Научная статья на тему 'Свобода совести: понятие и правовые предпосылки'

Свобода совести: понятие и правовые предпосылки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокина Ю. Н.

В статье рассматривается проблема понятия и правовых предпосылок свободы совести и вероисповедания, анализируются конституционные основы права на свободу совести, законодательное регулирование и общие принципы правоотношений в области реализации права на свободу совести и вероисповедания. Указанные вопросы всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных правоведов, признающих, что свобода совести и вероисповедания является неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CONSCIENCE: CONCEPTION AND LEGAL PRECONDITIONS

The article focuses on the notion and the legal framework of the freedom of conscience and religion, its constitutional basis, statutory implementation and general principles of enforcement. These issues always interested Russian and foreign scholars due to the fundamental nature of this freedom and its position on the scale of values and the hierarchy of fundamental democratic rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Свобода совести: понятие и правовые предпосылки»

THE CONCEPT AND THE AIMS OF THE LIMITATION OF RIGHTS AND LIBERTY OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.U. Vasilenko

No society accords to individuals an unlimited freedom, otherwise it would lead to anarchy and egocentricity, to a continuing clash of divers private interests of those individuals. To make it possible for everyone to have rights protected the margins of rights have to be defined

ББК 67.400.7

Ю.Н. Сорокина, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СВОБОДА СОВЕСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

В статье рассматривается проблема понятия и правовых предпосылок свободы совести и вероисповедания, анализируются конституционные основы права на свободу совести, законодательное регулирование и общие принципы правоотношений в области реализации права на свободу совести и вероисповедания Указанные вопросы всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных правоведов, признающих, что свобода совести и вероисповедания является неотъемлемым компонентам общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека

Вопросы свободы совести и вероисповедания всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных правоведов, признающих, что свобода совести и вероисповедания является неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека.

В Юридической энциклопедии дается следующее определение понятию «свобода совести»: «Свобода совести - понятие, характеризующее отношение человека к религии».1

Содержание принципа свободы совести, его основные элементы, сформировавшиеся в обществе, отечественными и зарубежными учеными - юристами определяются по-разному.

Ряд авторов определяет- содержание свободы совести, вытекающее из Конституции РФ, как «сложную правовую категорию, состоящую из взаимосвязанных между собой 10 структурных элементов: 1) право исповедовать любую религию; 2) право совершения религиозных обрядов; 3) право менять религию; 4) право не исповедовать никакой религии; 5) право пропаганды религии; 6) право вести атеистическую пропаганду; 7) право на благотворительную деятельность; 8) право на религиозное образование; 9) культурно-просветительская религиозная деятельность; 10) равенство всех граждан, независимо от их отношения к религии».2

Другая группа авторов считает, что свобода совести должна обязательно содержать в себе три основных положения: «свободу религиозных убеждений, свободу ис-

1 Юридическая энциклопедия/ Ore. Ред. Б. Н. Топорнин. - М. Юристь, 2001.- 1272 с. стр. 973.

1 AC. Jfoew покое. Свобода совести (анашв, практика, выводы). - Государство и право. 1995. №1. стр. 26.

поведовать любую религию и свободу в своем мышлении и поступках не принимать во внимание и не исповедовать никакой религии, быть атеистом».3

По мнению Борисова К.Г. свобода мь-сли, совести и религии включает в себя «...свободу менять религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, гак и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных или ритуальных порядков».4

Существует мнение, что свобода совести «... включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, реализуемых единолично или коллективно на принципах равенства».5

«Свобода совести и религию) нашла свое отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. 6

В преамбуле к Всеобщей декларации нрав человека утверждается, что «создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей». В статье 2 Декларации говориться, что каждый человек должен обладать правами и свободами, провозглашенными и Декларации, вне зависимости от расы,... пола,... религии, политических или иных убеждений. Отсюда каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право было преобразовано в юридическое обязательство для всех государств, ратифицировавших Международный пакт о гражданских и политических правах.7

Таким образом, одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Следует отметить, что впервые в истории России в Конституцию (ч. 4 ст. 15) включено положение, объявляющие общепризнанные принципы и нормы международного права частью ее правовой системы. Таким образом, открывается возможность прямого действия и применения ранее обозначенных актов международного права (Всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех ферм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений).

Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Российскую Федерацию как светское государство и закрепляет два основополагающих принципа: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательней; церковь отделена от государства и государство и церковь равны перед законом.

Будучи светским, государство вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания и свободу атеистических убеждений, то есть право исповедовать любую религию или не исповедывать никакой.

3 Юридическая энциклопедия/ От. Рея. Б. К Топорнин. сір. 973.

4 КГ. Борисов. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества: учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 1555 с_ стр. 23.

3 СА. Бурьянов. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести. - Государство и право. 1995. №1 .стр. 24.

6 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / сост. К.Ю.Н.АВ, Пчелинцев, В. В. Ряховский -М.: Юриспруденция, 2001 г. - 448 с. стр. 20-23.

7 В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и

дискриминации на основе религии или убеждений. В ст. 1 Декларации провозглашается право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Эт юридические обязанности для государств, касающиеся права на свободу совести, мысли и религии были сформулированы в главе второй Конституции Российской Федерации. •

Правоотношения в области реализации права на свободу совести и вероисповедания регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. В состав указанных правовых акгов входят Конституция России, Международные акты и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства »

Российской Федерации и т. д. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль законодательства, взаимосвязаны, имеют иерархию и пределы регулирования.

Безусловно, особая роль в этой иерархии принадлежит Конституции Российской •

Федерации, регулирующей принципиальные вопросы реализации свободы совести.

Думается, к числу таких концептуальных вопросов можно отнести:

- Российская Федерация - светское государство (ст. 14);

• Никакая религия не может, устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);

- Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.

14);

- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);

- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);

- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие... религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда... религиозного ...превосходства (ч. 2 ст.

29); .

- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или

пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30); ^

- Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).8

Многие нормативные правовые акты развивают положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области свободы совести.

К числу важнейших базовых законов в области свободы совести относится Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»9, вступивший в силу «01» октября 1997 г., признающий особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в то же Время утверждает уважение к христианству в целом, к исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям. Положения указанного закона вызвали оживленные дискуссии среди правоведов: в отличие от ранее действующего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года, данный закон закрепил ряд принципиально новых положений, - существенным образом изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. '

Ряд авторов полагает, что так как уже в тексте преамбулы закона содержится указание на «особую роль» одной конфессии и приводится перечень «уважаемых» госу-

8 Конституция Российской Федерации.

’ Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / сост. к. ю. Н. А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский -М: Юриспруденция, 2001 г. - 448 с. стр. 47-60.

дарством религий, то это нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом.

В этой связи, по мнению группы правоведов, особое внимание следует уделить нарушению принципа светскости в виде конфессиональных предпочтений власти. В результате это приводит к тому, что конституционные формулировки изначально обречены на произвольное толкование со стороны структур государства.

Существует мнение о том, что «специального «религиозного» закона вообще не должно быть в правовой системе демократического государства...».10 Подобное предположение основано на необходимости ограничения регламентации духовнонравственной сферы, к которой относится свобода совести, со стороны государства: структуры демократического государства в целях соблюдения нейтралитета в мировоззренческой сфере не должны иметь возможность на свое усмотрение определять, что является религией, а что нет, потому что нет четких правовых критериев для этого и быть не может.

Думается, указанное предположение является спорным. Необходимо отметить, что принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не разрешило всех проблем правового характера, которые возникают в деятельности религиозных организаций, но, в то же время, Федеральный закон является весьма важным для жизнедеятельности церкви законодательным актом, положившим начало осмыслению места и роли религиозных организаций в системе российского и международного права.

Согласно нормам этого закона, религиозным объединением признается образованное верующими добровольное объединение, обладающее рядом необходимых признаков: включает в себя лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, осуществление цели совместного вероисповедания, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и т. д.

Все религиозные объединения подразделяются на две категории: религиозные группы и религиозные организации. Религиозная груши, можно сказать, начальное объединение, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации, и, следовательно, без прав юридического лица. О начале своей деятельности религиозная группа должна уведомить органы местного самоуправления. При наличии определенных условий, такая группа может преобразоваться в религиозную организацию, обладающую правовым статусом юридического* лица.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает ряд запретов: во-первых, религиозные объединения не могут создаваться в государственных органах, учреждениях и организациях, в органах местного самоуправления, воинских частях; во - вторых, запрещается деятельность иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств, но ггри этом они не могут заниматься культовой и иг гой религиозной деятельностью.

Однако в настоящее время глава римско-католической церкви Иоанн Павел II принял решение о создании четырех католических епархий в России: московской, саратовской, новосибирской и иркутской. Свое решение Ватикан объясняет необходимостью «улучшить пасторское содействие католикам в России». Объясняя решение папы римского, его пресс-секретарь напомнил, что еще в 1705 году Петр I предоставил католикам право строить свои церкви в Москве. Следует отметить, что отношения между Русской православной церковью и Ватиканом достаточно сложные и, по мнению.верховного муфтия России и европейских стран СНГ Талгата Таджуддина,

10 А. С. Ловинкжов. Свобода совести (анализ, практика, выводы). - Государство и право. 1995. №1. стр. 22.

«пока все спорные вопросы не будут решены, не может быть и речи о создании в России католических епархий».11

На основании изложенного и исходя из действующего законодательства можно отметить следующее: государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит действующему законодательству. Религиозные объединения также не должны вмешиваться в дела государства.

Помимо Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на федеральном уровне действует ряд нормативно правовых актов, затрагивающих вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.

Первую, самую многочисленную группу образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения на прямую не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений. Например, закон 141» «О средствах массовой информацию) от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (статья 4) закрепляет недопустимость злоупотребления свободой массовой информации «в целях ...разжигания... религиозной нетерпимости и розни...».

Федеральный закон РФ «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (статья 19) запрещает использовать конфиденциальное содействие ... священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций».12

Далее, группа законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан, например, федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно - исполнителыгый кодекс Российской Федерации. Так, в статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляется свобода совести и вероисповедания осужденных. >■

Ряд законодательных актов регламентирует порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной, благотворительной).

Большую группу составляют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций, например, гражданский кодекс Российской Федерации, ‘Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и другие. В Трудовом кодексе РФ, введенном в действие с 1 февраля 2002 г.,13 содержится отдогьная г лава, устанавливающая особенности регулирования труда работников религиозных организаций. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации религиозные организации обладают правовым статусом юридического лица. В этой связи религиозной организации свойственен широкий круг имущественных и неимущественных прав: гграво собственности на здания, сооружения, предметы культа, денежные средства и т. д.; право осуществлять благеггворителыгую, культурно - просветительскую деятельность.

Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушеггие законодательства о свободе совести. Это прежде всего Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

11 Ватикан сказал оюе слово. Российская газета, 2002, № 28 (2896).

12 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / сост. к. ю. н. А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский -М.: Юриспруденция, 2001 г. - 448 с стр. 104-120.

13 Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт М, 2002. - 168 с. стр. 135-136.

В заключение хочется отметить, что в соответствии с пунктом «В» статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование отношений, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации своими законами и иными нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести. Необходимо соблюдение обозначенного положения Конституции Российской Федерации, а также норм и приггципов международного права для того, чтобы право на свободу совести и вероисповедания не являлось формальной декларацией, не влекло обострение национально-религиозной напряженности и не угрожало целостности федеративной системы.

FREEDOM OF CONSCIENCE: CONCEPTION AND LEGAL PRECONDITIONS

U.N. Sorokina

The article focuses on the notion and the legal framework of the freedom of conscience and religion, its constitutional basis, statutory implementation and general principles of enforcement.

These issues always interested Russian andforeign scholars due to thefundamental nature of this freedom and its position on the scale of values and the hierarchy of fundamental democratic rights and freedoms.

ББК 67.4

Р.Ю. Олисов, аспирант, ИНГУ им. II. И. Лобачевского.

603091, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ

Статья посвящена анализу уголовно-процессуальных гарантий. Подробно рассматривается значение данного правового института, его содержание. Большое внимание уделено рассмотрению гарантий защиты обвиняемого.

Сущность и подлинный демократизм уголовного процесса проявляется в том, что все его стадии и институты основаны на правовых гарантиях законности и справедливости.

Правовые гарантии уголовного судопроизводства состоят из материальных и процессуальных гарантий. Материальные гарантии - это весь строй государства и общественные отношеггия. Процессуальные гарантии — это совокугшосгъ установленных в законе средств, предоставленных участникам уголовного процесса для защиты их прав и законных интересов в целях правильного осуществления правосудия.

Нам представляется, что в систему процессуальных гарантий должны быть включены: во-первых, средства, предоставленные органам следствия, ггрокуратуры и суду для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных, а также для ограждения невиновных от привлечения к ответственности и осуждения; во-вторых, средства, обеспечивающие гражданам - участникам уголовно - процессуальной деятельности охрану их прав и законных интересов. Стало быть, процессуаггьные гарантии представляют собою известное единство: задачи успешного осугцествлеггия уголовно

- процессуальной деятельности не противоречат правам и законным интересам обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного процесса. В то же время, сле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.