Научная статья на тему 'Арендные отношения в дагестанском ауле в 20-е годы XX века'

Арендные отношения в дагестанском ауле в 20-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джамалутдинов М. А.

В статье на основе анализа и обобщения широкого круга источников делается попытка осветить основные аспекты арендных отно шений в Дагестане в 20-е г г. XX в. Подчеркивается, что аренда являлась главным средством перераспределения земли между крестьянством и представителями нового класса зарождавшейся сельской буржуазии, а также внутри самого дагестанского крестьянства, между низшими и высшими его группами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RENT RELATIONS IN DAGESTAN AUL in 20s of the 20th century

The article is based on the analysis and summary of the extensive recourses. The author tries to show the rent relations in Dagestan in 20s of the 20th century. The stress is made on the fact that the rent was the main source of the rearrangement of the land between peasantry and the representatives of the newborn class of rural bourgeoisie and within the Dagestan peasantry itself, between its lower and higher groups.

Текст научной работы на тему «Арендные отношения в дагестанском ауле в 20-е годы XX века»

О том, что Г.П. Федотов находил поддержку в широких кругах русской эмиграции, свидетельствует известный писатель-эмигрант В .С. Яновский: «Испанская кампания была поворотным пунктом в жизни многих европейцев. ... Гражданская война застучала безобразным кулаком по кровле нашего быта, и приходилось выбирать в союзники меньшее зло. Некоторые сразу уехали в Мадрид; другие все собирались туда. Кровно, идейно и традиционно большинство из нас было связано с законным республиканским правительством. Статья Федотова о Пассионарии эмоционально отвечала на многие «проклятые» вопросы, примиряя со злейшими противоречиями. Многие вопросы становились если не яснее, то хотя бы приемлемее. Но потасовка такого рода стоила Федотову многих внутренних сил; впрочем, она же сблизила его с молодыми литераторами» [7. С. 53].

На наш взгляд, противостояние, возникшее между Г.П. Федотовым и членами правления Богословского Института, нельзя оценивать совершенно однозначно. Поведение коллег Федотова объяснялось тем, что с момента своего основания Парижский Богословский Институт находился в двойственном положении. С одной стороны, зарубежная православная церковь обвиняла Институт в том, что он был недостаточно православным и национальным, излишне либеральным, так как многие профессора Института (В.В. Зеньковский, ГВ. Флоровский, С.Н. Булгаков и ГП. Федотов) принимали активное участие в экуменическом движении. С другой стороны, проблематичным было и финансовое положение Института - его деятельность субсидировалась в основном иностранными религиозными организациями, прежде всего американской межконфессио-нальной христианской организацией УМОА.

При этом состав профессуры Богословского Института был весьма неоднородным. Наряду с либеральными монархистами он включал в себя людей «пореволюционных» убеждений, каким был, в частности, ГП. Федотов. Настроенные против большевиков, они тем не менее оставались социалистами и принимали революцию

как факт. Эти люди были противниками реставрации в России монархии и надеялись на эволюцию советского режима и установление настоящего социализма. Это не встречало понимания у западных религиозных органи-заций-спонсоров Института. Федотовские высказывания ставили под вопрос само существование Института, чем и объясняется поведение коллег-профессоров и митрополита Евлогия, заботившихся об общем деле - жизни Института и всего Сергиевского подворья. Георгий Петрович же был человеком принципа, для него высказать свое отношение к происходящему в публицистике всегда было делом чести.

Неизвестно, чем бы закончился этот конфликт но он сошел на нет с началом Второй мировой войны. Покидая навсегда Европу Федотов, у которого не было сколько-нибудь ясных представлений о своем ближайшем будущем, с облегчением произнес: «Одно, слава Богу, ясно, с Богословским Институтом все кончено» [6. С. 27].

Таким образом, рассмотренный нами эпизод эмигрантского периода жизни ГП. Федотова показывает, что на пути реализации права на свободу слова даже в условиях развитой западной демократии ХХ в. в среде русской эмиграции возникали труднопреодолимые препятствия как сугубо материального, так и политико-мировоззренческого свойства.

1. Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. Париж. 1939. № 56.

2. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором ГП. Федотовым и Правлением Православного Богословского Института в Париже // Звезда. 1996. № 10.

3. Кантор В.К. Философия национальной самокритики // Вопросы философии. 2006. № 3.

4. Федотов Г.П. Пассионария // Федотов Г.П. Полн. собр. статей: в 6 т. Париж, 1988. Т. 4. Защита России.

5. Федотов Г.П. Торопитесь! // Новая Россия. Париж, 1939. № 59.

6. Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Федотов Г.П. Полн. собр. статей: в6т Париж, 1988. Т. 1. Лицо России.

7. Яновский В.С. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб., 1993.

УДК 94(47)

АоАГАГОА ТОМ 0АГЁВ А ААААЙОАГЙЁТ 1 АОЁА а 20-а аТай XX ааеа

В 1920-е гг в дагестанском ауле развивалась внутринадельная, так называемая внутрикрестьянская аренда - частично наем земли бедняками и середняками, а частично - богачами у бедняков и середняков. Земли беднякам, как правило, сдавались на кабальных условиях, за отработки, из доли урожая, а зажиточным крестьянам - в типично капиталистическую аренду. Зажиточный крестьянин брал в аренду в предпринимательских целях, а бедняк - в целях удовлетворения насущных нужд семьи.

Аульская верхушка вела свое хозяйство в основном на купчей и арендованной земле. Чем мощнее группа, тем ничтожнее роль надельной земли в ее общем землепользовании. Высшей группе крестьян (крестьянам, имеющим свыше 10 десятин посева) Хасавюртовского округа, со -ставлявшей всего 3,3% хозяйств, принадлежало 6 695 десятин (62%) из 10 850 купчей и 9 499 десятин (74,2%) из 12 842,5 десятин арендованной земли [4]. Из всей площади земли, принадлежавшей этой группе, удель-

♦------------------------

I .A. A&a іаёбоаё fTa,

nTёnёaoaёu Ё Гпоёобоа ёnоTдёё, aдбaTёTaёё ёуо-^Taдaдёё AaaanoaГпёTaT fao+fTaT Oaf ода DTnnёё-nёTё Аёаай і ёё f.аоё

АДЙОГёЁ. 2008. № 5(24)

ный вес надельной земли составлял всего 2,5%. Это не означало, что высшие группы крестьян вовсе не прибегали к сдаче земли в аренду. Скупая и арендуя землю и тем самым создавая значительный земельный фонд, богачи затем на кабальных условиях мелкими участками сдавали ее своим нуждающимся соседям.

Крупные арендаторы сдавали в субаренду всего лишь 1/10 часть всей арендованной земли, предпочитая сами вести на нем хозяйство. При этом крупные предприниматели занимались высокотоварным земледелием, что подтверждается и данными о наличии сельскохозяйственной техники.

Безинвентарными в Хасавюртовском округе были 42,9% всех хозяйств, зато двум высшим группам, т.е. владельцам, имевшим от 5 до 10 десятин и свыше 10 десятин земли, принадлежали 30,2% однолемешных плугов, 81% мнолемешных плугов, все сеялки, 77,6 всех жнеек, 10 молотилок из 24 и т.д. [4. Д.59. Л.18].

Таким образом, наличие у подавляющего большинства крестьян Дагестана маленького надела земли, отсутствие рабочего скота и сельскохозяйственного инвентаря и трудность ведения хозяйства примитивными орудиями труда вызывали объективную необходимость сдачи земли в аренду богатым или продажи. В дагестанском ауле рос удельный вес крупных землевладельцев, а на другом полюсе находилась группа безземельных и малоземельных крестьян, которые уходили в батраки и отходники. Статистические данные свидетельствуют о том, что до 60 тыс. дагестанцев большую часть года находились в сфере капиталистического промышленного производства.

В начале 1920 г. батрацко-бедняцкие слои составляли около 65% населения Дагестанской области [4. Ф.622. Оп.3. Д.51. Х.107]. Декрет о земле, заложивший основы советского земельного строя, запретил аренду как одну из форм частного оборота главнейшего средства сельскохозяйственного производства. Интересно, что запрет аренды земли был требованием, сформулированным в Крестьянском наказе и приобрел силу закона благодаря включению соответствующего раздела последнего в состав ленинского декрета. Провозглашая отмену прав частной собственности на землю, наказ и декрет устанавливали: «Земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема» [2. С. 11].

IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил ВЦИК «издать постановление о временной краткосрочной переуступке прав на землепользование ослабленными трудовыми хозяйствами (аренде) и об условиях применения наемного труда в крестьянском хозяйстве». Это постановление должно было «исходить исключительно из удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей трудового крестьянского хозяйства, исключить всякую возможность закабаления одного хозяина другим и не допустить никаких отступлений от... государственной собственности на землю» [3. С. 169].

Таковы были принципиальные основания, на которых строились правовые нормы, регламентировавшие земельную аренду и наемный труд в сельском хозяйстве первых лет новой экономической политики. 22 мая 1922 г. 3-я сессия ВЦИК приняла Закон о трудовом пользовании, который допускал на определенных ус -

ловиях «трудовую аренду земли» [3. С. 142 - 143]. Нормы, сформулированные этим законом, с рядом дополнений вошли в Земельный кодекс РСФСР введенный в действие с 1 декабря 1922 г.

В Дагестане в 1923 г. к найму средств производства прибегало 34,8% всех хозяйств. Таким образом, в отношения найма и сдачи орудий и средств производства (живой и мертвый инвентарь), согласно материалам весеннего опроса 1927 г., было втянуто 40% всех крестьянских дворов Дагестана. При очень высоком удель -ном весе безынвентарных (59,5%) и не имеющих рабочего скота (33,2%) число дворов, нанимающих средства производства, сравнительно небольшое (34,8%).

Причину этого, во-первых, надо искать в слабой обеспеченности Дагестана средствами производства. Сказались годы войны и послевоенной разрухи, когда почти прекратился завоз сельскохозяйственной техники, а бывшая до этого в употреблении в значительной степени вышла из строя. Во-вторых, значительная часть бедняцких дворов предпочитала не обременять себя малоэффективным хозяйством и либо шла в отход на рыбные и промышленные предприятия, либо работала по найму в сельском хозяйстве. И, в-третьих, довольно значительная часть дворов находила выход, вступая в супрягу Так, по данным 1927 г, супрягающиеся составляли 35% всех крестьянских дворов республики.

В Дагестане в это время своим скотом и своим инвентарем обрабатывали пашню лишь 32 948 дворов из обследованных 120 тыс., т. е. 27,4% всех хозяйств. Среди нанимающих средства производства особенно выделялась группа, обрабатывающая пашню наемным скотом и наемным инвентарем. 32 641 хозяйство из 42 010, прибегающих к найму средств производства, приходится именно на эту группу Это 27,1% всех обследованных дворов.

К найму рабочего скота при наличии своего инвентаря обращалось всего 2,8% дворов, а своим скотом и наемным инвентарем обрабатывало землю 4,9% дворов. Очевидно, что к найму рабочего скота и сельскохозяйственного инвентаря прибегали главным образом наиболее маломощные слои населения, лишенные средств производства.

Об этом говорят итоги того же весеннего выборочного обследования, свидетельствующего, что 98,5% всех дворов, обрабатывающих пашню наемным скотом и наемным инвентарем, были малоземельными, имевшими не более одной десятины посева на хозяйство [4. Ф.1-п. Оп.9. Д.107. Л.53]. Они же составляли в основном группу обрабатывающую пашню с помощью супряги.

Земельные арендные отношения охватывали в среднем до одной трети (27,6%) всего населения республики. Исследователи доколхозной советской деревни считают, что в этот период в качестве главных сдатчиков выступали бедняцкие и маломощные середняцкие слои крестьянства, а ведущую роль среди арендаторов играли середняки. Материалы о развитии арендных отношений в Дагестане подтверждают сказанное.

Так, согласно данным весеннего выборочного обследования 1926 г., 87,5% всех сдающих дворов и 70,2% всей сданной в аренду пашни приходились на группу беспосевных или сеющих не более трех десятин на двор. Зато среди арендаторов она не играла сколько-нибудь значительной роли. На их долю приходилось 23,3% всех

арендующих дворов и лишь 16,5% всей арендуемой пашни. Середняки, наоборот, играли сравнительно небольшую роль среди сдающих, но зато занимали центральное место в группе арендаторов. Они составляли 63,3% всех дворов, участвующих в аренде, и им принад -лежало 51,7% всей арендуемой пашни.

Развитие в дальнейшем арендных отношений в 1928 -1929 гг определялось не столько специальными нормами ее регулирования, сколько всей системой мер Советского государства, направленных на подъем бедняцких хозяйств и поддержку середняцких, на ограничение и вытеснение кулацких хозяйств, на развертывание колхозного движения. Первый же мощный удар по зажиточно-кулацким слоям, нанесенный чрезвычайными мерами в январе-апреле 1928 г. в связи с кризисом хле -бозаготовок, привел к свертыванию земельной аренды.

Сокращение аренды земли произошло практически во всех районах страны, но особенно на Северном Кавказе и Украине. По РСФСР в целом посев на арендованной земле в 1928 г. сократился до 86,3% по сравнению с 1927 г., в том числе в Западном районе - до 84,3%, в Центрально-промышленном - до 88,7%, в ЦЧО - до 81,5 -86,7% (по разным исчислениям), в Среднем Поволжье -

до 95,9%, в Нижнем Поволжье - до 92%, в Вятском районе - до 98,2%, на Урале - до 89,1%, в Сибири - до 88%, на Северном Кавказе - до 72,2% [1. С. 95].

Свертывание земельной аренды в 1928-1929 гг. свидетельствовало об успехах советской политики поддержки бедняцко-середняцких слоев крестьянства, ограничении и вытеснении кулачества, а также о том, что развитие земельной аренды происходило в ограниченных масштабах и не смогло стать не только решающим, но и сколько-нибудь прочным фактором в социальном расслоении доколхозного аула. Развиваясь главным образом как следствие неравномерного распределения в ауле рабочего скота и инвентаря, земельная аренда должна была исчезнуть в процессе обобществления орудий и средств производства.

1. Госплан СССР. Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1928/1929 гг. М., 1929.

2. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917 - 1954 гг. М.,1954.

3. Съезды Советов в документах. 1917 - 1936. М.,1959.

4. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГАРД) Ф.104. Оп.4. Д.51. Л.72.

УДК 94(47)

ЙоААГАААёТААВ ТОЁВиоАВ іАхАои А хЁООЁЁА ЁАЁ ЁЙОТЙЁЁТ-ЁОЁООООГОЁ 1А1ВОГЁЁ

Как известно, ранний ислам в противоположность христианству тяго-тел к идее богослужения под открытым небом. Открытые мечети получили широкое распространение и в некоторых районах Кавказа; местное население называло их летними или праздничными. По мнению А. К. Алик-берова, первые мечети мусульманских переселенцев в горах, прилегающих к Дербенту, скорее всего были открытыми [2. С. 481].

Следы летних мечетей до сих пор сохранились в горах Дагестана на территории заброшенных поселений. Одна из таких мечетей находится на границе Хивского и Табасаранского районов Дагестана. Здесь, на плоской вершине холма в местности Чихтиль вблизи табасаранских селений Вертиль, Урга, Фурдаг и Джулии, находится огороженный камнями прямоугольный участок площадью примерно 100 м2, южная сторона которо -го ограждена плотно установленными друг к другу крупными плитами различной конфигурации, обращенными на север. Некоторые из плит имеют арабские надписи и орнамент.

Данная огороженная камнями площадка являлась в прошлом открытой, так называемой летней мечетью. Об этом пишут П.М. Дебиров, исследовавший орнаментику отдельных плит участка [3. С. 30], и А. К. Аликберов, который именует мечеть «вертильской» (по названию одного из окрестных селений). РИ. Сефербеков приводит народное название этой открытой мечети - Машкврин гъулгнин мист («Мечеть праздничной молитвы») [4. С. 54 - 56].

От местных жителей мы слышали, что в данном месте происходили также сходы жителей этого магала Табасарана. Окрестные селения со -ставляли в прошлом союз сельских общин «Сувак» («Сувккар») [1. С. 131]. Сходы жителей собирались здесь для решения важных вопросов, касающихся населения всего союза, и проходили под руководством местных старшин («кавха») и кадиев.

Поражает типологическое многообразие представленных на участке каменных плит: прямоугольные, трапециевидные, стеловидные (с острыми «плечиками» и полукруглыми выступами) и даже в виде ступенчатой

£.0. £аёадеуаа,

ёаТаеаао епоТде+а-пёео Таоё, аТоаТо ёа-оаади адаапёТё оеёТ-ёТаее, аТёоТдаГо ёа-оаади епоТдее ОТп-пее, АааапдаТпёеё аТ-поаадпоааі!иё оТе-aадпедад

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.