ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.В. Розенко,
кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и уголовного
процесса,
Югорский государственный университет
S.V. Rozenko,
Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminal Procedure, Ugra State University rozenko_sv@mail. ru
О правовом режиме религиозной свободы в Российской Федерации
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли права на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации, что предопределено особым положением религии в российском обществе. Цель статьи — проанализировать правовой режим религиозной свободы, задача которого — комплексное регулирование правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правового положения религиозных объединений. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает выводы, что правовой режим религиозной свободы в Российской Федерации следует определить как комплексный, обладающий сложной структурой, базирующийся на положениях Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, и включающий в себя правовые стимулы (дозволения, рекомендации, льготы и поощрения) и ограничения (обязанности, запреты, приостановления и наказания). Предлагается объединяющее понятие религиозной свободы, которое включает в себя: свободу совести и свободу вероисповеданий, свободу мысли и реализацию религиозных убеждений сообществами верующих, т. к. реализует «право на религию» обширного списка субъектов. Специфика правового регулирования в сфере реализации указанных прав и свобод отличается сложностью, качественным своеобразием и тесной взаимосвязью с моралью. Особенности указанного правового режима: он устанавливается российским законодательством (федеральным и региональным), основанным на положениях Конституции РФ и международных нормативных правовых актов; имеет своей целью осуществление специфического правового регулирования, выделяя во временных и пространственных границах объекты права и открытый перечень субъектов; характеризуется особым порядком правового регулирования, включающим определенную совокупность юридических средств и отличающимся их предметным сочетанием; в зависимости от вида религиозного объединения, установлен различный объем прав для реализации распространения вероучения.
Ключевые слова: правовой режим, религиозная свобода, свобода совести, свобода вероиспо- 47 ведания -
About a legal regime of religious freedom in the Russian Federation
Abstract: the relevance of the article due to the importance of the right to freedom of conscience and to religion in the Russian Federation, which is predetermined by special position of religion in Russian society.
The goal of this article is to analyze the legal regime of freedom of faith, the aim of which is comprehensive regulation of legal relations in the field of human and civil rights to freedom of conscience and to religion and the legal status of religious associations. Implementation of the tasks was achieved by using scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private research methods (formal legal, comparative legal). The author concludes that the legal regime of religious freedom in the Russian Federation should be
defined as a complex with a complex structure, based on the provisions of the Constitution of the Russian Federation, federal and regional legislation, and includes legal incentives (permission, recommendation, benefits and incentives) and limitations (duties, restrictions, suspense and punishment). A unifying concept of "freedom offaith", which includes freedom of conscience and freedom offaith, freedom of thought and the implementation of religious belief by communities of believers, because it implements the "right to religion" has an extensive list of entities: individuals, religious groups and associations is offered. Specificity of legal regulation in the sphere of realization of above mentioned rights and freedoms is characterized by complex, qualitative peculiarity and close relationship with morality. The features of the specified legal regime are the following: it is set by the Russian legislation (federal and regional), based on the provisions of the Russian Constitution and international legal acts; it is aimed at the implementation of specific legal regulation, highlighting the objects of the right and the open list of subjects in the temporal and spatial boundaries; it is characterized by special order of legal regulation, including a specific set of legal tools and distinct by their subject combination; It is depended on the form of religious association, has a different scope of rights to implement of distribution of religious beliefs.
Keywords: pravovoi mode, religious freedom, freedom of conscience, freedom of religion
Актуальность правового режима религиозной свободы в Российской Федерации предопределяется значимостью религии в жизнедеятельности современного российского общества и государства, что находит подтверждение в ст. 28 Конституции РФ. В ней «каждому гарантируется сво-х бода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать инди-§ видуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ^ никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные < убеждения и действовать в соответствии с ними». По нашему мнению, сле-
m
о дует предложить объединяющее понятие «религиозной свободы», включа-
IZ
ш
<с ющее в себя, помимо указанных свобод и прав, свободу мысли и реализа-с ции религиозных убеждений сообществами верующих, т. к. особенностью ^ свободы совести и свободы вероисповедания является обширный список ^ субъектов: отдельные физические лица; религиозные группы и объедине-ё ния, значимость и специфика правового регулирования которых в данной о сфере сложна и многообразна.
^ Основные положения правового режима религиозной свободы в формально-законодательных формах закрепляет Федеральный закон от § 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объедине-□Е ниях» (с изм. и доп.) [1], который является комплексным. В нем закреплены: правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений; права и условия деятельности религиозных объединений и иных субъектов; взаимодействие между государством и религиозными ю объединениями; положения о религиозном образовании; надзор, контроль о и ответственность в области свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных объединений.
Впервые в отечественном законодательстве, регулирующем указанную область общественных отношений, сочетаются: дозволение, позитивное обязывание (с первенством этих способов) и запрет. По ряду аспектов отсутствует детальное правовое регламентирование религиозных отношений, но это связано с признанием государством первичного приоритета норм морали, а не права, в ряде случаев также надо учитывать, что религиозная свобода
48
0J
почти не поддается детальной правовой регламентации. Следует принимать во внимание и проблему неполного соответствия юридических дефиниций постоянно изменяющейся правовой реальности.
В пункте 1 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» определено многообразие источников законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: соответствующие нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, данного Федерального закона 1997 г., принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, а также нормативных правовых актов российских субъектов. Бланкетные диспозиции статей указанного Закона тесно взаимосвязаны с конституционным, административным, гражданским, налоговым, финансовым, земельным, лесным, уголовным и уголовно-исполнительным законодательством России, что предопределяет комплексность и системность рассматриваемого правового режима. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими гражданами любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Права человека и гражданина на указанные свободы могут быть ограничены только в определенной форме — федеральным законом и только в той мере, насколько это необходимо в установленных целях: защита основ конституционного строя, нравственно- о сти, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение | обороны страны и безопасности государства. В данном случае ограничение вы- е звано необходимостью сохранения одного блага по отношению к другому, более | ценному и важному, что, в свою очередь, не означает ничтожности первого. I
Сложность правового регулирования данных отношений связана с тем, Л что религиозные отношения не в полном объеме подпадают под его воз- и действие. Особенностью правового режима религиозной свободы является § то, что существенное значение имеет регулятивное воздействие морали, й базирующейся на принципах религиозных вероучений, при обязательном о условии приоритета правовых предписаний. В настоящее время в перечне О прав и свобод (гл. 2 Конституции РФ) закреплен приоритет режима религи- Ы озной свободы, что является отличительной особенностью данного периода истории существования российской государственности. В свою очередь, 49
появление значительного количества новых религиозных формирований -
требует совершенствования правовой регламентации отдельных положений о свободе совести, свободе вероисповедания, религиозных объединениях,
"О
и
ответственности за правонарушения в данной области, а также и пресечения ^ злоупотребления данными правами. Поэтому правовой режим религиозной § свободы, базирующийся на конституционных положениях, должен харак- | теризоваться высоким качеством используемой юридической техники (что имеется, к сожалению, не всегда) и осторожно-точной «деликатностью» юридического вмешательства.
А.В. Малько определяет правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических
средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения субъектов права [2, с. 8]. Несомненно, сфера права на свободу совести и свободу вероисповедания обладает специальным правовым режимом, что находит подтверждение: 1) он устанавливается российским законодательством (федеральным и региональным), основанным на положениях Конституции РФ и международных нормативных правовых актов в данной области общественных отношений, и обеспечивается государством; 2) имеет своей целью осуществление специфического правового регулирования, выделяя во временных и пространственных границах объекты права и открытый перечень субъектов; 3) является особым порядком правового регулирования, включающим определенную совокупность юридических средств и отличающимся их предметным сочетанием; 4) создает определенную степень благоприятности или ее отсутствие в целях удовлетворения интересов субъектов правоотношений; 5) учреждается в зависимости от вида религиозного объединения различный объем прав для распространения вероучения. Данный правовой режим является производным от государственного и политического режимов (основные признаки, состояние, общие свойства, параметры правового режима). В гл. 2 ^ Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» ^ определены положения об основных субъектах реализации права на свободу к совести и свободу вероисповедания — религиозных объединениях. Формами данных объединений, закрепленных исчерпывающим образом, могут быть ш только религиозная группа и религиозная организация, обладающие различав ным объемом правосубъектности. Пределы реализации религиозной свободы ^ в Российской Федерации зависят от правового статуса субъекта. В частности, <5 иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на государственной российской территории, пользуются правом на свободу ^ совести и свободу вероисповедания в полной мере, как и граждане России, ^ и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, к свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в соответствии ш с федеральным законодательством. Религиозные группы могут совершать ш богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осущест-с влять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, но в целом они не обладают правами религиозных организаций. В случае 50 принятия судом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом — «О противодействии экстремистской деятельности», решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации. ° В целом следует признать, что правовой режим религиозной свободы в
Российской Федерации является комплексным и системным, базирующимся на положениях Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, и включающим в себя такие правовые стимулы, как дозволения, рекомендации, льготы и поощрения, а также ограничения: обязанности, запреты, приостановления и наказания. В зависимости от характера данный правовой режим является материальным и процедурным.
Список литературы:
1. О свободе совести и религиозных объединениях» : федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 39, ст. 4465; 2013. — № 27, ст. 3472, 3477.
2. Малько, А.В. Основы теории правовых режимов // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А.В. Малько и И.С. Бразиловой. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 416 с.
References:
1. O svobode sovesti i religioznyh obedinenijah» : federal'nyj zakon RF ot 26 sentjabrja 1997 g. № 125-FZ (s izm. ot 2 ijulja 2013 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1997. — № 39. — St. 4465; 2013. — № 27. — St. 3472, 3477.
2. Mal'ko, A.V. Osnovy teorii pravovyh rezhimov // Pravovye rezhimy: obshheteore-ticheskij i otraslevye aspekty / pod red. A.V. Mal'ko i I.S. Brazilovoj. — M.: Jurlitinform, 2012. — 416 s.
О.В. Власова, O.V. Vlasova,
доктор юридических наук, профессор, doctor of jurisprudence, professor, Югорский государственный professor,
университет Ugra state university
Роль юридической ответственности в защите достоинства личности
Аннотация: в статье исследуются некоторые особенности юридической ответственности в сфере защиты достоинства личности. Отмечается, что современное общество и государство, с одной стороны, располагает развитыми юридическими приемами и способами обеспечения эффективной правовой защиты личности, ее достоинства и чести. С другой стороны, пути и формы умаления человеческого достоинства очень многообразны. Автором анализируются одни из самых распространенных и часто встречающихся способов посягательства на достоинство и доброе имя личности человека — клевета и оскорбление. В статье дается обзор конституционных, гражданско-правовых норм, направленных на защиту и охрану достоинства, рассматривается специфика юридической ответственности за клевету и оскорбление. Конкретизируется понятие «диффамация». Автор раскрывает значение понятия «диффамация» с позиции широкого ее понимания, т. е. речь идет не только о распространении недостоверной, позорящей информации о человеке и возложении за это правонарушение гражданской или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. В работе исследуется специфика «достоверной» 51
диффамации, под которой понимается распространение фактических порочащих сведений личного -
характера (какое-либо заболевание, привычки, увлечения, пристрастия и т. п.). Обнародование подобной информации может дискредитировать человека, сформировать в обществе мнение о его неполноценности и существенно повлиять на качество жизни. Автор выражает собственную позицию по этому вопросу, обращает пристальное внимание на его дискуссионность. Сегодня «достоверная» диффамация существует только условно. Юридическая ответственность за такой деликт законодателем не предусмотрена. Следовательно, распространение правдивых порочащих сведений не является правонарушением и не влечет за собой применение юридической ответственности. Однако отсутствие нормативно закрепленного определения понятия «диффамация» не может служить основанием для отрицания в юридической науке такой категории
Ключевые слова: достоинство личности, диффамация, клевета, оскорбление, умаление достоинства человека, юридическая ответственность, право на судебную защиту чести и достоинства.