Научная статья на тему 'Сопоставление трудовых мотиваций в христианской догматике, теоретической мысли и советском законодательстве'

Сопоставление трудовых мотиваций в христианской догматике, теоретической мысли и советском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ / WORLD CLASSICAL RELIGIONS / ОТНОШЕНИЯ ТРУДАИ СОБСТВЕННОСТИ / ЧУВСТВЕННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ / SENSUAL TYPE OF CULTURE / МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / MORAL RULES / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / СОЦИУМ / SOCIETY / RELATIONS OF LABOR AND PROPERTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марцева Лидия Михайловна

Автор рассматривает причины глубинных противоречий современного общества, прибегая к трудам русских мыслителей П. Сорокина, Л. Тихомирова, Н. Фёдорова. Ядром всех классических мировых религий являются нравственные законы, определяющие дозволенное и запрещённое Богом в сфере человеческих коммуникаций. Табуированные религиями поведенческие отклонения от нравственной нормы у всех народов включены в государственные нормативные законы и кодексы. Однако более трёх десятилетий Россия перестраивается по лекалам миросистемы американского глобализма в виде глобальной системы чувственной культуры, насаждаемой и дорого продаваемой. Вывод автора: необходима корректировка ценностных духовно-нравственных приоритетов в жизнедеятельности заявленного в Конституции РФ социального государства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF LABOUR MOTIVATIONSIN CHRISTIAN DOGMATICS, THE THEORETICAL THOUGHT AND THE SOVIET LEGISLATION

The author considers the causes of deep contradictions of the modern society, resorting to the works of Russian masterminds P. Sorokin, L. Tikhomirov, N. Fedorov. Moral laws are the core of all classical world religions. They determine what God allows and forbids in the field of human communications. State regulatory laws and codes include the behavioral deviations from the moral norms tabooed by religions. However, for more than three decades, been reconstructing the patterns of the world-system of American globalism in the form of a global system of sensory culture, which is implanted and expensively sold. The author concludes it is necessary to adjust the value of spiritual and moral priorities in the life activity declared in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сопоставление трудовых мотиваций в христианской догматике, теоретической мысли и советском законодательстве»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.42 ГРНТИ 02.41.31

СОПОСТАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ МОТИВАЦИЙ В ХРИСТИАНСКОЙ ДОГМАТИКЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВЕТСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Л.М. Марцева

Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35

Автор рассматривает причины глубинных противоречий современного общества, прибегая к трудам русских мыслителей П. Сорокина, Л. Тихомирова, Н. Фёдорова. Ядром всех классических мировых религий являются нравственные законы, определяющие дозволенное и запрещённое Богом в сфере человеческих коммуникаций. Табуированные религиями поведенческие отклонения от нравственной нормы у всех народов включены в государственные нормативные законы и кодексы. Однако более трёх десятилетий Россия перестраивается по лекалам миросистемы американского глобализма в виде глобальной системы чувственной культуры, насаждаемой и дорого продаваемой. Вывод автора: необходима корректировка ценностных духовно-нравственных приоритетов в жизнедеятельности заявленного в Конституции РФ социального государства России.

Ключевые слова: мировые классические религии, отношения труда и собственности, чувственный тип культуры, моральные правила, конституция, социум.

COMPARISON OF LABOUR MOTIVATIONS IN CHRISTIAN DOGMATICS, THE THEORETICAL THOUGHT AND THE SOVIET LEGISLATION

L.M. Martseva

Omsk State Transport University

Russia, 644046, Omsk, prosp. Marksa, 35

The author considers the causes of deep contradictions of the modern society, resorting to the works of Russian masterminds P. Sorokin, L. Tikhomirov, N. Fedorov. Moral laws are the core of all classical world religions. They determine what God allows and forbids in the field of human communications. State regulatory laws and codes include the behavioral deviations from the moral norms tabooed by religions. However, for more than three decades, Russia has

© Марцева Л.М., 2018

been reconstructing the patterns of the world-system of American globalism in the form of a global system of sensory culture, which is implanted and expensively sold. The author concludes it is necessary to adjust the value of spiritual and moral priorities in the life activity declared in the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: world classical religions, relations of labor and property, a sensual type of culture, moral rules, a constitution, society.

Название и содержание этой статьи навеяно размышлениями о соотносимости духовно-нравственных идеалов советской эпохи в России и СССР с духовно-нравственной догматикой мировых религий, в частности христианства, особенно в его православном виде, принятом после Крещения Руси Владимиром Святославичем в 988-989 гг. в качестве государственной религии. Крещение Руси способствовало единению народов, её населяющих, на православных религиозно-нравственных основах совместной жизнедеятельности и продолжает объединять многонациональное и многоконфессиональное население современной Российской Федерации. Ядром всех классических мировых религий являются нравственные законы, определяющие дозволенное и запрещённое Богом в сфере человеческих коммуникаций. Табуированные христианством, исламом, буддизмом, конфуцианством, иудаизмом, зороостризмом и другими религиозно-нравственными учениями поведенческие отклонения от нравственной нормы у всех народов не просто порицаются, но и в жёстких вариантах проходят по ведомству светских карающих законов, определённых в конституциях, гражданском, трудовом, уголовном и других кодексах. Ограждение социумов от преступных деяний реализуется через судебную практику и пенитенциарные системы во всех странах для поддержания общественного порядка на основе допустимого в обществе поведения. Для таких же целей предназначено международное право во взаимоотношениях международного сообщества.

Морально-нравственные поведенческие нормы, закреплённые в догматике классических религиозных учений, сохраняются как константы общественных отношений вне зависимости от этнонациональных различий, смены исторических эпох и социально-экономических формаций. Содержание моральных требований и запретных (табуированных от начала человеческой истории) поведенческих отклонений в своей сущности остаётся неизменным в контексте всей мировой истории. К примеру, не убий, не укради, не прелюбо-

действуй, не возжелай того, что имеется у другого (не завидуй!), и т. д. — эти общие догматы входят не только в религиозное сознание, но и являются основой юридического защитного нормативно-правового каркаса у народов всех стран, этносов и наций. Вся мировая история демонстрирует борьбу человечества за сохранение нравственной догматики религиозных учений в её практическом применении в различных культурно-исторических общежительных формах жизни людей, вне зависимости от естественных процессов научно-технологического, технического, коммуникационного и социально-экономического развития человечества. Изобретательность человека известна. Но она двойственна: потрясающе плодотворна и потрясающе жестока в контексте человеческих взаимоотношений в межличностном и межгосударственном деловом сотрудничестве. Это напрямую зависит от духовно-нравственного качества и потенциала индивидов, социума и образованных ими социально-политических и социально-экономических институтов.

Тема нравственности индивида, обществ и мирового сообщества остаётся не просто актуальной, но и становится всё более угрожающей существованию человека и всего человечества отступлениями от моральных запретов. Мировая и отечественная история показывает множество сюжетов в различные хронологические периоды, когда отступления или человеческие интерпретации заданных классическими религиями нравственных поведенческих и общежительных правил приводят к драмам, внутренним государственным и межгосударственным глобальным, локальным конфликтам и мировым войнам. Именно отступление от заповеданных Богом общежительных правил в вариантах мировых и национальных религий мотивирует оправдательные вариации агрессивных явных и/или скрытых разрушительных технологий во взаимоотношениях в диапазоне от межличностных, внутрисоциальных (социально-классовых, межсословных, личностных) до глобальных международных масштабов.

Новейшие информационные технологии, интернет-пространство показывают зримо всем и каждому количественно-качественные характеристики порочности землян, соотносительные характеристики добра и зла, жадности и бескорыстия и другие феномены, в прямом смысле угрожающие человечеству и будущему теперь уже всей планеты Земля. Опасность для человечества представляют не только прямые военные конфликты, но и экологические угрозы для развития человека как биологического вида в зависимости от рукотворных изменений естественной среды его обитания. К этому добавляются военные конфликты с сопутствующим истреблением естественных условий жизни и ресурсов, обеспечивающих преемственность форм и способов жизнедеятельности людей, включая здоровые инстинкты самосохранения в условиях создания, по существу, искусственной среды для жизнедеятельности антропологического вида.

Среди фундаментальных социально-экономических оснований проблемными остаются укоренившиеся в мировой истории противоречия отношений труда и собственности. Именно в этих сферах аккумулируются нравственные качества индивидов, доминирующие моральные правила и противоречия взаимоотношений межличностного и глобального социально-экономического характера: производитель, потребитель и посредник в распределении и потреблении совокупного общественного богатства. Социальные революции в разное время и в различных регионах мира, включая «перестройку» и последующий слом советской социально-экономической системы, благодаря новым эффективным способам распространения информации, формированию общенационального и общемирового медийного пространства, особенно ярко показали, что сфера взаимоотношений труда и капитала остаётся ведущей темой современной мировой истории. Она не уходит в её анналы, не облегчается технологиями массового производства и даже перепроизводства необходимых для нормальной жизни всего человечества, а обогащается историческим опытом народов и технико-технологическим оснащением информационных потоков, доступных всем и каждому.

При этом нравственные качества людей и нравственные доминанты межчеловеческих отношений остаются в неизменной догматической зоне религиозных учений всего мира.

С учетом того, что во всех религиозных системах у Бога есть известный антипод — Сатана, вечный защитник человеческих слабостей и провокатор действий, осуждаемых религиозными нравственными доктринами, человек оказывается распятым между «нельзя» и «хочу». Морально-ценностная догматика, сформулированная в религиозных учениях, остаётся неизменным камнем преткновения и стояния человека перед проблемой выбора, обострённого краткостью земной человеческой жизни и бессмертия его души. Народы продолжают искать социально-экономические модели и технологии, предельно выражающие справедливость, заключённую в духовно-нравственных законах религиозных систем всех народов мира. При этом ещё важнее то, что нравственные законы вложены в сердце каждого человека уже от его рождения. Человек рождается нравственно чистым и безгрешным, получая противоположные качества и поведенческие навыки в процессе воспитания, образования, коммуникаций, социализации.

Современному миру уже известны практики социалистического общежития в СССР и странах социалистического содружества, а также в современных дальневосточных странах: Китае, Северной Корее. О воплощении христианских идеалов в социалистическом строе размышлял русский религиозный мыслитель и философ Л.А. Тихомиров. Результатом его подробного сопоставительного анализа стал сделанный им вывод: «Несмотря на то, что революция, и особенно социалистическая, относится к христианству крайне враждебно и не раз уже обрушивалась на него чисто истребительными мерами, — нет сомнения, что в идее социалистической революции проявилось атеистическое воплощение христианского идеала» [1, с. 580-587].

В настоящее время ностальгия по советской эпохе характерна не только для старшего («предки»), но и для молодого поколения, которому предоставлена большая свобода выбора в реализации своих способностей, потенциала и приоритетов. При этом существенным ограничением достижения целей оказываются деньги — этот серьёзный посредник между желаемым и осуществимым или неосуществимым в условиях индивидуализированного типа общества, когда человек сам должен искать возможности осуществления своей мечты — финансовые способы реализации своих дарований. Другим ограничением качественного

образования является подготовка специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, проходящих через публикации и подготовку к защите, где денежная составляющая резко снижает качество работ и требования к ним. Это существенные отличия от советской эпохи, когда государство искало таланты и создавало условия для их «выращивания». Общество было заинтересовано в подготовке кадров высшей квалификации и их воспитании для работы во благо всей страны. Развитие способностей и развитие талантов являлось не делом одиночек, а общим делом советского народа во всём СССР.

Николай Фёдорович Фёдоров был религиозным мыслителем, основателем направления, получившего название русского космизма, и создателем одной из, как принято считать, утопических систем. В историю философии он вошёл как автор сочинения «Философия общего дела», которое часто называют богословско-естественнонаучным произведением, поскольку в нём выразился православный взгляд на перспективы развития общества на основе православной этики (выделено Л.М.). Он ввёл в оборот понятия «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов» и другие для описания такого строя жизни, где созидательный потенциал человека раскрывался бы не для личного процветания, а во благо всего общества, где социальная система строилась бы в неразрывной связи с православным учением о человеке как со-творце и со-работнике Бога.

В «Философии общего дела» раскрыта суть религиозно-теоретического обоснования перспектив социальных преобразований, которая состоит в неразрывной взаимозависимости результатов труда, преобразовательных действий и нравственных качеств, нравственной ответственности людей перед Богом, потомками и историей [2, с. 84-89]. Фёдоров убеждал и доказывал, что социально-политическая гармония социума — это общее дело, прямо зависящее от нравственного качества всех и каждого или подавляющего числа людей в обществе. По его учению, персонифицированная нравственность всех и каждого в своей конкретной работе и жизнедеятельности — условие благополучия всего социума. Нравственные принципы каждой личности выявляются, материализуются через её дела и отзываются взаимодействием на общих и всем ясных основаниях моральной ответственности за свою работу. Безответственный индивидуальный

эгоизм также отзывается во всём обществе дисгармонией, разрушающей общее дело. Н.Ф. Фёдоров в «Философии общего дела» писал, что духовно-нравственное здоровье общества выступает в качестве основной заботы — общим гражданским делом всего социума.

Виктор Васильевич Ильин отмечал, что, по убеждению Н.Ф. Фёдорова, «философия должна радикально изменить свою ориентацию от "мысли без дела" на то, чтобы "ориентировать человека на активное преображение действительности", так как именно разделение мысли и дела обрекает человеческий род на взаимные распри, порабощение» (выделено Л.М.). В русской философско-культурологи-ческой мысли идея преобразовательной деятельности всех граждан во имя общего для всех благополучия проходит красной нитью. Поэтому Ильин отмечал, что идея о должном преобразовании общества ёмко представлена в отечественной философии. И дальнейшая задача философии — в смысловой конкретизации социально-экономических целей общества, имманентных и желаемых для России. Ильин писал: «Смысл радикального поворота в философии заключается в выработке плана преобразовательной деятельности. Общее дело — это преобразование природы, общественных отношений, самого человека. При этом каждый несёт ответственность за всё» [3, с. 640].

Для понимания реальности (а не копирования чужих и доморощенных фантазий) планов общественного развития важна работа «Социокультурная динамика» Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), где представлена интегральная теория смены глобальных систем ценностей в контексте мировой истории. Он определил три основных «системы истины», которые выражают идеалы и ценности разных исторических эпох: наука, философия и религия. Эти три фундаментальных основы идейно-ценностного единства нации продуцируют её эволюцию с сохранением неповторимого образа в динамике общемировой истории. Мировая история показывает ход циклического развития процессов изменения самых устойчивых систем, выражающих идейно-ценностную динамику и цикличность исторических эпох. Например, Средневековье с доминантой религиозной морали сменяется Ренессансом (эпохой Возрождения), где доминантой выступает чувственная культура, основанная на телесных удовольствиях, отторгающих и замещающих

табуирование и аскетизм религиозной жизни. При этом наука, философия и религия даже при самых глубоких трансформациях остаются важными основами при всех конкретно-исторических перипетиях, подвергая критическому осмыслению обновлённые и уже известные истории, поведенческие образцы, новации и мотивации. Эпоха Ренессанса (Возрождения) в новых формах воспроизвела старые, периода греко-римской античности ценности — торжество телесности и чувственного типа культуры с нравственным оправданием свободы самовыражения человека. После аскетичной, строго табуированной религиозными правилами культуры Средневековья, мир перешёл в зону Ренессанса — возрождения и торжества физических, чувственных удовольствий, включая празднества, пиршества, карнавалы, отвержение нравственных сдерживаний в образе жизни, во взаимоотношениях полов, социальных действиях и т. д.

В пространстве науки, философии и религии в различные времена формулируются и транслируются в общество конкретно-исторические системы истины и ценностей, облекаемые в материальную, чувственную атрибутику частной и общественной жизни, в вещный мир, создающий и демонстрирующий технико-технологическими трендами ценностные приоритеты эпох. Внятное различение ценностных систем П.А. Сорокин дал в своих названиях этим глобальным системам истин: иде-ациональная (религиозно-нравственная), идеалистическая (основанная на идеалах и идеологии) и чувственная (ориентированная на ощущения и чувственность бытия). Эти основные системы находятся в состоянии исторических флуктуаций (лат. fluctuation - колебаний) — отклонения физической или статистической величины от среднего значения, вызванного различными этнонациональными факторами и событиями. Теория флуктуаций П.А. Сорокина, аккумулирующая историческую логику мировой истории — это интегральная теория развития человечества, исторического процесса циклической сменяемости ценностных систем, захватывающих весь мир, т. е. носящих глобальный характер. Иначе говоря, весь мир периодически переживает революционные эпохальные переходы из одной системы ценностей в другую. Происходит циклическое преображение:

- идеациональной (религиозно-нравственной) системы ценностей, основанной на

религиозных учениях (к примеру, эпоха Средневековья);

- идеалистической системы ценностей, в основе которой находятся идеи, идеалы и идеологические установки (включая социализм и коммунизм), ориентированные на всеобщее равенство в участии совокупного труда социума и доступности для всех общественных благ с учётом приоритетов и своеобразия пользования ими;

- чувственной системы ценностей, в основе которой доминирует удовольствие — удовлетворение преимущественно физических, физиологических, телесных потребностей людей [4, с. 425-504], для этого используются различные средства и способы вопреки общественной морали, нравственным нормам и социальному благополучию общества.

Более того, само законодательное оснащение жизни вводит в норму, казалось бы, выходящие за пределы разумного этики и эстетики поведенческие аномалии (однополые браки, сомнительное усыновительство, внутрисемейный раздел средств и собственности и т. д.).

Названные Сорокиным всеобщие или глобальные ценностные системы в определённые эпохи охватывают все страны во всём многообразии их культур. Очевидная культурно-историческая специфика стран моделируется и выражается особенностями внешнего проявления масштабных ценностных деформаций.

Более трёх десятилетий Россия перестраивается по лекалам западного, на этот раз как основного «интересанта» и источника трансформаций мирсистемы американского глобализма в виде глобальной системы чувственной культуры, насаждаемой и дорого продаваемой. Именно чувственный тип культуры (свобода удовольствий и нравственной распущенности) является наиболее доходным товаром на современном глобальном рынке товаров и услуг. За это время выросло новое поколение граждан, которое уже замещает и которому предстоит заменить уходящее поколение, пытавшееся понять новые тенденции. Принятие социумом и адаптация чувственного типа культуры в новых трендах жизни затрудняется характерной агрессивностью и сомнительной нравственностью нововведений. Драматизм последних десятилетий от начала 90-х годов связан с принадлежностью граждан бывшего СССР и стран бывшего

социалистического содружества к идеалистическому типу культуры, ядром которой была советская система воспитания и образования всех уровней. Это совершенно логично соответствовало основанному на идеалах идеалистическому социокультурному типу.

Драматизм советской эпохи, в сущности, был заложен сразу отменой православия как государственной религии и всех существовавших в России религий, закрытием храмов и ликвидацией сословия священнослужителей всех конфессий страны. «Приход к власти большевиков в корне изменил положение церкви в государстве. Одним из первых декретов советское правительство отделило церковь от государства. Церковь потеряла права юридического лица. Теперь она не могла владеть имуществом, священники не могли преподавать в светских учебных заведениях. Предмет «Закон Божий» был изъят из школьной программы. Государство провозгласило своё право пропагандировать научный атеизм, а пропаганда религии в любой её форме была запрещена» [5, с. 662].

Разруха и потери дорогих и близких людей во время Великой Отечественной войны принесли огромное горе всему СССР и каждой семье. Война, трагедии и разруха востребовали возвращения религиозно-нравственных правил в жизнедеятельность общества. Военная опасность и онтологический драматизм всего общества — фон, на котором советская власть изменила отношение к церкви. 4 сентября 1943 г. состоялась встреча митрополита Сергия и главы СССР И.В. Сталина, было решено созвать Архиерейский собор и вернуть из ссылки оставшихся в живых священников. Уже 8 сентября 1943 г. Архиерейский собор при поддержке правительства был созван и начал работу. К 1949 г. насчитывалось уже 14,5 тысяч возобновлённых и отстроенных новых храмов, открыто 69 монастырей, 8 семинарий и 2 академии. Начал выходить журнал Московской патриархии, началось издание Библии, молитословов, богослужебной литературы. При Совнаркоме СССР был создан Комитет по связям с РПЦ [5, с. 665]. Право на восстановление храмов и подготовку богословов получили все республики СССР в соответствии с религиозными предпочтениями местного и приезжего населения. Духовно-нравственные основания жизни вошли в социальную жизнь всех народов СССР как базисные ценности жизнедеятельности общества. Для

атеистического сознания они были предъявлены населению в виде «Морального кодекса строителя коммунизма», в котором в светских формулировках прозвучала нравственная догматика христианства, ислама и присущих народам СССР иных верований (иудаизм, буддизм, протестантизм и др.).

Воспитание морали и нравственных качеств личности составляло неразрывную связь с общими и профессиональными знаниями, применение которых предполагало моральную ответственность специалистов всех уровней во всех сферах жизни и отраслях трудовой деятельности. Сама трудовая деятельность воспринималась как нравственный долг каждого гражданина перед отечеством. Исполнение нравственных требований всегда требует от индивида определённой коррекции личных желаний и ограничений в жизнедеятельности для устойчивого развития страны. Советская идеалистического типа культура и трудовой образ жизни были оснащены моральными законами и всеми видами гражданского законодательства с соответствующим надзором за его исполнением. Художественная культура и кинематограф СССР создавали достойные для подражания образы и до сегодняшнего дня поражающие воображение своей нравственной чистотой и гуманизмом. Пороки публично обличались и вытеснялись за рамки социальной жизнедеятельности советского общества.

К примеру, основным гражданским долгом, источником благосостояния и социального статуса человека в СССР признавалась равная для всех обязанность трудиться на благо всей страны: «Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право её наследования охраняются государством. В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Имущество, находящееся в личной

собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества» [6, с. 10-11]. Взаимозависимость благополучия общества, государства и гражданина также определял Основной Закон страны СССР: «Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом "От каждого по способностям, каждому по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению. Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека» [6, с. 10-11]. Здесь же констатировалось: «Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей [6, с. 11]. Охрана первичного (природного) потенциала страны также фиксировалась Основным Законом: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и её недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды [6, с. 12]. Рост производительности труда, прямо зависимый от развития материально-технической базы производства, тоже являлся конституционной нормой развития страны: «На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей людей создаются общественные фонды потребления» [6, с. 13].

Создание материально-технической основы для поступательного развития огромного государства СССР на основе вовлечения в необходимый для товарного производства труд являлось важнейшей задачей советского государства. Через 39 лет после окончания Великой Отечественной войны

(1941-1945) до начала «перестройки» в 1984 г. СССР восстановил разрушенные войной города и хозяйство, запустил первый в истории человечества спутник Земли и начал активное освоение космоса в мирных целях. Самое главное, создал баланс разрушительного оружия для гарантии «мира во всем мире».

От начала «перестройки», во многом определившей разбалансированность всего народного хозяйства, прошло более 30 лет. Современная Россия живет по Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации). Конституционные нормы существенно коснулись социального статуса труда — основного фактора развития человека и общества в историческом диапазоне от первобытного общества до заявленной в настоящее время «цифровой цивилизации».

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (!!!).

4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [7, с. 8-9].

Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который свободно выбирает или на который

свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- равенство прав и обязанностей работников;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учётом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации» [7, с. 9].

Сегодня технико-технологические новации в освоении информационных технологий, определяющих профессионально-трудовую и потребительскую динамику, поведенческие стандарты и т. д., являются видимым, внешним разделительным проявлением поколений. Но при этом культурно-исторические ценностные доминанты новыми поколениями усваиваются через соприкосновение с «предками», через образование, стиль жизни, отношение к своим обязанностям и даже эстетические вкусы старших поколений. В этом суть преемственности культурных традиций.

В сфере образования и воспитания особенно плодотворно действуют законы преемственности, отбора и адаптации знаний и нравственных ценностей, приемлемых и критически усваиваемых новыми поколениями. Нравственные (идеальные, духовные) свойства человека — это его внутренний мир, частично проявляющийся в поступках, образе жизни. Нравственность материализуется через действие. Историю сопровождает понимание, что все научно-технические новации со временем становятся таким же историческим атрибутом определённой эпохи, как для других эпох каменный топор, спутник и полёт Ю. Гагарина, атомный реактор и т. д. При этом нравственные правила жизни и взаимодействия людей предельно консервативны, сформулированы в религиозных доктринах всех религий, при внешних различиях формулировок в основном тождественны по смыслам, определяющим внешнюю жизнь индивида и социума.

Именно из религиозных систем дошли до современного человечества разрешительные для человека действия и поступки, а также противоположные им поведенческие особенности, табуированные всеми мировыми рели-

гиями (жадность, разврат, ложь, лицемерие и т. д.).

В ближайшем будущем массовыми станут какие-то новые научно-технические достижения, технологии и инструменты, необходимые для работы и жизни. Материальная база общества и мирового сообщества развивается поступательно от простого к сложному, от эффективного к новаторскому и ещё более эффективному. На слуху цифровая цивилизация, предполагающая такие процессы в рабочей и досуговой среде, или технико-технологические новшества бытовой жизни, которые по логике истории тоже устареют для грядущих поколений. При этом моральные правила взаимодействия людей останутся догматикой, на которой только и может быть сохранён мир на планете Земля.

П.А. Сорокин создал классическую теорию и методологию типологии культурно-исторических типов общества и применяемых к типологии обществ терминов: идеалистический, чувственный, идеациональный типы культур. Его теория позволяет разобраться в качественной специфике обществ различных стран и политико-экономических противоречиях современного мира. К примеру, советское общество СССР или современный Китай — это тип идеалистической культуры на основе идеалов всеобщих прав и обязанностей на труд и доходы от общественно полезного вклада в жизнь страны. Современный чувственный тип культуры (аналог эпохи Возрождения после аскетичного религиозного Средневековья), включая стремительно развивающийся новый коммуникативный цифровой инструментарий, фетишируется как критерий общественного благополучия. Обладание материальными ценностями, антураж вещного мира, потребление удовольствий даже во вред здоровью, непрерывный карнавал жизни — вот ценности чувственной культуры. Однако жестокость и агрессивность в межличностных, производственных, международных взаимоотношениях современности обнаруживают те же захватнические чувственного типа инстинкты, что и в эпоху чувственной культуры Возрождения. Протестные в отношении чрезмерностей чувственной культуры движения в настоящее время имеют религиозный антураж и стремятся к актуализации запретительных во всех классических религиях норм. Это происходит под знаменами аскезы, защиты веры с опорой на моральные запреты, табуирующие недо-

стойные человека и причиняющие вред другим поведенческие стандарты. На этом же фоне постепенно нарастает тема поиска обновлённых идей, идеалов и идеологических оснований внутригосударственного и международного сотрудничества.

В работе известного американского социолога Иммануэля Валлерстайна «После либерализма» содержатся прогнозы, доказательства и предупреждения о всестороннем кризисе буржуазной, капиталистической мир-системы и неизбежности возникновения нового миропорядка. По его словам, либеральная идеология создавалась и явилась в качестве «идеологического щита от протестных настроений опасных классов». И. Валлерстайн констатирует, что этот щит был «в основном разбит всемирной революцией 1968 г., заключительным актом которой стал крах коммунистического режима в 1989 г.». Валлерстайн ставит вопрос: «почему же этот щит не сработал после полутораста лет столь эффективного функционирования»? При том, что «очевидность лицемерия либерализма понималась «изначально и часто и решительно разоблачалась в XIX и XX вв.». Суть лицемерия состояла в том, что «капиталистическая мироэконо-мика столь настойчиво следовала своей логике бесконечного накопления капитала, что стала приближаться к своему теоретическому идеалу — превращению всего и вся в товар». Кроме того, И. Валерстайн объясняет макроэкономические процессы изменением лежащей в их основе реальности и тем, что «движения социалистической традиции вовсе не вели себя в соответствии с собственной риторической критикой либерализма. В большинстве случаев совсем наоборот!» (проще говоря, предали идеалы труда, равенства, чести и свободы). Он объясняет это и тем, что социальной базой движений, говоривших от лица человеческих масс, «на самом деле была узкая группа трудящегося населения». А капиталистическая мироэкономика столь настойчиво следовала своей логике бесконечного накопления капитала, что стала приближаться к своему теоретическому идеалу — «превращения всего и вся в товар» [8, с. 246-247].

Именно в таком состоянии «перехода всего и вся в товар» (включая и самого человека) от «перестройки» до последнего времени находились социально-экономические отношения нашей страны. Торжество чувственной культуры, пронизывающей все социальные

институты общества, особенно драматично коснулось образования и воспитания, где денежная составляющая трансформирует саму возможность качественной подготовки специалистов в соответствии с их личными дарованиями, способностями и стремлениями. Личные устремления часто оказываются недоступными по средствам ни ученикам и студентам, ни их родителям. Во-первых, реализация талантов и способностей сталкивается с отсутствием экономических возможностей платить за образование. Во-вторых, будущие заработки как целеполагание в выборе профессии мешают выбирать малооплачиваемые в настоящее время специальности (бедные и незащищённые врачи, учителя, инженеры, технологи и т. д.). Эти и многие иные факторы экономического порядка ставят молодёжь в положение выбора учиться по принципу «где дешевле и легче». Здесь причины перманентных катастроф и трагедий из-за непрофессионализма случайных в различных профессиях людей. Унизительно выглядит сбор денег с телезрителей, которым показывают драмы родителей с больными детьми и подобные аналогии, где государство не обеспечивает население трудоспособного возраста средствами для нормальных условий жизни и самореализации. Именно в подобных сюжетах нашей повседневности встают в полный рост вопросы нравственного здоровья нации. Нравственные качества — неотъемлемая часть и цель воспитания в процессе образования. Профессионал может проявлять свою компетентность со знаками «плюс» и «минус». Это зависит не только от семьи, среды, ценностных доминант и соблазнов чувственной культуры, но и от морального качества всего общества, доминирующего в обществе выбора этических правил общежития.

Могучий индикатор нравственного здоровья общества — инстинкты самосохранения людей и способность к осмыслению пройденного Россией на рубеже веков пути с дифференциацией позитивного и трагического опыта, который в диалектическом единстве частного, особенного и общего уже сегодня продуцирует будущее грядущих поколений. В 1985 г. на исходе своей жизни Алексей Фёдорович Лосев в одной из бесед говорил: «Куда движется человечество? Дальше идёт то, что противоположно индивидуализму. А именно: общественность и коллективизм. То есть социализм. Он стоит на очереди после индивидуализма. Что

противоположно индивидуализму? Коллективизм. Конечно, такой коллективизм, который не подавляет личность, а помогает ей развиться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия. Важно то, как он может проявиться, в каких видах. Но то, что коллективизм — требование времени, это для меня ясно. Ясно также, что индивидуализм, эта великая культура последних пятисот лет, прошла и проходит. Теперь наступает новая эра» [9, с. 67].

Контуры новой эры, драматично и мучительно пробивающей дорогу в истории, предчувствуют многие интеллектуалы современности. Журналист А. Абрамычев рассказывает: «В Подмосковье живёт Джордж Блейк, которому в 2017 г. исполнилось 95 лет. Находясь во время войны 1950-53 гг. в Корее и увидев страшные последствия американских бомбардировок, он перешёл на сторону СССР и начал сотрудничество с советскими спецслужбами. Работа Дж. Блейка в советской разведке — подвиг». С чувством выполненного долга с русским именем Георгий Иванович живет в России. На вопрос корреспондента «Вы всем довольны, Георгий Иванович?» он отвечает: "Высшей наградой разведчика является чувство выполненного долга. Для полного счастья мне не хватает ... коммунизма. Не имитации и не пародии коммунизма, а подлинного коммунизма. Да, СССР взял на себя ответственность за великий эксперимент, но он не увенчался успехом. Сталинские репрессии и сегодняшние реалии. — всё это я одобрить не могу. Но разве христианская идея стала хуже от того, что была

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М. : Изд-во «ФИВ», 2012; Гл. ЬХ1 «Атеистическое воплощение религиозного идеала». С. 575-580; Гл. ЬХП «Социалистический строй и сверхчувственное бытие». С. 580-587.

2. Фёдоров Н.Ф. // Лосский Н.О. История русской философии. М. : Прогресс, 1994. С. 84-89.

3. Ильин В.В. История философии. СПб. : Питер, 2003. С. 640.

4. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. С. 425-504.

5. Всеобщая история религий мира. М. : Экс-мо, 2006. С. 662, 665.

6. Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1985. Ст. 13, с. 10-11 ; Ст. 14, с. 10-11 ; Ст. 15, с. 11 ; Ст. 18, с. 12 ; Ст. 23, с. 13.

7. Конституция Российской Федерации. М. : Проспект, 2003. Ст. 37, с. 8-9 ; Ст. 2, с. 9.

инквизиция? Пройдут годы, и мир поймёт, что иной модели общества, чем коммунизм, просто не может быть, — и тогда прекратятся все войны". На панихиде своего коллеги Дональда Маклэйна ещё в 1983 г. он сравнил своего соратника с праведником и напомнил присутствующим библейскую притчу о сорока праведниках: "Вознамерившись уничтожить этот мир за грехи человеческие, Господь пообещал отказаться от своего намерения в случае, если нашлось бы на земле сорок праведников. По моему мнению, мы — друзья и коллеги Дональда — имели редчайшую возможность лично знать одного из тех сорока, ради которых был сохранён наш мир". Джордж Блейк - тоже из их числа» [1Q, с. 8].

Представляется, что современная Россия уже прошла, и с большими потерями человеческого капитала, через искушения устройства общества без труда и вне труда. Всё более очевидны тенденции в молодёжной среде к серьёзному повороту в сторону трудового образа жизни и, следовательно, серьёзному отношению к своей профессиональной подготовке. Этими тенденциями должно озаботиться и государство. Нужны рабочие места, достойная зарплата, открытые перспективы для профессиональной деятельности, социальные гарантии и заботы государства и всей страны для уверенного выбора молодыми поколениями трудных и благородных профессий. И, конечно же, необходима корректировка ценностных духовно-нравственных приоритетов в жизнедеятельности заявленного в Конституции РФ социального государства России.

REFERENCES

1. Tihomirov L.A. Religiozno-filosofskie osnovy istorii. M. ; Izd-vo «FIV», 2Q12; Gl. LXI «Ateistich-eskoe voploshhenie religioznogo ideala». C. 575-58Q; Gl. LXII «Socialisticheskij stroj i sverhchuvstvennoe bytie». C. 58Q-587.

2. Fjodorov N.F. // Losskij N.O. Istorija russkoj filosofii. M. : Progress, 1994. S. 84-89.

3. Il'in V.V. Istorija filosofii. SPb. i Piter, 2QQ3.

S. 64Q.

4. Sorokin P.A. Sociokul'turnaja dinamika // Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. M. i Politizdat, 1992. S. 425-5Q4.

5. Vseobshhaja istorija religij mira. M. i Eksmo, 2QQ6. S. бб2, бб5.

6. Konstitucija (Osnovnoj Zakon) SSSR. M., 1985. St. 13, s. 1Q-11 ; St. 14, s. 1Q-11 ; St. 1S, s. 11 ; St. 18, s. 12 ; St. 23, s. 13.

7. Konstitucija Rossijskoj Federacii. M. i Prospekt, 2QQ3. St. 37, s. 8-9 ; St. 2, s. 9.

8. Валлерстайн И. После либерализма. М. : Едиториал, УРСС, 2003. С. 246-247.

9. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М. : Советский писатель, 1990. С. 67.

10. Абрамычев А. К 95-летию советского тайного агента // Завтра. 2017. № 48. С. 8.

8. Vallerstajn I. Posle liberalizma. M. : Editorial, URSS, 2003. S. 246-247.

9. Losev A.F. Strast' k dialektike: Literaturnye razmyshlenija filosofa. M. : Sovetskij pisatel', 1990. S. 67.

10. Abramychev A. K 95-letiju sovetskogo taj-nogo agenta // Zavtra. 2017. № 48. S. 8.

Марцева Лидия Михайловна - доктор исторических наук, доктор философских наук, профессор Омского государственного университета путей сообщения.

Martseva Lidiya Mihaylovna - Dr of Hist. Scie., Dr of Philos., Prof., Omsk State Transport University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 05.03.2018 г.

УДК 75.049 ГРНТИ 18.31.31

ТРАПЕЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ -ЗЕРКАЛО СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

М. Глянц1, М.А. Пименова2, Г.К. Ивахнюк3 1 Университет Индианаполиса США, ЭХанна-Авеню, Индианаполис, Индиана, 46227 2Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ Россия, 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект 149 3Санкт-Петербургский государственный технологический институт (ТУ) Россия, 191123, Санкт-Петербург, Московский пр., 26

Рассмотрены художественные образы пищи и трапезы во взаимосвязи с историко-политической обстановкой и социальным положением, показана трансформация взглядов и настроений художников в период социализма, в момент распада СССР и в «постперестройку». Отдельные положения носят дискуссионный характер.

Ключевые слова история, художники, натюрморт, трапеза, живопись, искусство, символы советской

эпохи.

REPAST IN THE DOMESTIC PAINTING -A MIRROR OF THE SOCIAL LIFE

M. Glyants1, M.A. Pimenova2, G.K. Ivakhnyuk3

1 University of Indianapolis,

USA, 46227, Indiana, Indianapolis, EHanna Avenue

2 St. Petersburg University of the National Fire Service of Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Management and Natural Disasters Response 196105, St. Petersburg, Moskovskiy Prospekt, 149

3St. Petersburg State Institute of Technology (IT), Russia ,191123, St. Petersburg, Moskovskiy pr, 26

The article considers word pictures as a method of history reflection. The authors show the historical and political situation and the social status of the people during various periods by images of food and repast. They point the role of still life in painting of the Soviet artists.

Keywords: history, artists, a still life, a repast, painting, an art, symbols of the Soviet era.

© Глянц М., ПименоваМ.А., Ивахнюк Г.К., 2018_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.