ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА
Право и религиозно-нравственные нормы российского общества
ЛЕВАКИН Игорь Вячеславович,
заместитель директора НИИ Счетной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор
Право есть минимум морали.
В. С. Соловьев
Сегодня никого не надо убеждать в том, что имеет место кризис моральных устоев современного российского общества и взаимосвязанных с ними правовых институтов. Но ведь так было практически всегда, на протяжении всей истории России, тем более в переломные ее моменты. Для иллюстрации обратимся к блестящему памфлету князя М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России» (написан в 1786 или 1787 г.). «Воистину могу я сказать, что естли, вступя позже других народов в путь просвещения, и нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов; мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи и исполинскими шагами шествовали к поправлению наших внешностей, но тогда же гораздо с вящей скоростию бежали к повреждению наших нравов и достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились, тайны божественные в презрение впали. Гражданские узаконения презираемы стали. Судии во всяких делах не толь стали стараться, объясняя дело, учинить свои заключении на основании узаконений, как о том, чтобы, лихо-имственно продавая правосудие, получить себе прибыток или, угождая какому вельможе, стараются прони-
кать, какое есть его хотение... Несть дружбы, ибо каждый жертвует другом для пользы своя; несть верности к государю, ибо главное стремление почти всех обманывать своего государя, дабы от него получать чины и прибыточные награждения; несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества; и наконец несть твердости духу, дабы не токмо истину пред монархом сказать, но ниже временщику в беззаконном и зловредном его намерении попро-тивиться»1.
Рассматривая «повреждение нравов», М. М. Щербатов не мог обойти деградацию взаимосвязанных с ними религиозных и правовых инсти-тутов2. Это еще раз подтверждает идею исторического единства происхождения религии, морали и права «в результате дифференцирования синкретической соционормативной сферы первобытности на отдельные виды нормативно-регулятивных си-
1 Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. М., 2001. С. 7.
2 Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). Существует и противоположная точка зрения, согласно которой нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные», на самом деле являются нормами специфически религиозными. Очевидно, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них только ей присущими способами.
стем»3. Действительно, данные общественные феномены неразлучны, а для юристов мораль — способ регуляции, нравственный ресурс действующей правовой системы4.
Взаимосвязь права с прочими социальными регуляторами, в том числе с моралью (нравственностью)5, можно проследить на примере весьма условно выделяемых основных этапах развития Руси и России: дохристианский (языческий)6, христианский (православный)7, советский (коммунистический) и постсоветский (этап провозглашенной правовой буржуазной государственности)8.
Прежде всего, дабы развеять некоторые заблуждения относитель-
3 Подробнее об этом см.: Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2008. C. 105.
4 Там же. C. 5.
5 Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) является аналогом латинского понятия «moralis» и русского самобытного слова «нравственность». Впервые оно было зафиксировано в «Словаре Академии Российской» (СПб., 1793 г.) и являлось синонимом слов «этика» и «мораль».
6 Об общем характере язычества см.: Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 2000. С. 49—112.
7 Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Развитие и утверждение христианской веры среди народов этого региона представляет одну из малоизученных страниц истории Русской Православной Церкви. Многочисленные письменные источники о начале распространения христианства на Северном Кавказе до сих пор не были с достаточной полнотой исследованы, систематизированы и обобщены. Подробнее об этом см.: Гедеон (митрополит Ставропольский и Бакинский): История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России (Материалы по истории Церкви. Кн. 1). М., 1992.
8 Каждый из перечисленных этапов до-
статочно полно исследован в российской ис-
торико-правовой литературе. В настоящей
статье мы лишь обозначим отдельные аспекты этой безграничной проблематики.
но «золотого» века дохристианской Руси, впоследствии насильно «се-митизированной»9, следует понять, что представляло собой язычество. «Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X—XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Кругом были "немцы", то есть люди, не говорящие на доступном пониманию языке, враги, приходившие на Русь "из невести", а граничившая с Русью степная полоса — это "страна незнаемая"»10.
Древнейшая история славян окончательно еще не изучена историками, их происхождение и прародина точно не установлены. Большинство сведений о древних славянах дописьменной эпохи извлечены учеными из немногочисленных исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. Считается, что каждое объединение восточнославянских племен имело
9 История дохристианской Руси. URL: http://www.slavianin.ru/nasledie/stati/ istoriya-dohristianskoy-rusi.html.
10 См.: Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. № 6. С. 249—258.
свои обычаи, законы, предания и даже «нрав».
Один из немногих дошедших до нас исторических памятников — общерусский летописный свод «Повесть временных лет», составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и положенный в основу большинства летописных сводов. «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне «живут зверинским образом», убивают друг друга, едят «все нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает летопись, имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «все нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не было браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах11.
Мы не можем привести точных сведений о нравственных основах общественного сознания славянских племен, но существуют свидетельства о том, что важным показателем духовного развития наших далеких предков является и такое нравственное начало, как любовь к добру (доб-ротолюбие). В древних русских воззрениях отчетливо прослеживается
11 См.: Повесть временных лет // Памятники литературы. М., 2003. С. 5—6.
мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах «добра и лада»12.
Верным представляется суждение, согласно которому моральная жизнь присуща всем людям — по самой их природе; можно сказать, что моральная сфера как бы «вписана» в дух человеческий. «Человек всегда живет в моральном плане; даже те, кто попирает все правила морали или отвергает в своем сознании всякую мораль, не может устранить из своей души моральные оценки»13. По слову Апостола Павла, «дело закона написано в сердцах язычников, о чем свидетельствует их совесть» (Римл. гл. 11, ст. 15).
На основе дохристианских верований складывалась основная база духовной и материальной культуры древнерусского человека, т. е. нравственно-правовые нормы, творчество, обряды, быт и даже дипломатические отношения на государственном уровне14. Необходимо подчеркнуть, что законодательство на Руси сложилось до крещения. Подтверждение тому мы находим в договорах русов с греками начала Х в., где упоминается о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси. «Мы от рода русского, посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, рассудили по справедливости, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу (между христианами и русскими) и удостоверить ее по вере и по закону нашему»15.
Правовые и религиозно-нравственные нормы имеют сходства и различия, право зачастую вступа-
12 См.: Комков А. А. Духовные проявления в культуре дохристианской Руси // Аналитика культурологии. 2010. № 1.
13 См.: Протоиерей Василий (Зеньков-ский). Апологетика. Христианская педагогика. М., 2001. С. 133.
14 См.: Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки русской культуры 9—17 вв. М., 1962. С. 217.
15 Повесть временных лет. С. 11.
ет с ними в противоречия, но с помощью самых суровых мер правовой защиты всегда оберегались заключенные в них важнейшие общественные ценности. Например, зачатки норм ответственности за преступления против общественной нравственности содержались уже в первых правовых актах Руси16. Русская Правда — древнейший письменный сборник норм древнерусского права, который формировался на протяжении XI—XII вв., и уже по своему названию он отличен от сборников права, которые получали чисто юридические заголовки — закон, законник. На Руси в этот период уже были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но данный сборник норм обозначен легально-нравственным термином «Правда». Будучи государственным законодательством и утвержденным вскоре после принятия христианства, кодекс порывал с морально-нравственными установками язычества. Русская Правда является сугубо светской; уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах.
Русь не восприняла четко разработанную систему римского права, православие не вмешивалось в правовые представления общества. Большое значение придавалось совести, христианской морали17. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. В выдающемся литературном и философском памятнике Древней Руси «Слове о законе и благодати» митрополита Ила-риона благодать, обращенная к душе человека, ставится выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека18.
16 См.: Мальцев Г. В. Очерки истории раннего права и государства. М., 2010.
17 См.: Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002.
18 См.: «Слово о законе и благодати» Ила-риона Киевского / пер. со слав. яз. и прим. А. Белицкой // Богословские труды. М., 1987.
В дальнейшем законодательство и религиозно-нравственные нормы все более сближались19. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. к преступлениям против общественной нравственности относило деяния, указанные в его гл. 1 «О богохульниках и церковных мятежниках». В ней перечислены нравственные понятия; принципы неразрывно связаны с христианским учением. Названная глава предусматривает санкции за ненадлежащее поведение в церкви, а также ненадлежащее поведение в отношении церковнослужителей. Так, ст. 1 карает за непристойные выражения в адрес христианского Бога, Иисуса Христа, Богородицу, причем высказанные не только христианами, но и людьми иной веры: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски на крепко. Да будет сыщется про то допряма и того богохульника обличив, казнити, зжечь»20.
Соборное уложение 1649 г. действовало вплоть до 1832 г., когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод законов Российской империи. До 1917 г. православие было официальной государственной религией, поэтому все развитие российского законодательства, так или иначе затрагивающего вопросы нравственности, опиралось на христианские догматы21, но
19 См. «Кормчую книгу», первое печатное издание которой было предпринято в 1649 г. в г. Москве при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе. Переиздана в 2011 г.
20 См.: Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 70.
21 См.: Малютин Ф. З. Извлечение из
Свода законов Российской империи (изда-
ни законы, ни православие не защитили от глубочайшего духовно-нравственного кризиса, поразившего прежде всего властные элиты в конце Х!Х — начале ХХ в.
После 1917 г. государственно-христианская традиция была прервана. В советский период развития России вопросы, связанные с нравственностью и религией, были «разведены», по крайней мере законодательно их взаимосвязь не признавалась. Отраслевое законодательство первых лет советской власти также искало новые подходы к урегулированию отношений, традиционно относящихся к сфере общественной нравственности22.
Важнейшие основы коммунистической нравственности в начальный период построения социализма — диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности, затем бесклассовые общественные отношения с превалированием общенародной собственности на средства
ние 1857 г.) узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. СПб., 1863.
22 В уголовных кодексах 1922 и 1926 гг. вообще отказывались от выделения общественной нравственности в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В частности, «сокрытие коллекций и памятников старины и искусства, подлежащих учету» рассматривалось как преступление против порядка управления.
УК 1922 г. устанавливал ответственность за принуждение из корыстных или иных личных «видов» к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия (ст. 170), за сводничество, содержание притонов разврата, а также за вербовку женщин для проституции (ст. 171). Данные нормы были включены в гл. V «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» УК. За вовлечение в проституцию лица, находившегося на попечении или в подчинении виновного либо не достигшего совершеннолетия, устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок не ниже пяти лет (ч. 2 ст. 171).
производства. В. И. Ленин подчеркивал, что «в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение ком-мунизма»23.
Сталинская Конституция 1936 г. отразила факт уничтожения эксплуататорских классов и построения социалистического общества, где уже осуществляется принцип первой фазы коммунизма, т. е. социализма: «от каждого — по его способности, каждому — по его труду». Соответственно «общей и для социалистического права, и для социалистической нравственности цели, каковой является построение полного коммунизма, Советское государство, устанавливая те или иные юридические нормы, всегда сообразуется с тем, какое именно поведение людей (с учетом места и времени) является наиболее целесообразным для обеспечения продвижения общества к этой цели. Оно отказывает в легализации, т. е. признании правомерными, такого поведения, таких поступков или методов действия, таких организационных форм, которые тормозят, мешают, вредят нашему продвижению вперед к этой цели»24.
В СССР около 70 лет пытались создать нового «советского» человека, новую историческую, социальную и интернациональную общность людей, где «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (ст. 6 Конституции (Основного Закона) СССР 1977 г.)25. Однако
23 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. М., 1986. С. 24.
24 Карева М. П. Право и нравственность в социалистическом обществе. М., 1951. С. 81—82.
25 Борьба за отмену или изменение ст. 6 Конституции СССР, которая развернулась на I Съезде народных депутатов (начал работу 25 мая 1989 г.), во многом предопреде-
глубинные религиозно-нравственные основы человеческого сознания не могли игнорироваться даже советскими идеологами. Статья 52 Конституции 1977 г. гарантировала гражданам СССР свободу совести, «то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду». Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещалось.
Ответом на нравственный запрос нового идеологического общества стал свод моральных правил — «Моральный кодекс строителя коммунизма». Данный Кодекс — свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). В его основе — идея отмирания государства: Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми. Считается, что составители данного документа исходили не только из коммунистических постулатов, но также из заповедей Моисея, Христа — «это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов»26.
Сопоставим коммунистические и религиозные постулаты:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
«Будь верен до смерти» (Отк. 2:10). «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). «Все верующие имели все общее... и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44). «Вы — тело
лила крах системы реального социализма в нашей стране.
26 См.: Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р. А. Звягель-ского с Ф. М. Бурлацким // Российский адвокат. 2007. № 5.
Христово, а порознь — члены... Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли — с ним славятся все члены» (1Кор. 12:13-37).
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
«Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). «Не о себе каждый заботься, но и о других» (Фил. 2:4). «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
«Никто не ищи своего, но каждый — пользы другого» (1Кор. 10:24). «Делать свое дело и работать своими собственными руками, чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес. 4:10).
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор. 16:13). «Кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37).
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
«Будьте друг ко другу добры» (Еф. 4:32). «Будьте единомысленны и единодушны» (Фил. 2:2). «Нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих» (Иоан. 15:13).
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
«Любите друг друга» (Иоан. 15:12). «Все вы братья» (Мф. 23:8).
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
«Говорите истину» (Еф. 4:45). «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7:1). «Кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:27).
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
«Почитай отца и мать» (Мф. 19:19). «Муж жене, жена мужу оказывайте должное благорасположение... воспитывайте детей в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1).
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
«Не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11).
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
«Облекитесь в нового человека, который обновляется по образу Создавшего его, где нет ни иудея, ни эллина, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного... нет ни мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Кол. 3:9; Гал. 3:26).
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
«Извергните развращенных из среды вас» (1Кор. 5:11). «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). «Свобода там, где дух Господень» (2Кор. 3:17).
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
«Придите ко Мне, все труждаю-щиеся и обременные» (Мф. 11:28). «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18)27.
27 Существует распространенное заблуждение относительно тождественности данных постулатов. Их коренное различие проявляется в отрицании коммунистической идеологией первой и основополагающей библейской заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». С изъятием идеи Бога из коммунисти-
Вместе с тем атеизм как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашенным в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами до 90-х гг. ХХ в., когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима. К этому времени идеологические лозунги и общественная практика окончательно разошлись. Переродившаяся властная элита, бюрократическая клептократия, избавленная от страха репрессий, больше не хотела и не могла воспроизводить идео-логемы коммунизма. Система реального социализма рухнула и, как представляется, надолго похоронила идею воплощения общественного устройства, в основании которой не лежит культ поклонения «золотому тельцу».
Современное российское законодательство, отринув коммунистические идеалы и утверждая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ), светский характер государства (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ), провозгласило приоритет прав и свобод, но оно также непосредственно обращается и к нравственным нормам. Поэтому нельзя согласиться с мнением авторов, считающих, что только права и свободы человека и гражданина являются высшими конституционными ценностями: «Это все. Нравственность, справедливость ... к высшим ценностям не отнесены»28.
Конституция РФ 1993 г. указывает на то, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-
ческого учения, оно превращается в антипод христианства.
28 См.: Научный макет новой Конституции России / под общ. ред. С. С. Сулакшина. М., 2011. С. 7.
тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55)29.
Обратим внимание, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), они составляют основы конституционного строя России, и законодатель, по существу,
29 Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к толкованию данной нормы. Так, в постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П отмечалось следующее: «Как вытекает из сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций, ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в
соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценно-
стей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3)
Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т. е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения».
ставит знак равенства между правами и свободами и нравственностью или, в определенных случаях, отдает приоритет нравственности. Таким образом, права и свободы человека и гражданина поставлены в том числе в зависимость от идеалов нравственности, тесно связанных с нравственными нормами и реализацией нравственных норм.
Уголовный закон также защищает «общественную нравственность». Однако ни действующий Уголовный кодекс РФ, ни большинство комментариев к нему не содержат определения понятия «общественная нравственность». Перечень преступлений, содержащихся в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ, не позволяет выявить смысл этого феномена.
Очевидно, что к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, непосредственно относят деяния, предусмотренные ст. 240—245 УК РФ: ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией», ст. 241 «Организация занятия проституцией», ст. 242 «Незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов», ст. 2421 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», ст. 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», ст. 245 «Жестокое обращение с животными».
Глава 6 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Статья 169 ГК РФ содержит императивный запрет сделок, совершенных с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что объективная сторона указанного проти-
воправного деяния описана крайне нечетко, лишь в общих чертах30. Даже комментаторы ГК РФ не приводят примеров сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности31. Более того, ряд ученых прямо признает, что «основы правопорядка закреплены только в Конституции РФ, а требования нравственности вовсе отсутствуют в системе писаных норм»32.
К сожалению, приходится констатировать, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Сегодня в любом «желтом» издании можно увидеть объявления о предоставлении интимных услуг, телевидение и печатные издания заполнены порнографией, памятники культуры уничтожаются прямо в центре Москвы и т. д.
В заключение отметим некоторые амбивалентные процессы, влияющие на развитие современного общественного сознания: возрастаю-
30 См.: Сасов К. А. Служит ли ст. 169 ГК РФ утверждению публичного порядка и нравственности? // Законодательство. 2008. № 5.
31 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1995. С. 214—215.
32 См.: Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). М., 1997. С. 362. Определенным ответом на требование «писаной» морали стало принятие различных профессиональных этических кодексов, но вряд ли они решают проблему нравственных оснований права (см.: Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 31 мая 2007 г. № 56); Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.); Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.); Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России (утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26 сентября 2007 г. № 09/-07)).
щее воздействие на общество и государство Русской Православной Церкви33, формирование буржуазных идеологических ценностей «среднего класса», формально-правовая защита общественной нравственности. Нельзя игнорировать проблему архаизации сознания огромного числа людей, не нашедших себя в новом яростном капиталистическом мире, людей, которые стремятся к поиску ответов на вызовы современности в легендах об арийской языческой Руси или о наихристианнейшем народе Российской империи, мудром товарище Сталине и т. д.
Очередной раз мы находимся на переломном этапе общественного развития, этот перелом происходит в духовной сфере. Нравственные и правовые нормы исторически подвижны; даже религиозные догматы видоизменяются, воплощая взаимодействие устойчивых ценностей общества с новыми. В современном мультикультурном, мультирелиги-озном, разделенном на классы (страты) российском атомизированном обществе чрезвычайно трудно преодолеть антагонизм норм поведения, идей, традиций, взглядов на справедливость, долг, честь, достоинство, прийти к согласию об общечеловеческих ценностях. И хотя 75% населения России считают себя православ-ными34, вопрос о нравственных основах современного российского общества открыт35. Мы сталкиваемся с
33 О христианской этике и светском праве см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2005.
34 URL: http://wciom.ru/index.php?id= 269&uid=13381.
35 Великое «стояние» людей в 2011 г. к поясу Пресвятой Богородицы указывает на глубинные языческие традиции, тесно переплетенные с неокрепшим христианским сознанием огромной массы наших сограждан; коммунистическая партия находит широкую поддержку в ходе выборов; не решена краеугольная проблема правовой государственности — легитимация частной собственности.
новыми проблемами: корпоративная мораль, мораль в глобализирующемся обществе, мораль информационного общества и т. д. И все же «мы не можем рассчитывать на какое-либо право, пока законодатель (суверен, монарх) не готов признать внутреннюю моральность самого права»36.
Библиографический список
Fuller Lon L. Positivism and Fidelity to Law // Law and Morality / ed. by D. Don Welh. Philadelphia, 1987.
Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р. А. Звягельского с Ф. М. Бурлацким // Российский адвокат. 2007. № 5.
Гедеон (митрополит Ставропольский и Бакинский): История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России (Материалы по истории Церкви. Кн. 1). М., 1992.
История дохристианской Руси. URL: http://www.slavianin.ru/nasledie/stati/ istoriya-dohristianskoy-rusi.html.
Карева М. П. Право и нравственность в социалистическом обществе. М., 1951.
Комков А. А. Духовные проявления в культуре дохристианской Руси // Аналитика культурологии. 2010. № 1.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1995.
Кормчая книга. М., 2011.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. М., 1986.
36 Fuller Lon L. Positivism and Fidelity to Law // Law and Morality / ed. by D. Don Welh. Philadelphia, 1987. P. 91. Цит. по: Мальцев Г. В. Нравственные основания права. C. 12.
Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. № 6.
Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2008.
Мальцев Г. В. Очерки истории раннего права и государства. М., 2010.
Малютин Ф. З. Извлечение из Свода законов Российской империи (издание 1857 г.) узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. СПб., 1863.
Научный макет новой Конституции России / под общ. ред. С. С. Сулакшина. М., 2011.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2005.
Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002.
Повесть временных лет // Памятники литературы. М., 2003.
Протоиерей Василий (Зеньковский). Апологетика. Христианская педагогика. М., 2001.
Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). М., 1997.
Сасов К. А. Служит ли ст. 169 ГК РФ утверждению публичного порядка и нравственности? // Законодательство. 2008. № 5.
Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки русской культуры 9—17 вв. М., 1962.
«Слово о законе и благодати» Илариона Киевского / пер. со слав. яз. и прим. А. Белиц-кой // Богословские труды. М., 1987.
Соборное уложение 1649 г. М., 1961.
Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 2000.
Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. М., 2001.