовых основ для того, чтобы люди могли функционировать в трудовой сфере в свободных и добровольно выбранных подходящих условиях. По данным Международной организации труда (МОТ), 50 миллионов человек во всем мире остаются в состоянии современного рабства, в том числе 28 миллионов - принудительного труда и 22 миллиона -принудительных браков. Каждая четвертая жертва современного рабства - дети. По оценкам МОТ, 160 миллионов - 63 миллиона девочек и 97 миллионов мальчиков - становятся жертвами труда, что составляет 1 из каждых 10 детей в мире; 79 миллионов детей, то есть почти половина всех жертв детского труда, выполняют опасную работу, которая напрямую угрожает их здоровью, безопасности и духовному развитию [1].
В пункте 8.7 глобальной повестки дня ООН по устойчивому развитию на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), определены задачи государств-членов по принятию быстрых и эффективных мер по прекращению принудительного труда, современного рабства и торговли людьми, запрещению и искоренению наихудших форм детского труда [2].
Имплементация международных стандартов, касающихся ликвидации принудительного труда в Республике Узбекистан, а также запрета наихудших форм детского труда, повышение эффективности борьбы с принудительным трудом, гарантированная защита прав и законных интересов граждан и повышение имиджа государства на международной арене рассматриваются в качестве приоритетных задач.
Органы прокуратуры Республики Узбекистан в целях предупреждения и пресечения принудительного труда, принимая в пределах установленных законодательством полномочий документы прокурорского надзора, защищают права граждан, пострадавших от принудительного труда, и применяют меры воздействия в отношении виновных лиц.
В связи с этим А.Ахмедов отметил, что при организации прокурорского надзора за исполнением законодательных актов, касающихся противодействия принудительному труду, важно изучить опыт развитых государств, внедрить их передовые аспекты в практику национального законодательства и прокурорского надзора.
В результате совершенствования системы защиты граждан от принудительного труда на международном и национальном уровнях, законодательных
актов, касающихся вопросов ответственности за использование принудительного труда, одной из важнейших задач органов прокуратуры является привлечение особого внимания к обеспечению исполнения законодательства в данной сфере.
С.Р. Эргашев в статье "Запрет принудительного труда в Узбекистане как принцип трудового законодательства" [5] подчеркивает, что "Применение и соблюдение принятых законодательных актов, запрещающих принудительный труд, имеет важное значение для обеспечения правовой защиты трудовой деятельности работников, а усиление правоохранительных механизмов и ускорение работы по соблюдению правил труда являются важными шагами в практическом развитии охраны труда работников".
В законодательстве Узбекистана под принудительным трудом представляется любая работа или услуга, за выполнение которой данное лицо добровольно не предложило свои услуги, требуемые от физического лица под угрозой применения наказания. Под наказанием понимается угроза применения или применения к данному лицу каких-либо мер материального, физического или психического воздействия, вынуждающих его к осуществлению трудовой деятельности, при отсутствии добровольного согласия физического лица. Субъектом принудительного труда может быть представитель государственного органа - работодателя или гражданин [21].
В случае возникновения принудительного труда -одним или несколькими гражданами, должностное лицо может быть непосредственным или с помощью посредника возбудителем принудительного труда. В этом случае от принудительных работ могут пострадать несколько граждан.
Распространенными видами угроз наказания могут быть: обман жертвы, ограничение ее действий, изоляция, сексуальное и физическое насилие, запугивание или угроза, изъятие ее документов, удостоверяющих личность, снижение или вычет ее заработной платы, принуждение к работе в неблагоприятных условиях труда, лишение ее прав и льгот, превышение установленного рабочего времени.
Потерпевший от принудительного труда выполняет работу или обязанности, которые противоречат служебному положению или не оплачиваются, за исключением случаев, предусмотренных законом, при отсутствии добровольного согласия.
В последнее время в порядке принудительного привлечения работников образовательных учреждений, медицинских учреждений и других бюджетных организаций к выполнению работ по расчистке и благоустройству территорий, а также к различным работам, связанным с сельским хозяйством, усугубляются некоторые обстоятельства, противоречащие нормам трудового законодательства. Наблюдаются случаи использования должностными лицами своего служебного положения, запугивания, оскорбления вышеупомянутых лиц и даже применения физической силы.
Правда, бывают и неблагоприятные обстоятельства, приводящие к травмам, а в некоторых случаях
и к смерти лиц, привлеченных к этому принудительному труду.
Например, 25 апреля 2023 года в Мархаматском районе Андижанской области после 21:00 в результате дорожно-транспортного происшествия погиб сотрудник по благоустройству, привлеченный к незаконным работам [6].
Эти действия должностных лиц государственных органов противоречат законодательству Республики Узбекистан, отрицательно сказываются на ее авторитете на международной арене, являются серьезным препятствием для деятельности правительства страны и, прежде всего, воспитания всесторонне зрелого поколения, дискредитируют все усилия, направленные на улучшение социально-политической жизни и реформирование социально-экономической ситуации в регионах республики.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Норбаева, выступая на брифинге, посвященном Всемирному дню борьбы с торговлей людьми 30.07.2019 года, отметила, что "... детский труд в Республике Узбекистан ликвидирован, но принудительный труд не исчезает полностью, почти ежедневно в средствах массовой информации транслируются сообщения об этом, утверждается, что принудительный труд и что торговля людьми - это взаимосвязанные понятия, наши граждане трудятся в беде и унижении, не зная своих прав в государствах России, Казахстана, нам нужно, чтобы наши граждане знали свои права, чтобы они этого требовали'' [3].
В Республике Узбекистан также был принят ряд мер, подписано множество договоров и соглашений, направленных на полное прекращение отмеченных случаев, предупреждение и борьбу с торговлей людьми и принудительным трудом, являющимися одной из актуальных проблем.
В целях обеспечения верховенства трудового законодательства в Республике Узбекистан, усиления контроля за его исполнением, вывода на высокий уровень усилий по защите прав граждан в сфере труда и занятости Республикой Узбекистан ратифицированы 14 конвенций Международной организации труда, в том числе 8 основных конвенций, а также Конвенция о детском труде и борьбе с принудительным трудом. В республике принят национальный план действий по реализации конвенций МОТ, реализуется программа страны по достойному труду, содержание и сущность которой направлены на развитие национального трудового законодательства и рынка труда по методологии МОТ, обеспечение занятости, социальной защиты и диалога с населением. При непосредственном участии экспертов данной организации проводится мониторинг использования детского труда и принудительного труда в сельском хозяйстве [8].
Среди источников права, являющихся формально-правовой формой выражения правовых норм в сфере труда, важное место занимает Трудовой кодекс. Трудовой кодекс как систематизированный кодифицированный документ осуществляет правовое регулирование сложных общественных отношений,
являющихся предметом трудового права, на территории всей страны.
В настоящее время действующий Трудовой кодекс Республики Узбекистан состоит из 34 глав, 581 статьи [9].
Следует отметить, что Трудовой кодекс Республики Узбекистан, принятый 1 апреля 1996 года, состоит из 16 глав, 294 статей, нормы вновь принятого кодекса значительно возросли, а значит, существует тенденция к постоянному увеличению количества статей в трудовом кодексе[10].
В целях пресечения любых проявлений принудительного труда в Узбекистане 17 августа 2020 года принят Закон Республики Узбекистан № УП-633 ««О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми»» [11]. Данным Законом «Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом "и в ее составе" подкомиссия» определены как коллегиальный орган, координирующий деятельность органов государственной власти и управления, иных организаций в сфере борьбы с торговлей людьми.
Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.06.2018 «О дополнительных мерах по ликвидации принудительного труда в Республике Узбекистан» [12].
В приложении 1 к постановлению от 22.02.2022 № 83 "О дополнительных мерах по ускорению реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года" определена задача 8.7 по усилению контроля и мониторинга детского труда и недопущению наихудших форм принудительного труда [13].
Кроме того, постановлением Сената Олий Маж-лиса Республики Узбекистан от 4 октября 2017 года № SQ-231-Ш «Об усилении мер по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными трудовыми стандартами» утверждено Положение О мерах по предупреждению и пресечению использования детского труда и принудительного труда в любой форме, введен институт парламентского контроля, предусматривающий реализацию комплексных организационно-практических мер по недопущению этого [14].
Указом Президента Республики Узбекистан от 29.10.2018 г. № ПФ-5563 «О повышении ответственности органов государственной власти и руководителей всех звеньев за недопущение и пресечение любых проявлений и всех форм принудительного труда» на руководителей органов государственной власти возложена ответственность за прекращение и пресечение принудительного труда на должностных лиц, допустивших его.
В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.05.2018 № 349 «О дополнительных мерах по ликвидации принудительного труда в Республике Узбекистан» - к обязательному труду привлекаются граждане, в том числе работники учреждений образования, здравоохранения, других бюджетных организаций, учащиеся и студенты
образовательных учреждений, а также должностные лица, прямо или косвенно привлекаемые к работам по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сезонным сельскохозяйственным работам, сбору металлолома и макулатуры, а также к другим видам сезонных работ, предусматривается применение дисциплинарных мер [15].
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 августа 2018 года № III1-3907 «О мерах по духовно-нравственному и физическому совершенствованию молодежи, поднятию системы ее образования и воспитания на качественно новый уровень» [16] и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 г. № ПФ-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» [17], Министерством народного образования на преподавателей и сотрудников образовательных учреждений системы возлагаются обязанности не привлекаться к работам, не относящимся к их деятельности, а именно к благоустройству, полевым работам, сбору хлопка, участию в собраниях, подписке и другим мероприятиям.
В пункте 6 Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-117 от 10.04.2023 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию практики инициативного бюджетирования и поддержке активных махалли» [18] запрещается давать поручения руководящим работникам бюджетных организаций персоналу по обязательному сбору голосов в рамках процессов инициативного бюджетирования. При этом строго установить, что принуждение к принудительному подбору голосов классифицируется как принуждение к принудительному труду работников соответствующей организации.
В законодательстве Узбекистана привлечение к принудительному труду граждан работодателем или каким-либо должностным лицом влечет административную и уголовную ответственность.
В соответствии со статьей 51 Кодекса Республики Узбекистан Об административной ответственности установлен штраф в размере от одного до трех минимальных размеров, в случае совершения правонарушения в отношении несовершеннолетнего устанавливается штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда [19].
В соответствии со статьей 1482 Уголовного кодекса Республики Узбекистан административное принуждение к труду, если оно совершено после применения административного наказания, наказывается штрафом в размере от ста до ста пятидесяти раз базового исчисления либо лишением определенных прав на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет [20].
29 марта 2024 года Агентство развития государственной службы по итогам деятельности за 2023 год провело мониторинг соблюдения режима работы в 1174 государственных органах, в 163 из которых было выявлено 540 работников, привлеченных к работе в выходные и нерабочие дни. По итогам 163 руководителям были выданы предупреждения и письменные указания, а 11 чиновникам было назначено
административное наказание в размере 47,6 млн. сумов [4].
Меры, принятые в целях обеспечения исполнения вышеуказанных нормативных правовых актов, позволили полностью ликвидировать детский труд, а также сформировать достаточную нормативную базу для предупреждения и недопущения принудительного труда, что было высоко оценено мировым сообществом, в частности, МОТ, Всемирным банком и Европарламентом.
Однако, несмотря на принятые меры по искоренению всех форм принудительного труда, в настоящее время в Республике Узбекистан все чаще встречаются следующие формы:
• недостаточная юридическая грамотность в обеспечении гарантированных трудовых прав работников;
• допускаются случаи, связанные с нарушением органами местного самоуправления норм трудового законодательства в виде принудительного привлечения работников бюджетных организаций к выполнению работ по благоустройству территорий, а также к различным работам в сельском хозяйстве;
• вовлечение работников под руководством работодателя в работу по уборке, благоустройству территории организации, учреждения;
• принудительное вовлечение работников бюджетных организаций в мероприятия различной формы (перепись, голосование за Открытый бюджет), не входящие в их должностные обязанности;
• оказание различного давления со стороны работодателя на работников, сообщивших о допуске к принудительному труду, в их будущей трудовой деятельности;
• несоблюдение требований закона, таких как привлечение граждан к общенародной деятельности только добровольно в соответствии с законом;
• недостаточное регулирование в регионах работы руководителей кластеров и ферм по найму самостоятельных сборщиков хлопка для уборки урожая;
• непринятие дополнительных мер стимулирования по вовлечению комбайнов в процесс сбора урожая хлопка;
• недостаточный контроль за деятельностью государственных органов, в том числе местных, за соблюдением прав и интересов работников, особенно в период интенсивной сельскохозяйственной деятельности, в связи с недостаточным количеством государственных инспекторов труда;
• специфическая сложность процесса доказывания обстоятельств принудительного труда;
• недостаточность проводимой пропагандист-ско-разъяснительной работы по предупреждению принудительного труда;
• неотвратимость наказания в отношении отдельных должностных лиц, допустивших принудительный труд, остается необеспеченной.
Тот факт, что вышеупомянутые обстоятельства все еще существуют, означает, что все предпринимаемые меры по прекращению принудительных работ не дают достаточного эффекта.
В результате исследования национального законодательства Республики Узбекистан, касающегося прекращения принудительного труда, были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства.
1) Одним из основных требований международных документов, касающихся прекращения принудительного труда, является установление в законодательстве государств уголовных наказаний за принудительный труд, обеспечение их адекватности и строгого исполнения на практике. Установление уголовных наказаний за применение принудительного труда в Узбекистане (связанных с лишением свободы, уплатой крупного штрафа, возмещением ущерба, конфискацией имущества);
2) Внедрение электронной системы оперативного оповещения соответствующих организаций о допустимости принудительного труда;
3) Увеличить проводимую агитационно -пропагандистскую работу по предупреждению принудительного труда, разъяснить работникам и гражданам, какие права на вознаграждение существуют в данной ситуации;
4) Создание механизма общественного контроля по предупреждению принудительного труда, разработка системы стимулирования граждан, сообщивших о допуске к принудительному труду, с сохранением их личности в тайне.
Из того, что было отмечено в статье, можно представить, что в настоящее время в Узбекистане проводится правовая реформа, направленная на запрет и предотвращение принудительного труда. Отметим, что по мере совершенствования законодательства, касающегося сферы труда, осуществляются реформы по дальнейшему совершенствованию законодательства по предупреждению причинения вреда лицам принудительным трудом.
Список литературы:
1. Fundamental Principles and Rights at Work Branch (FUNDAMENTALS) /URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/how-the-ilo works/organigramme/governance/fprw/lang--en/index.htm (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
2. Goal 8 is about promoting inclusive and sustainable economic growth, employment and decent work for all. /URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/economic-growth/ (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
3. Mamlakatimizda odam savdosiga qarshi kurashish sohasida keng ko'lamli ishlar amalga oshirilmoqda. /URL: http://nhrc.uz/oz/news/odam-savdosi-va-majburiy-mehnatga-qarshi-kurashish-tizimi-takomillashmoqda (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
4. Муносиб кадрлар захирасини шакллантиришда "zaxira.argos.uz" портали ишга туширилди /URL: https://telegra.ph/Munosib-kadrlar-zahirasini-shakllantirishda-zaxiraargosuz-portali-ishga-tushirildi-03-29 (saytga tashrif buyurildi 03.04.2024).
5. Maqola /URL: http://econferences.ru/index.php/dis/article/view/12312/6392 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
6. Rasmiy munosabat /URL: https://telegra.ph/rasmiy-munosabat-04-26-2(murojat qilingan sana: 04.04.2024).
7. O'zbekiston Respublikasining Mehnat kodeksi /URL: https://lex.uz/ru/docs/-6257288#-6257606 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
8. O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining qarori /URL: https://lex.uz/docs/-3730223 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
9. O'zbekiston Respublikasining Mehnat kodeksi /URL: https://lex.uz/ru/docs/-6257288 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
10. O'zbekiston Respublikasining Mehnat kodeksi /URL: https://lex.uz/docs/-142859 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
11. O'zbekiston Respublikasi qonuni /URL: https://lex.uz/docs/-4953314 (murojat qilingan sana: 04.04.2024)
12. O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining qarori /URL: https://lex.uz/uz/docs/-3730223 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
13. O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining qarori /URL: https://lex.uz/docs/-5870397 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
14. O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining qarori /URL: https://lex.uz/docs/-3730223 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
15. O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasining qarori /URL: https://lex.uz/docs/3730223 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
16. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining qarori /URL: https://lex.uz/docs/3864155 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
17. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining farmoni /URL: https://lex.uz/docs/3893445 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
18. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining qarori /URL: https://lex.uz/docs/6429853 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
19. O'zbekiston Respublikasi Ma'muriy javobgarlik to'g'risidagi kodeks /URL: https://lex.uz/docs/97664 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).
20. O'zbekiston Respublikasi Jinoyat kodeksi /URL: https://lex.uz/docs/-111453(murojat qilingan sana: 04.04.2024)
21. O'ZBEKISTON RESPUBLIKASINING MEHNAT KODEKSI /URL: https://lex.uz/ru/docs/-6257288#-6257606 (murojat qilingan sana: 04.04.2024).