Научная статья на тему 'Свобода слова в контексте ценностей православной культуры: социально-философский аспект'

Свобода слова в контексте ценностей православной культуры: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGION / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / TRADITION / LAW / INFORMATION / FREEDOM OF SPEECH / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ТРАДИЦИЯ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / СВОБОДА СЛОВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчаренко Диана Львовна

Статья посвящена проблемам современного права и законодательства. Права на свободу слова и распространение информации рассматриваются с точки зрения духовного опыта православной религиозной традиции. Указывается на необходимость философского переосмысления и активного обращения к культурообразующей религии региона в юриспруденции. Автор утверждает, что термины правовых и законодательных актов Российской Федерации должны быть наполнены тем философским смыслом, который им придает православие, сформировавшее менталитет российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF EXPRESSION AT THE CONTEXT OF THE VALUES OF ORTHODOX CULTURE: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS

The article is devoted to the problems of modern law and legislation. The right to freedom of expression and dissemination are considered from the point of view of the spiritual experience of the Orthodox religious tradition. The need philosophical rethinking and active treatment to the cultural religion of the region in jurisprudence. The author argues that the terms of the legal and legislative acts of the Russian Federation shall be filled with the philosophical sense, which gives them the Orthodoxy that shaped the mentality of Russian society.

Текст научной работы на тему «Свобода слова в контексте ценностей православной культуры: социально-философский аспект»

ческое управление связано с угнетением слабых, что противоречит морали Нового Завета, поэтому вторая часть Библии более анархична.

Литература

1. Грубарг М. Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве // Государство и право. 2002. № 5.

2. Толковая Библия. Первая книга Царств. URL // http://azbuka.ru

3. Августин А. О Граде Божьем // Творение. СПб.; Киев, 1998. Т. 4.

4. Dictatus Papae (ок. 1075 г.) // Средневековье в его памятниках / под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.

5. Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе в XVI-XVII века. Л., 1990.

6. Высокопреосвященный Иоанн, митропо-

лит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов, 1995.

7. Священник Тимофей (иеромонах Дионисий). О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М., 1998.

8. Жеваков Н. Д. Причины гибели России // Казачий Спасъ. 1998. № 15.

9. Архiепископъ Серафимъ (Соболевъ). Русская идеолопя (репрентивное воспроизведение с издания 1987 года). СПб., 1993.

10. Осипян Б. А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. № 18.

11. Основы социальной концепции Русской православной церкви. URL // http://www. patriar-chia.ru/db/text/419128 .html

12. Величко А. М. Политический идеал Византии // Имперская государственность. М., 2007.

Д. Л. Овчаренко

СВОБОДА СЛОВА В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблемам современного права и законодательства. Права на свободу слова и распространение информации рассматриваются с точки зрения духовного опыта православной религиозной традиции. Указывается на необходимость философского переосмысления и активного обращения к культурообразующей религии региона в юриспруденции. Автор утверждает, что термины правовых и законодательных актов Российской Федерации должны быть наполнены тем философским смыслом, который им придает православие, сформировавшее менталитет российского общества.

Ключевые слова: религия, христианство, православие, традиция, юриспруденция, законодательство, право, информация, свобода слова.

В юриспруденции есть понятие «правовой обычай», которое отражает традиции, не зафиксированные в законодательстве, но реально практикующиеся в конкретном социуме как санкционированное, государством исторически сложившееся правило поведения [1]. Этот обычай исторически вырабатывала культурообразующая религия региона. Основные морально-нравственные понятия, бытовые привычки, отношение к родителям, патриотизм, семейный уклад, педагогические концепции, календарь государственных праздников и так далее сформировались под воздействием религиозных императивов.

Сегодня не требуется проводить глубокие исследования, чтобы заметить, что общество переживает ломку поведенческих стереотипов, потерю культурных и нравственных ориентиров и

мировоззренческое расслоение. Это, в первую очередь, связано с отходом части российского общества от религиозной традиции, формирующей культурно-ценностную модель. Немаловажным оказывается такой фактор, как миграция больших масс населения, обладающего своей культурно-религиозной традицией, и его компактное расселение на территории, где таковые традиции значительно отличаются. Как показывает история, эти группы длительное время не смешиваются с коренным населением и требуют признания от общества своих жизненных ориентиров. Данные факторы и, конечно, множество других делают общество неоднородным по своему внутреннему мироощущению. Как пишет профессор К. В. Воденко, «сегодня либерально-демократическое государство сталкивается с боль-

шим количеством духовно-мировоззренческих проблем, таких как превалирование личного интереса, эгоистическая ориентация, разрушение гражданской солидарности в демократических обществах, деполитизация гражданского сознания и т. д.» [2, с. 11]. Однако и сегодня (имплицитно, но совершенно реально) христианские религиозно-нравственные императивы, сохраняемые в православной религиозной традиции, продолжают оставаться фундаментом социальной философии и менталитета для большинства членов российского общества.

В то же время сегодня мы наблюдаем, что на Западе происходит активное развитие, безудержное «освобождение» либеральных правовых понятий от сдерживающих моральных факторов. В качестве правового регулятора устанавливается критерий ограничения свободы одной личности только свободой другой личности. Известная французская легенда гласит, что «свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека» [3, с. 525]. Этот ясный и привлекательный критерий совершенно не привязан ни к каким морально-нравственным и религиозным ценностям. Однако является ли он эффективным правовым регулятором жизни общества?

Очевидно, что новое понимание прав и свобод, в соответствии с которым постепенно пересматривается законодательная база Российской Федерации, иногда является нравственно неприемлемым для морали россиян, сформированной тысячелетней православной традицией. В связи с этим справедливо возникает вопрос: на каких философских, нравственных и культурных основаниях должны базироваться российские законы, если в обществе и даже среди законодателей и юристов отсутствует единый подход к их пониманию?

Решение данной проблемы можно найти в обращении правоведов и законотворцев к куль-турообразующей религии региона. Так, с точки зрения доктора философских наук, профессора К. В. Воденко, социологические теории рассматривают религию «как фактор, способствующий поддержанию стабильности общества, и одновременно как фактор, стимулирующий его развитие» [4, с. 267]. «Когда речь идет о религии, то ее функция является более глубокой, чем политико-правовое или экономическое регулирование поведения, речь идет о моральном фундаменте общества, об определении того "значения", которое имеет жизнь в самых глубоких ее основаниях» [4, с. 268]. Также исследователь считает, что «ученые стали признавать необходимость выхода за пределы узких дисциплинарных подходов и поиска мировоззренческого обоснования научных исследований» [5, с. 6].

Поэтому, на наш взгляд, необходимо вновь обратиться к религиозной традиции православия как источнику, сформировавшему духовно-нравственные ценности российского общества. В качестве примера можно рассмотреть права на свободу слова, производство и распространение информации. Они подразумевают свободу этих действий. Однако законодательством запрещено распространять информацию государственной важности и экстремистского характера.

К примеру, во второй статье Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» говорится о риске причинить вред духовному и нравственному развитию ребенка: «...информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [6]. Однако без привязки терминов «нравственное» и «духовное развитие» к конкретному смысловому наполнению невозможно четко определить, в каком случае ребенку может быть нанесен вред и в каком объеме. Поэтому конкретные судебные решения по этой статье будут зависеть от мировоззренческой позиции судьи, и если развивать ситуацию дальше, то такая формулировка может спровоцировать судебный произвол, так как эти понятия -религиозно-философские, а духовное развитие по-разному толкуется в различных религиозных традициях. Поэтому когда в законе речь идет, в частности, о «духовном» развитии, это означает, что конкретное смысловое наполнение данного термина должно быть укоренено в куль-турообразующей религии региона. Еще раз подчеркнем, что для России - это православие.

С позиции духовного опыта православия информация, особенно распространяемая публично, является мощным преобразующим жизнь фактором. Основано это положение на ключевом утверждении Священного Писания: Второе Лицо Пресвятой Троицы есть Бог-Слово. А Словом Божиим был сотворен мир. «Сказал Бог... и стало так» (Быт. 1:9). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32:6) и так далее.

Соответственно, и слово человека как существа, созданного по образу и подобию Божию, является творческим инструментом, используя который можно либо улучшать мир, либо наносить ему вред. С помощью информации можно причинить и духовный, и нравственный, и физический, и финансовый вред человеку. Это значит, что человек, распространяющий информацию, владеет мощным оружием и должен быть внутренне

ограничен христианским принципом «избегать греха». Однако прямой перенос религиозного понятия в правовые и законодательные документы невозможен, требуется философское переосмысление религиозной традиции при построении практических социальных программ, призванных изменить жизнь общества.

В данном случае в Федеральном законе христианское понятие «грех» заменено словом «вред», что в принципе можно принять, хотя оно и не совсем точно отражает смысл греха.

Рассуждая о духовном развитии ребенка, невозможно достичь однозначного и четкого его понимания, пока не будет определена конечная цель всякого духовного развития и смысла человеческой жизни, как они понимаются в христианстве. Это так называемое обожение, то есть уподобление человека Богу по благодати. «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу», - пишет святой апостол Павел в своем послании к Ефессянам (Еф. 2:19). Жизнь дается человеку Богом только для того и на то время, чтобы человек смог познать Его и своей свободной волей соединился с Ним для вечной и блаженной Божественной жизни. С этой позиции становится понятно, что затруднение и препятствие в получении ребенком духовной информации (что было оформлено в законодательстве Советского Союза) приносят вред его духовному развитию. Но это только одна сторона проблемы.

Другая - это искажение информации и подмена смысла духовных терминов. Современный специалист по православной аскетике прот. Алексей Уминский пишет: «Мы живем в эпоху, в которой мир в своем апостасийном стремлении не решается прямо отречься от Христа, но подменяет все идеалы христианства, наполняя их ложным содержанием... Достаточно соединить два слова Свобода и Любовь, чтобы получилось понятие, которое христиане понимают как блуд, а современный мир - как одно из достижений демократии. .перевернутые понятия стали идеологией нового мира. Тот, кто не согласен с этим новым пониманием, становится отщепенцем, врагом свободы и демократии, фундаменталистом, и чем далее, тем ужаснее» [7].

Духовный выбор и решение свободной человеческой воли в его отношениях со Христом не даются человеку легко. Всю жизнь человек ведет непрестанную духовную войну со злом. «Жизнь наша на Земле, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - война, непрестанная война, ибо непрестанно воюют невидимые враги через бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстям; воюет и мир "прелюбодейный и грешный"... (Мк. 8:38)» [8, с. 142]. В такой

обстановке «духовной войны» человеку необходимо знать всю правду о себе и своей природе, о мире и Боге, четко представлять, что хорошо, а что плохо, для чего стоит жить, ради чего стоит умирать. Поэтому искажение духовного смысла есть вред для духовного развития.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы -это распространение не запрещенной законодательством, но заведомо растлевающей душу информации. К таковой с позиции православной мысли относится пропаганда деяний и духовных состояний, осуждаемых заповедями Божии-ми как греховные. Ярким примером является развернувшаяся «война» за права сексуальных меньшинств. Причем следует отметить, что речь идет не о легализации самих сексуальных извращений, так как они уже не определяются законодательством как преступные. Борьба ведется именно за право свободного рекламирования (то есть фактически обучения людей, в том числе и детей) альтернативных форм сексуальности. Примеры - гей-парады. Более того, сегодня уже на правозащитном и информационном уровнях всерьез обсуждается вопрос о наложении запрета на любые формы общественного осуждения сексуальных извращений, мотивируя это тем, что попирается достоинство личности этих людей. Появился даже специальный термин - «гомофобия», а людям, отстаивающим традиционные семейные ценности, приклеивается ярлык «гомофобы». Таким образом, общество правовыми методами лишается возможности давать соответствующую правовому обычаю и традиционным ценностям оценку тем или иным формам греховного состояния духа. Это значит, что греховные устроения не получают достойного отпора в виде общественного мнения и могут свободно распространяться, в том числе среди несовершеннолетних граждан, которые вместе со взрослыми «потребляют» растлевающую информацию. Но разве способен маленький человек, который только начинает жить, разобраться в информационном потоке и самостоятельно отвергнуть то, что принесет вред его духовному и нравственному развитию?

В определенной правозащитной среде пропагандируется точка зрения, что личные грехи и нравственное устроение души человека не имеют значения и никого не касаются, пока человек не начинает совершать преступные деяния. Священник О. Стеняев на основе опыта христианской аскетики развенчивает это заблуждение: «Грех, касающийся нас, касается не только нас, через нас он затрагивает и наших близких, и наши семьи. Если человек грешит, он не должен думать, что это его личное дело .появившись в сердце одного человека, он (грех) заражает все большее и большее число окружающих» [9].

Либеральные правовые установки в том, что касается нравственности, противоречат даже неправославным или каким-либо другим религиозным нравственным установкам, они стремятся опрокинуть естественный для каждого человека закон совести - голос Божий, призванный охранять и сохранять человека. В этом нас убеждает поучение святителя Иоанна Златоуста, написанное в IV веке: «Бог, вначале созидая человека, даровал ему естественный закон. Нам не нужно учиться, что блуд есть зло, а целомудрие - добро; мы знаем это от начала. В самом деле если ты не почитаешь злом убийство, то, поймав убийцу, не казни его своим судом. Если же ты против чужих грехов и пишешь законы, и определяешь наказания, и бываешь строгим судьей, то какое можешь получить извинение в собственных твоих грехах, говоря, будто ты не знал, что должно делать?» [10].

Чем же с точки зрения духовного опыта православия является растлевающая информация, обильно и бесконтрольно изливающаяся в души людей с помощью современных технических средств?

В Евангелии написаны страшные слова: «Сказал также [Иисус] ученикам: "Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих"» (Лк. 17:1-2). Блаженный Августин растолковывает Евангельские слова: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности» [11]. Эта заповедь отражается в современном законодательстве как осуждение за подстрекательство к совершению преступления и является одним из примеров продолжающегося влияния религиозных нравственных норм на социальную философию современного общества. Растлевающая информация является тем самым подстрекателем, толкающим человека на духовное, а иногда и физическое преступления.

Сегодня правозащитники все чаще заявляют, что люди, придерживающиеся традиционной ценностной модели, должны быть толерантны и терпимы к меньшинствам с иной системой ценностей, признавать их права. Нам же кажется, что правильнее будет, если меньшинства, ломающие стереотипы общественного поведения, морали, уклада жизни и так далее, станут толерантными к образу жизни большинства и, несмотря на свое отвержение традиций, будут уважать право сограждан на сохранение традиционных ценностей, право на воспитание детей в привычной традиции, право на признание своего высокого личного достоинства как граждан, придерживающихся традиционных нравственных норм. Всевозмож-

ные меньшинства должны проявить толерантность и относиться с уважением к традиционным жизненным устоям большинства, а не наоборот. Мы считаем, что не может быть никакого правового обоснования насильственному навязыванию ценностной модели меньшинств большинству, тем более если это происходит с помощью электронных средств информации, воздействующих на общественное сознание.

Это, на наш взгляд, подразумевает запрещение широкой рекламы и информационного ажиотажа вокруг всевозможных нетрадиционно ориентированных меньшинств и информационную защиту подрастающего поколения от них. В то же время законодательство должно признавать существование иного образа мысли и жизни, ограничивая его проявления рамками неприкосновенности личной жизни человека и свободы духовного выбора. Для законотворцев поставлена сложная задача - найти баланс между безусловной защитой граждан от причинения духовного вреда растлевающей информацией и обеспечением той свободы духовного выбора, которой людей одарил Сам Бог и которую даже Он Сам никогда не нарушает. Эту задачу можно решить в социокультурном пространстве «взаимодействия религии и науки» [12, с. 48].

Поэтому, на наш взгляд, права на свободу слова и распространение информации должны быть уравновешены правами на защиту личности от растлевающей, недобросовестной, ложной информации. Кроме того, термины, использующиеся в правовых и законодательных актах Российской Федерации, касающиеся духовности, нравственности, культуры, педагогики, патриотизма, семьи, защиты материнства и детства, должны быть наполнены тем философским смыслом, который им придает православие, сформировавшее уклад российского общества.

Литература

1. Правовой обычай как источник права. URL // http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravo-voy-obychay.html

2. Воденко К. В. Наука в современном обществе: социальные и экзистенциальные причины кризиса рационализма и пути его преодоления // Альманах современной науки и образования. 2010. № 9.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

4. Воденко К. В. Взаимодействие социальных институтов религии, науки и образования в современном обществе // Вестник ЮРГТУ (НИИ). 2012. № 6.

5. Воденко К. В. Наука и религия: возможность

когнитивно-когитального единства // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2011. № 1.

6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-Ф3 от 29 декабря 2010 года (ред. от 02 июля 2013 года). URL // http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= law;n=148988

7. Уминский А. (свящ.). Христианство в новом веке // Юг Православный. 2003. № 2.

8. Св. Иоанн Кронштадский. О борьбе человека со страстями. Выдержки из дневниковых тетрадей за 1856-1866 годы. М., 2011.

9. Стеняев О. (свящ.). Грех не личное дело каждого // Юг Православный. 2003. № 7.

10. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч. 1: Беседы о статуях. Беседа двенадцатая. URL // http:// www.ispovednik.ru/zlatoust/ZD1_1/t01_1 .htm/

11. Краткая исповедь. URL // http://www. pravmir.ru/kratkaya-ispoved/

12. Воденко К. В. Соотношение религии и науки в культуре ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5.

В. А. Хажироков

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОРНИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются религиозные корни правовых культур народов России. Автор обосновывает общность правовых взглядов среди христиан, мусульман и иудеев через Пятикнижие Моисея. Предлагает строить правовую систему России с учетом близости религиозной правовой культуры народов России.

Ключевые слова: правопонимание, правовая культура, ислам, христианство, взаимодействие и корни традиционных религий.

Одним из самых злободневных вызовов современных государств является проблема правового регулирования в поликонфессиональном и полиэтническом поле. Поддержание законности и правопорядка при реализации государством правоохранительной функции на территории многонациональных федераций происходит не везде успешно. Однако такое разночтение между федеративным эталоном правопорядка и реальными региональными правопорядками становится благоприятной почвой для развития сепаратизма, экстремизма и терроризма.

К решению проблемы полиэтнической реальности России и, соответственно, религиозного разночтения элементов, воспроизводимых в региональных правопорядках, существует по крайней мере два подхода. Во-первых, это националистическая идея универсализации правовых ценностей и приведение первоисточников правосознания к единой аксиологической матрице титульной нации федерации. Данный подход аналогичен идее сторонников мировой глобализации, за исключением того, что ценностная универсализация проистекает в рамках одного государства. Естественно, что при таком взгляде региональное правосознание, не укладывающееся в рамки федеративного правопорядка, рассматри-

вается как правовой нигилизм. Во-вторых, это идея мультиконфессиональности, заключающаяся в допущении значительных отклонений и изъятий из общефедеральных правил в зависимости от региона федерации. Суть такого подхода состоит в осознанном разрыве единого правового пространства и создании комфортного правового поля для каждого региона, определяемого его титульным этническим и конфессиональным составом.

Однако ни один из упомянутых радикальных подходов к конструированию правового пространства федерации не отвечает всем потребностям общества. Так, правовая универсализация, протекающая через рациональность законотворческого процесса, не учитывает исторически сложившейся правовой ментальности отдельной территории федерации, что ведет к правовой диктатуре титульной нации, а это, в свою очередь, порождает этнические конфликты и попытки сецессии субъектов федерации с ярко выраженными национально-конфессиональными особенностями. Мультиконфессиональный подход также не способствует единству территорий и стимулирует парад национальных суверенитетов на фоне возрастающего регионального национализма, не говоря уже о разночтении правовых предписаний, в которых граждане федерации теряют-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.