Научная статья на тему 'СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ГАРАНТИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВОМОЧИЯ В СФЕРЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булавина М.А.

В статье проводится анализ гарантируемого Конституцией Российской Федерации принципа свободы совести и вероисповедания. По мнению автора, свобода совести и свобода вероисповедания очень близкие, хоть и не совпадающие понятия; при этом свобода совести является более широким понятием и включает в себя свободу выбора морально-этических, философских, пацифистских и иных убеждений и мировоззренческих ориентиров личности. Автор приходит к выводу, что на конституционном уровне свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

The article analyzes the principle of freedom of conscience and religion guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. According to the author, freedom of conscience and freedom of religion are very close, though not identical concepts; at the same time, freedom of conscience is a broader concept and includes freedom of choice of moral,ethical, philosophical, pacifist and other beliefs and ideological orientations of the individual. The author concludes that at the constitutional level, freedom of conscience, although formally associated with freedom of religion, is not identified with it.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342.731

М.А. Булавина,

кандидат юридических наук, доцент, НАНО ВО «ИМЦ», г. Москва

СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

M.A. Bulavina,

PhD of law, associate Professor, НАНО ВО «ИМЦ», г. Москва E-mail: m.a.bulavina@yandex.ru

FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

Аннотация. В статье проводится анализ гарантируемого Конституцией Российской Федерации принципа свободы совести и вероисповедания. По мнению автора, свобода совести и свобода вероисповедания очень близкие, хоть и не совпадающие понятия; при этом свобода совести является более широким понятием и включает в себя свободу выбора морально-этических, философских, пацифистских и иных убеждений и мировоззренческих ориентиров личности. Автор приходит к выводу, что на конституционном уровне свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней.

Ключевые слова: конституционный принцип; свобода совести; свобода вероисповедания; гарантия права на свободу совести и свободу вероисповедания; механизм реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания; индивидуальные и коллективные правомочия в сфере свободы вероисповедания; проявления свободы совести.

Abstract. The article analyzes the principle of freedom of conscience and religion guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. According to the author, freedom of conscience and freedom of religion are very close, though not identical concepts; at the same time, freedom of conscience is a broader concept and includes freedom of choice of moral,ethical, philosophical, pacifist and other beliefs and ideological orientations of the individual. The author concludes that at the constitutional level, freedom of conscience, although formally associated with freedom of religion, is not identified with it.

Key words: constitutional principle; freedom of conscience; freedom of religion; the guarantee of the right to freedom of conscience and freedom of religion; the mechanism of realization of the right to freedom of conscience and freedom of religion; individual and collective competence in the field of freedom of religion; manifestation of freedom of conscience.

По прошествии 25 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации мы продолжаем находить в ней как достоинства, так и недостатки. Для каждого гражданина России она ценна, в первую очередь, закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня, в XXI веке, мы по-новому переосмысливаем многие юридические категории [10]. Это верно и для такого понятия, как свобода совести и свобода вероисповедания. Несмотря на то, что свобода совести и свобода вероисповедания

относятся к категории первого поколения прав человека, на фоне достижений науки, изменений экономической, политической и социальной реальности, открытия и закрепления новых поколений прав человека, она приобретает новый смысл и новое значение. Можно сказать, мы выходим на новый качественный уровень понимания, осознания, а главное применения свободы совести и свободы вероисповедания.

В связи с этим, хотелось бы еще раз обратиться к конституционно-правовому содержанию данных свобод.

Статья 28 Конституции Российской Федерации, вслед за многими международными актами (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о граждански и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Конвенция Содружества независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.) указывает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Важным для понимания свободы совести и свободы вероисповедания является терминологическая определенность и понятийно-категориальный аппарат как элементы законодательной техники.

Свобода совести и свобода вероисповедания очень близкие, хоть и не совпадающие понятия. При этом свобода совести является более широким понятием и включает в себя свободу выбора морально-этических, философских, пацифистских и иных убеждений и мировоззренческих ориентиров личности.

Исходя из лингвистической конструкции формулировки ст. 28 Конституции Российской Федерации получается, что на конституционном уровне свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь специфическое юридическое наполнение, однако дальнейшее содержание названной статьи Конституции опровергает это. Свобода совести и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в

соответствии с ними». То есть, согласно конституционно-правовому содержанию и смыслу ст. 28 свобода совести и свобода вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт [3]. Данное заключение подтверждается и специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Так, в подготовленном ими Комментарии к Конституции Российской Федерации, категории «свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве как одно понятие и единый правовой институт [1].

По нашему мнению, свобода совести и свобода вероисповедания соотносятся как часть и целое, т.к. свобода вероисповедания направлена на область религиозной веры, веры в высшее, священное или абсолютное и является составной частью убеждений человека в целом. Вопросы религии и веры — один из важнейших элементов мировоззренческой позиции личности, ее культурной идентичности.

Понятие «совесть» является сложным и многогранным. В философском аспекте понятие совести имеет узкое и широкое значение: 1) это способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; 2) нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо [2].

С.А. Авакьян, выделяет два основных проявления свободы совести: свободу морально-этических воззрений человека и внутреннюю (духовную) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему [7].

Относительно понятия свобода вероисповедания, до сих пор нет определенного, единого взгляда на его содержание. Связано это и с различным менталитетом, различным историческим прошлым и многими другими факторами, влияющими на исследователей. Достаточно упомянуть тот факт, что во всех международных документах слово «manifest» переведено как «исповедовать». Между тем различные словари приводят варианты «проявлять», «показывать», «выражать», «обнародовать», что придает понятию свободы вероисповедания иное, более емкое содер-

жание. Возникает вопрос о необходимости предварительной лингвистической экспертизы международно-правовых документов [4].

Обобщая многочисленные точки зрения на структуру и содержание свободы вероисповедания, а также современные международно-правовые требования к этой свободе, целесообразно выделить отдельно индивидуальные и коллективные (совместные) правомочия в данной сфере.

Пчелинцев А. указывает, что индивидуальные или коллективные правомочия в сфере свободы вероисповедания можно определить в виде используемых человеком либо общественным (религиозным) объединением возможностей, реально гарантирующих свободу мировоззренческого выбора, а также выбора вида и меры поведения.

А. Индивидуальные правомочия:

1) право придерживаться любых религиозных убеждений (исповедовать любую религию);

2) право не придерживаться никаких убеждений и не исповедовать никакой религии;

3) право менять религию;

4) право создавать новую религию;

5) право выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними;

6) право получать религиозное или иное согласно убеждениям образование по своему выбору;

7) право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образование своим детям;

8) право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования и воспитания;

9) право иметь свободный доступ к местам поклонения;

10) право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным или иным убеждениям человека;

11) право открыто выражать свои религиозные убеждения и право на нейтральное отношение государства к законным формам проявления религии;

12) право на тайну своих религиозных убеждений;

13) право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей, если это противоречит вероисповеданию гражданина, а в необходимых случаях право на замену одной обязанности другой.

Б. Коллективные (совместные) правомочия:

1) право на свободу объединения в религиозные организации, которые могут быть зарегистрированы в установленном порядке в едином государственном реестре юридических лиц;

2) право основывать и содержать свободно доступные места собраний и богослужений;

3) право на свободу выражать и распространять свои религиозные верования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны государства и посторонних;

4) право на свободу приобретать и содержать места поклонения, проводить и посещать религиозные службы и мероприятия;

5) право управлять религиозными объединениями на основе самоуправления в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, в том числе выбирать, назначать и заменять персонал согласно своим требованиям;

6) право производить, покупать, импортировать, экспортировать и распространять религиозную литературу, печатные и аудиовизуальные материалы и другие предметы, используемые для религиозной и иной деятельности;

7) право создавать частные школы и управлять ими, а также заниматься образовательной, культурной, благотворительной и социальной деятельностью;

8) право искать и получать добровольную материальную и финансовую помощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности.

Приведенный перечень не поддается строгой научной классификации, не явля-

ется исчерпывающим и может быть дополнен другими правомочиями [4].

Итак, свободу совести следует определять в широком плане как способность личности осуществлять внутренний самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, выполнять их и производить самооценку совершенных поступков, и в узком плане — применительно по отношению к религии — как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них, то есть возможности самостоятельного определения отношения к религии, религиозным учениям, отказа от них, распространения таких учений, антирелигиозных взглядов, либо в пассивно-нейтральном отношении к религии [5].

Конституция РФ, провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательные акты, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность религиозных объединений [8].

В развитие конституционных положений, обеспечивающих личные права граждан, был разработан и принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Вторая статья Закона к составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относит: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

Рассматривая Конституцию как «закон законов», следует отметить, что, закладывая основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания и определяя составляющие этого права, она не устанав-

ливает в то же время механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных ограничений и посягательств [9].

Указанный механизм реализуется в федеральных законах, нормативных актах Президента, Правительства и иных федеральных ведомств, законодательстве субъектов Федерации. Все эти акты должны разрабатываться и приниматься на основе Конституции Российской Федерации и не должны противоречить ей, что не всегда соблюдается на практике.

В настоящее время на федеральном уровне действует свыше 100 законов и иных нормативных правовых актов, принадлежащих к различным отраслям права, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Полемика о реализации свободы совести и свободы вероисповедания не стихает уже долгие годы. Однако, активное обсуждение — еще не решение проблем, проявляющихся в данной области. С течением времени, выявляются новые аспекты, новые особенности реализации и новые вызовы законодателю по совершенствованию правового регулирования.

Список литературы

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. — М.: Экос, 1996. — С. 108-111.

2. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского. — М.: Знание, 1994. — С. 422.

3. Придворов НА., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 24.

4. ПчелинцевА. Актуальные проблемы свободы вероисповедания и деятельность религиозных объединений // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Московский центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — С. 91-92.

5. Шевелева Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероиспо-

ведания в Российской Федерации. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007. — С. 24.

6. Димитров Н.Н., Заикина И.В. Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах и в россии: история и современность / Н.Н. Димитров, И.В. Заикина; Российская таможенная академия, Кафедра теории и истории государства и права. — М., 2007.

7. Заикина И.В., Козлитин ГА. К вопросу о праве на свободу вероисповедания в российской империи (XIX-XX вв.) // Права человека: история, теория, практика. Всерос. науч.-практ. конф.: Сб. науч. ст. / Юго-Западный государственный университет. — 2015. — С. 34-38.

8. Ерохина Ю.В. Правоведение Учебно-методическое пособие/Москва, 2007.

9. Булавина МА., Дмитриева Ю.В., Заикина И.В. Религиозно-законодательная атака на русское православие в свете политического конфликта на украине // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы: Матер. IX международной науч.о-практ. конф.: в 2-х ч. — 2019. — С. 254-259.

10. Ерохина Ю.В. Личность и конституционное законодательство // Актуальные проблемы права: сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Протас. — М., 2003. — С. 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.