Научная статья на тему 'Свобода совести бизнесмена как явление социального бытия'

Свобода совести бизнесмена как явление социального бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ЭТНОСНЫЙ ФЕНОМЕН / СОВЕСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / THE FREEDOM OF CONSCIENCE / SOCIAL REALITY / ETHNIC PHENOMENON / CONSCIENCE / CULTURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трухина Галина Дмитриевна

Исследование свободы совести собственника с формированием ценностных универсалий – это актуально, так как этому социальному явлению в научной литературе уделяется мало внимания. Автором подчеркивается этносный феномен, даются отдельные характеристики свободы совести, являющиеся культурным компонентом и нравственным качеством предпринимателя и его самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom of conscience of a businessman as a phenomenon of social life

The present article deals with the issue of the freedom of conscience of a businessman in the context of freedom of entrepreneurship. The study of the freedom of conscience of a proprietor and development of universal values is of obvious relevance as the social phenomenon has not received much attention. Special emphasis is given to the ethnic aspect, as well as to particular features of the freedom of conscience as the cultural components and moral qualities of a businessman and his psychology.

Текст научной работы на тему «Свобода совести бизнесмена как явление социального бытия»

Совесть - это нравственное чувство, скорее, духовный инстинкт, позволяющий определить ценность собственных поступков, способность в оценке действий с точки зрения добра и зла. Кто следует голосу совести, тот не будет жалеть о совершенных поступках. В Священном Писании совесть называют сердцем, т.к. Иисус Христос совесть уподобил «оку», посредством которого человек видит свое нравственное состояние. В Библии повествуется, что Бог уже при создании человека начертал в глубине его души свои образ и подобие, поэтому совесть принято называть голосом Создателя в человеке. Совесть как нравственный закон действует во всех людях, независимо от возраста, расы, воспитания и уровня развития. По существу, как письменный, так и внутренний закон совести говорит об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними». Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока они не утратили в себе совесть. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и перед обществом - называется совестью [1, с. 741]. Совесть есть высшая категория философского осмысления бытия необъяснимого происхождения. Рассматривая взаимоотношения совести с другими силами человека: с его умом, чувством и волей, можно сказать, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его делать хорошее, избегая делать дурное, сопровождая добрые действия чувствами радости и удовлетворения, а порочные действия - чувствами стыда, страха, душевной муки. Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, можно отметить, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Между тем требования нравственности, безусловно, контролируют нашу волю, неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно. Совесть является какой-то обособленной силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной, и живущей в нем. Чистая совесть есть источник внутренней радости. «Не величие власти, - рассуждал святой Иоанн Златоуст, - не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести» [2, с. 344-345]. Свобода совести - право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Свобода совести бизнесмена - одна из категорий культуры, это явление социального бытия. Аспекты исследования свободы совести бизнесмена как явления социального бытия до недавнего времени находились за пределами исследовательских интересов. Теоретико-правовой подход к изучению указанного феномена приводит к сужению содержания свободы совести и ограничивает ее экспликацию только политико-правовой интерпретацией. В основу категории свободы совести как явления социального бытия, на первый взгляд, необходимо положить следующее: свобода совести предпринимателя есть феномен многогранный, имеющий как социальные грани, так и личностные моменты. По мнению исследователя Г.В. Шелудько, нельзя согласиться с отдельными исследователями, которые видят отличие свободы совести от других прав и свобод в ее специфическом объекте, охватывающем только сферу религиозно-мировоззренческой активности человека. В таком случае свобода совести является только политико-правовым феноменом, ограниченным до права придерживаться исключительно теистических или нетеистических воззрений и убеждений. За пределы рассмотрения свободы совести вытесняются вопросы ее философских, философско-политических, политико-идеологических, социально-экономических, морально-политических, нравственно-гуманистических и других приложений. Свобода совести формируется исторически - изначально как понятие политико-правовое и только затем получает развитие в другие сферы человеческого существования как на социальном, так и на личностном уровнях [3, с. 176]. Полисемантика понятия «свободы совести» обозначает и свободу вероисповедания, и свободу религии, и свободу отправления религиозных культов и обрядов, и свободу веры, убеждений, мыслей, мировоззрения бизнесмена. Категория «свобода совести» личности предпринимателя - это философская категория, интегрирующая в своем содержании все значения интерпретации исследуемого феномена в социологии, политологии, психологии, этике, юриспруденции, истории, теологии и т.д. Интегрирующий момент заключается в наиболее общих социально-философских идеях свободы совести, простирающихся до выяснения сущности связей и отношений, касающихся ее

реализации в системе «общество-личность» и отражающих закономерности функционирования и развития свободы совести в целом уровне. Свобода совести бизнесмена - это интегративная социально-философская категория, отражающая предельно общие закономерности возникновения, функционирования и развития отношений терпимости, толерантности между обществом и предпринимателем, с одной стороны, и личностью как суверенным субъектом и носителем мировоззренческих установок - с другой.

Общество и его институты могут представляться так называемым гражданским обществом: политическими, правовыми, социальными, научными, нравственными, религиозными «институционализациями», например, религиозными объединениями, а личность - характеризоваться предпочтениями светской или религиозной направленности ее сознания, культуры, духовности, нравственности. Общество возвращает религиозным конфессиям достойное место в этническом пространстве Калмыкии. Религиозное просвещение и благотворительная деятельность священнослужителей-бизнесменов благотворно влияют на нравственное здоровье людей. В перспективе в целях дальнейшего сплочения народов планируется строительство новых храмов, открытие духовных учебных заведений, расширение участия конфессий в республиканских мероприятиях.

В условиях резкого падения жизненного уровня населения Республики Калмыкия активизировалась благотворительная деятельность религиозных объединений, их помощь многодетным семьям, сиротам и престарелым гражданам. Так, протестантские объединения активно пропагандируют здоровый образ жизни, вред наркомании и алкоголизма. Буддийские, православные, мусульманские священнослужители регулярно посещают специальные дома для пожилых граждан и инвалидов, заключенных в исправительно-трудовых колониях Калмыкии, проводят с ними беседы, знакомят с религиозной литературой.

Обобщая материалы, раскрывающие особенности современного культурного развития в религиозных конфессиях Калмыкии, имеет смысл отметить, что эти особенности практически не отличались от аналогичных, характерных для Российской Федерации в целом. Ситуация, в которой развивалось духовное пространство России и Республики Калмыкия, в том числе и культура, была очень сходной с ситуацией начала XX в.: та же неясность в смыслах и направлениях движения, плюрализм мировоззренческих установок и ценностных ориентаций, а также брожение умов и смешение творческих стилей. В культуре этого периода, в том числе и предпринимательской, оказались соединенными явления, развивавшиеся в различных политических/социально-экономических системах (советской, отечественной, миграционной, западной), несущие разнонаправленные ценности (коллективизм и индивидуализм), отстаивающие противоположные ориентации (светские и религиозные). Как справедливо заметил известный культуролог И.В. Кондаков, «... в едином ценностно-смысловом пространстве, современной посттоталитарной российской культуре сосуществуют фактически на равных религиозные и светские имена, произведения, идеалы; вновь обретаемые нами культурные ценности русского зарубежья (весьма пестрого и противоречивого); "возвращенное наследие" деятелей культуры XX в. (несправедливо забытое, запрещенное, извлеченное из архивов, частных коллекций, запасников, и т.п.); заново переосмысленное "классическое наследие" - явления, не только не связанные друг с другом, но и взаимоисключающие» [4, с. 301]. Эти противоречивые процессы имели место и в сфере культуры Калмыкии. И здесь в этой противоречивости можно отметить два направления: в развитии культуры и в культуре предпринимательства, каждая из которых продиктована объективными процессами в общественном сознании калмыков. Одна из этих тенденций - всплеск, а затем углубление национального самосознания. Вторая - взаимосвязанная и состоящая в возвращении к активной жизни многовековых традиций, в том числе религиозных верований и, следовательно, ценностей религиозной культуры. Все эти разноречивые явления и тенденции вызывают определенные напряжения в социально-экономической, политической, духовной жизни общества Республики. Анализ проблем культурного развития предпринимательства Калмыкии в конце XX - начале XXI вв. показывает, что снижение напряженности в духовной сфере в немалой мере зависит от того,

насколько официальным политическим и общественным органам и организациям удается учесть особенности, самобытность характера каждого из многочисленных народов и этнических групп, проживающих в духовном пространстве России и Республики Калмыкия. В этом отношении представляется справедливым и чрезвычайно важным суждение калмыцкого ученого, доктора философских наук, А.Н. Овшинова: «Духовное своеобразие или самобытность является универсальным свойством культуры. Самобытностью обладают все культуры, но проявляется она в разное время и в разной степени... Возникновение культурной самобытности идет одновременно с возникновением и становлением ее носителя - этноса. Она складывается на строго определенной территории, в неповторимом ландшафте, в гармонии с ним. Критерием ее существования является способность этноса выжить в данных условиях, усваивая заимствования и включая их в свою систему. В противном случае самобытность разрушается. Усвоение заимствованной культуры является своеобразным моментом саморазвития этнокультуры» [5, с. 34]. Автор соглашается с данной позицией, но, продолжая мысль профессора А.Н. Овшинова, предлагает обратить внимание и на то, что потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, дает возможность широкому пониманию свободы совести предпринимателя. Возможность реализации целеполагания и деятельности находится в объективно-предметной деятельности, а не только субъективной собственности. В этом небольшом теоретическом высказывании содержится вполне прагматический конспект программы практических действий по поддержанию культуры философии этноса и философии бизнеса, обеспечению взаимодействия и диалога культур разных этносов Калмыкии в целях их успешного функционирования, сохранения и дальнейшего развития. Следует отметить и то, что преодоление противоречий предпринимательства оптимистически невозможно без государственной поддержки культуры в целом и культуры предпринимательства, без выравнивания условий развития культур разных народов, используя механизм сглаживания, смягчения возможных взрывных процессов в духовном поле самой культуры. Однако эволюция культуры, процесс ее существования не возможен без функционирования категории «свободы совести». Философская категория «свобода совести предпринимателя», интегрирующая в своем интерпретирующем содержании, обозначает и свободу вероисповедания, убеждений, мыслей, мировоззрения бизнесмена, реализацию внутреннего богатства человека в рамках общественного блага [6].

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

2. Энциклопедия православной жизни / Сост. Г. Калинина, Г. Стромынский. М.: Имидж Принт, 2009.

3. Человек - культура - общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиозных исследований: Матер. Междунар. конф. М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. Т. IV.

4. Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.

5. Овшинов А.Н. Этнокультура и гармония будущего (теоретический аспект). Межнациональные отношения в Республике Калмыкия: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2010.

6. Наднеева К.А. Буддизм в контексте культуры России. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.