Научная статья на тему 'Свобода слова в русской эмиграции: конфликт профессора Г. П. Федотова с правлением православного Богословского Института в Париже'

Свобода слова в русской эмиграции: конфликт профессора Г. П. Федотова с правлением православного Богословского Института в Париже Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галямичева Аа

В статье рассматривается история конфликта видного русского историка, философа и публициста Г.П. Федотова (1886 1951) с Правлением Парижского Богословского Института, причиной которого были высказанные им в периодической печати оценки событий гражданской войны в Испании (1936 1939 гг.). Анализируются отклики на конфликт в различных кругах русской эмиграции и возникшая в связи с этим дискуссия о свободе слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF SPEECH: CONFLICT OF PROFESSOR FEDOTOV G.P. AND THE BOARD OF THE ORTHODOX THEOLOGICAL INSTITUTE IN PARIS

The article considers the conflict between a famous Russian historian, philosopher and publisher G.P. Fedotov (1886 -1951) and the Board of Orthodox theological institute in Paris. The reason of this incident was Fedotov's view on a Civil war in Spain (1936 1939), which he published in mass media. This article contains the analysis of extensive discussion about freedom of speech in the Russian immigration circles in Europe.

Текст научной работы на тему «Свобода слова в русской эмиграции: конфликт профессора Г. П. Федотова с правлением православного Богословского Института в Париже»

3. Итоги демографической переписи 1920 года по Омской губернии. Возрастный и национальный состав населения с подразделением по полу и грамотности. Омск, 1923.

4. Итоги 10-процентного выборочного обследования отдельных хозяйств в 1928 году по Сибирскому краю. Новосибирск, 1929.

5. Итоги сельскохозяйственной переписи 1920 года по Омской губернии. Омск, 1922.

6. Материалы по истории немецких и меннонитских колоний в Омском Прииртышье. 1895 - 1930 / сост. П.П. Вибе. Омск, 2002.

7. Материалы по переселенческому хозяйству в Степной и Тургайской областях, собранные и разработанные экспеди -цией по исследованию степных областей. СПб., 1907. Том V.

Акмолинская область. Омский уезд.

8. Немцы в Сибири: сб. документов и материалов по истории немцев в Сибири. 1895 - 1917 / сост. П.П. Вибе. Омск, 1999.

9. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920 - 1941 гг.: документы и материалы / сост. А. И. Савин. Новосибирск, 2004.

10. Списки населенных мест по Омскому округу. Омск, 1925.

11. Список населенных мест Сибирского края. Новосибирск , 1928. Т. 1. Округа Юго-Западной Сибири.

12. Этноконфессия в советском государстве. Меннони-ты Сибири в 1920 - 1980-е годы. Аннотированный перечень архивных документов и материалов. Избранные документы / сост. А.И. Савин. Новосибирск; СПб., 2006.

УДК 94(47)

ЙАТАТАА ЙЁТАА А ООШЁТЁ У! ЁАОАОЁЁ: ЁТГОЁЁЁО ЇоТОАшТоА А.Ї. ОААТОТАА N ЇОААЁА ГЁА! ЇйААТЙЁАА Г ТАТ АТАТЙЁТАЙЁТАТ ЁГЙОЁОООА А 1'А0ЁЯА

Люди, покинувшие Советскую Россию в первые годы ее существования, надеялись обрести за рубежом прежде всего свободу - свободу творчества, свободу совести, свободу мысли и свободу слова.Однако и на чужбине часто возникали трудноразрешимые проблемы реализации прав и свобод гражданского общества. Весьма показательна в этом отношении история конфликта Г.П. Федотова с Парижским Богословским институтом.

Во второй половине 1930-х гг политическая и общественная атмосфе -ра в Европе постепенно становилась все более напряженной. Приход к власти фашистов в ряде европейских стран привел к расколу в русской эмиграции. Некоторые ее представители увидели в тоталитарных вождях Запада чуть ли не «спасителей России». Демократ Г П. Федотов не мог разделить такую позицию, не шел на компромисс с фашистской идеоло -гией, полагая, что Россия, христианство и демократия представляют со -бой неразрывное органическое целое.

Начало конфликта Федотова с коллегами по Институту было положено статьей Георгия Петровича «Пассионария», которая была посвящена событиям в Испании [4]. В этой работе Федотов публично заявил о том, что Долорес Ибаррури при всем его несогласии с коммунистическими взглядами «Пассионарии» ближе ему, чем генералиссимус Франко.

Статья вызвала взрыв возмущения в «правых» кругах эмиграции. Особенно возмутило многих следующее утверждение Г.П. Федотова: «Я - с Пассионарией, потому что я с демократией. Эта позиция морально чрезвычайно облегчается сознанием обреченности Пассионарии и ее дела. Быть с побежденными - это завет русской интеллиген -ции» [4. С. 60].

С новой силой конфликт разгорелся в 1939 г., когда Федотов опублико -вал в «Новой России» статью «Торопитесь!» [5. С. 2 - 3]. В ответ на эту статью крайне правая монархическая газета «Возрождение»1 обвинила ГП. Федотова в симпатиях к И.В. Сталину.

Статья вызвала резкое недовольство у коллег Г П. Федотова - членов правления Богословского Института. Сам глава Института митрополит

1 «Возрождение» - ежедневная газета, выходившая в Париже в 1925 - 1940 гг. До 1927 г. издавалась под редакцией П.Б. Струве, затем - Ю.Ф. Семенова. После Второй мировой войны превратилась в журнал, сохранив название.

АА Ааёу! е+ааа,

апїеда Гоёа ёаоаади Тда+апдаа( (Тё ёпдТ-дёё а ТТааёоаа ада !у,

№0

ААЙ01ЁЁ. 2008. № 5(24)

Евлогий2 созвал его правление и потребовал, чтобы профессору Г П. Федотову было выражено самое резкое порицание, так как его публицистическая деятельность «приняла характер опасный и угрожающий существованию Института» [6. С. 25]. При этом, как вспоминала жена Георгия Петровича Елена Николаевна Федотова, «можно быть почти уверенным, что никто из коллег ... этой статьи не читал. Потому они с легкостью разделили негодование митрополита» [6. С. 25]. О том, что сам митрополит Евлогий не читал статьи Федотова, можно судить из письма Е.Ю. Скобцовой (матери Марии)3 к Георгию Петровичу: «Я была у Митрополита и имела с ним по существу очень драматичный, хотя внешне и ласковый разговор. Я спросила его, читал ли он Вашу статью, за которую они Вас осудили. Он чистосердечно признался, что и в глаза ее не видал. Замечу мимоходом, что, поскольку мне удалось выяснить, никто из профессорской коллегии ее не читал» [3. С. 137].

В 1939 г, когда конфликт разгорелся с новой силой, Г П. Федотов жил в Лондоне, получив впервые за пятнадцать лет работы в Институте полугодовой отпуск для научных занятий4, поэтому основные события конфликта с правлением Богословского Института хорошо прослеживаются по материалам его переписки с женой, друзьями и коллегами.

8 февраля 1939 г в отсутствие Г П. Федотова на заседании правления Богословского Института было постановлено: «Публицистическая деятельность ГП. Федотова приняла в последних выступлениях характер опасный и угрожающий существованию Института, вызывая смущение и соблазн в русском обществе. Глубоко огорченное означенными выступлениями Г.П. Федотова, Правление выражает ему порицание и признает необходимым, чтобы он в сознании своей ответственности за судьбу Института, воздержался в дальнейшем от подобных выступлений» [2. С. 123 - 124].

Выписку из протокола заседания правления Института отправили Георгию Петровичу в Лондон по почте. К ней было приложено резкое письмо митрополита Ев-логия, в котором Федотову в ультимативной форме предлагалось либо уйти из Института, либо «прекратить эти публицистические, социалистические выступления, которые наносят ... огромный вред не только Богословскому Институту, но и всей епархии» [2. С. 120].

Георгий Петрович написал коллегам ответное письмо, датированное 13 февраля 1939 г, в котором заявил, что не согласен с высказанным ему порицанием за публицистическую деятельность и просил пересмотреть решение правления [2. С. 120]. Как вспоминала

2 Митрополит Евлогий, в миру - Василий Семенович Георгиевский (1868 - 1946). Еще в России был видным деятелем Русской Православной церкви, с 1895 г. - архиереем, членом Второй и Третьей Государственных Дум (1907 - 1912). В эмиграции основал Богословский Институт имени Преподобного Сергия Радонежского в Париже.

3 Мать Мария, в миру - Елизавета Юрьевна Скобцова, урожденная Пиленко, в первом браке Кузьмина-Караваева (1891 - 1945) - известная поэтесса, журналист, художница, член партии эсеров. С 1920 г. в эмиграции занималась религиозно-общественной деятельностью, в 1935 г. возглавила общество «Православное дело». Участвовала во французском Сопротивлении, погибла в концлагере Равенсбрюк.

4 В Англии Г.П. Федотов занимался в библиотеке Британ-

ского музея и приступил к написанию первой части книги «Русское религиозное сознание», увидевшей свет в 1947 г. в США.

Елена Николаевна Федотова, «для него (Георгия Петровича. - А.Г) это нападение было тяжелым моральным ударом. Он с изумлением понял, что за годы его миролюбивых и корректных отношений с коллегами у них накопилось к нему недоброжелательство, которое только искало случая проявиться. По его словам, он за эти месяцы поседел и надолго лишился сна» [6. С. 25]. Г.П. Федотов без особых затруднений мог вынести свой конфликт с Институтом на страницы русской и английской прессы. Но, щадя митрополита и не желая подводить под удары Богословский Институт, Георгий Петрович предпочел воздержаться от публичной полемики.

Слухи о постановлении Правления взволновали, однако, студентов Института. Опасаясь, что оскорбленный порицанием Георгий Петрович покинет Институт, они составили письмо-обращение, в котором выражали ему свою любовь и уважение и просили Федотова не оставлять профессорскую кафедру в Институте: «Забывая собственные разногласия и расхождения во взглядах и с Вами, мы сейчас соединяемся в одном порыве, в одной убедительной просьбе к Вам: не оставляйте Института. Мы хотим видеть Вас нашим профессором впредь, как и раньше. Потому что мы слишком ценим Вас как профессора и ученого, чтобы так досадно лишиться Вас» [2. С. 128].

Надежной духовной поддержкой Федотова в той сложной ситуации были его семья, друзья - коллеги по благотворительной организации «Православное дело» И.И. Фондаминский и мать Мария, семья Бердяевых5.

В майском номере 1939 г редактируемого им самим журнала «Путь» Николай Александрович Бердяев опубликовал статью под названием «Существует ли в православии свобода мысли и совести?» [1. С. 46 - 54]. В ней был поставлен вопрос: «Может ли православный, оставаясь профессором православной духовной школы, быть демократом, социалистом, быть защитником свободы, социальной справедливости, достоинства человека?» [1. С. 46], - и отвечает на него на примере случая с профессором Г П. Федотовым. Николай Александрович констатирует ошибочность представлений о том, что для профессора Богословского Института будто бы недопустимо заниматься политикой: «Профессорам Богословского Института разрешается сколько угодно заниматься политикой, но исключительно «правой» политикой. Никто не предложил бы профессору Богословского Института выйти из состава профессуры, если бы он написал статью в защиту монархической реставрации». В итоге Н.А. Бердяев делает разоблачающий вывод: «Русское духовенство, иерархи церкви всегда трепетали перед государственной властью, приспособились к ней и соглашались подчинить ей церковь. Это осталось и сейчас, когда уже нет, слава Богу лживого «православного государства». И сейчас люди церкви трепещут перед правой эмиграцией, разыгрывающей роль государственной власти, вместо того, чтобы учить ее христианству Это мы видим в истории с Г.П. Федотовым, делающей ему большую честь» [1. С. 50].

5 В дневниках супруги Н.А. Бердяева Лидии Юдифовны Бердяевой за 1939 г. сохранились воспоминания о встречах с Еленой Николаевной Федотовой, во время которых обсуждалась история конфликта Г.П. Федотова с правлением Богословского Института (см.: Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа. М., 2002. С. 174, 180).

О том, что Г.П. Федотов находил поддержку в широких кругах русской эмиграции, свидетельствует известный писатель-эмигрант В .С. Яновский: «Испанская кампания была поворотным пунктом в жизни многих европейцев. . Гражданская война застучала безобразным кулаком по кровле нашего быта, и приходилось выбирать в союзники меньшее зло. Некоторые сразу уехали в Мадрид; другие все собирались туда. Кровно, идейно и традиционно большинство из нас было связано с законным республиканским правительством. Статья Федотова о Пассионарии эмоционально отвечала на многие «проклятые» вопросы, примиряя со злейшими противоречиями. Многие вопросы становились если не яснее, то хотя бы приемлемее. Но потасовка такого рода стоила Федотову многих внутренних сил; впрочем, она же сблизила его с молодыми литераторами» [7. С. 53].

На наш взгляд, противостояние, возникшее между Г.П. Федотовым и членами правления Богословского Института, нельзя оценивать совершенно однозначно. Поведение коллег Федотова объяснялось тем, что с момента своего основания Парижский Богословский Институт находился в двойственном положении. С одной стороны, зарубежная православная церковь обвиняла Институт в том, что он был недостаточно православным и национальным, излишне либеральным, так как многие профессора Института (В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, С.Н. Булгаков и Г.П. Федотов) принимали активное участие в экуменическом движении. С другой стороны, проблематичным было и финансовое положение Института - его деятельность субсидировалась в основном иностранными религиозными организациями, прежде всего американской межконфессио-нальной христианской организацией УМОА.

При этом состав профессуры Богословского Института был весьма неоднородным. Наряду с либеральными монархистами он включал в себя людей «пореволюционных» убеждений, каким был, в частности, ГП. Федотов. Настроенные против большевиков, они тем не менее оставались социалистами и принимали революцию

как факт. Эти люди были противниками реставрации в России монархии и надеялись на эволюцию советского режима и установление настоящего социализма. Это не встречало понимания у западных религиозных органи-заций-спонсоров Института. Федотовские высказывания ставили под вопрос само существование Института, чем и объясняется поведение коллег-профессоров и митрополита Евлогия, заботившихся об общем деле - жизни Института и всего Сергиевского подворья. Георгий Петрович же был человеком принципа, для него высказать свое отношение к происходящему в публицистике всегда было делом чести.

Неизвестно, чем бы закончился этот конфликт но он сошел на нет с началом Второй мировой войны. Покидая навсегда Европу Федотов, у которого не было сколько-нибудь ясных представлений о своем ближайшем будущем, с облегчением произнес: «Одно, слава Богу, ясно, с Богословским Институтом все кончено» [6. С. 27].

Таким образом, рассмотренный нами эпизод эмигрантского периода жизни ГП. Федотова показывает, что на пути реализации права на свободу слова даже в условиях развитой западной демократии ХХ в. в среде русской эмиграции возникали труднопреодолимые препятствия как сугубо материального, так и политико-мировоззренческого свойства.

1. Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. Париж. 1939. № 56.

2. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором ГП. Федотовым и Правлением Православного Богословского Института в Париже // Звезда. 1996. № 10.

3. Кантор В.К. Философия национальной самокритики // Вопросы философии. 2006. № 3.

4. Федотов Г.П. Пассионария // Федотов Г.П. Полн. собр. статей: в 6 т. Париж, 1988. Т. 4. Защита России.

5. Федотов Г.П. Торопитесь! // Новая Россия. Париж, 1939. № 59.

6. Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Федотов Г.П. Полн. собр. статей: в6т Париж, 1988. Т. 1. Лицо России.

7. Яновский В.С. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб., 1993.

УДК 94(47)

АоАГАГОА ТОМ 0АГЁВ А ААААЙОАГЙЁТ 1 АОЁА а 20-а аТай XX ааеа

В 1920-е гг. в дагестанском ауле развивалась внутринадельная, так называемая внутрикрестьянская аренда - частично наем земли бедняками и середняками, а частично - богачами у бедняков и середняков. Земли беднякам, как правило, сдавались на кабальных условиях, за отработки, из доли урожая, а зажиточным крестьянам - в типично капиталистическую аренду. Зажиточный крестьянин брал в аренду в предпринимательских целях, а бедняк - в целях удовлетворения насущных нужд семьи.

Аульская верхушка вела свое хозяйство в основном на купчей и арендованной земле. Чем мощнее группа, тем ничтожнее роль надельной земли в ее общем землепользовании. Высшей группе крестьян (крестьянам, имеющим свыше 10 десятин посева) Хасавюртовского округа, со -ставлявшей всего 3,3% хозяйств, принадлежало 6 695 десятин (62%) из 10 850 купчей и 9 499 десятин (74,2%) из 12 842,5 десятин арендованной земли [4]. Из всей площади земли, принадлежавшей этой группе, удель-

♦------------------------

I .A. A&a іаёбоаё fTa,

nTёnёaoaёu Ё Гпоёобоа ёnоTдёё, aдбaTёTaёё ёуо-^Taдaдёё AaaanoaГпёTaT fao+fTaT Oaf ода DTnnёё-nёTё Аёаай і ёё f.аоё

АДЙОГёЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.