Совесть - это нравственное чувство, скорее, духовный инстинкт, позволяющий определить ценность собственных поступков, способность в оценке действий с точки зрения добра и зла. Кто следует голосу совести, тот не будет жалеть о совершенных поступках. В Священном Писании совесть называют сердцем, т.к. Иисус Христос совесть уподобил «оку», посредством которого человек видит свое нравственное состояние. В Библии повествуется, что Бог уже при создании человека начертал в глубине его души свои образ и подобие, поэтому совесть принято называть голосом Создателя в человеке. Совесть как нравственный закон действует во всех людях, независимо от возраста, расы, воспитания и уровня развития. По существу, как письменный, так и внутренний закон совести говорит об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними». Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока они не утратили в себе совесть. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и перед обществом - называется совестью [1, с. 741]. Совесть есть высшая категория философского осмысления бытия необъяснимого происхождения. Рассматривая взаимоотношения совести с другими силами человека: с его умом, чувством и волей, можно сказать, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его делать хорошее, избегая делать дурное, сопровождая добрые действия чувствами радости и удовлетворения, а порочные действия - чувствами стыда, страха, душевной муки. Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, можно отметить, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Между тем требования нравственности, безусловно, контролируют нашу волю, неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно. Совесть является какой-то обособленной силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной, и живущей в нем. Чистая совесть есть источник внутренней радости. «Не величие власти, - рассуждал святой Иоанн Златоуст, - не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести» [2, с. 344-345]. Свобода совести - право исповедовать любую религию или быть атеистом.
Свобода совести бизнесмена - одна из категорий культуры, это явление социального бытия. Аспекты исследования свободы совести бизнесмена как явления социального бытия до недавнего времени находились за пределами исследовательских интересов. Теоретико-правовой подход к изучению указанного феномена приводит к сужению содержания свободы совести и ограничивает ее экспликацию только политико-правовой интерпретацией. В основу категории свободы совести как явления социального бытия, на первый взгляд, необходимо положить следующее: свобода совести предпринимателя есть феномен многогранный, имеющий как социальные грани, так и личностные моменты. По мнению исследователя Г.В. Шелудько, нельзя согласиться с отдельными исследователями, которые видят отличие свободы совести от других прав и свобод в ее специфическом объекте, охватывающем только сферу религиозно-мировоззренческой активности человека. В таком случае свобода совести является только политико-правовым феноменом, ограниченным до права придерживаться исключительно теистических или нетеистических воззрений и убеждений. За пределы рассмотрения свободы совести вытесняются вопросы ее философских, философско-политических, политико-идеологических, социально-экономических, морально-политических, нравственно-гуманистических и других приложений. Свобода совести формируется исторически - изначально как понятие политико-правовое и только затем получает развитие в другие сферы человеческого существования как на социальном, так и на личностном уровнях [3, с. 176]. Полисемантика понятия «свободы совести» обозначает и свободу вероисповедания, и свободу религии, и свободу отправления религиозных культов и обрядов, и свободу веры, убеждений, мыслей, мировоззрения бизнесмена. Категория «свобода совести» личности предпринимателя - это философская категория, интегрирующая в своем содержании все значения интерпретации исследуемого феномена в социологии, политологии, психологии, этике, юриспруденции, истории, теологии и т.д. Интегрирующий момент заключается в наиболее общих социально-философских идеях свободы совести, простирающихся до выяснения сущности связей и отношений, касающихся ее
реализации в системе «общество-личность» и отражающих закономерности функционирования и развития свободы совести в целом уровне. Свобода совести бизнесмена - это интегративная социально-философская категория, отражающая предельно общие закономерности возникновения, функционирования и развития отношений терпимости, толерантности между обществом и предпринимателем, с одной стороны, и личностью как суверенным субъектом и носителем мировоззренческих установок - с другой.
Общество и его институты могут представляться так называемым гражданским обществом: политическими, правовыми, социальными, научными, нравственными, религиозными «институционализациями», например, религиозными объединениями, а личность - характеризоваться предпочтениями светской или религиозной направленности ее сознания, культуры, духовности, нравственности. Общество возвращает религиозным конфессиям достойное место в этническом пространстве Калмыкии. Религиозное просвещение и благотворительная деятельность священнослужителей-бизнесменов благотворно влияют на нравственное здоровье людей. В перспективе в целях дальнейшего сплочения народов планируется строительство новых храмов, открытие духовных учебных заведений, расширение участия конфессий в республиканских мероприятиях.
В условиях резкого падения жизненного уровня населения Республики Калмыкия активизировалась благотворительная деятельность религиозных объединений, их помощь многодетным семьям, сиротам и престарелым гражданам. Так, протестантские объединения активно пропагандируют здоровый образ жизни, вред наркомании и алкоголизма. Буддийские, православные, мусульманские священнослужители регулярно посещают специальные дома для пожилых граждан и инвалидов, заключенных в исправительно-трудовых колониях Калмыкии, проводят с ними беседы, знакомят с религиозной литературой.
Обобщая материалы, раскрывающие особенности современного культурного развития в религиозных конфессиях Калмыкии, имеет смысл отметить, что эти особенности практически не отличались от аналогичных, характерных для Российской Федерации в целом. Ситуация, в которой развивалось духовное пространство России и Республики Калмыкия, в том числе и культура, была очень сходной с ситуацией начала XX в.: та же неясность в смыслах и направлениях движения, плюрализм мировоззренческих установок и ценностных ориентаций, а также брожение умов и смешение творческих стилей. В культуре этого периода, в том числе и предпринимательской, оказались соединенными явления, развивавшиеся в различных политических/социально-экономических системах (советской, отечественной, миграционной, западной), несущие разнонаправленные ценности (коллективизм и индивидуализм), отстаивающие противоположные ориентации (светские и религиозные). Как справедливо заметил известный культуролог И.В. Кондаков, «... в едином ценностно-смысловом пространстве, современной посттоталитарной российской культуре сосуществуют фактически на равных религиозные и светские имена, произведения, идеалы; вновь обретаемые нами культурные ценности русского зарубежья (весьма пестрого и противоречивого); "возвращенное наследие" деятелей культуры XX в. (несправедливо забытое, запрещенное, извлеченное из архивов, частных коллекций, запасников, и т.п.); заново переосмысленное "классическое наследие" - явления, не только не связанные друг с другом, но и взаимоисключающие» [4, с. 301]. Эти противоречивые процессы имели место и в сфере культуры Калмыкии. И здесь в этой противоречивости можно отметить два направления: в развитии культуры и в культуре предпринимательства, каждая из которых продиктована объективными процессами в общественном сознании калмыков. Одна из этих тенденций - всплеск, а затем углубление национального самосознания. Вторая - взаимосвязанная и состоящая в возвращении к активной жизни многовековых традиций, в том числе религиозных верований и, следовательно, ценностей религиозной культуры. Все эти разноречивые явления и тенденции вызывают определенные напряжения в социально-экономической, политической, духовной жизни общества Республики. Анализ проблем культурного развития предпринимательства Калмыкии в конце XX - начале XXI вв. показывает, что снижение напряженности в духовной сфере в немалой мере зависит от того,
насколько официальным политическим и общественным органам и организациям удается учесть особенности, самобытность характера каждого из многочисленных народов и этнических групп, проживающих в духовном пространстве России и Республики Калмыкия. В этом отношении представляется справедливым и чрезвычайно важным суждение калмыцкого ученого, доктора философских наук, А.Н. Овшинова: «Духовное своеобразие или самобытность является универсальным свойством культуры. Самобытностью обладают все культуры, но проявляется она в разное время и в разной степени... Возникновение культурной самобытности идет одновременно с возникновением и становлением ее носителя - этноса. Она складывается на строго определенной территории, в неповторимом ландшафте, в гармонии с ним. Критерием ее существования является способность этноса выжить в данных условиях, усваивая заимствования и включая их в свою систему. В противном случае самобытность разрушается. Усвоение заимствованной культуры является своеобразным моментом саморазвития этнокультуры» [5, с. 34]. Автор соглашается с данной позицией, но, продолжая мысль профессора А.Н. Овшинова, предлагает обратить внимание и на то, что потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, дает возможность широкому пониманию свободы совести предпринимателя. Возможность реализации целеполагания и деятельности находится в объективно-предметной деятельности, а не только субъективной собственности. В этом небольшом теоретическом высказывании содержится вполне прагматический конспект программы практических действий по поддержанию культуры философии этноса и философии бизнеса, обеспечению взаимодействия и диалога культур разных этносов Калмыкии в целях их успешного функционирования, сохранения и дальнейшего развития. Следует отметить и то, что преодоление противоречий предпринимательства оптимистически невозможно без государственной поддержки культуры в целом и культуры предпринимательства, без выравнивания условий развития культур разных народов, используя механизм сглаживания, смягчения возможных взрывных процессов в духовном поле самой культуры. Однако эволюция культуры, процесс ее существования не возможен без функционирования категории «свободы совести». Философская категория «свобода совести предпринимателя», интегрирующая в своем интерпретирующем содержании, обозначает и свободу вероисповедания, убеждений, мыслей, мировоззрения бизнесмена, реализацию внутреннего богатства человека в рамках общественного блага [6].
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
2. Энциклопедия православной жизни / Сост. Г. Калинина, Г. Стромынский. М.: Имидж Принт, 2009.
3. Человек - культура - общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиозных исследований: Матер. Междунар. конф. М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. Т. IV.
4. Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.
5. Овшинов А.Н. Этнокультура и гармония будущего (теоретический аспект). Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2010.
6. Наднеева К.А. Буддизм в контексте культуры России. М., 2005.