Материалы межвузовского научно-теоретического круглого стола.
когнитивно-когитального единства // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2011. № 1.
6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-Ф3 от 29 декабря 2010 года (ред. от 02 июля 2013 года). URL // http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= law;n=148988
7. Уминский А. (свящ.). Христианство в новом веке // Юг Православный. 2003. № 2.
8. Св. Иоанн Кронштадский. О борьбе человека со страстями. Выдержки из дневниковых тетрадей за 1856-1866 годы. М., 2011.
9. Стеняев О. (свящ.). Грех не личное дело каждого // Юг Православный. 2003. № 7.
10. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч. 1: Беседы о статуях. Беседа двенадцатая. URL // http:// www.ispovednik.ru/zlatoust/ZD1_1/t01_1 .htm/
11. Краткая исповедь. URL // http://www. pravmir.ru/kratkaya-ispoved/
12. Воденко К. В. Соотношение религии и науки в культуре ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5.
В. А. Хажироков
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОРНИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются религиозные корни правовых культур народов России. Автор обосновывает общность правовых взглядов среди христиан, мусульман и иудеев через Пятикнижие Моисея. Предлагает строить правовую систему России с учетом близости религиозной правовой культуры народов России.
Ключевые слова: правопонимание, правовая культура, ислам, христианство, взаимодействие и корни традиционных религий.
Одним из самых злободневных вызовов современных государств является проблема правового регулирования в поликонфессиональном и полиэтническом поле. Поддержание законности и правопорядка при реализации государством правоохранительной функции на территории многонациональных федераций происходит не везде успешно. Однако такое разночтение между федеративным эталоном правопорядка и реальными региональными правопорядками становится благоприятной почвой для развития сепаратизма, экстремизма и терроризма.
К решению проблемы полиэтнической реальности России и, соответственно, религиозного разночтения элементов, воспроизводимых в региональных правопорядках, существует по крайней мере два подхода. Во-первых, это националистическая идея универсализации правовых ценностей и приведение первоисточников правосознания к единой аксиологической матрице титульной нации федерации. Данный подход аналогичен идее сторонников мировой глобализации, за исключением того, что ценностная универсализация проистекает в рамках одного государства. Естественно, что при таком взгляде региональное правосознание, не укладывающееся в рамки федеративного правопорядка, рассматри-
вается как правовой нигилизм. Во-вторых, это идея мультиконфессиональности, заключающаяся в допущении значительных отклонений и изъятий из общефедеральных правил в зависимости от региона федерации. Суть такого подхода состоит в осознанном разрыве единого правового пространства и создании комфортного правового поля для каждого региона, определяемого его титульным этническим и конфессиональным составом.
Однако ни один из упомянутых радикальных подходов к конструированию правового пространства федерации не отвечает всем потребностям общества. Так, правовая универсализация, протекающая через рациональность законотворческого процесса, не учитывает исторически сложившейся правовой ментальности отдельной территории федерации, что ведет к правовой диктатуре титульной нации, а это, в свою очередь, порождает этнические конфликты и попытки сецессии субъектов федерации с ярко выраженными национально-конфессиональными особенностями. Мультиконфессиональный подход также не способствует единству территорий и стимулирует парад национальных суверенитетов на фоне возрастающего регионального национализма, не говоря уже о разночтении правовых предписаний, в которых граждане федерации теряют-
Философия права, 2014, № 4 (65)
ся. В результате ограничивается их естественное право на передвижение по стране, блокируется доступность законодательства.
На наш взгляд, более оптимальным представляется движение законодателя не от абстрактного юридического знания и попытки универсализации, или мультисистемности, права, а от первоисточников права, его социальных корней. Как справедливо в этой связи отмечает О. П. Виноградова, «современная юриспруденция нередко забывает о своих религиозно-нравственных корнях» [ 1], неоправданно игнорирует аксиологическую связь этих социальных явлений.
Представители российской консервативной и исторической школы права обращают внимание на его национальный характер, специфические особенности не только и не столько в формальном праве, сколько в естественном, исторически сложившемся «живом праве», которое раскрывается в реальном национальном правопорядке, правовом менталитете.
В этом смысле исследование взаимосвязи религиозной системы ценностей как первоисточника, задающего ключевые цели, ценности, назначения современного права, является важным для понимания причин социального восприятия правовых предписаний, их естественного исполнения российским обществом.
Религиозные ценности христиан и мусульман, как известно, имеют много общего. Например, корни ислама и христианства уходят в иудейскую религиозную почву. В Аравии на момент возникновения ислама проживало немало представителей иудаизма. В VI веке Йемен официально принял иудаизм, а в Медине постоянно проживало несколько племен, исповедовавших эту религию. Иудейские купцы, караванщики распространяли веру в единого Бога на территории Аравийского полуострова. Ветхозаветные пророки упоминаются и в Коране: Ной - Нух, Авраам - Ибрахим, Моисей - Муса и так далее. В Коране фигурирует множество библейских сюжетов и, соответственно, ценностей и норм Ветхого Завета, а христианские персонажи Нового Завета, некоторые его эпизоды также упомянуты, хотя и с искажениями. Учения о близком конце света, о Божественном промысле, борьбе света и тьмы, Бога и дъявола, добра и греха, о Страшном суде и воскресении мертвых являются общими для ислама и христианства. Нравственные нормы ислама и христианства также имеют близкие ценности: милосердие, сострадание, аскеза, жертвенность к бедным и нуждающимся, нетерпимость к греху прелюбодеяния, пьянству, блуду и пр.
Обобщая сказанное, отметим следующее:
1. Правосознание формируется на основе культурных и религиозных ценностей и представлений конкретной народной общности. Соответственно, правосознание и легальное право могут не совпадать и противоречить друг другу в аксиологических смыслах.
2. Национальная система права берет свое аксиологическое начало из библейского представления о справедливом, сущем, должном. В этом смысле отступление законодателя от религиозно-национальных ценностей при создании нормы порождает ее естественное непринятие обществом. Очевидно, что подобная закономерность создает потребность во включении в стадию законотворческого процесса экспертизу законопроектов на предмет соответствия базовым духовно-культурным ценностям российского общества или его отдельных региональных общностей.
3. Поскольку Российское государство является поликонфессиональным, в процессе законотворчества необходимо учитывать не только общенациональную духовно-культурную матрицу, но и конфессиональную специфику регионов. В частности, это относится к особенностям реализации правоохранительной функции государства на территории Северного Кавказа, где ценностными истоками выступают библейские корни.
4. Реализация правоохранительной функции государства в условиях традиционного общества будет эффективной только при условии, что ее формы, используемые юридические технологии и цели соответствуют ментально-правовому полю общества, сформированному исторически. В этом контексте любое законодательное навязывание чуждых такому обществу правовых целей, форм, методов формирует неразрешимое конфликтное поле между правовым менталитетом общества и позитивным правовым пространством. В таком конфликтном поле право формализуется, переходя в «мертвое право», а поведение общества трансформируется из легального в неформальное с последующим тотальным распространением «теневого права».
5. Сложная полиэтническая и поликонфессиональная реальность Северного Кавказа опирается на единые библейские корни. Выявление единства таких религиозных ценностей может способствовать формированию гармоничного правопорядка, отвечающего ценностным представлениям различных традиционных религиозных течений и социальных культур Северного Кавказа.
Литература
1. Виноградова О. П. Религиозные аспекты в российском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новогород, 2011.