Научная статья на тему 'СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ'

СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1926
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколовский Константин Геннадьевич

Статья посвящена анализу соотношения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», фактически отождествляемых в законодательстве постсоветских стран. На основании анализа действующего законодательства о свободе совести, а также значимых научных публикаций 2016-2021 годов представителей научного и экспертного сообщества по данному вопросу автор приходит выводу, что понятие «свобода совести» шире термина «свобода вероисповедания». При этом показано, что сущность первой дефиниции базируется на понимании свободы как философской категории и связано с мировоззренческими убеждениями индивида, в то время как свобода вероисповедания строится вокруг вопросов, возникающих вследствие принадлежности гражданина к определенной религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION: APPROACHES TO UNDERSTANDING

The article is devoted to the analysis of the relationship between the concepts of «freedom of conscience» and «freedom of religion», actually identified in the legislation of post-Soviet countries. Based on an analysis of the current legislation on freedom of conscience, as well as significant scientific publications of 2016-2021, representatives of the scientific and expert community on this issue, the author concludes that the concept of «freedom of conscience» is broader than the term «freedom of religion». It is shown that the essential definition of the first definition is based on the understanding of freedom as a philosophical category and is associated with the worldview of the individual, while freedom of religion is built around issues arising from the citizen's belonging to a certain religion.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ»

УДК 172.3 + 322 ББК Х620.323.2

Соколовский Константин Геннадьевич Sokolovsky Konslanlin Gennadyevich

профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Гуманитарно-технической академии (Казахстан), кандидат юридических наук, доцент. E-mail: k_sokolovskiy@fastmail.com

Professor, Department of Comprehensive Disciplines, the Humanitarian and Technical Academy (Kazakhstan), PhD in Law, Associate Professor.

СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ

Freedom of conscience and freedom of religion: approaches to understanding

Статья посвящена анализу соотношения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», фактически отождествляемых в законодательстве постсоветских стран. На основании анализа действующего законодательства о свободе совести, а также значимых научных публикаций 2016-2021 годов представителей научного и экспертного сообщества по данному вопросу автор приходит выводу, что понятие «свобода совести» шире термина «свобода вероисповедания». При этом показано, что сущность первой дефиниции базируется на понимании свободы как философской категории и связано с мировоззренческими убеждениями индивида, в то время как свобода вероисповедания строится вокруг вопросов, возникающих вследствие принадлежности гражданина к определенной религии.

Ключевые слова: религия, свобода совести, свобода вероисповедания, религиозные убеждения, государственно-конфессиональные отношения, государство и религия, религиозные объединения.

Свобода совести и свобода вероисповедания входят в число наиболее важных прав и свобод человека, зафиксированных как в международном, так и большинстве национальных законодательств. При этом в нормативных правовых актах они рассматриваются как вместе, так и раздельно (свобода религии, свобода совести и вероисповедания и т. д.). В законодательстве большинства постсоветских стран, в частности в российском и казахстанском, эти свободы не дифференцируются. Сказанное, например, следует из ст. 28 Конституции РФ [1 ], а также ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2], где используется единая конструкция «свобода совести и вероисповедания» при отсутствии ее

The article is devoted to the analysis of the relationship between the concepts of «freedom of conscience» and «freedom of religion», actually identified in the legislation of post-Soviet countries. Based on an analysis of the current legislation on freedom of conscience, as well as significant scientific publications of2016-2021, representatives of the scientific and expert community on this issue, the author concludes that the concept of «freedom of conscience» is broader than the term «freedom of religion». It is shown that the essential definition of the first definition is based on the understanding of freedom as a philosophical category and is associated with the worldview of the individual, while freedom of religion is built around issues arising from the citizen's belonging to a certain religion.

Keywords: religion, freedom of conscience, freedom of religion, religious beliefs, state-confessional relations, state and religion, religious associations.

четкого определения. Аналогичную позицию, которая встречает понимание у местного юридического сообщества, занимает и казахстанский законодатель. Так, видный казахстанский эксперт Р.А. Подопригора объединяет данные понятия в своем фундаментальном Комментарии к закону Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [3]. Не разделяет их и известный юрист А. Серикхан [4], а также другие исследователи.

Тем не менее понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» обладают различным содержанием и, соответственно, отличаются самостоятельностью, о чем свидетельствует перечень правомочий, составляющих совокупную категорию «свобода совести и вероисповедания».

Данная свобода, как отмечают А.О. Кузнецов и О.А. Яловой, охватывает индивидуальное или совместное исповедание любой веры, индифферентное отношение к любой религии, совершение богослужений и религиозных обрядов, свободный выбор религиозных убеждений и их изменение, создание религиозных объединений и т. д. [5, с. 261-262]. Этот далеко не полный перечень уже позволяет нам сделать вывод о том, что в рассматриваемое совокупное понятие входит как религиозная, так и нерелигиозная, основанная на индифферентности к религии или отрицании ее составляющие.

Во многом поэтому в правовой науке вопрос о соотношении понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» на протяжении последних десятилетий является дискуссионным. Новый импульс полемика получила в последние годы, когда в действующее законодательство были внесены изменения, коснувшиеся свободы совести и вероисповедания как объектов уголовно-правовой охраны. Далее попытаемся проанализировать наиболее значимые публикации представителей научного и экспертного сообщества, изданные за последние пять лет, выделив основные подходы к данной проблеме. Это позволит сделать вывод о том, как именно соотносятся рассматриваемые понятия, что их объединяет и в чем они различны.

Прежде чем начать характеризовать основные подходы, существующие в правовой науке, к проблеме соотношения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», уточним, что мы сознательно употребляем здесь термин «соотношение», поскольку широко распространенная формулировка «разграничение» не отражает все представленные в науке точки зрения.

Так, например, никак не разграничивает, но фактически отождествляет рассматриваемые понятия О.А. Миронова, которая в своем исследовании, посвященном анализу теоретико-правового аспекта свободы совести, употребляет в качестве синонимов такие термины, как «свобода религии», «свобода совести», «свобода вероисповедания» [6, с. 133-139]. Аналогичную точку зрения можно встретить в работах Э.О. Тойлыбекова [7, с. 212], О.А. Нестерчук [8, с. 21] и др. Однако данный подход - отождествление понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», как показывают результаты проведенного контент-анализ, мало распространен и характерен преимущественно для авторов, которые стараются ориентироваться на позицию законодателя (ранее отмечалось, что российский законодатель рассматриваемые понятия отождествляет).

Чаще встречается второй подход к пониманию соотношения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», в рамках которого рассматриваемые феномены не отождествляются, а разграничение данных понятий осуществляется исследователями с различной степенью детализации. В то время как одна часть авторов предлагает только дефиницию «свободы совести», вычленяя при этом понятие «свобода вероисповедания», другая формулирует оба указанных понятия, делая выводы об их соотношении.

В связи с этим характерно мнение М. А. Бу-лавиной, которая не только полагает «свободу совести» самостоятельной категорией, но и одновременно декларирует вторичность по отношению к ней «свободы вероисповедания». Автор определяет «свободу совести» в широком смысле как способность личности осуществлять внутренний самоконтроль, а в узком -как право гражданина самостоятельно решать любые вопросы касательно религии, своего отношения к ней и т. д. Автор делает вывод о том, что «свобода совести» и «свобода вероисповедания» соотносятся как часть и целое, поскольку свобода вероисповедания ограничена пределами действия в силу своей направленности на веру [9, с. 105-107].

Схожей точки зрения придерживается И.Н. Лебединец, понимающий свободу совести как возможность выражать отношение к религии, причем отношение любое, включая отрицание [10, с. 169]. О свободе вероисповедания автор не упоминает, однако из предложенной им дефиниции понятия «свобода совести» следует, что рассматриваемая категория включает в себя и ту часть свободы совести, которая касается положительного отношения к религии, ее исповеданию. Акцент на указанной особенности делают также И.Г. Козьмов, рассматривающий свободу совести как право свободного выбора религиозных или, напротив, антирелигиозных взглядов и убеждений [11, с. 163], и М.С. Тепсуев, утверждающий, что свобода совести включает в себя в целом все многообразие форм мировоззрения, в том числе и свободу вероисповедания [12, с. 1].

Рассматривая свободу совести как объект уголовно-правовой охраны, Н.В. Казанцева и Е.В. Червонных также утверждают, что она есть именно возможность свободного выбора человеком реализации поведения, основанного на религиозных и других мировоззренческих чувствах. Очевидно, что при столь широком понимании категории «свобода совести» свободу вероисповедания они включают в ее состав [13, с. 86]. Следовательно, несмотря на то что ни в одной из приведенных точек

зрения не содержится собственно определение понятия «свобода вероисповедания», ход рассуждений авторов все же позволяет сделать вывод о соотношении рассматриваемых свобод как целого и части, общего и частного.

Интересно, что Е.А. Жданова, стремясь окончательно разделить эти два понятия, дабы они воспринимались исключительно как самостоятельные, предлагает вообще отказаться от формулировки «свобода совести», заменив ее, в том числе на законодательном уровне, категорией «свобода мировоззрения» [14, с. 106]. Заметим, что данная точка зрения критикуется в литературе на основании того, что «понятия "мировоззрение", "совесть", "свобода мировоззрения", "свобода совести" имеют сходство, но тем не менее их содержание не совпадает» [15, с. 101].

В.Г. Кокорев и И.А. Зайцев также под свободой совести понимают право человека придерживаться любых взглядов, как религиозных, так и атеистических, гуманистических и т. д., а под свободой вероисповедания - право свободно выбирать религию, отправлять религиозные обряды и т. д. [16, с. 79]. Аналогично разграничивает понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» И.В. Осин, убедительно показывающий, что свобода совести основана на убеждениях, которые могут быть не только религиозными [17, с. 26]. «Свобода совести - более широкое понятие, чем свобода вероисповедания», - утверждает видный кыр-гызстанский правовед З.К. Курманов [18, с. 39].

Приведенные точки зрения представляются верными, за исключением попыток определять свободу через право, поскольку права и свободы - все же различные категории. Думается, более верным здесь было бы формулировать свободу через возможность придерживаться любых взглядов. Не случайно, например, через философские категории трактует рассматриваемые свободы А.М. Рудаков, полагающий, что свобода совести представляет собой личную позицию гражданина в контексте этических категорий, включая и веру, а свобода вероисповедания есть свободный выбор общественных отношений, устанавливающих такие категории [19, с. 90].

О.В. Челнокова схожим образом рассматривает свободу вероисповедания как индивидуальное право каждого свободно и самостоятельно выбирать и исповедовать любую религию, участвовать в религиозных обрядах и т. д., в то время как свобода совести, по ее мнению, является более широким понятием, которое можно определить как право человека выбирать мировоззренческие убеждения и следовать им в своей жизни [20, с. 77]. Спорным здесь представляется определение категории «свобода»

через понятие «право», однако в целом данная точка зрения, думается, верно отражает соотношение рассматриваемых свобод.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что проделанная работа позволяет суммировать доминирующие взгляды относительно общих и особенных черт рассматриваемых свобод. Безусловно, единым знаменателем свободы совести и свободы вероисповедания является охват ими возможностей гражданина, связанных с миропониманием, принятием конкретного мировоззрения, в том числе веры, и следованием ему в своей жизни. Еще одна черта сходства - это принадлежность их к первому и второму поколениям прав человека, являющихся общепризнанными нормами международного права (jus cognes), которые не могут быть ограничены государством, не могут стать предметом вмешательства государственных органов в их реализацию и отправление, иначе как в целях очерчивания правовых границ их реализации, направленных в широком смысле на обеспечение правопорядка.

В свою очередь, ключевое различие между свободой совести и свободой вероисповедания кроется в разном составе субъектов, что напрямую вытекает из обозначенного выше содержания данных категорий. Свобода совести принадлежит каждому гражданину, в то время как свобода вероисповедания и все составляющие ее правомочия - только верующему гражданину или, иными словами, лицу, исповедующему какую-либо религию. Как представляется, именно в этом кроется существенной проблемы законодательства и правоприменительной практики: в условиях отождествления рассматриваемых свобод свобода совести фактически сводится к свободе вероисповедания, в связи с чем законодательство о свободе совести понимается как исключительно религиозное [21, с. 62].

На наш взгляд, нельзя не согласиться с Е.М. Мирошниковой в том, что свобода совести в законодательстве и правоприменительной практике должна охватывать и свободу от религии [22, с. 238]. Исходя из этого и учитывая, что понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» обозначают фундаментальные правовые категории, затрагивающие регулирование нравственно-конфессиональных отношений, полагаем целесообразным внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты. Они, как представляется, должны заключаться в трансформации понятийно-категориального аппарата по пути разграничения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» и определения содержания названных правовых категорий как самостоятельных.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 2021.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

3. Подопригора Р.А. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: комментарий к закону Республики Казахстан. 4-е изд., перераб. и доп. Астана, 2007.

4. Серикхан А. Как меняется законодательство о религии в Казахстане? [Электронный ресурс] // «Информбюро»: информационно-аналитический портал. URL: https://informbu-ro.kz/special/kak-menyaetsya-zakonodatelstvo-o-religii-v-kazahstane-razgovor-s-yuristom-.html (дата обращения: 02.03.2022).

5. Кузнецов А.О., Яловой О.А. К вопросу об уголовно-правовой охране свободы совести и свободы вероисповедания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2(835).

6. Миронова О.А. Свобода совести и вероисповедания: теоретико-правовой аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 3(69). № 3.

7. Тойлыбеков Э.О. Свобода совести и ее правовые основы в Казахстане и России // Наука и современность - 2017: материалы LI Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017.

8. Нестерчук О.А., Романова Д.Ю. Свобода совести и вероисповедания как проблемное поле религиозного и политического процессов // Эт-носоциум и межнациональная культура. 2017. № 11(113).

9. Булавина М.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: конституционно-правовой аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. № 3(24).

10. Лебединец И.Н. Свобода совести - абсолютное право каждого индивида (как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10(83).

11. Козьмов И.Г., Мордовин П.С., Мордо-вина А.А. Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-3.

Bibliography

1. Constitution of the Russian Federation. Moscow, 2021.

2. On Freedom of Conscience and on Religious Associations: fed. law d.d. September 26, 1997 № 125-FL (as amended on April 30, 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1997. № 39. Art. 4465.

3. Podoprigora R.A. On freedom of religion and religious associations: Commentary on the law of the Republic of Kazakhstan. Astana, 2007.

4. Serikkhan A. How is the legislation on religion changing in Kazakhstan? URL: https:// informburo.kz/special/kak-menyaetsya-zakon-odatelstvo-o-religii-v-kazahstane-razgovor-s-yuristom-.html (date of access: 02.03.2022).

5. Kuznetsov A.O., Yalovoy O.A. On the issue of criminal law protection of freedom of conscience and freedom of religion // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2020. № 2(835).

6. Mironova O.A. Freedom of conscience and religion: theoretical and legal aspect // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Series: Legal Sciences. 2017. Vol. 3(69). № 3.

7. Toylybekov E.O. Freedom of conscience and its legal foundations in Kazakhstan and Russia // Science and Modernity - 2017: materials of the LI International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, 2017.

8. Nesterchuk O.A., Romanova D.Yu. Freedom of conscience and religion as a problematic field of religious and political processes // Ethnosocium and interethnic culture. 2017. № 11(113).

9. Bulavina M.A. Freedom of conscience and freedom of religion: constitutional and legal aspect // Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2019. № 3(24).

10. Lebedinets I.N. Freedom of conscience is the absolute right of every individual (how freedom of conscience is replaced by the freedom to manipulate consciousness) // Actual problems of Russian law. 2017. № 10(83).

11. Kozmov I.G., Mordovin P.S., Mordovi-na A.A. Freedom of conscience and religion as an object of criminal law protection // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. № 5-3.

12. Tepsuev M.S. Normative-legal basis of freedom of conscience and religion // Social and humanitarian knowledge. 2017. № 12.

12. Тепсуев М.С. Нормативно-правовая основа свободы совести и вероисповедания // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 12.

13. Казанцева Н.В., Червонных Е.В. Проблемы определения и соотношения понятий «свобода совести» и (или) «свобода вероисповедания» в качестве объекта уголовно-правовой охраны // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 20-2.

14. Жданова Е.А. «Свобода совести» и «свобода вероисповедания»: понятие и содержание // Современные социально-экономические процессы. Пенза, 2017.

15. Скиданова А.Е., Кошелев Е.В. Проблема соотношения правовых категорий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74).

16. Кокорев В.Г., Зайцев И.А. Право на свободу совести и вероисповеданий и условия его ограничения по отечественному законодательству // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 7.

17. Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

18. Курманов З.К. Свобода совести и вероисповедания в Кыргызстане: угроза безопасности? // Вестник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики. 2012. № 1.

19. Рудаков А.М. Политическое, историческое и юридическое значения порядка перечисления терминов «свобода совести» и «свобода вероисповедания» // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 4(22).

20. Челнокова О.В. Юридическая природа и содержание права осужденных на свободу совести и вероисповедания // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 1.

21. Скороходов С.С. Свобода совести и свобода вероисповедания: доктринальные и формальные грани // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 7(110).

22. Мирошникова Е.М. Свобода от религии в контексте свободы совести // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. 2017. № 3.

13. Kazantseva N.V., Chervonnykh E.V. Problems of definition and correlation of the concepts of «freedom of conscience» and (or) «freedom of religion» as an object of criminal law protection // Fundamental and applied research in the modern world. 2017. № 20-2.

14. Zhdanova E.A. «Freedom of conscience» and «freedom of religion»: concept and content// Modern socio-economic processes. Penza, 2017.

15. Skidanova A.E., Koshelev E.V. The problem of the relationship between the legal categories «freedom of conscience» and «freedom of religion» in the Russian Federation // Psychopeda-gogy in law enforcement agencies. 2018. № 3(74).

16. Kokorev V.G., Zaitsev I.A. The right to freedom of conscience and religion and the conditions for its restriction under domestic legislation // Socio-economic phenomena and processes. 2016. № 7.

17. Osin I.V. Freedom of conscience as a subjective right // Constitutional and municipal law. 2008. № 23.

18. Kurmanov Z.K. Freedom of conscience and religion in Kyrgyzstan: a threat to security? // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic. 2012. № 1.

19. Rudakov A.M. Political, historical and legal meaning of the order of enumeration of the terms «freedom of conscience» and «freedom of religion» // Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice. 2019. № 4 (22).

20. Chelnokova O.V. The legal nature and content of the right of convicts to freedom of conscience and religion // Bulletin of the Russian Legal Academy. 2017. № 1.

21. Skorokhodov S.S. Freedom of conscience and freedom of religion: doctrinal and formal boundaries // Science and education: management and economy; entrepreneurship; law and governance. 2019. № 7(110).

22. Miroshnikova E.M. Freedom from religion in the context of freedom of conscience // Bulletin of the Leningrad State University. 2017. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.